Сочинение на тему сын полка

Сочинения по литературе другие анализ произведения остров борнгольм карамзина на рубеже xvii и xix веков в русской литературе происходит становление
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина

На рубеже XVII и XIX веков в русской литературе происходит становление разных литературных направлений. Произведение Николая Карамзина открывает читателю формирование предромантизма. «Остров Борнгольм» был издан в 1793 году, в первом томе альманаха под названием «Аглая». В основу повести были положены реальные впечатления писателя после морского путешествия 1790 года. Эта повесть продолжает тематику «Писем русского путешественника», в тексте присутствует отсылка к ним. Однако, здесь Карамзина больше волнуют события Французской революции – эти переживания незримо присутствуют глубоким личностным кризисом автора. Поэтому повесть пропитана атмосферой тайн и загадок.

Безусловно, жанровая принадлежность произведения – романтизм, ведь здесь идет речь о любви. Изображение преступной страсти характерна для ранней романтической традиции Запада. 

Сюжет повести завязан на авторе-путешественнике, который возвращаясь домой случайно оказался на датском острове. Он становится свидетелем горьких страданий разлученной молодой пары. Юноша погибает от любви в городе Гревзенд. А девушка заточена отцом за эту незаконную страсть в темнице на острове Борнгольм. О причинах разлуки в повести не упоминается. Очевидно, что их отношения порицаются общественными нормами морали, скорее всего виной этому кровнородственная связь.

Тематика повести – преступная любовь между родственниками. По признанию героя повести – предмет его любви осуждают законы. То есть нравственные законы разрушили отношения молодых людей.

Герои повести описаны довольно скудно. Повествование идет от лица путешественника из России, который достиг конечной точки – Англии и благополучно возвращается на родину. Все изображенное в повести пропущено через сознание путешественника. Он глубоко переживает горе вместе с несчастными юношей и девушкой, он полон сострадания к этой паре. О его имени и возрасте нет никаких сведений.

Влюбленный юноша – бледный и худой, больше похожий на привидение, чем на человека. Юноша настолько сильно переживает душевную боль, что не замечает ничего вокруг, даже путешественника-рассказчика. Его мысли сосредоточены на любимой, находящейся на острове Борнгольм. Молодой человек умеет играть на гитаре и петь.

Узница – молодая женщина в черном платье. Она выглядит крайне измученной, она страдает, постоянно ощущая свою вину. В отличие от юноши, который считает, что он не виноват ни в чем.

Капитан корабля «Британия» – ответственный и сердечный человек, беспокоящийся о комфорте своих пассажиров.

Старец из замка – судя по всему, давно не общался с новыми людьми, но старается быть приветливым и гостеприимным хозяином. Это очень умный, и религиозный человек – прежде всего он начинает говорить о пользе принятии христианства.  

Композиция повести пунктирная, он как бы разорвана на части. Структуру произведения составляют определенные повествовательные фрагменты. Каждый новый эпизод только усиливает и нагнетает содержание повести.

2 вариант

Жанровая принадлежность произведения – романтизм. Автор описывает отношения между мужчиной и женщиной.

Рассказчиком выступает опытный путешественник, который возвращаясь домой, оказался на датском острове. Там он увидел печальную картину. Путешественник видит молодую пару. Девушка находится в заточении в замке. Парень же поет очень печальную песню. Вид его измученный и даже напоминающий болезненное состояние.

Автор не раскрывает причину, по которой у молодых людей все так печально сложилось. Нам абсолютно неизвестно, что являлось толчком к осуждению девушки. Судьбы героев покрыты тайны, нам не узнать деталей. Однако, несмотря на это, автор детально передает эмоциональный фон, из которого можно понять, что отношения пары основываются на крепкой взаимной любви. Между парнем и девушкой есть сильнейшая страсть. Можно понять, что общество порицает и запрещает их отношения. Нормы морали выступают против этого.

Писатель показывает нам, что девушка уже смирилась со своей участью. Она прекрасно понимает, что никогда не обретет счастья с возлюбленным, так как им не позволят быть вместе. Парень же совсем другого мнения. Он совершенно не согласен с тем, что их любовь считается преступной и находится под запретом. Молодой человек очень удручен, испытывает сильнейшую внутреннюю боль. Он не собирается смиряться с тем приговором, который был вынесен их паре. За преступление молодых людей карает хозяин замка, вероятнее всего, это отец молодой пары. Теперь можно догадаться, что молодой человек и девушка являются родственниками. Вероятнее всего, именно этот факт является причиной запрета и порицания связи молодых людей. Находясь в родстве, они не имеют права вступать в любовные отношения.

Повесть переполнена символическими элементами, к которым относятся: небо и море, сон и явь, любовь со страстью. Примечательно, что эмоциональное напряжение в произведении связывается с окружающим миром, с пейзажами и фонами. Все подчеркивает страсть.

Автор проводит психологический анализ состояния молодых людей, их отца и общества. Человеческие взаимоотношения подвергаются тщательному пересмотру. Особенно, когда дело касается чего-то, нарушающего установленный порядок. Здесь описываются противоречия, которые свойственны героям. Автор показывает, что человек может управлять своими эмоциями и состоянием. В противном случае он подвергает себя и окружающих серьезным проблемам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина

Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина

Популярные сегодня темы

  • Новаторство поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение

    Маяковский Владимир Владимирович — оставивший свой след в истории русский поэт, новатор и одна из самых значительных персон в русской и советской литературы и поэзии 20 века.

  • Интересные факты о Ломоносове

    Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.

  • Характеристика главных героев рассказа Экспонат номер Васильева

    Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает

  • История Маши Мироновой по повести Капитанская дочка

    Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать

  • Сочинение Анализ рассказа Бывшие люди Горького

    Рассказ Алексея Максимовича «Бывшие люди», написан был в 1897 году, о жизненных ситуациях людей. Своим произведением поэт передает душевные переживания читателю о жизни «бывших людей»

У каждого читающего человека есть своя золотая книжная полка. Это та полка, на которой стоят самые любимые и запомнившиеся книги, оставившие в душе неизгладимый след. Их хочется перечитывать снова и снова, от них невозможно оторваться. Как правило, такие книги заставляют человека задуматься о смысле жизни, о своих поступках, об отношении к другим людям. Книги помогают преодолеть жизненные трудности, посмотреть на себя со стороны и сделать правильные выводы.
У меня дома тоже есть золотая полка. На ней стоят совершенно разные книги. Это энциклопедии, русская классика, историческая и зарубежная литература. Каждая из книг мне по-своему дорога и близка.
Одно из почётных мест на моей золотой полке занимает роман В. Каверина «Два капитана», прочитанный несколько лет тому назад. Однажды мне предстоял нелёгкий выбор: продолжить занятие своим любимым делом или, испугавшись трудностей, бросить всё на полпути, так и не достигнув намеченной цели. На счастье я в подарок получил книгу В. Каверина «Два капитана». Она стала для меня настоящим открытием. Эта книга полностью изменила мой взгляд на мир, а самое главное – помогла мне сделать свой выбор. Мне захотелось быть похожим на главных героев. И также как они, не отступая перед трудностями, довести начатое дело до конца.
Я считаю, что у каждого человека должна быть своя золотая книжная полка. Любимые книги делают нас добрее, учат принимать важные решения, обдумывать свои поступки, а самое главное – позволяют обрести душевный покой. Очень хорошо об этом сказал в своём произведении «Ни дня без строчки» Ю. Олеша: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».
Солнышкин Андрей, 8 «В» класс

Предлагаю вашему вниманию главу из книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Главка называется «Золотая полка». Вы догадались, что в название главы вынесена метафора. Как вы её понимаете? Есть ли в вашем доме такая «золотая полка»? Какие книги стоят на ней?
«Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. В мечтах мне рисуется именно полка – никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно выразиться, этаж шкафа. Где раздобыть такую? Пожалуй, нужно заказать столяру. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Что, трудно в самом деле позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду. Нет, все же не зову, и мечта остается неисполненной. Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью – все же это золотая полка, которых не так уж много на свете… Во всяком случае, я не видел такой ни в одном доме.
Иногда мне представляется простая четырехугольных форм полка, иногда, наоборот, я вижу кое-какую вычурность – но только кое-какую, пустяк: скажем, какие-нибудь витые столбики по концам.
Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно, теперь ее не продают… Помню эти золотые с тисненым рисунком листы, которые так украшали детство. Для чего они продавались? Кажется, они применялись при изготовлении елочных игрушек. Лист был величиной в нормальный лист писчей бумаги, и обратная его сторона – в данном случае хочется сказать подкладка – была белая. Белая и какая-то странная – как бы чуть-чуть пушистая, чуть-чуть… Как уже сказано, на ней был тисненый рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне: только цветы либо серебряные, либо голубые, а узор был золотой. Но по рисунку это были цветы.
Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да еще читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы – не только подробности, но и целые куски общей конструкции. Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени».

Одной из главных проблем, затронутых в данном тексте, является, на мой взгляд, проблема вечной, постоянной востребованности книг, написанных талантливыми писателями. Автор называет такие книги и таких писателей «золотыми».
Автор говорит о том, что «золотые» книги обладают удивительной способностью — прочтя их, мы помним лишь общее содержание. Детали же, мелочи, подробности (все то, что делает эти книги запоминающимися и значимыми), ускользают из нашей памяти. И, перечитывая эти «счастливые» произведения, мы каждый раз находим в них что-то новое, интересное и важное для нас.
Такие книги становятся спутниками человека на протяжении всей его жизни. В разный период, на разных этапах, мы открываем в «золотых» книгах что-то свое, что укрылось от нашего внимания или понимания раньше. Поэтому такие произведения, их герои «помогают нам жить и лучше понимать жизнь».
Важно, что «золотые» произведения продлевают жизнь своим авторам, делают и их «золотыми», всегда молодыми и актуальными: «они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени».
Каждый человек на протяжении всей жизни собирает свою «золотую» полку, на которой стоят его любимые книги. Есть такая полка и у меня. Я не сомневаюсь в том, что она будет пополняться и обогащаться. Но пока на ней стоит мой любимый Марк Твен, Пришвин, Гоголь, Сетон-Томпсон, Уальд… Когда мне трудно, грустно или, наоборот, весело, я перечитываю «Приключения Тома Сойера» или «Звездного мальчика». Вы можете мне не поверить, но я как будто общаюсь с любимыми героями, которые давно стали моими друзьями, и мне становится легче. Я получаю ответы на свои вопросы, подпитываюсь энергией моих любимых книг, становлюсь сильнее, хочу идти вперед. Действительно, для меня мои любимые книги являются поистине «золотыми».

Писатель Юрий Олеша как – то сказал: «Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги».
Я тоже решила создать свою «золотую полку», на которой уютно расположились бы МОИ любимые книги. А любимые книги – это книги, которые перечитываешь время от времени, когда тебе грустно или наоборот – прекрасное настроение.
Антуан де Сент – Экзюпери. Маленький Принц.
Эту сказку всегда с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Грустная сказка о чувстве ответственности одного человека перед другим, о бережном отношении друг к другу, о доброте и нетерпимости к злу, о том, каким должен быть человек на нашей планете Земля. Но прежде всего – это сказка о дружбе и любви.?
Чарльз Диккенс. Давид Копперфильд.
Много дней по дороге из Лондона и Дувр бредет мальчик. Его ноги покрыты волдырями, из под лохмотьев виднеется худенькое тело. Это Давид Копперфильд, герой книги, судьба которого во многом похожа на судьбу Чарльза Диккенса. Год за годом пройдет перед нами жизнь Давида, полная испытаний и злоключений. И хотя собственная судьба Давида Копперфильда и складывается в конце концов благополучно, но от романа веет какой – то грустью. Очень уж много несправедливого и недоброго было в том мире, который описал Диккенс.



А. С. Пушкин. Капитанская дочка.
«Капитанская дочка” — это удивительная книга, роман, в котором сплелись исторические факты, фольклор, предания и рассказы очевидцев пугачевского восстания и авторский вымысел.



Мифы Древней Греции.
На «золотой полке» обязательно должны быть «вечные книги»: Библия и «Мифы Древней Греции».
Около трех тысяч лет назад на дорогах Греции нередко можно было встретить старца, бредущего с клюкой и музыкальным инструментом, напоминающим лиру. Этот инструмент назывался кифарой, а сам старец – аэдом. Его приход в селение превращался в праздник. Окруженный слушателями, аккомпанируя себе на кифаре, аэд мерным голосом декламировал песни и сказания о подвигах богов и героев. Это были мифы о подвигах могучего Геракла, о Троянской войне и другие мифы.
Вениамин Каверин. Два капитана.
На «золотой полке» – любимая книга детства.
Это случилось давно, за несколько лет до революции. Однажды весной на просторный и грязный городской двор река выбросила туго набитую сумку утонувшего почтальона. И с тех пор тетя Даша почти каждый вечер читала вслух маленькому сироте Сане Григорьеву письма. Их них мальчик впервые узнал о дальних плаваниях в северных морях. Впервые услышал он и о корабле «Святая Мария».
Саня и не подозревал тогда, что эти письма определят его дальнейшую судьбу, не думал, что искренне привяжется к семье Татаринова, капитана «Святой Марии».
Разгадать тайну экспедиции и страшного предательства, погубившего её, – стало делом жизни Сани Григорьева…
В детстве Саня дал клятву «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Он остался верен ей всю жизнь.



Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо.
В городе часто встречали собаку: белую, с черным ухом. Сначала она безбоязненно бегала по улицам, подходила к людям, словно кого – то искала.
Но шло время, собака похудела, шерсть на ней свалялась, стала грязно – серой, она уже почти не бегала, а ковыляла на трех ногах. Люди смотрели на нее косо, обходили стороной, опасаясь, а не бешеная ли она. Да и собака не выбегала им навстречу, а предпочитала красться пустыми улицами и переулками.
С кем только не столкнулся потерявший хозяина Бим: с детьми и взрослыми, с хорошими людьми, и со злыми..
Но, несмотря на все свои страдания, Бим до последних минут жизни сохранил веру в дружбу с человеком.
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
Булгаков назвал себя мистическим писателем. Точность этого определения можно оценить лишь после встречи с главным созданием художника – романом «Мастер и Маргарита».
Когда – то, в детстве, насмотревшись рисунков Нади Рушевой, мне захотелось прочитать эту книгу. Но время было другое, книга широко не издавалась … И свою мечту я осуществила только в 90 – е годы ХХ века. С тех пор я перечитывала её не раз. И каждое прочтение было разным и новым по восприятию…
Ильф Петров, Евгений Петров. Двенадцать стульев.
«В половине двенадцатого с севера – запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми…» Так впервые мы знакомимся с «великим комбинатором», авантюристом и незадачливым искателем бриллиантов Остапом Бендером, чьи приключения будоражат не одно поколения читателей.
На протяжении всего романа дуэт Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова занимаются поиском сокровищ тёщи Кисы – мадам Петуховой, спрятанных в одном из стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Мадам Петухова спрятала их, остерегаясь обыска, но не решалась признаться зятю, Ипполиту Матвеевичу, считая его мотом и транжирой, промотавшим состояние её дочери. Открывается Ипполиту она только перед смертью. Он тут же бросается на поиски, вместе со встреченным им «великим комбинатором», мошенником и любителем денежных знаков Остапом Бендером. С этого момента их уносит в круговорот из поисков, неудач и головокружительных авантюр – от создания тайного общества до превращения захолустного городишки в шахматную столицу Вселенной.
На «золотую полку» я могла бы поставить еще «Мертвые души» Гоголя, «Сандро из Чегема» Фазиль Искандера, «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла, «Портрет Дориана Грея» О. Уальда и множество других любимых мною книг.
А что стоит на вашей «золотой полке»?







Общее дело – это те действия, мероприятия, акции, которые люди совершают сообща, имея единые цели. Оно объединяет людей, делает их сплочёнными. Прекрасно, если это действия позитивные, направленные на созидание, создание чего-то важного для каждого в отдельности и коллектива единомышленников в целом.

Сочинения про Общее дело

Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Общее дело» для учащихся выпускных и других классов для ОГЭ и ЕГЭ с примерами из литературы и жизни.

Что такое Общее дело – сочинение

Общее дело – это работа, выполняемая группой людей. Если действовать согласованно и ответственно, желаемое обязательно исполнится. В таком деле важен вклад каждого участника команды, его предложения, идеи.

Но, прежде всего, ценится умение работать сообща. Не зря народная мудрость гласит «Один в поле не воин». Когда рядом крепкая поддержка и надёжная опора – любые беды по плечу.

Приведу несколько примеров из литературы:

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголю удалось воссоздать мощь и величие своего народа в борьбе за национальную независимость. Основой произведения стало единство казаков, образовавшееся в результате противостояние иностранным захватчикам.

Поэму «Василий Тёркин» А.Т. Твардовский написал во время Великой Отечественной войны, будучи фронтовым корреспондентом. Он был сам частью народа, поднявшегося на борьбу против фашистских захватчиков, поэтому не понаслышке знал о его героизме, способности выстоять в любой ситуации.

В жизни тоже немало примеров, когда общее дело принесло много пользы, например, поднятие целины.

Всю историю земледелия велось освоение целинных (нераспаханных) и залежных (давно не обрабатывавшихся) земель. А в середине 20 века в СССР было принято решение значительно увеличить количество распаханной территории из-за острой нехватки зерна. Было постановлено осваивать земли Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и некоторых районов Северного Кавказа.

Для этого было отобрано 120 тысяч тракторов, 10 тысяч комбайнов с соответствующим количеством тракторных плугов, сеялок и других сельскохозяйственных машин. Организованный набор и посылка работников в районы этих земель рассматривалось как великое патриотическое общее дело.

Для заинтересованности и привлечения специалистов им выдавали единовременное пособие в размере трёх окладов на предыдущем месте работы, а также погашали все расходы, связанные с переездом на новую работу. Также были введены материальные льготы для целинников.

Большинство прибывших были полны энтузиазма, надеясь принять участие в важном деле общегосударственного значения. Они были готовы жить в тяжёлых условиях, работать при сильном ветре и низких температурах. Желание быть полезными и трудиться на благо родной страны сближало людей, делало их одной непобедимой силой.

Таким образом, общее дело приводит к желаемому результату, когда команда работает дружно и согласовано.

Сочинение Общее дело в годы войны

Общее дело – это борьба всего народа против одного врага. Таким делом было сражение с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Не было ни одного честного человека, который бы остался в стороне, каждый вносил свой вклад в дело победы над врагом.

А.П. Гайдар подтверждает данное мною определение. Детям во время Великой Отечественной войны хотелось хоть чем-то быть полезными для солдат.

Так и парнишка, который в поисках коровы забрел в расположение немцев, ничего не понял из их разговора, но видел карту, что рассматривали немецкие офицеры, поэтому решил рассказать об этом советским солдатам и даже переживал, что в свое время не учил в школе немецкий язык.

Это и есть общее дело, вклад в которое каждого очень важен.

Герои очерка Аркадия Петровича Гайдара — мальчишки. Такие мальчики сегодня играют в телефонах, гоняют на велосипедах, но в то суровое время все от мала до велика встали на защиту Родины: «Этот паренёк заложит обойму не в пустую крынку».

И тут вспоминается рассказ «Сын полка» В. Катаева. Это произведение тоже посвящено мальчику, в свои детские годы одевшему солдатскую форму. Это был настоящий воин – бесстрашный и сильный духом. Когда его, одетого пастушком, поймали немцы и пытали, он не сказал ни одного слова.

Такие старания преодолевали, и Гринев с Савельичем ради своей цели – добраться до крепости, в произведении «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Таких примеров мужества и героизма бесчисленное множество – весь народ готов был всё сделать и всё отдать ради победы над врагом. Таким образом, мы убеждаемся, что каждый человек нашей страны сделал всё, чтобы защитить Родину от фашизма во время войны.

Что я понимаю под словом Общее дело

Думаю, общее дело – это работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Если эта работа выполняется согласованно и дружно, то такой результат обязательно будет обеспечен.

Приведем из текста пример, который послужит аргументом, подтверждающим данное мною определение.

Ребятам в рассказе Гайдара хотелось чего-то нового, и они решили устроить в заброшенной столовой собственный театр: договорились об этом с управдомом, собрали команду и начали строительство сцены для театра.

Они упорно работали и уложились в короткие сроки, потому что их работа была дружной и слаженной. Это и есть общее дело, ведь все трудились как один – никто не спорил и не выступал главным – а ведь это главные факторы, ведущие к провалу общей работы.

Приведем еще один аргумент, доказывающий, что общее дело ведет к блестящему результату, если проводится сообща.

Во времена СССР мы выиграли вторую мировую войну, хотя эта победа далась нам нелегко и стоила очень больших потерь. Мы боролись за свободу и независимость, чтобы над головами всегда светило солнце, а люди вокруг жили в мире и согласии.

И мы добились этого благодаря дружной работе и общей цели. Это ли не самое великое общее дело, за которое мы когда-либо брались?

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно.

Эссе Дружба и Общее дело

У человека только тогда может что-то получиться, если у него есть надежный союзник, который понимает его и никогда не подведет. Только вместе можно справиться с различными преградами и добиться цели. Это я могу доказать, опираясь на одну историю, которая произошла в реальной жизни.

Ира с Наташей дружили с самого детского сада. И это не удивительно, ведь их дома были соседними. В школе они сидели за одной партой и были не разлучными подругами. Их дружба была проверена временем. Девочки всегда друг другу помогали и стояли друг за друга горой.

У Наташи стало резко падать зрение, но в подростковом возрасте надеть очки, это было чем-то нереальным. Дело в том, что сверстники ее бы точно не поняли. Оставался один вариант – линзы. Но они постоянно терялись, поэтому и это не подошло. Тогда девочки вместе нашли выход из затруднительного положения.

Поскольку Ира всегда была рядом. Она все читала Наташе, что было написано на доске, говорила ей о тех людях, которые находятся за несколько метров и с которыми обязательно нужно поздороваться. Благодаря Ире так никто и не узнал, что у Наташи было плохое зрение. Это поведение девочек помогло увериться в том, насколько сильна их дружба.

Но пришло время университета и девочкам, которые мечтали и там быть вместе, этого не удалось. Одна выбрала журналистику, а другая решила постичь профессию социального педагога. У девочек завелись новые подруги, друзья. Постепенно они отдалились друг от друга. И только время от времени они общались по телефону, а их встречи были все реже и реже.

Когда подруги закончили университет, то им обоим, к сожалению, не удалось устроиться на работу по специальности. Одна начала подрабатывать официанткой, другая – работала в магазине одежды. Казалось, что жизнь остановилась, и в ней больше нет ничего положительного. Только скучная работа и люди вокруг, которые ничем не могут помочь.

Спустя некоторый отрезок времени, бывшие одноклассницы случайно встретились. Они разговорились и, оказывается, обе были не довольны своей жизнь, вместо того, чтобы сетовать, девушки вспомнили о давней мечте, которую так хотели осуществить, когда повзрослеют.

Так, Наташа хорошо рисовала и разбиралась в моде, поэтому она часто на уроках рисовала различные платья, костюмы и другую одежду, а Иры всегда была коммерческая жилка. Она прекрасно распоряжалась с деньгами, умела копить.

Поэтому слово за слово и подруги решили воплотить в жизнь былую мечту. Наташа закончила курсы шитья, а Ира нашла дешевых поставщиков тканей и так они вместе открыли общее дело. Их дело стало настолько востребованным, что подруги сами не верили такому потрясающему успеху.

Сейчас у них свои семьи, но это не мешает девушкам крепко дружить и заниматься общим делом. А получились ли у них все, если бы они решили открыть свой бизнес поодиночке. Скорее всего, нет. Поскольку они удачно друг друга дополняют, поэтому у них все и получилось.

Поэтому важно понимать, что рядом находятся надежные люди. Только благодаря таким проверенным друзьям не страшно идти по жизни, поскольку они, если ты оступишься, никогда не осудят, а наоборот поддержат и вместе вам удастся найти выход, даже из самой безнадежной ситуации.

А вот в одиночку будет намного тяжелее подняться на ноги, поэтому никогда не нужно отталкивать близких людей, которые рядом находятся, начиная с самого детства, поскольку только они способны помочь в трудную минуту.

Мне кажется, что те люди, которые говорят, что в бизнесе нет друзей, не правы. Просто важно впускать в свое дело только проверенных людей и тогда все обязательно получится.

Сочинение-рассуждение про Общее дело

Общее дело – это противостояние всего народа одному врагу. Когда человеку есть на кого положиться, любое дело будет успешным. Благодаря проверенным людям легко идти по жизни. В качестве примера приведу произведение А. Фадеева «Молодая гвардия».

А.А. Фадеев приступил к написанию романа «Молодая гвардия» через два года после гибели большинства членов знаменитой подпольной антифашистской молодёжной организации «Молодая гвардия». События, произошедшие в недавнем прошлом, позволили автору построить сюжет, основанный на воспоминаниях очевидцев, а не на вымысле и догадках.

Действие романа происходит в первые годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровская Германии практически полностью оккупировала небольшой советский городок Краснодон.

Выступить в открытую против фашистов народ не мог, поэтому группа молодых ребят-комсомольцев создала подпольную организацию под названием «Молодая гвардия». Её основали Сергей Тюленин и Виктор Третьякевич, но известны на весь мир имена и других участников: Ульяна Громова, Олег Кошевой, Иван Земнухов, Любовь Шевцова.

Разумеется, жизнь молодых людей не ограничивалась деятельностью «Молодой гвардии». Они влюблялись, участвовали в семейных делах, организовывали свой досуг, мечтали о счастливом будущем, которое наступит после войны.

Все эти ребята, несмотря на различные характеры и поступки, являются героями. Их сплотило великое общее дело – защита собственной Родины. Их несгибаемая воля к борьбе за свободу объединила выходцев из различной среды, разных семей. Они помогли своему народу всем, чем смогли, однако им не суждено было увидеть результат собственных стараний.

Отважных молодогвардейцев предал их же товарищ, по вине которого большая часть подпольной организации была схвачена и зверски замучена. Но все они мужественно встретили свою смерть и посмертно получили звание Героя Советского Союза.

Таким образом, общее дело может быть только у людей с одной и той же целью.

Читайте также: Война это – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Тем самым, можно сделать вывод, что общее дело – задача общая, между несколькими людьми, когда нет места «Я». При этом, если всё дружно и согласованно, то результат радует.

Сочинение Общее дело в годы войны

1

Что я понимаю под словом Общее дело

Эссе Дружба и Общее дело

Сочинение-рассуждение про Общее дело

Главные герои

Ваня Солнцев – мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».

Капитан Енакиев – мужчина 32-х лет, командир батареи. Хотел усыновить Ваню, но был убит во время сражения.

Ефрейтор Биденко – разведчик, до войны был донбасским шахтером, «костистый великан». Вместе с Егоровым и Горбуновым подобрали Ваню в лесу.

Сын полка — Катаев Валентин Петрович — Страница 1

Валентин Петрович Катаев.

Сын полка.

Посвящается Жене и Павлику Катаевым

Это многих славных путь.

Некрасов

Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше тридцати лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сея. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Повесть «Сын полка» вернёт тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и рассказам старших. Она поможет тебе увидеть эти события как бы своими глазами.

Ты узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдёшь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. Ты познакомишься с замечательными людьми — воинами нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего советского человека. И, прочитав повесть, ты, конечно, поймёшь, что подвиг — это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.

Повесть «Сын полка» написал большой советский художник, замечательный мастер слова. Ты прочтёшь её с интересом и волнением, ибо это правдивая, увлекательная и яркая книга.

Произведения Валентина Петровича Катаева знают и любят миллионы читателей. Наверное, и ты знаешь его книги «Белеет парус одинокий», «Я — сын трудового народа», «Хуторок в степи», «За власть Советов»… А если и не знаешь, то обязательно встретишься с ними — это будет хорошая и радостная встреча.

Книги В. Катаева расскажут тебе о славных революционных делах нашего народа, о героической юности твоих отцов и матерей, научат ещё больше любить нашу прекрасную Родину — Страну Советов.
Сергей Баруздин
1

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.

Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.

Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.

И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что!

Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.

Работа была трудная, очень опасная. Почти всё время пробирались ползком. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.

Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.

Но самое тяжёлое было то, что ни разу не удалось покурить. А, как известно, солдату легче обойтись без еды и без сна, чем без затяжки добрым, крепким табачком. И, как на грех, все три солдата были заядлые курильщики. Так что, хотя боевое задание было выполнено как нельзя лучше и в сумке у старшого лежала карта, на которой с большой точностью было отмечено более десятка основательно разведанных немецких батарей, разведчики чувствовали себя раздражёнными, злыми.

Чем ближе было до своего переднего края, тем сильнее хотелось курить. В подобных случаях, как известно, хорошо помогает крепкое словечко или весёлая шутка. Но обстановка требовала полной тишины. Нельзя было не только переброситься словечком — даже высморкаться или кашлянуть: каждый звук раздавался в лесу необыкновенно громко.

Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно, гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного света, и через каждые пять шагов останавливаться и прислушиваться.

Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад.

Хотя до переднего края уже оставалось не больше двух километров, разведчики продолжали идти всё так же осторожно, осмотрительно, как и раньше. Пожалуй, теперь они шли ещё осторожнее, останавливались чаще.

Они вступили в самую опасную часть своего пути.

Вчера вечером, когда они вышли в разведку, здесь ещё были глубокие немецкие тылы. Но обстановка изменилась. Днём, после боя, немцы отступили. И теперь здесь, в этом лесу, по-видимому, было пусто. Но это могло только так казаться. Возможно, что немцы оставили здесь своих автоматчиков. Каждую минуту можно было наскочить на засаду. Конечно, разведчики — хотя их было только трое — не боялись засады. Они были осторожны, опытны и в любой миг готовы принять бой. У каждого был автомат, много патронов и по четыре ручных гранаты. Но в том-то и дело, что бой принимать нельзя было никак. Задача заключалась в том, чтобы как можно тише и незаметнее перейти на свою сторону и поскорее доставить командиру взвода управления драгоценную карту с засечёнными немецкими батареями. От этого в значительной степени зависел успех завтрашнего боя. Всё вокруг было необыкновенно тихо. Это был редкий час затишья. Если не считать нескольких далёких пушечных выстрелов да коротенькой пулемётной очереди где-то в стороне, то можно было подумать, что в мире нет никакой войны.

Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.

Красный телефонный шнур, незаметно скользнувший под ногой, говорил, что где-то недалеко — неприятельский командный пункт или застава. Несколько сломанных осин и помятый кустарник не оставляли сомнения в том, что недавно здесь прошёл танк или самоходное орудие, а слабый, не успевший выветриться, особый, чужой запах искусственного бензина и горячего масла показывал, что этот танк или самоходное орудие были немецкими.

В некоторых местах, тщательно обложенных еловыми ветками, стояли, как поленницы дров, штабеля мин или артиллерийских снарядов. Но так как не было известно, брошены ли они или специально приготовлены к завтрашнему бою, то мимо этих штабелей нужно было пробираться с особенной осторожностью.

Краткое содержание

Глава 1

Три разведчика возвращались осенней ночью через сырой холодный лес. Неожиданно они обнаружили в небольшом окопчике бредившего во сне, что-то бормочущего мальчика. Ребенок проснулся и, резко вскочив, выхватил «откуда-то большой отточенный гвоздь». Один из разведчиков – сержант Егоров – успокоил его, сказав, что они «свои».

Глава 2

Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, «был храбр», но «при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу».

Глава 3

Найденный разведчиками мальчик Ваня Солнцев был сиротой. Его отец погиб на фронте, мать убили, бабушка и сестра умерли с голоду. Мальчик пошел «собирать куски», по дороге попался жандармам. Те посадили Ваню в детский изолятор, где он едва не умер от чесотки и тифа, но вскоре сбежал. Теперь он пытался перейти через фронт. С собой в сумке носил отточенный гвоздь и потрепанный букварь.

Ваня напомнил Енакиеву о его собственной семье – матери, жене и семилетнем сыне, которые погибли «в сорок первом».

Глава 4

Разведчики накормили Ваню «необыкновенно вкусной кротёнкой». Проголодавшийся мальчик ел жадно, с аппетитом. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться».

Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.

Глава 5

Биденко, хмурый и молчаливый, вернулся в часть на другой день поздно вечером. В это время армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.

Глава 6

Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.

Глава 7

Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан к сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.

Глава 8

Ваня, долго блуждая по военным дорогам, пришел к штабу. По дороге ему встретился «роскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии – «сын полка», который служил связным при майоре Вознесенском. Именно эта встреча подтолкнула Ваню найти главного командира и попросить помощи, чтобы вернуться к разведчикам.

Главы 9 – 10

Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.

Глава 11

Разведчики были очень рады возвращению мальчика. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».

Глава 12

Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – он хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка».

Глава 13

Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.

Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.

Глава 14

Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.

Глава 15

Ваня очнулся в блиндаже от звуков бомбежки. Одна из бомб разнесла двери блиндажа, и мальчик увидел, что немцы отступили. Вскоре появились русские войска.

Главы 16. – 17

После случившегося Ваню постригли, сводили в баню, выдали новое обмундирование и «поставили на полное довольствие».

Глава 18

«У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». «Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика». Узнав о задании, в котором участвовал Ваня, Енакиев очень рассердился на разведчиков, которые любили мальчика слишком «весело».

Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.

Главы 19. – 20

С того дня Ваня начал жить в основном у Енакиева. Капитан хотел лично воспитать мальчика. Енакиев «прикомандовал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера», чтобы он научился «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». «Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам. Сначала ему показалось, что он лишился родной семьи. Но скоро он увидел, что новая его семья ничем не хуже старой».

Главы 21. – 22

Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.

Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.

Глава 23

«Капитан Енакиев приказал по телефону первому взводу своей батареи немедленно сняться с позиции и, не теряя ни секунды, передвинуться вперёд». «Второму взводу он приказал всё время стрелять, прикрывая открытые фланги ударной роты капитана Ахунбаева».

Глава 24

Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.

Глава 25

Когда Ваня возвращался назад, битва была уже окончена. Мальчик не знал, что, расстреляв все патроны, солдаты дрались с немцами лопатами и штыками, а затем Енакиев «вызвал огонь батарей на себя». Ваня шел по полю сражения и, наконец, на лафете пушки увидел убитого Енакиева.

К мальчику подошел Биденко. «В душе у Вани будто что-то повернулось и открылось». Он обнял Биденко и заплакал.

Глава 26

В кармане Енакиева нашли записку, в которой командир прощался со своей батареей, просил похоронить его на «родной, советской земле» и позаботиться о судьбе Вани. Вскоре Биденко по направлению командира артиллерийского полка отвез Ваню в суворовское училище. Разведчики дали ему с собой еду, мыло и погоны капитана Енакиева, завернутые в газету «Суворовский натиск».

Глава 27

В первую ночь в училище Ване снилось, как он бежит по мраморной лестнице, «окруженной пушками, барабанами и трубами». Ему было трудно подниматься, но седой старик с алмазной звездой на груди повел его по ступенькам выше, говоря: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».

О Валентине Катаеве – авторе этой книги

Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.

Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».

Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.

Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.

Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.

Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.

Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…

Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.

Для начала приведу слова самого В. Катаева:

«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).

Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.

Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.

Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».

Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.

Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…

Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…

Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.

Сергей Баруздин

Война унесла и покалечила миллионы жизней. Но не победила бы советская армия, если бы не были настолько сплоченными ее участники. Так и маленьких детей, которые остались без родителей, солдаты забирали «под свое крыло». Катаев не стал изображать множество героев в своем рассказе, а собрал все образы в один персонаж — Ваню Солнцева. Но интересно рассмотреть и другие характеристики главных героев «Сына полка».

Сюжет – краткое содержание

  1. На обратном пути в часть разведчики находят в канаве спящего мальчика и забирают его с собой.
  2. Ваня Солнцев хочет остаться с разведчиками, но капитан Енакиев распоряжается отправить мальчика в тыл.
  3. Ваня сбегает от многоопытного ефрейтора Биденко и встречается с Енакиевым.
  4. Он остаётся у разведчиков, но во время одного из рейдов оказывается в плену у немцев.
  5. Енакиев забирает Ваню и разведчиков и делает артиллеристом, но во время боя отправляет Ваню в штаб.
  6. Енакиев гибнет, а Биденко отвозит повзрослевшего Ваню в суворовское училище.

Сюжет и идея


Обложка повести Валентина Катаева «Сын полка». 1948 год © «Детгиз»
Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские раз­ведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты. Ваня всеми си­лами сопротивляется, когда его хотят отправить в детский дом, убегает с пол­дороги от провожатого и вымаливает право оста­ться в армии как «сын полка». Здесь он участвует в настоящих армей­ских опе­рациях: сперва ходит в разведку, потом помогает в орудийном расчете, и то­­­ль­ко спустя продолжи­тельное вре­мя, когда после кровопролитного сра­же­ния погибают почти все члены его бое­вой семьи, мальчика отправляют в Суво­ров­ское училище.

Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей челове­ка, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Совет­ской армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей. Этот сим­биоз идет на пользу не только маленькому «пастушку», как называют Ваню в полку, но и усыновившим его военным: оторванные от собственных семей, потерявшие в бомбежках и в оккупации жен и детей, они находят в заботе о Ване возможность удовлетворить собственные отцовские инстинкты.

Повесть изображает преображение души маленького, затравленного, уже поте­рявшего веру в людей сироты — и одновременно исцеление душ его взрослых опе­кунов. В то же время «Сын полка» — это настоящий роман воспитания. Ка­пи­тан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает по­дроб­ный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.

Артиллерийский компонент повести имеет явную автобиографическую подо­плеку. Сам Катаев во время Первой мировой войны, будучи юным гимназис­том-переростком, несколько лет служил в артиллерии и запечатлел этот опыт в позднейшем «Юношеском романе» (1982). Во время Второй мировой Катаев, работавший военным журналистом, много и с удовольствием писал именно о советских артиллеристах.

Пословицы к произведению

Хорошей войны не бывает.

Сам маленький, а подвиг большой.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Русский немцу задал перцу.

Сами воевать не хотим, но своей земли не отдадим.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Война как школа


Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год © Свердловская киностудия
Под пером Катаева приемные родители Вани — капитан Енакиев, наводчик Кова­­лёв, разведчик Биденко — предстают не просто как герои и патриоты, но прежде всего как высочайшие профессионалы, у которых и Ване, и любому, кто захотел бы посвятить себя военной профессии, есть чему по­учить­­ся. При этом каждый из них по-своему необыкновенен. Енакиев, напри­мер, отли­чается «воображением, основанным на опыте, на тонком понимании маневра и на том особом, математическом складе ума, который всегда отлича­ет хоро­шего артиллерийского офицера…». Ковалёв, служивший артиллерий­ским навод­чиком еще в Первую мировую, оказался особенно востребован имен­­­но во время новой войны, которая открыла в нем «качества, которые в преж­­ней войне не могли проявиться в полном блеске». Своя профессиональ­ная изю­мин­ка есть у разведчиков, ординарцев и даже у полкового парикмахера. Полк, таким образом, становится для Вани не только семьей, но и школой.

Краткое содержание «Сын полка» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: Сын полка

Число страниц: 224. Катаев В. П. «Сын полка». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1944 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

В тот самый исторический момент, когда Гитлер уже провозгласил, что «сотрёт с лица земли коммунизм», Валентином Петровичем Катаевым была написана детская повесть «Сын полка».

Фашисты сожгли родную деревню Вани Солнцева, убили родных, загнали его, как зверёныша, в лесную чащу. Он озлобился и одичал. Но вот, найденный разведчиками, он вновь оказывается среди своих. В палатке у хозяйственных артиллеристов ему устраивают настоящий пир. Ваня даже жмурится от наслаждения, когда перед ним появляется жирная каша с мясом, чай с хлебом и сахаром, давно им забытые. Но эта сказочная идиллия длится недолго. Зорким мальчишеским глазом замечает Ваня, как спокойно уходят разведчики сменять погибших товарищей, не уклоняясь от смертельной опасности.

Мальчику открывается героическая сторона повседневного быта его новых друзей – необходимость ежедневно и ежечасно быть готовым пожертвовать жизнью, выполнять свой воинский долг. И сам Ваня Солнцев становится солдатом. Потому так отчаянно борется он за своё право оставаться на батарее. И в час гибели батареи он не покидает её, хотя видит всю трагичность происходящего.

Место действия повести ограничено одной артиллерийской батареей. О разведчиках Валентин Катаев говорит: «Никто не мог сравниться с ними в дерзости и в мастерстве разведки». Недаром их далеко за пределами части называли по имени командира – «профессора капитана Енакиева». Артиллеристы также не отставали от разведчиков. Об одном из наводчиков говорится: «Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. Бывают наводчики хорошие, способные. Бывают наводчики талантливые. Бывают – выдающиеся. Он был наводчик гениальный». Талантливым командиром, осторожным и отважным, выступает капитан Енакиев, один из героев повести.

Судьба Вани, ставшего «сыном полка», – образное выражение внутренней идеи повести. В суровые дни боёв, в разгар жесточайших схваток, у солдат капитана Енакиева находится огромный запас нежности и любви к ребёнку, обездоленному войной. Сначала чувство отцовства проявляется в стремлении сберечь, защитить юную жизнь от гибели. Затем возникает желание сделать ребёнка счастливым, дать ему хоть немного радости, насколько это возможно в обстановке боёв с гитлеровцами.

Но мальчик хочет разделить их судьбу, и уйти с батареи для него невозможно. Гордость наполняет сердце капитана Енакиева, когда он понимает «всё, что происходило в душе этого маленького человека, его солдата и его сына».

Из сочинения Светы К., 5-й класс

«Сын полка» Валентина Катаева читали наши папы и мамы. Теперь читаем мы. Это была первая повесть о маль­чишке, который вместе со взрослыми бойцами дрался с фашистами.

Война сделала Ванюшу сиротой, бойцы усыновили его. С виду он деревенский мальчишка, «пастушок», а когда его пытались отправить в тыл, перехитрил самого опытного разведчика. И ведь сбежал! Разведчики считали его прирож­дёённым разведчиком, артиллеристы — прирождённым артилле­ристом.

Даже в трудном деле войны Ванюша не уступал взрос­лым, всегда находил себе дело и выполнял все с основатель­ностью. Наверное, поэтому нельзя не восхищаться подвигом Вани Солнцева.

Из сочинения Глеба Г., 5-й класс

Эту книгу мне читала бабушка, когда я был ещё совсем малень­ким и сам читать не умел. Мне очень понравилось, как ловко мальчик-пастушок перехитрил нашего бывалого разведчика. Этому разведчику приказали увезти его с передовой, а мальчик сказал, что он всё равно сбежит. Разведчик привязал к ноге мальчика верёвку, а сам уснул. А пастушок распутал узел и привязал другого разведчика, чтобы не заметили, что он сбежал.

Конец этой книги мне бабушка не стала читать, сказала, что я еще маленький. Когда я вырос и научился читать, мне очень захотелось узнать, чем же всё кончилось, но я не знал, как книга называется. Спрашивал бабушку, но она тоже не помнила.

Однажды я случайно узнал, что эта книга называется «Сын полка», написал её писатель Валентин Катаев. Я взял её в библиотеке и будто со старым другом встретился. Прочитал её, не отрываясь, за один день, даже уроки не успел сделать. Книга эта, оказывается, кончается очень печально, хоть мечта пастушка Вани сбылась — он стал сыном полка и его любили все солдаты, а «сердитый» капитан Енакиев решил его усыновить. Все они погибли в бою, защищая Родину. Весь полк погиб, остался только Ваня — сын полка.

Я плакал, когда дочитал эту книгу до конца, потому что я полюбил всех этих людей, ведь они были хорошие люди и настоящие солдаты.

Литература

Катаев В.П. Сын полка. Иллюстрации В.А. Хлебникова. — Ярославль: Ярославское книжное издательство, 1961.

Сочинения

Патриотический рассказ Катаева повествует про мальчика, детство которого было украдено войной, он слишком рано стал взрослым, много бед ему пришлось перенести. Характеристика Вани Солнцева рисует образ упрямого и гордого мальчика с «самостоятельным» характером, который готов сражаться с врагом наравне со взрослыми.

Образ Вани Солнцева

Ване всего 12-13 лет, а выглядит он не старше десятилетнего. Вначале рассказа перед читателем предстает образ исхудавшего, заросшего за 2 года без стрижки деревенского паренька. Во сне черты лица Вани Солнцева искажались от горя, слезы капали с ресниц, а зубы яростно скрипели от ненависти к фашистам.

Позже, отправляясь на задание, он напоминал обычного деревенского пастушка, который был одет в домотканые штаны, окрашенные в коричневый цвет луковой шелухой, на плечах рваная кацавейка, а через плечо переброшена торба. Лицо темное и сухощавое, прямой нос, синие глазенки и шапка из русых волос, напоминающих крышу избы.

Разведчикам очень нравился: «этот синеглазый, заросший русыми волосами, худенький<…>парнишка». Временами он был вежливый, а иногда злой. Отважный Ваня Солнцев стал сыном полка. После стрижки его образ стал совсем другим. Он уже совсем стал напоминать маленького солдатика: уши без шапки волос казались немного большими, а шея очень тонкая: «…лоб оказался открытый, круглый, упрямый…», с небольшой армейской челочкой.</…>

Ваня Солнцев: характеристика героя

У Вани отец погиб в самые первые дни войны. Мать не отдавала фашистам корову и ее тоже убили. От голода умерли бабушка и младшая сестричка. Деревня была сожжена неприятелем, и мальчик остался совсем один. Он попал в немецкий лагерь, где сильно болел. Смышленый паренек смог убежать, два года прятался в лесах, шел к линии фронта, чтобы попасть к советским военным. За это время Ваня Солнцев, будущий сын полка совсем одичал, по своим характеристикам он напоминал волчонка: стал злым и готовым всегда постоять за себя, носил в сумке наточенный гвоздь.

Мальчика нашли в лесу разведчики и хотели оставить при своем отделении. Но капитан Енакиев приказал отослать парнишку в тыл. Паренек ловко сбежал из грузовой машины, когда его везли за линию фронта. Каким-то чудом вернулся в часть.

Увидев ловкость и смышленость, а также отвагу пацаненка, Енакиев разрешил мальчику остаться у разведчиков. Ваня участвовал в одной опасной вылазке, его поймали немцы и пытались выведать, кто его послал шпионить. Но мужественный по своей характеристике мальчик стойко молчал. Произведение «Сын полка» рассказывает, что наступление советских войск помогло Ване выбраться из плена, и он вновь встретился с солдатами разведывательного отряда.

Из Вани Солнцева сделали настоящего маленького солдата: подстригли, выдали ему военную форму и паек. Капитан Енакиев устроил паренька при себе связным.

Готовился ответственный бой. Первый взвод батарей Енакиева был брошен вперед, он прикрывал фланги пехоты. Ваня был как раз в первом взводе. Советские войска продвигались вглубь тыла противника. Но неприятель бросил в атаку танки. Капитан передал маленькому солдатику «важное» письмо, и велел отнести послание начальнику штаба.

Отважные бойцы умерли на поле боя вместе со своим капитаном. По просьбе Енакиева Ваню отправили учиться в суворовское училище.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Анализ произведения «Сын полка» Катаев В.П.

Повесть «Сын полка» была написана Валентином Петровичем Катаевым уже в конце Великой Отечественной войны, в 1944 году. В те боевые годы большинство граждан защищали свою Родину от немецко-фашистких захватчиков. Женщины и дети участвовали в боевых действиях, совершали подвиги. Они останутся в памяти людей надолго.

В повести Катаева речь идет о мальчике подростке, по имени Ваня, который остался сиротой во время войны.

Его родителей расстреляли фашисты. Ребенок долго скитался в тылу врага. Ему не удавалось перейти линию фронта. Он оказался никому ненужным. Ваня испытал все тяготы войны на себе. Он голодал, часто ночевал под открытым небом.

Но однажды мальчику повезло, его подобрали наши солдаты, разведчики. Солдаты хотели оставить смышленого подростка у себя. Разведчики скучали по семейному очагу, а мальчик Ваня оказался таким обаятельным и добрым.

Но капитан Енакиев, воспротивился идее своих подчиненных. В начале войны он потерял свою семью и маленького сына. Незаживающая рана в душе бравого капитана не дает ему взять ответственность за судьбу маленького человека. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он приказывает отправить Ваню в детский дом.

Но подросток не хочет уезжать от разведчиков. Шустрый мальчишка убежал от бывалого разведчика Биденко, который его сопровождал. Ваня вернулся, в зону боевых действий наших войск. Он встретил там своего ровесника, мальчика, который являлся сыном полка. Тот был красиво одет в военную форму. Он рассказал Ване, как хорошо ему живется в военной части и что ему даже довелось участвовать в боевых действиях.

У Вани родилась в голове идея. Он решил разыскать большого начальника и нажаловаться на капитана Енакиева, который не дал ему жить у разведчиков. Волею судьбы мальчик встретился с самим капитаном. Наивный ребенок нажаловался капитану на его самого. А также он рассказа, как сбежал от опытного разведчика Биденко.

Ребенок расположил к себе капитана, и он оставил его жить у разведчиков. Мальчику удалось даже поучаствовать в одной разведке, и он даже попал в плен к фашистам, но все закончилось хорошо.

Капитана Енакиева тронула судьба Вани Солнцева. Он решил усыновить его, в память о своем погибшем сыне. Капитан приближает мальчика к себе и обучает его артиллерийскому мастерству.

Но когда уже боевая часть стала переходить границу Германии отважный капитан погибает. В своей прощальной записке он просит позаботиться о своем приемном сыне. Енакиев хотел бы видеть Ваню военным. Он просит отправить подростка для дальнейшего обучения военному мастерству в Суворовское училище.

Эта повесть учит нас любви к своей Родине и близким людям. Она напоминает нам, что мы не должны забывать подвиги детей и подростков, совершенные в годы войны.

Полезный материал по теме:

  1. А.В. Вампилов «Старший сын»

  • Сочинение на тему старинный и мудрый обычай
  • Сочинение на тему сын памятник отцу по ктнд 11 класс
  • Сочинение на тему сочинение описание животного
  • Сочинение на тему солнце воздух и вода наши лучшие друзья
  • Сочинение на тему спасение зайчика 2 класс по канакиной