Сочинение на тему смысл названия романа преступление и наказание ф м достоевского

1. тварь или право имею. 2. большой драдедамовый зеленый платок. 3. душа, не обретшая успокоения. смысл названия романа ф. м.

1. «Тварь или право имею».
2. Большой драдедамовый зеленый платок.
3. Душа, не обретшая успокоения.
Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
М. Ю. Лермонтов Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — очень сложное философское произведение. В нем автор рассуждает не только о важных проблемах бытия, но и о значимости каждой жизни в этом мире. Поэтому главным героем романа становится Родион Раскольников, студент на практике проверяющий правдоподобность своей теории: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».Именно желание это проверить на практике приводит его к преступлению и в дальнейшем к наказанию. Но если к преступлению его подталкивают собственные соинения, то к наказанию люди, для которых такая теория просто неприемлема.
Нельзя сказать, что роман Ф. М. Достоевского строго разделен на две части, в одной из которых представлено преступление, а во второй — наказание. Раскольникову постоянно сопутствует наказание. Оно преследует его с самого начала, только имеет немного другой способ. Родион сам себя наказывает тем, что пытается разобраться в этой жизни. Он решает, что выход из создавшегося положения — убийство процентщицы Алены Ивановны. Ведь она все равно приносит всем только несчастья. Но Раскольников совершенно не учитывает тот факт, что, поднимая руку на человека, он в первую очередь убивает не ее, а свою душу. Она у героя словно раскалывается на две половинки. Одна старается убедить Раскольникова в том, что он поступил верно. Но другая, основанная на моральных принципах, заставляет его задумываться, что вместе с тем человеком он теряет и часть своей души. И самое печальное во всем этом — назад вернуть ничего нельзя. Нельзя воскресить человека, нельзя заставить себя не думать о том, что было совершено. У Раскольникова не получилось победно шествовать по миру, подобно Наполеону, втаптывая множество людей в грязь, только для того, чтобы овладеть всей Европой и стать ее полновластным властелином. Петербургский студент вслед за французским императором не смог себя, а главное окружающих, убедить в том, что цель оправдывает средства. Такое правило не может быть законом жизни. Все люди наделены душой, но никто не вправе их лишать жизни только потому, что кто-то начал разделять людей на две категории. И самой яркой фигурой в истории, которая считала, что имеет такое право, являлся Наполеон. «Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен», — рассказывал Свидиригайлов о Родионе его сестре. Она же не хотела верить в то, что брат смог поднять руку на другого человека. Но Свидиригайлов не считает, что это большое преступление, ведь Раскольников сделал очень много хороших дел, которые ему непременно зачтутся.
В этом диалоге важен еще один момент. Дуня не совершает никакого преступления, она пытается в какой-то степени помочь брату. Но Родион, сам того не желая, тоже наказывает ее. Так Авдотье приходится хранить в своем сердце преступление другого человека. Заметим, что те, кто соприкасается с Раскольниковым, тоже непременно получают наказание.
Но только один человек — Соня — смог помочь ему, возможно, потому, что также грешен как он.
Но сама девушка совершает не менее страшное преступление — это преступление против себя самой. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла… и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила… взяла только… большой драдедамовый зеленый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…». Она убивает в себе душу ради того, чтобы прокормить свою семью. Она никому не способна причинить вреда, поэтому именно ей писатель доверяет самое дорогое на свете — жизнь. Ей удается не только вырвать Раскольникова из лап страшной теории, но и воскресить его душу для новой и окружения. «Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
Но такой шанс автор предоставляет только Раскольникову. В конце произведения мы узнаем о том, что «преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Это говорит о том, что в его душе нет черствости и корысти. Ведь он так и не смог воспользоваться деньгами, что украл у процентщицы. Он просто хотел проверить свою теорию на деле. Поэтому Соня приходит на помощь именно к нему и помогает открыть душу для нового мира.
Но такая возможность предоставляется не всем героям. Например, по вине Свидригайлова погиб ни один человек в прямом и переносном смысле. Он тоже губит души людей, но исходя не из теории, а основываясь на своих жизненных убеждениях. В конце произведения он получает шанс понести наказание, чтобы избавиться от столь тяжкого бремени. Но Свидригайлов так и не принимает его до конца. Он дарит своей невесте деньги: «…прямо сообщил ей, что на время должен по одному весьма важному обстоятельству уехать из Петербурга, а потому и принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку перед свадьбой». Но деньги это не то, что может спасти душу. Для этого нужен духовно богатый человек, такой как Сонечка. Но со Свидригайловым не было рядом подобного существа, способного привнести в его душу искру божественного огня. Поэтому в таком мраке душа его гибнет. Его наказание очень жестоко: он стреляется. Самоубийство же считается самым страшным грехом. Поэтому его душе никогда не будет успокоения.
Не менее тяжкий грех совершила в произведении и сама Сонечка. Она, несмотря на то что старалась помочь своим близким, а не действовала по велению какой-то теории, все равно губит свою душу. Но она единственная, кто сам в себе находит силы для спасения. Значит, она не разрушила свой богатый душевный мир, она просто спряталась в свой платок и доверяла только ему все свои горести. При этом Сонечка понесла самое суровое наказание, так как пошла против собственной природы. У нее умирает отец, потом теряет рассудок и в скором времени погибает Екатерина Ивановна. Она остается одна с детьми. Писатель и ей после долгого и мучительного наказания дает шанс на спасение. И получает она его тогда, когда помогает другой заблудшей душе — Родиону Раскольникову. Они оба стараются поддержать друг друга. «Разве ты не то же сделала? Говорит Соне Раскольников. — Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» Так именно эти две души проходят через огонь наказания, очищаются и обретают спасение.
Роман Ф. М Достоевского, наверное, можно было бы назвать и «Спасение душ», но оно говорило бы только о двух личностях Соне и Родионе. Однако круг преступления и наказание, проходят многие герои. У каждого из них своя трагедия, каждый стремится жить по своим, можно сказать, волчьим законам. Может, для кого-то подобные преступления являются на первый взгляд и незначительными. Например, тщеславие Лужина. Но и он получает заслуженное наказание.
Писатель дал своему бессмертному произведению очень правильно название, которое не только обозначает главную проблему, но и заставляет задуматься над тем, есть ли в нашей жизни преступления, какое за ними последует наказание, и что можно сделать, чтобы освободить душу от этого страшного гнета. Ф. М. Достоевский показывает нам один из вариантов решения проблемы: ни через силу, а через веру. А нам остается только выбирать по какому пути идти дальше, сворачивая или нет в темные закоулки страшного мира, губящего не только жизнь, но и душу.

читать похожие:

Особенности психологизма Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание»)
Своеобразие мастерства Ф, М. Достоевского как психолога (На примере романа «Преступление и наказание»)
Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание»)
Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем ( из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. II)

Роль снов в романе преступление и наказание

Литературный прием Достоевского

Сны в сочинениях Достоевского актуализируют происходящие события, помогают оттенить мысли и переживания персонажей и придать им своеобразную глубину. Сновидения по сравнению с реальностью — это совершенно иной мир, и в его существовании, утверждает писатель, есть своя логика, но при пробуждении ее трудно понять и объяснить.

Форма сна обладает богатыми художественными возможностями и поэтому чрезвычайно плодотворна. Большинство литературных героев в ходе того или иного сюжета видят различные сны, которые существенно дополняют, а иногда и определяют их характер и внутренний облик. Видения и грезы во время сна пронизывают весь роман «Преступление и наказание». На протяжении всего произведения главный герой Раскольников переживает пять подобных состояний:

Преступление и наказание сон раскольникова

  • сон о Миколке и убитой им лошади;
  • представления Родиона, что он «где-нибудь в Африке»;
  • избиение квартирной хозяйки Раскольникова;
  • попытка убийства процентщицы;
  • об эпидемии язвы, убивающей человечество, о конце света.

Все сны, выполняющие идейно-композиционную роль, связывает одна сюжетная линия, благодаря которой читатель более ярко представляет, как постепенно развенчивается идея Раскольникова: сострадание, убийство и мировой катаклизм. Внутри героя происходит духовная борьба, которая, словно язва, поразила его сознание и выдала наверх нечеловеческую идею, заполнившую все его существование. Символически отображая его духовное становление, сны Раскольникова помогают глубже раскрыть его внутренний мир.

Первый сон главного героя

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являются основной сюжетной опорой и смыслом всего произведения. Описание первого из них дается накануне преступления. Измученный сомнениями в выборе своего решения, он бесцельно бродит по городу. Выпитая в первой попавшейся харчевне рюмка водки дает о себе знать, и Родион, голодный и обессиленный, сходит с дороги и, свалившись на траву, проваливается в глубокое болезненное забытье.

Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:

Сны раскольникова в романе преступление и наказание

  • совершает самый большой в жизни грех;
  • удивляет всех добротой и самопожертвованием.

Проходя мимо кабака, они видят, как пьяный кучер Миколка избивает и без того слабую и истощенную от недокорма лошадь. Та никак не может сдвинуть с места телегу с десятком подвыпивших людей, которые уселись на нее ради забавы. Видя, как несчастная лошаденка едва семенит, к Миколке подключаются другие люди из толпы и тоже бьют животное. Маленький Родя бежит рядом, «плачет, сердце в нем поднимается, слезы текут», просит не бить лошадку, но, войдя в раж, Миколка забивает ее до смерти.

Мальчик «обхватывает мертвую, окровавленную морду и целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку», пока отец не уносит его с этого места. Это сновидение дает понять, что Родион по своей натуре добр, что он мог отказаться от убийства, и Бог предоставляет право выбора, рисуя во сне кровавую расправу над лошадью. Тем не менее Раскольников становится на сторону зла и убивает старушонку, совершая тем самым преступление против себя.

Преступление и наказание сон

Со сновидением Раскольникова связаны и другие события. Первое — это «проба», когда он несет в залог старухе серебряные часы, но не из-за нехватки денег. Он хочет испытать себя, сможет ли «переступить» через кровь, найдет ли в себе силы совершить убийство. Уже этими мыслями он отрекается от родных ему людей.

После разговора с Мармеладовым, представив сестренку Дуню, вынужденную жить с мужчиной намного старше ее, чтобы прокормить семью, Раскольников все больше склоняется к бунту, отвергая смирение и сострадание. В то же время герой спасает пьяную девочку-подростка от Свидригайлова, который хотел воспользоваться ее состоянием. После гадкой «пробы» он ненавидит себя, но в то же время утешается мыслью, что, убив бесполезную, на его взгляд, старушонку, докажет, что он не «тварь дрожащая», а имеет право этим убийством сделать счастливыми других людей.

Грезы в состоянии забытья

Незадолго до совершения преступления Раскольникову грезится загадочная африканская пустыня: кругом величавые пальмы, чистые ручьи, золотой песок, и здесь отдыхают верблюды. Источник с чистой голубой водой, из которого пьет Раскольников, символизирует веру в Христа. Анализируя это сновидение, можно предположить, что перед совершением греховного поступка Бог подсказывал отказаться от него и очистить свою душу в святой воде.

Преступление и наказание сны раскольникова

К сожалению, молодой человек не вник и на этот раз в посылы добра и сразу после пробуждения готовит орудие преступления. Зло в его душе вновь побеждает. Значение второго сна героя в том, что несмотря на гуманистическое содержание своей теории, преступление Раскольникова совершает чудовищное. Убив Алену Ивановну, Раскольников, измазанный кровью, убивает и вернувшуюся внезапно ее беременную дочь Лизавету.

Писатель сообщает, что если бы сосед Кох попытался войти в квартиру, то Раскольников не пожалел бы и его. В четвертом сне героя рассказывается о том, как он снова приходит убить старуху-процентщицу, но не может этого сделать. Это видение символизирует прощение, которое преступник якобы просит у обиженных им жертв, так как к этому времени уже согласился с ролью «твари дрожащей».

Совесть не дает ему покоя. Раскольников мучается оттого, что не смог «переступить через кровь»: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Наполеон не мучился, что погубил полмиллиона солдат в войне с Россией. Родион пока еще до конца не осознает, что созданная им теория тупиковая, так как противоречит всем человеческим законам.

Сны раскольникова в раскрытии его характера

Раскольников эти законы нарушил и поэтому проиграл в борьбе со своей совестью. Последняя оказалась на ступень выше его умственных измышлений.

Поэтому Раскольников, потратив последние деньги, приходит на помощь больному Разумихину; спасает детей на пожаре, рискуя жизнью; помогает семье Мармеладовых, защищая Соню от Лужина. По мнению Порфирия Петровича, у Родиона «великое сердце». Болезнь Раскольникова после убийства доказывает, что перед совестью все люди одинаково равны, а проявление доброты к окружающим и есть следствие высокой нравственности.

Раскаяние и гибель теории Раскольникова

Последний сон Раскольникова больше похож на бред больного лихорадкой. Ему видится картина о конце света, что все живое на земле забирает «страшная моровая язва». Неизвестные ранее микробы, трихины, вселяются в человеческий мозг, и люди становятся неуправляемыми и злобными, убивая друг друга. Но некоторые люди, победившие болезнь, остались в живых, чтобы спасти человечество, но местонахождение их неизвестно, «никто не слыхал их слова и голоса».

Идея Родиона о сильной личности, которой «все дозволено», после этого привидевшегося кошмара кажется ему болезнью, временным помрачением и потерей рассудка. Он понимает, к чему может привести вседозволенность, что его индивидуализм несовместим с человеческой натурой и разумом. Э

Преступление и наказание раскольников

тот сон как бы предвещает герою нравственное выздоровление, избавляет от долгих и мучительных переживаний по поводу совершенного.

Смысл последнего сна героя в заключительной главе — это не только отказ от своей теории; не только чувство вины за мировую катастрофу и готовность к самоочищению. Осуждение самого себя является спасением своей души, готовой к жизни, наполненной новым смыслом и искренним желанием искупить вину подвигом во имя других. Раскольников готов к духовному и физическому исцелению, мировоззрение его полностью изменяется, он осознает себя готовым для новой активной жизни.

Только сейчас его раскаявшаяся душа осознает, насколько дорога ему Соня, которая всегда была для него олицетворением совести, правды и сострадания. Таким образом, сны Раскольникова играют не только композиционную и сюжетную роль в романе. С их помощью автор намного глубже и ярче раскрывает внутреннее состояние персонажа, его мысли и чувства.

Сны в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — значение и смысл

11 ноября исполняется 200 лет с рождения Федора Михайловича Достоевского. К этой круглой дате международный сервис аудиокниг Storytel проанализировал рейтинги популярности великого русского писателя на родине и во всем мире. 

«Достоевский, хоть и плоть от плоти представитель русской культуры, тем не менее универсален, и потому его читают по всему миру, люди разных традиций находят в его творчестве что-то понятное, близкое и важное именно им», — комментирует Константин Мильчин, шеф-редактор Storytel. 

Федор Михайлович Достоевский

Достоевский в мире

По данным Storytel, произведения Федора Михайловича Достоевского — самые прослушиваемые классические аудиокниги более чем в 20 странах присутствия сервиса. На втором месте — индийский романист Шиваджи Савант. На третьем месте — еще один великий русский писатель, Лев Николаевич Толстой. На четвертом  месте — английский классик Джордж Оруэлл. Пятое место среди классиков занимает французский автор Александр Дюма.

Самые популярные произведения Достоевского в мире

В мире самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского стало «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» Достоевского лидирует в Дании, Германии, Мексике, Швеции, Турции и на втором месте среди русских классических произведений в Колумбии, Финляндии, Италии и Норвегии.

На втором месте по прослушиванию — «Игрок». На третьем месте по популярности у международной аудитории — «Братья Карамазовы». Четвертое место у романа «Идиот». Интересно, что пятерку лидеров произведений великого классика на международном аудиорынке закрывает повесть, которая в России не входит даже в топ-10 популярных произведений, — «Записки из подполья».

Самые популярные классики в мире

  1. Федор Достоевский
  2. Шиваджи Савант
  3. Лев Толстой
  4. Джордж Оруэлл
  5. Александр Дюма

Активнее всего произведения Достоевского слушают на турецком языке. Прослушивание на турецком в 2021 году впервые обогнало прослушивание Достоевского на русском языке. На третьем месте Швеция, затем Дания, Норвегия и Арабские Эмираты.

Страны, в которых больше всего слушают классику

На первом месте по прослушиванию классических произведений традиционно Россия. На втором месте по любви к классике — Индия, на третьем месте — Турция. Четвертое и пятое место среди любителей классических произведений у скандинавских стран — Швеции и Норвегии.

  1. Россия
  2. Индия
  3. Турция
  4. Швеция
  5. Норвегия
  6. Дания
  7. Болгария
  8. Польша
  9. Финляндия
  10. Италия

Достоевский в России

Пик популярности произведений Ф. М. Достоевского в России пришелся на период длинной самоизоляции весной 2020 года, когда количество прослушиваний увеличилось в 2 раза. Интересно, что сейчас, накануне 200-летия со дня рождения писателя, мы наблюдаем всплеск прослушиваний его произведений, сопоставимый с прошлым локдауном.

Топ-5 классиков в России за последний год

  1. Лев Толстой
  2. Джордж Оруэлл
  3. Федор Достоевский
  4. Эрих Мария Ремарк
  5. Теодор Драйзер

В нашей стране самым прослушиваемым классиком традиционно остается Лев Николаевич Толстой. На второе место впервые за последний год поднялся Джордж Оруэлл, обогнав Федора Михайловича Достоевского, который сейчас на третьем месте по популярности. На четвертом месте у российской аудитории слушателей — Эрих Мария Ремарк. Пятерку самых популярных классиков закрывают произведения Теодора Драйзера.

«Резкий рывок Оруэлла наверх связан с тем, что прошло 70 лет со дня смерти английского писателя. Теперь его книги стали общественным достоянием, так что все бросились переводить их заново и печатать в огромном количестве», — поясняет Константин Мильчин, шеф-редактор Storytel. 

Топ-5 самых популярных произведений Достоевского

  1. «Братья Карамазовы»
  2. «Преступление и наказание»
  3. «Идиот»
  4. «Бесы»
  5. «Униженные и оскорбленные»

Самым популярным произведением Достоевского у российской аудитории в 2021 году стали «Братья Карамазовы». А «Преступление и наказание» — только на втором месте по прослушиваниям. На третьем месте — «Идиот», на четвертом — «Бесы» и на пятом — «Униженные и оскорбленные». Кроме того, в преддверии юбилея, в октябре, в 10 раз увеличились прослушивания воспоминаний жены великого писателя Анны Достоевской «Мой муж — Федор Достоевский. Воспоминания» — невероятного пособия по выживанию с гением. Обложки аудиокниг можно скачать по ссылке.

Самые любимые чтецы, исполняющие произведения Достоевского

Слушатели имеют возможность выбрать чтеца, ведь от его голоса и исполнения зависит и восприятие всего произведения. Самым популярными и прослушиваемыми произведениями Достоевского стали аудиокниги, озвученные Алексеем Багдасаровым. На втором месте среди чтецов — Юрий Заборовский. На третьем месте по популярности у российской аудитории — Вячеслав Герасимов. На четвертом месте — российский актер Максим Суханов, а на пятом — Владимир Еремин.

Самые популярные оценки после прослушивания произведений Достоевского

После прослушивания каждого произведения у слушателя есть возможность поставить оценку аудиокниге. Самыми популярными эмодзи, которые ставят российские слушатели стали: «Заставляет задуматься», «Грустно», «Не оторваться», «Умно» и «Поразительно».

Судя по многочисленным отзывам, к «Преступлению и наказанию» многие слушатели хотят вернуться «в более осознанном возрасте», чтобы «взглянуть на роман с точки зрения взрослого человека». «С годами открываешь для себя новые особенности в литературе и относишься к произведениям по-другому». 

Многие читатели знают Ф.М. Достоевского по его крупным произведениям, романам: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы». Но сегодня на сайте Литера Гуру читателям представлен анализ менее известного, раннего произведения автора, повести «Двойник».

История создания

Идея для написания произведения появилась у писателя вскоре после окончания работы над романом «Бедные люди». Летом он взялся за работу над повестью «Двойник», начав в июне. Окончить повесть он хотел за лето, в августе, однако процесс написания затянулся, и произведение писатель окончил только к январю 1846 года, а опубликовано оно было в феврале. Опубликовали повесть под названием «Приключения господина Голядкина», в журнале «Отечественные записки».

Когда были написаны только первые главы повести, автор прочел их в кружке знаменитого в то время критика В.Г. Белинского. И этим главам была дана положительная оценка. Однако опубликованное произведение было встречено негативно. Как писатель писал брату в письме – им были недовольны практически все, в том числе и Белинский, из-за Голядкина. Автор писал, что сначала повесть была встречена восторженно и шумно, а потом, по мнению читателей, образ Голядкина получился слишком растянут, в связи с чем, он быстро надоедал.

После этого писатель разочаровался в своем произведении, хоть поначалу и считал, что повесть вышла очень успешной.

Писатель захотел изменить произведение, однако этим планам помешали проблемы с законом – автора арестовали и сослали. И произведение было создано спустя 20 лет, в 1866 году. Переделанное произведение вышло в третьем томе собраний его сочинений. Редактированное произведение получило новое название – «Петербургская поэма».

Жанр, направление

Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.

Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».

Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.

Смысл названия и замысел

В повести писатель показал читателям раздвоение личности главного героя, которые было вызвано из-за того, что ущемили его достоинство, и было усугублено еще тем, что он слишком много хотел от жизни. И поэтому произведение было названо «Двойники». Двойник главного героя порожден им же, его расщепленностью.

Композиция

Композиция произведения двойственна – она имеет как кольцевой характер, так и зеркальный.
Кольцевая композиция представлена в самом начале, когда главный герой выезжает из дому в карете, а в конце его увозят тоже на карете в новое пристанище – дом печали. Исход – кольцо замкнулось.
А зеркальная композиция проявляется в первой и последней главах, ведь сначала Голядкин наведывается к доктору Крестьяну Ивановичу с целью подружиться с ним, а в финале их пути пересекаются вновь, однако теперь Голядкин боится доктора – из-за раздвоения личности тот кажется ему злым и страшным. Доктор увез безумного в больницу для душевнобольных – все повторилось, но полностью наоборот.

Структура произведения на том и построена – главный герой живет сразу в двух мирах: реальном и порожденном его больным мозгом.

Суть повести

Сюжет произведения является историей жизни чиновника, который утратил рассудок. Достоевский в своих ранних произведениях сумел показать то, как негативные и разрушительные силы могут жить в человеке, который вроде бы безобиден – и как они на него влияют, чем все заканчивается.

Главный герой является чиновником относительно невысокого ранга. Жизнь его скучна и неинтересна, он одинок и беден. Не имеет ни друзей, ни любимой женщины. События разворачиваются с приема у врача, где он рассказывает ему о себе полный бред, все то, что он о себе говорил, являлось полной ему противоположностью. Потом он уходит, убедив доктора в своей невозможности жить самостоятельно. Благодаря произведенному впечатлению вскоре за Голядкиным приедут из сумасшедшего дома, а пока он нашел своего близнеца-двойника, который ведет себя слишком развязно и оскорбительно, грубя своему старшему близнецу и унижая его, как только может. Однако сначала он вел себя более сдержанно.

А теперь он живет тем, что отбирает у Голядкина все то, чего тот достиг и делает из него посмешище. В результате за Голядкиным возросло внимание, так как он удивляет своим нестандартным поведением всех окружающих.

Однако и сам он удивился, когда обнаружил, что Голядкин-пси-двойник обретается в его квартире. Как результат – младший отправляет старшего в психбольницу.

Персонажи произведения

Главный герой, Яков Петрович Голядкин, является титулярным советником. Человек неказистый внешне, однако, доволен своей наружностью. Сам он считает себя человеком простым и бесхитростным. Он персона невысокого ранга, но он охвачен паранойей, что его хотят устранить. У него имеется чувство достоинства, которое он отстаивает при случае и без. Отличается мнительностью и ранимостью. Образ Голядкина собирателен, в нем уместилось сразу два типа литературных господ – истинный, честный и зашуганный, коим и является по натуре, и карьерист, который хитер и изворотлив, коим он желает стать. Его фамилия образована от старорусского «голядка», «голытьба», что означает нищий, в соответствии со справочником Даля.

Его психологический оппонент Голядкин-младший является хитрым и наглым подлецом. Сначала он льстит и подлизывается к своему старшему пси-собрату. Однако позже он стал настроен негативно по отношению к нему. Потом он добивается своего – старшего выгоняют со службы, а он вытесняет его и из дома. По сути, является воплощением стремлений старшего Голядкина.

Крестьян Иванович Рутеншпиц является доктором-хирургом. Он уже стар, но здоровье его еще крепко. Он имеет правительственную награду за свои достижения в медицине – орден, обладает благообразным видом – сед и с бакенбардами, у него выразительные глаза. В конце произведения он приезжает за Голядкиным, чтоб увезти его в психбольницу, а больной принял его за дьявола.

Берендеев Олсуфий Иванович – это безногий инвалид, который приходится Голядкину благодетелем. Он известен, имеет чин статского советника, свой капитал, домик, поместья и красивую дочь.

Берендеева Клара, приходясь дочерью Олсуфию Ивановичу, становится объектом внимания со стороны Голядкина. Она красива и творчески развита, поет и танцует. На балу ко дню рождения уделяет внимание Владимиру, находящемуся в чине асессора.

Сам асессор является племянником начальника Голядкина, он выступает основным соперником Голядкина в погоне за дочерью Берендеева.

Генерал – это тоже начальник Голядкина. Именно к нему за защитой от своего психического двойника приходит главный герой.

Темы повести

В произведении поднято несколько тем, разберем некоторые.

Тема двуликости человека

Душа человека совмещает несовместимое. По словам самого писателя, от души человеческой двуличие неотделимо.

Тема маленького человека

В произведении писатель развил тему маленького человека, который наделен своим разумом и достоинством – он считает, что что-то, да значит, и выделяет себя из остальных себе подобных.

Тема города

Она является одной из основных в творчестве писателя, ведь сам Петербург по себе – город двуликий, в нем, как и в душе человека, совмещаются несовместимые понятия. И люди в этом городе живут по его правилам, они, становясь его частью, становятся другими – двуликими, у них появляется двойник, но сложно понять, какой он – призрак, или реален?

Проблемы

В повести «Двойники» Достоевским поднимаются следующие проблемы, актуальные во все времена в любом обществе и возникающие у каждого человека:

Стремление найти свое место в обществе, в жизни

Изначально в душе главного героя происходит борьба двух противоположных желаний. Первое – как-то выделиться из несправедливого общества, показать свою уникальность, индивидуальность, значимость, что я «не от кого не завишу», «иду своей … особой дорогой». Второе желание – быть частью этого общества, что он такой же, как все, ничуть не хуже. Из-за этого противоречия Голядкин и лишается рассудка.

Проблема человеческого обезличивания

Общество так устроено, что каждый человек является винтиком сложной системы, и в ней происходит его обезличивание, принижение его достоинств и ценностей, личностных и профессиональных качеств. Зачастую особое высокое положение в обществе занимают эгоисты, лицемерные и лживые люди. И Голядкин оказался перед выбором, каким быть ему: честным, кристально чистым, но незаметным и неуспешным в карьере, или стать успешным и богатым, но лживым, изворотливым и подлым. Герой хочет воспользоваться свободой выбора, своим правом на счастье, но затрудняется принять решение из-за раздирающих его душу противоречий.

Проблемы системности и бездуховности в обществе

Эти явления особенно заметны в системе чиновничества. Голядкин трудится в этой социальной сфере. Он хочет быть свободным, стать высокодуховной личностью, но у него это не получается, он свободен только в рамках системы, а не за ее пределами. Его двойник не зацикливается на духовно-нравственных проблемах, он стремиться занять высокое положение в обществе, руководствуясь соображениями материальными.

Основная идея

Суть содержания произведения «Двойник» заключена в том, что у каждого человека имеются где-то там на самом донышке души потайные думы и желания, которые могут быть противоположными друг другу, то есть иметь противоречивый двойственный характер. И человеку приходится иногда выбирать добро или зло. В зависимости от того, какое из них победит, переборет.

Основная мысль повести – это сложная, противоречивая природа человека как личности, которая состоит из противостояний возможностей и желаний, пассивности и активности, личных моральных ценностей и норм поведения, принятых в обществе, трусости и храбрости. Автор показал, что каждый человек должен уметь работать над собой, контролировать свои желания и эмоции, развивать собственную личность, не пускать на самотек. Для этого нужно воспитывать силу воли и стремиться к духовному становлению своего внутреннего мира.

Чему учит повесть?

Произведение Ф.М. Достоевского дает повод поразмышлять о многогранности человеческой натуры, непредсказуемости. У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества личности – светлая и темная стороны. Изгнать темную часть невозможно, но можно ее контролировать, непрерывно работая над собой, совершенствуясь и всесторонне развиваясь.

Писатель указывает нам на то, что человек не должен руководствоваться только успехами в продвижении по службе, своими физиологическими потребностями и инстинктами или бытовым комфортом. Он должен обогащаться духовно, работать над собой, стремиться к своей внутренней гармонии с миром и тогда все темное, злое, нездоровое не вырвется в наружу.

Критики о повести «Двойник»

Первые критики С.П. Шевырев, И.В. Брант, А.А. Григорьев отозвались о повести «Двойник», как о неудачной и по содержанию, и по средствам художественной выразительности. Они отметили нетрадиционность изложения, где реальность переплетается с картинами больного человеческого сознания. В этой особенности критики увидели попытку подражания писателям Гофману и Гоголю. Также их разочаровало содержание повести еще тем, что Достоевский изобразил в ней непривычную для того времени тему – проявление неадекватных сторон психофизической сущности личности.

Положительно отозвался о повести В.Г. Белинский, взяв во внимание неопытность и молодость Достоевского. Он обратил внимание на новаторство в стиле повествования, что оно ведется языком главного персонажа, но от лица автора. Также критик отметил, и особенность характера главного героя повести, как « самого глубокого и смелого» в русской литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинение на тему снег в ноябре
  • Сочинение на тему собака лучший друг человека 5 класс
  • Сочинение на тему согласны ли вы с тем что человек должен находиться в постоянном поиске
  • Сочинение на тему самая интересная наука
  • Сочинение на тему семейство мармеладовых