Сочинение на тему смешное и грустное в комедии грибоедова горе от ума

Алексей степанович молчалин один из центральных персонажей популярной комедии а.с. грибоедова горе от ума. господин молчалин зрелый мужчина, простого

Алексей Степанович Молчалин – один из центральных персонажей популярной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Господин Молчалин зрелый мужчина, простого происхождения, скорее всего, был из мещан, живет на свои скудные средства. Имеет чин коллежский асессор. С помощью карьеры стал дворянином. Он почтительный, воспитанный, спокойный, умеет угождать всем. Но в тоже время лицемерный и двуличный человек. В конфликты ни с кем не вступает, никого не критикует. Скуп, робок и аккуратен.

Ранее проживал в Твери, оттуда его забрал Павел Афанасьевич Фамусов. В дальнейшем у него же проходит службу секретарем и живет в его доме в  отдельном «чуланчике». Это его ничуть не угнетает, обделенный судьбой он и этому рад. Благодаря своему знакомству с ним, числится на службе в «Архивах» и получает за это чины. Молчалин умел услужить своему начальнику и тот, в свою очередь, держал его при себе. Так он и оставался тихим и безликим слугой.

На первый взгляд Алексей Степанович кажется скромным и застенчивым человеком, но на самом деле это лишь придуманный образ для достижения своих корыстных целей. Мечтает быть великосветским человеком, которого все уважают.

Его фамилия говорит сама за себя, он скрытен и не разговорчив.  Поведение Молчалина можно назвать смиренным и покорным, но все это для того чтобы окружающие питали к нему симпатию. В общении с одними людьми он благонравный и тихий, а вот со служанкой Лизой он ведет себя по хамски.

Встречается с Софьей Молчалиной ради очередной должности, но девушка питает к нему искренние чувства и не подозревает об обмане. Он ее боготворит и выполняет все прихоти.  Для Фамусова он же вполне подходящая кандидатура на место зятя, чем аристократ Чацкий. Павел Афанасьевич считает, что благодаря своей покорности и услужливости, Молчалин сможет подняться по карьерной лестнице. Сам же Молчалин влюблен в Лизу, он привязался к ней. В итоге ухаживает за двумя девушками сразу. Это еще раз подчеркивает его аморальность. Вести двойную игру ему не впервой.

Но окружающие видят в нем честного человека, они не замечают его истинную натуру, наоборот видят в нем человека готового к самопожертвованию ради других.

А можно ли уличать Молчалина в лицемерии? Ведь он живет по отцовским заветам, где говорится, что младшие чины должны подчиняться высшим. В те времена это воспринималось как должное, за исключением особо решительных людей.

Сочинение 2

Молчалин — юный бедный аристократ, не обладающий высоким званием. Принимая во внимание то, что действующие лица сочинения разделены на две стороны — одни сохраняют старую действительность, другие оказываются последователями преобразований. Молчалин причисляется к первой группе. Вследствие собственного низкого расположения он обязан служить возвышенным чинам. Фамусов пригласил его к себе в секретари, и в настоящий момент он фактически проживает в его поместье. Молчалин тайком видится с дочкой своего руководителя. Но в то же время Фамусов не может согласиться на их свадьбу, потому что думает, что зять обязан быть состоятельным человеком и занимать максимальное положение среди людей. Но, при всем при том, что Молчалин не подходит этим критериям, консервативное общество уважает его как личность, готовую в любой момент оказать услугу.

Молчалин еще имеет призвание обнаруживать людей, которые ему подходят, которые могли бы предоставить ему помощь в движении по служебной лестнице. Поразительно, но юный аристократ в состоянии угодить настолько, что начинает восхвалять вычесанную шерсть собаки Хлёстовой. Он верит в то, что должен подчиняться другим, пока не получит очень хорошее положение в обществе.

Молчалин кичится собственным карьерным ростом, и каждый раз об этом говорит.  Он потрясающе может находить нужные знакомства, поэтому он не упустил шанс завести знакомство с богатой княгиней Татьяной Юрьевной. Тем более, похожий стиль жизни Молчалин еще рекомендует и основному персонажу сочинения — Чацкому.

Но все-таки, невзирая на продемонстрированные высоко чтимые в консервативном социуме особенности, Молчалин представляет угрозу для него. Он врет дочке Фамусова, потому что специально говорит ей, что неравнодушен к ней, у него свой интерес. Читатели видят настоящее облик данного персонажа при общении Молчалина с горничной, к которой он очень неравнодушен. Тогда становится ясным, что Молчалин по сути — хитрый лжец и небезопасная личность. Ему не нужны, ни любовные отношения, ни сама Софья. Он в буквальном смысле слова разрывается между тем, чтобы на него обратил внимание Фамусов, изображая любовные чувства к его дочке, и тем, чтобы никому не рассказать о собственном отношении к Софье. Ведь это может очень ослабить его авторитет среди людей. Из этого следует, что личным лицемерием Молчалин оказывает ущерб тому обществу людей, частицей которого он сам является. Данный персонаж идеально подходит этому «веку минувшему». Он овладел основным знанием в жизни — знанием адаптироваться. Благодаря этому «Молчалины блаженствуют на свете».

Характеристика

Алексей Молчалин, герой комедии «Горе от ума» (1825 г.), обрисован в пьесе сатирическими красками. Он является носителем черт, которые всегда ненавистны человеку порядочному, честному, принципиальному, имеющему гражданскую позицию.

У Молчалина вместо этого есть два качества, которыми он гордится как высочайшими талантами, – умеренность и аккуратность. Третьим достоинством, безусловно, является его «молчалинство»: никаких своих мыслей, собственных суждений («В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»).

Казалось бы, как может рассчитывать на карьеру в обществе и успех у женщин такой нравственно убогий человек? А между тем, он продвигается по службе, получает награды, уверенно идёт по жизни и даже является героем романа для дочки своего начальника  – Софьи Фамусовой, неглупой и развитой девушки.

Комедия разоблачает в образе этого героя укоренившиеся в русском обществе 19 века моральные ценности, которые делали его рабским, отсталым, лишённым потенциала развития. Ведь движение вперёд идёт за счёт свежих, смелых мыслей, проектов. Разве можно ожидать этого от молчалиных?

Но именно они оказываются нужными. Им открываются все двери. Умение ходить на цыпочках, кланяться, говорить комплименты не только важной особе, но и её собачке, быть всегда готовым услужить – вот что востребовано в русском дворянстве со времён Екатерины Великой .

 Никаких деловых качеств от Молчалина никто не требует. Фамусов вытащил его из тверской глуши и сделал секретарём как великого мастера угодить. Этой рабской науке его обучил отец: угождать хозяину квартиры, начальнику, его слуге, швейцару, вплоть до дворника и его собаки.

Молчалин точно следует завету родителя и находит покровителей, присматривая их наперёд. Татьяна Юрьевна, Фома Фомич есть у него в резерве на случай немилости нынешнего хозяина.

В немилость он действительно попал, не к хозяину, так его дочке. Тема любви никак не вяжется с этим героем. Он лишь играет навязанную ему роль милого друга, опять-таки по-рабски и с расчётом. Правда, горе-любовник просчитался, был разоблачён, хотя с него, как с гуся вода.

Этот образ угодника, приспособленца, паразитирующего на человеческой любви к лести, является типичным для общества, где служат лицам, а не делу. При кажущейся безобидности персонажа достаточно представить, что на службу во все отрасли будут пробираться именно такие люди – и становится ясно, что такое государство будет на обочине исторического развития. 

`

Молчалин в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

  • Сочинение К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

    Представители всех сфер деятельности должны быть ответственными за свои поступки и изобретения. Порой, научные открытия оборачиваются для человека бедой. Это основная причина того, что ученные должны быть внимательны и осторожны.

  • Сочинения про праздники

    Все любят праздники. Но один любят больше всего

  • Сочинение на тему Что такое семья

    У любого человека в этом мире, как бы он не был одинок и необщителен, так или иначе, есть люди, которым он дорог, которые всегда примут его с распростёртыми объятиями, всегда будут любить его и всегда предоставят ему место

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему «Женские образы в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)» для 9 класса. Но для любителей более подробных работ и детальных разборов он подготовил полное описание всех героинь комедии с цитатами. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(386 слов) Комедия «Горе от ума» не только принесла Александру Сергеевичу Грибоедову популярность, но и стала предметом множества споров. В пьесе можно обнаружить критику в адрес московского дворянского общества. Недаром женские образы, занимающие в произведении важную роль, были созданы автором так, что он передал в них традиционные амплуа московских барышень. Благодаря умелому описанию образов героев, Москву начала 19 века было принято называть «грибоедовской» Москвой. 

Главный конфликт всей пьесы – это конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», женщины наравне с мужчинами принимают участие в этом противостоянии, именно поэтому их образы нуждаются в дополнительном анализе.

Софья Фамусова – главная героиня комедии, именно в доме её отца происходит всё действие. Она из хорошей семьи, следовательно, имеет хорошее воспитание и образование, но она особо ничем не отличается от большинства московских девушек того времени: все они не имели жизненного опыта, воспитываясь в тепличных условиях, поэтому компенсировали его французскими романами. Софья нравится мужчинам и охотно пользуется их вниманием, она — завидная невеста. Но её можно назвать глупой, легкомысленной, а также мстительной, так как она самая первая пустила слух о «сумасшествии» Чацкого.

Её верная помощница – Лизанька, которая всегда искренне помогает Софье и даёт ей различные советы. Лиза совмещает в себе образ «хохотушки» и достаточно серьёзного человека, который принимает осмысленные решения. В пример можно взять ситуацию с Молчалиным – в него была влюблена Софья, но он тайно ухаживал за Лизой. Поэтому в ответ на свои лестные слова и обещания он получил отказ от молодой служанки, так как для неё честь важнее, чем дорогие подарки.

Остальные женские образы являются скорее карикатурными, и в целом «прорисовывается» собирательный образ светской дамы начала 19 столетия. Для этих женщин важно только их положение в обществе. Какие-либо иные ценности у них отсутствуют, а их мужья не являются для дам авторитетами. Жизнь женщин в «Горе от ума» — это всего лишь красивая обёртка, открыв которую, не увидишь ничего, кроме глупости, зависти и пустоты. Именно женщины поддержали и развили сплетню о безумии Чацкого, и это стало причиной возникшего конфликта. 

Женские образы в комедии демонстрируют читателю то, каким являлось московское светское общество этой эпохи. Грибоедов осуждает и высмеивает это общество, благодаря созданным им образам. Однако он же выражает уважение по отношению к простому народу, где более сильны нравственные устои и житейская мудрость. Только одна героиня радует глаз читателя метким словом и честным поступком — это Лиза. Значит, женские образы в пьесе не только создают историко-культурный фон времени, но и демонстрируют демократические идеи автора.

Вариант 2: Подробно

(897 слов) Знаменитую комедию «Горе от ума» современники оценили высоко сразу после ее выхода в свет. Особенно данное произведение одобрили декабристы, ведь оно пропитано новыми идеалами гуманизма и справедливости. Александр Сергеевич Грибоедов продемонстрировал читателю нравы консервативного дворянства начала девятнадцатого века и осудил их. Не секрет, что впоследствии Москву стали называть «грибоедовской». Многие литераторы, критики и просто читатели рассматривают данное произведение с разных сторон: моральной, политической, исторической. А мы рассмотрим комедию выдающегося писателя с точки зрения женских образов начала девятнадцатого столетия. Какими же были женщины того времени?

В своем произведении Александр Грибоедов создал очень яркие и многогранные женские образы. Автор представил читателю Наталью Горич, Анфису Хлестову, графиню Тугоуховскую и графинь Хрюминых. Все эти представительницы прекрасной половины человечества олицетворяют «век минувший», потому что они придерживаются старого уклада жизни.   

Наталья Горич является типичным образцом воплощения женской власти в патриархальном, казалось бы, обществе. Наталья — жена Платона Горича, который был хорошим приятелем Чацкого. После того, как Платон женился на Наталье, изменения, произошедшие в его характере, стали очевидны. Так, женщина обращалась со своим супругом как с ребёнком и смогла полностью подчинить его себе. Из-за чрезмерной опеки со стороны Натальи в Платоне погас тот жизненный задор, который Чацкий раньше мог наблюдать у своего товарища. После женитьбы на Наталье Платон стал безвольным человеком и скучным собеседником — придатком к властной супруге. Подобно многим молодым барыням, Наталья Горич очень любит посещать званые вечера и балы. Героиня обожает обсуждать дорогие наряды. А своему супругу Наталья не даёт сказать ни слова, словно дрессирует его как собаку. 

Анфиса Хлестова является одним из самых запоминающихся женских образов в произведении «Горе от ума». Впервые читатель видит данную героиню на званом вечере у Фамусова. В образе Хлестовой писатель воплотил очень властную, а также грубоватую барыню-крепостницу. Анфиса является пожилой женщиной шестидесяти пяти лет. Чтобы сохранить право на самодурство, Хлестова никогда не выходила замуж и развлекалась другими способами: тратила наследство на различные прихоти. Госпожа Хлестова является олицетворением наивысшего класса общества. Когда-то Анфиса была фрейлиной Екатерины 1. По усвоенным привычкам героиня стремится всегда следить за модой даже после 60-ти лет. У нее даже собачка является модной породы. Естественно, Анфиса выступает за крепостное право и считает всех крепостных вещами. Имея много крестьян, героиня занимает высокое положение, но при этом она очень невежественна. Когда Фамусов высказывает мысль, что сумасшествие Чацкого стало результатом его учености, героиня смело поддерживает его. Именно этой героине принадлежит знаменитое крылатое выражение: «Все врут календари».

Княгина Тугоуховская — жена князя Тугоуховского. Алчная, недалекая и жадная героиня желает найти достойные и выгодные партии для своих дочерей. Вопросы любви ее не волнуют, ведь главное в жизни — деньги. Так, всех свободных богачей княгиня рассматривает в качестве потенциальных женихов для своих дочек. Читатель замечает, как у героини пропадает весь интерес к Чацкому, как только она узнает, что у него нет высокой должности и богатства.

Образ графинь Хрюминых писатель использовал в повествовании, чтобы  усилить комизм. Это два второстепенных персонажа, которые представляют старую московскую знать. Данные героини первыми оказываются на балу у Фамусова, потому что у бабушки есть желание найти подходящую партию для внучки. Графиня-внучка старается не пропускать ни одного приёма, а графиня-бабушка всегда сопровождает ее. «Когда-нибудь я с бала да в могилу», — отмечает старшая госпожа Хрюмина. Младшая госпожа стремится поддержать вежливой тон больше других гостей Фамусова. По ее мнению, это возможно благодаря французским фразам. Но на деле им не нравится все, что происходит на балу. Они быстро уезжают. «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!», — жалуется младшая госпожа.

Лиза — молодая служанка, которая работает в доме Фамусова. Несмотря на то, что Лиза является второстепенным персонажем произведения, она играет в нем важную роль. Своей хозяйке Софье девушка старается помогать в любовных делах. По своей натуре Лиза очень сообразительная девушка. Она способна легко выйти из сложившейся ситуации: 

«Сюда ваш батюшка зашёл, я обмерла; вертелась перед ним, не помню, что врала». 

К Лизе начинают проявлять интерес Молчалин и Фамусов. Будучи смелой и принципиальной девушкой, Молчалина Лиза упрекает в подлости, а Фамусову она даёт отпор. Героиня верит в искреннюю любовь. Девушке нравится лакей Петрушка, но она боится собственных чувств. Важно отметить, что это единственный положительный женский образ, а похвалил автор именно крестьянку. Это указывает на авторскую позицию в произведении: крестьяне, которых помещики считают вещами, могут быть нравственно выше своих хозяев.

Теперь поговорим о главной героине — Софье Фамусовой. Именно вокруг этой девушки разворачиваются основные события комедии. На момент повествования героине семнадцать лет. Известно, что мать девушки умерла, когда она была маленькой. Воспитанием Софьи занимался отец, а также старушка Розье. Девушка красива, сообразительна и остроумна. Под воздействием французских романов Софья стала очень сентиментальной.  Она пытается жить, придерживаясь общественных правил: чувствовать одно, а говорить другое. Софья обманывает отца и всех окружающих, а за их спинами заводит роман с Молчалиным. Героиня обладает невероятной находчивостью: на может легко найти выход из ситуации. Так, когда Молчалин упал с лошади, девушка упала в обморок. А когда она очнулась, то быстро нашла себе отговорку. Софья обладает довольно ранимой натурой, однако у нее твёрдый характер. но свойственны ей и пороки фамусовского общества. Когда Чацкий нелестно высказался о возлюбленном героини, она решила отомстить ему и пустила слух о его сумасшествии.

Каждая героиня в известном произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» обладает своей индивидуальностью. Однако в своей комедии писатель показал читателю типичных представительниц московского общества, собирательные образы. Эти дамы обожают кокетничать, разговаривать  о французской моде. Героини любят посещать балы, а также они всегда не прочь посплетничать. Однако их жизнь пуста и легкомысленна, ведь у них нет шанса реализоваться в обществе и выйти за рамки предрассудков своей среды.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Многомудрый Литрекон написал краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Образ Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова». Но здесь Вы найдете и более подробную версию с цитатами и анализом монологов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(361 слово) Чацкий – главный герой произведения «Горе от ума» — по-разному был охарактеризован литературными деятелями. Кто-то сострадал ему, считая героя обманутым любимой девушкой, отвергнутым обществом (Гончаров, статья «Мильон терзаний»). Однако существуют и те, кто вовсе отказывал Чацкому в уме (например, А.С.Пушкин). Интересно то, что все рецензенты по-своему правы.

Чацкий, несмотря на его высокие устремления, свободолюбие, отрицание чинов, не является героем-резонёром. Безусловно, он выделяется среди фамусовского общества недальновидных людей: он провозглашает ценность образования, не принимает угодничество ради высокой должности, не любит прислуживать другим людям, считает, что каждый имеет право на выражение собственного мнения. Чацкий открыто выражает свою нравственную позицию, не страшась оказаться «странным» человеком.  Люди, которые его окружают – живут лишь «обедами, ужинами и танцами». Это пустое общество, без высоких стремлений, отрицающее образование. Они судят человека лишь по должности и по количеству душ. 

Однако Чацкий попадает в нелепое положение в этой комедии. Из-за влюбленной слепоты он не замечает, перед кем выступает с торжественными речами, провозглашая свободу слова и правду. Герой не понимает Софьи, которая ему открыто признается в отсутствии чувств. Более того, персонаж набрасывается с критикой на Молчалина и ранит героиню (что впоследствии приведет к тому, что Софья пустит слух о сумасшествии Чацкого). Александр сам себе построил иллюзию любви, которая окончилась для него лишь в самом последнем действии.

На протяжении комедии герой словно не понимал, что происходит вокруг него. Разве стал бы умный человек в спокойном расположении духа метать бисер перед свиньями? Герой пытался донести свои высокие убеждения до духовно опустошенных людей, показать невежественному и насквозь прогнившему обществу истинные нравственные ценности. Однако между ними слишком большая пропасть непонимания, поэтому все поверили в то, что Чацкий просто сошёл с ума. 

Грибоедов в комедии «Горе от ума» проявил новаторство. В отличие от классических комедий, в его произведении нет четкого разделения на положительных и отрицательных героев. Также нет и героя-резонёра. Иногда можно подумать, что Чацкий выражает позицию автора. Однако этот герой изображен неоднозначно. Черты его характера не позволяют отнести персонажа ни к положительным, ни к отрицательным (хотя, безусловно, на фоне фамусовского общества положительных качеств у него явно больше). У читателя складывается такое ощущение, что образ Чацкого незавершен, и этому герою еще только предстоит совершенствоваться и расти до того уровня, чтобы не только проповедовать истины, но и жить по ним.

Вариант 2: Подробно

(570 слов) В 1824 году выдающийся русский писатель А.С. Грибоедов создал свое грандиозное произведение «Горе от ума». В комедии автор продемонстрировал читателю, как один человек, который придерживается прогрессивных взглядов, стремился изменить убеждения представителей «века минувшего». Однако из-за своего ума и сообразительности главный герой оказался отвергнутым обществом и был вынужден бежать за пределы столицы. Этим новатором является главный персонаж комедии Александр Чацкий.

Однажды сам писатель сказал, что Чацкий является единственным здравомыслящим персонажем на «25 глупцов», то есть других героев комедии. Не секрет, что Александр Чацкий является одним из первых русских персонажей, у которых хватило смелости и терпения открыто противостоять обществу. Чтобы понять замысел произведения «Горе от ума», рассмотрим образ главного героя — Александра Чацкого — поподробнее.

В образе Александра Чацкого писатель воплотил очень умного, решительного, гордого человека, который придерживается прогрессивных жизненных взглядов. Этот персонаж старается идти в ногу со временем: отрицал устаревшую форму рабовладения — крепостное право, высоко ставил научный прогресс и был убежден, что люди должны засуживать высокое положение в обществе не подхалимством, а честным трудом. Читатель замечает, что вся сюжетная линия произведения построена на основе конфликта этого персонажа с представителями «фамусовского общества»: Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и др. Писатель показывает, как главному герою чужды те идеалы и взгляды, согласно которым живут московские дворяне. Чацкий никогда не будет разделять убеждений своих оппонентов, потому что живёт по совершенно иным ориентирам, заложенным европейским образованием и уникальным жизненным опытом.
Именно в конфликтах, представленных в известном произведении, и появляются знаменитые монологи Александра Чацкого. Главный герой пытался донести истину, он не мог молчать: для него очень важно попытаться переубедить соотечественников, начав играть в открытую. Он лишь назвал вещи своими именами, а его уже назвали революционером и «якобинцем».

Первый монолог главного героя «И точно начал свет глупеть…» показывает, как Чацкий сравнивает прошлый и настоящий век. Благодаря этому читатель узнает, что главный герой ни в коем случае не примет бюрократию и прислужничество. Это объясняет то, что Чацкий не пошёл на государственную службу. Далее следует монолог Чацкого «А судьи кто». Здесь главный персонаж, главным образом, критикует высшие слои общества, которые погрязли в своих пороках и потеряли нравственные ориентиры. Он осуждает крепостное право, приводя примеры, как страдают крестьяне, когда члены одной семьи «распроданы по одиночке». Жизнь за чужой счет, праздная суета и паразитизм убивают в личности стремление к знаниям и творчеству. 

Главный герой надеется, что его идеи, наполненные стремлением к прогрессу, окажутся восприняты обществом. Чацкий искреннее верит, что сознание других персонажей произведения изменится в лучшую сторону, и они посмотрят на мир уже другими глазами. Однако желаниям главного героя не суждено сбыться. Впоследствии Чацкий осознает, что ничего уже нельзя изменить. Представители фамусовского общества живут и будут жить по законам «века минувшего». Никто не желает смотреть правде в глаза, все ослеплены богатством и знатностью «судей».

В финале комедии читатель уже не видит того наивного человека, который «метал бисер», по выражению И.А. Гончарова. Главный герой избавился от своих иллюзий, однако он сумел сохранить свои убеждения. Чацкий всегда будет уважать и ценить человеческие права и свободы. Автор дает понять, что он не сдался, но будет по-другому бороться за свержение крепостного права. В финальном монологе Чацкого «Не образумлюсь» читатель замечает, что главный герой, покинув столицу, не отказался от своих прогрессивных взглядов. Чацкий просто искал то место, где его убеждения будут приняты обществом: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

Можно утверждать, что в своем произведении Александр Грибоедов в образе Чацкого показал решительного, целеустремлённого и сильного духом человека. Главный персонаж искреннее верил в осуществление своих светлых идей и был готов честно трудиться во благо отечества.

Автор: Анастасия Сметанова

Сочинение.
Фамусов и его окружение в комедии Грибоедова «Горе от ума»

После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг правительства сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумием. Именно такие люди, представители “века минувшего”, и составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из основных персонажей — П. А. Фамусов. Он наиболее ярко отражает главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед иностранным, служение лицам, а не делу, готовность подслужиться ради сиюминутной выгоды, отсутствие самостоятельности, отношение к службе как к средству обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает еще и заботливым отцом, желающим дочери лишь добра, но добра в своем понимании:
Желал бы зятя он с чинами и о звездами.
Но все-таки главной чертой общества Фамусовых, молча-линых и хлестовых, столь точно отраженных в комедии, является то, что практически все его представители являются убежденными крепостниками: и Хлестова, у которой появляется новая забава — арапка; и Фамусов, готовый за малейшую провинность или в приступе гнева сослать в Сибирь:
на поселенье вас,
и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого “А судьи кто?”. Писатель не может спокойно относиться к столь извращенным формам крепостничества и устами главного героя осуждает их.
Следующая черта, характерная для старого мира, — необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее негодование:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.
Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, детям они нанимают учителей лишь из-за следования моде; будь их воля — ни книг, ни гимназий не было бы. Миру Фамусовых близок по духу тот “чахоточный” из ученого комитета “книгам враг”, над которым насмехается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он “в деревне книги стал читать!”
Представители “века минувшего” осуждают и литературу, считая ее ненужной и бесполезной:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Тем не менее признается влияние литературы на общественное мнение, которым все дорожат. Особенно ярко это проявляется в цензорских замечаниях Загорецкого:
Насмешки вечные над львами! над орлами! Как что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Но вместе с этими резко отрицательными чертами у представителей “века минувшего” еще осталась, пусть небольшая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так он жалости достоин.
И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его снова игнорируют — задето больное место фамусовского общества, и в то же время одна из основных черт — преклонение перед всем иностранным, презрительное отношение к русской культуре и особенно — к родному языку (“Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!”). Для Фамусова все это — не близкий ему стиль жизни, а следование моде. Именно не желая отстать от жизни, такие люди и нанимают преподавателей для обучения своих детей, скрепя сердце платят им, и именно тогда появляется ненависть к образованию в любой форме — и к гимназиям, и к лицеям, чтобы не противоречить моде и не прослыть из-за этого бунтарем, ими не осуждается домашнее обучение.
Что характерно, образование не подразумевает использования знаний в будущем — при решении служебных дел все более руководствуются сложившимися традициями:
Ну как не порадеть родному человечку.
Или
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Здесь все основано на корысти, которой подчинены даже чувства: Молчалин “любит” Софью “по должности”. В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом рассказывает Фамусов о Максиме Петровиче, восторгаясь его самоунижением! Кроме того, это подшучивание уже входит в привычку, становится образом жизни — ярким примером является “мошенник, плут Антон Антонович Загорецкий”. В своем стремлении угождать всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминает великосветского доносчика) — он переходит границы и превращается в образ гиперболизированный. Образцом службы другого рода — тупого, бездумного солдафонства — является С. С. Скалозуб — он все меряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, которые так нужны были тогдашнему строю, — отсутствие инициативы (что, впрочем, характерно всем представителям фамусовского общества), тупость и ограниченность, а значит, у него есть перспективы роста. Другим не менее колоритным представителем “века минувшего” является Репетилов, “повторялыцик чужих мыслей, член “Секретнейшего союза” и вообще отпетый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, подобно Ипполиту Маркелычу Удуштеву, где существуют тайные общества “по четвергам”. Разве не может это все вызывать улыбку, но улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Кроме этих героев в пьесе присутствует большое количество внесценических персонажей, помогающих более полно раскрыть ту или иную черту фамусовской Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как верно подметил Гончаров, Грибоедов перенес в комедию весь этот дух московских гостиных, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. И действительно, в “Горе от ума” показан весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичного барства начала XIX века.
.

novstudent.ru | 25.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение на тему самара город трудовой доблести
  • Сочинение на тему пути решения проблемы подростковой преступности
  • Сочинение на тему речевая культура человека зеркало его духовной культуры
  • Сочинение на тему прекрасная пора очей очарованье
  • Сочинение на тему природа наш дом