Сочинение на тему швабрин человек чести или бесчестия

Многомудрый литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: может ли преступление быть оправдано?. та вы получите аргументы за и против.

Многомудрый Литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: «Может ли преступление быть оправдано?». Та Вы получите аргументы «за» и «против». Приятного просвещения!

Вариант 1: За

(401 слово) Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, может ли преступление быть оправдано? Судя по статистике оправдательных приговоров в России, судьи очень редко отвечают утвердительно. Но мы не обременены такой ответственностью и можем сказать, что по совести многие правонарушения не заслуживают строгого наказания, ведь они обусловлены бессилием закона, сложными обстоятельствами или даже жизненной необходимостью. Чтобы доказать это, проанализируем примеры из литературы.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показал другу стихотворение, посвященное его возлюбленной, а тот пренебрежительно отозвался о девушке. Швабрин нанес Марье оскорбление, фактически назвав ее продажной женщиной, которая уделит внимание любому офицеру в обмен на дорогие серьги. Петр не мог этого стерпеть и бросил вызов обидчику. Они договорились драться, что противоречило запрету коменданта крепости. В ту пору дуэли порицались в обществе, и оба участника могли быть серьезно наказаны. Но Петр и Алексей нарушили устав. Швабрин ранил Гринева в спину и был заключен под стражу после поединка. Формально Петр совершил преступление, ослушавшись начальника и командира, но разве нельзя оправдать его поступок? Он защитил честь девушки, не уронил свое офицерское достоинство, а значит, по совести он был прав. Если бы Петр стерпел оскорбление, то был бы виноват по-настоящему, ведь его честь была бы замарана этим молчаливым согласием с подлецом. Так что даже повод для военного трибунала может быть обусловлен и оправдан, но с точки зрения морали.

Не менее показательный пример можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан вышел на кулачный бой против Кирибеевича, который опозорил его жену. Царский любимец приставал к Алене прямо на улице, сорвал с нее платок и даже целовал против ее воли. Такой стыд можно было смыть только кровью в те времена. И Степан убил обидчика. Если бы он не сделал этого, то ему пришлось бы терпеть новые оскорбления и вольности со стороны опричника. Ради жены, детей и чести семьи он пошел на это преступление. За него царь Иван Грозный велел отрубить купцу голову. Однако он взял на себя обязательство опекать вдову и детей, защищая их от всяких посягательств. Поступок Степана можно оправдать, потому что справедливость на его стороне: он отомстил за попранную честь единственным методом, который можно было применить в ту эпоху.

Таким образом, если закон слеп и нем, если обстоятельства вынуждают, если есть жизненная необходимость, то преступление человека может быть оправдано. Важно смотреть на правонарушение не только с позиции кодексов, но и по справедливости, по совести, по нравственному убеждению. Только так можно вынести решение, которое будет истинным в данной ситуации.

Вариант 2: Против

(532 слова) Как часто мы слышим о том, что преступление можно оправдать. Целые правозащитные движения посвящают все силы реабилитации тех, по ком тюрьма плачет. Все мы помним, например, акции в защиту Флойда и истерическое желание сделать его национальным героем. Однако этот человек, не раз осужденный за грабежи, насилие, хранение наркотиков, не похож на жертву несправедливости, скорее, наоборот. Он и есть главная угроза, но как модно теперь ее превозносить! Ему ставят памятники, его именем чуть ли не называют университеты. Однако в попытке всех пожалеть мы забываем о необходимости охранять интересы добропорядочных людей от рецидива общественных болезней. Безнаказанность, порожденная оправданием, поощряет новые преступления. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На уроках мы называем Тараса «народным героем», который не жалеет себя в борьбе за интересы Родины и веры. Он и смел, и решителен, и самоотвержен. Однако мы, как и его товарищи, бесконечно оправдывали бесчеловечное насилие атамана. После гибели Остапа и поражения в Дубно казак обезумел от личных обид и стал вымещать свою злость на невиновных людей. Набегая подробно вору на польские деревни, Тарас убивал не только воинов. Он издевался над женщинами и детьми, пытал и истязал их. Он отрезал груди девушек — это же звериная жестокость! Никакой патриотизм не может обусловить такое поведение. Однако товарищи, которых тоже поражало насилие, произведенное Бульбой, ничего не делали, чтобы его остановить. Они оправдывали его военные преступления, а именно геноцид поляков, тем, что ему довелось пережить. К чему привела эта мягкость? К вопиющей несправедливости, которая продолжалась вплоть до гибели садиста. Ничем и никогда нельзя будет объяснить его поведение. Попытка сделать это — реабилитация настоящего маньяка.

Не менее парадоксальный пример описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником, на его счету уже не один десяток загубленных душ. Всю жизнь он посвятил преступлениям, которые нельзя объяснить никакими обстоятельствами или благовидными предлогами. Герой воровал, убивал, насиловал только потому, что это легко, выгодно и приятно для него. Но вдруг совесть дала о себе знать, и бандит раскаялся. Он обратился к Богу за прощением, и тот сказал ему спилить огромное дерево ножичком. Делать нечего, пришлось Кудеяру взяться за безнадежный и каторжный труд. Но вот однажды он встретил пана Глуховского, который делал все то же самое, что и Кудеяр в разбойные годы, но при этом не испытывал мук совести. И раскаявшийся герой убил его. И упал дуб. То есть Кудеяр получил прощение, когда вновь совершил преступление. Как так? Конечно, это притча, ее нельзя воспринимать буквально, но ее логика искажена. Получается, одних преступников оправдать можно, а других нужно просто убить. Одному мы прощение даем, а другому отказываем, хотя он, как и Кудеяр, в любой момент может прозреть и раскаяться. Более того, мы вознаграждаем убийство. Вот к чему ведет попытка реабилитировать оступившегося — к логическому тупику. Делать этого нельзя, ведь наша гуманность поощряет новые преступления. 

Таким образом, преступление должно быть наказано в любом случае. Мы заботимся не об интересах оступившегося в данном случае, а о судьбах других людей, которые смотрят на него и думают, что им все можно, ведь их пожалеют, им дадут второй шанс. Формируется правовой нигилизм, порождающий сотни правонарушений. Все-таки закон должен защищать интересы добропорядочных граждан, а не тех, кто сначала его преступает, а потом просит о снисхождении. Тут уж надо выбирать: либо дудочка, либо кувшинчик.

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие» Презентация по литера...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие» Презентация по литера

    Описание слайда:

    Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие»

    Презентация по литературе

  • 2 слайд

    Какими бывают рассуждения1. Рассуждение – доказатель

    Описание слайда:

    Какими бывают рассуждения
    1. Рассуждение – доказательство:
    тезис-аргументы, доказательства- вывод.

    2. Рассуждение-объяснение:
    Что это такое? Например, «Что такое честь?»

    3.Рассуждение-размышление:
    Как быть? Что делать? Почему это происходит?

  • 3 слайд

    Работа над сочинением 1.Учимся писать вступление по теме

    Описание слайда:

    Работа над сочинением

    1.Учимся писать вступление по теме.
    2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему:
    составляем первый тезис и подбираем литературные аргументы.
    .составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
    3.Пишем заключение по теме сочинения.
    4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию, стилистику).Редактируем текст сочинения.
    5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой сочинение на бланк ответов ЕГЭ №2.

  • 4 слайд

    Учимся составлять тезисы к сочинению Как нужно составлять тези

    Описание слайда:

    Учимся составлять тезисы к сочинению

    Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

    1.Задайте вопрос по теме сочинения.
    2. Дайте ответ на этот вопрос.
    3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.
    4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом
    текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные
    размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

  • 5 слайд

    Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.1. Вступление. Че

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

    1. Вступление.
    Честь… Что же это такое?
    Честь — моральные качества человека, его принципы, достойные
    уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна
    удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.
    Для большинства из нас состояние утраченной чести ( бесчестия) – это
    тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу
    духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у
    человека настоящей жизни.

  • 6 слайд

    Основная часть сочинения Классики мировой художественной

    Описание слайда:

    Основная часть сочинения

    Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,
    создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые
    по-разному относятся к понятию чести и достоинства.
    Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
    офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и
    долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?
    Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что
    делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
    прийти к бесчестию?

  • 7 слайд

    Основная часть сочинения В родительском доме Пётр получил

    Описание слайда:

    Основная часть сочинения

    В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные
    качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая
    Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что
    для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую
    заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.
    Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он
    отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
    государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя
    достойно.
    Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.
    И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

  • 8 слайд

    Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый. А Швабрин? О

    Описание слайда:

    Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

    А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина
    отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив
    воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах
    у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего
    сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой,
    которая отвергла его любовь.
    А это и есть настоящее бесчестие.
    Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь-
    это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой
    личности.

  • 9 слайд

    Второй аргумент в сочинении В романе «Дубровский» А.

    Описание слайда:

    Второй аргумент в сочинении
    В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых
    друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.
    Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,
    к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед
    из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели
    вспыльчивый характер, оба гордые.
    Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.
    А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.
    Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который
    обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими
    предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и
    смерти. Такие поступки разрушают личность.

  • 10 слайд

    Основная часть сочинения Перечитывая роман А. С. Пушкин

    Описание слайда:

    Основная часть сочинения

    Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над
    тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,
    когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,
    которая является и лучшим нашим контролёром

  • 11 слайд

    О заключении к сочинению В заключении необходимо сделать

    Описание слайда:

    О заключении к сочинению

    В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.
    Оно должно перекликаться с вступлением.
    Такая композиция сочинения называется кольцевой.
    Этот вариант композиции (построения работы) считается одним из самых лучших.

  • 12 слайд

    Заключение по теме сочинения Итак, рассуждая по проблеме чес

    Описание слайда:

    Заключение по теме сочинения

    Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух
    романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что
    понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку
    жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор,
    осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это
    немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в
    наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей
    высокой значимости.

  • 13 слайд

    Оценка сочинения по пяти критериямКритерий№1.Соответствие тем

    Описание слайда:

    Оценка сочинения по пяти критериям
    Критерий№1.Соответствие теме.
    Критерий №2.Аргументация.Привлечение литературного материала.
    Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и логика рассуждений.
    Критерий №4. Качество письменной речи.
    Критерий№5.Грамотность.
    Оценка-зачёт-незачёт

  • 14 слайд

    Использованные источники 1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

    Описание слайда:

    Использованные источники

    1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
    2.А. С. Пушкин. «Дубровский».
    3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание. Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.
    4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс. «Просвещение:2015».
    5.Елена Стародубцева. «Капитанская дочка» на уроках литературы (Я иду на урок литературы).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

в презентации рассказывается об этапах работы над итоговым сочинением

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) в 2-х частях», Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Тема:
Литература рубежа XIX—XX веков

Похожие материалы

  • Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии»

  • «Молох капитализма» подготовка к итоговому сочинению 2021-2022 (Направление «Цивилизация и технологии»)

  • Презентация на тему «Творчество Ф. М. Достоевского, или Великое пятикнижие»

  • Конспект по литературе 6 класс Пушкин » Повести покойного Белкина » Барышня крестьянка»

  • Статья на тему: «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

  • Статья на тему: «Развитие литературно-творческих способностей школьников».

  • Презентация на тему: «Развитие литературно-творческих способностей школьников»

  • Виртуальная выставка «Отвага, мужество и честь»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455788 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по теме «Подготовка к итоговому сочинению»

Итоговое сочинение

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Итоговое сочинение

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение

  • 2 слайд

    Общая структура итогового сочинения I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею

    Описание слайда:

    Общая структура итогового сочинения
    I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
    Мостик/Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200 слов.

    Тeзис 1 (20-30 слов)
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
    Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

    Тeзис 2
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы
    Микpoвывoд
    Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

    III. Заключение (60-70 слов)

  • 3 слайд

    Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты;

    Описание слайда:

    Вступление состоит из 3 элементов:

    объяснение ключевых слов темы или цитаты;
    общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
    ответ-тезис на главный вопрос темы.

  • 4 слайд

    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: 1. Те

    Описание слайда:

    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

    1. Тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. «Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ….

    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что….

  • 5 слайд

    2. Тема-утверждение — требуется обосновать уже имеющееся утверждение. «Равнод

    Описание слайда:

    2. Тема-утверждение — требуется обосновать уже имеющееся утверждение. «Равнодушие»-тяжкая болезнь души»,-утверждал А.Токвиль.

    Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно…

  • 6 слайд

    3. Тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое су

    Описание слайда:

    3. Тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

    «Путь чести и путь бесчестия…Что значит идти путём чести или путём бесчестия»?

    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путём чести или путём бесчестия. На мой взгляд….

  • 7 слайд

    Основная часть = Тезис + АргументыТезис — это основная мысль сочинения, котор

    Описание слайда:

    Основная часть = Тезис + Аргументы
    Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

  • 8 слайд

    1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, е

    Описание слайда:

    1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр.
    2. Интерпретация — здесь мы обращаемся к сюжету произведения/эпизоду, характеризуем героя(-ев). Используем речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «автор считает» и т. п.
    3. Микровывод. В этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

  • 9 слайд

    Заключение1. Вывод. Завершаем сочинение выводом из всего вышесказанного, но н

    Описание слайда:

    Заключение
    1. Вывод. Завершаем сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

    2. Заключение-призыв. Не используем пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничимся формами «нужно», «важно».

    3. Выражение надежды. Подводя итог вышенаписанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение на тему швабрин человек чести или бесчестия

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Сочинение на тему швабрин человек чести или бесчестия

  • Сейчас обучается 308 человек из 63 регионов

Сочинение на тему швабрин человек чести или бесчестия

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме: «А.С.Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т,]. Буква Т т.»

  • Я русский бы выучил… Исследовательский проект

  • Я русский бы выучил… Исследовательский проект

  • Урок русского языка для 3 класса «Однородные члены предложения»

  • Урок «Однородные члены предложения»

  • ТЕСТ 2 ВАРИАНТА С ОТВЕТАМИ ПО НОВОЙ ВЕРСИИ ЕГЭ ЗАДАНИЕ 16

  • Урок развития речи «Культура речи. Вежливые слова»

  • Урок развития речи «Культура речи. Вежливые слова»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455788 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Образ Онегина в романе А. С. Пушкина

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора. », он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить.

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

. чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

. внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.

Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Этот реалистический роман написан как хроника жизни России I четверти XIX в., переданная через события жизни светского молодого человека.

Авторская характеристика образа Евгения Онегина довольно исчерпывающая и всесторонняя, т. к. образ в большой степени автобиографичен, хотя это всё-таки персонаж романа, а не реальный Пушкин.

Внешность и характер

Евгений Онегин — молодой, довольно обеспеченный «наследник всех своих родных» и хοлοстяк. В начале романа ему 18 лет, а ко времени дуэли с Ленским — уже около 26. Родился и вырос он в Петербурге.

За внешностью своей Евгений следил с особой тщательностью: перед выходом в свет он мог провести перед зеркалом 3 часа. В его кабинете всё говорило о роскоши и пристрастии к красоте и неге: духи, различные пилочки и ножницы для ногтей, гребёнки, щётки… Впрочем, Пушкин не видит в этом ничего предосудительного: «Быть можно дельным человеком //И думать о красе ногтей…»

В одежде франт Евгений также был педантичен: носил панталоны, фрак, жилет — всё, что было тогда в моде.

Об образовании молодого человека автор говорит с некоторой иронией: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», и Онегин получил те знания и навыки, которых было достаточно для светской жизни, и даже, по мнению многих, был «учёным малым». А «учёность» эта заключалась в том, что он мог поддержать любой светский разговор, в нужный момент промолчать, очаровывать дам эпиграммами. Знал латынь, но только в той степени, чтобы прочитать эпиграфы, а историю — в форме анекдотов, т.е. в популярных пересказах.

Зато читал труды Адама Смита, которого считают основателем классической политэкономии. Как всякий образованный дворянин, Онегин не только свободно разговаривал на французском, но и писал на этом языке, прекрасно танцевал — в общем, производил хорошее впечатление в свете и своими манерами, и своим умом.

Но более всего Онегин преуспел в «науке страсти нежной», т. е. в любви. Он рано научился лицемерить, льстить, изображать различные чувства, подходящие для определённого момента, и, как отмечает автор, «рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных».

Образ жизни

Вставал молодой человек поздно, полночи проведя на балу. К этому времени ему прямо в постель приносили приглашения на различные мероприятия: балы, детские праздники, вечерние собрания. Он не выбирал наиболее подходящие для него встречи, а старался везде появиться и отметить своё присутствие.

Вечером — встреча с друзьями, сытный ужин на французский манер, а затем театр. Евгения автор называет «почетным гражданином кулис»: он знает репертуар и обожает хорошеньких актрис. Причём при посещении театра Онегин показывает полное пренебрежение к окружающим и к тому, что происходит на сцене. Он приходит в театр уже при начавшемся действии, к своему месту идёт по ногам сидящих, рассматривает в лорнет ложи, где находятся незнакомые дамы, на сцену же смотрит рассеянно, зевает, а затем покидает театр, не дождавшись окончания спектакля или балета — впереди очередной бал. С бала молодой человек возвращается под утро, когда трудовой Петербург начинает уже просыпаться.

И такой образ жизни («завтра то же, что вчера») ему порядком надоел. Он не чувствует себя счастливым, потому что не видит смысла в такой жизни, но и не может от неё отказаться в силу установившейся традиции общества.

Привыкший к постоянному лицемерию, Евгений Онегин, по его собственным словам, не способен на глубокое и постоянное чувство любви, об этом он говорит в письме к Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, //Привыкнув, разлюблю тотчас…»

Тоска и хандра преследуют его, ему надоело пустое светское общество, но он не может его оставить и продолжает посещать все светские мероприятия.

Задумав как-то изменить свою жизнь, Евгений хотел писать, но «тρуд упορный ему был тοшен». Тогда он решил пополнить свои знания и принялся за книги, но и здесь его хватило ненадолго.

Но Пушкин отмечает и положительные моменты в характере героя: мечтательность, «резкий, охлажденный ум», умение пошутить, иногда довольно язвительно, желание посетить чужие страны, осознание пустоты жизни и стремление к переменам. Но он не знал, с чего начать.

Онегин в деревне

Вдруг Евгений получает сообщение о том, что при смерти его дядя, который желает с ним проститься. Он тут же помчался в деревню, хотя заранее зевал от предстоящей скуки. Но дядя оставлял ему наследство…

Однако в живых его Евгений уже не застал. Оставшись в деревне, Онегин был рад тому, что смог наконец переменить свой образ жизни, и первые два дня всё в деревенской жизни его привлекало: тишина, природа, новые заботы… Но уже на третий день он понял, что в деревне та же скука.

Но всё же Евгений принялся за благоустройство сельской жизни: заменил барщину оброком – это не понравилось некоторым соседям, и его объявили «опаснейшим чудаком».

Постепенно Онегин приобщился к здоровой сельской жизни. Сначала к новому соседу зачастили гости, но он старался их избегать, уходя через заднее крыльцо. Поэтому, обидевшись, все решили, что он сумасброд, и прекратили с ним дружбу.

В это время в соседнюю деревню прибыл новый помещик, Владимир Ленский — романтик, мечтатель, окончивший Гёттингенский университет, один из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени.

Онегин и Ленский

В чём же они были несходны?

  1. В возрасте: Евгению уже было 26 лет, а Владимиру — 18.
  2. Онегин был полностью во власти света, Ленский же светскую жизнь не мог терпеть: «Я модный свет ваш ненавижу; //Милее мне домашний круг…»
  3. Онегин — обольститель женщин, а Ленский перед ними робеет.
  4. Онегин не верит в дружбу, Ленский видит в дружбе залог верности и защиты при необходимости.
  5. Онегин не верит в настоящую любовь, Ленский же был уверен в том, что его любовь к Ольге настоящая.
  6. Онегин расчётлив — Ленский простодушен.
  7. Онегин рано научился лицемерить, а Ленский искренен во всём.
  8. У Онегина резкий ум, а Ленский как личность ещё не сформировался, его суждения ещё зыбки.
  9. Онегин потерял вкус к жизни и считал себя несчастливым, а Ленский полон вдохновенья и счастлив своей любовью к Ольге.
  10. Онегин не знает и не любит поэзии («не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»), а Ленский сам пишет стихи.
  11. Онегин читал Адама Смита, а романтик-Ленский любил поэзию Шиллера, немецкого поэта-романтика.

Конечно, кое-что их объединяло: дворянское происхождение, образование, молодость, либеральные взгляды. Они начали общение. Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных, и Онегин сразу же выделил Татьяну.

Но Онегин начинает поддразнивать юного влюблённого, заигрывать с Ольгой просто так, для собственного развлечения, от скуки. Ленский вызывает его на дуэль и гибнет от руки Онегина.

Онегин и Татьяна

Начитавшись французских любовных романов, она готова была к встрече с тем единственным, кого она должна полюбить. Им оказался Онегин. И Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви.

Евгений, уже пресыщенный любовью, был тронут этим посланием, т. к. понял, что это невинная и доверчивая душа, совсем не похожая на тех светских красавиц, которые ему надоели. Он ответил ей, что не готов ещё к семейной жизни, но если бы решил жениться, то выбрал бы именно такую девушку, как Татьяна.

Пушкин обращает внимание на благородство Евгения, который не посмел воспользоваться наивностью и неопытностью девушки.

Дальнейшая судьба Евгения

После убийства Ленского Онегин покинул деревню и «начал странствия без цели», но и это вскоре ему надоело, т. к. он не умел ничем заняться — и Евгений возвратился в Петербург.

Здесь на балу он увидел женщину, жену генерала, которая вызывала всеобщее уважение своей простой величавостью. Вот как об этом пишет Пушкин:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязании на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Евгений узнаёт в ней Татьяну. Но он поражён: из робкой несмелой девочки она превратилась в «неприступную богиню», хозяйку модного дома, жену генерала, княгиню… В нём вспыхнула любовь, но Татьяна его не замечает. Он пишет письмо к ней с объяснением любви и сокрушением о том, что «свою постылую свободу … потерять не захотел».

Освободившийся из-под влияния «омута света», его законов, Онегин почувствовал потребность в любви. Он раскрывает перед ней свою душу и совсем не рисуется, не кокетничает, не обольщает — это уже другой Евгений.

Татьяна признаётся в том, что она его по-прежнему любит, но: «Я другому отдана; //Я буду век ему верна».

И здесь автор оставляет Евгения Онегина.

Отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России.

Вывод

Пушкин подчёркивал своё нежелание, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным, хотя во многом сходство существует, т. к. сам автор принадлежал к этому классу общества и хорошо знал светскую жизнь.

Оценка автором своего героя в процессе написания романа менялась, т. к. шли годы (роман создавался в течение 8 лет), сам автор менялся, менялся и его герой.

Но Пушкин ясно даёт понять, в чём заключается главная трагедия Евгения Онегина — она в несоответствии его человеческих возможностей той роли, которую он играет, а это уже проблема всего поколения: невозможность нарушить условия светского общества. Онегин весь у него в плену, хотя презирает его.

Образ Евгения Онегина — это образ «лишнего человека». Главные признаки «лишнего человека» — потеря жизненных ориентиров, скука, хандра, отсутствие привычки к упорному труду, конфликт с обществом, невозможность что-либо изменить, и это всё при больших личностных задатках.

Характеристика образа Евгения Онегина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение на тему “Честь и бесчестие в романе Пушкина “Капитанская дочь”

Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка»

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Что такое честь и какую роль в обществе это понятие играет? В первую очередь, честь — это моральное достоинство человека. Без него личность забывает о нравственных ценностях и превращается в подлую и лживую натуру. Для человека перестают существовать обязательства. Он делает всё возможное, чтобы любыми средствами достичь своей цели. Именно тему чести и бесчестия в своём романе «Капитанская дочка» использует Александр Сергеевич Пушкин. Отец главного героя, Петра Гринёва, даёт сыну одно единственное указание:»Береги честь смолоду».Герой принимает наказ отца и обещает соблюдать его, в отличие от другого героя произведения, Алексея Швабрина. Бесчестный поступок совершил Алексей Швабрин во время дуэли с Петром Гринёвым. Герой вызвал Швабрина на дуэль за скверные слова, которые были сказаны в адрес его любимой Маши Мироновой. Алексей Швабрин за то, что Маша отказалась стать его женой, обрисовал её портрет, как девушки «глупой» и «трусливой». Тем самым, герой проявил себя, как человек лживый и двуличный. Он исподтишка ранил Гринёва, пока тот отвернулся, чтобы посмотреть на Савельича:»В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча, я упал и лишился чувств.»Алексей Швабрин воспользовался беспомощностью Петра Гринёва, который не видел его удара. Швабрин подлыми способами выиграл эту дуэль. Однако в произведении показаны не только бесчестные герои. Ярким примером человека чести является Пугачёв. Герой помнил милость Петра Гринёва, который дал ему заячий тулуп. Он не мог не отблагодарить его за помощь в беде. Именно поэтому, Пугачёв даровал ему жизнь: Этот поступок характеризует героя, как ч

Сочинения

В своем произведении Капитанская дочка Пушкин, поднимая основную тему крестьянской революции, затрагивает и ряд других проблем. Среди них отношения помещиков и крестьян, политические вопросы, а также обязанности государства перед народом. Переплетаются здесь и темы морально-бытовой стороны, счастья, благородства, а главное, в Капитанской дочке мы видим тему чести и бесчестия.

Честь и бесчестие в эпизодах романа

Многие писатели затрагивают такую тему, как честь и бесчестие, которые идут рядом как добро и зло. Поставил данную проблему в первоочередность и Пушкин, где в нашем сочинении по произведению Капитанская дочка, видим два мужских персонажа, на которые и спроецировал писатель конфликт чести и бесчестья. Это Гринев и Швабрин.

lazy placeholder

Гринев — это образец чести, а Швабрин — полная его противоположность. Уже в самом начале, при самой первой встрече этих персонажей романа, мы видим бесчестность Швабрина, который пытался оклеветать девушку Машу. А все потому, что она отказала Алексею, у которого проявились некие чувства к девушке. Вот только была ли здесь любовь? Очень сомнительно. Если пройтись по тексту дальше, то мы неоднократно встретимся с бесчестностью Швабрина. Хорошим примером является дуэль между Швабриным и Гриневым, где Швабрин ранит Гринева, когда тот отвлекся. Ранит в спину, предательски. Предательство Швабрина по отношению к Родине и друзьям не имеет оправдания. А чего стоят его клятвы в любви, когда в трудный час Швабрин с легкостью наблюдает, как убивают родителей Маши. Без зазрения совести он рассказывает о мятежниках, выдает главу крепости, а чтобы спасти свою шкуру, переходит на сторону врага.

Гринев же следует совету отца, который дал наставление беречь честь смолоду. По этому принципу он и жил. Несмотря на то, что Петр мог бы стать любимцем Пугачева и пользоваться разными благами, он не перешел на сторону врага. Рискуя своей жизнью, он не предал Родину и остается верным своим убеждениям. При этом он отстоял честь, защищая любимую девушку.

Честь показана и на примере Мироновых, которые погибают героями, не предавая Родины, и своих близких.

Тема чести и бесчестия в повести Пушкина «Капитанская дочка»

А какую оценку поставите вы?

СПАДИЛО.РУ

Швабрин и Гринев

В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев. Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.
Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев. Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.

У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец. И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни. Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.

Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.

А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду. И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть. Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.

Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко. Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды. А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.

Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.

Сочинение на тему: Чести и бесчестия в творчестве А.С Пушкина

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 04.04.2020

240563

240563

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

240459Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

240461

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

240439

Прочитав рассказ А.С. Пушкина “Дочь капитана”, вы поймете, что одна из тем этого произведения – тема чести и стыда. В этой истории два героя стоят лицом к лицу друг с другом: Гринев и Швабрин – и их идеи чести. Эти герои молоды, оба дворяне. ДА и не входить в эту пустыню (Белогорская крепость) по своей воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сын должен “потянуть за пояс и понюхать порошок . И Швабрин вошел в Белогорскую крепость, наверное, из-за громкой истории с дуэлями. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ защитить честь. А Моп, в начале истории, кажется, человек чести. Хотя с точки зрения обычного человека, Василисы Егоровны, дуэль – это “убийство смерти”. Эта оценка позволяет читателю, симпатизирующему этой героине, усомниться в благородстве Швабрина.

Можно судить о человеке по его действиям в трудные моменты. Для героев взятие Пугачевым Белогорской крепости было испытанием. Швабрин спас ему жизнь. Мы видим его “разрезанным по кругу, в казачьем кафтане, среди мятежников”. И во время казни он шепчет что-то на ухо Пугачеву. Гринев готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается поцеловать руку самозванца, потому что готов “предпочесть свирепое исполнение такому унижению.

С Машей они тоже разные. Гринев восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабра, с другой стороны, смешивает имя любимой девушки с грязью и говорит: “Если хочешь, чтобы Маша Миронова пришла к тебе в сумерках, дай ей пару сережек вместо нежных стихотворений. Швабра оклеветает не только эту девушку, но и ее семью. Например, когда он говорит: “Как будто Иван Игнатич находится в неприемлемом контакте с Василисой Егоровной. “. Становится ясно, что Швабрину не очень нравится Маша. Когда Гринев пришел освобождать Марию Ивановну, он увидел ее “бледной, худой, с поврежденными волосами, в крестьянском платье”. Внешность девушки красноречиво рассказывает о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который пытал ее и всегда угрожал выдать повстанцам.

Если сравнивать главных героев, то Гринев, безусловно, будет пользоваться большим уважением, потому что, несмотря на молодость, он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защищал свою возлюбленную.

Наверное, все это позволяет нам называть его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою в суде в конце рассказа спокойно посмотреть в глаза Швабриной, которая, потеряв все, продолжает заниматься тем, чтобы опорочить своего врага. Давным-давно, вернувшись в крепость, он пересек границы, определенные его честью, написал письмо – донос отцу Гриневу, стараясь уничтожить только ту любовь, которая родилась. Как только он действует нечестно, он не может остановиться, он становится предателем. И поэтому Пушкин прав, когда говорит: “Позаботьтесь о чести молодежи” и делает это надписью на всю работу.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ 396373396374

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Сочинение: Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

kapitanskaya dochka

Сочинение «Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина» рассказывает о двух героях с совершенно разными нравственными качествами.

Главным героем повести является молодой дворянин Петр Андреевич Гринев. Он воспитывался в приличной семье в соответствии с установленными традициями и обычаями. В начале произведения мы видим Петрушу обычным недорослем, не желающим учиться. В его голове только игры: он даже умудряется сделать из географической карты воздушного змея. Но его жизнь меняется с наступлением определенного возраста. Теперь Петруша должен отправиться на службу, куда был записан еще до появления на свет. Отец его когда-то сам исправно служил при графе Минихе. Для сына он мечтал такого же будущего, он хотел сделать из этого неугомонного мальчишки настоящего мужчину. Поэтому Андрей Петрович отправляет Петра не в Петербург, как тот мечтал, а в глубинку. Отправляя сына на службу, отец дает ему важное наставление: «Береги честь смолоду». Эти слова станут жизненным девизом Петра.

Что же значат эти слова? Что хотел сказать отец сыну? Честь — совокупность нравственных качеств человека: верность, правдивость, справедливость, достоинство, благородство. Беречь честь — значит сохранять почитание, уважение, честность в отношении какого-либо человека. Это значит не упасть в грязь лицом, сохранить в себе человеческие качества. Это значит быть верным голосу совести.

Став самостоятельным и свободным, Петр Гринев не забывал отцовское наставление. Еще по пути в Белогорскую крепость он столкнулся с трудностями: сбился с дороги в метель. Остаться живым молодому барину помог незнакомец, которым оказался беглый казак Емельян Пугачев. В благодарность за спасение Петр пожаловал ему заячий тулуп. Пугачев оценил такой благородный поступок, за который впоследствии сохранил жизнь Гриневу.

И это далеко не единственный случай проявления чести Петром Гриневым. Он не посмел перейти на сторону Пугачева, когда тот заставлял жителей Белогорской крепости присягнуть ему на верность, поцеловав руку. Гринев, глядя самозванцу в глаза, говорил о верности своей Родине. Такой поступок удивил Пугачева и заставил уважать непокорного юношу. Гринев снова остается жив, благодаря своим лучшим качествам — верности, храбрости, достоинству.

Когда Гринева после подавления пугачевского восстания обвинили в сговоре с самозванцем, он не пытался скрыться. Петр осознавал свою вину и был готов ответить за все сполна. На всех допросах он отвечал спокойно и правдиво. Влюбленный юноша лишь не хотел вмешивать в эти дела Машу, которая осталась совсем одна в этом мире.

Петр, влюбленный в дочку коменданта Белогорской крепости, борется за свою любовь. Спасая ее из грязных рук Швабрина, Гринев снова вынужден встретиться с Пугачевым и попросить его помощи. Он не боится потерять жизнь ради любимой, что уже доказал дуэлью со Швабриным. Даже находясь под судом, он думает не о себе, а о Маше. Петр просит родителей приютить бедную сиротку, которую больше некому защитить.

Петр делом доказал отцу, что тот воспитал достойного сына. Он пронес завет отца через всю жизнь, ни на минуту не забывая сказанной отцом истины. В переводе с греческого Петр — скала, камень. Именно таким и был главный герой произведения — твердым и непреклонным, стойко переносящим все испытания судьбы. Петр является ярким примером того человека, который сберег честь.

В повести показан и пример бесчестья. Это сосланный Алексей Иванович Швабрин. Вся его жизнь — это поиск лучшего, стремление добиться высот без проявления усилий. Он очень подлый и низкий человек.

Узнав, что Гринев влюблен в Машу Миронову, он пытается очернить девушку в глазах приятеля. Швабрин говорит непристойные и слова в адрес девушки. Причина тому — отвергнутые чувства. Маша отказала ему, потому что ничего к нему не испытывала. И он решает отомстить Маше, пытаясь помешать их любви с Петром.

Позже Швабрин совершает еще более низкий поступок — он предает Родину, став на сторону шайки Емельяна Пугачева. Он присягает на верность самозванцу в обмен на власть и богатство. Он без зазрения совести сдает врагам тех, с кем еще вчера сидел за одним столом. Он снова силой пытается заставить Машу быть его женой. Но такой грех не остается безнаказанным. Позже Швабрин ответит за все грехи сполна. Даже жестокий беглый казак не может мириться с тем произволом, который учинял Швабрин.

Даже на суде Швабрин ведет себя недостойно. Он пытается очернить Петра Гринева, утверждая, что тот служил Пугачеву. Он чуть не погубил невинного человека, пытаясь спасти свою шкуру.

А. С. Пушкин наглядно показывает нам честь и бесчестие, используя прием противопоставления. Это позволяет понять, что такое честь, и выбрать для себя единственно верный путь в жизни: следовать заповеди Гринева-отца или жить подобно Швабрину.

Произведения о чести и бесчестии

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта “невольником чести”. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести “Капитанская дочка” Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является . Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов – простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным : “Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?” Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: “Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников”. Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.) )

3. М. Лермонотов. Роман “Герой нашего времени” (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести – сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин “Уроки французского”. (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». ( Швабрин – яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: “береги платье снову, а честь смолоду”. Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” (Раскольников – убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”. (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”. (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой “Война и мир” (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка

Береги честь смолоду. Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа “Капитанская дочка”. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом, если с молодости сохранить безукоризненную честь, то в будущем вас будут уважать и ценить, да и самому человеку будет очень тепло на душе.

В романе “Капитанская дочка” очень ярко выражены примеры чести и бесчестия. мы можем увидеть эти примеры в главных героях романа:в Швабрине и в Петре Гринёве.

Швабрин-самый яркий пример бесчестия. Как он предал свою Родину, предал своих родных и друзей. Он предал свою любовь-Машу. Он же так ухаживал за ней, клялся в любви,предлагал выйти замуж, а что потом? Потом спокойно смотрел на то, как убивают её родителей, убивают его приятелей, его друзей. Он сам рассказывал мятежникам, кто предатель, кто глава Белогорской крепости. как он легко перешёл на сторону предателей Родины, как нагло ходил потом и плевал на своих друзей, для него главное было-спасти своё шкуру,свою жизнь. Он обычный трус. А разве не так? только трусом можно назвать такого человека, иначе никак. Заставлял насильно, с угрозами, с шантажом выйти замуж за него Марию Миронову. Его не волновало то, что её родителей у всех на глазах убили, что она осталась сиротой, его это никак не волновало.

А Пётр Гринёв был полной противоположностью Швабрину, он мог воспользоваться милостью Пугачёва, предать Родину, но он остался верен ей. Потому что чувствовал свой долг перед Отчизной. Он понимал, что предательство и трусость-самые худшие качества человека.

Гринёв мог быть любимцем Пугачёва, пользоваться его щедростью, пользоваться его милостью, жить хорошо. но его совесть, его дух не дали склониться перед ним. Какие бы не были обстоятельства, он отстоял свою честь, защитил свою любовь-Марию.

Не смотря на все трудности, все невзгоды своей судьбы и мятежа, мы с гордостью читали этот роман и восхищались Петром Гринёвым. Он сберёг свою честь, он защитил Родину и остался со своей Марией.
В романе Пушкина очень много мудрости, много смысла того, что нужно хранить и беречь то, что дано с детства. А именно в этом романе- честь.

Также примером чести может стать семья Мироновых. Не смотря на то, что крепость взята, комендант и его жена не предали Родину, не предали своих близких и погибли героической смертью. Читая строки о их смерти, невольно вздрагиваешь от гордости за них.

Сочинение Честь и бесчестие в произведении Капитанская дочка Пушкина

Одной из главных А.С. Пушкина «Капитанская дочка»является тема чести и бесчестия. Она раскрывается противопоставлением двух героев — Петра Андреевича Гринёва и Алексея Ивановича Швабрина. Они молоды, хороши собой, оба приехавшие в Белогорскую крепость. С первого взгляда можно подумать, что молодые люди похожи. Но Гринёв попал в этот медвежий угол по воле отца, решившего показать сыну настоящую жизнь. А Швабрин отправился в глухом местечке, чтобы забылась громкая история с дуэлью. В начале повести о каждом из них, можно подумать, что он «человек чести». Но дальнейшие испытания расставляют всё на свои места.

На героев выпало множество различных бед. Например, захват Белогорской крепости Пугачевым. И по поступкам в эту трудную минуту, начинаешь судить о человеке. Гринёв готов разделить судьбу со всеми, пусть даже если его ждёт смерть. Он отказывается преклонить колено перед самозванцем. А Швабрин спасает лишь свою жизнь.

Даже в любви они ведут себя совершенно по-разному. Гринёв любит Машу искренне, восхищаясь ей, даже посвящает ей произведения. Швабрин, наоборот, относится к девушке с пренебрежением, рассказывая ложь о ней и её родных. Пытая и мучая любимую девушку, он показывает себя ничтожным человеком.

Большее уважение конечно вызывает Пётр Андреевич, так как он показывает себя достойным и справедливым человеком. Защита любимой, послушание отцу — действия, показывающие его лучшие стороны. Его качества помогают во всех случаях. Даже на суде он может спокойно смотреть всем глаза, не борясь со своей совестью. Швабрин же так и продолжает выкручиваться, лгать и выставлять себя праведником.

После анализа героев и их действий можно точно сказать, что слово «честь» относится к Петру Алексеевичу. А Алексей Иванович — обычный лгун и бесчестие у него заложено в крови.

И поэтому эпиграф “Береги честь смолоду” показывает, что поступив бесчестно один раз, уже никогда не сможешь назвать себя «человеком чести».

chest i beschestie v proizvedenii pushkina kapitanskaya dochka

Честь и бесчестие (Капитанская дочка)

Мастер кисти, Константин Юон, прожил долгую и интересную жизнь Его работы, удивляли и радовали зрителей яркостью и свежестью красок, необычными сюжетами, воспроизведенными с самых невероятных ракурсов. Художник много путешествовал.

Наш город находится в Бурятии. Среди густых хвойных лесов, в долине, по которой текут две реки Селенга и Уда. Это многонациональный город. Погода тут зависит от прихотей резко-континентального климата.

Михаил Васильевич Нестеров – известный русский художник. Он был удивительно талантлив. Нестеров написал много замечательных картин. Полотна Михаила Васильевича: «Видение отроку Варфоломею», «Девушка у пруда», «Сергий Радонежский»,

Алёша Пешков родился в небогатой мещанской семье. Отец мальчика рано умер, заразившись от сына холерой. Мать его вернулась к своему отцу, который в прошлом был бурлаком, а позже открыл красильную мастерскую. Ему помогали два его женатых сына,

В нашем мире происходит очень большое количество различных чудес, которые связаны с жизнью людей, но речь идет не о простых людях, так как речь пойдет о фигурах, которые были причислены к святым.

Историческая память, это довольно серьезная тема, которая касается всех граждан нашей необъятной страны. Историческая память должна жить в каждом человеке и не затухать не когда. Память бывает разной, а точнее разнонаправленной.

  • Сочинение на тему юноша моей мечты
  • Сочинение на тему щелкунчик и мышиный король
  • Сочинение на тему чувство долга
  • Сочинение на тему что такое повествование
  • Сочинение на тему что такое плохо что такое хорошо и что такое плохо