Сочинение на тему семейство мармеладовых

Сочинение: униженные и оскорбленные в романе преступление и наказание ф. м. достоевский383 слова тема социальных низов общества занимает одно из

Сочинение: Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(383 слова) Тема социальных низов общества занимает одно из самых важных мест в творчестве Ф.М. Достоевского. Нет практически ни одного произведения этого писателя, где не была бы показана жизнь маленького жалкого человека, раздавленного несправедливостью жизни. Роман «Преступление и наказание» также не обошёлся без этой темы.

В романе сложно найти не униженного человека. Писатель со всем свойственным ему глубоким психологизмом изображает образ Петербурга — холодной северной столицы, населённой несчастными озлобленными людьми. Сам главный герой произведения Родион Раскольников задавлен и унижен безденежьем и атмосферой полной безысходности. Чего же тут говорить об остальных персонажах, встречающихся нам на протяжении всего повествования? Кажется, что почти весь Петербург населён пьяницами, негодяями и сумасшедшими. Улицы наводнены шумными, грубыми, безразличными людьми. В кабаке на Сенной идут бурные рассуждения о необходимости убийства богатой старухи. Ещё сильнее ситуация усугубляется, когда читатель соприкасается с семейством Мармеладовых, как персонификацией того, во что превращает людей несправедливость жизни. Отец семейства, пропивающий последние деньги в кабаке, озлобившаяся на весь мир гордячка Катерина Ивановна, избивающая мужа – все эти люди стремятся всячески спастись из круговорота ужаса и страданий: Катерина Ивановна хватается за своё благородное происхождение, Мармеладов пьёт, Раскольников с головой уходит в свои радикальные теории, кто-то отыгрывается на окружающих, кто-то пытается убить себя.

Однако, показав то, как низко может пасть каждый из них, Достоевский продемонстрировал нам ту силу, ту высокую моральность, ту глубокую духовность, которую, несмотря ни на что, несёт в себе каждый русский человек. Софья Мармеладова добровольно продала свою честь и опустилась на самое дно общества, чтобы помочь своей семье. Но даже там она нашла добрых, отзывчивых людей, давших ей приют. Сама Соня не только не озлобилась и не опошлилась в душе, но с помощью религии сохранила душевную мягкость и доброту. Катерина Ивановна проявляет скрывавшуюся до этого нежность к мужу, когда пьяного Мармеладова сбивает лошадь. Однако кульминацией всей темы униженных людей в романе является эпизод поминок, когда богач Пётр Лужин, мелочно мстя Раскольникову, пытается выставить Софью воровкой. Катерина Ивановна всеми силами защищает честь падчерицы. Когда же махинация Лужина вскрылась, присутствовавшие на трапезе бедняки, пьяницы и, казалось бы, самые низкие люди в праведном гневе обрушились на негодяя и изгнали его из своего общества.

Всё творчество Достоевского демонстрирует нам скрытую внутреннюю силу личности. Любого можно унизить, раздавить, довести до полуживотного состояния и сломить его дух. Но писатель верил, что, даже находясь на самом дне, человек всегда остаётся человеком, помнящим о добродетели, сострадании и справедливости.

Если Вам не подошла данная работа, сообщите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон примет меры.

Автор: Михаил Щепин

Безысходность как лей Ф. М. Достоевского

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Его по праву называют «энциклопедией жизни России 60-х годов 19-го века». Это книга великой скорби, в которой раскрывается бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Главной идеей произведения является поиск выхода из жесткого мира наживы и расчета в царство доброй правды и справедливости. Трагедия главного героя романа Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных, мучительных страданий «униженных и оскорбленных», которые населяют Петербург. Отношение Достоевского к своим героям проявляется во всем:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 440 руб.
  • Реферат Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 280 руб.
  • Контрольная работа Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • в описании быта бедняков (Раскольниковых и Мармеладовых);
  • в осуждении карьеристов и мелких дельцов (вдовы Реслих, Алены Ивановны, Лужина, Коха и т.д.);
  • в острой постановке проблем проституции и алкоголизма.

В этих мрачных картинах одиночества, нищеты, невыносимой духоты жизни, надругательства над человеком перед читателем предстает образ города-гиганта Петербурга, удивляющего своими фантастическими контрастами, где на каждом шагу человека подстерегают материальные и социальные «шутки», которые порождают нравственные трагедии и конфликты. И из них нет выхода «униженным и оскорбленным».

Замечание 1

Лейтмотивом романа является безысходность.

Тон повествованию произведения задает сцена знакомства в трактире Родиона Раскольникова с Мармеладовым. Фраза «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…», сказанная Мармеладовым, сразу поднимает и эту сцену в забегаловке, и фигуру маленького человека со смешной «канцелярской», торжественно – витиеватой манерой говорить, и тему произведения на высоту философского размышления о судьбе человека.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Монолог Мармеладова имеет характер проповеди и окрашивает в драматические тона всю ситуацию. Читателю становится понятно, что Мармеладов и подобные ему люди оказались отвергнутыми обществом. Им больше не на что надеяться и некуда идти. Так же «некуда идти» и Катерине Ивановне, для которой губительным оказалось невыносимое для ее честолюбивого характера противоречие между прошлой жизнью, богатой, обеспеченной, сытой, и настоящей – нищенской, жалкой.

Чистая и невинная девушка, Соня Мармеладова, вынуждена торговать своим телом, чтобы хоть как-то прокормить больную мачеху и ее маленьких детей. Идея отказа от себя, самопожертвования, которую автор воплотил в образе Сони, поднимается здесь до символа всего человеческого сострадания. Для Ф. М. Достоевского страдания сливались с любовью. Соня Мармеладова является олицетворением кротости и смирения, бесконечной любви к людям, что позволило ей сохранить свою нравственную чистоту в той грязи, куда бросила ее жизнь.

Таким же смыслом Достоевский наполняет и образ сестры Раскольникова, Дунечки. Она соглашается на такую же жертву, что и Соня Мармеладова. Дуня во имя своего свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, карьериста, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей.

Всем героям произведения свойственная превосходная степень выражения своих чувств:

  • У Дуни – беззаветная, всепоглощающая, искренняя любовь к брату;
  • У Сони Мармеладовой – жажда самопожертвования;
  • У Катерины Ивановы – исступленная гордость.

Положение тупика, безнадежности подталкивает этих людей на моральные преступления против самих себя. А буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут, каждый по-разному, к сделкам с совестью и бесчеловечности.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

С темой униженных и оскорбленных мы встречаемся еще на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Продолжает ее и Федор Михайлович Достоевский. Он вносит свой существенный вклад, дополняя особенностями. Писатель показывает, что мир человека очень сложен и многогранен. В романе «Преступление и наказание» автор также затрагивает эту тему. Причем, дает ее с разных сторон: это и описание среды, в которой обитает герои, и огромная вереница разных судеб страдающих людей.

Внутренний мир униженных и оскорбленных героев представляет особый интерес, и в произведениях Федора Михайловича он выходит на первый план.

Ошибочно считать, что главными представителями этой категории являются Мармеладовы. Сюда абсолютно точно можно включить и самого несостоявшегося теоретика, Родиона Раскольникова

, и его мать, и сестру
Дуню
.

Судьба Раскольникова представлена в романе, как один из вариантов развития жизни таких людей. Этот персонаж противопоставляет себя обществу, пренебрегает принятыми законами и моралью, и ставит себя выше других. Родион не хочет быть рабом, быть тем, кто подчиняется. Он идет на бунт.

А вот Соня Мармеладова

, девушка, относящая к униженным и оскорбленным, представляет абсолютно другую личность. И ее судьба складывается иначе. Она никогда не решится бунтовать, ее путь смиренный, обращенный к Богу. Со стороны общественного мнения, она блудница, но по законам христианской морали Соня – святая девушка, пожертвовавшая собой ради близких, ради своей семьи.

Соня – не менее сложный персонаж, чем Раскольников. Она постоянно испытывает внутреннее напряжение и тоже тяготится внешней несправедливостью. Но только не ломается. Стержень этой девушки – ее вера и любовь к матери и маленьким детям.

Не стоит забывать и в общем про семью Мармеладовых. Это яркий тип униженных и оскорбленных. Эти люди зашли в нравственный тупик, они не знают и не понимают, куда им дальше двигаться.

Отец семейства – совершенно опустившийся человек, причем не только морально, но и социально. Весь его образ просто нелеп. В самом Мармеладове и его жене Катерине автор показывает не только духовную, но и физическую деградацию личности. Мармеладов

– беспробудный пьяница. Катерина Ивановна же сходит с ума. Эти люди находятся будто на границе: они не могут смиренно жить, как Соня, но и на бунт они не способны.

Трагедия этой семьи показана на фоне самого грязного района Петербурга. Автор показывает, как бытовые условия и городская среда заставляют людей терять человеческое обличье.

Есть в романе и эпизодические герои, которые призваны стать окончательным кусочком в общей картине нищеты и безвыходности.

Получается, что в романе «Преступление и наказание» показана целая вереница униженных и оскорбленных людей. На мой взгляд, автор не списывает такое положение дел только на социальный статус этих людей. Огромная причина кроется и в них самих.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание» Символика снов в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»»

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни. Излюбленное место действия в произведениях Достоевского — Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой — воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, — идею всеискупающего страдания.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и опыт и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета — порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» — говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир «униженных и оскорбленных» — это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста — в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители — это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать — продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир «униженных и оскорбленных» — это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности — это Сонечка Мармеладова. Ее образ — воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.

Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова — это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны — это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления — вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее — венец творения. «Это человек-то вошь?» — потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Сочинение: Судьба «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского — это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты, «певицы, живущие от себя». На фоне этого города развертываются судьбы многих людей, задавленных жизнью, представителями которых являются Раскольниковы, Мармеладовы и другие эпизодические лица романа. Достоевский говорит о том положении тупика, в котором находятся обездоленные люди, и, в первую очередь, он говорит о безвыходном положении членов двух семейств: семей Мармеладовых и Раскольниковых. И Дуня Раскольникова, и Соня Мармеладова вынуждены принести себя в жертву ради спасения своих семей. Положение безвыходности ставит перед двумя девушками вопрос: нарушить нравственность преступно по отношению к себе, не нарушить — преступно по отношению к близким.

Не пойди Соня Мармеладова на такое страшное нарушение нравственности, на которое она пошла, и дети Катерины Ивановны умерли бы с голоду. Раскольников думает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая сила тоски за человечество в этом раздумье! Вечная жертва, вечное поругание, поругание человечества! С судьбой Сонечки Мармеладовой Родион отождествляет единственный реальный путь, ожидающий Дунечку: путь Дуни, которая тоже собралась продавать себя ради семьи, отличается от пути Сони лишь узаконенной формой брака. Общество ставит героев романа перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Это и выражено в словах Раскольникова, обращенных к Дуне: «..и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее — несчастлив будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее будешь».

Но несмотря на это, разве может отказаться от человечности Раскольников? Нет, не может! В этом его трагедия. Он не остается равнодушным к страданиям «униженных и оскорбленных», а, наоборот, глубоко сочувствует им. Стараясь хоть как-нибудь помочь Катерине Ивановне, он отдает свои последние 25 рублей, которые с таким трудом собрала для него мать. О человечности Раскольникова, безусловно, говорит и его сон, в котором он видит, как забивают насмерть несчастную клячу. Эта картина разрывает его сердце, он бросается на мучителей, целует лошадь в губы, в глаза. Забитая насмерть кляча — символ безграничного страдания «униженных и оскорбленных» людей. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с образом сна Раскольникова. То, что Раскольникову приснился этот сон перед его преступлением, безусловно, говорит о человечности героя, который является в романе представителем «униженных и оскорбленных»; значит, можно говорить о человечности обездоленных людей.

Кроме того, характерной чертой бедняков является их человеческая гордость. Родион понял, что Дуня приносит себя в жертву ради своего семейства, ради того, чтобы ее брат мог продолжать учебу в университете. Ведь Родион, как и все обездоленные люди, «задавлен бедностью». Он «оборванец», который вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату учения. Вот почему Дуня и решается выйти замуж за богатого человека. Но Раскольников — слишком гордый человек, потому он не хочет принять такую жертву и старается сделать все возможное для того, чтобы помешать этому браку. Родион выгоняет жениха Дуни из своей комнаты со словами: «Убирайся к черту!» Катерина Ивановна после смерти своего мужа на последние деньги устраивает поминки, причем она старается накрыть стол как можно богаче и пригласить на поминки самых солидных и благородных людей, желая показать, что, несмотря на свое положение, надеется занять место в благородном обществе. Катерина Ивановна показывает всем свой похвальный лист. Она хочет, чтобы знали о ее воспитании, «благородном, можно сказать, в аристократическом помещичьем доме». Она рассказывает о своем прошлом, мечтает открыть пансион для благородных девиц. Но ее мечты прерываются смехом сытых, довольных собой хозяев жизни, которых так ненавидит Раскольников.

Об этой ненависти говорит встреча Родиона на бульваре с пьяной 15-летней девушкой, еще почти ребенком, около которой вьется жирный франт. «Эй вы, Свидригайлов! Вам чего здесь надо?» — крикнул Раскольников, «сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами». Это был смех от бешенства, от злобы. Родион ненавидит этих сытых, хорошо одетых франтов, равнодушных к несчастьям окружающих, у которых отсутствует всякое чувство человечности. Они способны ради своей выгоды унизить уже и так «униженных и оскорбленных» людей. Так, Лужин унижает на поминках Соню тем, что, бессовестно подсунув ей сторублевую бумажку, обвиняет ее в воровстве.

Достоевский приходит к выводу, что бедные люди, такие человечные, гордые, стремящиеся к чистоте, не могут жить в мире, где «человек человеку — волк». Раскольников вспоминает слова Семена Мармеладова: «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Поистине, в этих словах Мармеладова выражен весь пафос произведения. «Некуда» идти Родиону Раскольникову, Мармеладову, Катерине Ивановне, Сонечке, Дуне и сотням тысяч других обездоленных людей.

Обыкновенный ужас повседневной жизни большого города, будничные кошмары этой жизни наполняют весь роман. Раздавлен копытами Мармеладов. Катерина Ивановна после того, как Лужин оклеветал Соню, мечется по квартирам высокопоставленных лиц в поисках защиты, и важный генерал, которому она помешала обедать, затопав на нее ногами, прогоняет ее прочь. Вот она же, обезумевшая от оскорблений, устраивает нечто вроде демонстрации нищеты на улице столицы, заставляя детей петь и плясать на потеху толпе. Вся эта широкая картина действительности и показывает ту реальную почву, которая ведет к преступлениям, подобным преступлению Раскольникова. Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателями романа Достоевского. Но есть нечто еще более ужасное — полное отсутствие какого-либо просветления, какой-нибудь надежды на возможность выхода. Единственный выход, который предлагает Достоевский, — это всегда, в любой грязи оставаться солнцем, как Сонечка, потому что общество изменить нельзя.

Роман Достоевского — это тема безысходной скорби. И все же в нашем сердце остается не безвыходность, не безнадежность и смирение, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека. И передовой читатель времени Достоевского продолжал поиски настоящего пути борьбы против мира насилия и жестокости.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

(651 слово) Одним из наиболее известных произведений Фёдора Михайловича Достоевского является роман «Преступление и наказание». Роман не зря попал в золотой фонд мировой литературы. Ведь в в нем автор поднял очень важные и актуальные проблемы. Среди них можно отметить проблему свободы и ответственности, ложных убеждений, вины и совести, сочувствия и милосердия. Создавая образы персонажей, писатель сумел мастерски раскрыть проблематику. Одним из самых значимых образов в романе является Катерина Мармеладова. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим поподробнее характеристику Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание». 

В образе Катерины Мармеладовой Достоевский воплотил женщину высокого роста, худого телосложения, с бледным лицом. Роскошные темно-русые волосы были основным украшением героини. У нее надменное выражение лица, высокомерные манеры, и этому есть объяснение. Она происходит из семьи надворного советника и получила образование. Она с красным дипломом окончила дворянский институт. Семью Катерины Ивановны можно было назвать благополучной и статусной. Ведь героиня ни в чём не знала нужды. Будучи молодой и неопытной, Катерина испытывала нежные чувства к пехотному офицеру. Но родители лучше знали жизнь и не дали благословения. Темпераментная и своевольная Катерина сбежала из дома, о чем не переставала жалеть всю жизнь.

Катерина вышла замуж за пехотного офицера. Однако семейная жизнь у героини с этим человеком не заладилась. Офицер был не в состоянии обеспечивать семью, он злоупотреблял спиртным и бил жену. Имея приличный карточный долг, супруг Катерины Ивановны попал под арест, где и лишился жизни. В итоге Катерина Мармеладова осталась одна без всякой поддержки. А ведь у нее на руках было трое детей.

Затем Катерина Ивановна встречает своего будущего второго супруга — Семена Мармеладова. Именно этот человек выразил желание помочь Катерине. А она так в этом нуждалась в данный период. Героиня не испытывала никаких чувств к Мармеладову, и он был вдохновлен скорее жалостью, чем страстью. Семён искренне полюбил детей своей супруги. Катерина не любила Семена, она только испытывала к нему чувство благодарности. И героиня не смогла обрести счастье ни в первом, ни во втором браке. Безусловно, Семён Мармеладов по своей натуре был добродушным человеком, однако пристрастие к спиртному убило в нем лучшие качества. Герой забросил службу, не забывал об алкоголе ни на один день, он не приносил ничего домой. Семья оказалась в нищенском положении. Ситуация обострилась до того, что Катерина Ивановна заболела чахоткой — смертельной болезнью, которая особенно сильно влияла на организм, ослабленный недоеданием. Природная вспыльчивость героини  превратилась в истеричность под влиянием этих обстоятельств. Она отчаялась добиться чего-либо и изливала на других гнев от разочарования. Все чаще Катерина, сидя в нищете, вспоминала о роскошном доме и статусных родителях. Ими она кичилась и гордилась, как и своим образованием. Время от времени ее посещали навязчивые идеи о том, что она станет директрисой пансиона для загородных девиц, когда благородные люди из дворянского общества узнают о ее судьбе. Эти иллюзии питали ее тщеславие и позволяли хоть как-то удержаться на плаву. Можно заметить, что Катерина Ивановна даже иногда могла проявить грубость. Это вызвано не её характером, это следствие бедности и нищеты. Так, когда она попрекнула Соню ее положением, она сильно жалела о том, что сделала, и горячо молила девушку о прощении. Однако Соня понимала всю ситуацию, она не стала держать зла на Катерину.

Образ Катерины Ивановны является достаточно трагичным. Оба супруга Катерины провели пустую и бесцельную жизнь. Ведь они не смогли ничего добиться, а лишь испортили судьбу героини, которая на них понадеялась. Но, конечно, главная проблема Катерины и причина ее падения — это ее же собственные недальновидные действия. Своеволие, упрямство, вспыльчивость, импульсивность — все эти качества привели ее к серии неправильных поступков, исказивших ее жизненный путь. В финале героиня, оказавшись на улице с детьми, стала просить милостыню. Все иллюзии пропали и перестали поддерживать ее. Она умерла прямо на улице. 

Можно утверждать, что в образе Катерины Ивановны Фёдор Достоевский воплотил очень импульсивную, темпераментную и яркую женщину, которая обладает непостижимой и широкой русской душой, где уживаются святость и деспотизм. Листая страницы романа, читатель замечает, что Катерина была прекрасной женой и хорошей матерью. Несмотря на все трудности, героиня не утратила чувства собственного достоинства и держалась за гордость. Ей можно лишь посочувствовать.

Черты характера Катерины Ивановны Цитаты
Умопомешательство от горя, нездоровое поведение «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок… Ведь у ней ум совсем как помешан… от горя.»
Жестокость и грубость «Била! Да что вы это! Господи, била! А хоть бы и била, так что ж!
Раздражительность и импульсивность «дама горячая и раздраженная» 
Наивность и доброта «Потому она легковерная и добрая, и от доброты всему верит 
Гордость и высокомерие «Да и горда была, чересчур горда… « 
Щедрость и чувство собственного достоинства «И ничего-то она никогда ни у кого не попросит; гордая, сама скорей отдаст последнее…» 
Великодушие и несправедливость А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая… 
Богатая фантазия и неумение разбираться в людях «В свойстве характера Катерины Ивановны было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски 
Эмоциональность, переменчивость настроения От природы была она характера смешливого, веселого и миролюбивого, но от беспрерывных несчастий и неудач… (ее настроение менялось от восторженного до гневного и иступленного поминутно)
Воля, умение действовать в сложных обстоятельствах …эта женщина не из тех, которые тотчас же падают в обмороки. Мигом под головою несчастного очутилась подушка, о которой никто еще не подумал; Катерина Ивановна стала раздевать его, осматривать, суетилась и не терялась, забыв о себе самой, закусив свои дрожавшие губы и подавляя крики, готовые вырваться из груди…» 

Автор: Виктория Комарова

Характеристика Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.

Вот как автор описывает Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю. Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.

Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и востановившись в звании, он снова уходит в запой.

Краткая характеристика С. Мармеладова

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Семен Захарович Мармеладов выступает прообразом нищего человека, бессильного перед жизненными трудностями. Тщательно выбритый старик за пятьдесят, плотного телосложения и среднего роста. Человек с усталыми покрасневшими глазами и опухшим от пьянства лицом. Именно такое изображение внешности персонажа четко описывает его образ жизни.

В прошлом – чиновник с приличным достатком и титулярный советник со значимым социальным статусом. Мужчина с добрым сердцем, который вступает в брак с опечаленной вдовой с тремя детьми и воспитывает свою милую дочь Сонечку. Но всё это происходит до того момента, пока Семена не сокращают с должности и не выкидывают с работы.

Не прошло много времени как он превращается в безработного и деградированного пьяницу, который уже не сможет вылезти из ямы отчаяния и бедности. Ему выдался шанс вернуться к чину и ситуация, вроде как, начала налаживаться, но “праздник”, к сожалению, длился не долго, а всего лишь до первой зарплаты.

После чего Семён ворует деньги у своей семьи и уходит в длительный запой. Всё, что ему осталось это жалеть себя и жаловаться на жизнь, что Мармеладов активно практикует. Именно за этим занятием он и знакомиться с Родионом в трактире.

Рассказывая историю своего никчёмного существования, бедолага вспоминает все свои грехи: пьянство, воровство, даже его родная дочь отправляется на панель, чтобы помочь отцу и всему семейству, а он продолжает бездействовать.

Но «мученику» уже не под силу разобраться со столь великими тяготами несладкой доли. Единственное, что он может это пропивать остатки своего не накопленного состояния. Изливая душу, наш герой сам того не понимая подталкивает Раскольникова проверить свою теорию о человеке на практике.

Несмотря на столь жалкий расклад вещей, были в Мармеладове и хорошие качества, например, любовь к детям: он души не чаял в своей дочери и приемных детях и пытался дать им всё самое лучшее. К тому же, он обожал свою жену и относился к ней с особым уважением.

Но, к сожалению или к счастью, столь горькая жизнь доводит неизлечимого пьяницу до могилы – он попадает под копыта мчавшихся лошадей и погибает на руках юной дочери, оставляя свою семью в одиночестве на произвол судьбы.

Судьба Мармеладова

О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью. Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми. Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.

Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.

Мармеладов Семен Захарович

Глава семейства

, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.

Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.

Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

«А я… лежал пьяненькой-с».

Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве — ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.

Мармеладов молит о прощении — собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных — это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

Печален итог:

Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

Семья Мармеладовых

Семья Мармеладовых состоит из Семена Захаровича Мармеладова, его жены Екатерины Ивановны, дочери Мармеладова Сони и троих приемных детей Мармеладова. Екатерина Иванова – женщина из приличной семьи, но вынуждена была жить в нищенских условиях после смерти первого мужа. Она умна и образована, находясь в гневе может ударить пьяного мужа.

Соня – молодая девушка, вынужденная жить по «желтому билету».

Несмотря на свое занятие, Соня морально и нравственно намного выше многих благочестивых с виду людей. Именно она призвана спасти душу Раскольникова и помочь обрести ему веру.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Мармеладов» в романе «Преступление и наказание». Здесь приведена цитатная характеристика его внешности, а также дана характеристика характера и описана судьба героя.

Характеристика героя

Семён Захарович — чиновник в отставке. Он спился из-за того, что потерял работу. И в этом персонаже соединены качества обычных людей, которые ищут смысл жизни и анализируют свою судьбу в обнимку с бутылкой, страдают от страшных болезней, неспособны перестать выпивать, не имеют внутреннего стержня.

Из характеристики Семёна Мармеладова можно выделить несколько положительных черт:

  • Заботится о детях. Семён хочет предоставить «образование» своей дочке, но у него недостаточно денег, поэтому мужчина просто учит её тому, что сам изучал. А приёмных детей он обучает чтению и основам грамматики. Ребята в ответ дают отцу любовь и называют папочкой. Не забывает Мармеладов и о божьих законах. Писатель подмечает очень важную деталь: у мертвецки-пьяного Захарова в кармашке был найден пряничный петушок для малышей.
  • Уважает женщин. Мармеладов ни разу не поднял руку на свою супругу. Она избивает его, таскает за волосы, но не получает ответной реакции. Не каждый мужчина будет терпеть такое, другие на его месте просто избили бы свою жену, чтобы «знала своё место».
  • Слабохарактерный. Мужчина и сам считает себя слабым и пьяным. У Мармеладова не хватает сил дать отпор судьбе, и он просто подчиняется ей. Выходит, что он всё прекрасно понимает и видит, что происходит вокруг, но не желает ничего менять, даже не пытается.
  • Добрый и благородный. Наивный Семён оказывается под воздействием дурных людей, выпивает со всеми подряд, не вспоминая на следующее утро, кто это был. Мармеладов — добродушный и не теряющий благородства человек.
  • Скромный. Семён Захарович никогда никому не хамит, он не наглый и вовсе не развратный. Мужчина всё время критикует и ругает себя. Каждый день ведёт рассуждения на тему жизни, но никому не пытается навязать своё мнение.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинение на тему слова русского языка как зеркало нашей истории
  • Сочинение на тему сельское хозяйство
  • Сочинение на тему самый важный словарь
  • Сочинение на тему секрет семейной кухни
  • Сочинение на тему разрешите представиться