Сочинение на тему путь к победе по тексту торопцева

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, 19 августа этого года в Ярославле, на открытии XXIX Международного фестиваля искусств «Преображение» прозвучала ваша оратория «Под стягом Александра», посвящённая 800-летию Александра Невского. Князя Александра Ярославича почитают все русские люди, но тем не менее, чтобы сочинить ораторию, нужно было какое-то особое отношение к нему. Или всё-таки дата сподвигла вас к этому?

Владимир ДОВГАНЬ, композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор Православного Свято-Тихоновского университета. Здесь несколько факторов. Дата тоже сработала, потому что поводом послужил звонок моего старого товарища, дирижёра Евгения Святославовича Тугаринова. Он предложил мне написать ораторию-действо, посвящённую святому благоверному князю Александру Невскому.

Сначала я отказывался, хотя это очень дорогая для меня фигура, можно сказать, любимый герой с детства, но после кантаты Прокофьева, его музыки к фильму, браться за такую тему было как-то трудно.

Но Тугаринов мою совесть успокоил: «Прокофьев работал с симфоническим оркестром, а ты будешь без оркестра, только хор. И сама идея написать новое сочинение на эту тему принадлежит епископу Феодору Переславскому и Угличскому». Это было в 2016 году. Епископ Феодор, зная, что через пять лет будет 800-летие святого благоверного князя, обратился к Тугаринову, председателю правления Русского Православного хорового общества, с вопросом, есть ли, кроме кантаты Прокофьева, какие-то большие хоровые сочинения, посвящённые Александру Невскому. На что Евгений Святославович ответил: «Нет, но мы можем сделать. И есть композитор, который может написать!» Вот он мне и позвонил.

В общем, я загорелся этой идеей. К тому же она на подготовленную почву упала. Я уже сказал, что Александр Невский — мой любимый герой. И у меня были мысли о нём что-то написать, но как-то рука не поднималась после Прокофьева. Это же дерзость большая! Вроде как: «А не попробовать ли мне после Чайковского взяться за Пушкина?» Но, с другой стороны, всё-таки жанр другой. Тугаринов мне сам очертил, что это будет оратория-действо. Почему действо? Был у нас в XVII веке такой старинный жанр, освящённый церковью. То есть это не чисто театральное действо, но с элементами театрализации, обычно на библейский сюжет.

«ЗАВТРА». Мистерия.

Владимир ДОВГАНЬ. Да, православная мистерия XVII века. И я должен был что-то подобное сделать. Задача очень сложная. Оратории-то я писал, у меня было две оратории, но они не назывались действом. А здесь какой-то элемент театрализации был возможен, хотя это не обязательно, кстати говоря. На премьере мы отказались от театрализации, просто потому что это было трудно организовать. Но всё-таки у нас есть партии, олицетворяющие конкретных героев.

«ЗАВТРА». Упомянутый вами Прокофьев писал для фильма Эйзенштейна «Александр Невский», и там был сценарий, созданный в глобально символическом ключе противостояния двух культур, двух цивилизаций. Это один из самых православных фильмов в истории кино, что само по себе удивительно и потрясающе! Но тема Александра Невского имеет и исторический контекст. Вы учитывали какие-то исторические моменты, кроме символических, образных?

Владимир ДОВГАНЬ. Конечно! Я всегда увлекался историей. Не только русской, вообще историей, но история русская для меня была тем, чем я болел… И у меня были уже сочинения на исторические темы. Например, Третья симфония была посвящена святому благоверному князю Михаилу Черниговскому. И опера «Пожар московский», которая целиком не была поставлена, но финал на исторической сцене Большого театра исполнялся-таки в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном.

Так что историческая тематика мне близка. К тому же, когда я стал собирать материалы, то убедился в том, что фигура Александра Невского несмотря на то, что это самый признанный у нас герой, святая фигура для большинства, для кого-то является своего рода мишенью, в которую пускались и пускаются стрелы, часто отравленные. Я об этом и раньше слышал, конечно, но когда посмотрел в интернете, с ужасом обнаружил, что это принимает уже какие-то грубые и пошлые формы.

Тут у меня даже задор появился, полемический. Если вы говорите, что это чистый миф, мол, «ну, есть у вас миф о герое, а на самом деле никакой он не герой, человек он был плохой» и так далее, то я должен тогда людям показать правду, дать фактический исторический материал.

Наверное, я даже впал в какую-то крайность. Потом мне Тугаринов говорил: «У тебя же получается историческая лекция, а не текст оратории». Я говорю: «Ты прав! Надо сокращать и что-то переделывать». И сократил, причём такие вещи, которые мне очень не хотелось сокращать. Но я понимал, что дирижёр прав, нельзя утяжелять. Жанр оратории разрешает использование прозаического текста, читаемого, но он должен быть очень ёмким и кратким. И вот я ужал. Но несмотря на это совершенно справедливо Николай Петрович Бурляев, который, к счастью, взялся за то, чтобы прочитать этот текст, сказал: «Знаете ли… Всё-таки немного похоже на газетный текст». Я бы не сказал, что это назидательность, просто много сухой информации.

«ЗАВТРА». А на какие исторические источники вы опирались?

Владимир ДОВГАНЬ. Сначала, как дирижёр меня направлял, я хотел в основном представить героя как русского святого и опираться на его житие. С этого я начал. Но потом понял, что нужно всё-таки давать историю, и не только летописи, что обязательно, но и те факты, которые раскопали историки, и свести всю эту мозаику воедино.

Когда я встречался с епископом Феодором, он сказал, что не надо делать это сугубо церковным произведением. Это должно быть произведение для широкой публики, а не только для воцерковлённых. И даже для тех, кто вообще далёк от православия. Я и сам об этом думал, но для меня было важно, что епископ, который был инициатором создания сочинения, об этом сказал.

Мало того, он мне даже дал некоторые задания. Когда я ему показал набросок либретто (а мне пришлось самому писать, с большими трудностями, поскольку я пытался с писателями договориться, но у меня не получилось), епископ попросил добавить какие-то фрагменты. Например, посвящение в витязи четырёхлетнего Александра отцом и боярами. Пришлось искать этот материал, очень интересный, кстати.

И ещё он меня попросил отразить опасность возрождения язычества. У меня противостояние католического Рима и русского православия, естественно, было отражено, а о язычестве ничего не было. И я обратился к образу князя Михаила Черниговского — недавнего соперника отца Александра. Когда Михаила Черниговского вызвал в Орду хан Батый, князь отказался совершать языческие обряды и поклоняться идолам, за что был зверски убит. Я ввёл рассказ о подвиге Михаила Черниговского в сюжет, и это органично в него вплелось, хорошо рисуя эпоху.

В литературном тексте оратории есть и то, что в музыке не отражено. Например, походы Александра Невского после его знаменитых битв. Об этих походах мало известно широкой публике, и иногда даже складывается впечатление, что были только две битвы…

«ЗАВТРА». Невская битва и Ледовое побоище.

Владимир ДОВГАНЬ. Да! А дальше тишь да гладь, и только переговоры с Ордой. На самом деле было много походов в противостоянии Литве и скандинавским державам, Норвегии и Швеции.

«ЗАВТРА». Вообще конфликт, противостояние лежит в основе любого произведения. А как в оратории отражён образ врага?

Владимир ДОВГАНЬ. Надо сказать, что в своём творчестве, обращаясь к истории, я избегал создания образа врага. Почему? Во-первых, считаю, что это не дело музыки — заниматься созданием образа врага. Но иногда избежать этого просто невозможно! Вот, скажем, за симфонию «Михаил Черниговский» меня даже упрекали некоторые критики, что я чуть ли не межнациональную рознь разжигаю между русскими и монголами. На что я отвечал, что это исторические события…

«ЗАВТРА». Но рознь-то была!

Владимир ДОВГАНЬ. Да! Но в симфонии нет никакого шовинизма и национализма.

«ЗАВТРА». Выходит, тогда и Шостакович в «Ленинградской симфонии» разжигает национальную рознь?

Владимир ДОВГАНЬ. То есть, это странно поставленный вопрос. А во-вторых, в симфонии у меня основная тема — образ Михаила Черниговского. И эта тема модифицируется: то превращается в какие-то благородные темы, то в темы зла. И в первую очередь это преодоление зла в самом себе. Вот главная задача христианина! Но битв я там не изображал.

Я хотел показать, как человек преодолел самого себя. Всю жизнь князь Михаил Всеволодович боролся за власть: то за Киев, то за Новгород. И в конце концов он сбросил с себя великокняжеский плащ и отрёкся от славы земной, взыскуя Славы Небесной. То есть он пошёл на смерть сознательно. Батый обещал сохранить его власть в Чернигове, если он признает и соблюдёт все языческие обряды. И ведь другие князья это делали. Но, во-первых, духовник Михаила Черниговского благословил его на подвиг, а во-вторых, он сделал для себя какой-то внутренний выбор. Он решил преодолеть то, что было, вообще-то, ловушкой для князей. Ведь их не только заставляли поступиться совестью христианина, но и сталкивали в братоубийственной борьбе ради сохранения личной власти. И Михаил Черниговский от этой власти отказался. Поэтому у меня в симфонии нет образа врага, а есть борьба с самим собой.

Но в оратории, посвящённой Александру Невскому, отказаться от изображения врагов было невозможно. У меня центральная часть называется «Битва». Это хоровая сцена. Кстати, посредством хора изобразить битву почти невозможно. Тем не менее я решил это сделать. Нарочно не вводил никакие инструменты, хотя в оратории в целом я использовал барабаны (том-томы) в интермедиях. В хоровом номере я использовал барабаны только один раз, при изображении гибели Михаила Черниговского. Там барабаны создают атмосферу языческого злодейства. Причём среди этих язычников тот, кто отрубил голову князю, — свой, недавний черниговский, северский человек (Северская земля входила в Черниговское княжество). Он отрёкся от христианства, стал язычником и убийцей Михаила Черниговского. Правда, Карамзин считал, что это из милосердия, чтоб прекратить мучения, но это другой вопрос. Главное, что он был одним из убийц.

«ЗАВТРА». Возможно, он этим хотел доказать, что он больший язычник, чем сами язычники. И в наше время среди эмигрантов, покинувших Россию, тоже есть такие, которые хотят доказать, что они — люди Запада гораздо больше, чем коренные жители.

Владимир ДОВГАНЬ. Так вот, в изображении битвы русских воинов и западных рыцарей я опирался, с одной стороны, на традиции русской православной музыки: знаменный распев и другие старинные распевы. Кстати, так же, как и Прокофьев, я не пытался точно воссоздать русскую музыку XIII века, но не потому, что я Прокофьеву подражал, а потому, что понимал неслучайность выбора великого композитора: современная публика это не восприняла бы. Конечно, я использовал старинные интонации знаменного распева, но обработал их в таком контексте, который современным человеком воспринимается как русская старина.

С другой стороны, для изображения рыцарей и их пехоты буквально перенести западную музыку XIII века — тоже не подействовало бы. Поэтому я взял оттуда некоторые ритмические, интонационные формулы и обострил их, как бы увеличил, как в увеличительное стекло.

И вот ещё на чём сыграл: я с самого начала знал, что у меня будут церковнославянский язык и латынь. Тут, как говорится, изобретать ничего не надо. Русские во время битвы у меня поют тексты псалмов, они очень удачно легли, и мне даже не надо было ничего придумывать. А латынь? Поскольку для русского человека крестоносцы не веру христианскую несли, а смерть, разрушения, то я заставил этих рыцарей произносить не слова молитвы, а некоторые латинские изречения о страхе, смерти, и это как заклинание звучит.

«ЗАВТРА». Это верно. Я в своё время вслух читал начало «Записок…» Цезаря о Галльской войне: «Gallia est omnis divisa in partes tres, quarum unam incolunt…» Очень впечатлялись люди и думали, что это страшные заклинания.

А как прошла премьера оратории? Что стояло на пути к ней? Ведь подобная постановка, мне кажется, крайне сложна. Как вы вообще смогли это сделать?

Владимир ДОВГАНЬ. Трудностей было очень много. Во-первых, я писал в расчёте на определённые коллективы, там должен был быть не один хор, а несколько. Но пока я писал, возможность работы с этими коллективами улетучилась. Пришлось менять в расчёте на другие составы. У меня детский хор участвовал в двух номерах. А на премьере детского хора не было, поскольку из-за ковидных условий у нас не было возможности привлекать детей. Поэтому пришлось дирижёру их как-то заменять. Но так как всего два номера, это не смертельно. А до этого, за полтора года до премьеры, меня, наоборот, просили, чтобы я увеличил количество номеров с детскими хорами, потому что тогда с ними была возможность работать. Но я от этого потом отказался, так как это было достаточно случайно, необязательно.

В результате менялись составы, велись долгие переговоры, но кончалось всё… обрушением. То есть несколько проектов обрушилось. В итоге сам дирижёр мне позвонил в начале сентября прошлого года и сказал: «Володя, я не смогу!» (он весной тяжело переболел ковидом), «… у меня просто сил не хватит на такой гигантский проект. Но помогать тебе буду!»

И Евгений Святославович Тугаринов действительно продолжал мне помогать. Он очень много сделал. Он помог найти дирижёра Владимира Викторовича Контарева, профессора Московской консерватории. Владимир Викторович взвалил на себя всю организационную и творческую работу. Тугаринов его знал хорошо, он даже когда-то учился у него в консерватории. И рекомендовал мою музыку, что имело значение, поскольку мы с Контаревым не были знакомы.

«ЗАВТРА». Хотя, казалось бы, общая среда…

Владимир ДОВГАНЬ. Да, а вот не были… Я просто знал, что есть такой хороший дирижёр, и он тоже обо мне что-то слышал.

Тугаринов ещё очень помог тем, что договорился с Бурляевым, а участие в премьере такого большого артиста, как Николай Петрович, имело огромное значение. Вообще Тугаринов не только прекрасный дирижёр, но и замечательный организатор, потому что договариваться и обзванивать людей — это большая и сложная работа. А я уже шёл по проторённой дорожке. Так что, спасибо всем, кто мне помогал. И, конечно, огромная благодарность Владимиру Викторовичу Контареву, художественному руководителю и главному дирижёру хоровой капеллы «Ярославия».

Этот хор на уровне лучших московских, ничуть им не уступает. Виртуозный хор, в прекрасных русских традициях, исполняет много русской музыки. И ведь я написал сложное произведение. Тугаринов меня даже за это поругивал и просил, чтобы я что-то упростил. Но, в общем, мы исполнили вариант не упрощённый, а самый, так сказать, бескомпромиссный, сложный вариант. Хор справился очень хорошо.

Конечно, в первом исполнении, может быть, не всё стопроцентно получилось так, как я задумывал. Тем более, что я присутствовал только на последней, генеральной, репетиции в день концерта. Естественно, менять какие-то темпы было уже поздно. Но в целом исполнение было очень удачным. Ярославские СМИ писали, что публика приняла сочинение восторженно, что было приятно.

И власти ярославские отнеслись к нам очень хорошо. Это было открытие фестиваля, и тема такая, святая для всех. Всё вечернее время, с 19 часов, ярославское телевидение отдало концерту: показали не только ораторию, но и вступительные слова, и вручение наград и дипломов после концерта — всю церемонию. Такого внимания к музыке я не видел с далёких 1980-х годов. Это уже забытое явление… Так что спасибо ярославцам, всем, за такое доброе отношение и к музыке, и к композиторам! Чувствовалось, что и хору музыка близка, они всё через себя пропустили.

Хочу поблагодарить также солистов и музыкантов. Это лауреаты международных конкурсов Алина Яровая (сопрано), Яна Чернятина (меццо-сопрано), Александр Суханов (баритон), Родион Васенькин (бас), лауреат премии «Национальное достояние России» Ольга Алексеева (гусли), дипломант Всероссийского конкурса Марфа Никитина (гусли), заслуженный артист России Владимир Попов (ударные), лауреат международных конкурсов Анна Попова (ударные). И особая благодарность народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву за художественное слово. Также хочу отметить, что название оратории — «Под стягом Александра» — предложил епископ Феодор, ныне митрополит Волгоградский и Камышинский.

«ЗАВТРА». Владимир Борисович, спасибо за беседу!

Пользуясь случаем, приглашаю всех на московскую премьеру оратории-действа в честь 800-летия Александра Невского, которая состоится 15 января в Московском Доме музыки.

На фото: мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной», установленный на берегу Чудского озера 11 сентября 2021 года Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны РФ. Скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская, архитекторы — Константин Фомин и Дмитрий Смирнов.

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Позиция США в диалоге РФ с НАТО по выработке правовых гарантий безопасности в Евроатлантическом регионе будет определяющей. Об этом заявил в воскресенье журналистам замглавы МИД РФ Александр Грушко.

«Даже если исходить из того, что НАТО работает на основе консенсуса, конечно, позиция США будет определяющей, как это бывает», — отметил он.

Заявления ЕС о готовности обсуждать европейскую безопасность с РФ на площадке Совета России — НАТО говорят о том, что в сфере военной безопасности Евросоюз находится под полным контролем Североатлантического альянса, указал дипломат.

«Эти заявления Евросоюза означают лишь одно: в сфере военной безопасности Евросоюз находится под полным контролем НАТО. Вот и все. И на сегодняшний день амбиции играть обстоятельную военно-политическую роль, стать менее зависимыми от США не находят практического воплощения», — сказал Грушко, отвечая на соответствующий вопрос.

«Я очень рад заявлению Евросоюза, что они готовы обсуждать вопросы безопасности России на площадке Совета Россия — НАТО, — продолжил замминистра. — Но я хочу напомнить, что в свое время в рамках концепции четырех общих пространств, в строительстве которых мы продвинулись достаточно далеко, мы предлагали создать Совет безопасности России и ЕС для того, чтобы у нас была возможность прямого диалога и обсуждений и ситуации в целом в вопросах безопасности в Европе и вести диалог вплоть до возможности принятия совместных решений по отдельным региональным сюжетам, но тогда Евросоюз на это не пошел».

О расширении НАТО

Принцип «открытых дверей», которого придерживается Североатлантический альянс, увеличивает его собственную уязвимость, считает Грушко.

«Расширение НАТО — это политика «открытых дверей». Ее не существовало, потом в период Билла Клинтона (бывший президент США — прим. ТАСС) — может, ему потребовались голоса — придумали политику «открытых дверей». Но она совершенно подошла к своему пределу. Она противоречит интересам самого альянса, потому что любое расширение увеличивает уязвимость самого альянса», — сказал он, отметив, что «история НАТО — это история борьбы».

Замглавы МИД РФ напомнил, что в период объединения Германии альянс не заявлял, что «любое государство может вступить в НАТО, это свобода выбора». «Они говорили, что не продвинется НАТО ни на дюйм на восток. Германия просила разрешения у Советского Союза остаться в НАТО, и было найдено решение — не готов сейчас комментировать, было ли оно правильное. <…> Останься альянс в тех границах, которые были обещаны советскому руководству, от кого бы им сейчас защищаться, где угроза с востока? Польша, Венгрия?» — добавил Грушко.

Кроме того, отметил он, в НАТО не учли, что страны Балтии соединяются с основной территорией альянса через Сувалкский коридор. «Это связано с действиями самого НАТО. Сейчас эту уязвимость пытаются нейтрализовать путем размещения там дополнительных сил, а это размещение происходит фактически в пригородах Санкт-Петербурга», — указал он.

«Если продолжать двигаться в этом направлении, это очевидный путь к сценарию, которого мы все должны избежать. И то, что мы сегодня сделали (предложили гарантии безопасности — прим. ТАСС), очень понятно», — отметил Грушко.

Ключевой элемент в переговорах по безопасности

Ключевым элементом в переговорном процессе по гарантиям безопасности является стратегический диалог с США, заявил Грушко, отвечая на вопрос, будет ли с НАТО отдельный переговорный трек или все будет идти в рамках переговоров с Вашингтоном. «Ключевой элемент, конечно, это стратегический разговор с США, об этом мы объявили. Более того, мы объявили о том, что у нас готова переговорная команда, которая в любой момент готова начать предметную работу по тексту того проекта соглашения, который мы передали американцам», — сказал он.

Отвечая на вопрос, были ли какие-то еще заявления от альянса в ответ на предложение РФ по безопасности, Грушко сказал: «Было заявление. Вот и все». При этом замминистра не стал отвечать на вопрос, можно ли подключить к соглашению с США другие страны. «Речь идет о двустороннем соглашении, которое имеет ключевой характер. То есть это ось, на которую могут нанизываться какие-то другие договоренности и, естественно, мы исходим из того, как договаривались президент [США Джо] Байден и президент [России Владимир] Путин, что вот этот трек, что мы вступим в диалог по всем этим вопросам, связанным с взаимными озабоченностями», — добавил он.

Российские предложения по гарантиям безопасности составлены таким образом, чтобы все было абсолютно понятно, указал Грушко, отвечая на вопрос о предположениях некоторых экспертов о том, что российские предложения США имеют скрытую повестку. «Если эксперты так считают, пусть считают. Они [предложения] как раз составлены таким образом, чтобы все было абсолютно понятно. Нас критикуют за то, что они очень откровенные», — сказал замминистра. По его словам, Россия исходит из того, что «сейчас настолько рискованный и поворотный момент в международных отношениях, когда вот эти намеки, какие-то увещевания, сигналы, подмигивания глазами просто не работают, надо просто сесть и поговорить».

В пятницу, 17 декабря, МИД РФ распространил два российских проекта документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и Североатлантического альянса. Ранее президент РФ Владимир Путин призвал НАТО начать предметные переговоры с целью предоставления России надежных и долгосрочных гарантий безопасности. Он уточнил, что Москве нужны именно правовые, юридические гарантии, поскольку ранее западные коллеги не выполнили взятые на себя соответствующие устные обязательства. Как сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, помощник главы государства Юрий Ушаков заявил советнику лидера США по вопросам национальной безопасности Джейку Салливану о готовности Москвы незамедлительно начать переговоры по проектам документов о гарантиях безопасности. Россию на консультациях будет представлять заместитель главы МИД Сергей Рябков.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Жизненный путь человека – это не просто прожитые годы, а опыт, который приобретается в общении с другими людьми. Это надежды и разочарования, победы и поражения, радости и огорчения. Дорога жизни не бывает прямой и гладкой, на ней встречаются ухабы и кочки, неожиданные повороты, и перекрестки. Как выбрать правильное направление? Пожалуй, это один из самых важных вопросов, ответ на который должен найти человек.
   И часто на помощь приходят книги, в которых можно найти примеры героев, выбравших самые разные дороги в жизни. Вспомним историю жизни героя рассказа А. П. Чехова ”Крыжовник”. Всю жизнь Николай Иванович мечтал жить в усадьбе, выращивать крыжовник. Ради этой цели он женился по расчету на богатой вдове. Деньги приблизили мечту героя. Кислые ягоды крыжовника стали символом счастья. Но что стало с самим героем? Его ничего больше не интересует: он растерял друзей, жизнь превратилась в пустое существование, ничем не заполненное. Нужно ли тратить годы, чтобы оказаться в таком нравственном тупике? Автору жаль героя, но оправдывать его не хочется.
     А вот у другого персонажа совсем иной жизненный путь. Главная героиня рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина никак не могла найти себя, своё жизненное предназначение. Она пробовала всё возможное: обеды, посещала капустники, познавала чувство любви, читала книги и проникалась атмосферой монастырей и религиозной жизни. Все эти действия помогли ей определиться с выбором, в итоге которого она уверенно совершила уход в монастырь.
    ÐÐ°Ð¹Ñ‚и свой жизненный путь, конечно, не просто, и далеко не сразу ты выходишь на него. Приходится признавать ошибки, останавливаться на половине пути, принимать решения. Но если цель достигнута, то это самая большая награда за все трудности, которая поджидает на жизненном пути.

Здравствуйте, Юлия!

Вам удалось создать цельный текст, который интересно читать.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Несмотря на то, что аргументы вам засчитаны, обратите, пожалуйста, внимание, что первый аргумент не по теме «Ð¡Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ли найти свой жизненный путь», а, скорее, по смежной теме «Ð§Ñ‚Ð¾ бывает с человеком, если он ошибется в выборе жизненного пути». Для того чтобы аргумент соответствовал вашей теме, вам нужно дополнить его связующим комментарием (из этого примера мы понимаем, как сложно найти свой путь и как порой просто обмануться, принять за «ÑÐ²Ð¾Ðµ» то, что не обогатит тебя как личность, а опустошит, уничтожит… и т.п.).  

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Хотя вы получили «Ð·Ð°Ñ‡ÐµÑ‚» по данному критерию, будьте внимательны: иногда в ходе рассуждения вы подменяете заданную тему смежными (см. комментарий выше). Чтобы этого не происходило, советую вам перепроверять себя, «Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ‹Ð²Ð°Ñ» тему к каждому написанному вами абзацу: на этот ли вопрос вы здесь отвечаете? Если ответ отрицательный, то для соблюдения логики повествования нужно или добавить связующее логическое звено, или переписать «Ð²Ñ‹Ð¿Ð°Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¹» кусочек.  

К4 (речь)+ 1 балл

Хотя вы получили «Ð·Ð°Ñ‡ÐµÑ‚» по данному критерию, обратите внимание на следующие речевые ошибки:

Пожалуй, это один из самых важных вопросов, ответ на который должен найти человек.
   Ð˜ часто на помощь приходят книги, в которых можно найти примеры героев,

Повтор

Деньги приблизили мечту героя.

Приблизили к чему? Необходимо исправить, лучше «Ð”ÐµÐ½ÑŒÐ³Ð¸ приблизили мечту героя к реальности» или «Ð”ÐµÐ½ÑŒÐ³Ð¸ приблизили исполнение мечты».

Она пробовала всё возможное: обеды, посещала капустники, познавала чувство любви, читала книги и проникалась атмосферой монастырей и религиозной жизни.

Написано так, словно героиня пробовала обеды на вкус. Нужно добавить какой-то глагол и определение к слову «Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ‹», чтобы было понятно, что имеется в виду не набор блюд, а мероприятие.

Познавать чувство любви — речевая несочетаемость, связанная с видом глагола: можно познать чувство любви (приобрести этот эмоциональный опыт), но нельзя его «Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ».  

Все эти действия помогли ей определиться с выбором, в итоге которого она уверенно совершила уход в монастырь.

В итоге выбора – речевая несочетаемость

Совершить уход в монастырь – речевая несочетаемость, лучше «уйти в монастырь».

Уверенно совершить – речевая несочетаемость

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 2 ошибки:

Пунктуация

Дорога жизни не бывает прямой и гладкой, на ней встречаются ухабы и кочки, неожиданные повороты, и перекрестки.

Лишняя запятая после «повороты»: здесь однородные члены объединены в конструкцию «а и б, в и г», поэтому «и» не является повторяющимся союзом.

Грамматика

Она пробовала всё возможное: обеды, посещала капустники, познавала чувство любви, читала книги и проникалась атмосферой монастырей и религиозной жизни.

Ряд однородных членов должен состоять из слов одной и той же части речи; у вас здесь ряд глаголов, поэтому слово «обеды» из него выбивается.

Общий вывод по работе

Итак, Юлия, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над тем, чтобы не «Ð¿ÐµÑ€ÐµÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ‚ÑŒ» тему на смежные в процессе размышлений. Кроме того, стоит внимательнее относиться к используемым словосочетаниям, чтобы избежать речевых ошибок.  

Удачи!

                            Открытый
урок по русскому языку в 12 «А» классе.

Тема: «Анализ текста как подготовка
рабочих материалов к сочинению-рассуждению в формате ГИА» (по тексту В.А.
Солоухина)

Урок развития речи подготовлен для
выпускного класса коррекционной школы, в которой обучающиеся проходят ГИА в
формате как ЕГЭ, так и ГВЭ (сжатое изложение и сочинение), и ориентирован
прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым
ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно
формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию,
выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его,
приводя аргументы из предложенного текста, художественной, публицистической
литературы.

Цели:

  • подготовить учащихся к сочинению в
    формате ЕГЭ и ГВЭ по тексту В.А. Солоухина;
  • совершенствовать навыки анализа
    текста;
  • воспитывать уважительное отношение к
    чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать
    свою точку зрения.

Задачи:

  • научить формулировать и
    комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора
    текста;
  • аргументировано высказывать свое
    собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: персональный
компьютер, видеопроектор, презентация, карточки с текстом, критерии оценивания.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное
слово учителя.

— Здравствуйте! Время пролетело незаметно.
До ГИА осталось совсем немного. Одним из самых сложных заданий на экзамене
является написание сочинения – рассуждения. Поэтому тема нашего урока – (слайд
1
) «Анализ текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению
в формате ГИА».

Цель сегодняшнего урока: (слайд 2)
продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ и второй творческой части
ГВЭ.

Обратите внимание на эпиграф к нашему
уроку (слайд 3)

 «Если вы мыслите ясно, вы и писать
будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение» Джек Лондон

Согласны ли вы с утверждением автора?
Желаю вам ясных и ценных мыслей на уроке и на предстоящем экзамене!

II. Работа с текстом В.А. Солоухина.

Что такое текст? (слайд 4).

Итак, автор предложенного для анализа
текста- Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997), русский
советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской
прозы». (слайд №5)

Мы познакомимся с отрывком из главы «Как
разрушали Москву» книги Владимира Солоухина «Письма Русского музея».(слайд №6)

Знакомство с текстом, чтение вслух.
(Приложение №1)

Общая характеристика текста (слайд №7, 8)

— К какому типу относится текст?
(рассуждение с элементами повествования)

— К какому стилю речи относится
текст? (публицистический.)

— Определим тему текста (уничтожение
памятников архитектуры).

— Какова основная идея писательского
высказывания? (нужно сохранять культурное наследие ради будущих поколений)

*Анализируем текст, разделяя понятия
«тема», «проблема», «идея». Говорим, что через проблему автор идет к идее,
отталкиваясь от темы. Тема – общая, проблем – много, а идея –ОДНА.

Ш. Составление рабочих материалов. (слайд
№9)

Итак, начинаем составлять рабочие
материалы к будущему сочинению.

1.Проблема текста (слайд №10):

* Проблема
– сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения,
исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную,
серьезную, глубокую, основную, назревшую, злободневную, острую, философскую,
политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

-Какую основную проблему затрагивает
писатель? Как ее можно сформулировать? (слайд №11)

Проблема (чего?) уничтожения памятников
архитектуры

К чему приводит уничтожение памятников архитектуры?

2.Комментарий проблемы. (слайд №12)

Докажите, что автор действительно
размышляет над проблемой уничтожения памятников архитектуры, приведя два
примера-иллюстрации из текста. (слайд №13)

Первый пример-иллюстрация:
уничтожение храма Христа Спасителя (предл.10-18).

(слайд №14)

Какова история этого храма? В честь чего
он был воздвигнут? Какова его архитектурная ценность?

Визуализация фрагмента текста (просмотр
презентации). Выступление ученика о судьбе храма Христа Спасителя (текст
выступления ниже) (слайд № 15-20)

Пояснение значения примера 1:
Уничтожение архитектурного наследия столицы — не необходимость, а неправильное
политическое решение, иначе как объяснить снос храма Христа Спасителя и его
замену на бассейн? Последствия этих ложных ориентиров в градостроении
заставляют переосмыслить их, ведь туристы, приезжающие в Москву, не найдут в
ней древней красоты и ценности.

Второй пример-иллюстрация:
ужасная судьба великолепного Садового кольца (предл. 22-31). (слайд № 21)

Визуализация фрагмента текста (просмотр
презентации), выступление учащегося с сообщением об истории Садового кольца
(текст выступления ниже). (слайд № 22-26)

Интересно, почему писатель приравнивает
зеленые насаждения с вековой историей к архитектурным памятникам?

Пояснение значения примера 2: При
уничтожении Садового кольца умирает «самое ценное, что может быть в большом
городе – живая зелень», которая так важна для любого мегаполиса. Стоило бы
пренебречь строительством дорог ради сохранения «зелёного» памятника Москвы.

Смысловая связь примеров, анализ смысловой
связи
. (слайд №27)

Как связаны эти примеры? Доказывают ли они
наличие в тексте обозначенной проблемы?

Примерный план ответа:
Рассказ о судьбе храма Христа Спасителя и о «зелёном кольце» Москвы автор ведёт
неслучайно. Оба примера дополняют друг друга и подтверждают главную мысль
текста: прошлое нужно хранить, а не уничтожать. Не думая о будущем, мы губим
прошлое ради настоящего — мгновения, которое тоже не оставит после себя ничего
стоящего.

3.Позиция автора.
(слайд №28, 29)

Какова позиция писателя В.А. Солоухина? В
каких предложениях ее можно проследить? (предложение 19, 36-45)

Примерный план ответа: Автор выразил свою
позицию предельно точно: необходимо беречь памятники отечественного зодчества,
подчеркивающие и сохраняющие самобытность нашей родины.

4.Своё отношение к позиции автора.
(слайд №30)

Согласны или не согласны Вы с автором
данного текста и почему? Дайте развернутый ответ (обоснование своего отношения).
(слайд №31)

5.Аргументы. Какими
аргументами можно доказать своё мнение? (слайд №32)

Читательский опыт.
Можно ли привести из художественных произведений примеры уничтожения памятников
архитектуры?

А.П. Чехов «Вишнёвый сад».
Один из героев, купец Лопахин, купил дворянское имение с садом, знаменитым на
всю губернию своим великолепием. Он распорядился вырубить его и построить
дачный поселок, чтобы извлекать прибыль. Его действия — это метафора, ведь под
вишневым садом скрывается вся Россия. Ее безжалостно обворовывают, расхищая
природные и исторические богатства ради личного обогащения. К сожалению, эта
тенденция сохраняется до сих пор, хотя с момента написания пьесы прошло больше
века.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и
прекрасном».
Одним из защитников культурного наследия
был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически
ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими,
какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё
Отечество.

Чтение отрывка письма сорок третьего из
книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» (Приложение №2)

Жизненный опыт (региональный компонент).
(слайд №33) Какие исторические архитектурные памятники уничтожены в
нашем городе? Есть ли памятные места в Челябинске?

Выступление учащегося (текст выступление
ниже) (слайд №34-36)

6. Заключение. (слайд №37)

— Вспомните, в какой форме может быть
написано заключение?

Вывод-впечатление.

Ответ на вопрос.

Призыв к действию.

Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна
для данного текста? (Призыв к действию.)

— Напишите заключение.

IV. Формат сочинения-рассуждения.

Итак, рабочие материалы готовы. Теперь мы
должны рассмотреть задания к творческой части формата ЕГЭ и ГВЭ (приложения №3).
Скажите, пункты рабочих материалов соответствуют заданию 27 ЕГЭ по русскому
языку? Что из подготовленных материалов необходимо для сочинения-рассуждения в
формате ГВЭ?

Отметьте нужные для определённого формата
ГИА пункты.

V. Рефлексия. (слайд
№38)
Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился

вам урок, чем понравился? (ответы)

Итог урока и домашнее задание. (слайд №39)

— Пользуясь подготовленными материалами, напишите
сочинение по данному тексту.

__________________________________________________________________________

Составление рабочих материалов
(распечатывается для каждого ученика отдельно)

Тема: «Анализ текста как подготовка
рабочих материалов к   сочинению-рассуждению в формате ГИА»

 Если вы мыслите
ясно, вы и писать будете ясно, если   ваша мысль ценна, будет ценным и ваше
сочинение.

                                                                                                                      Джек
Лондон

Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997),
русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей
«деревенской прозы».

Отрывок из главы «Как разрушали Москву»
книги «Письма Русского музея» (реальный текст ЕГЭ 2020)

Общая характеристика текста.

Стиль
текста:_________________________________________________________

Тип
текста:___________________________________________________________

Тема:_________________________________________________________________

Идея:_________________________________________________________________

Составление рабочих материалов.

1.Проблема
текста:____________________________________________________

______________________________________________________________________

2.Комментарий проблемы.

Первый
пример-иллюстрация:__________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Пояснение значения примера 1: Уничтожение
архитектурного наследия столицы — не необходимость, а неправильное политическое
решение, иначе как объяснить снос храма Христа Спасителя и его замену на
бассейн? Последствия этих ложных ориентиров в градостроении заставляют
переосмыслить их, ведь туристы, приезжающие в Москву, не найдут в ней древней
красоты и ценности.

Второй
пример-иллюстрация:____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Пояснение значения примера 2: При
уничтожении Садового кольца умирает «самое ценное, что может быть в большом
городе – живая зелень», которая так важна для любого мегаполиса. Стоило бы
пренебречь строительством дорог ради сохранения «зелёного» памятника Москвы.

Смысловая связь примеров, анализ смысловой
связи.

Примерный план ответа: Рассказ о судьбе
храма Христа Спасителя и о «зелёном кольце» Москвы автор ведёт неслучайно. Оба
примера дополняют друг друга и подтверждают главную мысль текста: прошлое нужно
хранить, а не уничтожать. Не думая о будущем, мы губим прошлое ради настоящего
— мгновения, которое тоже не оставит после себя ничего стоящего.

3.Позиция автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Своё отношение к позиции автора
(Согласны или не согласны Вы с автором данного текста и почему?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Аргументы. Какими аргументами можно
доказать своё мнение?

Читательский
опыт:________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Жизненный
опыт:_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Заключение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №1.

(1)Памятников архитектуры в Москве
уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за
полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII
веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому,
пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг,
хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные
ворота.

(5)А знаете ли, что площадь Пушкина
украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый
фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью
Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте
Страстного монастыря.

(10)Сорок лет строилось на народные деньги
(сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа
Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным
врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник
Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и
самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города.
(15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля
архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали… (17)Построили плавательный
бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили
заново.

(19)Разрушая старину, мы всегда обрываем
корни.

(20)У дерева каждый корешок, каждый
корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в
глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь
великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх,
где листья, живую спасительную влагу.

(22)Ужасная судьба постигла великолепное
Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров
голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе
на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень,
как на уцелевших бульварах.

(25)Казалось бы, в огромном продымлённом
городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И
действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег,
усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное
зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при
деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском
бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили.
(31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу,
тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом
городе, – живая зелень.

(32)Если говорить строже и точнее, на
месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то
и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не
выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город.
(35)Но не больше того.

(36)В самом деле, давайте проведём нового
человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной
улице Москвы.

(37)Чем поразим его воображение, какой
такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот
телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где
кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё
и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же
интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников
монастырь.

(По В.А. Солоухину)

Приложение №2.

Отрывок из письма сорок третьего из книги
Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

В юности я приехал впервые в Москву и
нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о
ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее
облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была
такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то
неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям
и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под
впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой
именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В.
Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя,
крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь.
Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое
прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не
умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить
свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это
совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том,
чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими
потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

Приложение №3.

ЕГЭ Русский язык. Задание 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем,
поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную
проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому
примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и
проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора
(рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к
позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение
представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.

__________________________________________________________________________

ГВЭ Русский зык.

Задание 2.

Напишите сочинение по прослушанному
тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора
(рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение
аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

 Сочинение напишите в объёме от 200 слов.
Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том
числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0
баллов.

Если сочинение не опирается на
прослушанный текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа
оценивается 0 баллов.

 Сочинение пишите чётко и разборчиво,
соблюдая нормы речи.

Храм Христа Спасителя (выступление
ученика)

       В 1917 г. в Москве насчитывалось
846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были
разрушены, 340 закрыты и обезображены. По решению Советского правительства 5
декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя…

         Храм Христа Спасителя построен
как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812
года. 25 декабря 1812 года Император Александр I подписал Высочайший Манифест о
построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. Но по некоторым причинам
строительство Храма затянулось, и только при императоре Николае 1 состоялась
торжественная закладка Храма 10 сентября 1839 года. 26 мая 1883 года состоялось
торжественное освящение Храма.

          Что было после взрыва в 1931
году? Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С. М.
Кировым в 1922 году на I съезде Советов. В 1931 году был объявлен Всесоюзный
открытый конкурс на проект Дворца Советов. Одну из трёх премий получил Б. М.
Иофан. В 1933 году его проект был принят за основу. О масштабности и
грандиозности будущего строения говорят размеры: ярусная композиция Дворца
Советов высотой 415 м должна была завершиться гигантской скульптурой Ленина
50-75 м.

         Место определили на набережной у
площади Кропоткинских ворот, где прежде стоял Храм Христа Спасителя. Не
символично ли?

         Строительство Дворца должно было
полностью изменить планировку московского центра: практически весь старый центр
был уничтожен – памятникам архитектуры был нанесён невосполнимый ущерб.

         В 1941 году работы на стройке
прекратились. После войны строительство не возобновлялось.

          В 1960 году на месте взорванного
Храма Христа Спасителя и недостроенного Дворца Советов был построен
плавательный бассейн «Москва».

        В 1995 – 2000 году на этом месте
вновь возведён Храм Христа Спасителя.

 История Садового кольца (выступление
ученика).

История Садового кольца во многом похожа
на историю Бульварного: изначально это был оборонительный рубеж, четвёртый по
счёту от Кремля. В конце XVI века здесь проходила граница города, и Борис
Годунов распорядился её укрепить — насыпать валы, сверху поставить дубовые
стены с глухими и проездными башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его
водой. Так Москва «ощетинилась» против набегов крымских татар.

Столетие спустя линия обороны превратилась
в таможенную границу. В одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли,
образовав широкие проезды и площади.

Строения здесь были преимущественно
деревянными, и почти все они сгорели в разрушительном пожаре 1812 года, когда
столицу заняли войска Наполеона.

После Отечественной войны 1812 года
большинство строений восстановили в течение пяти лет. Вал окончательно
разрушили, ров засыпали, получившуюся дорогу замостили булыжником, образовав
широкие улицы. Дистанция между домами по обе стороны кольца составляла в
среднем 60 метров, примерно половину отдали мостовым и тротуарам. Свободную
землю поручили озеленить хозяевам домов — в обязательном порядке, но каждый
решал сам, что именно сажать.

В последующие 15 лет кольцо честно
заслужило звание Садового. Еще каких-то 80-100 лет назад деревьев здесь было
очень много – в палисадниках у домов цвели яблони и груши, на Зубовском,
Смоленском и Новинском бульварах шумели липы, площади Садового кольца украшали
тенистые скверы.

Давайте взглянем на старые фотографии и
попытаемся представить, как это было.

Еще в начале 1930-х по Смоленскому
бульвару можно было прогуляться или полюбоваться на цветущие здесь липы,
проезжая мимо на трамвае

Уютные зеленые скверы на Садовом кольце
были любимым местом отдыха горожан

Увы, палисадники просуществовали всего
около века. Виной тому постоянно растущая интенсивность дорожного движения.
Сейчас Садовое кольцо — одна из самых востребованных и загруженных городских
трасс.

 Челябинск, который мы потеряли
(выступление ученика).

Наверняка не раз многие из нас
задумывались: а как бы выглядел Челябинск, если бы дореволюционных зданий
уцелело до наших дней гораздо больше?

ПОЖАЛУЙ, одним из самых ярких, но
утраченных зданий был римско-католический костел. Он находился на месте
пересечения нынешних улицы Свободы и проспекта Ленина. Две его стрельчатые
высокие башни с витражными окнами и окно-роза (почти как у собора
Нотр-Дам-де-Пари) смотрели в сторону площади Революции.

Костел был построен на средства поляков,
которые жили в Челябинске. Возвели его достаточно быстро — в период с 1909 по
1914 год. Сохранились его описания и фото, передающие облик здания,
построенного из красного кирпича. Те, кто видел костел воочию, утверждали, что
он очень походил на знаменитый Кельнский собор. К сожалению, сходством со
знаменитым памятником европейской архитектуры гордиться челябинцы могли недолго
— в 1932 году римско-католический костел был снесен.

НАДО ПРИЗНАТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПОЧТИ ВСЕ
СНЕСЁННЫЕ ЗДАНИЯ БЫЛИ КУЛЬТОВЫМИ, то есть сносили не магазины или особняки, а
храмы — чаще всего церкви. То немногое, что украшало город. Понятно, что
причиной тому была идеология, а вовсе не архитектурная или градостроительная
сообразность.

На месте гостиницы «Южный Урал»
прежде находился Одигитриевский женский монастырь. До революции там жило 355
монахинь. Монастырь владел пахотными землями и лесными угодьями Монастырь был
закрыт в 1921 году. Молодых монахинь отправили в концентрационный лагерь. А
тех, кто постарше, — в дом престарелых.

Своего рода городская легенда связана с
Казанско-Богородицкой церковью, находившейся в районе современного кинотеатра
имени Пушкина. Ее еще называли Кладбищенской, так как раньше при церкви
размещалось большое кладбище. Церковь снесли в 1930 году, но, по поверию,
частичка прежней благодати сохранилась — загс Советского района, находящийся в
здании, построенном примерно на месте церкви, считается счастливым.

Исчезли также Покровская церковь при
мужском духовном училище на пересечении современных улиц Цвиллинга и Коммуны,
церковь Рождества Богородицы на станции Челябинск, Христорождественский собор у
нынешнего театра оперы и балета.

Это все Челябинск, который мы потеряли.
Остается только радоваться тому, что многое все-таки сохранились, и надеяться,
что времена огульного разрушения не вернутся.

  • Сочинение на тему почему невыгодно быть финансово неграмотным человеком
  • Сочинение на тему права и обязанности человека
  • Сочинение на тему роль прилагательных в тексте
  • Сочинение на тему профессионализмы 6 класс
  • Сочинение на тему похвальное слово ломоносову 7 класс