Сочинение на тему приют сияньем муз одетый

Районный отдел по управлению образованием завитинского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с. болдыревка рассмотрено руководитель мо

Районный отдел по управлению образованием Завитинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол № от

«__» _______2020г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ СОШ с.Болдыревка

_______________

«_____»____2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ с. Болдыревка

___________

Приказ № ___от «___»___2020г.

Адаптированная рабочая программа по музыке в 4 классе

для детей с ограниченными возможностями здоровья

с задержкой психического развития

на 2020-2021 уч. год.

Автор-составитель:

учитель музыки: Скрипко А. В.

с. Болдыревка Завитинского р-на Амурской обл.

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы, авторской программы «Музыка. Начальная школа», авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, М., Просвещение, 2014.

Основная цель изучения предмета: становление музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

— привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

— научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

— привить основы художественного вкуса;

— научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

— сформировать потребность в общении с музыкой.

На изучение музыки в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю)

Планируемые результаты освоения изучаемого предмета

Адаптированная рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их развития, подготовки к усвоению учебного материала. На темы, вызывающие у обучающихся затруднения, возможно увеличение количества часов (на усмотрение учителя)

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты

Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Формирование уважительного отношения к культуре других народов.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты

Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:

— слова и мелодию Гимна России;

— смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

— названия изученных жанров и форм музыки;

— народные песни, музыкальные традиции родного края;

— названия изученных произведений и их авторов;

— наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

— узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

— определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

— определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);

— высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);

— передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия — подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

— исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

— исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— исполнения знакомых песен;

— участия в коллективном пении;

— передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Содержание программы

Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)

«В краю великих вдохновений…». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 час)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Результаты обучения оцениваются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

3.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

4.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Россия — Родина моя

4

2

О России петь — что стремиться в храм

3

3

День, полный событий

5

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

3

5

В концертном зале

8

6

В музыкальном театре

7

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

4

Используемая литература и Интернет-ресурсы

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

Видеоролики с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов.

     Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Образовательный ресурс «Начальная школа»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/

Учебник

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учеб­ник для 4 класса.— М.: Просвещение, 2019.

2.Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

3.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

4.Песенные сборники.

Календарно-Тематическое планирование

№п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

«Россия – Родина моя»

1

1

«Россия – любимая наша страна…»

1

2

Великое содружество русских композиторов.

1

3

Великое содружество русских композиторов.

1

«О России петь – что стремиться в храм…».

4

Святые земли Русской. Илья Муромец.Урок – путешествие .

1

5

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

6

Родной обычай старины.

1

7

Кирилл и Мефодий.

1

«День, полный событий»

8

В краю великих вдохновений. Урок – игра.

1

9

Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 

1

10

Ярмарочное гулянье.

1

11

Обобщение.

1

12

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

13

Приют, сияньем муз одетый.    

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

14

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

15

Оркестр русских народных инструментов.

1

16

Народные праздники.       «Троица».

1

«В концертном зале»

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

1

18

Счастье в сирени живет…

1

19

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Обобщение.

1

20

«Патетическая» соната. Урок – сказка

1

21

Царит гармония оркестра.

1

«В музыкальном театре»

22

Опера «Иван Сусанин».

1

23

Опера «Иван Сусанин».

1

24

Опера «Иван Сусанин».

1

25

Исходила младешенька.

1

26

Русский восток.

1

27

Балет «Петрушка»

Обобщение.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

28

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

1

29

Исповедь души. Революционный этюд.

1

30

Мастерство исполнителя. Урок – игра.

1

31

В каждой интонации спрятан человек.

1

32

Музыкальные инструменты- гитара.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.

1

8

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил человечеству, в особенности русскому народу, не только бесценные творенья: стихи и прозу, которые живут в душе каждого русского человека и поныне.

Пушкин передал нынешним людям свой тайный архив с документами о проводимых им исследованиях человеческой жизни и космоса. Там не только рукописи, но и схемы, таблицы, зарисовки с объяснениями к ним, сделанные рукой поэта.

 Комната, где хранятся рукописи тайного архива Пушкина. Фото: cont.ws

Комната, где хранятся рукописи тайного архива Пушкина. Фото: cont.ws

Тайный архив А. С. Пушкина

Малоизвестные события в жизни А. С. Пушкина становятся всё более доступными для большого круга учёных и поклонников поэзии великого гения. Стало понятно, почему в 1829 году в мае Пушкин, будучи под надзором, тайно отправился на Кавказ.

Он ехал старой дорогой через Таганрог, в котором побывал ещё в 1820 году, и навестил там атамана войска Донскова, героя компании 1812 года, генерала Кутейникова.

Пушкин оставил ему кожаный саквояж, в котором, по версии нынешних хранителей архива, было около 200 свитков и сафьяновая тетрадь с какими-то бумагами, запечатанными его собственной печаткой. Среди этих документов была найдена записка, оставленная Пушкиным, в которой даёт распоряжение: через 150 лет, то есть в 1979 году, обнародовать документы из его архива.

В те времена, когда жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, нельзя было открыто говорить и писать о законах Космоса, которые, как казалось церковным служителям, подрывали устои православной религии.

Поэтому Пушкин и создал эти зашифрованные записи и оставил в наследство будущим людям свои научные исследования жизни человечества, его связи со Вселенной, и спрятал всё это в своём тайном архиве.

Пять поколений рода Кутейниковых хранили этот архив, тайно работая с ним и изучая. Последним из этого рода был житель Таганрога Иван Макарович Рыбкин, который с 1979 года рассказал эту историю сотрудникам отдела культуры города. Конечно, в те годы его и слушать не хотели, как в своё время Константина Эдуардовича Циолковского, принимая за сумасшедшего.

Пушкин А. С. По следам тайного архива поэта

Сафьяновая тетрадь. Фото: cont.ws

Судьба России в предсказаниях Пушкина

И только в 1988 году молодая журналистка, поверившая Рыбкину, смогла изучить и разобраться в «философических таблицах» Пушкина, в которых поэт предсказывал судьбу России и всего человечества.

Однако, все предсказания толкуются разными исследователями по-разному, поэтому с этим ещё предстоит разобраться.

Как утверждают исследователи, пролог из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный», который все слышали с детства, имеет глубочайший смысл.

«Златая цепь», по которой ходит «кот учёный», — это модель мироздания, в которой существуют циклы развития всей вселенской жизни, включая параллельные миры с их всевозможными, фантастическими для нас формами жизни.

Златую цепь в своих схемах Пушкин изобразил как соединение инь и ян (мужского и женского начала). Левая — мужская сторона, правая — женская.

Златая цепь. Фото: lightnews.ucoz.ru

Златая цепь. Фото: lightnews.ucoz.ru

Пушкин обладал богатым воображением, был хорошо образован и умён, но ни один человек в мире никогда не мог и не может придумать того, чего нет на Земле, под Землёй и на небесах, а также и во всей необъятной Вселенной.

Провидец Пушкин это видел в мечтах или снах, или в приходящих видениях в моменты вдохновения, изложил на бумаге и передал людям в виде художественных произведений.

Расшифровка записей тайного архива поэта

Когда благому просвещенью
Отдвинем, более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно.
(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Долгое время расшифровками работ Пушкина занимается группа учёных, в которую входят доктора технических наук, космогеофизики, люди из разных ведомств, скептически и строго подходящие к замечательным открытиям.

Они создали научные разработки по работам Пушкина под грифами: Пушкин — математик, Пушкин — физик, придя к заключению, что гений Пушкина не может иметь границ.

Пушкин А. С. По следам тайного архива поэта

Монада. Фото: lightnews.ucoz.ru/Pics5/MonadaASP.jpg

Мужское и женское начало. Фото: lightnews.ucoz.ru/Pics5/KosmosPu6kina.jpg

Мужское и женское начало. Фото: lightnews.ucoz.ru/ Pics5/ Kosmos Pu6kina.jpg

Даосский тайцзи Пушкин называет Монадой-символом равенства противоположностей, выражающим, по мнению автора, первый космический закон.

Криптограмма, то есть зашифрованный текст, который оставил Пушкин, находится выше по уровню, чем видимый текст на бумаге и воспринимается людьми исключительно высоконравственными, способными видеть эти значения своим духовным взором.

Современные люди, даже не подозревая об этом, живут образами, описанными Пушкиным в «Повестях Белкина», его истории «Села Горюхино», «Маленьких трагедиях», «Евгении Онегине», «Руслане и Людмиле» и других произведениях.

У героев этих произведений мужчины научились говорить с женщинами о любви, девушки — писать любовные письма своим возлюбленным, интеллигентные люди — достойно относиться к своим оппонентам во время беседы и т. п.

В произведениях Александра Сергеевича всегда есть подтекст и неуловимый скрытый смысл. За тем или иным персонажем стоит не просто человек и его характер, а целый мир, история древней цивилизации, Вселенная.

Герои Пушкина на уровне более высокого смыслового ряда представляют народ в каких-то конкретных политические или общественные явлениях. Научные работники долгое время разбираются в феномене произведений Пушкина и прикладывают большие усилия, доказывая, что якобы этого ничего нет, что это всё воспринимается только некоторыми людьми подсознательно.

Такие аналитики говорят, что достаточно просто слушать музыку стиха, получая при этом эстетическое удовольствие, и всё.

Скрыть мировоззренческую глубину произведений Пушкина для науки долгое время было непростой задачей, тратились большие деньги и было вовлечено в этот процесс множество специалистов разных направлений.

Подтекстное значение произведений Пушкина является высоконравственным. И люди, которые ищут добро, понимают послание поэта, считывая скрытую в его стихах или прозе информацию.

Многие исследователи сходятся во мнении, что «до понимания Пушкина нужно дорасти». Поэтому изучать любовную лирику Пушкина в 15 лет, как считает профессор Юрий Соколов, рановато. Нельзя понять глубину «Маленьких трагедий» Пушкина в 16 лет. А «Руслан и Людмила», по его мнению, не сказка, а икона России.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
….
Поэт очень большое значение придавал этому творению, и не зря сначала опубликовал пролог к поэме отдельно, и только через несколько лет «Руслан и Людмила» была обнародована.

Но сколько времени этому не придавалось никакого значения.

Непонимание схем управления, о которых иносказательно говорит Пушкин в своих произведениях, привело к тому, что мы имеем в нашей экономике и в нашей нравственности.

Память и признание величия Пушкина в сердцах простых людей

Безвременная смерть поэта всколыхнула народную любовь к Пушкину: толпы стояли у дома умирающего поэта, а когда сообщили о его кончине, собрались тысячи. К сожалению, всё меньше и меньше остаётся тех, кто отмечает памятные даты А. С. Пушкина и помнит день его рождения и день его смерти. Но поклонники его произведений признают, что Пушкин — Всечеловек.

Кто бывает в пушкинских местах, знают, что в Михайловском, Тригорском — доме его друзей, который поэт назвал «приют, сияньем муз одетый», в Болдино — везде, где бывал Великий поэт и создавал свои бесценные творенья, всё там живёт и дышит Пушкиным до сих пор.

Говорят, когда в 20-30 годы прошлого века снимался фильм про Пушкина, в тех местах ещё был жив старец, видевший Пушкина при жизни. И когда актёр, загримированный под Пушкина, подъезжал к усадьбе, этот старец радостно закричал: «Барин вернулся».

Эта история говорит об отношении людей, живущих в тех местах, к Пушкину. Пушкина любили все. И когда пылали барские усадьбы во время крестьянских бунтов, Болдинские крестьяне защищали пушкинскую усадьбу, не давая её сжечь.

В Пушкине есть какая-то тайна, тайна России, которую поэт передал русским людям в своих стихах. Он высказал идею, какой должна быть Россия, объединяющая разные народы, поэт оставил заповедь:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

Сегодня произведения Пушкина всё ещё востребованы, их читают, создают кинофильмы, спектакли.
Татьяна Навка поставила по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» грандиозное ледовое шоу, которое пришли смотреть все знаменитости со своими детьми.

«Самое главное, — говорит Навка, — это очень трогательно: дети, придя домой, открывают книжки и читают сказки Пушкина. Ради этого стоило всё это сделать».

Один мальчик сказал:

«Я хочу почитать, потому что мне хочется узнать, как представление сочетается с текстом».

И взрослые, и дети говорят про спектакль:

«Мне очень понравилось», «Супер», «Великолепно», «Я в восторге», «Дух захватывает».

«Хочу этот спектакль каждый день смотреть у себя дома», — сказала одна маленькая девочка.

«Мне безумно приятно, что во всём мы поднимаем культурный уровень нашей нации. Наверное, мы таким образом творим чудо и возвращаем нашим детям наши корни», — продолжила Навка.

«Ты начинаешь понимать, насколько это произведение актуально сейчас».

06:07 8 июня 2021 г.

Сразу хочу сказать, что к немцам и немецкому народу я отношусь положительно. Скажу даже больше, если бы можно было объединить широту русской души с немецкой точностью и ответственностью – была бы это вообще первая по всем показателям нация в мире. Немецкие колонисты принесли много полезного и делового Российской империи, а уж про Екатерину II и говорить нечего. Период ее правления заслуженно зовут «золотым веком» политического и военного могущества Российской империи.

Однако, если только коснуться Великой Отечественной войны, – все обрывается, и ничего, кроме ненависти те немецкие фашисты-убийцы (погибло 26,7 млн советских людей) вызвать не могут. Ни-че-го! Палачи и убийцы! И в пример приведу только то, что произошло в июле 1944 г. в местах, близких и связанных с Пушкиным.

Итак, мы наступаем, немцы отступают, и, оставляя Пушкинские Горы с Успенским храмом на Синичьей горе, где могила поэта, задумывают гадкое, страшное. Понимая, что воины Красной армии обязательно захотят поклониться этим местам после освобождения территории, фашистские варвары, разграбившие Пушкиногорье и музей поэта, решили все заминировать. И уничтожить всех, кто придет разминировать, а нашему гению вместе с ними уготовить вторичную смерть.

Вся территория представляла собой огромное минное поле, а на могиле Пушкина были установлены противотанковые мины неизвестного образца – металлические бруски длиной около 80 см, начиненные 5 кг тротила. Мины имели сразу пять взрывателей, некоторые были установлены в положение «неизвлекаемость», а о том, что осквернение национальной святыни было тщательно спланировано, говорит и то, что памятник на могиле был грубо обшит досками, чтобы скрыть минирование.

И, к несчастью, так и произошло. 13 июля 1944 г. могилу разминировал взвод 12-й инженерно-саперной роты Рижской Краснознаменной ордена Кутузова бригады, ценой своих жизней ее они от уничтожения спасли. Но ПОГИБЛИ! Девять имен. Командир – двадцатилетний старший лейтенант, уроженец Архангельской области Владимир Кононов. Воевать с врагом начал в сентябре 1941 г. Сражался на Западном, Брянском, Ленинградском фронтах, а свой последний бой, если можно так сказать, вместе с товарищами принял у могилы Александра Сергеевича Пушкина.

Сочинение на тему приют сияньем муз одетый

А товарищи – это лейтенант Сергей Покидов, старший сержант Иван Комбаров и рядовой Иван Ярцев с Тамбовщины. Старший сержант Михаил Казаков из подмосковного Раменского и старший сержант Николай Акулов из Коломны. Ефрейтор костромич Виталий Тренов, рядовые Егор Козлов из Челябинской области и Иван Травин из Ивановской. Самому молодому Виталию Тренову было 18 лет, Сергею Покидову, самому старшему, – 26.

И вот когда все это, только один эпизод войны, вспоминаешь, призадумываешься – ничего, кроме одного только не приходит в голову. Ну и гады же те немцы. Ну и гады же! И да, прошли годы, десятилетия, сейчас немцы другие, ответственности за тех ублюдков не несут. Но те, времен войны, только гады и сволочи! Во время разминирования только Пушкинского заповедника с 12 по 22 июля 1944 г. было обезврежено более 14 тысяч мин, 36 фугасов и 2107 взрывоопасных предметов. Ух фашисты!

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Свидетельства С.С. Гейченко 

Следы варваров

Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» Подрастая, он присоединяется к союзу «друзей Людмилы и Руслана», добрым его «приятелем» становится Онегин. Приходит срок – и его пронзает непреходящая точность строк: «Я знаю: век уж мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я…» А сколько отважных сердец сподвигнула на большие дела твердая пушкинская уверенность, что «есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю, и в разъяренном океане».

Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила сокрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда…

В своей звериной ненависти к России, к советскому народу гитлеровцы пытались стереть с лица земли русскую культуру и самое имя Пушкина. В огромное пепелище превратили они воспетый поэтом псковский край, пушкинский «приют, сияньем муз одетый». Жители деревень, расположенных близ Михайловского, Тригорского, Петровского, почти три года прятались по лесам, ютились в землянках. И, покидая горящие дома, наскоро собирая самое необходимое, многие из них клали в тощие узелки книги Пушкина…

Как величайшую драгоценность передавали томики поэта из рук в руки солдаты, освобождавшие весной 1944 года псковскую землю. Политруки перед атаками читали бойцам пушкинские стихи. Многие из тех солдат приехали после войны поклониться этим местам и приезжают до сих пор, уже со взрослыми детьми и внуками. Они вспоминают, что в те весенние дни сорок четвертого разговор среди солдат был только один, про Александра Сергеевича, говорят, что именно тогда поняли по-настоящему, какой святыней и гордостью является для нашей Родины Пушкин.

Это лишь одно из многих достоверных подтверждений того, чем явилось для людей пушкинское слово в годину испытаний. Сознаюсь, в первые годы и даже десятилетия после войны было как-то не до изучения и осмысления подобных фактов… Прежде всего требовалось возродить жизнь на пепелищах, восстановить разрушенное. И вот сейчас наконец мы занялись сбором рассказов, легенд, песен о том, как великий поэт своими стихами помог людям выжить и победить, как даже в тех немыслимо тяжелых условиях земляки отмечали пушкинские даты. Мы спешим: военное поколение уже уходит, а для тех, кто приходит на его место, поучительно знать не только само по себе пушкинское наследие, но и то, какой поддержкой и силой способно стать оно в экстремальной ситуации.…С минувшей войны я вернулся инвалидом. Не знал, с чего начинать. Тогда мне и предложили: поезжай в Михайловское и приложи старание и умение в восстановлении этого пушкинского уголка, ведь ты опытный музейный работник!

Приехали мы с женой в Михайловское. Жили в траншее, потом в бункере, в окопе. Кругом разорены были все деревни. Все жилое разбито. Я не говорю уже о музее Пушкина, он был уничтожен. Все было разрушено. И монастырь, где он был похоронен, и его дом, и домик няни, и деревья – его современники. Фронт находился от пушкинского сердца в одном километре.

Сначала я себе сказал: «Слушай, старик, брось ты это дело». Но остался. Можно ли было, с другой стороны, видя, как мучился этот край – старый, псковский, защитник русских рубежей, можно ли было не возродить его к жизни? Ведь подумайте, «Бориса Годунова» Пушкин писал, беседуя с теми людьми, деды которых когда-то жили здесь!

Так и началось мое большое дело. Я, конечно же, один бы ничего не сделал. К нам приехала специальная комиссия. В эту комиссию был назначен академик Алексей Викторович Щусев. Я записывал каждое его слово, слова он подкреплял набросками карандашом и пером. Некоторые рисунки у меня сохранились. Мы обошли всё. Везде были надписи: «Проход закрыт. Заминировано. Разминировка через 2–3 месяца». Мы входили в сохранившийся полуразвалившийся дом без крыши, и саперы шли впереди. «Да бросьте», – отмахивался Щусев. Тогда сапер поднимал доску и говорил: «Смотрите». И вынимал пехотные мины.

Так как все деревни вокруг были разрушены, колхозники поселились в парках: Михайловском, Тригорском, Петровском. Никто не хотел возвращаться на место своих исчезнувших деревень. Надо было людям объяснить, зачем это нужно.

И все-таки мы стали музей создавать. Сообща начали свою очень трудную работу. Пять лет разминировался Пушкинский заповедник. Вспоминается Пушкинский праздник 1949 года. К нему готовились долго. А после юбилея, когда стали убирать мусор, нашли саперы в заповеднике трехметровую кучу невзорванного тола.

Каждый год, когда мы готовимся к празднику поэзии, берем в руки грабли, лопату, метлу. Надо все очистить, отполировать, и не бывает года, чтоб не попадались то снаряд, то мина, не говоря уж о патронах.

Наше государство постоянно заботилось о мерах по благоустройству Пушкинского государственного заповедника. Неустанно расширялись его границы. Они и сейчас продолжают расширяться. Из Германии были возвращены многие вывезенные туда фашистами вещи. Среди них и книги регистрации посетителей. И даже одна книжка, где фашистские молодчики записывали свое первоначальное впечатление о посещении Михайловского. Ибо вначале, когда они вошли в усадьбу Пушкина, им казалось, что они пришли сюда навсегда, они будут насаждать тут свой пресловутый фашистский порядок. Поэтому они и музей даже открыли. Но потом они Михайловское разграбили… Через годы музейные вещи мы находили в самых разных местах. Нашли, конечно, не все.

Так вот, после восстановления того, что было уничтожено гитлеровцами, мы решили восстановить и то, что погибло еще в тревожные годы Гражданской войны, что уничтожило беспощадное время. Постепенно возникла идея создания Большого Пушкинского заповедника, куда бы вошли не просто Михайловское и Тригорское, но и Святогорский монастырь, и Петровское, и древние памятники, которые Пушкин видел, которые на него произвели впечатление, которые подталкивали его мысль к исторической теме – городище Воронич, городище Савкино…

Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(Из книги «Пушкиногорье»)

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

Сразу хочу сказать, что к немцам и немецкому народу я отношусь положительно. Скажу даже больше, если бы можно было объединить широту русской души с немецкой точностью и ответственностью – была бы это вообще первая по всем показателям нация в мире. Немецкие колонисты принесли много полезного и делового Российской империи, а уж про Екатерину II и говорить нечего. Период ее правления заслуженно зовут «золотым веком» политического и военного могущества Российской империи.

Однако, если только коснуться Великой Отечественной войны, – все обрывается, и ничего, кроме ненависти те немецкие фашисты-убийцы (погибло 26,7 млн советских людей) вызвать не могут. Ни-че-го! Палачи и убийцы! И в пример приведу только то, что произошло в июле 1944 г. в местах, близких и связанных с Пушкиным.

Итак, мы наступаем, немцы отступают, и, оставляя Пушкинские Горы с Успенским храмом на Синичьей горе, где могила поэта, задумывают гадкое, страшное. Понимая, что воины Красной армии обязательно захотят поклониться этим местам после освобождения территории, фашистские варвары, разграбившие Пушкиногорье и музей поэта, решили все заминировать. И уничтожить всех, кто придет разминировать, а нашему гению вместе с ними уготовить вторичную смерть.

Вся территория представляла собой огромное минное поле, а на могиле Пушкина были установлены противотанковые мины неизвестного образца – металлические бруски длиной около 80 см, начиненные 5 кг тротила. Мины имели сразу пять взрывателей, некоторые были установлены в положение «неизвлекаемость», а о том, что осквернение национальной святыни было тщательно спланировано, говорит и то, что памятник на могиле был грубо обшит досками, чтобы скрыть минирование.

И, к несчастью, так и произошло. 13 июля 1944 г. могилу разминировал взвод 12-й инженерно-саперной роты Рижской Краснознаменной ордена Кутузова бригады, ценой своих жизней ее они от уничтожения спасли. Но ПОГИБЛИ! Девять имен. Командир – двадцатилетний старший лейтенант, уроженец Архангельской области Владимир Кононов. Воевать с врагом начал в сентябре 1941 г. Сражался на Западном, Брянском, Ленинградском фронтах, а свой последний бой, если можно так сказать, вместе с товарищами принял у могилы Александра Сергеевича Пушкина.

А товарищи – это лейтенант Сергей Покидов, старший сержант Иван Комбаров и рядовой Иван Ярцев с Тамбовщины. Старший сержант Михаил Казаков из подмосковного Раменского и старший сержант Николай Акулов из Коломны. Ефрейтор костромич Виталий Тренов, рядовые Егор Козлов из Челябинской области и Иван Травин из Ивановской. Самому молодому Виталию Тренову было 18 лет, Сергею Покидову, самому старшему, – 26.

И вот когда все это, только один эпизод войны, вспоминаешь, призадумываешься – ничего, кроме одного только не приходит в голову. Ну и гады же те немцы. Ну и гады же! И да, прошли годы, десятилетия, сейчас немцы другие, ответственности за тех ублюдков не несут. Но те, времен войны, только гады и сволочи! Во время разминирования только Пушкинского заповедника с 12 по 22 июля 1944 г. было обезврежено более 14 тысяч мин, 36 фугасов и 2107 взрывоопасных предметов. Ух фашисты!

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Свидетельства С.С. Гейченко 

Следы варваров

Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» Подрастая, он присоединяется к союзу «друзей Людмилы и Руслана», добрым его «приятелем» становится Онегин. Приходит срок – и его пронзает непреходящая точность строк: «Я знаю: век уж мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я…» А сколько отважных сердец сподвигнула на большие дела твердая пушкинская уверенность, что «есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю, и в разъяренном океане».

Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила сокрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда…

В своей звериной ненависти к России, к советскому народу гитлеровцы пытались стереть с лица земли русскую культуру и самое имя Пушкина. В огромное пепелище превратили они воспетый поэтом псковский край, пушкинский «приют, сияньем муз одетый». Жители деревень, расположенных близ Михайловского, Тригорского, Петровского, почти три года прятались по лесам, ютились в землянках. И, покидая горящие дома, наскоро собирая самое необходимое, многие из них клали в тощие узелки книги Пушкина…

Как величайшую драгоценность передавали томики поэта из рук в руки солдаты, освобождавшие весной 1944 года псковскую землю. Политруки перед атаками читали бойцам пушкинские стихи. Многие из тех солдат приехали после войны поклониться этим местам и приезжают до сих пор, уже со взрослыми детьми и внуками. Они вспоминают, что в те весенние дни сорок четвертого разговор среди солдат был только один, про Александра Сергеевича, говорят, что именно тогда поняли по-настоящему, какой святыней и гордостью является для нашей Родины Пушкин.

Это лишь одно из многих достоверных подтверждений того, чем явилось для людей пушкинское слово в годину испытаний. Сознаюсь, в первые годы и даже десятилетия после войны было как-то не до изучения и осмысления подобных фактов… Прежде всего требовалось возродить жизнь на пепелищах, восстановить разрушенное. И вот сейчас наконец мы занялись сбором рассказов, легенд, песен о том, как великий поэт своими стихами помог людям выжить и победить, как даже в тех немыслимо тяжелых условиях земляки отмечали пушкинские даты. Мы спешим: военное поколение уже уходит, а для тех, кто приходит на его место, поучительно знать не только само по себе пушкинское наследие, но и то, какой поддержкой и силой способно стать оно в экстремальной ситуации.…С минувшей войны я вернулся инвалидом. Не знал, с чего начинать. Тогда мне и предложили: поезжай в Михайловское и приложи старание и умение в восстановлении этого пушкинского уголка, ведь ты опытный музейный работник!

Приехали мы с женой в Михайловское. Жили в траншее, потом в бункере, в окопе. Кругом разорены были все деревни. Все жилое разбито. Я не говорю уже о музее Пушкина, он был уничтожен. Все было разрушено. И монастырь, где он был похоронен, и его дом, и домик няни, и деревья – его современники. Фронт находился от пушкинского сердца в одном километре.

Сначала я себе сказал: «Слушай, старик, брось ты это дело». Но остался. Можно ли было, с другой стороны, видя, как мучился этот край – старый, псковский, защитник русских рубежей, можно ли было не возродить его к жизни? Ведь подумайте, «Бориса Годунова» Пушкин писал, беседуя с теми людьми, деды которых когда-то жили здесь!

Так и началось мое большое дело. Я, конечно же, один бы ничего не сделал. К нам приехала специальная комиссия. В эту комиссию был назначен академик Алексей Викторович Щусев. Я записывал каждое его слово, слова он подкреплял набросками карандашом и пером. Некоторые рисунки у меня сохранились. Мы обошли всё. Везде были надписи: «Проход закрыт. Заминировано. Разминировка через 2–3 месяца». Мы входили в сохранившийся полуразвалившийся дом без крыши, и саперы шли впереди. «Да бросьте», – отмахивался Щусев. Тогда сапер поднимал доску и говорил: «Смотрите». И вынимал пехотные мины.

Так как все деревни вокруг были разрушены, колхозники поселились в парках: Михайловском, Тригорском, Петровском. Никто не хотел возвращаться на место своих исчезнувших деревень. Надо было людям объяснить, зачем это нужно.

И все-таки мы стали музей создавать. Сообща начали свою очень трудную работу. Пять лет разминировался Пушкинский заповедник. Вспоминается Пушкинский праздник 1949 года. К нему готовились долго. А после юбилея, когда стали убирать мусор, нашли саперы в заповеднике трехметровую кучу невзорванного тола.

Каждый год, когда мы готовимся к празднику поэзии, берем в руки грабли, лопату, метлу. Надо все очистить, отполировать, и не бывает года, чтоб не попадались то снаряд, то мина, не говоря уж о патронах.

Наше государство постоянно заботилось о мерах по благоустройству Пушкинского государственного заповедника. Неустанно расширялись его границы. Они и сейчас продолжают расширяться. Из Германии были возвращены многие вывезенные туда фашистами вещи. Среди них и книги регистрации посетителей. И даже одна книжка, где фашистские молодчики записывали свое первоначальное впечатление о посещении Михайловского. Ибо вначале, когда они вошли в усадьбу Пушкина, им казалось, что они пришли сюда навсегда, они будут насаждать тут свой пресловутый фашистский порядок. Поэтому они и музей даже открыли. Но потом они Михайловское разграбили… Через годы музейные вещи мы находили в самых разных местах. Нашли, конечно, не все.

Так вот, после восстановления того, что было уничтожено гитлеровцами, мы решили восстановить и то, что погибло еще в тревожные годы Гражданской войны, что уничтожило беспощадное время. Постепенно возникла идея создания Большого Пушкинского заповедника, куда бы вошли не просто Михайловское и Тригорское, но и Святогорский монастырь, и Петровское, и древние памятники, которые Пушкин видел, которые на него произвели впечатление, которые подталкивали его мысль к исторической теме – городище Воронич, городище Савкино…

Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(Из книги «Пушкиногорье»)

Комментарий редакции: Как бы со времён «перестройки» не утверждали, будто в случае завоевания нашей страны немцами наступило бы едва ли не процветание (по крайней мере, в «лихие 90-ые» и в нулевые ряд отмороженных представителей молодёжи позволял себе рассуждать соответствующим образом), факт остаётся фактом — речь шла о целенаправленной войне на уничтожение, о применении тактики выжженной земли в отношении русского народа и народов СССР в целом. Между прочим, главари Третьего рейха не скрывали людоедских устремлений германской буржуазии. Изложенные в статье материалы не оставляют в этом сомнений. История доказывает, что уничтожение культуры, национального духа и веры является тяжелейшим ударом по стране, предпосылкой к её полному уничтожению. И как символ борьбы против нашего тысячелетнего государства нацисты занимались погромом памятных культурных объектов, включая Пушкинские места. Тем не менее, до сих пор «мировое сообщество» не вспоминает об этом. В то же время Запад постоянно клевещет на наше Отечество, обвиняя в мифической «оккупации» Европы, а Германию представляет едва ли не как «жертву» «Советской агрессии». Впрочем, «глобалисты» в настоящее время в целом в завуалированной форме воплощают в жизнь гитлеровские антироссийские планы. Соответственно, они стремятся добиться легитимации своих преступных действий. То же самое касается и их «троянского коня» в лице наших прозападных «демократических реформаторов», которые в течение последних тридцати лет разрушили русскую и Советскую культуру, допустили запустение памятников, вытеснение народного творчества масс-культурой с развратом и космополитизмом. Однако народ России не будет мириться с действиями внешних и внутренних врагов Родины. Рано или поздно политика последних непременно будет списана в архивы истории.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Пояснительная записка

к рабочей программе по музыке в 4 классе

в 2021– 2022 учебном году

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2015;

  2. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.: Просвещение, 2015;

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: М.: Просвещение, 2004;

  4. Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  5. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3, М., Просвещение, 2009 г.

В соответствии с Базисным учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Место предмета в учебном плане

Освоение курса «Музыка» в 4 классе в 2021-2022 учебном году будет осуществляться в условиях организации смешанного обучения. В связи с этим в образовательный процесс будет включено использование дистанционных образовательных технологий. Ученик сможет развивать цифровые навыки, критическое мышление, способность к самообучению, умение полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе) и сможет творчески (не по шаблону) применять имеющиеся знания в быстро развивающейся цифровой среде.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

9) готовность слушать музыкальные произведения и собеседника, вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты

Музыка:

  1. устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  2. развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

  3. использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах деятельности;

  4. знание основных закономерностей музыкального искусства;

  5. готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности в организации культурного досуга.

Требования к уровню подготовки учащихся

1 раздел — «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

2 раздел — «О России петь – что стремиться в храм»(3 ч.)

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (24, 34, 44)

-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

3 раздел — «День, полный событий» (5 ч.)

Обучающийся научится:

слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;

-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков,С. Прокофьев) и исполнительском творчестве;

-музыкальными понятиям: ария, канон и др.

4 раздел — «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

5 раздел — «В концертном зале» (5 ч.)

Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

6раздел — «В музыкальном театре» (6 ч.)

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально-художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

7 раздел — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс на 2020-2021 уч. год

в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования

п/п

Дата

Наименование и номер раздела

в разделе

Тема урока

Использование дистанционных ресурсов

Примечания

Воспитательные мероприятия практической направленности

1

02; 06.09.

2021

1. «Россия – Родина моя!»

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как сложили песню.

https://goo.su/2AvC

Формирование уважительного

отношения к русской

истории и культуре.

Творческое развитие.

Понимание социальных функций

музыки в жизни людей, общества,

в своей жизни.

2

09;13.09.

2021

2 2

Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

https://goo.su/2avd Послушать р.н.п. и определить их направление (письменно)

3

16;20.09.

2021

3

«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!

https://goo.su/2AVD

.

4

23;27.09.

2021

2. «О России петь – что стремиться в храм

1

Святые земли Русской. Илья Муромец, Кирилл и Мефодий.

https://goo.su/2AVeм

Реализация творческого

потенциала, готовность

выражать свое отношение к искусству

5

30.09;04.10.

2021

2

Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».

https://goo.su/2avF

6

07;11.10.

2021

3

Родной обычай старины. Светлый праздник.

https://goo.su/2Avf

7

14;18.10.

2021

3. «День, полный событий»

1

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

https://goo.su/2avg

Готовность выражать свое

отношение к искусству.

8

21;25.10

2021

2

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

https://goo.su/2aVg

9

28.10;08.11

2021

3

Зимнее утро. Зимний вечер.

Обобщающий

урок 1 четверти

https://goo.su/2Avg

10

11;15.11.

2021

4

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

https://goo.su/2AVG

11

18;22.11.

2021

5

«Приют, сияньем муз одетый…»

https://goo.su/2avH

12

25;29.11.

2021

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

https://goo.su/2AVH

Чувство сопричастности и

гордости за культурное наследие

русского народа.

13

02;06.12.

2021

2

Оркестр русских народных инструментов.

https://goo.su/2avI ОРНИ

https://goo.su/2aVI Коробейники ОРНИ

14

09;13.12

2021

3

«Музыкант – чародей»

https://goo.su/2AVi

15

16;20.12

2021

4

Народные праздники. «Троица».

https://goo.su/2avJ

16

23;27.12.

2021

5. В концертном зале

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Обобщающий урок 2 четверти.

https://goo.su/2aVJ

Формирование уважительного

отношения к

истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.

Понимание социальных функций

музыки в жизни людей, общества,

в своей жизни

17

10;13.01.

2022

2

«Старый замок».

Счастье в сирени живет…

https://goo.su/2AvJ

18

17;20.01.

2022

3

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…

https://goo.su/2AVJ

19

24;27.01

2021

4

«Патетическая» соната. Годы странствий.

https://goo.su/2avk

20

31.01;03.02.

2022

5

Царит гармония оркестра.

https://goo.su/2avK

21

07;10.02.

2022

6. В музыкальном театре

1

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

https://goo.su/2aVk

Формирование ценностного отношения

к музыкальной культуре.

22

14;17.02.

2022

2

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

https://goo.su/2Avk

23

21;24.02. 2022

3

«Исходила младешенька».

https://goo.su/2AvK

24

28.02;03.03.

2022

4

Русский Восток.

https://goo.su/2AVK

25

07;10.03.

2022

5

Балет «Петрушка».

https://goo.su/2avl

26

14;17.03.2022

6

Театр музыкальной комедии.

Обобщающий урок 3 четверти.

https://goo.su/2avL

27

21;24.03.

2022

7. « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

1

Прелюдия. «Исповедь души».

Прелюдия №23 Рахманинова

https://www.youtube.com/watch?v=kT0exWFRT4o&list=RDkT0exWFRT4o&start_radio=1

Прелюдия №4 Ф. Шопена

https://www.youtube.com/watch?v=j-Ndgg23_3s

Развитие эмоциональной

отзывчивости.

28

04;07.04.

2022

2

Революционный Этюд.

https://www.youtube.com/watch?v=U7MBnsYFk_o фр. из к-ф «Шопен» — «Революционный этюд»

29

11;14.04.

2022

3

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.

Романс «Горные вершины» слова М.Ю. Лермонтова, муз. А. Варламова — https://www.youtube.com/watch?v=T2lBfs3buYg

30

18;21.04.

2022

4

В интонации спрятан человек

https://www.youtube.com/watch?v=T2lBfs3buYg

31

25;28.04.

2022

5

Музыкальные инструменты

https://www.youtube.com/watch?v=R4RIhZ1m7cs

32

12; 16.05.

2022

6

Музыкальный сказочник.

https://www.youtube.com/watch?v=q4UKIqhgRuY

33

19;23.05.

2022

7

«Рассвет на Москве-реке»

https://www.youtube.com/watch?v=udOC-GElqE4

34

26;30.05.

2022

8

Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.

Песенный репертуар за учебный год. По дистанционной платформе Zoom

Спецификация годовой контрольной работы 4 класса

1. Назначение контрольной работы – установить степень соответствия подготовки обучающихся 4-х классов образовательного учреждения требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке.

2. Время выполнения и условия проведения контрольной работы

Для выполнения заданий контрольной работы по музыке отводится 40 минут. Для инструктажа обучающихся отводится дополнительные 3-5 минут.

3. Структура контрольной работы

Общее количество заданий в работе 17

Контрольная работа включает задания из разных содержательных блоков.

Распределение заданий контрольной работы по содержанию

Итоговая работа состоит из трех содержательных блоков.

Первый блок содержит материал по теме «Искусство слышать, искусство видеть».

Проверяет умение определять жанровые признаки, определять музыкально — выразительные средства музыки.

Второй блок содержит задания, проверяющие знания по теме «Образный язык искусства». Проверяет знания особенностей музыки композитора.

Третий блок проверяет знания по теме «Истоки творчества» и умение выделять в музыкальном произве­дении характерные интонации.

Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности;

Часть 2 содержит 1 задание выбора правильного ответа на соответствие автора музыки и его произведения ответом повышенного уровня сложности

Часть 3 содержит 1 задание, с развернутым ответом и пояснением высокого уровня сложности

Распределение заданий по уровням сложности

Распределение заданий работы по уровням сложности приводится в таблице.

Уровень сложности

заданий

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Тип заданий

Базовый

15

15

15 заданий с выбором одного верного ответа из трех предложенных

Повышенный

2

4

2 задания с выбором развернутого ответа

Высокий

1

4

1 задание с развернутым ответом и пояснением

Итого

17

23

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла.

За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 4 балла

Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 23 баллов.

План варианта КИМ

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: 1-15 – задания с выбором ответа;

8-9 – задания выбора правильного ответа на соответствие автора музыки и его произведения;

10 – задания с развернутым ответом и пояснением.

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

задания

Максималь-

ный балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

1

Умение определять выразительные средства различных видов ис­кусства;

Б

1

2

2

Умение определять имена великих русских и зарубежных компози­торов;

Б

1

2

3

Умение определять жанровые признаки и форму музыки;

Б

1

2

4

Умение определять автора и название музыкального произве­дения по характерным интонациям;

Б

1

2

5

Умение определять автора и название музыкального произве­дения по характерным интонациям;

Б

1

2

6

Умение определять жанровые признаки музыки;

Б

1

2

7

Умение определять жанровые признаки музыки;

Б

1

2

8

Знать особенность музыки композитора и умение выделять музыкальное произве­дение по характерным интонациям;

П

2

2

9

Знать особенность музыки композитора и умение выделять музыкальное произве­дение по характерным интонациям;

П

2

9

10

Умение узнавать изученные произведения, называть имена их создателей самостоятельно выявлять главное и характеризовать интонации по эмоционально-образно­му строю.

В

4

10

Условия проведения

При проведении работы в аудитории не допускается использование школьниками учебников и рабочих тетрадей, а также мобильных телефонов.

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки

Тестовый балл

Аттестационная отметка

9-10

5

7-8

4

5-6

3

0-5

2

Часть А

1. Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.

Кому принадлежат слова: «Мелодия – душа музыки»:

1. Л. Бетховену 2. Н. Римскому-Корсакову

3. П. Чайковскому 4. И.С. Баху

2. Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра:

1.Вариации 2.Концерт 3.Рондо 4. Симфония

3. Крупное музыкальное произведение из нескольких частей для хора, солистов и оркестра:

1. Песня 2. Кантата 3.Фольклор 4. Лад

4. Пение без слов:

1. Романс 2. Балет 3. Вокализ 4. Вальс

5. К какому жанру колокольного звона относится вступление к произведению.

С.Прокофьева «Вставайте, люди русские»:

1. Благовест 2. Набат 3. Будничный 4. Праздничный

6. В каком произведении ощущается мощный богатырский дух:

1. М.Мусоргский «Богатырские ворота»

2. Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

3. А.Бородин «Богатырская симфония»

4. С.Прокофьев «Вставайте, люди русские»

7. Кто композитор цикла произведений «Времена года»:

1. С.Рахманинов 2. Н.Римский-Корсаков

3. П.Чайковский 4. М.Глинка

8. В какой из опер Н.Римского-Корсакова есть «Три чуда»

1. «Снегурочка» 2. «Садко» 3. «Царская невеста 4. 4. «Сказка о царе Салтане»

9. Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением /главным образом фортепиано/:

1.Романс 2. Ансамбль 3. Песня 4. Вокализ

10. В какой из сказок прославляется великая сила музыки и ее творцов:

1. «Репка» 2. «Золушка» 3. «Морозко» 4. «Музыкант- чародей»

11. Музыкальная пьеса певучего характера, как бы навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами:

1. Вокализ 2. Романс 3. Ноктюрн 4. Песня

12. Кто композитор сюиты «Картинки с выставки»:

1. П.Чайковский 2. С.Рахманинов 3. А.Бородин

4. М. Мусоргский.

13. Композитор, сочинивший произведения в танцевальных жанрах (полонезы, мазурки):

1. П.Чайковский 2. Ф.Шопен 3. И.Бах 4. А.Бородин

14. Кто композитор первой в истории мировой музыки героической

народной оперы «Иван Сусанин»:

1. М.Глинка 2. П.Чайковский 3. Ж.Бизе 4. М.Мусоргский

15.Кого из композиторов во всем мире называют «королем вальсов»:

1. Ф.Шопен 2. П.Чайковский 3. И.Штраус 4. М.Глинка.

Часть В

1.Соедините фамилии композиторов и названия их произведений:

А) М.П. Мусоргский А) опера «Евгений Онегин»

Б) П.Чайковский Б) пьеса «Старый замок»

В) Н. Римский-Корсаков В) опера «Сказка о царе Салтане»

Г) С.Прокофьев Г) романс «Венецианская ночь»

Д) М.Глинка Д) кантата «Александр Невский»

Часть С

Напишите композитора, название и состав исполнителей предложенного музыкального произведения. ______________________________________________________________ С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

Количество баллов Оценка

Ответы к итоговой контрольной работе по музыке для 4 класса

Часть А:

3; 2. 2; 3. 2; 4. 3; 5. 2; 6. 3; 7. 3; 8. 4;

9. 1; 10. 4; 11. 3; 12. 4; 13. 2; 14. 1; 15. 3 — 1 БАЛЛ

Часть В:

1: А)Б), 2. Б)А) 3. В)В) 4. Г)Д) 5. Д)Г) -2 балла

2: Исполнение песни по выбору. — 3 балла

Часть С:

С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», хор, симфонический оркестр.

  • Сочинение на тему психолого педагогические проблемы моей школы
  • Сочинение на тему предательство швабрина
  • Сочинение на тему праздник на который не нужен билет
  • Сочинение на тему предание
  • Сочинение на тему почему образ дон кихота стал бессмертным