В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.
Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.
Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.
Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.
Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.
Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.
Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.
Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.
В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.
А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.
Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.
6 класс, 7 класс
Сочинение чем запоминается рассказ Станционный смотритель Пушкина, что интересно
В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.
Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь ? Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.
Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.
Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.
Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.
Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.
Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.
Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.
Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.
Станционный смотритель
Несколько интересных сочинений
Писателю Антону Павловичу Чехову всегда удавалось мелкими деталями передать сущность людей, их отрицательные качества. На его рассказах читатели учатся жизни, перед ними раскрываются ситуации различных героев
Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует пристального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме
Закінчилася холодна зима. Поступово природа починає прокидатися. Першими прикметами початку весни – це горобці що плещуться в щойно калюжі, яка щойно розмерзлась. Вони весело цвірінькають та кумедно розмахують крилами
Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой.
Вырин тоже ждал дочь, хотя точно не знал, жива ли она до сих пор. Мужчина надеялся, что с ней не приключится беда, ведь ему была хорошо известна притча о блудном сыне. Он сам мысленно сопоставлял эти две истории. Автор же специально сделал их разными, чтобы читатель смог отчетливо увидеть и прочувствовать разницу.
И блудный сын, и Дуня стали неким примером безнравственного поведения. Ведь то, что девушка убежала из дома с едва знакомым гусаром, тоже говорит о ее легкомысленности. А мальчик хоть и вернулся в отчий дом, до этого успел «натворить немало глупостей». Он был морально уничтожен, лишен жизненных и духовных сил.
Каждый из героев приходит к раскаянию, но в разное время и при разных обстоятельствах. Их истории, безусловно, отличаются своими финалами, но, по сути, говорят об одном и том же.
Блудный сын, уходя из семьи к ней же и вернулся. Он смог побороть свою гордыню и страхи. Дуня же не вернулась к отцу, а лишь однажды проезжая мимо, решила навестить родителя. К сожалению, Вырин к тому времени уже умер. Он не смог пережить предательства и безразличия со стороны дочери. В конце жизни, он тоже стал безразличен к ее судьбе. Мужчина сильно стал злоупотреблять алкоголем.
Придя к нему на могилу, Дуня не смогла не расплакаться. Став матерью, она наконец-то поняла страдания и переживания собственного отца. Девушка очень пожалела, что заставила его ждать столько лет. Что испугалась его приезда тогда, когда он внезапно возник на пороге ее комнаты. Что позволила Минскому прогнать родителя. О многом Дуня пожалела. Только было уже слишком поздно. И поэтому девушка лежала на могиле у отца, а по ее щекам текли слезы. Она повела себя как блудный сын из библейского сюжета, только девушке повезло в жизни, а библейскому герою нет…
О Пушкине писали много, говорили еще больше. Квинтэссенцию этих разговоров заключает в себе афоризм Аполлона Григорьева: «Пушкин — наше всё». Афоризм этот имеет пояснение, которое хотелось бы привести: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего».Н.В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».Ф.М. Достоевский, напротив, указывал на всемирность пушкинского гения, его устремленность вовне, на то, что этот гений был способен явить русских миру: «Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание… Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят».Пушкинская речь Ф.М. Достоевского, напомню, на некоторое время примирила западников со славянофилами, примирила две абсолютно противоположные силы на основе общего Пушкина. В.Ф. Одоевский в эмоциональном некрологе, посвященном смерти Пушкина, не зря назвал убитого «солнцем русской поэзии». Не лишне будет вспомнить в связи с этим слова Христа о том, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Матфей 5, 45). Пушкин, будучи «солнцем русской поэзии», у всех общий.Говорить о моем личном отношении к Пушкину непросто: естественно, как и всех русских детей, стихи и проза Пушкина сопровождали меня с раннего возраста и были настолько привычными, что выказывать дополнительное восхищение классическими стихами мне как-то и в голову не приходило. Случалось мне, как и большинству русских школьников, размышлять над стихами с цензурными многоточиями, подбирая из скудного лексикона матерных слов те, что рифмуются. Попала ко мне в свое время и задорно-неприличная сказка «Царь Никита и сорок его дочерей» (естественно, самиздатовская, а сейчас я с немалым удивлением обнаружил ее на Интернет-ресурсе «Детская электронная библиотека»). Читал я и возмутительно богохульную «Гавриилиаду», писанную, как утверждают биографы, в Великий пост, абсолютно нецензурную в царское время и никак не противоречившую советской цензуре. Я обижался на Пушкина за эту «гадость»(сам Пушкин именно так отзывался о ней в более зрелом возрасте), и прощал его за более поздние прекрасные творения — за поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина, например…В общем, мой Пушкин был не совсем памятником, но, тем не менее, близким к тому, и Лермонтова я ценил больше. Однако со временем, как это обычно и бывает, Пушкин в моем восприятии потеснил Лермонтова; с возрастом мне в гораздо большей степени открылось очарование пушкинской простоты и ясности, особенно сказавшееся в прозаических вещах. Да и о «Евгении Онегине» Лев Толстой говорил, высказывая высшую похвалу: «Как будто прозой написано», т.е. предельно ясно.Из пушкинской прозы для анализа я выберу одну из «Повестей Белкина», а именно «Станционного смотрителя».
О Пушкине писали много, говорили еще больше. Квинтэссенцию этих разговоров заключает в себе афоризм Аполлона Григорьева: «Пушкин — наше всё». Афоризм этот имеет пояснение, которое хотелось бы привести: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего».Н.В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».Ф.М. Достоевский, напротив, указывал на всемирность пушкинского гения, его устремленность вовне, на то, что этот гений был способен явить русских миру: «Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание… Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят».Пушкинская речь Ф.М. Достоевского, напомню, на некоторое время примирила западников со славянофилами, примирила две абсолютно противоположные силы на основе общего Пушкина. В.Ф. Одоевский в эмоциональном некрологе, посвященном смерти Пушкина, не зря назвал убитого «солнцем русской поэзии». Не лишне будет вспомнить в связи с этим слова Христа о том, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Матфей 5, 45). Пушкин, будучи «солнцем русской поэзии», у всех общий.Говорить о моем личном отношении к Пушкину непросто: естественно, как и всех русских детей, стихи и проза Пушкина сопровождали меня с раннего возраста и были настолько привычными, что выказывать дополнительное восхищение классическими стихами мне как-то и в голову не приходило. Случалось мне, как и большинству русских школьников, размышлять над стихами с цензурными многоточиями, подбирая из скудного лексикона матерных слов те, что рифмуются. Попала ко мне в свое время и задорно-неприличная сказка «Царь Никита и сорок его дочерей» (естественно, самиздатовская, а сейчас я с немалым удивлением обнаружил ее на Интернет-ресурсе «Детская электронная библиотека»). Читал я и возмутительно богохульную «Гавриилиаду», писанную, как утверждают биографы, в Великий пост, абсолютно нецензурную в царское время и никак не противоречившую советской цензуре. Я обижался на Пушкина за эту «гадость»(сам Пушкин именно так отзывался о ней в более зрелом возрасте), и прощал его за более поздние прекрасные творения — за поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина, например…В общем, мой Пушкин был не совсем памятником, но, тем не менее, близким к тому, и Лермонтова я ценил больше. Однако со временем, как это обычно и бывает, Пушкин в моем восприятии потеснил Лермонтова; с возрастом мне в гораздо большей степени открылось очарование пушкинской простоты и ясности, особенно сказавшееся в прозаических вещах. Да и о «Евгении Онегине» Лев Толстой говорил, высказывая высшую похвалу: «Как будто прозой написано», т.е. предельно ясно.Из пушкинской прозы для анализа я выберу одну из «Повестей Белкина», а именно «Станционного смотрителя».
Гиря, положенная на верхний конец вертикально стоящей спиральной пружины, сжимает ее на 2 мм. С какой высоты должна упасть на пружину та же гиря, чтобы сжать пружину 20 мм?
1. Воздух, содержащийся в почве необходим корням для…
A. питания
B. дыхания
C. роста в толщину
2. Вода необходима клеткам корня …
A. для растворения питательных веществ
B. для увеличения плодородия почвы
C. для дыхания
3. Корни поглощают при дыхании …
A. воду
B. углекислый газ
C. кислород
4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня …
A. деления
B. роста
C. всасывания
5. К органическим удобрениям относят …
A. золу
B. навоз
C. мочевину
6. Корневой чехлик …
A. обеспечивает передвижение веществ по растению
B. выполняет защитную роль
C. придает корню прочность и упругость
7. Помимо воды корень всасывает из почвы …
A. органические вещества
B. минеральные вещества
C. частички почвы
8. Всасывание корнем воды из почвы осуществляется благодаря …
A. корневому дыханию
B. корневому росту
C. корневому давлению
9. В пищу употребляются корни овощных культур …
A. картофеля
B. гороха
C. свеклы
10. Семя имеет …
A. только запас питательных веществ
B. зародыш с запасом питательных веществ
C. зародышевый стебелёк и почечку с листочками
11. Плоды и семена имеющие пушистые волоски распространяются …
A. ветром
B. водой
C. саморазбрасыванием
12. Семя – это …
A. орган семенного размножения
B. новое поколение
C. плод
13. Плотный покров семени-
A. оболочка
B. эпидермис
C. кожура
14. Внутри семени находится …
A. рубчик
B. зародыш
C. проросток
15. Проросток –
A. зародыш
B. молодое растеньице
C. надземный побег
16. Особая ткань, клетки которой содержат много запасных питательных веществ…
A. крахмальные зёрна
B. эндосперм
C. сердцевина
17. Цветки. не имеющие цветоножек, сидящие на одной оси образуют соцветие ..
A. колос
B. початок
C. кисть
18. Опылением называют …
A. высеивание пыльцы из пыльников
B. перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика
C. другое
19. Нектарники нужны цветку для …
A. питания яйцеклетки
B. привлечения насекомых к оплодотворению
C. питания насекомых
20. Способ опыления у цветков картофеля..
A. ветроопыление
B. насекомоопыление
C. самоопыление
21. Слияние двух гамет (спермия и яйцеклетки) называют …
A. опылением
B. оплодотворением
C. партеногенезом
22. Из покрова семязачатка развивается …
A. семя
B. семенная кожура
C. околоплодник
23. Плод-состоит из …
A. семян и околоплодника
B. зародыша и эндосперма
C. семенной кожуры и зародыша
24. Оплодотворение – это …
A. попадание пыльцы на рыльце пестика
B. перенос пыльцы насекомыми
C. слияние мужской и женской гамет
25. Цветок – это …
A. околоцветник
B. видоизмененный побег
C. яркий венчик
просто буквами
уравнение электролитической диссоциации гидроксида цинка Zn(OH)2
внутринняя политика Германии в 19 веке
Спиши текст выдели все знакомые орфограммы подчеркни имена существительные по сторонам узкой тропинки теснятся берёзки дорожка ведёт к реке на берегу лесной реки растёт плакучая ива ребята часто прибегают к деревцу весной полюбоваться пушистыми почками”
Помогите пожалуйста сочинение на тему “Какой я хочу видеть свою планету”.Заранее спасибо
Объясните значение слова “Невежда”
какие суффиксы в словах Баянист,шахтёр,,охотник,лётчик,каменщик,лифтёр,ракетчик,библиотекарь,школьник,тракторист,боксёр,журналист,банкир.
придумайте загадку про слона
Для получения яблочного- апельсинового сока смешали 14 литров яблочного сока по цене 25 рублей за литр и 6 литров апельсинового сока по цене 35 рублей за литр. Стоимость одного стакана полученного сока ёмкостью 200 мл должна составлять целое число рублей, а прибыль от продажи 20 литров смеси должна составлять не менее 1000 рублей. Найдите минимальную при этих условиях стоимость в рублях стакана яблочно-апельсинового сока.
1) 16 рублей
2) 15 рублей
3) 15.6 рублей
4) 15.5 рублей
Если можно напишите решение
Дата: ___20.10.21______________
Класс:
____7а____________
Уроки 1
Тема уроков: Нравственный урок в повести
А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Цель:
Обучающая: изучить
содержание повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», её сюжетно – композиционные
особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их
внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении.
Развивающая: развивать
умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов,
устного рассказывания, размышления.
Воспитательная: воспитывать
уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям,
ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
Тип урока: комбинированный;
комплексный анализ текста.
Методы: наглядный,
практический, частично – поисковый, словесный.
Оборудование:
*
Коворина
В.Я. Литература 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2-х частях,
ч.1./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6 изд. — М: Просвещение,
2019.
Цели урока:
сопоставить
евангельское
решение темы «блудного сына» и Пушкинского переосмысления этой
тематики;
совершенствовать
навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную
«ткань» произведений;
воспитание
любви к родителям, способности признания своих ошибок.
…Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
ХОД
УРОКА
I. Организационный
момент.
II. Этап осмысления.
1. Прослушивание песни про семью.
¾ Какую роль играет эта музыкальная композиция на нашем уроке?
¾ Выделите ключевое слово этой песни.
2. Задание классу.
Составить кластер: семья – это ….. (единство, любовь,
взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость
интересов).
¾
Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют
родители? Чему они стремятся научить детей?
(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру,
любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей
и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь,
несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее
самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А
в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.)
3.Целеполагание.
¾
Какое произведение мы сегодня будем анализировать.
¾
Тема сегодняшнего урока: Нравственный урок в
повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
¾
Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы
должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?
¾
Сегодня
мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных
произведений в русской литературе – к повести «Станционный смотритель»
А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей
и извлечем свои уроки нравственности.
4.
Открытие новых знаний. Анализ повести.
¾
Кто
главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является
станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание.
Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история
возникновения которого занимательна и по сей день. (Сл.2-10).
Музей
«Дом станционного смотрителя»
Путешествия по почтовым трактам
становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно
встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много
путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти
раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою
повести «Станционный смотритель» Пушкин дал от названия этой станции –
древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет
свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт,
и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция,
отнесенная по «Табелям о рангах» к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей),
она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из
кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом
на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами
посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар,
пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем
смотрителя, за ним и сохранилось название – «Дом станционного смотрителя».
Полосатый верстовой столб с цифрами «69» на тракте официально зафиксировал
расстояние до Петербурга.
«Дом станционного смотрителя» –
первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка
исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел
каждый, «входя в бедное его жилище», и которую описал Пушкин.
…Из небольших сеней, освещенных
фонарем со свечой, – вход на «чистую половину для приезжающих», интерьер
которой воспроизводит «смиренную обитель» станционного смотрителя и его дочери.
На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку
выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же расписание: «В какое
время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно».
В «красном» углу – стол смотрителя.
На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две
шнуровые книги.
Когда-то существовала злая
эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: «Коллежский
регистратор – чуть-чуть не губернатор».
А вот и комната за перегородкой.
Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик
для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет
Дуни.
Всюду – приметы «смиренной, но
опрятной обители»: дорожные сундуки, чемоданы, «кровать с пестрой занавеской»,
на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки – «История блудного сына»,–
всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.
¾
Вы
только что прослушали историю «Музея станционного смотрителя», она нам поможет
ответить на вопрос: А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично
станционного смотрителя называет «диктатором». Какова жизнь смотрителя на самом
деле? («…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?
Кто не почитал их извергами человеческого рода»?)
¾
Найдите
портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?
¾
Счастлив
ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно
сталкивался на службе?
¾
Но
прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части
повести?
¾
Почему
Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы
попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу
эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (стр.
220 «Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок»).
¾
Можно
ли считать данное покаяние Минского настоящим? («…Виноват перед тобою и рад
просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…»)
¾
Почему
от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. (Происходит
психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел
купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые
и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое
достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается
определение «маленький человек»).
¾
«Маленький
человек» – это человек, который относится к среднему или низшему социальному
слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
¾
Почему
Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь
и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без
него живет: ест и спит…)
¾
Как
живет его дочь в Петербурге? («Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела
на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с
нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась
ему столь прекрасною”») (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех
перемен, которые с ней произошли…)
¾
Почему
же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и
серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына,
расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному
лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
¾
Почему
Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить
прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на
стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с
любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и
обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что
было в прошлом: отца, память о себе – контакта «глаза в глаза» не получилось…)
IV. Работа с
евангельской притчей.
(Краткий поучительный иносказательный
рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне.
Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося
затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним
ее содержание…)
Составление
таблицы. (Сл. 11).
Можно ли провести
некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.
Притча | История Дуни |
1. | 1. Дочь, |
2. Никто | 2. Не |
3. Ведет | 3. Дуня |
4. | 4. |
5. Сын | 5. |
6. | 6. |
V. Аналитическая
работа (Сл. 12).
¾
Прокомментируй
картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
¾
Почему
Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
¾
Кто
оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
¾
ей
отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю
отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
VII. Итог
урока.
Подведение
итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом.
Итак, ребята, наш
урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу.
Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
¾
Откуда
взяты строки нашего эпиграфа?
¾
Как
вы понимаете их смысл?
¾
Давайте
посмотрим на священное писание и выберем те высказывания, которые подходят нам
в качестве выводов.
У святителя Тихона
Задонского отдельно выделены в писании «Обязанности детей по отношению к
родителям»:
- Дети должны
испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им
жизнь и воспитали их. - Быть
послушными. - Словом
и делом показывать родителям своё почтение. - Наказания
принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои
ошибки, просить прощения. - В
нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им. - Детям,
которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет
страшные казни.
¾
Какие
выводы мы можем вынести из этого произведения?
Главные сюжетные
линии: дочь и отец.
Основной прием – противопоставление. Счастье
Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы
ярче выделить контрастность в судьбах героев.
— Почему же несчастен ее отец? Во-первых,
потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное
богатое и обеспеченное житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только
из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он
слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного
счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в
новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого,
настоящего и будущего…
VIII. Домашнее
задание.
Написать сочинение – рассуждение на тему «Взаимная
ответственность родителей и детей друг перед другом».
Слайд 1
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» Урок разработала Егорова Светлана Николаевна г. Новокузнецк 2021 МБОУ «Лицей № 34».
Слайд 2
Домашнее задание Написать сочинение –миниатюру для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
Слайд 3
Прочитайте и подумайте над высказыванием: — Как вы понимаете эти слова? — Что значит почитать родителей? Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу. За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь.
Слайд 4
Каковы проблемы произведения?
Слайд 5
Каковы проблемы произведения? 1. Проблема отношения детей и родителей 2. Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. 3. Проблему ответственности за свои поступки.
Слайд 6
Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги, и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё. Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме! Скажите, о чём это стихотворение? — Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? — Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? — Как слова японского стихотворения связаны с повестью А. С. Пушкина?
Слайд 7
Тема урока « Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Слайд 8
Что такое нравственность? -Как вы понимаете смысл названия? -Что такое станция во времена Пушкина? -Кого называли смотрителями? -Зачитайте, что об этой должности говорит автор? -Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Слайд 9
Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами . А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Он первым в русской литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса сумел вызвать сочувствие читателя к нему.
Слайд 10
-Каким Белкин увидел Самсона Вырина? -Расскажите, какое впечатление производит на гостя дочь смотрителя Дуня? -В каких словах выражается это отношение? -Как смотритель относится к дочке?
Слайд 11
Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
Слайд 12
“ Блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
Слайд 13
А сам смотритель остался прежним или изменился? Расскажите, что случилось с Дуней? Как смотритель начинает бороться за свою дочь? -Что происходит в Петербурге? Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Слайд 14
Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? Какое впечатление производит на него кладбище? Как вы думаете, кто эта барышня? Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?
Слайд 15
Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться
Что такое блудный?
Блудный, -ая, -ое: блудный сын (книжное) — о том, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач [по евангельской притче о непочтительном сыне, ушедшем из дома и после долгих скитаний вернувшемся под родной кров]. (Слово «Блудный» может использоваться сокращённо в тексте как «Б.» или «б.»)
Что такое Блудный человек?
— о человеке, покинувшем какое-л. содружество, коллектив, привычные занятия и т. д. в поисках новых, иных занятий, новой среды и т.
Как понять выражение блудный сын?
перен. человек, покинувший какое-либо сообщество людей или привычные занятия в поисках чего-либо более привлекательного, а затем — обычно после неудач — вернувшийся к прежнему ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Кто написал блудный сын?
Рембрандт
Откуда фраза блудный сын?
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11—32). В притче рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое.
Что это такое притча?
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).
Почему блудный сын ушел из дома?
Блудный сын решил уйти из дома,потому что его тяготил контроль отца. tramwayniceix и 5 других пользователей посчитали ответ полезным!
Почему отец простил блудного сына?
Отец простил сына потому,что черта характера взять свое,была сыном унаследована от отца. Отец знал эту черту в себе ,поэтому он так радовался ,когда к нему вернулось то,что ему принадлежало. Он смог его простить с легкостью именно потому,что эта сторона личности была ему родной и понятной.
Какой смысл имеет для современного человека Притча о блудном сыне?
Притча учит христиан решимости и надежде на прощение. Образ блудного сына воплощает в себе все человечество — всех, кто удалился от Бога, кто грешен и был своеволен. Притча говорит о том, что Отец небесный всегда примет и простит своих детей, если те решатся к нему вернуться.
В чем смысл притчи о блудном сыне?
Что значит возвращение блудного сына?
в поисках новых, иных занятий, новой среды и т. п., а впоследствии вернувшемся к прежнему (из евангельской притчи о непокорном сыне, ушедшем из родительского дома, а после скитаний и распутной жизни с раскаянием вернувшемся к отцу). См. также блудный.
Почему младший сын ушел в другие страны?
Младший сын ушёл в чужие страны и выучился разным наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что он богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать и скоро прожил всё своё богатство, а младший выучился добывать хлеб мастерством да наукой. Сам он хорошо жил, да и другим помогал.
Какие темы не поднимаются в притчах?
Какие темы не поднимаются в притчах?
- Жизнь и смерть
- Добро и зло
- Правда и ложь
- Конфликт между частными лицами
Когда Неделя о блудном сыне?
Очередное подготовительное воскресенье перед Великим постом в Русской православной церкви получило название Недели о блудном сыне. Со страниц Евангелия Иисус Христос рассказывает трогательную историю конфликта отцов и детей, завершающуюся счастливым актом прощения.
Почему младший сын из притчи о блудном сыне решил вернуться домой к отцу?
Отец в притче Иисуса представляет нашего любящего, милосердного небесного Отца, Бога. И ты, наверное, догадался, что пропавший, или блудный, сын представляет людей, которые известны как грешники. Так как Иисус рассказывает эту притчу в ответ на то, что они осуждают его за доброе отношение к грешникам.
Почему блудный сын решил вернуться к отцу только ли голод стал причиной возвращения?
Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что не достоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т. к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.
Кто из художников никогда не обращался к иллюстрации притчи о блудном сыне?
Кто из художников никогда не обращался к иллюстрации притчи о блудном сыне? Иван Айвазовский Помпео Батони Гюстав Доре
Какой момент притчи о блудном сыне изобразил на картине Рембрандт?
Сюжет На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти».
Какие чувства у вас вызывает картина Возвращение блудного сына?
Картина Блудный сын вызывает глубокое сострадание и своим нищенским одеянием, и явным раскаянием, с которым он приник к коленям отца. Его несчастный вид вызывает в воображении все страдания, через которые ему пришлось пройти из-за необдуманных поступков в прошлом.
Какая картина Рембрандта написана на библейский сюжет?
Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта Картина написана: 1666—1669 г. 17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать.
Сколько частей в композиции притчи?
В композиции притчи выделяют две части: сюжетную историю и пояснение, которое открывает премудрость рассказанного. В процессе истолкования смысла притчи события и образы сюжетной части приобретают аллегорический смысл.
Почему притчу называют поучительным жанрам?
Притча – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Muxakara и 41 других пользователей посчитали ответ полезным!
Что является главным в притче?
Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.
Что такое притча 6 класс?
Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. Они отличаются тем, что в них нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой обычный человек, человек вообще.
Что такое притча 5 класс?
Притча – короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость), по содержанию притча близка к басне. Понятие притчи. Близка к басне, но отличается от неё широтой общения, значимостью, заключённой в притче идеи .
Почему жанр притчи не утратил своей актуальности по сей день?
Объяснение: 1) Человек во все времена сталкивался с необходимостью искать верный путь решения определенного вопроса. 2) Человек всегда нуждался в чьей-то мудрости, в наставлении на истинный путь. kason11wd и 168 других пользователей посчитали ответ полезным!
Чему нас учит притча?
Притча учит не держать зло на людей так как это бессмысленно. Никогда в жизни драка или побои не могут ничего решить. Так же притча учит не обращать внимание на людей, которые делают зло ради развлечения. Не обращайте внимание, и тогда люди прекратят это делать.
Кто написал книгу притчи?
Книга Притчей Соломоновых | |
---|---|
Язык оригинала | Древнееврейский |
Автор (церковное предание) | Соломон |
Предыдущая (Танах) | Псалтирь |
Предыдущая (православие) | Псалтырь |
Чему нас учат библейские притчи?
Библейские притчи учат нас быть более внимательными друг к другу, постигать принципы мироздания, извлекать уроки из них. С помощью библейских притч мы становимся добрее, учимся отличать понятие » добро » от понятия » зло» и воспитывать в себе честность, порядочность, доброту.
Героиня Дуня, так же, как и в истории о блудном сыне, бросила отца и уехала к Минскому, ничего ему не сказав об отъезде. Несколько лет Дуня не вспоминала свой отчий дом и жила счастлива и богато, ни в чем не нуждалась, в том числе она совершенно не думала о том, как живет её родной отец, и жив ли он.
Дуня жила счастливо и беззаботно, думая лишь о том, как ей хорошо. В это время, отец Самсон очень переживал разлуку с дочерью, хотел, чтобы она вернулась или хотя бы навестила его, объяснила свой поступок. Он бы понял ее и смог отпустить снова к Минскому, достаточно лишь было знать, что у дочери всё хорошо. Ведь Дуня для Самсона была единственной дочерью, единственной радостью и смыслом жизни.
Однажды Дуня приехала к отцу, но его уже не было в живых. Смотритель не пережил разлуку и умер.
История Дуни очень похожа с притчей о блудном сыне тем, что дети бросили свой дом и позабыли о родителях на долгие годы. Отличие историй заключается в том, что блудный сын приехал к отцу, попросил прощения, покаялся перед ним и был прощён. А Дуня не успела увидеть своего живого отца, не смогла пожалеть его, поплакать вместе с ним, покаяться…
Лишь придя на могилу, она осознала своё поведение и было уже поздно что-то изменить.
Самое интересное по теме:
Какой Вам подобрать электропианино?
Где провести фотосессию ребенка
Как стать востребованным и хорошо оплачиваемым фотографом?