Когда наступают летние каникулы, я езжу к бабушке в деревню. Как-то на выходные приехал папа. Он очень любит ловить рыбу, поэтому мы с ним договорились утром пойти на рыбалку. С вечера стали к ней готовиться: наварили ароматной каши для прикормки. На наживку сварили манку, кукурузу, перловку, накапали червей, взяли немного мякиша от белого хлеба.
Папа сказал, что все может пригодиться, так как разная рыба клюет на свою наживку. А рыбачить мы должны были на большом пруду, который находится в поле, примерно около пяти километров от бабушкиного дома. Встали мы на рассвете. С утра было очень холодно, поэтому оделись тепло, прихватили термос с чаем и бутерброды, ведь на завтрак не стали даже тратить время. Решили поехать на мотоцикле с коляской. Когда приехали на пруд, там еще не было рыбаков. Вокруг очень тихо, только изредка квакали лягушки, неожиданно всплеснулась рыба. Трава была влажной от росы. Полюбовавшись окружающей красотой мы принялись доставать удочки, подкормку и наживки. Выбрали место между деревьями, закинули удочки и стали ждать, когда зашевелится поплавок. Но к сожалению не было ни одной поклевки. Мы постоянно меняли разные наживки, но рыба не клевала. Отец сожалел о том, что мы вечером не съездили на это место. Он говорил, что надо было прикормить рыбу, и все было бы иначе. Но я вдруг догадался нацепить сразу две наживки, мой поплавок легонько зашевелился, я дернул, но не смог вытащить рыбу. Но зато после этого и у папы начало клевать. Он стал вытаскивать рыбку одну за другой. Это в основном были караси. А мне что-то не везло. Даже, если клевало, моя рыбка почему-то срывалась с крючка. Вдруг и мой поплавок резко потопило в воде. Я попытался дернуть, но леска сильно натянулась, ничего не получалось. Тогда мне на помощь пришел отец. Я вначале думал, что подцепил какую-нибудь корягу. Но к моему удивлению это оказался большой сазан. Он весил даже больше, чем пойманные отцом мелкие караси.
Мы приехали счастливыми, после такой удачной рыбалкой. Бабушка была очень довольна нами, сварила вкусную уху из сазана, а мелких карасей пожарила. Я потом еще вместе с деревенскими мальчишками много раз ездил на рыбалку, но больше такая крупная рыба мне не попадалась. Все же интересное это занятие – рыбалка. Всегда можно ожидать какой-нибудь сюрприз!
Источник: https://natworld.info
Выходные и каникулы — это прекрасная возможность отдохнуть от городской суеты. В этот период мы стараемся покинуть городские пределы и поехать, например, к бабушке на неделю — другую. А если это выходные, то родители организовывают пикники на природе вблизи какого-то водоема за городом. Чаще это река, что протекает недалеко или же любимое нами озеро, которое находится в центре соснового бора. Эту красоту передать сложно словами, нужно увидеть все в реальности. Так вот, выезжая за город к водоему, у нас имеется традиция побывать на рыбалке.
Летом на рыбалке
Чаще всего мы рыбачим с отцом в летнее время, очень редко осенью и весной, и еще никогда я не бывал на зимней рыбалке по причине того, что я пока маленький. Может в будущем мы отправимся и на зимнюю рыбалку, а сегодня в своем сочинении про рыбалку для 5 класса, я расскажу о нашей воскресной рыбалке. Туда мы отправились не только с папой, но и с мамой и с моей маленькой сестричкой.
Был воскресный день. По прогнозу погоды на улице должно быть солнечно, поэтому мы заранее спланировали нашу поездку. На рыбалку отправились очень рано. Солнце еще не взошло, и лишь где-то вдали начинали пробиваться его первые лучи. Место нашей рыбалки находилось недалеко, поэтому добрались мы быстро.
Продолжая свой рассказ о том, как я ходил на рыбалку, скажу, мы время зря мы не теряли. Имея некую практику, я сам нанизывал на крючок наживку и забрасывал удочку. А пока мы ждали клева, мама приготовила бутерброды. Не успел я приступить к первому бутерброду, как увидел клев. Я тянул рыбу не спеша, и мне на помощь пришел отец. Как оказалось, я поймал карася средних размеров. Но это было только начало. Дальше пошло все, как по маслу. Рыба клевала как у меня, так и у отца, и к обеду рыбы у нас было полное разнообразие. Разных размеров караси, плотва, красноперка радовали глаз. А рыбу, что была совсем маленькой, мы отпускали.
Я городской житель. И как горожанин я привык к тому, что меня всегда окружают комфорт и цивилизация, мне привычны шум транспорта, фабрик, заводов. Рядом магазины, остановка автобуса, телефон. Быстрый круговорот жизни, чередование дней, недель, месяцев… Не успеваешь оглянуться — а уже прошел год, и вот уже опять первое сентября, опять школа и учеба. И поэтому моменты “отрыва от цивилизации” очень приятны и запоминаются надолго. Например, то, как мы с папой летом были на рыбалке.
Этим летом я был в деревне у бабушки. Как-то на выходные приехал отец, и мы решили порыбачить. Проснулись в тот день пораньше. Только начинало светать, и было довольно прохладно. Мы набросили куртки, взяли удочки, накопанных с вечера червяков, хлеб (тоже для приманки), термос с распаренной перловкой (на нее чудесно клюют окуньки), небольшое ведро, бутерброды. Сели на велосипеды и поехали к реке. Там мы нашли тихое место между двумя ивами, расположились и закинули удочки.
Сидели мы долго, ждали, но поплавки все не двигались, хотя папа и говорил, что лучше всего клюет на рассвете. Мы меняли наживку, снова забрасывали удочки, но ничего не ловилось. Папа сетовал, что с вечера не прикормил рыбу. И тут я подумал, что неплохо было бы нацепить на крючок сразу и хлеб, и червяка. Так я и сделал. Прошло совсем немного времени, и мой поплавок стало тянуть вниз. Ура!
Но оказалось, что, когда рыба клюнула, нужно еще суметь правильно вытащить удочку, чтобы добыча не сорвалась с крючка (подсечь — быстрым и резким движением поднять удочку вверх). Папа поздравил меня с почином. Дальше дело пошло веселее. Раза два рыба срывалась у меня с крючка, зато отец дергал одну за другой.
Случай на рыбалке. Этим летом мы часто ездили с дедушкой на рыбалку. Дедушка у меня настоящий рыбак. Он знает все рыбьи повадки, знает, на какую приманку ловить какую рыбу. Он и меня научил. Теперь я могу ловить рыбу один, без дедушки. Каждый раз, возвращаясь домой с рыбалки, мы привозим домой полное ведро рыбы.
А однажды мы взяли с собой на рыбалку младшего брата Колю. Ему всего три с половиной года. Пришли на место, расставили удочки. Сидим и ждём, когда рыба начнёт клевать. Да не тут-то было. Коля всех наших рыб распугал. Он сначала сидел тихонько, как научил его дедушка, а потом стал бегать по берегу реки. Бегает, руками размахивает, кричит. Это он стрекоз да бабочек так ловил. А когда увидел лягушку, так и вовсе разошёлся. Мы его никак не могли утихомирить.
Когда стдло ясно, что клёва не будет, мы перестали даже смотреть на удочки. Пошли разжигать костёр. Вдруг Коля как закричит: «Дедушка, а твою удочку рыба забрала». Мы подбежали к удочкам. Смотрим. И правда, одна удочка стоит на месте, а другая скрылась под водой. Дедушка вытащил удочку, а у неё на крючке большущий карп поблёскивает. Сколько было радости! В этот день мы принесли бабушке одну-единственную рыбу. Но какую!
Меня нельзя назвать заядлым рыболовом, да и на рыбалке-то я был всего лишь два раза. Один раз зимой, когда мы с другом промерзли два часа у проруби и выловили три каких-то мелких рыбешки, которых даже наш кот не захотел есть. А вот вторая рыбалка — совсем другое дело.
Прошлым летом мы с родителями отдыхали в деревне у бабушки. Там есть небольшое, заросшее камышами озерцо, куда ходят удить все деревенские любители рыбной ловли. Однажды лапа предложил мне «не спать до полудня», а отправиться с утра пораньше на рыбалку. Вообще-то мой папа рыболов еще почище меня, но я очень обрадовался предложению.
Наутро, собрав снасти и положив в рюкзак бутерброды и бутылку с молоком, мы пошли на озеро. Было еще очень рано, роса быстро промочила мои кроссовки, а утренняя прохлада спряталась под рубашкой и никак не хотела оттуда вылезать. Солнце еще не встало, когда мы пришли к озеру. Разложились, размотали удочки. И тут папа как-то странно на меня посмотрел и начал хохотать — сначала потихоньку, а потом все громче и громче. Сначала я не понял, в чем тут дело. Оказалось, мы забыли дома всю наживку, с таким усердием выкопанную в бабушкином огороде. Жаль, конечно, но мы сильно не расстроились. Достали свои бутерброды и стали ждать восхода солнца.
Я никогда не думал, что это такое потрясающее зрелище! Огромное круглое красное солнце медленно поднялось над озером, и вода стала розовой. Заливистое пение птиц словно подчеркивало торжественную тишину, стоявшую вокруг. Хотелось обежать озеро и по полю изо всех сил рвануть к солнцу, пока оно не поднялось слишком высоко. Но, к сожалению, дотронуться до солнца невозможно — даже на рассвете.
Этот день стал самым запоминающимся для меня из всего прошлого лета. И я считаю, что наша с папой рыбалка все-таки была удачной.
Я городской житель. И как горожанин я привык к тому, что меня всегда окружают комфорт и цивилизация, мне привычны шум транспорта, фабрик, заводов. Рядом магазины, остановка автобуса, телефон. Быстрый круговорот жизни, чередование дней, недель, месяцев… Не успеваешь оглянуться — а уже прошел год, и вот уже опять первое сентября, опять школа и учеба. И поэтому моменты «отрыва от цивилизации» очень приятны и запоминаются надолго. Например, то, как мы с папой летом были на рыбалке.
Этим летом я был в деревне у бабушки. Как-то на выходные приехал отец, и мы решили порыбачить. Проснулись в тот день пораньше. Только начинало светать, и было довольно прохладно. Мы набросили куртки, взяли удочки, накопанных с вечера червяков, хлеб (тоже для приманки), термос с распаренной перловкой (на нее чудесно клюют окуньки), небольшое ведро, бутерброды. Сели на велосипеды и поехали к реке. Там мы нашли тихое место между двумя ивами, расположились и закинули удочки.
Сидели мы долго, ждали, но поплавки все не двигались, хотя папа и говорил, что лучше всего клюет на рассвете. Мы меняли наживку, снова забрасывали удочки, но ничего не ловилось. Папа сетовал, что с вечера не прикормил рыбу. И тут я подумал, что неплохо было бы нацепить на крючок сразу и хлеб, и червяка. Так я и сделал. Прошло совсем немного времени, и мой поплавок стало тянуть вниз. Ура!
Но оказалось, что, когда рыба клюнула, нужно еще суметь правильно вытащить удочку, чтобы добыча не сорвалась с крючка (подсечь — быстрым и резким движением поднять удочку вверх). Папа поздравил меня с почином. Дальше дело пошло веселее. Раза два рыба срывалась у меня с крючка, зато отец дергал одну за другой.
Когда я хотел вытащить удочку в очередной раз, чтобы поменять наживку, у меня это не получилось. Леска вдруг натянулась, а удочка стала угрожающе гнуться. «Папа, помогай!» — не выдержал я. Он подскочил ко мне, и мы стали вместе тянуть удочку. Я боялся, что леска просто запуталась и мы вытягиваем какую-нибудь корягу (слишком уж подозрительно тихо вела себя рыба, если это была она). Но вот удочка резко дернулась, потом еще раз. Хорошо, что удочка мне досталась крепкая, иначе бы она просто сломалась. «Веди осторожно к берегу! — поучал отец. — Плавно!» Я так и делал. Удочка выдержала, леска не порвалась, и на крючке висела огромная (как мне показалось) рыбина — лещ. Я просто не поверил своим глазам.
Когда мы пришли домой и взвесили наш улов, то оказалось, что эта большая рыба весила столько, сколько и вся мелкая. Папа посмеивался, а я был необычайно горд собой: первая рыбалка — и такая удачная. Ну и пусть говорят, что новичкам всегда везет.
До конца лета я ходил на рыбалку иногда сам, иногда с друзьями. Бабушка с удовольствием готовила рыбные блюда. Она ее и варила, и жарила, и солила. И каждый раз желала мне удачной рыбалки. А к моему отъезду бабушка приготовила замечательного фаршированного карпа.
Тема: «Животные и птицы осенью»
Задачи: Содействовать обогащению знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Ход НОД:
Мотивация:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
-Вот и вступила в свои права красавица-осень.
Чтение произведения Г. Скребицкого « Четыре художника. Осень » ( отрывок)
В: – Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там животные занимаются.
-Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
-Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни – один – два теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. А майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи осенью собираются в плотный клубок на полуметровой глубине в земле. Так глубоко земля никогда не замерзает.
Красивые бабочки, превратившись в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.
В: Ребята, раньше, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме? ( Ответы детей)
В: Как только похолодает, лягушки зарываются в тину, на дне водоёмов, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
Если бы мы могли проникнуть глубоко под землю и посмотреть, как протекает жизнь у крота, то мы бы удивились, какие глубокие ходы он нарыл. Крот очень любит дождевых червей, а они в холодное время года уходят глубоко под землю.
А что же желает ёжик осенью?
Д: Ёжик приготовил себе кучу из листьев и хвороста. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
В: Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку?
Д: Сурки, суслики, медведь.
В: Суслик за лето, накопив жира, уходит в глубокий лабиринт своих нор и засыпает.
-Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных.
В: -А где зимует медведь? Он тоже осенью роет глубокую нору?
Д: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их с мхом.
В: -Ребята, посмотрите на картину. Чем занимается белочка в осенние прохладные дни?
Д: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и жёлуди- зимой всё пригодится. Белочка очень хозяйственная. У неё в лесу кладовочки есть. Найдёт орешек, зароет в ямку под деревом. Ещё найдёт, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает много запасов
В: А как же готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Какие это животные?
Воспитатель загадывает детям загадки.
Д: Лиса, заяц, волк, лось, рысь, кабан, олень и др.
В: Всем этим животным щедрая осень « раздаривает» тёплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
В: Как готовится к зиме заяц?
Д: Меняет серую шубку на белую.
В: Почему?
Д: У зайца много врагов, а на белом снегу его зимой в белой шубке не заметят.
В: Пока мы ходили по осеннему лесу, птичьих голосов стало слышно всё меньше и меньше. Почему?
Д: Птицы улетают в тёплые края.
В: Все птицы улетают в тёплые края?
Д: Ласточки, скворцы, стрижи, соловьи, иволги, дрозды, журавли, лебеди и др.
В: Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
Д: Перелётные.
В:Почему они не смогут перезимовать у нас?
Д: Перелётные птицы- насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.
В: В небе слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей, ласточки собираются стайками на проводах. Отлетают птицы не спеша. Жалко расставаться с родным краем. Птицы знают, что путь очень далёкий и лежит через горы, леса, реки, луга, моря. И многие птицы гибнут на этом пути, не выдерживают таких трудностей.
Послушайте рассказ Л. Толстого «Лебеди»
После прочтения вопросы:
– Что бы вы пожелали лебедю в пути?
Как вы думаете, он догонит стаю лебедей?
Что он будет чувствовать?
Итог НОД :
Как же готовятся звери к холодной зиме? Как мы можем им помочь?
Чем запомнилась вам прогулка по осеннему лесу?
Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.
Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.
Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
Кто укладывается спать на всю зиму?
Кто меняет на зиму шубку?
Кто делает запасы на зиму?
Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Обсудите рассказ
Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
Отгадывайте загадки
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.
Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.
Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.
Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).
Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы )))
Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.
Посмотрели вместе птиц. Какие из них домашние, какие зимующие, какие перелетные? Обратили внимание на то, что у птиц есть клюв, а их тело покрыто перьями; детеныши птиц называются птенцами.
Много много читали книг про очень, про животных осенью и сказками и рассказами. Некоторые сказки я поместила в альбом, может вам тоже пригодятся (если будет время еще несколько потом туда выложу)
Неделька Осень (2,7 года).
тема 1. Приметы Осени
тема 2. Животные и растения
тема 3. Урожай
тема 4. Хлеб
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»
Сочинение-мозаика на тему
«Краски весны» (IV класс)
Развитие речи младших школьников — од- на из
главных задач, стоящих перед учите- лем начальной школы. Как известно, систе-
ма работы по развитию речи в начальных классах складывается из следующей типо-
логии организационных форм развития ре- чи [1]1:
1) любой урок русского языка
(чтения и литературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на
котором имеет место работа по развитию речи (словарная работа, составление
предложений, исправ- ление речевой ошибки и т.д.);
2) урок, на котором вводится
фрагмент (от 10–20 мин) по развитию речи (знаком- ство с новым видом пересказа,
новым посо- бием (например, фразеологический слова- рик) и др.);
3) уроки, полностью посвященные
сочи- нению, изложению, устным рассказам, дра- матизации, инсценированию,
докладам и пр. (продолжительность — один-полтора урока);
4) уроки риторики, которые идут по
сво- ей программе.
Сочинение занимает достойное место в системе
работы по развитию речи млад-
1 В статье в квадратных скобках указывается
порядковый номер работы из раздела «Использо- ванная литература». — Прим. ред.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 5
ших школьников. В последнее время наря- ду с
традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений
учащихся; сочинения на литературные те- мы, сочинения-миниатюры, сочинения по
картинкам, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, картинкам и др.)
учителя все чаще используют в своей рабо- те сочинения по пословице,
сочинения-по- здравления, сочинения-мозаики [2] и др.
Мы предлагаем описание хода урока по
подготовке к сочинению-мозаике «Краски весны».
Задачи урока: обобщить знания уча- щихся о
приметах и красках весны, совер- шенствовать умение строить текст-описа- ние с
элементами рассуждения и повество- вания, развивать наблюдательность и мыш-
ление, обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь,
вос- питывать любовь к времени года — весне.
Оборудование: плакат с записью темы сочинения
«Краски весны»; репродукции картин: И. Левитан «Март», «Весна — боль- шая
вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», К. Юон «Мартовское солнце», Н. Крымов
«После весеннего дождя»; звукозаписи: П.
Чайковский — пьеса «Март» из альбома
«Времена года», «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик», «Голоса весеннего леса»;
стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», О.
Высотской
«Весенние рубашки», рассказ М. Пришви- на
«Золотой луг»; иллюстрации с изобра- жением перелетных птиц, зеленой рощи,
цветущих садов (яблони, вишни), перво- цветов, красных, желтых, белых
тюльпанов, сирени, черемухи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и задач урока.
Учитель (У.). Ребята, сегодня на уроке мы
будем готовиться к написанию сочине- ния-мозаики на тему «Краски весны». С
особенностями такого сочинения вы уже знакомы. Сегодня вам предстоит совер-
шенствовать свое умение в написании тако- го сочинения. Будьте внимательны и
актив- ны! За работу!
III. Подготовительная беседа.
У. Весна — прекрасное время года. Сколько
новых звуков, красок, запахов да-
рит нам весна. Ребята, а кто из вас любит это
время года? Почему?
Ответы учащихся.
У. Сколько замечательных строк посвя- тили
поэты, писатели этому удивительному времени года!
Ребята, какие стихи и рассказы о весне вы
читали?
Ответы учащихся.
У. Если кто-то желает прочитать нам стихи о
весне, мы рады послушать.
Учащиеся читают стихи о весне.
У. Не только поэты и писатели были вдохновлены
весной. Сколько превосход- ных полотен о весне написали художники. Какие
картины, посвященные этому време- ни года, вы знаете?
Ответы учащихся.
У. Перед вами репродукции картин ху- дожников.
Рассмотрите их. Какой темой объединены все эти картины?
Дети (Д.). Тема — начало весны.
У. Какие признаки весны изобразили художники?
Д. Таяние снега, прилет грачей; ярче стало
светить солнце; вскрытие рек.
У. Совершенно верно, по этим приме- там мы
можем догадаться, даже не зная на- звания картин, что художники изобразили
начало весны.
Ребята, а какие краски использовали ху-
дожники?
Д. Голубовато-серые, сине-голубые, си- ние,
коричневые, желтые, розовато-синие и другие. В целом темная гамма тонов, пото-
му что изображается начало весны. Ярких красок почти нет.
У. Несмотря на то что в представленных
репродукциях картин почти нет ярких кра- сок, они проникнуты радостным настрое-
нием. Как вы думаете, почему?
Д. Начало весны — начало новой жизни. С
приходом весны все оживает вокруг: трес- кается лед на реке, распускаются
листочки. У. Не только поэты, писатели и худож-
ники посвятили свои произведения весне.
Композиторы сочинили прекрасную музыку.
У Чайковского есть альбом «Времена года», в
котором каждому месяцу весны посвящено маленькое музыкальное произ- ведение.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Учитель предлагает послушать пьесу
«Март», затем в ходе беседы выясняет, ка- кие
звуки весны услышали дети.
У. Итак, поэты, писатели, художники,
композиторы отразили в произведениях свое видение весны, свое настроение, свя-
занное с ее приходом.
Ребята, вспомните еще раз, как начина- лась
весна, назовите ее первые приметы.
Д. Ярче стало светить солнце, стал таять снег,
побежали ручьи, прилетели грачи и скворцы, воздух стал теплее, стали лопать- ся
почки.
Учитель раздает учащимся стихотворе- ние Е.
Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…».
У. Баратынский в стихотворении «Вес- на,
весна! Как воздух чист…» описал приме- ты весны. Ребята, прочитайте
стихотворе- ние и скажите, какие приметы весны мы еще не назвали.
Учащиеся читают стихотворение.
У. Итак, перечислите приметы весны, описанные
Баратынским.
Д. Воздух стал чище, небосклон ясный, бегут
ручьи, взревела река, поет жаворонок, ярко светит солнце.
У. С приходом весны природа пробуж- дается.
Какие звуки есть у весны и где мы можем их услышать?
Д. Мы слышим пение птиц, в особен- ности в
лесу, слышим шум на улице (стало больше машин), веселый смех и говор де- тей,
на реке трескается лед, журчание ру- чейков, лопаются почки на деревьях, потом
шелест первых листочков.
У. Ребята, какие птицы возвращаются к нам
весной?
Д. Скворцы, грачи, жаворонки, соловьи, утки,
гуси, лебеди.
Учитель показывает иллюстрации с изображением
перелетных птиц.
У. Сейчас немного отдохнем и послуша- ем пение
птиц в весеннем лесу. Можете за- крыть глаза. Постарайтесь догадаться, пе- ние
каких птиц вы услышали?
Учитель включает звукозапись «Голоса весеннего
леса»; после прослушивания уче- ники называют птиц, чьи голоса они узнали.
У. Ребята, а какие запахи есть у весны?
Д. Запах свежей травы, особенно после дождя,
запах ягод, цветов, чистый воздух.
У. Мы с вами сегодня уже говорили о том, какие
краски есть у весны. В начале весны краски темных тонов. А какие же краски у
весны, когда она в самом разгаре? Вот об этом и пойдет сегодня речь на на- шем
уроке.
IV. Беседа об особенностях сочинения-
мозаики.
У. Как вы думаете, почему именно сей- час,
когда весна в самом разгаре, лучше пи- сать сочинение-мозаику на тему «Краски
весны»?
Д. После зимы в природе все оживает. И хотя
уже появляются травка, цветы, рас- пускаются листочки на деревьях, но кру- гом
еще грязь, слякоть, идет дождь. В нача- ле весны нет таких ярких красок.
А сейчас все зацветает, меньше идет дождей,
небо голубое, ясное.
У. Осенью мы писали сочинение-мозаи- ку на
тему «Приметы осени во всем встре- чает взор…» [3]. Вспомните, в чем особен-
ность такого сочинения?
Д. Сочинение-мозаика — это большое сочинение,
которое создается из несколь- ких небольших текстов на одну тему. Сочи-
нение-мозаику лучше писать на емкую те- му, когда одному не под силу описать,
нап- ример, все приметы осени.
Начало сочинения может быть общим, затем
каждый пишет одну зарисовку на об- щую тему, потом из всех сочинений собира-
ется один текст. К своему тексту можно сде- лать иллюстрацию.
У. Будут краски весны в самом ее раз- гаре
похожи на разноцветный холст?
Д. Будут, так как в самом разгаре в при- роде
много разных красок.
У. Какие, например?
Д. Зеленые, голубые, красные, желтые, белые,
золотистые и т.д.
У. Вспомните, что такое «мозаика» и можем ли
мы сравнивать краски весны с мозаикой?
Д. Можно, ведь мозаика — это узор из
скрепленных друг с другом кусочков раз- ноцветных камешков, эмали и других
мате- риалов. А так как краски весны разноцвет- ные, то их можно сравнить с
мозаикой.
У. Совершенно верно, краски весны не окрашены
в один цвет, поэтому напомина- ют мозаику.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 5
Сегодня наша задача — описать как можно больше
красок весны.
V. Обсуждение границ и объема темы,
типа текста, стиля речи.
У. Итак, название сочинения «Краски весны».
Учитель обращает внимание учащихся на запись
темы сочинения на доске.
У. Что вы можете сказать о теме сочи- нения? О
чем мы будем писать?
Д. Писать будем о том, в какие краски весна
окрашивает все вокруг.
У. В каком стиле лучше написать сочи- нение на
эту тему?
Д. В художественном.
У. Как вы думаете, какой тип текста мы должны
будем составить?
Д. Описание.
У. А можно будет использовать в нашем
сочинении элементы повествования и рас- суждения?
Д. Если мы будем рассказывать о каком- то
случае, связанном с темой сочинения, или рассуждать, почему привлекают те или
иные краски весны.
У. Тема сочинения «Краски весны» очень емкая.
Краски весны можно заметить сейчас всюду, их очень много, они разнооб- разны.
Какие краски весны мы будем опи- сывать?
Д. Краски неба, цветов, окраску дере- вьев и
т.д.
На доске в центре запись Краски весны.
Примечание. По ходу урока каждая иллюстрация
прикрепляется на доску под запись. В конце урока дети наглядно убеждаются, что
краски весны похожи на мозаику.
VI. Устное составление рассказа и
плана сочинения.
У. Вспомните, из каких частей обычно состоит
сочинение?
Д. Сочинение состоит из вступительной части,
основной части и заключения.
У. Составим первую часть сочинения
вместе. О чем мы можем здесь написать?
Д. О том, что весна в разгаре, она рас-
красила природу в разные цвета.
У. Послушайте, как об этом написала Ольга
Высотская в стихотворении «Весен- ние рубашки». Ответьте затем на вопрос:
«Почему у весны цветные рубашки?»
Весенние рубашки Надели лужайки Цветные
рубашки, На ткани зеленой Белеют ромашки, У ворота выткана Красная смолка,
И желтые лютики Вышиты шелком. Сплелись
колокольчики В синие пряжки…
Лучами — не иглами…
После чтения стихотворения учителем школьникам
раздаются тексты со стихотво- рением О. Высотской.
У. Почему же рубашки у весны разно- цветные и
сшиты они не иглами?
Д. Весной солнце светит ярче, все рас-
пускается, цветет и приобретает разные ок- раски, поэтому и рубашки
разноцветные.
У. Что является объектом описания?
Д. Объектом описания является луг.
У. Опишите, как выглядит рубашка у луга?
Д. Сшита рубашка из зеленой ткани с белыми
ромашками, у ворота — красная смолка, на рубашке вышиты желтые люти- ки, пряжка
у рубашки синяя.
У. Видите, как поэты и писатели могут все
подмечать в природе, мимо чего мы с ва- ми часто проходим, не замечая этого.
Как мы можем начать сочинение? Учащиеся
предлагают (устно) различ-
ные варианты. Учитель открывает на доске
запись начала сочинения.
Весна в разгаре. С каждым днём весна+ красна
всё больше радует нас теплом и све+ том. Много изменений происходит весной. Всё
больше запахов мы чувствуем, слышим весенних звуков и, конечно, видим разно+
цветные краски весны.
У. Вот так примерно можно начать со- чинение.
О чем можно написать во второй части
сочинения? Как ее озаглавить?
Д. О небе, о цветах, о деревьях.
У. Вы наблюдали, какое небо сейчас?
Д. Небо все чаще бледно-голубое, в яс- ную
погоду на небе ни облачка. Ярко све- тит солнце. Все больше можно заметить
птиц.
У. Как часто идет сейчас дождь?
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Д. Дожди идут часто, но они уже теплее, чем
осенью.
У. Что еще можно сказать о дожде?
Д. Дождь в конце весны бывает с грозой,
громом, чего не бывает зимой.
У. В каком стихотворении говорится о дожде в
начале мая?
Д. В стихотворении Тютчева «Люблю грозу в
начале мая…».
Учащиеся могут продекламировать сти-
хотворение.
У. А замечали вы, что после весеннего дождя бывает
радуга?
Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова
«После весеннего дождя».
Учитель прикрепляет репродукцию картины Н.
Крымова «После весеннего дождя» под запись Краски весны.
У. Нравится вам эта картина? Почему? Какое
настроение у вас создается, глядя на эту картину? Наблюдали вы подобное в
жизни?
Какие краски использовал художник, изображая
весну?
Д. Голубые, светло-зеленые, ярко-зе- леные,
оранжевые, желтые, сиреневые и другие.
У. Сравните эту картину с картиной Ле- витана
«Март». Посмотрите, как измени- лось все в природе, как изменились краски.
Итак, одну из весенних зарисовок мож-
но посвятить описанию неба, солнца, раду- ги,
облаков.
Подберите и запишите в тетрадь прила-
гательные к слову небо.
Д. Небо бледно-голубое, светлое, ясное,
лазурное.
У. На что похожи плывущие по небу об- лака?
Запишите в тетради.
Д. Облака похожи на белые комья ваты, на белые
барашки.
У. А что вы можете сказать об измене- нии
окраски деревьев, трав, цветов?
Д. Весной все распускается, расцветает. У.
Каким цветом красит весна деревья? Д. Зеленым.
У. Послушайте, как написал об этом Тютчев в
стихотворении «Смотри, как ро- ща зеленеет…».
Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем
облита,
А в ней какою негой веет От каждой ветки и
листа!
Представили себе картину, описанную Тютчевым?
Что вы представили?
Учитель прикрепляет на доску иллюс- трацию с
изображением зеленой рощи, в которой ярко светит солнце.
У. Красиво. А вы наблюдали в жизни та- кую
картину?
Какую еще окраску деревьев вы замеча- ете
весной?
Д. Цветущие сады (вишня, яблоня) ок-
рашиваются в белый цвет, белый цвет у че- ремухи и белой сирени, красиво цветет
фиолетовая сирень.
Учитель прикрепляет под запись Краски весны
изображение цветущих садов, чере- мухи, сирени.
У. Следующая зарисовка может быть посвящена
описанию деревьев.
Подберите определения, сравнения, ко- торые вы
будете использовать при описа- нии деревьев. Запишите их в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание, после че- го
учитель проверяет его.
У. С каждым днем весна нам дарит все больше
красок. Что вы можете сказать о цветах и травах?
Д. Только сойдет снег, появляется мо- лодая
травка, первые цветы.
У. Какие первые цветы вы знаете?
Д. Мать-и-мачеха, гусиный лук, ветре- ница
дубравная, ландыш и другие.
Учитель прикрепляет на доску иллюс- трации с
изображением первых цветов.
У. Особенно красиво цветут мать-и- мачеха и
одуванчик. Мать-и-мачеха зане- сена в Красную книгу. Как вы думаете, по- чему?
Ответы детей.
У. Послушайте, как описала О. Высот- ская
одуванчик:
Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный Золотистый цвет. Он большого
солнца Маленький портрет.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 5
Понравилось вам описание? Как вы ду- маете,
почему одуванчик золотистого цве- та? Почему поэтесса называет одуванчик
маленьким портретом большого солнца?
Д. Золотистый цвет похож на цвет золо- та.
Одуванчик по форме, когда раскрывает- ся, круглый, по цвету золотистый, поэтому
его можно сравнить с солнцем.
У. Ребята, Михаил Пришвин большой знаток
природы. В рассказе «Золотой луг» он описывает одно удивительное свойство
одуванчика. Что же это за свойство, вы мо- жете узнать, прочитав рассказ.
Учащимся раздается для чтения рассказ М.
Пришвина «Золотой луг».
У. Итак, какое же удивительное свойст- во
заметил писатель?
Д. Вечером цветки одуванчика закрыва- ются, и
он становится зеленым. Утром ле- пестки снова раскрываются, и луг кажется
золотым.
У. Ребята, а вы наблюдали это свойство
одуванчика? Поделитесь впечатлениями.
Какие еще цветы можно увидеть вес- ной?
Д. В мае цветут тюльпаны: желтые, красные,
белые.
К доске прикрепляется иллюстрация с
изображением тюльпанов.
У. Какие цветы вы любите больше? Какие
определения и сравнения вы под-
берете, чтобы описать цветы? Запишите в
тетрадь.
Выполнение и проверка задания.
VII. Физкультминутка.
У. Немного отдохнем. Представьте себе, что вы
цветы. Под музыку Чайковского закружимся в вальсе.
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского.
VIII. Продолжение работы.
У. Ребята, а есть ли краски у воды? Ведь уже
раскрылись реки, озера.
Д. Если внимательно понаблюдать, то можно
заметить, что река тоже имеет свой цвет. Когда светит солнце, то река голубая с
блестками.
У. Итак, какие же краски есть у вес- ны?
Д. Весна богата различными красками: голубые,
желтые, зеленые, красные, белые, сиреневые, розовые и другие. Зимой нет та- ких
сочных красок в природе.
У. Посмотрите на иллюстрации на дос- ке.
Подтвердилось наше предположение, что краски весны похожи на разноцветную
мозаику?
Как мы можем назвать вторую часть на- шего
сочинения?
Д. Каждый придумывает свое название этой
части. Если пишем о цветах, то, напри- мер, «Весенние цветы».
У. Как мы закончим наше сочинение?
О чем напишем в последней части?
Д. О своем отношении к волшебству весны, о
том, какие краски нравятся, что особенно радует, восхищает.
IX. Домашнее задание.
У. Выберите себе ту зарисовку, которую бы вы
хотели составить. Сочинение будете писать дома. Понаблюдайте в природе за
красками весны. Тщательно продумайте со- держание второй и третьей частей. Свое
со- чинение вы можете написать в прозе, в жан- ре сказки. Можете сделать
иллюстрацию. Затем мы соединим все наши зарисовки и получим красивое
сочинение-мозаику на тему «Краски весны».
X. Итог урока.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Львов М.Р. и др. Методика
преподавания русского языка в начальных классах. М.: Изд. центр «Академия»,
2000. С. 436–437.
2. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова
С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школь- ников: Метод. рекомендации к
работе по прог- рамме «Речь». Пенза, 1997. С. 187–191.
3. Саломатина Л.С.
Сочинение-мозаика на тему «Приметы осени во всем встречает взор…»
// Начальная школа: Развитие речи; Сценарии
уроков. 1–4 классы. М.: Изд-во «Первое сентяб- ря», 2004. С. 107–116.
Осень.
Наступила золотая осень. Деревья оделись в желтые платья. Дует легкий ветерок, и листья медленно падают в пожухлую траву. Перелетные птицы спешат на юг в теплые края. Один за другим летят косяки уток, гусей, журавлей. Они прощаются с родными местами до весны.
Утрами становится холоднее. Небо хмурое, всё в тучах. А тучи висят так низко, что кажется, вот-вот упадут на землю. Через минуту полил холодный дождь. Вдали что-то краснеет. Это кусты рябины. Она словно приукрасилась к началу осени. Ягоды тихонько покачиваются, привлекая внимания птичек.
Уборка урожая подошла к концу. На токах лежат огромные вороха пшеницы, ржи, овса. Зерно переработают и отвезут на элеватор. А потом нам испекут свежий хлеб, ароматные булочки.
Кочетов Максим, 3 класс 2013 год
Чудо-осень
Осень – какое чудесное время года! Всё вокруг становится золотым. Золотые листья под ногами. Золотое солнышко светит над нами. Золотые деревья качаются на ветру.
Осень – самое богатое время года! В садах поспевают румяные яблоки. С огорода собрали богатый урожай овощей. Это картошка и морковь, свёкла и фасоль, тыква, капуста и помидоры.
На полях созрела золотистая пшеница. На мощных комбайнах быстро убирают поле зерновых. А большегрузные автомобили отвозят зерно. У взрослых осенью много работы. Ну, а ребята греются в последних лучах тёплого солнышка и весело играют с золотыми листьями.
Я люблю осень!
Голомолзин Сергей, 3 класс 2013
Именины осени
Пришла красавица осень. Раскрасила листья березок, осин, клёна, тополя в желтый, оранжевый, красный цвет. В саду заалел куст калины. Повесила свои красные гроздья рябина.
На полях заколосилась золотистая пшеница, рожь. В огороде вырос богатый урожай овощей. На яблоньках висят вкусные кисло-сладкие яблочки. В палисаднике распустились сиреневые и белые сентябринки. Пестреют махровые астры. Яркими букетами цветут хризантемы.
Я рада приходу осени.
Бахарева Ангелина, 3 класс 2013
Осень
Прекрасна осенняя пора. Осенью листья становятся разноцветными. Каждый листочек красив по-своему. Природа готовится к зиме. Белка делает запасы на зиму. В своем гнездышке она повесит грибы, сложит орешки. И холодной зимой будет кормить своих бельчат. Люди осенью собирают урожай. Птицы улетают на юг. Мне нравится это время года. Осенью я люблю собирать грибы. А мама потом варит грибной суп и жарит картошку с грибами.
Кулаев Максим, 3 класс 2013
Осенняя пора
Прошло жаркое лето, и наступила осень. Берёзки стоят в золотых сарафанах. Ветра нет, но всё падают листья. Осыпаются последние цветы, не гудят насекомые. Все дорожки покрыты листвою. Шел мелкий дождь, ветер гонит по небу темные тучи. Иногда еще выглядывает солнышко. Затихает лес, улетают последние певчие птицы в теплые края. Дни становятся всё короче. Скоро зима.
Баринов Константин, 3 класс 2013
Осень
Наступила осень. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца. По утрам становится холоднее. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды, привлекая внимание птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. Природа одевается в яркие осенние краски.
Гамов Вячеслав, 3 класс 2013
Осенняя пора
Наступила осень. Дни стали короче. Солнце греет уже не так, как летом. Птицы стали готовиться к отлету. Тихо в осеннем лесу. Тихо шелестит под ногами опавшая листва. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.
Газиева Елизавета, 3 класс 2013
Осень
Наступила золотая осень. С деревьев кружась, падают желтые листочки. В небе кружатся стаями перелетные птицы. Жухлая трава шелестит под ногами. С полей собирают урожай. Уныло глядят голые кусты.
Осень – это пора заготовок. Много сварено варенья из ягод, закручено компотов из яблок. Засолена капуста, замаринованы грибы. Теперь можно встречать зиму.
Смотров Артем, 3 класс 2013
Воспоминания о лете
Вот и прошла самая любимая, самая замечательная пора. Лета, как и не бывало. Кажется совсем недавно мы купались в реке, лежали на пляже и загорали под палящими лучами солнца. Закончился отдых. Сейчас на дворе осень. Кто-то встречает это время года с грустью, а кто-то наоборот. Ведь осень – это начало учебного года, встреча с друзьями и начало большой работы.
Ряполов Иван, 3 класс 2013
Осень
Наступила осень, унылая пора. Листик за листиком падают с деревьев на крыши домов, землю. Улетают перелетные птицы в теплые края. Осенью моросит нудный холодный дождь, мало теплых деньков. Так бывает грустно, когда думаешь, что миновали красивые, золотые дни и скоро наступит зима. А так хочется, чтобы осень не заканчивалась, и подольше постояли теплые дни.
Тютюцких Анна, 3 класс 2013
Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.
А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.
А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.
У осени есть свои приметы. Она примечательно легким, теплым, нежным солнышком, которое к сентябрю уже не такое жаркое, как в августе, а позднее все теряет свое тепло день ото дня, уступая место прохладному воздуху и частым, мелким дождикам, которые сначала проливаются иногда время от времени, а к концу осени зарядят надолго и хмурят погоду днями и ночами напролет, так что все вокруг кажется беспробудно мокрым, влажным, туманным, словно серого цвета.
Но такой не улыбчивой и дождливой осень становится только к концу сезона. А до этого момента она бывает очаровательной и милой: листва становится пестрой, приобретая желтые, оранжевые, красно-багряные, золотистные оттенки, полыхая огнем, наряжая природу в разноцветный наряд. Вокруг благоухают в изобилии осенние цветы, наполняя воздух приятными оттенками. На клумбах растут дубки и хризантемы, астры и георгины, а еще бархатцы, розы, космея и другие. Горят яркими красками гроздья рябины и калины.
Осень примечательна также своей щедростью: много ягод и плодов, овощей и фруктов созревают на полях, огородах, в лесу, садах. Осень балует роскошью и великолепием!
А сколько же ягод и грибов можно найти в лесу! Надо только взять лукошко и отправиться на прогулку, чтобы вернуться с дарами осени и подышать чистым осенним воздухом.
Осенью есть очень много примет. Птицы тянутся в небе вереницей на юг, лишь разносятся во все стороны их протяжные крики. Улетают журавли, выстраиваясь клином. Зато остаются вороны с их унылым карканьем, которое можно услышать в дождливом ноябре, а также наблюдать скопления птиц на деревьях.
Осень красивая и бархатная пора. У нее много примет, по которым ее узнают. Все они разнообразны, у кого-то, возможно, свои осенние приметы.
Все это можно сказать в сочинении, развивая мысль и представив всю красоту и обаяние осенней поры. Не забыть писать сочинения, начиная небольшим вступлением, затем раскрывать основную часть, в конце подчеркнуть сказанное в заключении.
Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.
Наступает сентябрь, дни потихоньку становятся короче и раньше темнеет за окном. Но солнце на улице светит по-прежнему ярко, и потому хочется гулять с друзьями допоздна.
Кажется, что все еще продолжаются летние каникулы, и природа вовсе не собирается засыпать, а наоборот, полна сил и дышит свежестью. Но вот вдруг откуда-то налетит прохладный, пронизывающий все тело, ветерок. Взъерошит волосы, запутается в подоле платья, легонько пробежится по траве и зашуршит в ветках деревьев. Встретившись с таким неожиданным гостем, сразу же невольно хочется застегнуть на все пуговицы кофту или даже надеть на голову капюшон от ветровки. Так начинается самая красивая в году пора — золотая осень.
Проходит неделя, может быть, две, и вот за окнами начинают пролетать первые желтые, красные и оранжевые листочки. Глядя на них, я знаю, что скоро вся земля под деревьями будет укрыта таким ярким красочным ковром.
Ранней осенью приятно бывает отправиться в парк, где можно найти не только красивые листья, но также шишки или каштаны, которые тоже созревают и опадают в это время. В выходные можно поехать в сад к бабушке и собрать там свежий урожай сочных спелых яблок.
Еще одной приметой золотой осени являются дожди. Их сезон неизбежно наступает в начале октября или даже в конце сентября. В такие дни, несмотря на многообразие красок, природа выглядит как-то особенно уныло, и уже ощущается приближение холодов.
Совсем скоро опавшие листья засохнут и почернеют, а деревья останутся стоять совершенно голыми под дождем. От осознания этого на душе становится очень грустно. Но ведь так будет не всегда!
В следующем месяце из облаков уже посыплется чистый пушистый снег, который укроет землю и укутает деревья. Грянут первые морозы, а вместе с ними вернется солнце, и природа вновь преобразится, представ перед нами во всей своей, теперь уже зимней, красе.
Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени. А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу. А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай. Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.
Вариант №1
Время, когда деревья переодеваются из летнего зеленого платья в красивый золотистый наряд, называют золотой осенью. Все вокруг приобретает новые краски. Листья становятся желтыми, ягоды рябины краснеют, яблоки наливаются сочным ярким вкусом.
Заметить, что наступила осень, легко, в это время года созревает урожай. Деревья и земля отдают нам свои плоды, чтобы уйти в зимнюю спячку. Уже не так жарко греет солнце и радует каждый лучик, пробившийся среди туч. Все чаще идут дожди, после которых остаются подарки золотой осени – грибы. Собирать их целое забавное приключение. Отправляясь в лес за грибами, можно встретить его жителей, ежика, который торопиться собрать припасы на зиму, белку, она готовит себе норку для перезимовки, и конечно птиц. Они собираются в стаи для того, чтобы улететь в теплые края. Только вороны никуда не спешат, осенью они сбиваются в стаи и уныло каркают, сидя на высоких деревьях, птицы сообщают нам, что начинается холодная пора. Ветерок не такой теплый и ласковый, как летом, а холодный и пронизывающий. Он срывает золотисто-красные листья и несет их вперед, навстречу лужицам, в которых отражается серое небо осени.
По всем этим приметам становится ясно, что лето закончилось, но наступила очень интересная пора года – золотая осень.
Вариант №2
Осень – это чудесное время года, когда на улице становится прохладнее, начинается сезон холодных дождей. Листья на деревьях желтеют, образовывая полотно художника, состоящее из желтых, красных и золотистых красок.
Главная примета осени состоит в том, что мир преобразовывается в желтый цвет, наполняя теплом и уютом парки, леса, всю природу. Загадочная и неповторимая осень уникальна по-своему. Птицы отправляются в теплые края, люди отдыхают от жаркого лета, воздух становится насыщенным и прохладным.
Вторая особенная примета осени состоит в том, что, как правило, на рассвете и закате начинает куковать кукушка. Очень часто можно услышать ее осенью. В это замечательное время года у нас есть возможность отдохнуть от теплого и сухого лета и подготовиться к зиме.
Третья особенность осени заключается в том, что фермеры уже к ее началу собирают урожай на поле и в магазинах можно найти любимые овощи, например, тыквы. Тыква-главный овощ осени. Из нее готовят вкусные блюда, а также вырезают страшные лица для праздника, который празднуют осенью. Осень – самое время, чтобы вспомнить лето, вечерами пить горячий чай и больше спать, потому что осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Шорох листьев и прохлада – это признаки осеннего утра. На улице дворник сметает листья в большие кучи, которые вывозят грузовики за город. Листья такие разноцветные. Цветовая гамма обширна. Это желтые, красные и коричневые оттенки. Все цвета так радуют глаз. Осенью можно собирать листья, и делать икебаны. Их используют и рукодельницы при создании шедевров.
Гулять в парке осенью увлекательно. Под ногами шуршат листья. Или можно пошалить и набрать понравившиеся листья домой. Желтеющие и седеющие деревья – один из признаков осени.
Вторая примета – это стаи птиц, которые летят на юг. Все начинается с того, что они собираются в стаи птиц и летят вереницей в дальние страны.
Третья примета заключается в том, что на столе появляются осенние фрукты. Яблоки осенью напоены солнцем лета и увяданием осени.
Сочинение Приметы золотой осени 4 класс
Все начинается с сентября. Утро и вечер становится холоднее, а днем все еще тепло. Листва постепенно желтеет. Каштаны, созревшие опадают, даря свои плоды.
На море едут на бархатный период. Взрослые радуются красоте морских пейзажей, которые с каждым днем становятся прохладно.
Октябрь дарит холодную погоду. Но днем все еще тепло. Листва начинает опадать. Образуются красивые листопады с разными цветами листьев.
На базаре овощная щедрость. Много различных лакомств. Большинство семей делают запасы на зиму. Это время вкусных бабушкиных пирогов с различными овощами и фруктами.
У животных – это время запасов еды. Некоторые готовятся ко спячке, а некоторые готовят провизию для прохождения зимы.
В парке играет буйство красок. Можно прошуршать листьями и собрать букет осени. Осенью в парке можно увидеть увядание природу.
В ноябре по утрам лужи замерзают. На улице часто сильно ветрено и прохладная погода становится долее устойчивой. Листва полностью опадает. Ее сгружают в грузовики и отвозят за город.
Рано утром в осеннее время года за окном уже слышен шорох листьев и шум метлы. Дворник мастерит из мелких листьев большие кучи, а потом эти кучи увозят грузовики. Дворник убирает нашу улицу каждое утро, а листья не перестают покрывать землю. Они очень красивые, глянцевые, разноцветные. Попадаются и красные, и жёлтые, оранжевые, светло-коричневые. Они легко собираются в прекрасные осенние букеты. Я очень люблю в осеннюю пору прогуливаться по парку, когда под ногами шелестят яркие и невероятно красивые упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – это и есть самая главная примета золотой осени.
Другая примета осени – это улетающие в тёплые края стаи птиц. Птицы собираются в большие стаи, а потом улетают на юг. Я очень люблю наблюдать за этим явлением, удивительно, что каждый раз птицы находят правильную дорогу.
А вот самая вкусная примета – сочные осенние фрукты. Яблоки осенью невероятно вкусные, душистые, хрустящие. Собран последний урожай.
Ещё одна примета осени – постоянный дождь. Иногда бывает, что он не кончается целый день. Повсюду лужи. Всегда приходится выходить на улицу в непромокаемой куртке, надевать резиновые сапоги, брать с собой зонтик.
День становится всё короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за громадными осенними тучами. На улице всё холоднее. И уже пришла пора надевать тёплую шапку и варежки. На деревьях уже совсем не осталось листьев, они стоят голые, чёрные, а лес прозрачный. Это осень, которая уже совсем скоро сменится на морозную зиму в белых одеяньях.
Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.
А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.
А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.
Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.
За окном тает снег, на деревьях уже проглядываются почки, счастливые школьники по лужам бегут в школу, обновляется природа, с теплых стран возвращаются птицы, в воздухе стоит какой-то особенный запах. Так наступает весна. Природа просыпается и выходит из зимнего сна, вокруг счастливые лица людей, которые находятся в ожидании теплых весенних деньков.
А ведь еще совсем недавно озлобленные и замерзшие люди спешили на работу, за окном не было приятного звона пташек и не было такого по-весеннему греющего солнышка. С утра было жутко тяжело вставать, лишь надоедливый будильник заставлял набраться сил и идти заниматься делами.
Весна приходит как-то совершенно внезапно, это даже не всегда зависит от числа и дня недели на календаре, это можно только почувствовать. Это не спутать ни с чем – по телу проходит мелкая приятная дрожь, охватывает ощущение какой-то необъяснимой радости, ожидания чего-то нового, зарождения каких-то сладостных чувств.
Вместе с природой просыпаются и все ощущения и чувства человека. Недаром считается, что самая прекрасная пора для любви – это весна. Люди в это время, как правило, находят вторую половинку, кто-то находит в себе силы начать что-то новое и изменить что-то в своей жизни. Рутинная работа уже не кажется такой изматывающей и неприятной.
Любые природные изменения отражаются на человеке. Ты идешь по улице, вдыхаешь этот запах приблизившейся весны, и на лице невольно образуется улыбка. Оглядываешься назад, а там также тысячу таких же, как ты, счастливых людей, которые также с трепетом и радостью наблюдают за внезапно случившимися изменениями.
Для школьников – это тоже особая пора. Например, тем, кто заканчивает свое обучение, придется, возможно, сделать выбор всей своей жизни. Необходимо определиться с профессией и готовиться к экзаменам и поступлению. Кто-то с сожалением думает о том, что придется уходить из школы, кто-то, наоборот, с уверенностью и ожиданием, ждет новых знакомств и судьбоносных встреч от взрослой жизни.
Весна – время перемен, новых встреч и приятных знакомств. От наблюдения за тем, как оживает природа, обновляется каждая клеточка организма, в душе чувствуется какое-то необъяснимое единение с природой и ощущение бесконечного счастья.
Для 4 класса
У нас есть времена года их четыре. Зима, весна, лето и осень. Мне нравятся они все, но больше всего весна. Когда она наступает, на улице становится так свежо.
Весной просыпаются звери, прилетают птички из тёплых стран. А когда они поют по утрам, просто дух захватывает. Появляются первые цветы подснежники. Они очень красивые, а ещё появляется зелёная травка по ней так приятно бегать на босу ногу. На деревьях появляются первые почки и как хорошо за ними наблюдать. Как то я с дерева сорвала веточку, принесла ее домой и поставила в баночку сводной и наблюдала за ней каждый день. Это было так замечательно у неё с каждым днём увеличивались почки и в один прекрасный день, когда я проснулась и увидела как из почки вылезает нежно зелёный листочек. Он пах весной это было просто замечательно.
Эта веточка у меня была только одна, а вот на улице у природы их было тысячи, и когда они все разом распускаются это просто удивительная красота. Вот почему я люблю весну.
Весна сочинение
Весна – самое красивое время года. Природа начинает просыпаться после холодных зимних дней. Снег начинает таять и по дорогам бегут ручейки. Когда от сугробов не остаётся и следа, начинает пробиваться пушистая зелёная травка, которая укрывает всё вокруг. Появляется огромное количество разноцветных цветов, которые радуют глаз.
Птицы, улетевшие на юг, возвращаются домой, и начинают петь свои заливистые песни, которые можно слушать часами. Животные, которые были в спячке зимой, просыпаются.
Солнце начинает светить ещё ярче и согревает своими лучами всё вокруг. Вечером, за окном уже не темно, так как день весной становится длиннее. Почки на деревьях начинают набухать, а это значит, что совсем скоро всё вокруг станет красивым и цветущим. Проходя мимо деревьев, можно насладиться приятным цветочным ароматом. Весной меняется даже запах воздуха, который становится чистым и лёгким. После весеннего дождя особенно пахнет свежестью. Весеннее небо отличается от любой другой поры года. Оно становится светлым и чистым, а кучерявые облака напоминают различных зверушек.
Все люди весной пробуждаются вместе с природой. Им уже не хочется сидеть дома, и они начинают больше времени проводить на улице. Создаётся своеобразная атмосфера праздника. Становятся более частыми поездки за город, пикники, катание на велосипедах и просто обычные прогулки по парку.
Настроение после зимы меняется в лучшую сторону. Все становятся более радостными и активными. Весенняя погода радует всех без исключения, как стариков, так и ребят, которые начинают проводить на улице целые дни напролёт, не замечая наступления вечера. Разнообразие природных красок приносит позитивные эмоции и любовь в жизнь каждого человека, а воспоминания о прекрасной поре остаются в памяти на всю жизнь.
Весна в окно стучится, повеяло весной
Весна – моя самая любимая пора года. Её наступлением считается появление подснежников. Звери в лесу просыпаются. В это время тает снег и начинает греть солнышко, которое каждое утро стучится своими лучами в окна. На улице становится тепло.
Трава начинает зеленеть, а на деревьях распускаются зелёные листочки. Весной из тёплых стран прилетают домой птицы. Для них нужно строить домики, чтобы им было где жить. Днём постоянно слышится их щебет, который похож на мелодию песни. Весной все люди проводят много времени на улице. Во дворе постоянно играют дети. Мне кажется, что весной самая красивая природа, так как всё расцветает и постоянно светит солнце.
Сочинение о Весне для 7 класса
Еще вчера я пол часа с утра тратил на то, чтобы укутаться в теплые вещи. Затем нехотя выходил на улицу, где было холодно и ветер задувал за шиворот, несмотря на то, что я обмотался шарфом. Я спешил на уроки и с уроков, не обращая внимания на то, что происходит на улице. Но весна изменила все. Теперь я просыпаясь не трясусь от холода, я с радостью выхожу на улицу утром, наслаждаясь свежим весенним воздухом, а дорога в школу и обратно – это чудесная возможность прогуляться и заново увидеть улицы родного города, которые я еще вчера не замечал. Теперь время, которое я проводил за телевизором или компьютером, я могу с радостью потратить на прогулки на улице. Дело даже не в том, что я буду делать. Ведь к всему теперь добавляется хорошее настроение от погоды. А еще от легкости, когда ты снимаешь тяжелые ботинки и обуваешь легкую весеннюю обувь. И от того, что больше не нужно так спешить куда-то. Что вчера в это время на улице уже было темно, а сейчас еще тепло и светит солнце.
Если бы я мог выбрать, какое время года с существующих должно оставаться на Земле постоянно – я бы выбрал весну. Она не такая жаркая, как лето и не такая дождливая, как осень. Это пора, когда все расцветает и оживает, а впереди нет ни похолоданий, ни дождей. Есть только солнце и легкий ветерок по вечерам. Есть хорошее и легкое настроение. Есть силы делать что-то новое и планировать будущее. Есть только позитивный настрой и кажется, что все в этом мире возможно, если только сильно захотеть и как следует постараться. А весной сил для стараний очень много! Она ассоциируется у меня с улыбками и смехом, с запахом цветущей яблони и вечерних костров. С первыми пикниками на природе, прогулками в лесу и школьными экскурсиями. А еще с цветами, которые своим появлением говорят о приходе весны. Вот почему весна – это прекрасная пора.
Весна! Прекрасная пора! Краткое мини сочинение.
Пора-пора, а что пора? Пора снимать теплые куртки и шапки, которые родители так упорно заставляют нас одевать. Пора строить планы на лето и мечтать о том, как скоро покупаешься на речке. Пора убрать у себя в шкафу, у себя в портфеле, у себя в голове. Да-да, в голове, это очень важная часть уборки! Нужно понять, чего ты хочешь и что тебе нужно, убрать все ненужные негативные мысли и лень и начать действовать. Если кто-то хочет в конце года получить хорошие оценки, то весной пора приложить усилия к учебе. Весной пора попробовать себя в каком-то новом деле. А еще весной пора просто радоваться жизни!
С приходом осени все люди начинают подготовку к долгим зимним месяцем, чтобы в холодную пору все необходимое для жизнедеятельности находилось под рукой. Точно таким же образом поступают и представители животного мира. Они начинают интенсивную заготовку пищи на зиму, например белки собирают орешки и грибы, чтобы зимой их рацион питания нормально функционировал. Другие животные интенсивно растят свое потомство. Чтобы молодые особи окрепли к наступлению холодов и не погибли от переохлаждения. Некоторые животные занимаются интенсивной подготовкой своих нор, в которых они проведут зиму. Животные стараются собрать побольше листьев, которые будут служить теплоизолятором и не дадут животному погибнуть от холода. Медведи так же накапливают подкожные слои жира, который будет расходоваться в процессе спячки и поддерживать все органы в нормальном состоянии. Кроме накапливания жира медведи обустраивают собственные берлоги, в которых они будут спать до наступления весны.
Каждое животное, которое реагирует на жесткую смену климата, осенью занимается тем, что обустраивает себе благоприятное место для зимовки. Птицы же с приходом осени начинают стремительные сборы для перелета на зимовку в теплые страны. Вернутся пернатые только после окончания зимы, когда на улице появится теплая температура, которая им необходима для создания потомства и нормальной жизнедеятельности.
Даже домашние животные реагируют на осень, ведь у них начинается интенсивное уплотнение шерсти, накапливаются жировые отложения и животное начинает более спокойно себя вести, чтобы не тратить драгоценную энергию, которая им пригодится во время долгой зимовки.
Животные, которые ведут активную осеннюю подготовку, следующие: белки, ежи, медведи, грызуны, змеи, волки, рыси, собаки, кошки, лисы.