Сочинение на тему прилагательное 9 класс

Задание 9.1:напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста виктора владимировича виноградова: прилагательное это самая изобразительная часть речи. прилагательные могут

Задание 9.1:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Текст для сочинения:

(1)Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. (2)Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

— Посмотри, как солнце играет!

(3)3а стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (4)Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (5)Детская душа моя ликовала. (6)На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.

   (7)В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. (8)Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче и чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. (9)На траве лежит роса. (10)Множеством блёсток сверкает растянутая в лесу паутина.  (11)Чист и прозрачен воздух. (12)Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.

     (13)Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. (14)В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. (15)На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (16)Как бы в парной лёгкой дымке, под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (17)Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки.  (18)Всё выше поднимается солнце. (19)Прохладная прозрачная роса на лугах сверкает алмазной россыпью.

(20)Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимосияли глубокие снега, рассыпался с деревьев лёгкий морозный иней. (21)Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

(22)Особенно хорош восход солнца над океаном. (23)Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. (24)И всё вокруг внезапно меняется. (25)Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. (26)Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (27)Пена на гребнях волн кажется золотою. (28)3олотыми кажутся летящие за кормою чайки. (29)Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (30)Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (31)Рождается новый день! (32)Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

(ЗЗ)Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (34)Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (35)Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (36)Но в живом мире природы всё пробуждается. (37)На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. (38)Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. (39)Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

(40)Только моряки, охотники — люди, тесно связанные с матерью-землёю, — знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.

(41)Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. (42)Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце. (43)В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

(По И.С. Соколову-Микитову*)

Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, натуралист, путешественник.

Пример сочинения 9.1:

Известному лингвисту Виктору Владимировичу Виноградову принадлежит следующее высказывание: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Я считаю это высказывание справедливым, поскольку именно благодаря данной части речи мы можем рассказать о любом предмете, описать любую ситуацию, чувство, настроение. Благодаря прилагательным в нашем воображении возникают картины более точные, ясные.  Докажу свою точку зрения примерами из текста И. С. Соколова-Микитова.

В предложении 11 автор описывает воздух с помощью  качественных прилагательных «чист и прозрачен». Читатель сразу может представить себе утро в лесу, когда природа еще не проснулась, ничто пока не нарушает тишину, а значит, все вокруг чисто и свежо. Краткая форма данных прилагательных свидетельствует о том, что это состояние временное.

В предложении 32 прилагательное «молодому» обозначает возраст моряка, а прилагательное «счастливому» говорит о его состоянии, ведь сколько положительных эмоций испытывает человек, который увидел рождение нового дня.

Таким образом, В. В. Виноградов был прав: имя прилагательное, бесспорно, является самой изобразительной частью речи.

Пример сочинения 9.2 по данному тексту

Пример сочинения 9.3 по данному тексту

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

– (8)Нравится?

– (9)Очень, – ответил мальчик.

– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В. Железникову*)

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Сочинение на тему: Роль прилагательных в тексте

На мой взгляд, каждая часть речи, несомненно, важна. Без существительных мы бы не смогли рассказать о каких-либо предметах, без глаголов – не поведали о своих действиях, без числительных – не назвали бы точное количество объектов, без местоимений не связали бы текст воедино. Без прилагательных же текст напрочь был бы лишен описания. Это был бы сухой, неинтересный набор предложений. Кому приятно будет читать подобное?

Прилагательные способны сообщить о конкретных и актуальных характеристиках предмета, его особенностях, если это деловой стиль текста, либо добавить яркие признаки, если это публицистический стиль. Предложения с этой частью речи становятся полными, многогранными, насыщенными и более понятными.

Представляю, если бы не пользовались прилагательными совсем. На что бы была похожа наша речь? Достаточно сравнить два текста: «Я открыла утром глаза и встала. Столько дел сегодня. Оделась и пошла в школу. После занятий вернулась домой, погуляла, побеседовала с мамой, сделала задание на дом». И второй: «Я с радостной улыбкой открыла заспанные глаза. Какое замечательное утро, столько важных и интересных дел предстоит сделать сегодня! Я надела отглаженную с вечера форму и пошла в свою любимую школу. После увлекательных занятий я в приподнятом настроении вернулась домой. Погода была отменная, теплая и безветренная, поэтому веселой компанией мы немного погуляли. Затем я в непринужденной обстановке поговорила с моей милой мамой и отправилась делать сложное домашнее задание». Разница очевидна.

С помощью прилагательных мы передаем нюансы событий, ароматы, эмоции, краски, настроение, количество, признаки, которые помогают выстроить в подсознании более полную и правильную картину описанного события или объективного факта. Особо трудно пришлось бы без прилагательных, конечно, поэтам. Обычно стихи снабжены огромным количеством эпитетов, метафор, сравнений, без них произведения было бы вовсе неинтересно читать, да и сочинять, естественно, тоже.

Таким образом, думаю, всем очевидно, что наша речь не могла бы быть полноценной, если бы в ней отсутствовала какая-либо из существующих частей, в частности, прилагательные. Повествуя о чем-то, их ни в коем случае нельзя забывать. Так собеседник или читатель сможет лучше понять нас, проникнуться нашими чувствами и впечатлениями, получить полную картину о том, что мы сообщаем ему. Это очень ценно для хорошего общения.

Похожие статьи:

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему: Пасха

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Мой папа»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Начало весны»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Осенний дождь»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему: Мой друг

Зачем нам прилагательные в речи?

Русский язык богат и прекрасен. Каждое произведение изобилует замечательными фразами и оборотами речи. Но когда дело доходит до простой коммуникации, то зачастую мы не можем выразиться интересно и впечатляюще.

Почему так происходит? Казалось бы, что и словарный запас не скуден, и с основами построения предложения всё в порядке. А составить связный красивый текст представляет большую трудность.

К такому выводу я пришла буквально на днях. Решила я сделать качественное описание картины известного художника для своего очередного сайта. Там я сделала раздел по литературе, и мне нужно поместить несколько статей в виде сочинений – описаний по картинам.

Взяла одну картину, другую. Вижу, что картины прекрасны, известны. И наговорить о них можно много. Каждый фрагмент рисунка несёт какую-то художественную идею.

Однако ничего у меня не получилось. Слова не идут даже в голову. Получается какой-то неинтересный голый текст в виде скудного описания того, что изображено.

А чтобы передать чувства, как будто и слов не хватает даже.

И вот я задумалась: отчего такое происходит? Если просто так что-то рассказываю или пишу (не по теме), то могу много напридумывать, а коснулось сделать текст описательного характера – не выходит.

Ни человека, ни природу – ничего не смогла описать. К примеру, смотрю я на зимний пейзаж. Очень красиво, и снег выглядит живым, рыхлым, и деревья, заснеженные, прекрасны, тянутся к солнышку.

Вот и всё, дальше уже не идёт рассказ. Краткий обзор какой-то получается.

Нет, ну понятное дело – не писатель я. И даже не копирайтер какой-нибудь.

Но ведь так хочется начать уже излагать свои чувства в интересной форме.

Оказывается, дело может быть в прилагательных, которых в моём лексиконе не так уж и много.

По натуре я человек суховатый, поэтому в речи чаще всего обхожусь предложениями, состоящими из существительных и глаголов. А с прилагательными как-то не очень получается.

И решила я составить словарь этой части речи. Перечислить, так сказать, все прилагательные, которые можно употребить к картине о зиме, например.

Белый, голубой, холодный, талый, заиндевелый … и весь мой запас закончился.

У меня получилось несколько предложений.

Зима. Белый снег лежит в лесу. Над деревьями голубое небо. Местами видны талые проталины. Заиндевелые ёлочки стоят рядком возле старых и высоких сосен.

Согласитесь, это читать не очень-то и интересно. А что поделать, больше ничего не пишется и не придумывается.

Полезла в словари, а там тьма тьмущая разных синонимов и антонимов к этим же словам. Бери – не хочу.

И вот я начала описание картины про зиму.

На картине изображен густой непроходимый лес. Деревья, покрытые пушистым снегом, едва ли не касаются высоких сугробов своими отяжелевшими ветвями. Голубой небосвод уже как будто предвещает приближение первых теплых деньков, о которых мы мечтали всю зиму, прижавшись к натопленной печке.

Теперь уже получилось намного лучше.

Пришла к выводу: прилагательные в русской речи очень нужны, если мы хотим писать тексты, которые людям захочется читать. Если нужны просто инструкции к действию, то тогда можно обойтись и без прилагательных. По крайней мере, использовать только части речи, которые бы передавали суть кратко и понятно.

А вот если захотим писать сочинение, то тут просто необходим весь набор знаний и лексики.

Хочу предложить небольшой тест.

Даю предложение – краткое и сухое.

Попробуем преобразить его в красивый текст.

Итак, предложение – На дворе трава.

А дальше можем пофантазировать. Используем как можно больше прилагательных, чтобы в итоге получился большой и красивый текст.

Свои предложения отправляйте через комментарии!

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Уверен, что вам тут не все понятно, поэтому поясняю. Самостоятельная – то есть у нее есть лексическое значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы произносите какое-то прилагательное, вы понимаете, что оно значит, что-то рисуете себе в голове: красивый – ясно, что не уродливый, большой – то есть крупного размера, красный – вы представляете именно красный, а не желтый.

К прилагательным можно задать либо вопрос «какой?», либо «чей?»: (какой?) чужой, родной, бездомный, волевой, синий; (чей?) волчий, заячий, соседский.

Обозначать признак предмета – значит зависеть от имени существительного. Дом (какой?) кирпичный, рыба (какая?) соленая, совесть (какая?) чистая. Признак действия прилагательное не может обозначать, поэтому от глагола оно никогда не зависит. От глаголов зависят только наречия.

Три разряда прилагательных

Качественные – их большинство. Они обозначают качество предмета. Например, у меня какие качества? Я сообразительный, умный, ловкий, красивый, талантливый, скромный. У комнаты какие могут быть качества? Просторная, светлая, темная, мрачная и пр.

Главный признак качественных – у них есть степени сравнения. То есть можно сказать: красивый – красивее – самый красивый, мрачный – мрачнее – самый мрачный, светлый – светлее, самый светлый.

Относительные – они обозначают такие признаки, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени. Как правило, материал. Например, кирпичный дом. Дом не может быть более кирпичным или самым кирпичным. Деревянный стол – он не станет более деревянным.

Притяжательные – с ними все просто, они обозначают принадлежность одного предмета другому: мамино платье, лисья нора, отцовский полушубок.

Несколько интересных сочинений

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

Какую бы книгу мы в руки не взяли, везде встречается определенный герой, который встает перед выбором. И когда персонаж примет собственное решение, тогда и осознается читателем: ответственный он или нет.

Человечность – ценнейшее качество, без которого невозможно жить нормальной жизнью. Люди, обладающие этим качеством, думают не только о себе, но и других. Проще говоря, им не безразлично чужое горе или беда.

Такой термин, как «лишний человек» в настоящее время приобрел большую популярность. Почти каждый знает, что такое быть невостребованным, ненужным, неправильным и неподходящим под установленные рамки.

В наше время люди больше времени проводят в Интернете, оттуда они узнают всю нужную им информацию, там же общаются и читают разные весёлые истории. Но есть люди, которые до сих пор любят книги и журналы

Источник статьи: https://sochinite.ru/sochineniya/po-russkomu-yazyku/prilagatelnoe-moya-lyubimaya-chast-rechi

Постоянные признаки прилагательных

Когда вы делаете морфологический разбор прилагательного, в постоянных признаках надо указывать только разряд. То есть качественное, относительное или притяжательное. Других постоянных признаков нет.

Обратите внимание, у существительных род – постоянный признак, а у прилагательного – непостоянный. Существительное «рюкзак» – мужского рода. Как сделать из него существительное женского рода? Никак. А вот прилагательное «удобный» может легко принимать форму женского и среднего рода: удобная, удобное.

Что такое имя прилагательное как часть речи?

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).

В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).

Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.

Непостоянные признаки

Эти признаки определяются по существительному, от которого прилагательное зависит.

Падеж. Направляю вас на свою статью про косвенные падежи, я объясняю там, как их сразу запомнить. Причем запомнить и порядок, и вопросы. Прочитайте, вы сможете определять падеж и у существительных, и у прилагательных.

Число. Множественное: синие озера, дикие звери; единственное: штормовой ветер, белая береза, ясное солнце.

Род. Может быть мужской: колокольный звон; женский: алая нить; средний: белое облако. Род определяется только в единственном числе, во множественном его нет.

Если у вас прилагательное качественное, надо указать еще два признака.

Степень сравнения: положительная (зеленый), сравнительная (зеленее, более/менее зеленый), превосходная (самый зеленый, зеленее всех). Выше я уже ссылался на статью про степени сравнения, прочитайте.

Краткая или полная форма. Если краткая – можно «каков?»: ловок, свеж, проворен. Если полная – вопросы будут «какой?», «чей?».

Язык Гете

Очень много общих черт имеют английские и немецкие прилагательные – список их особенностей почти идентичен. Однако есть одно серьезное отличие, объединяющее немецкие прилагательные с русскими, – это способность склоняться. Ein billiger Haus – «дешевый дом» во множественном числе становится billige Häuser. Окончания меняют род, число и падеж прилагательного (guten Kindes – хорошего ребенка, gutem Kind – хорошему ребенку, guten Kind – хорошего ребенка).

В зависимости от того, идет ли речь об определенном или случайном предмете, прилагательные склоняются по слабому (der gute Vater – этот хороший отец), сильному (guter Vater – хороший отец) или смешанному (ein guter Vater – некоторый хороший отец) типу.

Как не путать прилагательные с местоимениями

Местоимения указывают на признак, но не называют его. И без контекста нельзя понять, о чем вообще речь. Например, фраза: «У меня такая же кошка» – слово «такая» отвечает на вопрос «какая?», но вы поняли, о каком признаке идет речь? О том, что кошка белая, или пушистая, или еще какая-нибудь? Непонятно.

Понятно будет, если прочитать весь диалог:

– У меня сиамская кошка. – У меня такая же.

В этом диалоге «сиамская» – прилагательное, оно отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. А «такая» – определительное местоимение, оно указывает на признак, но не называет его.

Конспек урока » Роль прилагательных в художественном тексте».

Урок русского языка по тексту «Евангелия от Луки»

Тема урока: Роль прилагательных в художественном тексте. 10 класс

Цель занятия:

Выяснить с учащимися роль имен прилагательных в художественном тексте («Евангелие от Луки»).

Задачи:

  • представить все возможные межпредметные связи на уроке;
  • обобщить все знания, касаемые данной темы;
  • объяснить роль имен прилагательных;
  • с учащимися сделать вывод по данной теме.

Оборудование:

  • «Евангелие от Луки»;
  • карточки с лингвистической разминкой;
  • толковый словарь;
  • компьютерные технологии.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
    Лингвистическая разминка
    (
    работа с толковым словарем).
    Найдите 4-е лишнее:
  • Добрый человек, доброе сокровище, добрый плод, добрая вещь;
  • Грязный, греховный, нечестный, гениальный;
  • Высокая гора, человек высокого рода, высокая девушка, высокие деревья;
  • В первой строчке лишним является словосочетание «добрый человек», так как другие слова употребляются в переносном значении;
  • Слово «гениальный» — это синоним к слову «великий (человек)», а все остальные относятся к слову «нечистый»;
  • Все словосочетания в третьей строчке употребляются в прямом значении, кроме «человек высокого рода».

II. Проверка домашнего задания.

1.Характеристика имени прилагательного как части речи ( обобщение знаний об имени прилагательном)

Имя прилагательное —

часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?: высокое (какое?) солнышко.

В понятие «признак предмета» входит не только обозначение признака конкретных предметов, но и обозначение признака лиц и других живых существ, явлений природы, абстрактных понятий, веществ и др.

Формы рода, падежа, числа имён прилагательных зависят от таких же форм существительных. Эта зависимость выражается окончаниями прилагательного, которое согласуется с существительным в роде, падеже, числе. В предложении имя прилагательное выступает в роли сказуемого и (реже) определения. Некоторые прилагательные бывают полными и краткими (верный — верен). Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед. ч. и по родам. Имена прилагательные по своему значению делятся на качественные, относительные и притяжательные.

2.Проверить сообщения, связанные с историей имени прилагательного в русском языке.

Имена прилагательные в древнерусском языке делились на две большие группы — именные и местоименные (членные) прилагательные.

Именные прилагательные имели именные (краткие) формы и склонялись по склонению существительных с основами на o (для прилагательных м. и ср. р.) и а (для прилагательных ж. р.) твердого и мягкого вариантов. Местоименные (членные) прилагательные образованы от именных (кратких) с помощью указательного местоимения и, я, е

, которое выполняло роль артикля, члена, указывающего на известный предмет, признак.

В древнерусском языке именные прилагательные могли быть и именной частью составного именного сказуемого(“Новгородьци прави, а Ярославъ виноватъ”

Новг. I лет.), и определением (“
А за зиму не бысть сн
h
га велика, ни ясна дни”
Новг. I лет.), причем, употребляясь в функции определений, они согласовывались с существительным в роде, числе, падеже. Однако в истории языка такие прилагательные потеряли способность определять существительное, а следовательно, перестали и склоняться. Старые формы косвенных падежей кратких прилагательных встречаются либо в устойчивых выражениях (ср.
на босу ногу, мал мала меньше, от мала до велика
), либо в составе современного наречия, где бывшее падежное окончание воспринимается как суффикс, а предлог – как приставка (ср.
свысока < съ высока, издавна < изъ давьна
).

Если в современном русском языке краткие формы прилагательных имеют только качественные прилагательные, то в древнерусском языке и относительные прилагательные имели краткую и полную формы. Утрата относительными прилагательными краткой формы объясняется семантическими и синтаксическими особенностями данного лексико-грамматического разряда прилагательных.

Так, относительные прилагательные в отличие от качественных обозначают постоянный признак, который не может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, в связи с этим у данного разряда прилагательных отсутствуют степени сравнения и в меньшей мере присутствовала соотносительность с глаголом, а следовательно, нет и особой связи со сказуемым, предикатом. Все это и привело к утрате краткой формы относительными прилагательными. В современном русском языке краткая форма прилагательного образуется от полной, а в истории полные прилагательные еще в праславянскую эпоху образовались от кратких путем присоединения к последним указательного местоимения и, я, е

; первоначально в прилагательном было две части: собственно прилагательное и местоимение, которое ставилось при прилагательном, но относилось к существительному как определенный член при нем, т. е. предполагалось указание на определенный предмет. Но уже в древнейшую эпоху такое распределение обозначения определенности и неопределенности между именными и членными прилагательными стало нарушаться, что было вызвано рядом причин. Отсутствие указательного местоимения при именном прилагательном не обязательно указывало на неопределенность определяемого существительного, ибо определенность могла быть заключена уже в лексическом значении существительного (ср. имена собственные –
Ярославъ
, названия общеизвестных городов –
Новъгородъ
, церковных праздников –
великъ дьнь
‘пасха’ и т. п.). Кроме того, постановка указательного местоимения не была необходима при некоторых прилагательных, т. к. они и без оформления местоимением характеризовали предмет как вполне определенный (ср. притяжательные прилагательные –
cынъ Володимирь
: это вполне определенный сын определенного Владимира). Важно и то, что указательные местоимения употреблялись при кратких прилагательных лишь тогда, когда последние выступали в функции определения. Потеря функции определения вызвала и утрату именными прилагательными склонения. Притяжательные прилагательные в древнерусском языке полные формы, которые представляют собой субстантивы женского рода (ср.
всеволжия жена
), склоняющиеся как членные прилагательные.

Притяжательные прилагательные образовывались не только с помощью суффиксов –овъ, -евъ и –инъ (ср. братовъ, отцевъ, сестеринъ

), но и с помощью суффикса –*j (ср.
княжь, соудъ ярославль
), следы таких притяжательных прилагательных сохранились, например, в названии таких городов, как
Ярославль (город Ярослава), Перемышль (город Перемысла
). Притяжательные прилагательные в склонении испытали влияние склонения относительных и качественных прилагательных: хотя в некоторых падежах сохраняются исконные окончания (ср. Им.–В. пад. м. и ср. р.; В. пад. ж. р.; Р. и Д. пад. м. и ср. р. –
отцов дом, отцово ружье, отцову книгу, отцова дома, отцову дому
), однако эти формы часто заменяются формами, образованными по типу полных прилагательных (
маминого платка, к маминому платку
).

Утрата склонения именными прилагательными происходила постепенно. Раньше всего (приблизительно к XIII – XIV в.) были утрачены формы Т. пад. ед. ч. м. и ср. р., Д.–Т. пад. дв. ч., Д. и М. пад. мн. ч., Т. пад. мн. ч. ж. р., т.к. этому содействовал звуковой состав форм именного и местоименного склонения: формы имели равносложные окончания. Безразличие в их синтаксическом употреблении привело первоначально к смешению этих форм, а затем и к вытеснению именных форм местоименными. Вместе с указанными формами по аналогии была утрачена и форма Р. пад. мн. ч. именных прилагательных, а затем и формы Р., Д., М. пад. ед. ч. ж. р., и, наконец, еще позже были утрачены все остальные формы косвенных падежей именных прилагательных. Во мн. ч. у кратких прилагательных произошла утрата родовых различий в Им. пад.: в твердом варианте закрепилась единая форма с окончанием –ы (из формы мн. ч. ж. р.; но в говорах может быть окончание –и (ради

)), а в мягком варианте – формы с окончанием –и (возникли параллельно формам на –ы).

Членные прилагательные перетерпели такие изменения, как уподобление и стяжение гласных основы и окончания (добраего > добрааго > добраго

). Произошла замена в формах Т. пад. ед. ч. м. и ср. р., Д., Т., М. мн. ч. и Д.,Т. П. дв. ч. звуков [о], [а], [е] звуком [ы] (отсюда
добрыимь, добрыимъ, добрыими, добрыихъ
,
добрыима
). В древнерусском языке в этих формах произошло стяжение (ср.
добрымь, добрыми, добрыхъ
). В древнерусcком языке процесс преобразования форм членных прилагательных пошел еще дальше, что было связано с влиянием указательных местоимений
тъ, та, то
на местоименное склонение прилагательных: формы Р., Д., М. пад. всех родов получили иные окончания, чем если бы они развивались только по фонетическим законам . В Им. пад. мн. ч., как и в ед. ч., произошла утрата родовых различий: в твердом варианте укрепилась форма с окончанием –ые (из Им. пад. мн. ч. ж. р.), а в мягком развилась форма с –ие (параллельно твердому варианту).

[Это проблемно: «стяженные» формы не везде и не всеми принимаются, но надо помнить, что в современном РЯ есть «усеченные» формы», т.е. как бы краткие, но в функции полных, т.е. в предложении как определения, см. ниже пример из Пушкина]

Нужно различать стяженные [это проблемно!] и усеченные формы прилагательных. Стяженные формы характерны для говоров, в стяженных и полных формах ударение не совпадает, стяженные формы являются именной частью составного именного сказуемого (ср. полное прилагательное тёмный

и его стяженные формы
темна, темну: “Ночь темна”
).

Усеченные формы встречаются в поэтическом языке XVIII – XIX вв., в усеченных и полных формах ударение совпадает, усеченная форма выполняет функцию определения (ср. у Пушкина: «Уж тёмна ночь на небеса всходила

»).

III. Сообщение темы и цель занятия.

По частотности употребления прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Особую роль играют имена прилагательные в художественной литературе.

IV. Работа с текстом. Чтение, запись, сообщение.

Евангелие от Луки

Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные

укрывались в ветвях его.

Добрый человек из доброго

сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из
злого
сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Когда нечистый

дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

И никто не вливает молодого

вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых

духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

  1. Показать презентацию о происхождении Евангелия и о главной его сути.
  2. Найти имена прилагательные в данном тесте, определить их значения.
  1. Сделать морфологический разбор двух имен прилагательных.

а)
молодого (вина)
1. Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (вина) какого?

2. Н. ф. – молодой.

А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степень сравнения (моложе) и краткая форма (молод); Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.

3.В предложении выполняет роль определения.

б) небесные (птицы)

1. Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (птицы) какие?

2. Н. ф. – небесный.

А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное; степени сравнения и краткой формы нет; Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, именительном падеже.

3.В предложении выполняет роль определения.

  1. С помощью каких языковых средств выразительности создаётся образ Евангелия?
  2. Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в данном тексте?

Вывод:

Имя прилагательное играет большую роль в «Евангелия от Луки». Оно обозначает признак предмета, по частности употребления занимает 3-е место после имени существительного и глагола.

В тексте встречаются качественные и относительные прилагательные, реже притяжательные.

Здесь употребляются многие средства выразительности, чаще всего – эпитеты; то есть образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. В этом состоит художественная функция имени прилагательного.

V. Задать домашнее задание

: небольшое сочинение на тему о роли имени прилагательного в художественном тексте.

Язык спокойствия

Список прилагательных в финском очень велик и отличается сложностью. Как и в русском, прилагательные согласуются с существительным в числе и падеже (а всего их в финском от 14 до 16).

Некоторые прилагательные не изменяются по падежам:

eri — разный;

viime — прошлый;

ensi — следующий;

koko — целый.

Прилагательное также может стоять перед определяемым словом: kaunis talo — красивый дом; так и после него — Talo on kaunis. — Дом красивый. Также существуют степени сравнения (iloinen — веселый; iloisempi веселее, более веселый; iloisin самый веселый, веселейший).

Язык любви

Много общего с немецкими имеют французские прилагательные – список сходств достаточен. Они изменяются по родам (Il est joli – он красивый, elle est jolie – она красивая) и по числам (Le livre intéressant – интересная книга, les livres intéressants – интересные книги), падежного склонения не имеют. Также они изменяются в зависимости от степени сравнения (Grand – Plus grand – Le plus grand).

Интересная особенность французских прилагательных – способность менять значение в зависимости от того, перед существительным или после него они находятся. Un homme brave — смелый человек, в то время как un brave homme — славный человек.

  • Категория: Сочинение ОГЭ 9 класс

     Задание

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания выдающегося лингвиста В.В. Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, на­строении». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Вариант 1

    Выдающийся лингвист В.В. Виноградов считал, что «при­лагательное — это самая изобразительная часть речи. Прила­гательные могут описать цвет, запах, форму любого предме­та, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

    Действительно, рассказывая о предмете или явлении, мы оцениваем их, характеризуем именно с помощью этой части речи.

    Например, прилагательные «маленький», «беспомощный» (предл. 17, 19) помогают читателю не только представить размер котенка, но и понять его физическое состояние. И поэтому неспроста автор определяет поступок жестоких подростков как «зверское варварство» (предл. 14). Это об­разное определение точно характеризует то, что они сдела­ли: человеку такое и в голову не придет.

    Следовательно, имя прилагательное помогает нам как бы «прочитать» основную информацию о предмете, явлении или увидеть их существенные признаки.

    Вариант 2

    Прилагательные, как правило, называют основные каче­ства определяемого предмета или явления и характеризуют их, выполняют описательную функцию.

    Например, как только начинаешь читать текст, стано­вится ясно, что главный герой рассказа Павел Ефимович очень долго ждал электричку, так как называет ее «трекля­той» (предл. 1). Это прилагательное помогает понять, как он раздражен. Поэтому и подростки у него тоже «противные» (предл. 3).

    А вот прилагательные «прочная капроновая» (предл. 24) дают возможность представить не только веревку, качества которой они описывают, но и понять, как жесток был умы­сел пьяной «шпаны», привязавшей ею к рельсе маленького котенка.

    Следовательно, лингвист В.В. Виноградов был прав, утверждая, что «прилагательное — это самая изобразитель­ная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, ха­рактере, настроении».

    Вариант 3

    Имя прилагательное дает дополнительную оценочную характеристику состояниям, явлениям, а также выделяет предмет из ряда однородных.

    Например, в словосочетании «бесстрастное лицо» (предл. 14) прилагательное характеризует эмоциональное состояние одного из ожидающих электричку — «важного господина» и помогает понять, как он относится к поступку пьяных хулиганов.

    А вот старушка в ужасе от увиденного, и прилагательное «истошные крики» (предл. 18) позволяет почувствовать, как страшно ей и от зверства шпаны, и от равнодушия ок­ружающих.

    Поэтому прав филолог В.В. Виноградов, считая, что «при­лагательное — это самая изобразительная часть речи. Прила­гательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

    Вариант 4

    Для того чтобы описание предмета или явления было точным и метким, мы используем в речи прилагательные, которые часто еще и позволяют дать характеристику описы­ваемому.

    Например, в тексте прилагательное «жуткая» (предл. 20) помогает читателю понять, насколько страшна приближаю­щаяся электричка, несущая смерть. Кроме того, это прилага­тельное позволяет увидеть авторский замысел, создает образ.

    А вот атмосферу происходящего воссоздает прилагатель­ное «страшное зрелище» (предл. 19). Ведь это действитель­но ужасная, бесчеловечная картина.           ,

    Все-таки прав был лингвист В.В. Виноградов, утверждая, что «прилагательное — это самая изобразительная часть ре­чи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любо­го предмета, рассказать о наших чувствах, характере, на­строении».

    Вариант 5

    По мнению лингвиста В.В. Виноградова, «прилагатель­ное — это самая изобразительная часть речи. Прилагатель­ные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рас­сказать о наших чувствах, характере, настроении».

    Действительно, эта часть речи очень верно и ярко опи­сывает предметы окружающего мира, состояния людей, по­могают понять, каковы они.

    Например, в словосочетании «зверское варварство» (предл. 14) прилагательное позволяет представить, насколь­ко бесчеловечен был поступок молодых людей.

    А вот описывая электричку, автор называет ее «жуткой» (предл. 20), и мы понимаем, почему он так ее характеризу­ет: приближающийся поезд несет смерть и котенку, и чело­веку, спасающему несчастное животное.

    Следовательно, имена прилагательные не только помога­ют нам яснее представить ситуацию или вид предмета, но и пробуждают в нас те же чувства, которые испытывал автор, рассказывая о каких-либо событиях.

    Вариант 6

    Имя прилагательное позволяет читателю более точно по­нять чувства героев, их состояния, зримо представить про­исходящее.

    Обратимся к тексту. Характеризуя азарт жестоких под­ростков, терзавших беззащитного котенка, автор использует прилагательное «злостный» (предл. 7), и мы понимаем, что подростки замышляют что-то подлое, нехорошее.

    А хорошему в них неоткуда взяться: они «пьяные» (предл. 18), выражаются «бранными» словами (предл. 9). Эти прилагательные не только описывают их физическое со­стояние, но и помогают увидеть их грязный душевный мир.

    Следовательно, прав был лингвист Виноградов, заметив­ший когда-то, что «прилагательное — это самая’ изобрази­тельная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувст­вах, характере, настроении».

    Текст для работы

    (1)Подходил к концу день, а треклятой электрички вовсе не было видно. (2)Вдобавок в воздухе закружились тысячи маленьких снежинок, отчего Павлу Ефимовичу Перекурке почему-то сделалось совсем невыносимо. (3)Да еще непода­леку противные подростки смеялись наперебой и мучили какого-то бедного кота, который совершенно уже неблаго­пристойно орал и иногда брал такие высокие ноты, что Пе­рекурка не знал, куда себя деть.

    (4)  Электричка сегодня основательно опаздывала.

    (5)  «Беспорядок!»  — с досадой подумал Павел Ефимович.

    (6) Подростки,   терзавшие котенка, наверное, от безделья спрыгнули прямо на пути и, не переставая ржать, уселись тесным кружком возле одной рельсы. (7)Снегопад усилился, и плохо было видно, что они там делали, подталкивая друг друга со злостным азартом; так они возились минут пять, потом один привстал, посмотрел пристально вдаль и сказал: «Скорей давай!» (8)Шпана быстрее зашевелилась, и через миг все они ловко вскарабкались обратно на перрон.

    (9)Подростки, перебрасываясь редкими бранными фраза­ми, внимательно наблюдали за котенком, туго привязанным к холодной рельсе!

    (Ю)Котенок уже хрипло пищал, вертел во все стороны головко^ стараясь понять, что с ним произошло. (11)Ветер принес Далекий свисток опаздывающего электропоезда, и снежная мгла где-то вдалеке подернулась желтоватым све­товым пятном. (12)Подростки курили и ухмылялись. (13)Казалось, последний отблеск человечности давно и без­возвратно сошел с их шелушащихся лиц.

    (14)Важный господин с бесстрастным лицом, стоящий неподалеку, поморщился и сделал вид, что не заметил этого 114 зверского варварства. (15)Какая-то старуха перекрестилась и, крикнув пацанам: «Изверги!» — убежала на другой конец перрона. (16)Молодой человек, стоящий тут же в сторонке, просто молча отвернулся.

    (17)Перекурка оторопело таращился на беспомощного котенка, который лишь часто-часто дышал. (18)Павел Ефи­мович сначала не понял, что сделали пьяные подростки, но, услышав истошные крики старухи, внимательнее вгляделся в происходящее. (19)Из его сознания будто током вышибло всю прошлую жизнь это страшное зрелище, этот маленький дрожащий зверек, привязанный к стали, рядом с людьми, не видящими его боль или любующимися ею!

    (20)Вдали показались два светящихся глаза жуткой электрички, и пути озарились жестким приближающимся светом. (21)Перекурка мельком увидел шальные глаза под­ростков, горящие жестоким интересом. (22)Он глянул на котенка и вдруг увидел раньше им как-то не подмеченное: этот маленький котенок был так странно распластан по рельсе, что слегка походил на крохотного человечка с руч­ками, ножками и небольшой головкой…

    (23)Как дикий вепрь бросился Перекурка вперед. (24)С нечеловеческой силой дернул он за край прочной капроно­вой бечевки, которой был примотан котенок. (25)Узел был затянут до неимоверности! (26)В одно время раздался душе­раздирающий визг кота и электрички, начавшей тормозить. (27)Обледенелые пальцы еще раз рванули капрон — только боль в руках и разодранная добела кожа…

    (28)Страх охватил Перекурку, спазматически сжав серд­це. (29)Маленький живой комочек смотрел на него ошале­лыми глазками. (30)А времени оставалось катастрофически мало, хоть оно и тянулось, словно каучук. (31)Близко жел­тые глаза… (32) «Сейчас…» — почему-то мелькнуло в поте­рянном сознании Перекурки, и он, корчась от тупой боли, просунул окровавленные пальцы между рельсой и витой бе­чевой…

    (33)Одак рывок! (34)Пролетающий лязг тормозов, быстро утихающий рядом слева… или справа, и — все…

    (35)…Рядом с голым перроном стоял одинокий человек, прижав что-то к груди. (Зб)Его непокрытая голова вся была облеплена мокрым снегом, и от этого он казался седым. (37)Все думал и думал Павел Ефимович о чем-то, а его око­левшие, разбитые руки с запекшейся кровью на пальцах крепко прижимали к груди дрожащего, но тихонько мур­лыкающего котенка.

    (38)И пусть кричит метель своим спертым голосом гиены, пусть рыдает она своими хладными слезами, пусть бьет одуре­ло по щекам длинными ладонями, все равно будет еле слышно мурлыкать ушастый зверек под упругим коричневым пальто, закрытый от холода теплыми человеческими руками!

    (По С. Палию)

  • Сочинение на тему признать свои ошибки
  • Сочинение на тему преступление и наказание вечная тема итоговое сочинение 350 слов
  • Сочинение на тему преступление и наказание краткое сочинение
  • Сочинение на тему приемная семья
  • Сочинение на тему преступление и наказание 11 класс 350 слов