Сочинение на тему причины брежневского застоя

Контрольная работа по теме ссср в период застоя 1в. тестовые задания с выбором одного ответа 1.старение политической элиты- это: аолигархия

Контрольная работа
по теме «СССР в период застоя» 1в.

Тестовые
задания с выбором одного ответа

1.Старение
политической элиты- это: а)олигархия  б)геронтократия  в)неосталинизм

2.Одним из
руководителей периода застоя был: а) Громыко   б)Косыгин  в)Андропов  г)Хрущёв

3. Характерной
чертой застоя было: а)бюрократизация  б)национализация  в)приватизация  г) коммунизация

4.Один из
элементов экономических реформ в промышленности: а)экономическое
стимулирование  а)ув. количества директивных показателей в)строительство новых
промышленных объектов

5.Реформа в с/х:
а) сняты ограничения на личные подсобные хоз-ва      б)понижение закупочных
цен  в)эффективное использование средств

6.Прочитайте
отрывок из выступления политического деятеля и назовите фамилию руководителя
СССР, о котором идет речь в документе:

«Набирал кажущуюся
силу новый культ личности <…> Первый становится Генеральным. [Он]
занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По
обкомам партии рассылается документ об укреплении авторитета Генерального
секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в
награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза),
но не у трудящихся»

7. Какое понятие
лишнее
в перечне понятий, относящихся к застою:  «золотая пятилетка»,
многопартийность, Продовольственная программа, военно-стратегический паритет.

Тестовые
задания на множественный выбор:

8. Выберите три
положения, которые легли в основу реформы в промышленности, проводимой в
СССР в 1965 г.:

А) сокращение до
минимума числа директивно планируемых показателей

Б) сохранение
жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

В) создание
совнархозов

Г) создание
предприятий с частным капиталом

Д) ликвидация
отраслевых министерств

Е) предоставление
предприятиям части доходов для материального стимулирования

производств

9.Определите три
понятия, характеризующие эпоху «застоя» в СССР:

А) самиздат   Б)
продотряды   В) ваучеризация   Г) карательная психиатрия

Д) обязательное
среднее образование   Е) басмачи

10.Установить
хронологическую последовательность событий:

А)Приход к власти
Андропова Ю.В.

Б)Смерть
Л.И.Брежнева

В)Хельсинское
совещание по безопасности в Европе

Г)Конец периода
«застоя»

11. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал
одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен
отсутствием экономических, социальных, политических потрясений. (приведите 3 аргумента
за)

Контрольная работа
по теме «СССР в период застоя» 2в.

Проверочная работа
вариант 1

Тестовые
задания с выбором одного ответа:

1.Годы застоя:
а)1945-1956  б)1956-1982  в)1964-1982  г)1964-1985

2.Характерной
чертой застоя было: а)сокращение бюрократического аппарата  б)реабилитация
Сталина  в)демократизация общества   г)начало освоения космоса

3.В период застоя
возрос культ личности: а)Хрущёва  б)Сталина  в)Брежнева  г)Черненко

4.Один из
элементов экономических реформ в промышленности:

а)ув. количества
директивных показателей  б)ум. количества директивных показателей 
в)строительство новых промышленных объектов

5.Реформа в с/х:
а)понижение закупочных цен  б)повышение закупочных цен

 в)введение
ограничений на личные подсобные хоз-ва

6. Прочитайте
отрывок из письма, адресованного Л.И. Брежневу, и напишите название
государства
, об отношениях с которым идет речь:

…Решение конца
1979 года означает шаг в пучину, ибо умиротворение гражданской войны в горной
стране с 16 млн. фанатичных воинственных мусульман потребует громадных усилий,
времени и жизней, и кроме того поставит нас во враждебное положение ко всему
мусульманскому миру… А ради чего? Чтобы принять на себя заботы о прокормлении
разоренной страны, о непрошенном контроле над религиозным народом? Чтобы
создать прецедент и соблазн военной «поддержки» очередных восстаний и
«революций» в чужих странах? Чтобы пожертвовать жизнями своих солдат в чужой
войне…?

А) Афганистан   Б)
Турция   В) Иран   Г) Греция

7. Какое понятие
лишнее в перечне понятий, относящихся к застою: Афганская война, неосталинизм, Карибский
кризис, КПСС.

Тестовые
задания на множественный выбор:

8. Выберите из
списка три положения, которые отражают основные направления реформы в
промышленности (1965 г.):

А) Либерализация  
Б) Приватизация   В) Самоокупаемость     Г) Самофинансирование

Д) Конверсия   Е)
Материальное стимулирование. 

9. Укажите три причины
обострения международных отношений в 70— 80-х годах ХХ ст.

А) Достижение
военно-стратегического паритета между СССР и США.

Б) Разработка в
США программы СОИ (стратегической оборонительной инициативы).

В) Введение
советских войск в Афганистан.

Г)
Внешнеполитический курс администрации Р. Рейгана.

Д) Подписание
Хельсинского соглашения

Е) Обострение
социальных проблем в США вследствие войны во Вьетнаме.  

10.Установить
хронологическую последовательность событий:

А)Смерть
К.У.Черненко 

Б)Принятие
Конституции «развитого социализма»

В) Начало «золотой
пятилетки»

Г) «Пражская
весна»

11. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал
одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен
отсутствием экономических, социальных, политических потрясений. (приведите 3
аргумента против)

Контрольная
работа по теме «СССР в период застоя» 3в.

Тестовые
задания с выбором одного ответа:

1.Старение элиты:
а)олигархия  б)геронтократия  в)неосталинизм

2.Одним из
руководителей периода застоя был: а) Громыко   б)Косыгин  в)Андропов  г)Хрущёв

3. Характерной
чертой застоя было: а)бюрократизация  б)национализация  в)приватизация 
г)коммунизация

4.Один из
элементов экономических реформ в промышленности: а)экономическое
стимулирование  а)ув. количества директивных показателей в)строительство новых
промышленных объектов

5.Реформа в с/х:
а) сняты ограничения на личные подсобные хоз-ва      б)понижение закупочных
цен  в)эффективное использование средств

6.Прочитайте отрывок из рабочей
записи заседания Политбюро ЦК КПСС и укажите фамилию писателя, о котором
шла речь на заседании:

«Когда ему предложили поехать за
получением Нобелевской премии, то он поставил вопрос о гарантиях возвращения
его в Советский Союз… Сейчас он пытается создать внутри Советского Союза
организацию, сколачивает ее из бывших заключенных. Его сочинение «Архипелаг
ГУЛАГ» не является художественным произведением, а является политическим
документом…»

7. Какое понятие лишнее в перечне
понятий, относящихся к застою: «Олимпиада-80», шестидесятники, Хельсинский акт,
ползучая реабилитация.

Тестовые
задания на множественный выбор:

8. Какие три из
перечисленных событий относились к политике СССР в направлении разрядки
международной напряженности в 1970-е годы?

А) Введение
советских войск в Чехословакию.

Б) Оказание
«интернациональной помощи» Афганистану.

В) Обмен визитами
руководителей СССР и США.

Г) Провозглашение
советской программы мира.

Д) Подписание
крупнейшими мировыми державами соглашения в Хельсинки о мирном сотрудничестве
между государствами («Хельсинские соглашения»).

Е) Поддержка
революционных движений в мире.

9. Выберите из
списка положений три направления экономической реформы 1965 г.,
проводимой под руководством А.Н. Косыгина.

А) Снижение
плановых показателей, введение показателя стоимости реализованной продукции.

Б) Невозможность
изменять плановые показатели и отчетность без согласования с предприятием.

В) Приватизация
государственной собственности.

Г) Установление уголовной
ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Д) Усиление материальной
заинтересованности рабочих в результатах труда.  

Е) Создание кооперативов и
расширение их самостоятельности.

10.Установить хронологическую
последовательность событий:

А)Введение ограниченного
контингента советских войск в Афганистан

Б) Внеочередной Пленум ЦК КПСС.
Отставка Н. Хрущева

В) Принятие Конституции СССР —
Конституции «развитого социализма»

Г) Начало проведения реформ Н.
Косыгина                                                        

11. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал
одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен
отсутствием экономических, социальных, политических потрясений. (приведите 1
аргумент за, 1-против)

Для всех наших читателей, кто интересуется творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя, предлагаем примерное сочинение на тему «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя – шедевр русской литературы. Написанная несколько столетий назад, она остается интересной и для современного читателя. По мнению критика В.Г. Белинского, поэма столь глубока по содержанию и велика по художественному совершенству, что могла бы заменить на десять лет отсутствие других книг. Центральное место в произведении занимают «портретные» главы, в которых автор показывает всю низость, весь моральный упадок помещичьего класса. Шестая глава посвящена «прорехе на человечестве» — Степану Плюшкину.

Характеристика героя начинается с описания усадьбы. Некогда обширное, богатое хозяйство пришло в запустение. Все вокруг превратилось в хлам, находится в странном беспорядке, покрылось плесенью, пришло в негодность. Вся эта картина как нельзя лучше характеризует помещика как человека-скрягу, бесхозяйственного, жадного. Казалось, что время в его имении прекратило свое течение и остановилось, отсюда хотелось сбежать, до такой степени страшные картины предстали перед взором Чичикова.  Портрет самого Плюшкина ужасает: он был похож не то на бабу, одетую в странное, неопределенное платье, не то на мужика. Лицо и наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление, а когда чиновник узнал, что перед ним самый настоящий помещик, от изумления даже отступил назад. На его бесстрастном лице выделялись маленькие бегающие глазки и брови, похожие на мышей, высматривающих из норки кота.  Невозможно было понять, из чего состоит его халат с четырьмя полами и рукавами, больше похожими на кожу, из которой шьют сапоги. На шее у Плюшкина было повязано что-то похожее на носок, подвязку или набрюшник. Помещик, который владел тысячами крепостных душ, у которого было полно богатства в амбарах и кладовых, походил на самого последнего нищего, поэтому Чичиков подумал, что, если бы встретил его где-то у церкви, дал бы медный грош. Скупость и жадность настолько взяли власть над героем, что вытравили из него все самое лучшее, что в нем было, затмили практический ум когда-то опытного хозяина. Он перестал понимать истинную ценность вещей. От бессмысленной скупости он становится подозрительным к людям, недоверчивым, враждебным ко всему окружающему, жестоким и несправедливым не только к крепостным крестьянам, но и к своим детям. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Крестьян он упрекает без всякой на то причины во всех грехах, называет их ворами и мошенниками, способными оставить без кафтана, морит людей голодом, поэтому крепостные у него «мрут как мухи» или сбегают от невыносимых условий жизни. Старшая дочь помещика, Александра Степановна, сбежала от отца со штабс-ротмистером какого-то кавалерийского полка, другая дочь, оставшаяся с отцом в деревне, вскоре умерла. Сын Плюшкина отправился в город и вопреки воле отца вместо службы в какой-либо палате определился в полк. Когда же юноша попросил у родителя денег на обмундирование, то ничего не получил, а когда тот проигрался в карты, отец проклял сына и перестал интересоваться его существованием и ни разу даже мысленно не задавался вопросом, жив ли его наследник. Он с полным равнодушием отказал в помощи и дочери, которая приехала к отцу и привезла своих детей повидать деда. Но ни гостинцы, ни родные люди не тронули сердца отца и дедушки. Плюшкину казалось, что все только и ждут его смерти, чтобы завладеть его богатством. У помещика была отвратительная привычка собирать по всей деревне хлам или забытые крестьянами вещи. И если что-то попадало в кучу мусора в его доме, то Плюшкин ни за что не возвращал вещь хозяину. Над этой привычкой шутят крестьяне, говоря: «Рыболов вышел на охоту». Они прозвали его «заплатанным» или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось места для любви и сострадания, а в уме – ничего живого и полезного, кроме накопительства. За внешним добродушием он скрывает алчность и постоянное стремление наживы. Он скуп во всем: и в одежде, и в еде, и в еде, и в эмоциях. За все время разговора с Чичиковым у Плюшкина ни на секунду не появляется живое выражение лица, оно остается бесчувственным и пошлым, и только при упоминании о бывшем однокласснике загорается на некоторое время теплый огонек в глазах. Ни автор, ни тем более читатель не понимают, как человек, у которого было все для счастливой и спокойно жизни, опустился на самое дно жизни и достиг дна духовного оскудения и морального падения.  Писатель недоумевает, как же свершился распад человеческой личности.

Гоголь неслучайно определил Плюшкину место последнего продавца мертвых душ, не случайно именно этот помещик замыкает галерею помещичьих образов. Это самый безнравственный, отвратительный человек, с которым Чичикову пришлось столкнуться. Образ Плюшкина – воплощение полного застоя, загнивания, своеобразный символ духовной гибели.

Занимая первое место в мире по площади лесов, Россия не имеет достоверных сведений о состоянии более чем 80% лесных массивов на своей территории.

Такие данные приводит международная консалтинговая компания Boston Consulting Group в докладе «Неразведанное богатство: почему для России важно осознать подлинную ценность лесов». «По состоянию на 2020 год данные о 84,4% российских лесов недостоверны», – свидетельствует исследование BCG: отсутствует учет 9% площади и 39% запасов леса.

«Однако даже по текущим оценкам на территории России находится более 20% лесов планеты стоимостью в диапазоне от 4 до 17 триллионов долларов, что даже по нижней границе сопоставимо со стоимостью российских нефтяных запасов (6,4 триллиона долларов)», – оценивает BCG. То есть, реальная стоимость российских лесов превышает стоимость всех нефтяных запасов страны.

Схожие данные о хаосе в лесной отрасли в прошлом году опубликовала Счетная палата, «Советская Россия» неоднократно писала об этом. Данные по 84% леса в государственных базах лесоустройства имеют давность больше 10 лет и не могут считаться достоверными. Помимо этого, отсутствует единая информационная база об использовании лесных ресурсов, равно как и достоверная информация об объеме заготовки, оборота и экспорта лесоматериалов в стране, отмечали в СП.

Особенно плачевно обстоят дела в Сибири и на Дальнем Востоке, по оценке ведомства, отсутствуют актуальные данные о состоянии 93,3% и 96,6% лесного фонда соответственно. Площадь «потерянных» для госучета лесов сравнима с территорией Бразилии. Это 967 млн гектаров при общей площади лесных массивов 1,145 млрд га, по данным Рослесхоза.

Из почты

tmpFXNCCY

По мхам, по кочкам, по пеньям…

Ленинградский писатель Анатолий Стерликов, чью публикацию мы предлагаем, в этом году был участником обследований вырубок в лесах Южного Прионежья. Летом его пригласил в «губернаторскую» комиссию М.Н. Глазков, заместитель губернатора Вологодской области, а в октябре он участвовал в осмотре лесосек с депутатом-коммунистом А.Н. Морозовым и его помощником – блогером Александром Сайкиным. Слово Анатолию Стерликову.

Руководители нашего государства, в том числе и президент Путин, за последние десятилетия не однажды публично декларировали классическую триаду советской эпохи: лесоустройство, лесопотребление, лесовосстановление (лесоразведение). В реальности же на Русском Севере, в Южном Прионежье, мы видим только одно – лесорасхищение, лесоистребление. В чем мы убеждались и ранее, когда странствовали по склонам и террасам Оштинской долины, исследуя родники и ручьи, стекающие в реку Ошту, водосбор реки Ошты и ее притоки.

Сразу же скажу главное: генеральный арендатор лесов Оштинской долины И.М. Самойдюк (он же и гендиректор ЗАО «Онегалеспром») не посадил НИ ОДНОГО ДЕРЕВА, не подготовил к лесопосадкам ни одной лесосеки. Может, где и сажает, но только не по террасам и склонам Оштинской долины. Да что там: не расчистил ни одной просеки, ни одного квартального столба не поставил!

А между тем чиновники Лесного департамента сообщают автору этих строк: «На лесных участках, переданных в аренду ЗАО «Онегалеспром», мероприятия по воспроизводству лесов и разведению в 2020 году выполнены арендатором в полном объеме…» Они также утверждают, что означенное ЗАО в Оштинской долине не рубит лес, заготовки осуществляются только «для нужд местных жителей». Это, конечно, ложь. «ЗАО… не рубит», а чей это там дорогостоящий комплекс? Собственность «индивидуала» Сеньки? Иногда и в самом деле лес рубят местные Сеньки, «самозанятые», «индивидуалы». Однако кругляк суперлесовозами­вольвами вывозит на свои склады и участки обработки древесины (и далее – на рынок) все тот же «Онегалеспром», а весь доход, вся чистая прибыль (маржа, как теперь говорят), – «Онегалеспрому». Если бы леса Оштинской долины и в самом деле рубили «для нужд местных жителей», как пытаются нас уверить в своих тупых и лукавых отписках чиновники, село Ошта было бы подобно пряничному городку. Ныне же здесь, за редким исключением, всюду обветшавшие дома, срубленные после войны или в годы т.н. «брежневского застоя». Один из местных предпринимателей­«индивидуалов» нам без обиняков заявил: «Мы батрачим на «Онегалеспром».

И как же не скорбеть человеческой душе, если родниковая река Ошта – река первой категории (нерестилище хариуса и форели!) – буквально на глазах заиливается, мелеет, до середины зарастает болотной растительностью, превращается в подобие сточной канавки! Мужики шестами выталкивают к Онеге свои моторки­плоскодонки. А ведь когда­то у моста швартовались большие катера с метровой осадкой.

Куда ни глянь, всюду экологическая разруха – вследствие хищнических вырубок гибнут родники и ручьи Оштинской долины, деградирует естественная лесная гидрографическая система, гибнет уникальная экосистема – а это прямой путь к экологической катастрофе в Южном Прионежье. И прекращать лесоповал здесь никто не собирается. Перед самым отъездом в город я обнаружил свежие вырубки, простирающиеся до самого уреза реки, видел новые обозначения выделов (красные ленточки и тески), причем уже на крутых склонах Оштинской долины, где прежде никогда не велось промышленных заготовок леса… Поскольку здесь, на этих крутяках, – родники и полноводные ручьи; и безымянные ручейки, конечно, перешагнешь и не заметишь, но даже и зимой сладко поющие, размывающие горы сугробов, они тоже питают Ошту, а значит, и Онегу…

Классик советской литературы сквозь десятилетия прозревал трагедию Русского леса и устами своего героя предупреждал: «Из­за моря ручища тянутся!» Да, тянутся, ручища, но тут нам важно понять другое: Самойдюк рубит лес так, как позволяют ему наши отечественные высокопоставленные чиновники. А они ему позволяют всё! Лес для них просто товар. Живого Русского леса они не видят, они вообще не понимают, что такое Русский лес. А принятая с барабанным грохотом Конституция РФ для них пустая бумажка. В том числе и жизненно важное конституционное право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду.

Правительственный чиновник Глазков, отвечая на запрос депутата­коммуниста, сообщал: «Обращение гражданина А.Е. Стерликова… рассмотрено с выездом на место при моем участии…» Видеодокумент Александра Сайкина, странствующий по интернету, наглядно показывает, чего стоят все эти помпезные «выезды на место» высокопоставленных чиновников, как они осуществляются. Ехали­ехали по выглаженной скрепером лесной дороге на внедорожнике, вдруг остановились, и водитель объявил: «Дальше ехать не могу!» И Глазков не выразил ни малейшего удивления. Хотя во время предварительных переговоров с чиновником мы условились завершить обследование вырубок на Кельручье, на веретьях – островинах Кельболота, в местах обитания глухаря. Это ли не профанация контроля и проверок?!

Официальные лица в своих последних отписках как бы между строк признают, что «Онегалеспром» хватил через край, но они уповают на естественное лесовосстановление. Однако процесс такого лесовосстановления возможен только в случае, если площадь вырубок строго ограничена. И должны неукоснительно соблюдаться сроки примыкания новых вырубок к старым – для хвойных пород не менее 6 лет. И самое главное: на вырубках следует оставлять семенные куртины (острова спелого леса) или же полосы семенников. Не отдельные больные и усыхающие ели или сосны с несколькими жалкими сучьями на вершине, как это мы видим в некоторых парках Петербурга и его пригородов, а полноценные семенники, шишки по всему «шатру», с земли и до вершины. Вот тогда, может, что­то ценное и вырастит на вырубке, да и то, по правде говоря, нет абсолютной гарантии. На свежих вырубках «Онегалеспрома» вы не увидите ни одной шатровой ели, о сосновых куртинах говорить не приходится. Что касается лесопосадок, то на этот счет у Глазкова и чиновников Лесного департамента мнение однозначное. Во время короткой и приятной экскурсии Глазков собственноручно вручил мне публикацию одного «специалиста», в которой черным по белому сказано, что захламленное, непроходимое пространство там, где вырубают тайгу, – благо, поскольку масштабные лесопосадки в обозримом будущем в России не предвидятся, они нецелесообразны, сажать в России лес нынче непозволительная роскошь. Понятно же почему: Россия – страна периферийного капитализма, она обязана поставлять на рынки дешевый кругляк, а затраты на лесопосадки приведут к удорожанию деловой древесины.

Я окончательно убедился, что нынешнее поколение чиновников – просто чужеядцы, ни Богу, ни людям ненадобные… Вероятно, они никогда не поймут, что сохранив остатки лесов в Оштинской долине, по берегам реки Ошты и ее притокам, по водосбору реки, мы тем самым оберегаем от деградации и прекрасное Онежское озеро, хранилище превосходной пресной воды, величайшую ценность земной цивилизации.

И еще два слова, прежде чем поставить точку. В ролике вологодского блогера я запечатлен восседающим на штабеле гниющих елей и сосен. Сижу и думаю, может, все эти слова, которые я говорю, глядя в камеру, – глас вопиющего в пустыне вырубок? Может, зря уговорил депутата и его помощника приехать в деревню? Десятки километров вырубок, лесные тропы, да всё больше по мхам, по кочкам, по пеньям, по кореньям, как говорят оштинские мужики. «А мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа», – по слову поэта, и это не преувеличение. В деревню уже приезжали наймиты расхитителей леса, предупреждали автора этих строк: «Ты здесь не командуй. Ты здесь никто. Ты бы лучше не мешал…». Не лучше ли было бы сидеть в тепле и уюте, готовить к публикации книгу?

И всё же, всё же… Странствуя по истокам ручьев Оштинской долины, мы наблюдали, как даже крошечный родник, безостановочно исторгающий влагу ритмичными каплями, превращает камень в подобие осиного гнезда, пчелиных сот. Что подтверждает известную банальную истину.

Анатолий СТЕРЛИКОВ
д. Курвошский Погост – С.­Петербург

Применение метапредметного подхода в
преподавании истории на примере учебной темы: «Советское государство и общество
в середине 1960-х – начале 1980-х.»

Основные вопросы темы:

1.         Политическое развитие в 1960-х
– середине 1980-х гг.

2.         Социально-экономическое развитие
страны в 1960-х-середине 1980-х гг.

3.         Культурное пространство и
повседневная жизнь во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.

4.         Политика разрядки международной
напряженности

Примерная программа по истории согласно
ГОС ориентирована на реализацию образовательных результатов на трех уровнях:
личностных, метапредметных и предметных. Метапредметный подход реализует
программу развития универсальных учебных действий.

 Основные метапредметные результаты:
умения систематизировать исторический материал в хронологической таблице;
работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты), представлять
результаты своей деятельности в различных формах; использовать разные источники
информации внешкольного характера, преобразованием начальной информации (возможны
ролевые высказывания);

Программа УУД обеспечивает:

– развитие у обучающихся способности к
саморазвитию и самосовершенствованию;

– формирование личностных
ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

– формирование опыта переноса и применения
универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

– повышение эффективности усвоения
обучающимися знаний и учебных действий;

-формирование компетенций и
компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;

– формирование навыков участия в различных
формах деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества,
научно-практические конференции, национальные образовательные программы и
т.д.); Метапредметный подход способствует развитию: теоретическое мышление

(обобщение, систематизация, определение
понятий, классификация,

доказательство и т.п.); — навыки
переработки информации (анализ, синтез, интерпретация экстраполяция, оценка,
аргументация, умение сворачивать информацию);

2.2. Применение метапредметного подхода
в преподавании истории России на примере учебной темы: «Советское государство и
общество в середине 1960-х – начале 1980-х.»

Предметные результаты: применять
понятийный аппарат: «застой», коррупция, «Теневая экономика», «номенклатура»,
Концепция «развитого социализма»; приемы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений

1.         Как изменилась политическая
ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?

2.         Охарактеризовать особенности
Конституции СССР 1977 года.

3.Используя знания по истории России,
раскройте смысл понятия «Концепция «развитого социализма». Приведите один
исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к данной теме.
Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Метапредметные результаты – формирование
УУД

Познавательные универсальные учебные
действия формируются при выполнении заданий на смысловое чтение, сравнение и
оценивание конкретных фактов, анализе исторического документа с целью выделения
информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности
(таблицы);

Пользуясь текстом учебника:

1.         Составить сравнительную таблицу
Конституции 1936 и 1977 годов.

2.         Рассказать о процессе
ресталинизации после отставки Н.С.Хрущова

3.         Сравнительный анализ политики
Л.И.Брежнева и Н.С.Хрущева и определение насколько политика Брежнева соответствует
требованиям времени.

4.         Выделить основные особенности
идеологии брежневского периода на основании текста учебника и документа: «Из
речи Л.И. Брежнева»

            Формирование логических УУД:
установление причинно-следственных связей по теме.

         Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий: анализ исторических версий, оценок и
исторических ситуаций, выполнение групповых проектов, обсуждений в парах,
группах, позволяющих учитывать позиции одноклассников, организовывать работу и
осуществлять сотрудничество

1.         Почему концепция «развитого
социализма» была названа идеологией застоя? Ответ аргументируйте.

2.         Период правления Л.И.Брежнева
назван «застоем» или «временем упущенных возможностей».  Какое из данных
определений: «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему?

3.         Почему одни считают эпоху
Брежнева застоем, а другие — расцветом?

4.         «Период руководства страной
Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все
сферы жизни общества». Используя исторические знания, приведите два аргумента,
которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение        
Аргументы в опровержение:

5.         Эпоху Брежнева назвали «эпохой
докладов и анекдотов». Какие проблемы в обществе раскрывают эти анекдоты:

А) Чем отличается Брежнев от королевской
пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а Брежнев – едва-едва.

Б) Трансляция очередного съезда КПСС.
Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты съезда встречают их
бурными овациями».

                В) Брежнев делает доклад
на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций.
Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».

Регулятивные УУД: планирование действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка
правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и
высказываний учащихся;

1.         Подводить учащихся к
формулированию цели урока.

2.         Уметь оценивать свою работу на
уроке.

3.         Работа по алгоритму.

4.         Листы самооценки

5.         Итоговая рефлексия в конце
каждого урока

6.         Выполнить интерактивное задание
по ссылке:
https://learningapps.org/watch?v=pvn7tquoj21

7.         Упражнение: «преднамеренные
ошибки»

 Главной особенностью политического
развития СССР середины 1960-х -середины 1980-х гг. стала либерализация
политического режима, ослабления господства партийного аппарата, наметился
экономический кризис.   В этих условиях, под руководством Л.В. Брежнева, в 1970
году была принята новая Конституция, вошедшая в историю как Конституция «
посторенного социализма»

Тема. Социально-экономическое развитие
страны в 1960-х-середине 1980-х гг.

Предметные результаты:

1)знать определение понятий, выделять их
существенные признаки, приводить примеры их использования.

1.         Агропромышленный комплекс (АПК)
— совокупность экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на
производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке,
хранении и реализации, а также отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство и
перерабатывающую промышленность средствами производства

2.         Ведомственный монополизм – это
монополизм основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей
товаров и услуг и делегировании их управляющим структурам

3.         Военно-промышленный комплекс
(ВПК) – совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций
производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение,
постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и
т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.

4.         Демонстрация — массовое шествие
для выражения общественно-политических настроений.

5.         Дефицит — недостаток, нехватка
чего-нибудь

6.         Диссидент — инакомыслящий
человек, не разделяющий господствующую идеологию

7.         Иждивенец — лицо, находящееся
на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны
других лиц.

8.         Импорт — ввоз товаров, работ,
услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную
территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный
вывоз.

9.         Колхозы — предприятие, созданное
для коллективного ведения сельского хозяйства

10.       Кооператив — основанное на
членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих
экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или
иных потребностей членов, внесших долю в созданный для этого фонд.

11.       Коррупция — подкуп взятками,
продажность должностных лиц, политических деятелей.

12.       Нерентабельная экономика — не
окупается, является экономически невыгодным. Существуют товары, которые просто
не рентабельно продавать в кредит

13.       Номенклатура — один из
инструментов осуществления руководящей роли правящей партии и проведения
кадровой политики

14.       Подсобное хозяйство –
натуральное хозяйство, использовавшееся крестьянами СССР с середины 1930-х
годов как источник личного пропитания.

15.       Реформа — преобразование,
изменение, переустройство чего-нибудь.

16.       Совхозы — государственное
сельскохозяйственное предприятие в СССР. В отличие от колхозов, являвшихся
кооперативными объединениями крестьян, созданными на средства самих крестьян,
совхоз был государственным предприятием

17.       Спекуляция — скупка и
перепродажа частным лицам продуктов, товаров широкого потребления, имущества,
ценностей и т. п. с целью наживы (обычно с использованием разницы цен,
незаконного их повышения и т. п.

18.       Теневая экономика — система
производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего
нелегально

2) Отвечать на вопросы:

1.         Почему экономические реформы не
дали ожидаемых результатов?

2.         Назовите причины отрыва
экономики СССР в период «застоя» от экономик стран Западной Европы.

3.         Составить терминологический
словарь, используя новые понятия: хозрасчет, самоокупаемость,
самофинансирование, механизм застоя, экономические стимулы.

Формирование регулятивных и познавательных
УУД:

 Выполнение интерактивных заданий:

 https://learningapps.org/watch?v=poj533t9j21

https://learningapps.org/watch?v=pw3w8f6ra21

https://edu.skysmart.ru/student/doxomekalu

https://edu.skysmart.ru/student/fefesetime

Формирование регулятивных УУД:

1) выявляют экономические особенности,
плюсы и минусы экономики этого времени.

 2) прием «Незаконченное предложение»:

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

Меня воодушевило…

Формирование коммуникативных УУД:
высказать аргументированно свое мнение: «Эпоха Брежнева-период застоя или
развитого социализма?»

 Тема. Культурное пространство и
повседневная жизнь во второй половине 1960-х середине 1980-х гг.

Предметные результаты.

1.Охарактеризовать особенности
повседневной жизни советских граждан в 1960-х-начале 1980-х гг.

2. Назвать новые черты в искусстве данного
периода.

3. Рассказать о движении диссидентов.

Формирование познавательных логических
УУД: сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; анализ
понятий по теме с целью выделения в них существенных признаков: «диссидент»,
«интеллектуальное кино», «двоемыслие».

Формирование познавательных общеучебных
УУД: поиск дополнительной информации в Интернете, электронное тестирование.

Регулятивные универсальные учебные
действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста,
устного рассказа, сочинения), презентации; 2) на проведение самопроверки; 3) на
редактирование текста.

Основой для формирования регулятивных
универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий)

1.         Составить сложный план к теме:
«Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х
середине 1980-х гг.»

2.         Охарактеризовать советский
плакат 1970-х гг. на стр. 165 учебника по алгоритму.

3.         Составить презентацию на одну
из предложенных тем: «Театральные постановки 1960-1970-х гг.», «Триумф
советского спорта», «олимпиада 1980»

Формирование коммуникативных УУД:

1.         Написать рецензию на одно из
произведений советского искусства, названных в параграфе 37

 2. Привести аргументы в подтверждение и в
опровержение мысли  о том, что советская культура при Л.И. Брежневе развивалась
по инерции, заданной предыдущим периодом.

3. Поставить вопросы к тексту параграфа,
задать их одноклассникам.

Тема. Политика разрядки международной
напряженности

Формирование предметных результатов.

1.         Выделять признаки изучаемых
понятий: региональный – местный, относящийся к какой-нибудь определенной
области, региону

конфликт – столкновение, серьезное
разногласие, спор.

Пра́жская весна́— период либерализации в
Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым
секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на
расширения прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране.

Доктрина Брежнева или (Доктрина
ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и
общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х — 80-х годов.
Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран
Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы
обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального
социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР

Формирование личностных универсальных
учебных действий.

Как   ты относишься к событиям Пражской
весны?

 В чем   достоинства   и   недостатки
доктрины Брежнева?

Формирование коммуникативных УУД.

1)         Рассмотреть документ «Из статьи
Маршала Советского Союза Н. И. Крылова «Поучительные уроки истории» (30 августа
1969)»

 Какие внешнеполитические цели и задачи
были в этот период. Докажите свою точку зрения примерами.

2)         Какие события и решения во
внешней политике СССР можно назвать успешными? Какие неудачными? Ответы
аргументируйте.

3)         Приведены две точки зрения на
причины «застоя» в общественно-политической и экономической жизни СССР:

1. Отказ от реформирования системы был
вызван прежде всего тяжелой болезнью лидера Л. И. Брежнева.

2. «Застой» стал закономерным итогом
развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от
коренных реформ этой системы.

Какая из точек зрения представляется вам
более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента,
подтверждающих избранную точку зрения.

Формирование регулятивных УУД

Выполнить интерактивное задание по
ссылкам: https://learningapps.org/view6244944

https://learningapps.org/view4989351

https://learningapps.org/view22542169

Формирование познавательных УУД

Общеучебные умения.

1)         Используя дополнительный
материал, оцените влияние на развитие внешней политики министра иностранных дел
в 1957-1985 гг. А.А. Громыко. Каковы главные результаты его деятельности?

2)         Напишите пропущенное понятие
(термин).

А) Политика, направленная на снижение
агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического
лагерей, проводимая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., получила название
«период ______».

Б) Документ, оформивший создание военного
союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР —
________                     В) _________ — сформулированное западными
политиками и общественными деятелями обозначение внешней политики СССР с
середины 60-х до начала 80-х годов XX века по отношению к социалистическим
странам.

Составить хронологическую таблицу событий
внешнеполитической деятельности СССР в данный период

Период с середины 1960-х годов, когда в 1964 году во главе коммунистической партии и государства встал Леонид Ильич Брежнев, до середины 1980-х годов, когда сначала в 1986 году на двадцать седьмом съезде партии и потом в январе 1987 году на пленуме был взят курс на перестройку, широкие реформы, получил название эпоха застоя. Поскольку большую часть этого времени руководителем партии официально являлся Брежнев, этот период чаще связывается именно с ним.

Происхождение термина “застой”

Считается, что впервые применительно к этому времени сам термин застой был употреблен в 1986 году новым руководителем коммунистической партии Михаилом Сергеевичем Горбачевым в докладе на двадцать седьмом ее съезде. Он отметил, что в последние годы в разных сферах жизни государства стали замечаться застойные проявления.

Впоследствии в годы перестройки при проведении достаточно радикальных реформ в многих сторонах государственной политики и потом уже после распада Советского союза термин застой стал чаще использоваться в идеологическом смысле для обоснования необходимости внесения сильных изменений по сравнению с этим периодом, а также стал наполняться отрицательным оттенком в целях пропаганды соответствующего отношения к тому времени. Хотя данный термин употребляется в науке, он в значительной степени был распространен публицистикой.

Основанием для введения этого обозначения можно считать достаточно высокую степень стабильности в разных странах государственной жизни: не было бурных внутриполитических событий, социальная обстановка по большей мере отличалась спокойствием.

застой ссср

Состояние экономики в застойный период

Обычно в целом характеристика экономики в этот период отличается неоднозначностью. Указываются как достаточно заметные достижения и успехи в этой сфере, так и проблемы.

Например, за эти годы было возведено большое количество новых населенных пунктов, городов и селений, объектов системы здравоохранения, больниц и поликлиник, построено много новых школ, высших учебных заведений, спортивных объектов, стадионов, формировалась энергетическая и транспортная инфраструктура страны, осваивалась атомная энергетика, проводилось метро в новых городах, сельское хозяйство было обеспечено комбайнами и тракторами, строились здания для культурных мероприятий, новые промышленные объекты, фабрики и заводы.

С другой стороны, обычно в науке считается, что постепенно обозначалось технологическое отставание промышленности от наиболее развитых в этом отношении капиталистических стран, увеличивалась зависимость экономики от продажи природных ресурсов, в первую очередь, нефти, государство в больших количествах покупало продукцию сельского хозяйства у других стран, снижалась эффективность производства, что обычно, как считается в науке, связывается с эпохой застоя в СССР.

Положительные явления

По статистике в 1980 году в Советском союзе были самые высокие среди европейских стран и на втором месте среди всех государств мира показатели объемов производства продукции в промышленности и в сельском хозяйстве. Некоторые отрасли промышленности имели особенно заметные достижения, например, выпуск цемента, тракторов.

С 1966 года в стране было введено всеобщее среднее школьное обучение. По количеству специалистов, закончивших высшие учебные заведения, Советский союз занимал ведущие позиции среди мировых стран. Считается, что в научной сфере в разных отраслях достигались успехи. В эти годы было развернуто масштабное строительство жилья. Было введено в эксплуатацию около одного миллиарда шестисот миллионов квадратных метров жилых помещений. Это позволило дать жилье примерно ста шестидесяти двум миллионам человек. Плата за квартиру в целом составляла около трех процентов доходов семейного бюджета. Проводилось масштабное строительство транспортной и энергетической инфраструктуры.

времена застоя

Проводилась работа по улучшению состояния и плодородия почв, например, насыщение их известью, проведение ирригационной системы, насаждение лесных посадок (около одного миллиона гектаров в год). Реальные доходы населения возросли. Демографическая ситуация была стабильной, шел процесс роста численности жителей страны. Значительно увеличилось производство и использование электрической энергии.

Стагнация экономики

Главной проблемой экономики того времени в науке считается снижение показателей по темпам ее роста, что обозначается как стагнация. Заметным считается не такое быстрое развитие по сравнению с некоторыми капиталистическими государствами в таких отраслях, которые требовали применения последних разработок в научной сфере.

Также одной из проблем считается необходимость повышения производства продукции сельского хозяйства. Урожайность его по сравнению с некоторыми капиталистическими странами была ниже. Для решения поставленных задач разрешалось иметь приусадебные земельные участники в деревнях и селах и вести на них работы. Была принята продовольственная программа. Однако государство вынуждено было покупать продукты сельского хозяйства у других стран.

Усиление товарного дефицита

Еще одной экономической проблемой этого периода, называемого в науке временами застоя, считается периодическая нехватка для удовлетворения спроса товаров как широкого народного потребления, так и более дорогой и пользующейся меньшей востребованностью продукции (например, произведений крупных промышленных предприятий).

Это обычно в науке объясняется особенностями административно-командной экономической системой. При ней именно составленный государством план производства продукции определяет все нормы, характеристики, в том числе объемы производства. Если в рыночной экономике обычно дефицит товаров не возникает вследствие реакции рынка, производителей на определенный объем спроса, то при командной экономике он может не учесться в полной мере.

застойные времена

Также при плановой экономической системе производители не заинтересованы в повышении качественных характеристик продукции, улучшении обслуживания, заботе о рекламе, привлекательном дизайнерском оформлении.

Попытки реформ

Во второй половине 60-х годов XX века в стране проводились мероприятия в сфере экономики, направленные на стимулирование заинтересованности предприятий и рабочих в повышении качества продукции, рост темпов производства, увеличение производительности труда, внедрение более передовых научных технологий.

Эти реформы проводились под руководством и по предложению председателя совета министров государства Алексея Николаевича Косыгина, поэтому получили в науке обозначение косыгинские реформы. Их суть состояла в повышении хозяйственной самостоятельности фабрик и заводов, снижении роли плана, уменьшении степени централизации административного управления, большем внимании к таким экономическим показателям, как рентабельность, реализация.

Эти реформы, согласно приводимым в науке статистическим данным, привели к более высоким экономическим показателям. Впоследствии эти реформы перестали проводиться. Иногда выдвигается мнение, что они в принципе не меняли экономическую систему, при этом использовали некоторые свойства рыночной экономики, что в условиях административной вело к трудностям их применения, с чем иногда связывается свертывание реформ.

Развитие нефтегазового комплекса

В течение двадцати лет с середины 60-х до середины 80-х годов добыча и продажа другим государствам нефти увеличилась почти в три раза, доход от этого вырос почти в двадцать раз и к 1985 году составлял почти тринадцать миллиардов долларов. Это во многом было связано с открытием и разработкой нефтяных месторождений в Сибири. В этот период также значительно возрос уровень получения природного газа, почти в шесть раз. Деньги от продажи этих ресурсов, как правило, использовались для решения экономических проблем дефицита товаров и закупок продуктов сельского хозяйства.

Внешняя и внутренняя политика периода застоя

В период так называемых в науке застойных времен происходило усиление контроля партийного аппарата над разными сферами общества, особенно над так называемым инакомыслием. Это означало завершение предыдущего времени, названного оттепелью, когда деятельность интеллигенции менее строго регламентировалась.

В 1970 году с должности редактора периодического издания «Новый мир» был уволен Александр Трифонович Твардовский. В ответ на действия властей интеллигенция организовала так называемое диссидентское движение, с которым государство боролось. Однако масштабы мер против диссидентов были не слишком большими, по ряду показателей меньшими, чем в период оттепели. Также в этот период были сделаны попытки реабилитировать Сталина.

В отношениях с США и государствами Западной Европы были достигнуты определенные соглашения в проведении так называемой политики разрядки. Например, подписаны договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений.

В отношениях со странами так называемого социалистического лагеря проводилась политика вмешательства в их внутренние дела в случае попыток этих государств менять политический курс. В русле этого подхода в 1968 году в Чехословакию вступили войска стран варшавского договора. Советский союз продолжал оказывать помощь социалистическим режимам и политическим силам (во Вьетнаме, Анголе, Никарагуа, Афганистане).

Что происходило в обществе?

Руководство государства, с одной стороны, следило за произведениями культуры в разных сферах (например, за кино, литературой) с целью контроля за их идеями, соответствия официальной идеологии, с другой стороны, принимало меры для обеспечения условий разного характера (социальных, бытовых и других) для культурной жизни в стране. В самом обществе новыми явлениями в науке считается формирование диссидентского и правозащитного движений.

Рост смертности и алкоголизма

Согласно официальным данным, в этот период шло увеличение показателей по смертности населения и употреблению спиртных напитков. Государство принимало меры по борьбе с алкоголизмом путем профилактики, уменьшения объемов производства крепких спиртных напитков и взамен них выпуска менее крепких напитков.

  • Сочинение на тему про себя
  • Сочинение на тему природные катаклизмы
  • Сочинение на тему природные красоты
  • Сочинение на тему приход осени
  • Сочинение на тему приходилось ли вам одерживать победу над собой