Предлог
Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:
пространственные;
временные;
причинные.
Непроизводные и производные предлоги
Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.
Предлоги:
напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;
благодаря дождю, несмотря на болезнь.
Самостоятельные части речи:
Наречие:
живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду
Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.
Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.
Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).
Морфологический разбор предлога
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.
Союз
Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).
Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы делятся на три группы:
Соединительные: и; да (в значении и); не только… но и; как… так и;
Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;
Разделительные: или; или… или; либо; то… то; не то… не то.
Части некоторых союзов (как… так и, не только… но и, не то… не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.
Морфологический разбор союза
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Частица
Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
Формообразующие частицы
К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.
Отрицательные частицы
К отрицательным относятся частицы не и ни.
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.
Значение частицы не
Отрицательное значение.
всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.
отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
Положительное значение.
Товарищ не мог не помочь мне.
Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.
Значение частицы ни
Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
Ни с места! Вокруг ни души.
Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет.
Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.
Модальные частицы
К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:
Вопрос: ли, разве, неужели
Указание: вот (а вот), вон (а вон)
Уточнение: именно, как раз
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти
Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:
Восклицание: что за, как
Сомнение: вряд ли, едва ли
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
Смягчение, требование: -ка
Морфологический разбор частицы
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Междометие
Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.
Другие заметки по русскому языку и литературе
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Сочинение на лингвистическую тему для 9 класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Сочинение на лингвистическую тему для 9 класса
-
2 слайд
Описание слайда:
Сочинение-рассуждение
Чем деепричастие отличается от причастия? Этим вопросы задаются многие ученики и любители словесности, возможно, и те, чья профессия связана с редактурой текста. -
3 слайд
Описание слайда:
Чем деепричастие отличается от причастия?
Деепричастие как причастие в русском языке приято считать особой формой глагола, хотя это отчасти может показаться и неверным решением. -
4 слайд
Описание слайда:
1.
Во-первых, деепричастие не изменяется в отличие от глагола и причастия, и не имеет окончания. Этим деепричастие близко наречию: «Соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства)». Причастие имеет признаки глагола и прилагательного. -
5 слайд
Описание слайда:
С точки зрения корневого значения деепричастие,
как и причастие, несет идею процессуальности, действия, но все же имеет другую семантику как слово: «Добавочное действие при основном». Деепричастие всегда имеет зависимое слово, от него можно поставить вопросы: Делая что? Сделавши что? Причастие само зависит от существительного или местоимения, образуя словосочетание по типу «Согласование», деепричастие всегда входит в словосочетание по типу «Примыкание». -
6 слайд
Описание слайда:
Так как деепричастие по форме схоже с наречием,
то на конце слова у него всегда суффиксы, окончания нет. Суффиксы указывают на залог и переходность, по вопросу также можно определить вид, как и у глагола. У причастия всегда есть окончание. -
7 слайд
Описание слайда:
В предложении
деепричастие и обороты с ним всегда выделяются на письме кроме фразеологизмов, подчеркиваются как обстоятельство. Тогда как причастие по форме схоже с прилагательным и подчеркивается как определение, причастие может не выделяться запятой, если стоит перед определяемым словом. -
8 слайд
Описание слайда:
Так и деепричастие, и причастие –
это особая форма глагола, которые сочетаются в себе признаки двух частей речи, в стилистике чаще всего употребляются в художественном и научных стилях. -
9 слайд
-
10 слайд
-
11 слайд
Описание слайда:
Хорошего дня!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 344 человека из 65 регионов
- Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация к уроку русского языка «Письмо» (5 класс)
-
Сочинение-описание. Картина «Орлово из детства»
-
Пример сочинения-рассуждения для 11 класса
-
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
-
Презентация «Подготовка к изложению по тексту К.Г.Паустовского «Музыкальная шкатулка»
-
Презентация к уроку «Строчная буква ы»
-
Презентация к уроку русского языка
-
Статья «Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Открытый
урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Автор:
Саттарова Раушания Салимьяновна
Тип урока: усвоение
новых знаний.
Цели
урока:
дать понятие о причастии, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у
школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей
обучения.
Задачи
урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать причастие от других частей речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и
заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Структура
урока:
1. Организационный
этап.(1 мин.)
2. Актуализация
знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)
3. Фаза
урока «Вызов» (6 мин.)
4. Фаза
урока «Осмысление» (7 мин.)
5. Закрепление
(15 мин)
6. Фаза
урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)
7. Информация
о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.(2 мин.)
Ход
урока
1. Организационный
этап:Слайд 1
Слово
учителя: Доброе
утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем
хорошего дня начинаем наше занятие.
— Ребята, откройте
тетради и запишите дату.
2.
Актуализация знаний.Постановка учебной
задачи.
— Вам знакома
империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните,
в какой стране проживают части речи? (Морфология)
— Верно. Сегодня
мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. Пока тему
урока отметьте — «Морфология», а часть речи допишем позже.
— Какие цели вы
сегодня поставите перед собой? Слайд 2
— Обратите
внимание на экран. Слайд 3. Перед
вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой
хранится в Третьяковской галерее.
— Я уверена в
том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?
Возможные
ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины,
получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже
получал плохую отметку.
— А сейчас, чтобы
не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать
на уроке.
— Ребята, перечислите
все существительные, которые видите на этой картине:
1. Существительные:
мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед,
…
2. Числительные:
одна, два, один, четыре, …
3. Местоимения:
он, она, они, его, ему, ей,…
4. Наречия: светло, грустно, весело,
печально,…
5. Прилагательные: большой, маленький,
светлый, красный, белый, …
6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит,
смеется, думает, играет, висит, виднеется,…
— Умницы! Очень хорошо!
3.
Фаза урока «Вызов»
А сейчас запишите
в тетради несколько глаголов по картине:
Стоит
Сидит
Смотрит
Думает
Играет
Лежит
Висит
Катается
— На какие вопросы
отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
Теперь образуйте
от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что
делающий?».
Стоит – стоящий (мальчик)
Сидит – сидящая (мама)
Смотрит – смотрящая
(сестра)
Думает – думающая(девочка)
Играет – играющий (братик)
Лежит – лежащий (ковер)
Висит – висящая (картина)
Катается –
катающийся (мальчик)
— Замечательно! Вот
мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая
часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение
месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.
Допишите тему
нашего урока! (Морфология: причастие)
4.
Фаза урока «Осмысление»
— Как вы думаете,
название этой части речи на что-то намекает, как оно образовано?
При-част-и-е
Возможные
ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит
при какой-то части речи; и т.д.
— Владимир
Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу».
На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.
Посмотрите
на этот рисунок.Слайд 4
Глагол
Прилагательное
Причастие
Как можете
объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)
Почему папа — глагол?
Почему мама — прилагательное?
Ответы
учащихся:
потому что причастие образуется от глаголов и отвечает на вопрос
прилагательного «какой?».
— Мы похожи на
своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства
характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.
Игра в
мячик .Слайд 5
У
меня в руках мяч.Назовите признаки этого мяча.
(К
доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)
по
форме – круглый;
по
величине – большой, маленький;
по
материалу — резиновый, пластмассовый;
по
назначению — футбольный,теннисный.
—
Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
Учитель
передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия
(учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх,
передает кому-либо и т.д.).
—
Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший,
пойманный, катившийся, прыгающий…).
—
Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета — постоянные или
временные — они называют? Слайд 6.
СДЕЛАЕМ
ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся
во времени, он не является постоянным.
— Ребята, на
основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы
учащихся)
Запишите в тетради
определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак
предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».
5.
Закрепление:
Творческое
задание (устно): Слайд 7.Перед вами
(на доске) причастия. Ваша задача — раскидать их в две корзины. Для начала
внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно
разделить?
Решившая, любящий,
бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая,
закричавшие.
Решающая —
решившая,
любящий — любивший,
бросающая —
бросившая,
рисующий — нарисовавший
кричащие — закричавшие
— И по какому же
признаку вы решили разделить причастия на две группы?
Возможные
ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на
вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.
— У какой части
речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?
Возможные
ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают
на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.
Сделаем
вывод:
Значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный.
Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных
причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)
Творческое
задание (письменно): Сайд 8.Используя
причастия, составьте словосочетания со словами:
Вермишель (сорт
лапши)
Фасоль (вкусная
фасоль, белая фасоль, черная фасоль)
Бандероль
(посылка)
Вуаль (легкая
прозрачная ткань)
Моль (небольшая
бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зёрен и
растений)
Кольраби (капуста)
Салями (колбаса)
(Это задание будет
очень полезным, потому что род, вышеперечисленных слов,учащиеся часто неправильно
определяют).
Проверка (учащиеся
читают по одному словосочетанию).
Молодцы. Сайд 9.Сейчас, ребята, возвращаемся к картине
нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей
речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!
(Образец:
висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся
на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола
мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)
Замечательно! А
сейчас подведем итоги нашего урока.
6.
Подведение итогов урока:Сайд
10.
Рефлексия: Что
нового вы узнали сегодня?
Что такое
причастие?
Какие признаки
причастия запомнили?
Как вы думаете,
какова роль причастий в речи?
Какое впечатление
произвела на вас картина «Опять двойка»?
Домашнее
задание:
Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.
Выставление
оценок. Слайд 11.Урок окончен,
спасибо за активное участие! Помните: «Грамотным быть всегда модно!»
Причастие как
особая форма глагола
Цель:
— познакомить обучающихся
с определением и грамматическими признаками причастия;
— формировать
умения отличать причастия от прилагательных.
Оборудование: учебник,
учебные тексты.
Тип урока: урок изучения
нового материала.
Вид урока: урок – лекция,
беседа.
Методы обучения: наглядный,
поисковый, последовательный.
ХОД УРОКА
I.
Организационный этап:
— приветствие;
— проверка
присутствия обучающихся на уроке;
— проверка
готовности обучающихся к уроку.
II. Целевая ориентация:
— доведение до обучающихся темы и
урока и общей цели урока.
III. Актуализация
опорных знаний:
1. Беседа (обобщение и
систематизация ранее полученных знаний об изученных самостоятельных частях
речи):
— какая часть речи
называется глаголом?
— каковы его
морфологические признаки?
— что такое
прилагательное?
— каковы основные
грамматические признаки имени прилагательного?
— какую роль
выполняют глаголы, прилагательные?
IV. Формирование
новых понятий и способов действия:
1. Слово учителя:
— Сегодня на уроке
мы познакомимся с удивительным феноменом грамматики — причастием, о котором М.
В. Ломоносов говорил так: «Они служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу».
— Какую же силу
имени и глагола заключает в себе причастие?
Учитель:
— Для начала
определим значение причастия и его грамматические признаки.
— Причастием
называется форма глагола, которая имеет свойства глагола и прилагательного,
например: читающий (мальчик), читавший (мальчик).
— Причастие
имеет следующие свойства глагола:
— время (настоящее и
прошедшее), например: читающий мальчик (который читает) – настоящее время;
читавший мальчик (который читал) – прошедшее время;
— вид, например: читавший
книгу мальчик (который читал) – несовершенный вид; прочитавший книгу мальчик
(который прочитал) – совершенный вид;
— возвратную
форму, например: умывающийся мальчик (который умывается).
— Причастие
имеет следующие свойства прилагательного:
— отвечает на
вопрос (какой?) и обозначает признак предмета, например: читающий
мальчик (какой?), разлившаяся река (какая?);
— изменяется по
родам, числам и падежам и согласуется с существительным, например: читающий
ученик, читающая ученица, читающее дитя; читающие ученики, ученицы, дети;
читающего ученика, читающему ученику и так далее.
— Но мы должны
помнить, что причастие, как и другие глагольные формы, могут иметь при себе
зависимые слова, например: читающий книгу (ср. читать книгу), гуляющая в саду
(ср. гулять в саду). Причастие вместе с зависимыми словами образует причастный
оборот. Если причастный оборот стоит позади определяемого слова, то он
отделяется запятой, например: 1) У окна сидит мальчик, читающий книгу (ср. У
окна сидит читающий книгу мальчик). 2) Девочка, гуляющая в саду, что-то пела
(ср. Гуляющая в саду девочка что-то пела).
V. Формирование
навыков умственного труда (закрепление):
Слово учителя:
— Для закрепления полученных
знаний выполним ряд упражнений.
Упражнение № 1
(в тетради обучающиеся записывают
текст под диктовку)
Задание к тексту:
— Прочитайте ещё раз, записанный
вами текст под диктовку, и укажите однокоренные прилагательные и причастия.
Выпишите их парами вместе с существительными, которые они определяют, и укажите
грамматические признаки.
Образец:
1) Красные ягоды – прилагательное,
множественного числа, именительного падежа; краснеющие ягоды (которые краснеют)
– прилагательное, множественного числа, именительного падежа; настоящего
времени, несовершенного вида.
Текст
На полянке всюду
виднелись красные ягоды земляники. Ярко выделялись краснеющие в траве ягоды. На
горизонте показалось тёмное облако. Море, потемневшее перед грозой, глухо
шумело. Над площадью пролетели белые голуби. Вдали показались горы, белеющие на
фоне голубого неба. На авиационных линиях работают смелые и мужественные люди.
На льдине были медвежата, осмелившиеся подойти к жилищу людей. Стоячая вода
гниёт. Стоящая по обеим сторонам дороги публика приветствовала высоких гостей.
Упражнение № 2
(можно несколько предложений, из
диктуемого текста, записать заранее на доске и объяснить обучающимся, что
необходимо сделать со следующими предложениями, записанными под диктовку в
тетрадь)
Задание к тексту:
— Выделенные причастные обороты в
нескольких предложениях, в виде образца, записанных на доске, необходимо поставить
позади существительных, с которыми причастия согласуются. Расставьте правильно
запятые и подчеркните причастные обороты.
Текст
Пример: Строящиеся у нас заводы
оборудуются самыми лучшими станками. – Заводы, строящиеся у нас,
оборудуются самыми лучшими станками.
Тишина прерывалась долетавшими
издали звуками. Перед глазами поднявшихся на гору
альпинистов открывался чудесный вид. Грозно потемневшее небо
освещалось вспышками молний.
VI. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Беседа:
— что называется
причастием?
— от какой
самостоятельной части речи образуется причастие?
— что общего у
причастия с прилагательным и глаголом?
2. Заключительное
слово учителя:
— Итак, сегодня вы
узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и
признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике
называются причастиями. Они образуются от глаголов и сохраняют некоторые их
признаки. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.
VII. Домашнее
задание
Урок
на тему «Причастие как особая форма глагола»
Цели: определение
роли причастия в предложении; различать
смысловые оттенки причастий.
Задачи:
—
Формировать умения определять причастие в
предложениях.
—
Развивать умение находить причастия в тексте и характеризовать их.
-Воспитывать
интерес к изучению русского языка .
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
Приветствие, оформление записи числа в
тетрадях.
2.Слово учителя.
Причастие —
это часть речи, которая обозначает признак предмета по
действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
какие? (что делающий? что делавший? что сделавший?)
Начальной формой причастия является форма именительного падежа
единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.).
Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает
признаки глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глагола и
обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный)
и несовершенного вида
(читавший,
волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого
оно образовано (взволнованный —
от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного
вида волновать).
Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для
причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший)
и настоящего времени
(слушающий).
Причастий будущего времени не бывает!
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что
и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся).
Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным
в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей
девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно
прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен,
рождённый — рождён.
Действительные причастия Действительное
причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие или
испытывает определенное состояние. Действительные причастия настоящего времени
образуются от основ глаголов настоящего времени переходных и непереходных
глаголов с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.): скакать
(I) — они скачут — скачущая лошадь;
ползать (I) — они ползают — ползающий
жучок;
дышать (II) — они дышат — дышащий полной
грудью;
стариться (II) — они старятся — старящие
лицо морщины.
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается
или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только
от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
(Учащиеся оформляют записи в тетрадь.)
3.Этап закрепления материала.
Задание 1. Найдите среди данных слов
причастие. (Ученики записывают
под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное
слово, доказывают, пользуясь правилом,
почему они выбрали именно его.) Стройка,
строящий, строили, постройка; передать, передавая,
передаваемый, передали; двигает, движимый,
двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка,
выпиливать.
Задание 1. Найдите среди данных слов
причастие. (Ученики записывают
под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное
слово, доказывают, пользуясь правилом,
почему они выбрали именно его.) Стройка,
строящий, строили, постройка; передать, передавая,
передаваемый, передали; двигает, движимый,
двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка,
выпиливать.
Задание 1.
Найдите среди данных слов причастие. (Учащиеся записывают под диктовку группы
слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему
они выбрали именно его.) Строительство,
строящий, строили, постройка; передать, передавая, передаваемый, передали;
двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
Задание
2.
Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.
1. По небу двигается
тонким колесом позолочённый круг луны. 2. Солнце вызолотило крыши домов. 3. Аня
сильно испугалась, увидев такого большого человека. 4. Испуганные внезапным движением
птицы поднялись в воздух. 5. Бреду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень.
6. В этом году парк особенно разросся. 7. Глядел я на зелёный лес, дышащий
прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.
— Определите время
причастий.
— Выпишите причастия вместе с
существительными, к которым они относятся
4.Домашнее
задание: прочитайте в учебнике тему «Причастие» (Русский язык:учебник для
сред.проф.образования/Антонова Е.С.,Воителева Т.М.-М.:Академия,2014, стр.201-210);
сделайте опорный конспект; выполните упражнение № 121, № 123