Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

Инфоурок русский язык презентациипрезентация к урокам русского языка корни с чередованием описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к урокам русского языка «Корни с чередованием»

Корни с чередованием

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Корни с чередованием

    Описание слайда:

    Корни с чередованием

  • 2 слайд

    Что здесь происходит?Я не понимаю!

    Описание слайда:

    Что здесь происходит?
    Я не понимаю!

  • 3 слайд

    В современном русском языке чередованиям типа  -гар-//-гор- найти объяснение

    Описание слайда:

    В современном русском языке чередованиям типа 
    -гар-//-гор- найти объяснение невозможно. Поэтому они и называются историческими — «так исторически сложилось». 
    Чередования — это ситуация, когда одни единицы заменяют другие единицы того же уровня

  • 4 слайд

    именно во время формирования языка и появлялись чередования

    Описание слайда:

    именно во время формирования языка и появлялись чередования

  • 5 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 6 слайд

    Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В

    Описание слайда:

    Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем — с другой буквой.

  • 7 слайд

    Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с

    Описание слайда:

    Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок.

  • 8 слайд

    Буква зависит от суффикса А Чередуются: каса/кос, лага/лож. Если после корней

    Описание слайда:

    Буква зависит от суффикса А
    Чередуются: каса/кос, лага/лож. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прикасаться — прикоснуться, положить — полагать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

  • 9 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 10 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 11 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 12 слайд

    Буква зависит от соседней согласной В корне рас(т)/ращ/рос- пишется А перед С

    Описание слайда:

    Буква зависит от соседней согласной
    В корне рас(т)/ращ/рос- пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: растение, наращение – выросший, заросли, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов

  • 13 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 14 слайд

    Буква зависит от ударения и его отсутствия Это самая трудная часть правила. П

    Описание слайда:

    Буква зависит от ударения и его отсутствия
    Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких — А.
    Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим. 
    Без ударения А пишется в корнях зар, плав (ЗАРПЛАТ(в)А)
    (чередование зар/зор, плав/плов/плыв)

  • 15 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 16 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 17 слайд

    Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кк

    Описание слайда:

    Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар): гарь — выгореть, склон — кланяться.
    Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха.

  • 18 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 19 слайд

    Чередование Е и И Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если ест

    Описание слайда:

    Чередование Е и И
    Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А — пишется И, иначе — пишется Е. Главное — запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- 
    Исключения: сочетать, сочетание, протирка, задира. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

  • 20 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 21 слайд

    На что обратить внимание 1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласн

    Описание слайда:

    На что обратить внимание
    1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила.

  • 22 слайд

    2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими

    Описание слайда:

    2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение. Примерять платье — корень со значением «мерка», гласная проверяется ударением, примирять друзей — корень со значением «мир», гласная проверяется ударением, умирать, умереть — чередование в корне мер/мир, значение «смерть».  Корни слов горевать, клонировать, искоса не имеют ничего общего с корнями, имеющими чередование гор/гар, кос/кас, клон/клан. Подобных слов в языке около сотни.

  • 23 слайд

    3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато - золото и т.п

    Описание слайда:

    3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато — золото и т.п. Это тоже чередование букв в корнях, но такие корни не описаны в правилах о чередовании гласных, хотя гласные во многих таких парах безударны

  • 24 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 25 слайд

    Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной глас

    Описание слайда:

    Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке:
    с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
    непроверяемой;
    чередующейся.

  • 26 слайд

    Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • 27 слайд

    а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним.  2. Цв_ты

    Описание слайда:

    а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. 
    2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей.  
    3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. 
    4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. 
    5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. 
    6. Под золотом з_ри березовый лесок. 
    7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца.  
    8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало.  
    9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. 
    10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. 
    11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш.  
    12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой.

  • 28 слайд

    13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно об

    Описание слайда:

    13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х.
    14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! 
    15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. 
    16. И тогда из зар_слей орешника вышла большая белобокая собака. 
    17. За широким окном св_ркала под лучами снежная равнина. 
     18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. 
    19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. 
     20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • Сейчас обучается 344 человека из 65 регионов

Сочинение на тему пожар в лесу с корнями гор гар

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

  • Презентация «Виды подчинительной связи в предложении»

  • Тест по русскому языку на тему «Этимология слов»

  • Карточки по русскому языку

  • Урок русского языка «Что такое корень? Что такое однокоренные слова?»

  • Творческий проект по русскому языку 4 класс «Говорите правильно»

  • Презентация по русскому языку «Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы».» (2 класс)

  • Презентация по родному языку на тему «Наш родной русский язык» (5 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448846 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Диктант на тему лаг лож раст рост

Диктант на тему лаг лож раст рост

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «БУКВЫ О — А В КОРНЕ РАСТ — РОС»

Словарные диктанты

1. Выращенный, выросла, подросла, отрасль, водоросли, растение, растительный, Ростов, Ростиславль, взращенный, заросли, росток, подрастала, росточек.

2. Вырасти, подрастала, разрастаются, поросль, ростовщик, отрастить, возраст, нарастание, недоросль, разросшийся, прорасти.

Выборочный диктант

Распределить слова в два столбика:

а) с буквой а в корне;

б) с буквой б в корне.

Отрасль, разрастаются, взращенный, поросль, прорасти, Ростов, росточек, возраст, разросшийся.

Объяснительный диктант

Графически объясните написание а — о в корнях -раст- — -рос- .

Возраст ребенка, молодой росток, быстро выросла, домашнее растение, густые заросли, промышленная отрасль, выращенный в тепле, морские водоросли, скупой ростовщик, тропическая растительность, быстро повзрослеть, нежная поросль, выращу заботливо, быстро срослись, быстро повзрослеть.

Проверочный диктант

1. Город Ростов находится на берегу реки Дон.

2. Машиностроение — одна из промышленных отраслей.

3. Ребята спрятались в густых зарослях малины.

4. В саду подросли молодые росточки ежевики.

5. Кактусы произрастают в пустыне.

6. Высокое растение с пышными белыми цветами украшало наш сад.

Контрольные диктанты

Слова «расти», «растение», «возраст» лукавы: почему они пишутся через «ра», если их родные братья «рост», «рослый», «подросток» придерживаются буквы «о»? Может быть, это покажется легче объяснимым, если вы узнаете, что все они произошли от древнейшего праславянского «орсти». От него в русском языке образовалось «рости». Но позднее, когда центр русской языковой культуры оказался в Москве, московское «акающее» произношение стало общепринятым. И все слова, произведенные от рост-, в которых ударение падало не на слог ро-, стали произноситься, а потом и писаться «на московский манер». Те же родственные им слова, где ударение приходится на корень, не имели никаких причин измениться.

(По Л. Успенскому)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою, росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение многочисленных птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову)

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

Графические задания:

1. 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной.

2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

2. 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет берёза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.

Растет берёза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдёт еще несколько лет, и многие светлолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

А на опушке или поляне берёза проживёт долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

Графические задания:

1. Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.

2. 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.

2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Главная
  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • Диктанты по русскому языку. 5 класс
  • Диктанты по русскому языку. 5 класс. Тема: Буквы О — А в корне РАСТ — РОС

Распределительный диктант по теме «Буквы -о-/-а- в корнях ​ -кос-/-кас -, -гар-/-гор-, -раст-/-рост-, -лаг-/лож-​»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Повторим В корнях -КОС-/-КАС- , -ЛОЖ-/-ЛАГ- пишется буква А , если за корнем следует суффикс -а- ( кас а́ ться (но косну́ться ); излаг а́ ть (но изложи́ть ). В корнях -РАСТ-/-РОСТ- без ударения перед СТ и Щ пишется А ( вы́р а стить , ср а ще́ние ); перед С без последующего Т пишется О ( вы́р о с , вы́р о сший ). Под ударением в корне -ГОР-/-ГАР- пишем А ( наг а́ р ), без ударения пишем О ( подг о ре́лый ).

Ход работы В первую колонку выписываем слова с -О- в корнях, во вторую – с буквой -А- . Не забудьте выделить орфограмму!

-О- Приг О реть Кас А ться -А- Пример

Гореть разгореться приложение прорастать выгореть касательная слагаемые прикосновение отросток разложить прилагать

-О- Г О реть Разг О реться Прил О жение Выг О реть Прик О сновение Отр О сток Разл О жить Прор А стать К А сательная Сл А гаемые Прил А гать -А- Проверь себя

Оцени работу 0 ошибок – «5» ; 1-2 ошибки – «4» ; 3-4 ошибки – «3» ; Более 4 ошибок – работа не оценивается.

Задание №3 Выполнила студентка группы рла-17-1 руденко алина

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределительный диктант «Количественные и порядковые числительные», 6 класс

При разработке диктанта использован учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Русский язык, 6 класс.- 26-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 239 с.

Распределительный диктант «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Данный диктант позволит учащимся обобщить и систематизировать знания о написаниях гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Распределительный диктант

Распределительный диктан в 6 классе, по теме: «Правописание приставок пре-, при-.

Распределительный диктант по теме «Буквы а и о в корнях -кас-/-кос-, -гар-/-гор-, -зар-/-зор-». 6 класс

Включает в себя материал для диктанта и слайд для проверки.

Распределительный диктант по теме «Корни с чередованием» 6 класс

В презентации представлен краткий теоретический материал для повторения орфограмм в корнях с чередованием, языковой материал для диктанта, система оценки работ учеников.

Распределительный диктант для 5 класса по теме: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-«

Данный диктант обучающего характера направлен на актуализацию ипроверку знаний учащихся о правописании корней с чередующейся гласной. Распределительный диктант способствует развитию абстрактного .

Составить словарный диктант с чередованием гласных в корне слова с корнями лаг — лож рост — раст и другими?

Составить словарный диктант с чередованием гласных в корне слова с корнями лаг — лож рост — раст и другими.

Составить словарный диктант с чередованием О А в корне — гар — гор — , — лаг — лож — , — кас — кос — и — раст — ращ — рос — ?

Составить словарный диктант с чередованием О А в корне — гар — гор — , — лаг — лож — , — кас — кос — и — раст — ращ — рос — .

Составить словарный диктант по теме «правописание корней раст, ращ, рос, лаг, лож ; о — е после шипящих в корне» — 20 слов,?

Составить словарный диктант по теме «правописание корней раст, ращ, рос, лаг, лож ; о — е после шипящих в корне» — 20 слов,.

Составить 30 — 35 слов с корнями лаг?

Составить 30 — 35 слов с корнями лаг.

Лож, раст, рост и д.

Составить словарный диктант(15 словосочетаний) на тему «Гласные в корнях с чередованием»?

Составить словарный диктант(15 словосочетаний) на тему «Гласные в корнях с чередованием».

Составить словарный диктант с чередованием гласных в корне слова с корнями раст рос Плизззззззззззззззззззззззззз?

Составить словарный диктант с чередованием гласных в корне слова с корнями раст рос Плизззззззззззззззззззззззззз.

Напишите 25 слов с корнем лаг , лож , ращ , рост , раст?

Напишите 25 слов с корнем лаг , лож , ращ , рост , раст.

Составить словарный диктант с орфограммой «Чередование гласной в корне слова»?

Составить словарный диктант с орфограммой «Чередование гласной в корне слова».

20 слов с корнями чередования лаг лож раст и так далее?

20 слов с корнями чередования лаг лож раст и так далее.

Составить словарный диктант из 15 слов на тему «Чередующиеся главсные в корнях ЛАГ — ЛОЖ, РАСТ — РАЩ — РОС», «Правописание О — Е после шипящих в корне слова?

Составить словарный диктант из 15 слов на тему «Чередующиеся главсные в корнях ЛАГ — ЛОЖ, РАСТ — РАЩ — РОС», «Правописание О — Е после шипящих в корне слова.

НАПИШИТЕ ПРАВОПИСАНИЯ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ лож лаг рос ращ раст?

НАПИШИТЕ ПРАВОПИСАНИЯ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ лож лаг рос ращ раст.

На этой странице находится вопрос Составить словарный диктант с чередованием гласных в корне слова с корнями лаг — лож рост — раст и другими?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Пусть говорит, авось скажет что — нибудь важное. Тут же все звуки стихли. Буквально несколько десятков лет назад. Вдобавок мы имеем много привилегий. И вдруг всё изменилось. Они ведь могут погибнуть. Думаю, что история в конечном счёте поставит..

Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини.

1 да безопасная дорога 2напиши свой адрес и какая опасность тебя ожидает 3 а третий прости но я епонила.

Ребяча (сущ) слушали (глаг) увлекательный (прил) расказ ( сущ) о(предлог) звёздах ( сущ).

Имя существительное, глагол, прилагательное, имя существительное, союз, имясуществительное.

Итак : ) СЛОВОСОЧЕТАНИЯ : Видеть издалека ; Олимпийский чемпион ; Увлечённо говорить ; Очень интересный(? ) ; Тринадцатый посетитель ; Она красива ; Дом на набережной ; Близко от меня ; Посмотреть фильм ; Грамматическая основа ; Слово без приставки ..

На выставке были представлены картины, останки древних людей, скульптуры. Вика собирает коллекции монет, марок, фантиков. — Профессор, Вы пойдете на сегодняшнее торжество? — спросил студент — Василий, поскольку вы талантливый ученик, я поручу вам ..

(1) Отменяя господствующее в дворянском обществе деление бытовой жизни на области службы и отдыха, заговорщики хотели бы превратить всю жизнь в служение», и потому все виды светских развлечений встречали с их стороны суровое осуждение. (2)Декабристы..

(Пословица означает, что знания дают человеку возможность узнать всю глубину и красоту жизни, позволяют иметь больше возможностей, жизнь безграмотных людей, как правило тусклая и унылая проходит в бедности и тяжелой работе. ).

Тема урока: «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- ,-лож-,- раст-(- ращ-), -рос-»

3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

Оборудование : карточки

Перед началом урока учащиеся делятся на две группы, в каждой группе выбирается координатор.

Оценки учащимся выставляются после выполнения каждого задания в виде лепестка ромашки: 5 — красный, 4- желтый, 3 — зеленый. В конце урока подводятся итоги. Какого цвета больше, ту оценку и получает команда.

Словарно — орфографическая работа: «Угадай словечко»

В…т…ран, в…трина, те…итория, ми…ион, здра…твуйте, в…н…грет, профе…ия, р…машка, п…стух.

2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

По какому принципу слова распределены в две колонки?

3. Работа с таблицей

Ребята, какие виды корней с безударной гласной вы знаете. Заполните таблицу.

Запишите предложение и найдите главные члены предложения

Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.

Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)

Разберите слово располагался по составу

Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)

О чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?

4. Наблюдаем: от чего зависит написание?( работа по группам )

Предл а гать – предл о жить р а сти – выр а щивать

Сл а гаемое – сл о жить р а стение – зар о сли

Прил а гательное – прил о жение выр а сти – выр о с

Учащиеся вместе с учителем формулируют правило.

После чего координаторы каждой группы переходят в другую группу и объясняют правило.

5. Применение. Формирование умений и навыков.

(Работа проводится в группах)

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

Перепишите текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

Лет до ста р…сти нам без старости. 2.Тени л…жились по пыльной дороге. 3. Перед сном пол…гается чистить зубы. 4. Носильщики предл…гали свои услуги пассажирам. 5. Выр…сла я, липка, тоненькой и гибкой. 6. В садах и огородах выр…щивают культурные р…стения. 7. Изл…гайте свои мысли чётко и внятно .

6. Итог урока:

1. Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова. На какие группы делятся?

2. Расскажите о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.

3. Расскажите о правописании безударных непроверяемых гласных в корне слова.

4. Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне слова:

Правописание ЛАГ – ЛОЖ.

Правописание РАСТ – РАЩ – РОС.

Выставление оценок командам.

7. Этап рефлексии

Ребята, а сейчас я попрошу вас создать «ромашку настроения». Если у вас отличное настроение и вам очень понравился урок, то прикрепите зеленый лепесток, если настроение не изменилось в течение этого времени то прикрепите синий лепесток, если настроение стало хуже, то красный , а если вы затрудняетесь то тогда белый.

Спасибо за урок.

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар — гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар — зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением — а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением — о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением — только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак — мок — моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч — всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав — плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением — только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн — ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, — буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн — розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь — буква о Под ударением — а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) — рас(т) — ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) — буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение — о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст — буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак — скок — скач — скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением — о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением — не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) — блещ — блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и — перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип — леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. — ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением — и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила

В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
перед г пишется буква а,
перед ж – буква о:

В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
перед с пишется буква о,
перед ст, щ – буква а:

росли – растение – приращивание.

отрасль, росток, на вырост, ростовщик,

Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.

Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.

Вставьте пропущенные буквы.

Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.

Правописание чередующихся гласных «о» и «а» в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. 6-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления, внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А?

— в корнях -лож-лаг- в безударном положении пишется а перед г , буква о — перед ж : предпола гать, предполо жение.

— в корнях — раст-рос- в безударном положении пишется а перед ст, щ, в остальных случаях— о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав, отра сль.

— в корнях -кос-кас- в безударном положении пишется а, если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях -о: касаться- коснуться(нет а ).

— в корнях -гор- гар- написание гласного зависит от ударения. Под ударением пишется а , без ударения- о : зага р, заго рать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

№1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

№2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне.

холщОвый — в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.

  • запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл..жение, распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения, заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом . Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный — напряжённый, усиленный.

Бурно — резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

4.Определите тип речи. Слайд № 15

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание которых определяется правилом: «В корне -раст- рос- безударная а пишется перед ст, щ.» Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Трудно ли быть подростком?».
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о : сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и объясните написание.

Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-

Не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных, как и в кор­нях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р- .

В корне л а г- пишет­ся бук­ва «а» , если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , в осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся корень л о ж-, напри­мер:

test lag lozh 40274

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Правописание корней –ЛАГ-, -ЛОЖ, -РАСТ-, -РОС-. Повторение

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Предполагаемые результаты изучения темы:

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Внимательно прочитайте предложения. Какое задание должно быть к этим предложениям? (ответы учащихся: Спишите, исправляя, где нужно, ошибки)

1.На грядке вырасла капустка. Аквариум украшали редкие водорасли. Распологайтесь поудобнее!

2.Комнатные растения требуют специального ухода. Долажите о происшествии. Под высокими соснами поднималась молодая порасль.

3.Ранние овощи вырасли в теплице. Слажение выполнено неверно. Из земли уже показались первые росточки.

— Спишите предложения, исправляя ошибки, по рядам: 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд.

3.Определение темы и целей урока.

Выделите корни с ошибками. Как вы думаете, какая тема сегодня будет на уроке? Цель урока? ( Цель урока: закрепить знания и умения по изученной теме; развивать грамотную письменную речь; учиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне).

Давайте повторим правописание корней (выслушать 1-2 из ряда)

В безударном положение в корне – лаг- пишется а , в корне –лож- о : излагать, изложение.

В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишестя а: растение, выращу, росли.

Запомни! Искл.: Р о ст ок (р о ст очек), р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав; отр а с ль.

Объясните правописание корней, в которых допущены ошибки.

Выполните упражнение 441. Прочитайте задание, что нужно сделать?

Проверяем! Читаем, объясняем орфограмму в слове.

6.Физ.минутка. Упражнение-активатор “Печатная машинка”

Ребята, давайте отдохнем немножко. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на клавиатуре отрывка из стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.

Расти, расти, яблонька!

Росла, росла яблонька,

7. Творческая работа в парах.

Распределительный диктант. Подпишите свои листочки. Поставьте крестик в соответствующую строчку.

Излагать, Ростов, положить, изложение, прилагательный, отрасль, зарасти, расположение, предположить, предлагать.

  • Сочинение на тему позабытые в детстве слова
  • Сочинение на тему поздравление учителя с днем учителя 6 класс
  • Сочинение на тему поздравление учителя с днем знаний 6 класс
  • Сочинение на тему поздняя осень 6 класс краткое содержание
  • Сочинение на тему поздняя осень в лесу 5 класс 5 предложений