Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Чувство вины — это хорошо или плохо?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это поможет Вам раскрепостить свою фантазию и составить свой вариант эссе. Приятного просвещения!
Вариант 1
(406 слов) Чувство вины хоть раз в жизни испытывал каждый из нас. Кому-то оно помогает осознать ошибку и исправить ее, а кого-то это ощущение обременяет настолько, что приводит к трагическим последствиям. Поэтому у данного явления есть и хорошие, и плохие стороны. Чтобы подробнее узнать о них, рассмотрим литературные примеры.
Вспомним повесть А.С. Пушкина «Метель». Главная героиня полюбила бедного армейского прапорщика и не получила благословения от обеспеченных родных. Но влюбленные состояли в переписке и виделись тайком. В конце концов, прапорщик предложил избраннице побег. Она долго колебалась, но не смогла устоять перед соблазном. И все же накануне тайного венчания Марья тяготилась чувством вины перед родными. Она понимала, какую боль им причинит ее решение. И в своей комнате Марья залилась слезами, ведь ложь родителям была для нее настоящим грехом. В церкви героиня пребывала уже в беспамятстве и обмороке. Ее совесть настолько взбунтовалась против нарушения родительских заветов, что девушка даже не заметила, кто с ней обвенчался, и только после обряда обнаружила подмену. После этого ужасного открытия она вернулась домой и уже больше не заговаривала о браке с прапорщиком. Она две недели лежала в лихорадке после нервного потрясения. Чувство вины в ее ситуации сыграло положительную роль. Марья больше не повторяла своей ошибки и не покидала родню ради сомнительных приключений. В финале она встретила мужчину, кандидатура которого всех устроила и не вносила раздора в семью.
Однако бывает и так, что чувство вины приводит человека к сильнейшему нервному напряжению и роковым последствиям. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина стала жертвой своей совести. Она жила в атмосфере угнетения и злобы. Свекровь критиковала и упрекала ее без повода. Муж стремился сбежать из дома и во всем потакал деспотичной матери. Катерина была лишена любви, уважения и поддержки в семье. Вполне естественно, что она увлеклась другим мужчиной и захотела сбежать от постылой жизни. Однако верующая женщина очень стыдилась своего чувства, хотя оно было искренним и глубоким. Катерина мучалась от укора совести и во всем призналась мужу и свекрови. Кабаниха начала издеваться над ней еще сильнее, а Тихон по ее наущению избил жену. Катерина тоже не смогла себя простить. Она наложила на себя руки. На этот поступок ее натолкнуло именно чрезмерное чувство вины. Такие последствия обличают его вред для человека.
Таким образом, чувство вины помогает человеку работать над собой и избежать повторения ошибок. Но оно же может стать разрушительным явлением, способным нанести людям большой вред. Избыточная самокритика дестабилизирует самооценку личности и порой приводит ее к суициду. Во всем нужно знать меру, и чувство вины — не исключение.
Вариант 2
(409 слов) Чувство вины — это укор совести, который делает личность более нравственной и совершенной. Ошибаясь, он понимает, что не прав, и спешит решить созданную проблему. Но порой человек чрезмерно утрирует и искажает свое восприятие ситуации, возвеличивая свою вину до гигантских масштабов, что влечет за собой нервное потрясение или даже расстройство психики. Чтобы лучше разобраться в теме, вспомним примеры из литературы.
О том, что чувство вины очищает душу, писал А.С. Пушкин в произведении «Станционный смотритель». Дуня сбежала из отчего дома с проезжим офицером, посулившим ей хорошую жизнь в столице. Отец был очень обеспокоен ее поступком и отправился искать беглянку. Он хотел спасти одураченную девушку от соблазнителя, но обнаружил, что Минский имеет более серьезные намерения. Однако это отца не утешило. Он нашел дочь, но она упала в обморок, и Самсона вытолкали за дверь. С тех пор от Дуни он не получал ни весточки. От горя Самсон запил и вскоре умер. Спустя несколько лет на его могилу приехала богато одетая женщина с двумя детьми. Она рыдала и раскаивалась в своем преступном равнодушии по отношению к отцу. Чувство вины проснулось в ее душе, когда она сама стала матерью. И укор совести послужил ее нравственному преображению: она все-таки приехала мириться с родителем, но было уже слишком поздно.
Однако порой чувство вины порождает болезнь и крайнее истощение всех сил организма. Подтверждение этому мы находим в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала помолвку с Андреем Болконским. Понимая, что родители ее действия не одобрят, героиня согласилась на побег с возлюбленным. Однако план провалился: Марья Дмитриевна вовремя узнала об этом и заперла Наташу в комнате. Впоследствии беглянка узнала, что Анатоль хотел обмануть ее и воспользоваться ее наивностью. Он уже был женат на такой же несчастной девушке, которую он когда-то обесчестил. Наташа поняла, как сильно она ошиблась! Изменила жениху, опозорила себя и семью, чуть было не разрушила свое будущее. Под влиянием чувства вины героиня сильно заболела. Она перестала есть, впала в меланхолию, отказывалась от общения и веселого досуга. Доктора уже и не знали, как ее спасти, ведь силы убывали с каждым днем. Наташа с трудом смогла восстановиться и начать жизнь с чистого листа. Гипертрофированное чувство вины скорее навредило ей, чем помогло.
Таким образом, чувство вины помогает нам осознать свои недочеты и исправиться. Оно делает человека более ответственным. Однако раздувание укора совести до состояния нервного потрясения, которое ведет к образованию проблем со здоровьем, вредит людям, потому что может стать причиной болезни или даже смерти того, кто так утрирует свою вину.
«Метель»
Повесть «Метель» входит в цикл повестей, автором которых Пушкин указывает некого Белкина. Таинственно$сть и случайность составляют атмосферу этой пушкинской повести. Все здесь необычно и загадочно, хотя повествуется у самой, что ни на есть прозаической жизни. Тайна сохраняется до последней страниц повести, до последних ее слов. В неведении и непосредственные участники истории – жених, невеста, неожиданно обвенчана и ставшая замужней, «женатый жених», родители. В прозу деревенско-поместной действительности вторгся случай, но он же, как в последствии оказалось, все разрешил ко всеобщему$ удовольствию.
Итак, «жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р***». Были у него жена и дочь, семнадцатилетняя Марья Гавриловна, «стройная, бледная» девица$, считавшаяся богатой невестой. По соседству жил бедный армейский прапорщик Владимер. Естественно, они были друг в друга влюблены. Тут все складывается так, как обычно в романтических повестях, а часто и в тогдашней жизни. И дальше все идет обычным порядком: родители оказались жестокими и «$запретили дочери о нем и думать», затем следует рассказ о непременной переписке, о свиданиях, о клятвах в вечной любви, о сетованиях на судьбу и о различных предположениях. «Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воле жестоких родителей препятствуют нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» И так, план действий не без колебаний и надежд избран. Повествование о влюбленных развертывается в рамках строгой и сухо$й логики. Кажущаяся логичность поведения влюбленных все время подвергается сомнению, скрывающему книжность, игрушечность ситуаций, намерений и самих персонажей. Любовные волнения предстают в двух противоречащих друг другу ракурсах: влюбленные относятся к своим чувствам серьезно, как и их родители (иначе зачем им негодовать на «взаимную склонность»), но и расск$азчик подчеркивает как раз незрелость чувств.1
$
Марью Гавриловну не оставляют мечты о тайном венчании и родительском прощении. Она и Владимир надеются «бросится потом к ногам родителей». Но дальше в судьбу влюбленных вмешивается метель. «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием», «$Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».2Родители и природа оказывается, словно в заговоре против обручения Марьи Гавриловны с Владимиром.
Та же метель уклоняет и Владимира от правильной дороги. Против Владимира, как и Марьи Гавриловны, словно восстает сама матушка-природа: началось бессмысленное блуждание. Строгий план обернулся хаосом. Случай взял верх. Метель отодвинула от Владимира Жадрино не на пять, а на десять верст, и время приблизилось к рассвету. Наконец Владимир добрался$ до церкви и до двора священника. Но Марья Гавриловна уже была обвенчана с другим. Случай разрушил «разумные» предначертания г$ероев. Он вмешался в судьбу двух юных беспомощных влюбленных и разъединил их навсегда.
Владимир геройски погибает, Гаврила Гаврилович через несколько лет скончается, так и не узнав правды о побеге и тайном венчании. Марья Гавриловна станет «наследницей всего имения». И вокруг богатой невесты закрутятся женихи. Ее по-прежнему не оставляет романтические воспоминания. И теперь они осеняют все, что хранит память о Владимире$: «она берегла все, что могло его напомнить: книги им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее». Книжный романтизм, условность, навеянная литературой, становится формой переживаний: «Память его казалась священной для Маши», «несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в списке отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия».1
Но д$уша Марьи Гавриловны не умерла, и героиня жаждет счастья, как бы ни дорога была ей любовь Владимира и воспоминаний о нем, как бы ни сдерживала она чувства обетом верности. Весь тон повествования проникнут предчувствием близких перемен, касаемых участи героини. Но вот «в ее замке»$ явился «раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью…». Бурмин – рыцарь. Он посещает замок своей печальной дамы. Именно такого героя и ждала героиня. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего их связывает тайна. Потрясенная случившимся, гибелью Владимира$, перенесшая болезнь, героиня повзрослела и, хотя по-прежнему живет романтическими представлениями, уже не может не поверять рассудком ни своего чувства, ни отношения к Бурмину.
$Исчез безоглядный свободный порыв чувства, но Марья Гавриловна приобрела взамен умение владеть собой. За ним таится нечто новое. За хитростью скрыта жажда счастья, полнота чувств, испытываемых юной душой и овладевшей ею. Влюбленность перерастает в любовь. Героиня полюбила Бурмина. И женское сердце Марьи Гавриловны подсказывает ей $(как и опытному Бурмину), что они созданы друг для друга.
Однако ирония Пушкина не исчезает. Итог пространного объяснения Бурмина прост: «Я женат!». Настает ненужное объяснение. Бурмин-гусар говорит о «преступной проказе», о жестокой шутке и жестоком отмщении. В молодости Бурмина отличали ветреность, лихачество, гусарская удаль. Его ветреность чуть не стала непреодолимым препятствием к счастью героев. Оказывается, он тайно обвенчан с незнакомкой. Ею оказалась Марья Гаврило$вна. Спадает покров еще с одной тайны, преподнесенной жизнью. Незнаемая Бурминым жена – рядом.
Перед началом рассказа Бурмина Марья Гавриловна воскликнула: «Как это странно!». Однако странно ли?
На первый взгляд – да, странно. Но только на первый. Своевременная метель, удачный случай. Но случай ли только? Все, казалось бы, подвержено в повести случайности$: метель разъединяет влюбленных и соединяет супругов. Случайно заблудился Владимир, случайно очутился в незнакомой стороне Бурмин. Случайно обвенчалась Марья Гавриловна с заезжим гусаром и столь же случайно не стала женой Владимира. Случайно опоздал Владимир и случайно подшутил над провинциалкой гусар Бурмин. Н$е слишком ли много случайностей? Из-за досадного и нелепого случая из жизни Марьи Гавриловны уходит Владимир и случайно входит в ее судьбу Бурмин. Какое-то господство случайностей в повести! Их так много, что невольно приходишь к мысли, что через случайность просвечивает закономерность и неизбежность. Странное происш$ествие оправдывается характерами героев. Владимир неопытен, не в меру самодеян и опьянен пылким воображением. Марья Гавриловна живет книжными представлениями, к тому же, отважившись на отчаянный шаг, она слишком потрясена. Бурмин в ту пору – легкомысленный, беспечный, «ужасный повеса», не задумывающийся над содеянным. Нечаянная встреча Марьи Гавриловны и Бурмина предстает случайным стечением обстоятельств$. Случай становится выражением объективных законов жизни. И в ней обнаруживается более глубокая правда. Бедному ли армейскому офицеру Владимиру, которого родители Марьи Гаврило$вны «принимали хуже, нежели отставного заседателя», пристало жениться на богатой наследнице Марьи Гавриловны? Нет. Гораздо естественнее, если законным браком соединятся гусарский полковник Бурмин и состоятельная барышня. Такова правда действительности. И она пробивает себе дорогу, разъединяя и соединяя судьбы людей даже помимо их личных воль. Она испр$авляет ребяческие мечтания героев и все устраивает на свой настоящий лад. И в том, что Марья Гавриловна и Бурмин встретились и полюбили друг друга, торжествует не произвол, а радостная улыбка жизни. Когда-то Марья Гавриловна вскрикнула: «Ай, не он! не он!» Она ошиблась: это был «он». Так и произошло. Любовь героини и Бурмина оказалась возможной, потому что для нее нет неп$реодолимых препятствий.
Случай в «Метели» равен закономерности. Это только с виду он случай, а приглядевшись к нему, сразу распознаешь в нем неизбежность, которая вторгается в самые интимные непредсказуемые отношения людей. Конечно, Марья Гавриловна и Бурмин чувствуют взаимное влечение. Но разве не было его у героини и Владимира? Одноко метель разлучила романтических влюбленных, и благодаря ей в$ступила в законный брак Марья Гавриловна и Бурмин. Любовь же пришла к ним позже. И пришла потому, что оба – и Марья Гавриловна и Бурмин, — какие бы литературные они не играли, не выходят за рамки сложившегося уклада. Владимир идет против быта, против привычек среды, он надеется сам добиться счастья. Но это ему не удается. Его забывают ради Бурмина, который ничего не добывается и к которому счастье само плывет в руки.$ Марья Гавриловна и Бурмин думают, что между ними «непреодолимая преграда», но на поверку ее нет. И как бы ни казалась героиня похожей на романтических девиц, она все-таки обыкновенная и вполне здраво рассуждающая дворянская девушка. То, какой она хочет представить, совсем не совпадает с тем, какой ее видит и изображает Пушкин. Но оба героя, пройдя путь испытаний (Марья Гавриловна – смерть возлюбленного, Бурм$ин – войну), приобретают жизненно ценные качества, становятся зрелыми и умными. И судьба дарит им счастье. В их обыкновенной любви есть своя прелесть. Он$а не отмечается Пушкиным. Марья Гавриловна и Бурмин разыграли книжные роли, но остались обыкновенными людьми. В их вполне прозаическое бытие вошла своя поэзия, которой столь богата и на которую столь щедра живая жизнь.
Мудрая метель в повести Пушкина, всезнающей судьбы. Роль Метели в повести Пушкина – роль.
$
$
Песнь о вещем Олеге.
В основе баллады «Песнь о вещем Олеге» лежит запись о походе князя Олега в «Повести временных лет» Нестора. Жанр летописи предполагает четкую констатацию фактов, отсутствие авторской оценки событий. Пушкин же создает эмоциональн$ое стихотворное произведение, ставя иные задачи. Во-первых, его интересует неотвратимость и неизбежность рока, судьбы. Именно она, по мнению автора, настигает Олега, когда он бросает ей вызов.
Во-вторых, Пушкин ставит проблему скептического о$тношения к пророкам-волхвам. Почему же А.С. обращается к этой теме? Песнь «О вещем Олеге» была написана в 1822 году. Как раз в то время, когда юный поэт находится в южной ссылке (1820-1824 гг.), поводом, для которой послужили вольнолюбивые стихи и политические эпиграммы, распространявшиеся в рукописных вариантах. В этот период Пушкин испытывает дружеское участие Раевского Владимира Федоровича. Присутствует на заседаниях Союза Благоденств$ия. Знакомится с Пестелем, будущим главой декабристов, руководителем южного тайного общества.
Но еще в Петербурге, до ссылки на юг, по мнению пушки$новедов, Пушкин вел разгульный образ жизни молодого повесы и попал к цыганке, которая предсказала Александру Сергеевичу дальнюю дорогу. Таких перемен тогда ничего не предвещало. Но вскоре судьба поэта резко изменилась. Ему предстояло отбыть в ссылку на юг, и это лучшее из того, чем могла закончиться история влечения вольнолюбивой лирикой.
Итак, обратимся к тексту «Песни о вещем Олеге».
В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Ка$спийского моря, освободив землю от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и приданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военноначаль$ника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.
С дружиной своей, в цареградской броне;
Князь по полю едет на верном коне.1
Пушкин рассказывает о нем, как о былинном богатыре. Князь много совершал походов, но судьба берегла его.
Мы понимаем, что навряд ли авт$ора интересовала не столько судьба князя, а четко видим, что на первый план выходит тема неотвратимости судьбы.
Пушкин иронично называет Олега «вещим»:
Как ныне сбирается вещий Олег
$ Отмстить неразумным хазарам…
Пирует с дружиной вещий Олег
При звоне веселом стакане…2$
Затем Пушкин называет через волхвов «могучим»:
Волхвы не боятся могучих владык…
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?»
Олег не смог противостоять воле судьбы, поэтому эпитет из уст кудесника звучит так иронично:
$Запомни же ныне ты слово мое:
$ Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной суд$ьбе.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Олег был наказан, за то что упрекнул волхва и не поверил ему:
… Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня.
Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала – конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
Из мертвой главы гробов$ая змея,
Шипя, между тем выползала.
Рассказанная А.С.Пушкином легенда о славном князе Олеге, что у каждого своя судьба, и как бы ты не противился ей, она все равно тебя настигает, и то, что словами пророков нельзя пренебречь, потому что они не могут вещать по чьей-то в$оле, а только по воле небес.