Сочинение на тему положительные персонажи в комедии недоросль

1745 1792 в пьесе недоросль д.и. фонвизин сумел поднять важные проблемы воспитания не только отдельных личностей, но и

Фонвизин Денис Иванович

1745 — 1792

В пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин сумел поднять важные проблемы воспитания – не только отдельных личностей, но и гражданского сознания, и всего общества в целом.

Краткий и полный анализ пьесы помогают увидеть, как традиции классицизма были дополнены первыми чертами реализма и как воплощен замысел автора.

Годы создания — 1778-1782.
История создания — после трехлетнего пребывания во Франции Фонвизин загорелся идеей написать пьесу для театральной постановки. Автор вложил в нее приемы, которые увидел на сцене французского театра.
Жанр — комедия.
Направление — классицизм.
Основная идея — Пока Простаковы и Скотинины имеют власть, в стране процветают дикие нравы, а просвещение и культура ущемляются.
Тема — Критика системы воспитания и образования, деспотизма и злонравия провинциального дворянства.
Проблема — Важно, чтобы была преемственность лучших традиций между поколениями (Стародум – Софья), а семьи образовывались по любви и родству души, а не из-за материальных интересов (Софья – Милон).
Композиция — завязка – Софья получает письмо от своего якобы умершего дядюшки Стародума;
развитие сюжета — приезд Стародума и сватовство женихов к Софье;
кульминация — попытка похитить Софью для тайного бракосочетания;
развязка — у Простаковой отчуждаются права на управление имением.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Деспотизм, дикость и жестокость провинциального дворянства.

Проблема: Простаковы и Скотинины безграмотны, бездуховны и безнравственны, но обладают большой властью. Необходимо на государственном уровне отстранять их от власти и бороться с произволом.

2. Тема: Просвещение против дремучей безграмотности.

Проблема: Глупость отдельных помещиков настолько велика, что они не способны понять степень своей отсталости. Необходимо внедрять новую систему воспитания и обучения.

3. Тема: Построение семьи на основе уважения и любви, а не материальной выгоды.

Проблема: Софья становится приманкой для недостойных женихов после известия о наследстве. Лишь Милон способен оценить красоту души, ум и сильный характер Софьи. Он и становится ее мужем.

4. Тема: Государь как пример для подражания у подданных.

Проблема: Государь должен обладать умом, честью, нравственностью и создавать себе такое же окружение. Во власти нужны не искатели чинов и богатства, а люди, думающие о благе общества.

п.2. Идея и пафос

Общество должно измениться, начиная с дворянского сословия: именно в нем процветают жесткость и деспотизм по отношению к низшим сословиям, невежество, безнравственность и бездуховность. Люди, наделенные такими качествами и властью, становятся неуправляемыми, чинят произвол.

Но в пьесе есть и положительные герои, которые понимают, как и зачем нужно менять порядки в обществе. Это подчеркивает надежду автора на лучшее будущее.

п.3. Основные герои

Простакова — помещица-крепостница. Имеет жестокий нрав, постоянно срывает злость на муже и слугах. Единственная отрада – сын. Она пытается его обучать, наняв учителей, хотя является противницей образования. Позже хочет женить сына на воспитаннице, сироте Софье. В финале теряет имение из-за нарушения закона.
Простаков — муж Простаковой, тихий забитый человек, боящийся нрава супруги. Любит сына. Ничего не решает, не имеет собственного мнения, боится проблем.
Скотинин — брат Простаковой, воплощение «скотского» в человеке, грубый необразованный человек. Больше всего любит свиней. Даже жениться хочет ради увеличения поголовья. Отрицает необходимость развития и обучения.
Митрофанушка — 16-летний сын Простаковых, недоросль. Ленивый, глупый, ведомый, безразличный к своему будущему юноша. Отрада родителей, особенно матери, которая хочет женить его на Софье.
Стародум — дядюшка Софьи. Из-за своей честности отошел от карьеры военного, а позже – и придворного. Нажил капитал, работая в Сибири. Приехал выручать Софью от гнета недостойных людей. Герой-резонёр, отражающий нравственные ценности и убеждения автора.
Софья — племянница Стародума. Живет под опекой Простаковых до появления дяди. Из-за наследства становится завидной невестой, к ней сватаются и сын, и брат Простаковой. Взаимно влюблена в офицера Милона, который выбрал ее еще до истории с наследством. Умная, чувствительная, благородная девушка.
Правдин —государственный чиновник, приятель Стародума. Осуществляет проверку по поручению наместничества. Выявляет злоупотребления и отстраняет Простакову от управления имением.
Герой-резонёр, озвучивающий взгляды автора на власть, государство, справедливость и права человека.
Милон — офицер, избранник Софьи. Храбрый военный, желающий послужить отечеству. Предотвращает похищение Софьи, позже становится ее женихом с благословения дяди.
Еремеевна — кормилица Мтрофана, преданная семье Простаковых уже сорок лет. Ее постоянно втягивают в конфликты, ругают, относятся без уважения.
Цифиркин, Кутейкин, Вральман — нерадивые учителя Митрофана. Бывшие солдат, священник и кучер. Сдались после нескольких лет попыток научить Митрофана хоть чему-то.

п.4. Литературные приёмы

✓«Говорящие» фамилии и имена героев, раскрывающие суть их личности (Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья – «мудрость», Митрофан – «проявление матери» и т.д.)
✓Разные виды комических приемов, отражающие критику существующих порядков (ирония, сарказм, гротеск в речах Стародума).
✓Саморазоблачение героев через речь (самохарактеристика) – герои проговариваются о своих взглядах, убеждениях, замыслах.
✓Речевое поведение героев, которое отражает их натуру (грубость и хамство Простаковой, робость ее мужа, восторженность и утонченность Софьи и т.д.)

п.5. Конфликт произведения

В пьесе можно наблюдать яркий общественный конфликт.
Сватовство к Софье нельзя считать любовным конфликтом: нет интереса к ее личности, женихов волнует только приданое. При этом девушка влюблена в Милона, и это взаимно. Конфликт исчерпывается, когда Стародум дает благословение на брак.
Идейный конфликт в пьесе – это противостояние двух сил: дикой деспотичной Руси (Простаковы и Скотинин) и просвещенной прогрессивно мыслящей России (Стародум, Софья, Правдин и Милон). По авторскому замыслу, финал пьесы и наказание Простаковой символизируют, что справедливость восторжествует и в обществе установится новый порядок.

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была – фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже. Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год – дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений – это переработка французской комедии. После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания – подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, – воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии – это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой. Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Значение комедии «Недоросль»

Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином», и комедия «Недоросль», анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии «Недоросль» для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении – комедии Недоросль, написанной в 1781 году. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина. Главная проблема, которая поднимается в этой комедии – воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами. В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования. Фонвизин стремится доказать, что образованность – синоним счастья. Главный герой комедии – молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова – жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна – рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин – дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает. Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма, но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства – единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых. Присутствуют герои-маски: Софья – госпожа, Стародум – отец (хотя он не глуп!), он же – герой-резонер, Милон – герой-любовник, Митрофан и Скотинин – отрицательные женихи, Правдин – бог из машины. Нет здесь амплуа субретки. В пьесе, как и положено, пять действий: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову). Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше. В комедии присутствует множество говорящих фамилий: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д. Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

  • 5

    10 02 2021

    Текст добавил: FaYnO_TV

    Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» . Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» . «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник. Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  • 6

    10 02 2021

    Текст добавил: Modigamand

    –> Вторая половина XVIII в. отличается подлинным расцветом русской драматургии. В сложившееся ранее литературное направление начинают проникать произведения, не предусмотренные правилами классики жанра, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания. Среди этих новинок, прежде всего, оказалась так называемая общественная сатирическая комедия. Пожалуй, первым произведением этого направления можно считать «Недоросля». Эта пьеса неоднозначна, но все же основной целью произведения автор считает воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, личными стремлениями и долгом перед государством разрешается всегда в пользу последних. Таким образом, создается образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Нетрудно понять, что ближе всего и дороже всего автору именно они. Это легко заметить и по взглядам на жизнь самого Фонвизина, и по той особой теплоте, с которой проработаны эти герои. Именно они открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Значение положительных персонажей для Фонвизина обусловлено еще и тем, что с их помощью он может сказать своим современникам о наболевшем, о назревших проблемах, которые не позволяют молчать. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автора не оставляет надежда, что ситуация может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над Всей российской жизнью. Свои надежды на возрождение российского общества Фонвизин связывает с положительными героями «Недоросля». Вдохновенно, со всей пылкостью и жаром души писатель наделяет их максимумом положительных черт дворянина и прогрессивных идеалов. А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала»; «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума»; «… Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»; «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»; «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокоме-рия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого Квт нужного»; «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, Которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был автор. И те персонажи, которые наиболее близки сердцу автора, на «границах «Недоросля» являются воплощением и средоточием идеалов прогрес-

  • 7

    10 02 2021

    Текст добавил: Тётя Анеме

    Срочно!Сочинение на тему положительный идеал Д.И.Фонвизина в комедии “Недоросль” или “Идеальный герой Фонвизина”

    Ответы:

    Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» . Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» . «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник. Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  • 8

    10 02 2021

    Текст добавил: Morludor

    Образ Простаковой — большое достижение писателя. Создавая его, Фонвизин преодолел однолинейность в построении характера, показал, как окружающая среда воздействует на героя, оказывает влияние на его образ жизни, отношение к людям, взгляды на мир. Положительные герои «Недоросля» вызвали большое со­чувствие у современников Д. И. Фонвизина. В них узнавали луч­ших людей России. И все же сейчас эти герои кажутся слишком «правильными», слишком идеальными, не так живо написанны­ми, как Простакова и Еремеевна. И это не случайно, ведь просве­тители считали, что все добродетели заложены в человека по са­мой его природе, и следует только создать условия для их разви­тия. Однако реальная жизнь показала, что все гораздо сложнее, что в человеке заложены как добродетели, так и отрицательные каче­ства, что среда развивает одинаково все эти черты. Именно поэто­му положительные герои остаются оторванными от реальной дей­ствительности, схематичными, чуждыми живой жизни. Драматизм противостояния идеала и реальной жизни в коме­дии Фонвизина являет собой вечную проблему любого столетия, любой общественной формации. Как герои комедии не могут из­менить среды, в которой существуют, так и многие другие люди, пытающиеся изменить жизнь, людей вокруг, сталкиваются с не­пониманием, косностью окружающих, видят трансформацию сво­ей прекрасной идеи в какой-то уродливой форме. Положительные герои Д. И. Фонвизина не могут изменить жизнь, поскольку нахо­дятся как бы над ней, вне ее.[/sms]

  • 9

    10 02 2021

    Текст добавил: Fanny

    8 класс положительный идеал Фонвизина в комедии “Недоросль”

    Ответы:

    Фонвизин полностью отдавал себе отчет в том, что делал, писал свою комедию сознательно,проводил ею совершенно определенную и весьма злободневную политическую линию.Эта линия отчетливо выражена в положительных персонажах, и в особенности в главном из них – Стародуме , который является голосом самого автора, и в то же время возведен им на высоту образа идеального дворянина.Стародум находится в оппозиции екатерининскому режиму. Он выходит в отставку, ибо не может снести господствовавшего в служебных отношениях “неправосудия”.Стародум разделяет две эпохи (петровскую и екатерининскую), прямо противопоставляя одну другой. В образах Простаковых и Скотининых Фонвизин подверг резкой критике те отсталые массы дворян-крепостников, которые были классовой базой и опорой режима Екатерины – Потемкина.Речами Стародума , направленными против двора, он “уничтожил” самый этот режим.”Злонравным” дворянами неизлечимо больному екатерининскому двору противопоставлены в лице положительных персонажей “Недоросля” – Софьи, Милона, Правдина (младшее поколение) и Стародума (старшее поколение) – представители либерально-дворянского лагеря, носители добродетелей в духе передового просветительства, литературным пропагандистом которого был Фонвизин . Все это придавало “Недорослю” оппозиционный политический накал.Сам Фонвизин считал, что успехом “Недоросля” он был обязан больше всего “особе” Стародума. Но при всей своей исторической характерности и злободневной политической остроте образы Стародума и других положительных героев пьесы были лишены широкой художественной типичности. Наоборот, художественная действенность отрицательных персонажей продолжает сохраняться. Актуальность Стародума для России нисколько не потеряла себя, просто его стараются не замечать:как не было благонравия у дворян прошлых, так нет и у современных. А то, что продолжают смеяться над Простаковыми и Скотиниными, то только потому, что современные Скотинины выражаются нормальным языком, редко выставляют напоказ свою любовь к свиньям, а потому незаметны.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинение на тему полтава 7 класс по литературе пушкин карл петр
  • Сочинение на тему политические традиции
  • Сочинение на тему покорение сибири ермаком
  • Сочинение на тему полезное растение 6 класс
  • Сочинение на тему поиски и находки поэтов серебряного века