1745 — 1792
В пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин сумел поднять важные проблемы воспитания – не только отдельных личностей, но и гражданского сознания, и всего общества в целом.
Краткий и полный анализ пьесы помогают увидеть, как традиции классицизма были дополнены первыми чертами реализма и как воплощен замысел автора.
Годы создания — 1778-1782.
История создания — после трехлетнего пребывания во Франции Фонвизин загорелся идеей написать пьесу для театральной постановки. Автор вложил в нее приемы, которые увидел на сцене французского театра.
Жанр — комедия.
Направление — классицизм.
Основная идея — Пока Простаковы и Скотинины имеют власть, в стране процветают дикие нравы, а просвещение и культура ущемляются.
Тема — Критика системы воспитания и образования, деспотизма и злонравия провинциального дворянства.
Проблема — Важно, чтобы была преемственность лучших традиций между поколениями (Стародум – Софья), а семьи образовывались по любви и родству души, а не из-за материальных интересов (Софья – Милон).
Композиция — завязка – Софья получает письмо от своего якобы умершего дядюшки Стародума;
развитие сюжета — приезд Стародума и сватовство женихов к Софье;
кульминация — попытка похитить Софью для тайного бракосочетания;
развязка — у Простаковой отчуждаются права на управление имением.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Деспотизм, дикость и жестокость провинциального дворянства.
Проблема: Простаковы и Скотинины безграмотны, бездуховны и безнравственны, но обладают большой властью. Необходимо на государственном уровне отстранять их от власти и бороться с произволом.
2. Тема: Просвещение против дремучей безграмотности.
Проблема: Глупость отдельных помещиков настолько велика, что они не способны понять степень своей отсталости. Необходимо внедрять новую систему воспитания и обучения.
3. Тема: Построение семьи на основе уважения и любви, а не материальной выгоды.
Проблема: Софья становится приманкой для недостойных женихов после известия о наследстве. Лишь Милон способен оценить красоту души, ум и сильный характер Софьи. Он и становится ее мужем.
4. Тема: Государь как пример для подражания у подданных.
Проблема: Государь должен обладать умом, честью, нравственностью и создавать себе такое же окружение. Во власти нужны не искатели чинов и богатства, а люди, думающие о благе общества.
п.2. Идея и пафос
Общество должно измениться, начиная с дворянского сословия: именно в нем процветают жесткость и деспотизм по отношению к низшим сословиям, невежество, безнравственность и бездуховность. Люди, наделенные такими качествами и властью, становятся неуправляемыми, чинят произвол.
Но в пьесе есть и положительные герои, которые понимают, как и зачем нужно менять порядки в обществе. Это подчеркивает надежду автора на лучшее будущее.
п.3. Основные герои
Простакова — помещица-крепостница. Имеет жестокий нрав, постоянно срывает злость на муже и слугах. Единственная отрада – сын. Она пытается его обучать, наняв учителей, хотя является противницей образования. Позже хочет женить сына на воспитаннице, сироте Софье. В финале теряет имение из-за нарушения закона.
Простаков — муж Простаковой, тихий забитый человек, боящийся нрава супруги. Любит сына. Ничего не решает, не имеет собственного мнения, боится проблем.
Скотинин — брат Простаковой, воплощение «скотского» в человеке, грубый необразованный человек. Больше всего любит свиней. Даже жениться хочет ради увеличения поголовья. Отрицает необходимость развития и обучения.
Митрофанушка — 16-летний сын Простаковых, недоросль. Ленивый, глупый, ведомый, безразличный к своему будущему юноша. Отрада родителей, особенно матери, которая хочет женить его на Софье.
Стародум — дядюшка Софьи. Из-за своей честности отошел от карьеры военного, а позже – и придворного. Нажил капитал, работая в Сибири. Приехал выручать Софью от гнета недостойных людей. Герой-резонёр, отражающий нравственные ценности и убеждения автора.
Софья — племянница Стародума. Живет под опекой Простаковых до появления дяди. Из-за наследства становится завидной невестой, к ней сватаются и сын, и брат Простаковой. Взаимно влюблена в офицера Милона, который выбрал ее еще до истории с наследством. Умная, чувствительная, благородная девушка.
Правдин —государственный чиновник, приятель Стародума. Осуществляет проверку по поручению наместничества. Выявляет злоупотребления и отстраняет Простакову от управления имением.
Герой-резонёр, озвучивающий взгляды автора на власть, государство, справедливость и права человека.
Милон — офицер, избранник Софьи. Храбрый военный, желающий послужить отечеству. Предотвращает похищение Софьи, позже становится ее женихом с благословения дяди.
Еремеевна — кормилица Мтрофана, преданная семье Простаковых уже сорок лет. Ее постоянно втягивают в конфликты, ругают, относятся без уважения.
Цифиркин, Кутейкин, Вральман — нерадивые учителя Митрофана. Бывшие солдат, священник и кучер. Сдались после нескольких лет попыток научить Митрофана хоть чему-то.
п.4. Литературные приёмы
✓«Говорящие» фамилии и имена героев, раскрывающие суть их личности (Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья – «мудрость», Митрофан – «проявление матери» и т.д.)
✓Разные виды комических приемов, отражающие критику существующих порядков (ирония, сарказм, гротеск в речах Стародума).
✓Саморазоблачение героев через речь (самохарактеристика) – герои проговариваются о своих взглядах, убеждениях, замыслах.
✓Речевое поведение героев, которое отражает их натуру (грубость и хамство Простаковой, робость ее мужа, восторженность и утонченность Софьи и т.д.)
п.5. Конфликт произведения
В пьесе можно наблюдать яркий общественный конфликт.
Сватовство к Софье нельзя считать любовным конфликтом: нет интереса к ее личности, женихов волнует только приданое. При этом девушка влюблена в Милона, и это взаимно. Конфликт исчерпывается, когда Стародум дает благословение на брак.
Идейный конфликт в пьесе – это противостояние двух сил: дикой деспотичной Руси (Простаковы и Скотинин) и просвещенной прогрессивно мыслящей России (Стародум, Софья, Правдин и Милон). По авторскому замыслу, финал пьесы и наказание Простаковой символизируют, что справедливость восторжествует и в обществе установится новый порядок.
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Правдин в комедии Недоросль
Произведение «Недоросль» автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является Правдин. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить Простаковых в ненадлежащем обращении с крестьянами. Главной целью чиновника было пересечение жестокого обращения с классом крестьянства и наказание причастных к этому.
Говорящая фамилия Правдин даёт понять, что для данного человека правда и справедливость превыше всего. Его честность проявляется с самого начала произведения, когда он не желает читать чужое письмо и сделал это только после просьбы Софьи. В дружбе с Милоном проявляются черты не только честности Правдина, но и преданности настоящего друга. Он с подлинной искренностью испытывает радость за своих друзей. И при необходимости всегда готов оказывать помощь.
Правдин почтенно относится и к пожилому герою Стародуму, который в свою очередь будучи мудрым стариком замечает в чиновнике неподкупного человека, наделенного высоконравственным развитием. Такое же видение Правдина и у Софьи. Общение с ним она находила приятным уже с первого дня знакомства.
В завершении пьесы Правдин раскрывает всю суть своего визита в дом Простаковых и делает объявление о том, что теперь управление домом принадлежит ему. Правдин никогда не превышает своих полномочий и не пользуется властью со вседозволенностью. Он всегда преследует строгость закона и высокую моральность личных убеждений.
Правдин собственным примером пресекает взяточничество, он считает это низким и подлым поступком. В этом он сталкивается со своими оппонентами, многие помещики привыкшие жить нечестно не могут понять и тем более принять моральных ценностей Правдина.
Правдину в результате удаётся наказать самодурство Простаковых. В произведении он является олицетворением государственной силы, которая способна оказать защиту безвинным и наказать виновных. Автор уверен, что только благодаря таким героям, как Правдин можно построить будущее страны, основанное на справедливом соблюдении закона. Образ данного героя поставлен в пример всем, кто стоит на страже государственных интересов.
Вариант 2
Данный персонаж комедии является одним их положительных героев, восстанавливающих справедливость и демонстрирующий пример правильного поведения.
Правдин – помещик и добродетельный чиновник. Проводя инспекционную поездку по наместничеству, он честно исполняет свой долг, в конце концов, ограждая крепостных, принадлежащих хозяевам, которые в силу преобладания злобы и глупости жестоко обращаются с подвластными им людьми.
Правдин, также как и Простаковы, принадлежит к господствующему классу и владеет имениями с крепостными. Его сочувствие к барским крестьянам вызвано не классовой солидарностью, вызванной воспоминаниями о своем происхождении выслужившегося чиновника из простых людей. В ее основе лежит гуманность, которая, по мнению автора, должна быть присуща каждому порядочному человеку, а также неуклонное следование своему долгу, исполнение обязанностей, возложенных на него.
Автор добавляет своему герою и другие одобряемые обществом качества – Правдин, например, отказывается читать чужие письма без соизволения на то адресата.
Следует также отметить, что образ Правдина (как, впрочем, и другие в данном произведении) лишен психологизма и выполнен достаточно однобоко. Этот персонаж лишен каких-либо отрицательных качеств, что превращает его, по сути, в функцию – образ добродетельного дворянина и чиновника.
Кроме того, счастливый конец, когда Правдин лишает Простаковых правом пользоваться их имением, отдавая его в так называемую опеку со стороны государства, а Митрофанушку отправляет на государственную службу, как и положено дворянину, также выглядит не очень правдоподобно и излишне благостно. Конечно, чиновник такого ранга, как Правдин имел полномочия поступить так. Однако в реальной российской действительности восемнадцатого века, к тому же в деревне, далеко от центральной власти, подобное вмешательство в частные дела местных помещиков, неизбежно, вызвало бы противодействие с их стороны. Разумеется, Простаковы использовали бы свои деньги и связи, чтобы отстоять свои интересы. В силу этого, легкая победа над ними, изображенная в пьесе, отсутствие у добродетельного чиновника необходимости прилагать усилия, чтобы следовать своим принципам и понимаемому им долгу, в значительной степени снижают образ Правдина. Он оказывается не столько принципиальным борцом со злом, рискующим своей карьерой и положением, сколько простым хорошим исполнителем.
Образ героя в произведении
Образ Милона введён Фонвизиным как антипод Простаковым (преимущественно Митрофану) и Скотинину. Насколько они звероподобны, неразвиты, низки, необразованны, бесчестны, настолько он прекрасен, духовен, рассудителен, образован и бережёт свою честь.
Милон должен послужить образцом для юношей, стать идеалом, на который хочется походить. Но даже среди других положительных героев — тоже схематичных и маложизненных — Милон отличается особой «математичностью»: он словно простая формула, скучная и, увы, непривлекательная, если уж речь идёт о героях.
Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» — раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.
Сочинение на тему Правдин
В большинстве случаев в каждом произведении, так или иначе, затрагивается тема простой бытовой человеческой жизни, которая так близка каждому человеку. Однако верно описать её довольно таки непростая задача, которая под силу отнюдь не каждому писателю. Передать всю ту силу образов, при том удержать небрежность бытовой жизни довольно непростая задача, однако такой писатель как Фонвизин достаточно хорошо справился с данной задачей. Фонвизин описывал бытовую жизнь с живостью и задором, которых в свою очередь достигал с помощью сатиры и юмора. Примером такого произведения послужит “Недоросль”.
В нём автор рассказывает нам историю жизни простых людей, точно таких же, как и мы с вами, но также он делает из их образов некоторые олицетворения человеческих черт характера. Помещая их в различные ситуации, он задаёт тон ходу произведения, в нужных местах корректируя его, тем самым создавая неумолимо успешное произведение. В произведении присутствует достаточно большое количество персонажей, однако остановиться следует на персонаже по фамилии Правдин.
Правдин – мужчина средних лет, который, в соответствии со своей фамилией, старается добиться правды в обо всех отраслях своей жизни, где бы он не имел возможность достучаться до истины, он это сделает, или хотя бы попытается. По характеру же Правдин довольно серьёзен, напорист, и, конечно же, правдив. Он просто обожает правду, и по настоящему презирает ложь и лжецов. Автор ставит его как своеобразий идеал, к которому каждый должен стремиться, но, идеал не в плане всего, а лишь в плане его отношения к правде и лжи, ведь даже у такого, казалось бы, святого человека, есть свои проблемы и грехи. Таким образом, Правдин в произведении является неким спасательным маяком для тех, кто придерживается его мировоззрения, и отталкивающим рифом для тех, кому его убеждения далеки, а таких людей, как показывает практика – довольно немалое количество, ведь очень сложно всегда придерживаться правды, но иногда в нашей жизни бывают случаи, когда лучше соврать, чем сказать правду.
Я считаю, что именно эти черты присутствуют в образе Правдина.
История создания
Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции. Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия. А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.
Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».
Характеристика 4
Героев своего знаменитого произведения «Недоросль» автор наделил не только отрицательными, но и положительными качествами. Одним из таких является второстепенный персонаж пьесы Правдин. Персонажи пьесы имеют «говорящие» фамилии, так что герой Правдина человек прямолинейны и честный, он борется за правду.
Правдин – дворянин, помещик, он владеет деревнями, крепостными душами, у него есть свое имение. Но, кроме этого, он является царским чиновником, членом наместничества, занимается общественной работой. Его задача – посещать помещичьи усадьбы на территории губернии и проверять обращение дворян с крепостными крестьянами, выявляя при этом различные нарушения.
В одну из таких поездок Правдин побывал с визитом в имении Простаковых. Во время своего трехдневного пребывания в этой семье он обратил свое внимание на то, что хозяйка очень жестоко относится к своим крепостным, узнает о зверствах помещицы, а также о том, что она обкрадывает Софью. Ревизор Правдин выступает против самодурства и эгоизма хозяев, он считает своим долгом выступить на помощь угнетенным крепостным крестьянам.
Господин Правдин – человек умный и проницательный. Он дает четкую характеристику семейству Правдиных: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Чиновник считает своим долгом бороться с бесчеловечными помещиками. Он делает доброе дело, помогает униженным крепостным крестьянам. В конце пьесы по ходатайству Правдина Простаковы несут наказание: у них забирают землю под контроль государства, лишают права на имение, а недоросля Митрофанушку отправляют на службу в армию.
Кажется, справедливость восторжествовала. Однако литературные критики того времени считали, что Правдин вовсе не похож на царского чиновника второй половины восемнадцатого века. В действительности помещичьи владения только в очень редких случаях переходили под опеку государства. В развязке «Недоросля» Д.И. Фонвизин изображает лишь то, что обязана была бы делать власть. К сожалению, в действительности все происходило иначе. Но, несмотря на это, герой Правдина и его деятельность имеют важное значение в идеологическом замысле комедии.
Для Фонвизина Правдин – воплощение гуманной, здравомыслящей истины в последней инстанции.
7 класс
Анализ произведения
«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства — единство времени, места и действия.
Решение проблемы воспитания — центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров — каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.
Другие положительные персонажи
Стародум — образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя — честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.
Список действующих лиц
- Простакова.
- Простаков.
- Митрофанушка.
- Софья.
- Милон.
- Правдин.
- Стародум.
- Скотинин.
- Кутейкин.
- Циферкин.
- Вральман.
- Тришка.
Софья, Митрофанушка, Простакова — главные действующие лица. Недоросль — это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан — один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.
Поступок Цыфиркина
Цыфиркин — хороший и честный человек. Однако он взялся не за свое дело, поскольку является невежественным, плохим педагогом. Научить Митрофана ему не удалось, поэтому в финале произведения он отказался от денег. Пафнутьич разбирается в арифметике неглубоко, но при желании самого подростка мог бы дать ему начальные знания.
Однако семья категорически против того, чтобы Митрофан умнел, и Цыфиркин это быстро понял. Он согласен взять деньги только за честную службу, но «по-пустому не брал и брать не собирается». Подобные речи вызывают уважение у Стародума, и он награждает учителя сверх меры. Он же дает главную оценку учителю из рассказа, называя его «добрым человеком».
Фонвизин ввел персонаж Цыфиркина с целью указать на кризис системы образования. В преподаватели молодым дворянам нанимали не профессионалов, а отставных малообразованных солдат.
Педагог по арифметике не любил ученика за лень и глупость и не раз кратко подчеркивал, что отдал бы ухо, лишь бы недоросля наказать по-солдатски. Однако он был некомпетентен в профессии учителя и не смог победить природную лень и невежественность подростка.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
Денис Иванович Фонвизин всегда считал, что дворянство должно нести ответственность за положение в стране. Но он видел, что большинство из представителей этого сословия не справляются с этой ролью и даже не достойны её, так как они бесчеловечны, невежественны и совсем не думают о судьбе своей родины. В комедии «Недоросль» автор обличает дворян, недостойных носить это звание, а также пытается выяснить причины, которые так уродуют человеческую личность.
Образ госпожи Простаковой
Хозяйка дома, жена, мать, сестра – в каждой из этих социальных ролей, Простакова предстаёт перед читателем по-разному. Она может быть грубой, невежественной, самовластной, но для сына неизменно находит добрые слова и ласку. Когда читаешь пьесу, представляешь женщину в возрасте, пожилую, этакую старую злую старуху. Но так ли это? Митрофану, как мы знаем, всего шестнадцатый год, а так как в те времена существовала традиция ранних браков, то можно предположить, что госпоже Простаковой около тридцати лет! Почему же читатель воспринимает её старухой? Может потому, что другие герои пьесы её не любят, а некоторые боятся.
Простакова признаёт лишь право сильного, поэтому держит власть в своих руках. Она постоянно со всеми спорит, бранится и поучает. Может и поколотить. Простакова абсолютно невежественна, лучшим учителем для Митрофанушки она считает Вральмана, главным образом из-за того, что он не перетруждает сына, а так как она мало что понимает из речи немца, он ей внушает уважение. Она бы и вовсе не приглашала учителей, но нужно быть «не хуже других», а ещё приходится соблюдать, упомянутый ею, указ Петра I о дворянских детях. Указ устанавливал порядок, при котором каждый семилетний дворянский мальчик был обязан явиться в соответствующее место, где должен был рассказать самые простые сведения о себе и своих родителях. После чего недоросль, тогда так называли таких мальчиков, отправлялся домой. Во второй раз он туда являлся через пять лет, и к тому времени должен был уметь читать и писать. После этого экзамена мальчика отправляли на военную или гражданскую службу. Дома его могли оставить в том случае, если родители обязывались обучить сына ряду обговоренных наук. В пятнадцать лет мальчик вновь являлся на экзамен. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что Простакова хоть и «учит» сына, но внутренне убеждена в бесполезности и даже вредности этого мероприятия.
Образ Простакова
В комедии Простаков показан бесхарактерным, глупым и во всём подчиняющимся своей жене, человеком. Даже когда сама жена требовала от него мыслей, Простаков говорил, что думает так же, как и она. Простаков является отрицательным героем комедии. Под образом Простакова автор осмеивает глупость, трусость и бесхарактерность.
Образ Скотинина
Скотинин – является одним из главных героев комедии и, увы, тоже отрицательным. Это человек, который, не смотря ни на что, хочет добиться своей корыстной цели. Цель Скотинина – жениться на Софье. Но не из-за любви к ней и не из-за деревень, которые принадлежат Софье, а из-за свиней, которые водятся в этих деревнях. Скотинин показан в комедии человеком жестоким. Он отбирает у своих крестьян всё, что они имеют, чтобы уплатить свой оброк. Из произведения видно, что Фонвизин относится с неприязнью к таким людям, как Скотинин.
Образ Митрофанушки
Митрофанушка – мальчик шестнадцати лет, невежественный и непоседливый не по годам. Он изнежен и избалован матерью и нянькою. Он совершенно не приспособлен делать что-то самостоятельно. Он любит поесть и поспать, но не хочет работать. Митрофан – копия своей матери. Он грубый, жестокий, признаёт лишь право сильного. Он — неблагодарный сын, пока мать держит власть, он с ней, как только она эту власть утрачивает, сын отворачивается от матери в трудную минуту, предаёт её. Митрофан хоть и невежда, но далеко не дурачок. Когда нужно он умеет подсластиться к матери, на экзамене он не молчит, изворачивается, хотя предметов не знает, тут нельзя отказать ему в сообразительности. Матери же он подражает только потому, что понимает, так будет выгоднее и удобнее для него. Митрофан – законченный эгоист, он пренебрегает чувствами других людей, не умеет любить, сочувствовать, сопереживать.
Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.
Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.
Герои отрицательные
Госпожа Простакова
История воспитания и образованияВыросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.
Основные черты характераГрубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.
Отношение к другим людямВ отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.
Отношение к просвещениюОбразование излишне: «Без наук люди живут и жили».
Простакова как помещицаУбежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Отношение к родным и близким людямДеспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.
Отношение к сыну, МитрофанушкеЛюбит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Особенности речиО Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.
Митрофан
(в переводе с греческого «являющий свою мать»)
О воспитаниии образованииПривык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.
Основные чертыхарактераИзбалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.
Отношениек другим людямНе уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).
Отношениек просвещениюУмственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.
Отношение к родными близким людямМитрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — к матери, отцу, нянюшке.
Особенности речиВыражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи — капризный, пренебрежительный, порой грубый.
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать.
Скотинин — брат Простаковой
О воспитании и образованииВырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
Основные черты характераНевежественен, умственно не развит, жаден.
Отношение к дру-гим людямЭто свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре¬постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.
Главный интерес в жизниСкотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас¬положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.
Отношение к родным и близким людямРади возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го¬тов уничтожить своего соперника — родного племянника Митрофана.
Особенности речиНевыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру¬бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.
Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.
Учитель русского и церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.
Учитель истории. Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.
Еремеевна — нянюшка Митрофана
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель-ные чертыВ доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.
Отношение к МитрофануНе щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службыУ нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове¬ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес¬человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто¬янном страхе, трепещет перед своей госпожой.
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.
Герои положительные
Стародум
О значении имениЧеловек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при¬оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра¬диции и мудрость, накопленный опыт.
Образование СтародумаПросвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров¬ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея¬тельность людей того времени.
Гражданская позиция герояЭто патриот: для него честная и полезная служба Отечеству — первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
Отношение к другим людямЧеловека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества… без знатных дел знатное состояние ничто».
Какие качества почитает как человеческие достоинстваГорячий защитник человечности и просвещения.
Размышления героя о воспитанииНравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование герояКосность, дикость, злонравие, бесчеловечность.
«Имея сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
Правдин, Милон, Софья
ПравдинЧестный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от¬бирать у жестоких помещиков имения в опеку.
МилонВерный своему долгу офицер, настроен патриотически.
СофьяОбразованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.
Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, — доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, — оттенить злонравие и необразованность таких по¬мещиков, как Простаковы-Скотинины.
Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. В соответствии с классицистическими канонами, действующие лица в произведении четко разделены на положительные и отрицательные, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. Однако, в отличие от традиционных образов классицистических пьес, герои «Недоросля» лишены шаблонности, чем и привлекают современных читателей и зрителей.
К положительным действующим лицам относятся Правдин
, Софья
, Стародум
и Милон
. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью изображены отрицательные герои – Простаковы
, Скотинин
и Митрофан
. Они являются представителями «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.
В пьесе Фонвизина «Недоросль» главные герои делятся на своеобразные дуальные пары, в которых автор изображает людей со схожими социальными ролями, но изображая их в зеркальном искажении. Так, кроме пары «детей» – Софьи и Митрофана, можно выделить «воспитателей» – Стародум и Простакова, «женихов» – Милон и Скотинин, а также «владельцев» – Простаков и Правдин.
Митрофан
– недоросль и главный герой комедии – избалованный глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой. Полной противоположностью Митрофану является Софья. Это образованная, умная и серьезная девушка с непростой судьбой. Лишившись в раннем возрасте родителей и живя на попечении у Простаковых, Софья не перенимает их ценности, а, по сути, становится «белой вороной» в их обществе (Простакова даже возмущается, что девушка умеет читать).
Простакова
предстает перед читателями с одной стороны как необразованная, хитрая женщина, которая ради наживы готова практически на все, а с другой – как практичная хозяйка и любящая мать, для которой счастье и беззаботное будущее ее сына стоит превыше всего. Простакова воспитывала Митрофана так, как воспитывали ее, поэтому и могла передать и показать собственным примером устаревшие, давно исчерпавшие себя идеи и ценности.
У Стародума
совершенно иной подход к воспитанию – он не относится к Софье, как к маленькому ребенку, беседуя с ней на равных, наставляя ее и советуя исходя из собственного опыта. В вопросе замужества мужчина не берется окончательно решать за девушку, так как не знает, свободно ли ее сердце. В образе Стародума Фонвизин изображает свой идеал родителя и воспитателя – авторитетной сильной личности, которая сама прошла достойный путь. Однако анализируя систему персонажей «Недоросля» с точки зрения современного читателя, стоит отметить, что образ Стародума как воспитателя тоже не идеален. Все время, пока он отсутствовал, Софья была лишена родительской опеки и предоставлена самой себе. То, что девушка научилась читать, ценит мораль и добродетель скорей заслуга ее родителей, которые привили ей это еще в малом возрасте.
Вообще тема родства важна как для положительных героев пьесы «Недоросль», так и отрицательных. Софья
– дочь достойных людей, Милон
– сын хорошего друга Стародума. Простакова же только после замужества получила эту фамилию, на самом деле она Скотинина. Брат и сестра очень похожи, ими обоими движет жажда наживы и хитрость, они не образованы и жестоки. Митрофан изображен настоящим сыном своих родителей и воспитанником дяди, перенявшим по наследству все их отрицательные черты, в том числе любовь к свиньям.
Персонажи, чье родство в пьесе не упоминается – Простаков и Правдин
. Простаков кардинально отличается от своей жены, по сравнению с активной и деятельной Простаковой он выглядит безвольным и пассивным. В ситуации, когда он должен показать себя хозяином деревни, мужчина теряется на фоне своей жены. Это и приводит к тому, что владельцем удела становится более активный Правдин, который смог усмирить Простакову. Кроме того, Простаков и Правдин выступают некими «ревизорами» происходящего. Правдин является голосом закона, Простаков же – мнением простого (вспомним о «говорящих» фамилиях пьесы) народа, которому не нравится как ведет себя «старое» дворянство в лице его жены и шурина, но боится их гнева, поэтому говорит только в сторону и не договаривая.
Последняя пара персонажей – это Скотинин и Милон
. Мужчины олицетворяют устаревшие и новые идеи о браке и семейной жизни. Милон знает Софью с детства, они любят друг друга, а потому их отношения строятся на взаимном уважении и дружбе. Скотинин даже не пытается узнать девушку поближе, его волнует лишь его приданое, при этом он даже не собирается обустроить ей хорошие условия после брака.
Кроме главных персонажей, в пьесе присутствуют второстепенные действующие лица – учителя и воспитатели Митрофана-недоросли. Характеристика героев второго плана – Еремеевны
, Цыфиркина
, Кутейкина
и Вральмана
– связана с их социальной ролью в пьесе. Няня представляет собой пример крепостного человека, который всю жизнь верно служит своей хозяйке, терпя побои и несправедливость. На примере же образов учителей автор обнажает все проблемы образования в России 18 века, когда детей обучают отставные военные, не окончившие семинарию или вовсе конюхи.
Для 18 века новаторство Фонвизина состояло в том, что автор изобразил действующие лица «Недоросля» без чрезмерного пафоса и шаблонности, присущих многим произведениям классицизма. Каждый герой комедии – это несомненно сборный образ, но созданный не по готовому «трафарету», а обладающий своими индивидуальными чертами. Именно поэтому персонажи произведения «Недоросль» даже в наши дни остаются ярчайшими образами русской литературы.
Тест по произведению
Классицизм — литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения — тема статьи.
Проблематика
О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица — типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль». Действующие лица — Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные. Сложных противоречивых образов в нет.
Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.
История создания
Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции. Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия. А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.
Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».
Список действующих лиц
- Простакова.
- Простаков.
- Митрофанушка.
- Софья.
- Милон.
- Правдин.
- Стародум.
- Скотинин.
- Кутейкин.
- Циферкин.
- Вральман.
- Тришка.
Софья, Митрофанушка, Простакова — главные действующие лица. Недоросль — это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан — один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.
Сюжет
Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета — история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.
В доме Простаковых
Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.
В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.
Богатая наследница
На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» — описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй — невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.
Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.
Справедливость восторжествовала
Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.
Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.
Появление Стародума
Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.
Описание действующих лиц
Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя — тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.
Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.
В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека. Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму. Митрофанушка — представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.
Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини — слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину. Простакова — сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования. По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.
Софья
Племянница Простаковой — представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини — доброта, насмешливость, благородство.
Другие положительные персонажи
Стародум — образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя — честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.
Милон
Характерные черты этого героя — искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.
Одна из главных положительных персонажей в пьесе. Она – племянница Стародума, оставшаяся сиротой. В его отсутствие имением управляют Простаковы. Они же присматривают за Софьей и одновременно обкрадывают её. Узнав, что у девушки богатое наследство, они начинают бороться за её руку и сердце. Однако у девушки есть возлюбленный по имени Милон, которому она остается верна.
Одна из главных персонажей и движущее лицо в пьесе. Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Простакова участвует практически во всех событиях пьесы, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и представляет собой типичный образец русской помещицы середины XVIII века.
Сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных героев комедии. Будучи несовершеннолетним подростком, он является ярким представителем дворянской молодежи и одним из многочисленных «недорослей», населявших Россию в 18 веке. По натуре он груб и жесток, не желает учиться или служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею как пожелает.
Один из главных персонажей комедии, дядя Софьи. Его фамилия указывает на то, что он человек «старой» эпохи, то есть эпохи Петра I. Его роль в произведении очень важна, в особенности его речи и наставления. Отец Стародума служил при Петре Великом и всегда говорил сыну, что нужно оставаться человеком в любое время и в любой ситуации.
Один из действующих лиц комедии, родной брат госпожи Простаковой. Такая фамилия подобрана автором не случайно. Тарас любит и разводит свиней. Хозяйственные животные — единственный интерес персонажа. Узнав, что воспитанница Стародума, Софья, является богатой наследницей, он пытается добиться её расположения и жениться на ней.
Один из второстепенных героев пьесы. Фамилия персонажа выбрана не случайно. Правдин является честным и благородным чиновником, призванным разобраться в деяниях Простаковых-Скотининых. Он служит бюрократом в наместничестве, созданном Екатериной II.
Один из персонажей комедии, жених Софьи, молодой человек больших достоинств, офицер с доблестным характером. Милон скромный и не высокомерный человек. Он очень нравится Софье и Стародуму. Благодаря ему Софье удается избежать брака с сыном-недорослем госпожи Простаковой и ухаживаний со стороны Скотинина.
Одна из второстепенных героев пьесы. Она является няней и кормилицей Митрофана. На примере её образа автор пытается показать, как извращало крепостное право дворовых прислуг, как уродовало оно их и унижало. Несмотря на присущие ей хорошие человеческие качества, рабская приниженность берет верх.
Один из персонажей комедии, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель.