Сочинение на тему политика и власть 9 класс

Видеопрезентация абуловой б.т. все мы являемся членами общества и вступаем в многообразные социальные, экономические, духовные и политические отношения. примерами социальных

Видеопрезентация Абуловой Б.Т.  

Все мы являемся членами общества и вступаем в многообразные социальные, экономические, духовные и политические отношения. Примерами социальных отношений являются отношения мужа и жены, отца и сына, врача и пациента. Отношения между производителем и потребителем, продавцом и покупателем, владельцем кафе и посетителями, кассиром кинотеатра и зрителями являются экономическими. К духовным отношениям относятся отношения между режиссером кинофильма и актерами, экскурсоводом и посетителями музея, пастырем и прихожанами. Среди общественных отношений огромная роль принадлежит политическим отношениям. Давайте выясним, что они собой представляют.

Сочинение на тему политика и власть 9 класс Что такое политика?

Тема политики является одной из широко обсуждаемых, поэтому слово «политика» мы слышим каждый день.  
Что же такое политика? Слово это греческого происхождения. Первоначально означало искусство управления государственными делами. В настоящее же время данное понятие имеет более широкое определение и несколько значений.  
Во – первых, политика – это деятельность отдельных индивидов, социальных групп и государства в целом, связанная с властью.
Во – вторых, политика – это участие в делах государства (к примеру, обращение в мэрию города с каким – либо требованием или предложением, голосование на выборах, участие на митинге).
В – третьих, политика – это средство проведения в жизнь интересов больших групп людей.
Люди по – разному относятся к политике, государству, правительству. Одни поддерживают, другие находятся в оппозиции, а третьи не проявляют никакого интереса и участия.

Сочинение на тему политика и власть 9 класс Политическая власть

Различные интересы общественных групп порождают борьбу за власть, без которой политика невозможна. Тот, кто имеет власть руководит, управляет, приказывает, а тот, кто властью не обладает подчиняется, исполняет приказы. Политической властью обладают монархи, президенты, депутаты, министры, лидеры партий. Эти и другие политические деятели занимают руководящие посты в государстве и опираются на силу государства. То есть если, кто – либо не подчиняется их приказам, то используется сила полиции, армии или суда. Ну а если высокое должностное положение сочетается с авторитетом властителя, то и силу применять не приходится, потому что народ будет с готовностью подчиняться его требованиям.
Роль политической власти заключается в том, что она распространяется на экономическую, социальную и духовную сферы жизнедеятельности общества. От того, какую политику проводит государство зависит лучше или хуже будет жить народ. Среди главных её задач:
— управление важнейшими процессами, происходящими в обществе;
— поддержание стабильности общественного развития;
— предотвращение социальных потрясений, угрожающих жизни и благополучию граждан страны.

Сочинение на тему политика и власть 9 класс Политические партии

Государство распоряжается огромными материальными ресурсами, издаёт общеобязательные законы, имеет принудительную силу. Поэтому сторонники различных политических взглядов и идей стремятся воздействовать на государство для того, чтобы оно проводило политику, отвечающую их интересам. Для этого создаются политические партии, основной целью которых является борьба за власть и её удержание.
Политические партии разрабатывают свои политические программы, в которых излагаются варианты решения данного вопроса. Они ведут активную политическую деятельность, проводят собрания, организуют митинги, распространяют печатные издания, выступают по телевидению, выдвигают своих кандидатов в депутаты и агитируют за них. Всё это невозможно без поддержки народа. Поэтому каждая политическая партия стремится привлечь на свою сторону как можно больше единомышленников. Исходя из требований политических партий, граждан и собственной политической программы государство решает:
— на что в первую очередь расходовать средства государственного бюджета: на ремонт дорог или строительство школ,
— какая экономическая политики позволит улучшить благосостояние граждан,
— как учесть интересы одной нации без ущемления интересов другой,
— как обеспечить внешнюю безопасность своей территории.

Сочинение на тему политика и власть 9 класс Роль СМИ в политической жизни общества

В политической жизни общества велика роль средств массовой информации, которые обеспечивают связь между политическими деятелями и народом. К СМИ относятся Интернет, телевидение, радио, газеты. Благодаря им граждане имеют представление о работе Президента, Госдумы, Правительства и других органов власти, они в курсе политических проблем и событий, происходящих в стране. Под воздействием СМИ повышается политическая активность граждан. Но следует помнить и о том, что лица, осуществляющие сбор и распространение информации, могут, о чем – то умолчать, что – то не показать. Поэтому важно не принимать все услышанное и увиденное «на веру», а критически осмысливать информацию.
Во второй половине XX века влияние СМИ на политическую жизнь было настолько сильным, что их стали называть «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной власти).
СМИ воздействует не только на граждан, но и на власть, к примеру, когда проводятся журналистские расследования о коррупционных действиях главы какого – то региона, когда освящаются политические проблемы. Подобные действия СМИ заставляют власть принимать конкретные решения и устранять проблемы.


Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т. ? для связи

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для вариантов ОБ2090301, ОБ2090302, ОБ2090303, ОБ2090304 тренировочной работы №3 статград по обществознанию 9 класс для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 05.02.2021 (5 февраля 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (ОБ2090301-ОБ2090302): скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать ответы

Тренировочная работа №3 по обществознанию 9 класс статград ОГЭ 2021 решать варианты онлайн:

Сложные задания и ответы с варианта ОБ2090301:

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Наука; информация; семья; референдум; молодежь. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ: 1) понятия: семья, молодёжь; 2) смысл понятия, например: семья – малая социальная группа, соединённая родственными отношениями или браком / молодёжь – большая социальная группа в возрасте от 16 до 30 лет.

2)Анна Петровна заказала продукты в интернет-магазине, и курьер доставил покупку. Субъектом деятельности по доставке продуктов является 1) Анна Петровна 2) продукты 3) курьер 4) покупка

Ответ: 3

3)Одиннадцатиклассник записался на подготовительные дистанционные курсы при высшем учебном заведении. К какому виду образования относятся подготовительные курсы при высшем учебном заведении? 1) профессиональное образование 2) общее образование 3) профессиональное обучение 4) дополнительное образование

Ответ: 4

4)Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества? А. Общество возникло на определенной стадии существования природы. Б. В постиндустриальную эпоху общество полностью контролирует природные процессы и явления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ответ: 1

5)Рассмотрите фотографию. Какие социальные нормы проявляются в деятельности молодых людей, изображённых на фотографии? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте, какие значение имеет данная деятельность для человека, который её осуществляет, и для человека, который ею пользуется, и кратко поясните свои ответы.

Ответ: 1) ответ на вопрос: нормы морали / нравственные нормы; 2) указание значения деятельности с пояснениями: – для того, кто осуществляет деятельность, допустим: развивает благородные качества личности, такие как сочувствие и сопереживание (волонтеры понимают нужды и трудности, которые возникают у людей, и приходят им на помощь); – для того, кто пользуется деятельностью, допустим: помогает в тяжёлой жизненной ситуации (когда сам человек не в силах решить свои проблемы или в ситуации стихийного бедствия).

6)Григорию Петровичу позвонили на домашний телефон и сообщили о социальной компенсации, которую переводят на банковский счёт лицам, достигшим 70-летнего возраста. Для того чтобы воспользоваться этой услугой немедленно, требовалось указать номер лицевого счёта в банке или данные банковской карты. Григорий Петрович попросил подождать и начал искать кошелек, в котором лежала его банковская карта. Внук Григория Петровича догадался, что дедушку могут обмануть мошенники, и повесил трубку. Какие факты из условия задачи позволяют сделать подобный вывод? (Укажите два факта с пояснениями). Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

Ответ: социальные компенсации устанавливаются в официальном порядке, информация о них не распространяется по номерам домашних телефонов; – выплата социальных компенсаций производится официально на банковский счёт, при этом для перевода не собирают данные о номере банковского счёта или банковской карты получателя.

7)Что из перечисленного представляет фактор производства «капитал»? 1) квалификация работника 2) место размещения производственных зданий и сооружений 3) деятельность предпринимателей 4) машины и оборудование

Ответ: 4

8)Гражданин Петров владеет акциями. Доходом владельца акций является 1) заработная плата 2) дивиденд 3) прибыль 4) выручка

Ответ: 2

9)Верны ли следующие суждения о банковских услугах? А. Банковский кредит – это сумма денег, которую получает клиент на определённый срок с условием полного возврата и уплаты процентов. Б. К банковским услугам относится открытие и обслуживание банковского счёта. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ответ: 3

10)Только в семье демократического типа 1) выполняется функция социализации 2) существует потребность в экономическом благосостоянии 3) члены семьи заботятся друг о друге 4) члены семьи совместно обсуждают проблемы и принимают решения

Ответ: 4

11)Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Неформальные социальные группы имеют назначенных лидеров, чёткую структуру, распределяют функции между участниками, создаются специально для выполнения определенных видов деятельности. Б. По характеру взаимодействия между участниками социальные группы могут быть первичными и вторичными. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12)Социологи изучали, какой интерес к изучению школьных предметов проявляют старшеклассники. (Можно было дать несколько ответов.) Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

13)В стране Z средства массовой информации объявили о создании нового общественного объединения, которое участвует в политической жизни. Лидер объединения пользуется большой популярностью среди молодёжи. В регионах страны созданы местные отделения общественного объединения. Какая дополнительная информация позволяет определить, что новое общественное объединение – это политическая партия? 1) Оно принимает участие в парламентских выборах и стремится к осуществлению власти. 2) Оно использует СМИ для размещения информации о своей деятельности. 3) Оно регулярно проводит массовые политические акции. 4) Оно создано для решения конкретной политической задачи.

14)Верны ли следующие суждения о правовом государстве? А. В правовом государстве может быть только республиканская форма правления. Б. В правовом государстве существует разделение властей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16)В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ 1) утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ 2) разрабатывает государственный бюджет 3) является главой государства 4) осуществляет правосудие в РФ

17)В течение месяца Фёдор три раза опоздал на работу без уважительной причины и совершил прогул. В соответствии с Трудовым кодексом РФ совершение подобных действий является причиной увольнения 1) по инициативе работника 2) по инициативе работодателя 3) по соглашению сторон 4) вследствие обстоятельств, не зависящих от воли сторон

18)Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан РФ? А. К конституционным правам относится право граждан на благоприятную окружающую среду. Б. К конституционным обязанностям относится возмещение ущерба, причинённого работником имуществу работодателя.

19)Марианна работает над рефератом о развитии науки и искусства в Средние века. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства науки и искусства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) являются(-ется) компонентом духовной культуры 2) представляют(-ет) результат творческой деятельности 3) отражают(-ет) мир в образной форме 4) требуют(-ет) проверки полученных результатов

22)Что, по мнению автора, является технологической основой информационного общества? Какие ресурсы экономики автор считает важнейшими в современных условиях? (Укажите любые два ресурса.) Почему, по мнению автора, экономическая мощь в современном мире переходит к владельцам информации? (Используя текст, укажите любые две причины.)

23)В каком направлении, по утверждению автора, начинает перестраиваться структура современного общества? Приведите два примера информационных угроз, которые возникают при работе в Интернете, в каждом случае поясните, как пользователь может обеспечить информационную безопасность.

24)Автор называет человека главным информационным ресурсом современного общества. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) любые два его ответа (один ответ – один аргумент).

Сложные задания и ответы с варианта ОБ2090302:

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? Гуманизм; налог; рынок; нация; выборы. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ: 1) понятия: налог, рынок; 2) смысл понятия, например: налог – обязательный платёж, который взимает государство с производителей товаров и услуг и получателей дохода / рынок – экономические отношения, основанные на купле-продаже товаров и услуг.

2)Кирилл готовился к контрольной работе по математике и попросил помощи у старшего брата. Субъектом данной учебной деятельности является 1) старший брат 2) Кирилл 3) контрольная работа 4) математика

Ответ: 2

3)После окончания 9 класса Игорь поступил в медицинский колледж. Какому уровню образования соответствует его обучение в колледже? 1) основное общее образование 2) среднее общее образование 3) среднее профессиональное образование 4) высшее образование (бакалавриат)

Ответ: 3

4)Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия предписывает верующему человеку соблюдение определённых правил и выполнение религиозных действий. Б. Религии соответствуют определённые взгляды на мир, на жизнь и смерть человека.

Ответ: 3

5)Рассмотрите фотографию. Какой вид деятельности осуществляют подростки, изображённые на фотографии? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила общения, которые нужно соблюдать, занимаясь этой деятельностью, и кратко поясните каждое из правил.

Ответ: 1) ответ на вопрос: игра / занятия спортом; (Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображенного на фотографии); 2) два правила с пояснениями, допустим: – соблюдать общие / единые / совместно установленные правила, тогда общение будет направлено на процесс игры, и не будут возникать ссоры; – быть доброжелательным, не увлекаться игрой так, чтобы стремиться к первенству в ней во что бы то ни стало.

6)Известная торговая сеть проводила рекламную акцию с розыгрышем значительной суммы денег. На электронную почту Ирины Олеговны пришло письмо с уведомлением о выигрыше. Отправители указывали, что для получения денег ей следует перевести по названному в письме номеру счёта сумму налога на выигрыш, который, в соответствии с законодательством РФ, составляет 35% от выигранной суммы. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ирины Олеговны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

Ответ: 1) ответ на первый вопрос, например: уплата налогов подобным образом не осуществляется, скорее всего, мошенники хотели получить значительную сумму денег как якобы проценты от выигрыша; 2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не переводить деньги по указанному номеру счёта, сообщить в службу безопасности торговой сети или в полицию о попытке мошенничества.

7)Что из перечисленного отличает командную экономическую систему от других видов экономических систем? 1) государственное регулирование цен 2) конкуренция между производителями товаров и услуг 3) самостоятельность производителя при осуществлении экономической деятельности 4) возникновение кризисов перепроизводства

Ответ: 1

8)Владелец фирмы «Сапожок» стремится сократить затраты и увеличить прибыль. Из перечисленного непосредственно приводит к увеличению прибыли 1) закупка самых дорогих сортов кожи 2) повышение заработной платы работникам 3) экономное расходование ресурсов 4) рекламная кампания в средствах массовой информации

Ответ: 3

9)Верны ли следующие суждения о спросе? А. Спрос – это желание покупателя и его финансовая возможность купить товар в определённом месте и в определённое время. Б. Спрос на товар зависит от представления покупателя о полезности данного товара.

Ответ: 3

10)Мария Сергеевна победила на конкурсе «Учитель года» и была назначена директором школы. Это пример 1) социального неравенства 2) социальной мобильности 3) социальной нормы 4) социальной стабильности

Ответ: 2

11)Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах и путях их преодоления? А. К социальным конфликтам относят сотрудничество и соперничество. Б. Компромисс – один из способов преодоления социальных конфликтов.

Ответ: 2

12)Один раз в год в стране Z все музеи и картинные галереи работают ночью. Социологи изучали популярность акции «Музейная ночь». Результаты социологических опросов (в % от числа отвечавших, опрошено равное количество граждан) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях опрошенных в разные годы. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

13)В стране Z раз в пять лет граждане избирают нижнюю палату законодательного органа власти. Лидер партии, получившей большинство голосов избирателей, становится главой правительства. Его полномочия утверждает представитель правящей династии. Верхняя палата законодательного органа формируется из депутатов от девяти областей страны Z. Законы в стране Z делятся на областные и общегосударственные, сфера областного законодательства закреплена в конституции. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что в государстве Z 1) республиканская форма правления 2) тоталитарный политический режим 3) федеративное государственно-территориальное устройство 4) абсолютная монархия

14)Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть осуществляет управление обществом. Б. Политическая власть распространяется на отдельные социальные группы в обществе.

16)Нормы права, в отличие от норм морали, 1) регулируют общественные отношения 2) принимаются специально уполномоченными органами 3) оценивают поведение людей 4) предполагают санкции к лицам, которые нарушают их

17)Ирина запарковала свой автомобиль на детской площадке. Действия Ирины – это 1) дисциплинарный проступок 2) преступление 3) нарушение норм гражданского права 4) административное правонарушение

18)Верны ли следующие суждения о прокуратуре и адвокатуре РФ? А. Прокуратура РФ – это единая федеральная система правоохранительных органов, которые осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Б. Адвокатура РФ является профессиональным сообществом адвокатов и не входит в систему органов государственной власти.

19)Граждане РФ имеют право участвовать в выборах и референдумах. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства выборов и референдумов, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) в соответствии с Конституцией РФ являются высшим выражением власти народа 2) определяют представительство в органах государственной власти и местного самоуправления 3) отражают мнение граждан по определённому вопросу, вынесенному на обсуждение 4) проводятся в соответствии с порядком, который установлен законом

22)Какие определения социальной роли дают авторы? (Приведите два любых определения.) Когда сложились первые социальные роли? К каким последствиям могло привести поведение члена группы, который вёл себя, как хотел, или стремился обмануть группу? (Укажите два последствия.)

23)В чём выражается, по мнению авторов, автономность социальной роли по отношению к индивиду? Приведите примеры двух социальных ролей, которые выполняете Вы в различных социальных группах, в каждом случае поясните, какое поведение будет соответствовать ожиданиям социальной группы.

24)Авторы считают, что «к человеку могут одновременно предъявляться ролевые ожидания, относящиеся к разным, часто противоречащим друг другу ролям». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения), подтверждающих это мнение.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по обществознанию 9 класс:

22.12.2020 Обществознание 9 класс варианты ОБ2090201 ОБ2090202 ОГЭ 2021 ответы и задания статград

21.10.2020 Обществознание 9 класс ответы и задания ОБ2090101-ОБ2090104 статград

При обучении любым наукам, важно полное и правильное усвоение информации. Для того, чтобы узнать собственные мысли учащихся по определенной проблеме, отлично подходит такая форма, как эссе.

Чтобы разобраться, что такое эссе, следует обратиться к этимологии данного слова. Оно позаимствовано из французского языка и, в буквальном переводе, обозначает опыт, пробу, набросок, очерк. В русском языке эссе — это сочинение небольшое по объему, написанное в свободной форме, выражающее личные мысли автора на затронутые вопросы. Такое сочинение не претендует на глубокое исследование и трактовку предмета, а лишь выражает мысли в свободной, зачастую разговорной, форме.

Нюансы написания эссе

Зачастую школьники, студенты или молодые специалисты сталкиваются с проблемами, не зная, как писать эссе. Достаточно знать некоторые особенности, чтобы написание давалось легче.

Сочинение пишется в соответствии с определенной структурой:

  • Вступительная часть
  • Тезис и подкрепляющие его аргументы
  • Краткое изложение мыслей автора на этот счет
  • Тезис и подкрепляющие его аргументы
  • Краткое изложение мыслей автора на этот счет
  • Заключение

Придерживаясь такой схемы написания, можно качественно осветить любую тему.

Важно помнить, что каждый тезис, использованный в сочинении, необходимо подкрепить доказательством. Также необходимо придерживаться определенных правил:

  1. Во вступлении и заключении эссе, акцент следует сделать на основной рассматриваемой проблеме. Автор должен поставить проблему (во вступлении), раскрыть ее в теле сочинения и выразить свое мнение о ней (в заключении)
  2. Для достижения целостности работы, необходимо придерживаться плана, выделять абзацы, строить логическую связь между тезисами и мыслями.
  3. Для придания сочинению эмоций и экспрессии, рекомендуется использовать короткие, простые предложения с различной интонацией.

Четких требований по объему, к эссе не предъявляется. Обычно, подобного рода сочинение, занимает от двух до десяти страниц машинописного текста. В некоторых иностранных вузах сочинение должно занимать не более двух страниц.

MO

Я хочу стать политиком, или каким либо очень влиятельным представителем власти, например премьер министром. Я бы мог выбрать разные сферы деятельности, но, чтобы охватить их все, лучше профессии не придумать. Представитель власти может всё!

Есть множество различных проблем во всевозможных сферах жизни. Их решением и занимаются люди, избранные для этого народом. Хорошего представителя власти тепло принимают везде. Он постоянно погружается то в одну сферу, то в другую.

Однако я понимаю, что эта профессия имеет разные минусы. Люди надеются на политика, верят ему. На его плечи возложена большая ответственность. И помимо того, что ему нравится, ему также приходится заниматься многими неинтересными вещами. Например, если я буду занимать такую должность, то для меня определённо будут нудными работа с бумагами, разные открытия учреждений, посещение встреч, собрания и другое. Эти дела не позволят вплотную заняться интересным и любимым направлением. Однако есть и такие представители власти, которые занимаются более узкими областями. Например, это различные министры. Министр экономики, министр здравоохранения, министр образования и прочие – хорошие должности для определившегося человека. Я пока не могу представить, в каком направлении будет проходить моя трудовая деятельность.

Большой плюс данных профессий в зарплате. Она тоже является важным критерием выбора дела жизни наравне с интересом к нему, склонностями человека. Могу ли я? Хочу ли я? Надо ли? Это профессия из типа “человек-человек”. Какие качества помогают представителям власти подниматься по карьерной лестнице? Одним политикам помогают получить поддержку людей резкие высказывания, взрывной характер. Кому-то помогает расчётливость, рассудительность, спокойный нрав. Прекрасное образование должен иметь каждый из них. Представлять народ должен достойный человек и мне до этого ещё очень далеко. Но не всегда лишь профессиональные навыки влияют на симпатию граждан. Необходимо развивать речь, жесты, мимику, жестикуляцию, создать запоминающийся, непохожий на другие, образ. Обаятельный политик не останется в стороне и над этим качеством предстоит упорно работать.

Далеко не всем легко дается овладение всеми этими умениями и навыками. У человека обычно бывают склонности только к некоторым из сторон этой профессии. И если запастись терпением, то, я думаю, можно достичь не только этой, но и других целей.

Орфография и пунктуация автора сохранены

О чем писать эссе по политологии

Сочинение в форме эссе дает возможность продемонстрировать индивидуальное отношение к событиям и фактам, происходящим в стране и мире. Поэтому выбор тем для написания обширен. Можно написать о недавно произошедшем событии в политической жизни страны, которое вызвало какие-то эмоции. Также можно обратиться к историческому факту и высказать свое отношение к нему.
Наиболее популярными темами для написания эссе в вузе, являются:

  • принципы политического устройства;
  • политика как общественное явления;
  • образование и этапы развития политики;
  • политика и ее роль в жизни общества;
  • социальная напряженность;
  • политическое лидерство;
  • проблемы, которые затрагивает политика.

Эссе “Политика – наука и искусство, которые касаются каждого”

Автор: Зорина Дарья Дмитриевна Место работы/учебы (аффилиация): Алгинская средняя школа № 4, 9 класс

Аннотация:

Политика – наука и искусство, которые касаются каждого Большую политику нельзя подчинить мелким чувствам и интересам. Президент Азербайджана (1923-2003)

Слово «политика» в переводе с древнегреческого языка означает искусство управления государством. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии. Есть несколько групп в различных сферах политики: экономике, социальных отношениях, безопасности и прочих.

В наше время не каждый человек сможет разобрать эту науку. Каждый из нас зависит от общества и от государства, а это означает, что политика касается каждого из нас. И у каждого она своя. История знает множество примеров, когда политики разных эпох ставили перед собой невозможные цели, которых они никогда не достигнут, пытались реализовать утопические проекты, которые в конечном итоге напоминали старую добрую монархию. Сама политика получила свое развитие через Италию и непосредственно через Римскую империю. Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до нашей эры Аристотелем. Те люди которые занимаются этой сферой, должны иметь навыки искусства политики, для того что бы принести пользу государству. Сейчас политика практически везде. Выходит парадокс – политика влияет на каждого, но многие ее игнорируют. Каждый из нас по-разному принимает смысл политики. Политику одновременно читают как наукой, так и искусством. Политик должен обладать всеми наилучшими качествами, ведь он представляет интересы других слоев общества в сфере государства. Главным качеством считается высокие моральные принципы. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Мораль и политика всегда должны идти «бок о бок», дополняя друг друга. Коллективизация в СССР, как и любая другая политика (по крайней мере, до 1953 года) не особо опиралась на мораль, что привело к столь ужасным последствиям. А если взять индекс демократии в современной Норвегии, то он будет самым высоким в мире. Там идет политика тесно связанная с моралью. М. Вебер считал, что политика – это «стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти». Искусство политики заключается, таким образом, в способности не впадать в крайности; способности «заглянуть за горизонт»; в гибкости и маневренности, умение пойти на компромисс; способности воздержаться от личных счетов; умение учитывать особенности исторического периода; в политическом реализме; в умение не навредить своему народу. Политика в идеале должна быть сплавом, морали, искусства и науки. Подводя итоги своих мыслей и рассуждения, приведу высказывание одного из великих людей, принадлежит она Ю. Климову «Политика — такая тонкая вещь, что ее не видно простому глазу». По моему мнению, каждый человек должен принимать участие в политической жизни. Как говорил философ Генри Луис «Политик — каждый человек», а ведь оно так и есть. Но следует учитывать и то, что политика ведется в первую очередь для народа.

Содержание работы:

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Написание эссе

Когда выбрана тема сочинения, возникает вопрос — как начать писать эссе по политологии? Следует воспользоваться несколькими советами, для качественного написания:

  • Определите основную идею текста, отталкиваясь от темы. Эта идея станет ориентиром для читателя, который поможет разобраться в развитии Ваших мыслей.
  • Также подумайте о личной идее — какой реакции вы ждете от читателя? Хотите побудить его к размышлению, спору, активным действиям?
  • Составьте приблизительный план текста. Необходимо структурировать все аргументы и тезисы. Сочинение пишется в свободной форме, но мысль не должна теряться при переходе от одного тезиса к другому. Для облегчения задачи можете воспользоваться примерами готовых работ.
  • Напишите текст, соблюдая структуру и план. Выразите свое мнение относительно политических событий, либо политики, в целом. Не стоит задумываться о том, сколько слов стоит использовать при написании. Главное максимально развернуто отразить свои мысли и отношение к проблеме.

Следуя этим советам можно написать эссе, хорошо отражающее проблему и индивидуальный подход автора, к ней.

В качестве вывода стоит отметить, что написание эссе по политологии является отличным способом выразить личные мысли и переживания. Также оно поможет структурировать их, привести в порядок. Выполнение таких заданий дает возможность раскрываться индивидуальным качествам школьников, студентов и молодых специалистов, а опытным авторам позволяет донести свое мнение до читателя.

Сочинение на вольную тему

Послание президента Федеральному собранию — не просто речь главы государства. По крайней мере в последние два года все те, кто обычно в Кремле и Белом доме работают над документом, пытаются уйти от фантазий на тему светлого будущего, а сделать его максимально реалистичным и удобоваримым для исполнения. И третье Послание президента явно было задумано как план работы на год, стратегию которого определил президент, а тактика — за теми, кто его будет осуществлять. За исключением разве что нескольких конкретных рецептов и «законодательных» рекомендаций, выданных Путиным.

Пожалуй, главной мыслью Послания стало осознание властью взаимосвязи экономики и политики и даже в некоторой степени первичности экономики. Если первый подобный путинский документ был практически полностью посвящен политическим реформам — построению вертикали власти, а второй — необходимости либерализации экономики, то третий представляет собой свод рекомендаций, как решить экономические проблемы страны не только сугубо экономическими методами, но и с подчинением политики этому процессу. «Россия должна идти более быстрыми темпами экономического развития, иначе поле для политической и международной деятельности будет сужаться», — сказал практически в самом начале Послания Путин.

И хотя каких-то суперэкономических предложений в Послании выдвинуто не было (все-таки трудно придумать что-то более радикальное в сравнении с предыдущим Посланием), по политическим решениям президент попросту интриговал зал. Если в иные минуты Путин и не угрожал, то позволял себе многозначительные фразы, трактовка которых, особенно практическая, может иметь для существующей политической системы самые радикальные последствия.

Например, правительству было велено подготовить предложения по изменению структуры органов власти с учетом президентских пожеланий: во-первых, продумать логику построения кабинета министров, во-вторых, проанализировать нереализуемые функции государства и отказаться от них, в-третьих, разработать эффективный механизм принятия и исполнения решений, в-четвертых, переместить часть федеральных функций в округа.

Таким образом, клич на проведение административной реформы, о которой говорили все два года президентства Путина, но дальше анекдотов о двухтомнике Юрия Лужкова на эту тему не пошли, брошен. Насколько радикально будет перекроена вся система власти, пока зависит от правительства, которому и дано соответствующее поручение. Но у кабинета министров в этом смысле могут найтись и конкуренты. И из запасников администрации президента, а также от добровольцев из чиновников «новой волны» могут поступить самые неожиданные предложения. Ведь если правительство не захотело, судя по исполнению предыдущего Послания, научиться жить хорошо чисто экономическими методами, власть подумает о создании такой политической системы, в которой любая светлая экономическая идея будет срабатывать.

Тот же лейтмотив звучал в отношении и судебной власти и прокуратуры. Судьям рекомендовано доделать то, что еще не успели сделать в предыдущие годы, например передать в суды право на выдачу санкций на арест, а также подумать о собственной репутации. Прокуратуре — более активно бороться с преступлениями, особенно в экономической сфере: с рэкетом и коррупцией. Но не перебарщивать с наказанием — где это возможно, проявлять гуманизм. «Коррупция — это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод», — сказал президент.

Что касается чисто экономических решений экономических же проблем, то здесь президент продолжил либеральную тематику предыдущего Послания. Например, все ждали, скажет или не скажет Путин слово о ЖКХ, и если скажет, то каким оно будет. Сказал. Крайне осторожно, но либеральное направление мысли зал уловил, поэтому и заволновался. Особенно когда президент в целях создания конкуренции на рынке ЖКХ предложил передать населению право «распоряжаться» бюджетными субсидиями. И тревога, в особенности губернаторов, по этому поводу вполне понятна. ЖКХ — эта та составляющая, которая в случае неумелого с ней обращения способна вызвать социальные волнения. А какому руководителю региона хочется иметь подобную головную боль? Тем не менее хоть и с опаской, но государство решилось на реформирование системы ЖКХ.

Поговорил Путин и о малом бизнесе как о гаранте развития рыночной экономики. Даже предложил не трогать многочисленным инспекционным органам в течение трех лет начинающих бизнесменов. «Не надо устраивать соревнование власти, разрабатывающей законы, с народом, изобретающим, как их обходить», — сказал Путин. В банковской же системе вольности с надзором президент, наоборот, порекомендовал ликвидировать, а также повысить капитализацию кредитно-финансовых органов и их прозрачность.

Отдельно «досталось на орехи» естественным монополиям, которые используют процесс реформирования для повышения тарифов. А, по мнению Путина, все должно быть наоборот.

Экономике была подчинена и международная часть Послания, которая на этот раз заняла еще меньше времени. «Для России проблемы, интегрироваться в мировое экономическое пространство или не интегрироваться, не существует», — сказал Путин. И устроил маленький ликбез по поводу того, что такое ВТО и как им пользоваться для собственного блага. Любопытен и набор союзников России, которых выбрал в Послании президент. На первом месте — СНГ, на втором — Евросоюз, остальные (для поддержания стратегической стабильности) — США и НАТО — были упомянуты лишь вскользь.

Совсем чуть-чуть Чечни — мирной, немного «маленькой победоносной, контрактной и с небольшим сроком службы» армии, пассаж о развитии науки, развитии страховой медицины — вот, собственно, и все Послание президента, гарантирующее России будущее в качестве процветающей страны, где жить комфортно и безопасно.

До оглашения Послания многие сомневались в успехе мероприятия. Один чиновник сказал: «Представьте, что вы дали задание написать заметку сразу всей редакции, причем на вольную тему. Что-то красивенькое получится?» Впрочем, выходили из зала уже несколько с иным настроением. Путину, как это уже не раз бывало, удалось с известными оговорками подтвердить свой либеральный курс, суммировать все свои предыдущие высказывания, пробросив пару свежих мыслей, при этом особо никого из присутствующих (разноокрашенных) не обидев. И даже пресловутая рассадка, о которой так много говорили до Послания и которой пугали губернаторов, прошла мирно — никто ни у кого на коленях не сидел. Хотя до начала выступления Путина из уст региональных лидеров звучали почти угрозы: «Куда посадят, туда посадят. Главное, куда губернаторы посадят всех остальных».

Сочинение «Коррупция глазами детей»

Коррупция – это использование должностными лицами своих властных полномочий для незаконного обогащения. Это воровство и взяточничество, это беспринципность и эгоизм. Можно ли считать человека достойным высокого чина, если он не в силах противостоять соблазну?

Деньги, которые идут в карман недобросовестным чиновникам, должны пойти на постройку школ и детских садов, ремонт больниц, на повышение уровня жизни простого народа. Насколько нужно быть жестоким человеком, чтобы без зазрения совести обокрасть детей-сирот, инвалидов?

В истории можно встретить множество случаев коррупции. В Российской империи при абсолютной монархии вплоть до восхождения на престол Николая I процветал фаворитизм. Фаворитизм – это некая тенденция, при которой крупные государственные посты занимали исключительно приближенные правителя. При этом никакой антикоррупционной политики не велось.

Власть и безнаказанность развязывали чиновникам руки. Как часто мы слышим, что раньше простым людям было очень тяжело, насколько бедны они были? Может, взяточничество и незаконное обогащение и было причиной их бед?

Коррупцию нужно пресекать, чтобы она не давила на народ, чтобы все имели возможность пользоваться благами, вовремя получать помощь от государства.

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: охарактеризовать сущность политической власти и ее особенности; познакомить с влиянием СМИ на политическую жизнь; вызвать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значения понятий: политика, политическая власть, средства массовой информации (СМИ); описывать роль политики в жизни общества; выделять особенности политической власти; исследовать особенности политической жизни; оценивать степень влияния СМИ на политическую жизнь страны; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая в группе, определять свою роль и вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; 3) познавательные: работать с учебной и дополнительной информацией; обобщать факты: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; личностные УУД: формирование и развитие устойчивого познавательного интереса, становление смыслообразующей функции познавательного мотива; формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой. Философ послал к ней своего ученика, чтобы узнать о причине столь глубокой скорби.

— Вы так убиваетесь, — заметил ученик, — видимо, ваша скорбь очень глубока.

— Так оно и есть, — ответила женщина, — когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, затем муж, а теперь вот и сын.

— Отчего же не покинете эти места? — спросил Конфуций.

— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.

— Запомни это, ученик, — сказал Конфуций, — жестокая власть — свирепее тигра.

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

III. Введение в новый материал

Платон полагал что политика — это «искусство жить вместе». Макиавелли считал, что политика — это деятельность, преследующая сугубо политические цели (например, власть, единство государства и т. д.). Кто из философов был более близок к истине?

Попробуем выяснить это на нашем уроке.

Тема урока: «Политика и власть».

План урока

1. Что такое политика?

2. Политическая власть.

3. Роль политики в жизни общества.

4. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Проблемный вопрос

— Почему общество не может нормально жить без власти?

IV. Работа по теме урока

1. Что такое политика?

(Учитель предлагает ответить на первый вопрос рубрики «Подумаем» на с. 4 учебника.)

— Познакомьтесь с высказываниями выдающихся людей, найдите черты сходства и различия.

«Политика — это не наука, а искусство» (О. Бисмарк).

«Политика есть умение добиваться равновесия» (П. Моруа).

«Политика — это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер).

(Проверка выполнения задания.)

Одно из последних по времени определений политики выглядит следующим образом.

Политика — это сфера определенных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов власти для реализации собственных интересов.

Политическая система складывается из трех основных компонентов:

— политические институты — государство, партии и др.;

— политические нормы — конституции, законы, подзаконные акты;

— политическое сознание — обыденные представления о политике, власти, государстве, а также политические идеи и теории.

В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное — от полной поддержки до оппозиции.

— Привлекая знания по всеобщей истории и истории России, приведите примеры, иллюстрирующие это утверждение.

(Учитель может привести пример: массовые выступления различных слоев населения против власти на протяжении всей Петровской эпохи, поддержка Михаила Романова всеми слоями общества при избрании на престол.)

2. Политическая власть

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «власть»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из выписанных слов выделяются ключевые.)

В словаре Ожегова дано три толкования понятия «власть» — это:

1) право и возможность распоряжаться кем-то или чем-нибудь, подчинять своей воле;

2) политическое господство, государственное управление и его органы;

3) люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми.

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них, и чем отличаются эти отношения.

Ситуация 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

Ситуация 2. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из верующих «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание».

Ситуация 3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

Ситуация 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. Он заявил, что согласен с требованиями профсоюза, но боится остаться без работы.

Ситуация 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

Ситуация 6. Президент подписал указ об амнистии. Министр юстиции и министр внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

(Проверка выполнения задания при консультативной помощи учителя.)

Примерное содержание ответа

1. Общее в данных отношениях то, что они выстраиваются по принципу власть — подчинение.

Ситуация

Кто главенствует?

Кто подчиняется?

1

Отец

Сын

2

Франциск Ассизский

Верующий

3

А.Д. Сахаров

Деятели правозащитного движения

4

Владелец фирмы

Рабочий пенсионного возраста

Профсоюз

Рабочие

5

Журналист

Правительственный деятель

6

Президент

Министры

2. Различия в данных отношениях касаются сфер воздействия власти.

Ситуация 1. Семейная сфера — власть родителей над детьми.

Ситуация 2. Идеологическая (духовная) сфера — власть идеи.

Ситуация 3. Нравственная сфера — власть авторитета.

Ситуация 4. Экономическая сфера — власть трудового коллектива (профсоюз -> рабочие) и власть работодателя над наемным рабочим (владелец фирмы -> рабочий пенсионного возраста).

Ситуация 5. Информационная сфера — власть общественного мнения.

Ситуация 6. Государственная сфера — власть государства.

Участники рассмотренных отношений не равны между собой, так как одни властвуют (проявляют власть), а другие им подчиняются. Таким образом, власть — это отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Надеюсь, вы заметили, что в рассмотренных нами ситуациях проявлялись три формы влияния — сила, авторитет и собственно власть.

Проблемное задание. Изучите дополнительный материал и ответьте на следующие вопросы:

— Как вы думаете, какая из трех форм влияния самая прочная и почему?

— Какая самая уязвимая?

— Всегда ли эти формы влияния проявляются в чистом виде?

— Как они взаимосвязаны?

Дополнительный материал

Великие империи Ассирии, Персии, Македонии и, наконец, Рима были созданы силой оружия, воспринимались многими народами как навязанное господство. Власть постепенно все больше стала отрываться от простых людей, возникала пропасть между государством (официальным носителем власти) и обществом. Однажды известный полководец и политический деятель Алкивиад пришел к Периклу, но слуга не пустил его в дом, сказав, что господин занят обдумыванием того, как отчитаться перед афинянами. На это Алкивиад заметил: «Лучше бы он подумал, как не давать им никакого отчета».

Египтяне называли своего царя фараоном, что в переводе означало «большой дом» или «дворец». Они считали, что слово «царь» и имя царя нельзя часто произносить, так как эти слова священны. Подобное почитание было и у других народов — в древнем Китае никто кроме императора не мог носить одежды желтого цвета, не говоря уже о том, что в большинстве стран простым людям было запрещено смотреть на правителя, а нарушение этого правила каралось смертной казнью.

Руководители забывали о своем долге защищать справедливость и интересы народа, это вызывало восстания, революции, войны, движения протеста. До нас дошли имена людей, возглавлявших народные волнения: Спартак, Ян Гус, Мартин Лютер, Степан Разин, Емельян Пугачев и др.

В XVI-XVIII вв. в Европе, как вы знаете из курса всеобщей истории, вспыхнуло несколько революций. Этот период характеризовался не только значительным индустриальным развитием, но и новой организацией государства. Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. де Токвилль и многие другие говорили о власти как о взаимодействии между всеми членами общества. Для них власть основывалась не на вере в божественное происхождение правителей, а на разуме и установлении контроля над государственными органами со стороны общества. Источником власти признавался народ, который выражал свою волю через выборы. Выдвигалось требование разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых сдерживала бы другую. Наметился отход от противопоставления государства, обладающего абсолютной властью, и общества, вынужденного подчиняться требованиям представителей государства.

В XX в. люди наблюдали яркие примеры как деспотического злоупотребления властью, так и стремления обратить ее на пользу всех народов. Адольф Гитлер хотел установить власть арийцев над миром и использовал силу оружия для развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества, поддерживал практику создания концлагерей для уничтожения других народов. Вместе с тем появились государства, в которых было введено всеобщее избирательное право, провозглашено равенство всех граждан, созданы благоприятные условия для развития творческих способностей каждой личности. Государства начали отчитываться перед своим народом.

(Проверка выполнения задания.)

Политическая власть использует открытое законное применение силы через специальные государственные органы принуждения (полиция, армия, налоговые службы), для нее характерны публичность и наличие центра принятия важнейших решений.

А власть — это добро или зло? Еще древнекитайский философ Мо-цзы утверждал: «Только нравственная власть пользуется уважением». Однако в истории человечества слишком много примеров, которые свидетельствуют о том, что политика плохо согласуется с моралью. Например, римский диктатор Сулла после захвата власти устроил резню шести тысяч своих противников. Когда его спросили, что за страшные крики слышны за окном, он ответил: «Там по моему приказу наказывают нескольких негодяев».

(Проведение мини-дискуссии на тему «Власть: добро или зло?».)

Вопросы для дискуссии

— Согласны ли вы с мнением русского философа Н.А. Бердяева «всякая власть открыто и прикрыто заключает в себе яд»?

— Обязательно ли борьба за власть является злом?

— Может ли политик быть честным? Верны ли, на ваш взгляд, утверждения, что честный политик — тот, у кого едины слово и дело, а благородный политик — это толерантный политик, т. е. терпимый к чужой точке зрения, уважающий мнение другого?

Цель не должна оправдывать средства. Это очень важный вывод, который должно усвоить человечество.

— Работая с п. 2 § 1 и рубрикой «Документ» (с. 5, 6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.

Запись в тетради

Особенности политической власти:

1) распространяется на все общество;

2) все, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять;

3) имеет возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию;

4) играет большую роль в любом современном обществе.

Признаки политической власти:

— легитимность;

— публичность;

— многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх);

— верховенство над всеми иными силами общества.

3. Роль политики в жизни общества

(Рассказ учителя в пределах материала учебника, учащиеся ведут опорные конспекты.)

Запись в тетради

Функции (роль) политики:

— организационная — управление и руководство общественными процессами;

— коммуникативная — обеспечение обмена информацией между людьми, диалога граждан и государства;

— регулятивная — воздействие на людей, их поведение, условия жизни;

— интегративная — сплочение различных слоев и групп общества с целью поддержания стабильности и порядка в обществе;

— воспитательная — приобщение индивида к общественным делам, социализация личности (человек — социально активное существо).

Творческое задание. Прослушайте фрагмент из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов», изучите информацию, представленную в рубрике «Мнения» на с. 7 учебника, и ответьте на вопросы.

Царь.

Умираю;

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь… о Боже, Боже!

Я, с давних лет в правленьи искушенный,

Мог удержать смятенье и мятеж;

Передо мной они дрожали в страхе,

Возвысить глас измена не дерзала…

Будь молчалив; не должен царский голос

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

Вопросы к классу

— Согласны ли вы с методами правления, которые использовал Борис Годунов? Обоснуйте свою точку зрения.

— С какими точками зрения россиян согласуется позиция царя?

— Как вы полагаете, возможна ли в настоящее время в демократическом государстве информационная закрытость власти, исповедуемая героем драмы Пушкина? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников, возможно проведение мини-дискуссии.)

4. Политическая жизнь и средства массовой информации

(Изучение материала с помощью приема комментированного чтения. Формулирование и фиксирование выводов в тетради при консультативной помощи учителя.)

Запись в тетради

Функции СМИ:

1) информационная — доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;

2) аналитическая — осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;

3) идеологическая — формирование массового сознания;

4) развлекательная.

Давайте поразмышляем о том, как СМИ влияют на жизнь общества.

Дискуссия. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, участники которого разошлись во мнениях. Одни полагают, что СМИ играют положительную роль в политической жизни общества, другие придерживаются противоположной точки зрения.

— Разделитесь на две группы, каждая из которых подберет аргументы в защиту той или иной позиции.

(В ходе проверки выполнения задания составляется перечень.)

Позитивная роль СМИ в политической жизни общества:

— оперативное освещение информации — обращение внимание людей на проблемы общества;

— утоление информационного голода;

— повышение общей, в том числе и политической, культуры людей;

— взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности.

Негативная роль СМИ в политической жизни общества:

— манипуляция общественным сознанием — может быть предоставлена заведомо ложная информация (иногда из разных источников), которая откладывается в сознании людей и влияет на принятие важных решений (когда станет известна правда, цель уже достигнута);

— демонстрация ложных и опасных ценностей — культ насилия, грубое и пошлое поведение и т. д.;

— опасность подражания подростков и людей с сформированными жизненными ценностями отрицательным персонажам, которые, например, на экране никак не наказываются и даже не порицаются.

V. Подведение итогов урока

(Учитель помогает ученикам сформулировать выводы по теме урока. Фронтальный опрос.)

— Китайская мудрость гласит: «Власть, чтобы ее уважали, должна начинать со строгости, а кончить великодушием». Согласны ли вы с этим утверждением?

— Вспомните слова Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказывать я готов пожертвовать жизнью». О чем свидетельствуют эти слова?

— Бывший президент Франции Ж. Помпиду когда-то провел границу между политиком и государственным деятелем, утверждая, что последний работает для нации, тогда как первый — для себя. Прокомментируйте это высказывание.

— У Льва Толстого есть притча. Крестьянина, привязанного к дереву, облепили здоровенные комары. Подходит помещик и говорит: «Давай сгоню». Крестьянин просит: «Не надо, барин. Эти уже насосались, а сгонишь — новые прилетят». Какое отношение притча имеет к проблеме власти в обществе?

— Раскройте смысл высказывания А. Камю: «Свободная печать бывает хорошей или плохой… но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой».

— Раскройте смысл высказывания О.В. Ключевского: «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает».

— Раскройте смысл высказывания С. Прествича: «Комментарии свободны, но факты священны».

Домашнее задание

1. Прочитать § 1 учебника.

2. Выполнить задание 3 или 4 рубрики «В классе и дома» (на выбор).

3. Написать эссе на тему «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека).

Политика и власть

Реферат по обществоведению

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ
к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшее значение
для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе
власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей
политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической
власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и
Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина,
по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе
власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы
философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в
философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу
над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего,
для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С
развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено
необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения
всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных
отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет
старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от
общества и встала над ним.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной
неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и
функционировании общества является исходным для всех современных социальных я
политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность
людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и
естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее
существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми,
регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до
н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному
ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными
отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы
(479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы
власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим
идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного
договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и
Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм
необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку
«верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления…». В
том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и
семейную власть с понятием власти общественной или политической.

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная
сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на
опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими
властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты
преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов
«смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк,
Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной
ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством.

Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на
первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и
беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся
лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует
множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что,
видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти,
которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Для
Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти
и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее
содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в
особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов.
Согласно западной традиции первичным видом власти является власть
индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия,
распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными
моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и
большим числом субъектов.

Характерна, например следующая мысль:
«политическая наука становится равнозначной исследованию власти. Это наука о
действительной воле к власти и её рациональной координации в обществе».

  Любое общество не может
нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить
произвол. Как отмечал В. Соловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло
осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она
в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим
благом. Эти два интереса, противоложные для отвлеченной мысли, но одинаково
обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их
встречи рождается право».Власть вовсе не является непременно результатом только
насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной
натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы
подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на
другого, сила, соединяющая людей в общество.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной
природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный
характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим
средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно
создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым
устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается
исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны
жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть
в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное
воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств —
воли, авторитета, права, насилия.

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов
социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между
двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в
результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть
состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является
внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет
никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно
представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго
говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от
общества.

 Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой
руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных
режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет
его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является
страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный.
Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на
страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести
наказания и обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае
непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная
заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению
распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не
менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя
убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед
умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря,
преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при
идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект
властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно
доверяет своему руководителю.

 Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного
важного фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит
неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда
носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована.
Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется
неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения
будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает
свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения
начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически
или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер.
Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На
пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом
на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Правители
всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности
правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую
силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить
повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям
приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой
добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что
представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они
вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных
интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.

  • Сочинение на тему положительные и отрицательные стороны реформ петра 1
  • Сочинение на тему положительные герои и их роль в комедии недоросль 8 класс с цитатами
  • Сочинение на тему полезные ископаемые
  • Сочинение на тему положительные герои и их роль в комедии недоросль кратко
  • Сочинение на тему положительные и отрицательные стороны личности обломова