Сочинение на тему похвальное слово ломоносову 7 класс

Значение похвальных од м. в. ломоносова жизнь и творчество великого русского поэта и ученого м. в. ломоносова представляет собой замечательный

ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА

Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.
Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения. М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.
Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.
Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.
Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:
Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.
После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее. В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.

Ниже приводится школьное сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – гениальный русский ученый, прославивший самые разные области российской и мировой науки. М. В. Ломоносов описал взаимодействие трёх основных стилей русского языка и жанров, соответствующих им. Он описал тридцать возможных размеров русского стиха, сам писал стихи, ставшие образцами для последующих поколений. Наиболее известны торжественные оды Ломоносова, в которых он прославлял монарха, как главу государства, свою родную страну – Россию.

Разносторонний гений Ломоносова оставил свои след в таких областях науки, как: физика, метеорология, искусство, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология и астрономия.

Общественная деятельность М. В. Ломоносова была посвящена борьбе за народное просвещение. Он выступал за предоставление доступа к образованию всем сословиям, в том числе крестьянам. Ломоносов верил в творческие способности русского народа.

Читая известные строки из оды Ломоносова, мы, прежде всего, узнаем в них его самого:

«…Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать…»

По инициативе Ломоносова в 1755 году был создан Московский университет, ныне носящий имя своего гениального основателя.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангелогородской губернии. С детства он выходи́л в море с отцом для ловли рыбы. Суровые условия севера закалили характер подростка. В сочинении о Ломоносове, про необъятность интересов которого говорили многие учёные, необходимо отметить проявлявшуюся с детства тягу к обучению. Твёрдая воля и стремление к познанию мира позволили ему стать величайшим учёным в истории России.

    Детство и юность учёного

    Ломоносов с детства полюбил книги, мать научила его читать. После её смерти жизнь мальчика в родном доме стала очень трудной. Одна из мачех сердилась, когда видела Михаила с книгой, рвала и жгла учебники. В мини-эссе про Ломоносова стоит вспомнить крестьянина Ивана Шубного, который обучал Михаила грамматике и арифметике. От своего наставника юноша узнал, что для изучения большинства наук нужно знать латинский язык, который преподают в столице. В 19 лет Ломоносов тайком ушёл из дома и отправился с рыбным обозом в Москву.

    Михаил поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться взрослому юноше пришлось в одном классе с двенадцатилетними детьми, которые постоянно смеялись над ним. Кроме того, Ломоносову приходилось выдавать себя за дворянского сына, простолюдина не приняли бы в академию.

    За 5 лет обучения Михаил стал одним из лучших учеников, заслужил множество похвал и получил направление в Петербургский Академический университет.

    Сочинение на тему «Почему меня восхищает личность М.В. Ломоносова»

    Почему меня восхищает личность М.В. Ломоносова

    Меня всегда восхищала личность Михаила Васильевича Ломоносова, потому что для меня он человек, показавший, насколько сильна может быть тяга к знаниям и как она может привести привести простого крестьянина-помора к немыслимым вершинам. О Ломоносове столько написано и сказано, что, кажется, нельзя уже добавить ничего нового, но я попытаюсь понять и проанализировать, каким образом простой паренёк из деревни Денисовка смог стать величайшим человеком, известным не только в России, но и во всём мире. И насколько жаден он был в своей деятельности, охватив различные области науки и искусства, начиная от химии, физики, астрономии, географии и заканчивая литературой и языкознанием.

    Характер Михаила Васильевича, несомненно, формировался с раннего детства. Выходы на промысел в море с отцом-помором, сама суровая и прекрасная природа Архангельского края не могли не наложить отпечаток на его личность, закалив мальчика, сделав его целеустремлённым и упорным. Ранняя смерть матери и последующая жизнь с двумя мачехами, конечно, тоже повлияли на его судьбу, когда рассчитывать приходилось только на самого себя, свои знания. К счастью, мама успела научить сына читать, и книги на всю жизнь стали для Ломоносова лучшими друзьями и советчиками, его «вратами учёности». Вторая мачеха очень злилась, когда видела Мишу за книгой, прятала, рвала, сжигала его учебники, но, несмотря на это, тяга мальчика к знаниям не ослабевала. Возможно, именно из-за невыносимой обстановки дома юноша сбежал в Москву с рыбным обозом.

    Много дней длился этот путь, пройденный смелым юношей пешком, но главные трудности ждали его впереди. Наверное, нелегко пришлось 19-летнему парню, севшему за парту наравне с 12-летними детьми, которые смеялись над ним. Он выдал себя за сына дворянина, поступив в Московскую славяно-греко-латинскую академию, а это тоже был риск для него, ведь, если бы правда открылась, его немедленно исключили бы из академии. Но за пять лет он стал одним из лучших учеников академии и был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. Это стало ещё одной ступенькой к будущим вершинам для пока ещё безвестного юноши.

    А потом судьба забросила его в Германию, куда Михаила Васильевича отправили в числе лучших студентов. Там он провёл ещё пять лет, изучая математику, физику, философию, химию и металлургию. Там же, в Германии, он встретил свою единственную на всю жизнь любовь – Елизавету-Христину Цильх. Её отец был против этого брака, но девушка была под стать Ломоносову и вышла за него вопреки воле родителей.

    Когда Ломоносов вернулся в Россию, он стал первым русским, назначенным на должность профессора химии. И первое, что он сделал, испросил разрешения читать публичные лекции на русском языке. Он мог бы успокоиться и вести благополучную жизнь профессора академии, получая неплохое жалованье. Но не таков был Ломоносов. Сначала он открывает первую в России химическую научно-исследовательскую лабораторию, потом основывает фабрику мозаики и бисера, которыми увлекается как хобби, и, наконец, в 1755 году под его влиянием открывается первый Московский университет. Помня о своей судьбе, Ломоносов борется за то, чтобы право учиться имели не только дворянские дети, но и низшего русского сословия. И довольно успешно, за что ему были благодарны многие талантливые выпускники, получившие право на образование.

    А у Ломоносова впереди новые свершения, потому что в последующие годы он возглавил Географический департамент, и именно при нём был создан первый «Атлас Российский», что явилось прорывом для отечественной географической науки. Как видим, Ломоносов и здесь не отходит от своего стремления быть первым в свершениях и делах своих. В современном мире его назвали бы учёным-экспериментатором.

    А потом его избирают членом Российской Академии Художеств, потому что у человека, казалось бы, целиком погружённого в науку, — нежная душа поэта. И он успевал не только ставить опыты и проводить научные эксперименты, но и писать стихи, оды, эпиграммы, поэмы, трагедии, а также вносить реформы в русское стихосложение, то есть и здесь он так или иначе был первым.

    Когда бы я ни задумывалась о личности Ломоносова, меня всегда мучает один и тот же вопрос: как же он всё успевал? Сочинять стихи, писать научные труды, ставить многочисленные опыты в лаборатории и даже заниматься мозаикой (два года он потратил на монументальную мозаичную картину «Полтавская баталия»). Откуда брал силы на всё это? Он и прожил-то до обидного мало… 54 года… И столько всего успел…

    Наверное, такие люди, как Ломоносов, рождаются раз в столетие. Он был как Солнце для русской науки и искусства. И его личность может служить примером для современных молодых людей, жалующихся на трудные обстоятельства, недостаток материальных средств и так далее. Ломоносов пробился из самых низов только силой собственного стремления к знаниями, жаждой деятельности на пользу Отечества. И я горжусь тем, что он наш соотечественник.

    Начало научной деятельности

    Дальнейшее обучение Ломоносова проходило в Германии, куда его направили как лучшего студента. Пять лет учёный углублённо занимался математикой, физикой, химией, астрономией, философией и металлургией. Оттуда же он прислал в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором реформировал стихосложение на русском языке. После возвращения в Россию Михаил Васильевич получил должность профессора химии. Он стал первым русским, получившим такое звание, поэтому попросил разрешения читать лекции на родном языке. В России учёный продолжал широкую научную и общественную работу:

    • создал химическую научно-исследовательскую лабораторию;
    • открыл Московский университет, право учиться в котором получили и представители низших сословий;
    • основал мозаичную фабрику.

    Ломоносов постоянно расширял сферу научной деятельности. Впоследствии он был избран в Географический департамент, где под его руководством осуществлён первый выпуск «Атласа Российского», внёсшего большой вклад в отечественную науку о земле. Избрание учёного членом Академии Художеств стало признанием его поэтического дара. Любимым жанром в творчестве Ломоносова была ода. Его перу принадлежат многие стихи, эпиграммы и похвальные благодарственные оды российским императорам.

    Уделял внимание учёный-энциклопедист и журналистике. Статья «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» посвящена теме распространения научных знаний.

    «Европейский ученый» Михаил Ломоносов


    Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru


    Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru


    Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru

    В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

    В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

    В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.

    В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.

    «Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»

    Иван Аксаков

    Великий человек ломоносов. Студенческие годы

    Для того чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Михаил вынужден был подделать документы, выдавая себя за сына холмогорского дворянина. Уловка не была никем замечена, и архангельский парень приступил к учебе.
    В 1734-1735 гг. едет в Киев учиться в Киево-Могилянской академии, после чего снова возвращается в Москву в Славяно-греко-латинскую академию, заканчивать образование.

    Проявив себя необыкновенно даровитым студентом, Михаил Ломоносов, вместе с двумя лучшими выпускниками академии, был направлен для обучения в Германию.

    Случилось это в 1736 году, когда русскому гению было 25 лет.

    Три года он изучал науки в Марбургском университете, затем год в Фрайберге, у Генкеля, и еще год провел в разъездах, в том числе и по Голландии.

    За это время Ломоносов досконально изучил естественные науки (химию и физику ), а также серьезно увлекся металлургией и горным делом.

    Достоверно известно, что гениальные люди, как правило, обладают определенным складом ума: точным или гуманитарным.

    Так, например, Александр Пушкин был фантастически одаренным человеком в сфере гуманитарных наук, а вот математику и все точные науки совершенно не понимал и не любил.

    Интересен факт, что Ломоносов, кроме огромной любви к точным наукам и вопреки указанному правилу, чрезвычайно серьезно занимался словесностью. Он написал много стихов, пособий по риторике и красноречию и т.п.

    Многие строки из его поэтических произведений стали крылатыми:

    «Науки юношей питают

    Отраду старым подают».

    И еще:

    «Открылась бездна, звезд полна,

    Звездам числа нет, бездне — дна».

    В ходе своего 5-летнего пребывания по Европе, он еще и глубоко изучал европейскую литературу и занимался переводом стихов.

    Интересен факт, что Ломоносов в совершенстве владел 11 языками.

    И еще один интересный факт. Пушкин, которого мы уже упоминали, восхищался Ломоносовым и писал о нем следующее:

    «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

    «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

    Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА 05.03.201205.03.2012 Aeon

    ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА

    Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.

    Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения. М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.

    Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.

    Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.

    Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:

    Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:

    Желает всяк пролить всю кровь,

    От грозного бодрится звуку.

    Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.

    После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее. В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:

    Се образ изваян премудрого героя,

    Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,

    Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

    Когда он строил град, сносил труды в войнах,

    В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,

    Домашних побеждал и внешних супостатов;

    И, словом, се есть Петр, отечества отец;

    Земное божество Россия почитает,

    И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.

    Из восторженных строк Ломоносова мы ви­дим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его сол­даты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мне­нию автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол им­ператрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее раз­витие «дела Петрова»:

    Когда на трон она вступила,

    Как вышний подал ей венец,

    Тебя в Россию возвратила,

    Войне поставила конец;

    Тебя прияв, облобызала:

    «Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.

    Я россов счастьем услаждаюсь,

    Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».

    Однако похвальные оды Ломоносова адресо­вались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки. Потому в его одах нередко появляются обличи­тельные интонации. Так, он осуждает антинаци­ональную политику Петра III, высказывает пре­дупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о боль­шой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:

    Услышьте, судии земные И все державные главы:

    Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,

    Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.

    Вместите с правдою щедроту,

    Народну наблюдайте льготу,

    То Бог благословит ваш дом.

    В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального са­мосознания народа. Автор выражает чувства на­стоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действи­ям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение по­хвальных од М. В. Ломоносова.


    Источник: vsesochineniya.ru

    Отправлено 4 мар. 2012 г., 03:17 пользователем Неизвестный пользователь

     

    [

    обновлено 16 сент. 2012 г., 03:52
    ]


    %D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE

    Слово похвальное Ломоносову

         Высоким слогом великорусского живого языка прославить хочу достойнейшего человека — Михаила Васильевича  Ломоносова.
         Хвалу и славу воздаю за труды, свершённые им ради развития наук в Отечестве нашем.
     
       Историк и ритор, химик и механик,художник и стихотворец, Михайло
    Ломоносов был «первым нашим университетом». Имя его носит ныне   лучший
    университет России, основателем своим гордящийся.
         Талант
    Ломоносова, огромные преграды на пути своём преодолевший, «блистает в
    похвальных речах его», сияет в научных статьях его, а «оды его будут
    всегда драгоценностию российской музы».
         За силу ума
    необыкновенную, за жажду знаний и стремление к просвещению народа
    русского снискал себе вечную славу великий сын России Михайло Ломоносов!


    %D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D0%BD

    Похвальное слово Демосфену


         Славим тебя, Демосфен, мастер великий красивого меткого слова! Был ты прекрасным оратором, всех удивлял своими речами! Восхищались по праву граждане древней Эллады твоим божественным даром слова.
         Но не богам олимпийским обязан ты тем, что ниспослан был тебе этот дар. Трудами великими, волею могучею, мужеством, достойным богов, заслужил ты имя великого оратора.
         Так могут л
    и забыть потомки такого умного и храброго человека, каким был ты, Демосфен? Можем ли мы не восхищаться таким пламенным патриотом, защитником демократии, каким был ты, Демосфен? Сколько бы ни прошло веков, не сотрётся из памяти, не померкнет слава твоя, о Великий оратор! 

    Демосфен


        
    Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению
    речей. От оратора требовали правильного и изящного выговора, полноты
    голоса, благозвучия и ритма.
         Сначала у Демосфена был слабый
    голос и короткое дыхание, поэтому среди речи он часто останавливался,
    кроме того, он подёргивал одним плечом. С раннего детства он был
    косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно [р],
    произносил слова с ошибочным ударением. Демосфен сильно заикался,
    особенно, когда волновался, и поэтому часто разрывал не только
    предложения, но и слова. Этот недостаток не позволял ему говорить
    свободно, плавно, и поэтому он много времени уделял заучиванию наизусть
    целых кусков будущего выступления. но и такая подготовка мало чем
    помогла Демосфену.
         Все эти недостатки могли заставить испугаться
    и упасть духом юношу с меньшей силой воли. Но Демосфен приложил немалое
    старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу.
         Чтобы придать
    своему языку подвижность и гибкость, а звуку — отчётливость и ясность,
    он набирал в рот камешки и с ними пробовал говорить громко и
    выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые
    склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи. Современники часто
    видели его на берегу моря, где он голосом стремился перекрыть шум и
    плеск волн, которые напоминали ему гул толпы на площади. В своём доме, в
    подвале, он устроил комнату, в которой оставался днями и ночами,
    месяцами не выходя на воздух. И чтобы ничто не отвлекало его от
    риторических упражнений, Демосфен выбривал себе половину головы. Он
    устроил в подземелье зеркало в человеческий рост и перед ним выполнял
    упражнения. С потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и
    начинал дёргать плечом, появлялись долго не заживающие раны.
                                                                                                     (По
    Г.Штолю; см. В.Я.Коровина. На подступах к риторике.-М.,1996, С.16)


    %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%871

    Похвальное слово Ярославне (героине «Слова о полку Игореве»)

    О Ефросинья Ярославна! Достойная дочь князя Галицкого Ярослава, прозванного за великий разум Осмомыслом! О добрая жена храброго князя Игоря! Великую хвалу воздаём верному твоему сердцу, кручиной повитому!
     Плачешь ты, Ярославна, на забрале в славном Путивле-городе, кличешь милого ладу, и голос твой, печали исполненный, на Дунае слышится, чайкою неведомою стонет. Душою, о Ярославна, ты всегда со славным своим Игорем, что бился на реке Каяле с погаными полками половецкими и пленён был злыми ворогами. Жизни не пожалеешь ты, Ефросинья, чтоб утереть раны кровавые на могучем теле князя Игоря, чтобы облегчить страдания его тяжкие. Доброта твоя и преданность, любовь твоя великая, в молитве, со слезами смешанной, слышится. И мольба твоя горячая достигла цели желаемой. Ветр-ветрило, Днепр Славутич, Солнце трижды светлое и вся Земля Русская явили помощь князю удалому. И уже Бог князю путь кажет из земли половецкой в землю русскую.
    То любовь твоя беззаветная, доброта твоя и верность спасли милого ладу и воинов его храбрых. Так слава тебе, Ярославна, жена русская!

    Жанровое своеобразие.

      
    Похвальное слово — жанр торжественного красноречия.
    Цель  — прославить человека, отметить какие-то положительные стороны
    восхваляемой личности (внешность, поступки, черты характера и пр.).

    Этапы работы над похвальным словом:
    1) определить, за что хотим хвалить — составить список добродетелей;
    2) подобрать аргументы,убедительно раскрывающие наличие этих добродетелей;
    3)
    отобрать необходимые языковые средства (эпитеты, метафоры, инверсии,
    перифразы, гиперболы, риторические вопросы и восклицания и пр.);

    4) определить композицию слова (вступление: сообщение о предмете речи и его прославляемых достоинствах; основная часть: эмоциональное, красноречивое перечисление достоинств; заключение: вывод о значении добродетелей, призыв к подражанию);
    5) составить первоначальный вариант слова, произнести его вслух, найти и исправить недочёты;
    6) записать похвальное слово, подготовить речь к произнесению.

  • Сочинение на тему посещение театра
  • Сочинение на тему поучение младшей сестре 7 класс
  • Сочинение на тему на чеченском языке доттаг1
  • Сочинение на тему ныбжьэгъур гъэпэжыныр адыгагъэм и щэн нэхъыщхьэщ
  • Сочинение на тему нужны ли хорошие манеры