Ðменно в лиÑике ÑÑÑе вÑего вÑÑажаеÑÑÑ ÑÑÑеÑÑво поÑÑа, ÑволÑÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ лиÑноÑÑи.
ÐÑÑкинÑкий ÑвоÑÑеÑкий пÑÑÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 1/4 века.
1813 годом даÑиÑÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÑвое ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение, доÑедÑее до наÑ. ÐавеÑÑение ÑÑениÑеÑÑва поÑÑа пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ Ð¿ÑÑи. Ð 1825 год — год наÑÑоÑÑего ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ, когда он Ñам поÑÑвÑÑвовал Ñвой маÑÑÑаб, ÑвоÑÑеÑкÑÑ ÑилÑ:
ÐÑелÑй клаÑÑиÑеÑкий ÐÑÑкин — пеÑиод Ñ 1825 по 1837 год. Ðогда бÑли напиÑÐ°Ð½Ñ «Ðлегиѻ, «ÐеÑой», «ÐамÑÑник», «ÐÑенѻ, «ÐÑ Ð¾».
РаÑÑмоÑÑим каждÑй пеÑиод подÑобнее.
ÐеÑвÑе 12 Ð»ÐµÑ — ÑÑо «ÑÑениÑеÑкие годѻ, когда ÐÑÑкина пÑи жизни его ÑооÑеÑеÑÑвенники ÑÑали назÑваÑÑ ÐÑоÑеем.
Такой долгий ÑÑениÑеÑкий пеÑиод ÐÑÑкина бÑл ÑвÑзан Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ оÑвоиÑÑ Ð²Ñе оÑновнÑе поÑÑиÑеÑкие манеÑÑ, ÑÑили лиÑики его вÑемени.
ÐÑÑкин в лиÑейÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð°Ñ Ð¸Ð³ÑÐ°ÐµÑ Ñо ÐÑковÑкого, Ñо в ÐаÑÑÑкова, Ñо в ÐаÑни, Ñо в ÐеÑжавина. Ðидна жажда поÑÑиÑÑ Ð²ÑÑ. Ðе зÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ñвоего визиÑа в лиÑей ÐÑковÑкий оÑмеÑил, ÑÑо знаеÑ, кÑо его замениÑ.
СпÑÑÑÑ 4 года, в 1817 годÑ, поÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½ÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸Ñей. СледÑÑÑие 3 года его ÑвоÑÑеÑкий пÑÑÑ ÑвÑзан Ñ Ð²Ð»Ð¸Ñнием волÑнолÑбивой, декабÑиÑÑÑкой лиÑики. ÐÐµÐ´Ñ ÑÑо Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ ÑÐ°Ð½Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐºÐ°Ð±ÑиÑÑÑкой оÑганизаÑий, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº «ÐлагоденÑÑвие». Ð ÑÑи Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ пиÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ на гÑажданÑкие ÑемÑ: «ÐолÑноÑÑÑ», «ÐеÑевнѻ, «ÐоÑлание к Чаадаевѻ.
ÐÑÑзей ÐÑÑкина пÑиглаÑаÑÑ Ð²ÑÑÑпиÑÑ Ð² ÑайнÑе обÑеÑÑва, но его Ñамого деÑÐ¶Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ на ÑаÑÑÑоÑнии.
ÐÑÑкин оÑкликаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑамÑй живоÑÑепеÑÑÑий вопÑÐ¾Ñ Ñого вÑемени. Ð ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении «ÐеÑевнѻ еÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ введении ÐонÑÑиÑÑÑии и оÑмене кÑепоÑÑного пÑава. СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÐÑÑкин никогда не ÑомневалÑÑ Ð² монаÑÑ Ð¸ÑеÑком пÑинÑипе, но оÑÑиÑал ÑамовлаÑÑие. ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑа ÑамовлаÑÑие не Ñо же Ñамое, ÑÑо ÑамодеÑжавие.
ÐÑÑкинÑкие волÑнолÑбивÑе ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑлиÑÑ Ð² ÑпиÑÐºÐ°Ñ . Ðго Ñ Ð¾Ñели поÑлаÑÑ Ð² Соловки, но за поÑÑа вÑÑÑпилиÑÑ ÐеÑжавин, ÐаÑамзин. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ оÑпÑавили в ÐиÑинÑв и ÐдеÑÑÑ Ð½Ð° 4 года.
Юг повлиÑл на лиÑÐ¸ÐºÑ ÐÑÑкина. Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ пеÑеноÑÐ¸Ñ Ð±Ð°Ð¹ÑоновÑкие моÑÐ¸Ð²Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑкÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑ. ÐапÑимеÑ, ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение «ÐогаÑло дневное ÑвеÑило».
ÐÑÑкин пеÑежил кÑÐ¸Ð·Ð¸Ñ 23-го года, когда бÑли Ð²Ð¸Ð´Ð½Ñ Ð¿ÐµÑÑимиÑÑиÑеÑкие ноÑÑ Ð² его ÑвоÑениÑÑ . РконÑе Ñжной ÑÑÑлки он оÑÑÑаеÑ, ÑÑо ÑÑÑаÑил поÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾Ð´ ногами. Ð 1823 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ пиÑÐµÑ Ñвоего «Ðемона», Ñакже в ÑÑом Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°ÑÐ°Ñ «Ðнегин», где показан обÑаз пеÑÑимиÑÑиÑеÑкого геÑоÑ.
Ð 1824 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐÑÑкина вÑÑÑлаÑÑ Ð¸Ð· ÐдеÑÑÑ Ð² Ñодовое имение ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ñкое. ÐÑÑзÑÑ ÑÑиÑали, ÑÑо ÑÑо наÑÑоÑÑее ÑбийÑÑво в оÑноÑении поÑÑа.
Ðо Ñам ÐÑÑкин ÑеÑез 10 Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑеÑ, вÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ 1824-1826 года:
ÐпеÑвÑе в жизни поÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑил возможноÑÑÑ ÑоÑÑедоÑоÑиÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑвоÑÑеÑÑве. СкиÑаÑÑÑ Ð¿Ð¾ болÑÑим гоÑодам, он не знал наÑÑоÑÑей ÑÑÑÑкой жизни, ÑÑÑÑкой деÑевни. Ðн впеÑвÑе по-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑикоÑнÑлÑÑ Ðº ÑÑÑÑкой поÑве. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¾Ñ Ð² жизни Ñовпал Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº «ÐÑÑкин», а не как «ÐайÑон» или кÑо-Ñо дÑÑгой.
Ð 1825 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐÑÑкин пиÑÐµÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого наÑинаеÑÑÑ «Ðеликий ÐÑÑкин», «ÐÑÑкин как ÑÑÑÑкий клаÑÑик». ÐÑо
«Ðимний веÑеѻ.
ÐоÑвлÑÑÑÑÑ ÑолÑклоÑнÑе моÑивÑ, он ÑаÑÐ¿Ð°Ñ Ð½Ñл Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð´Ð²ÐµÑÑ Ð² ÑÑÑÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðменно в ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ñком ÑоздаÑÑÑÑ ÑÑÐ°Ð³ÐµÐ´Ð¸Ñ «ÐоÑÐ¸Ñ ÐодÑнов».
ÐоÑле 1825 года пÑÑкинÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñика поÑÑоÑнно инÑеÑеÑÑеÑÑÑ Ð±ÑÑом. Тема «Ð·Ð¸Ð¼Ñ» ÐÑковÑкого полноÑÑÑÑ ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ ÐÑÑкинÑм. ÐоÑÑ Ð¸ÑполÑзÑÐµÑ ÐµÑ Ð½Ð° 100 %. ÐÑпомним Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ ÐµÑе одно великолепное ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение «Ðимнее ÑÑÑо»,
где пеÑеплеÑаÑÑÑÑ Ð·Ð¸Ð¼Ð½Ð¸Ðµ пейзажи и бÑÑовÑе подÑобноÑÑи.
ÐÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð° 20-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ ÑеалиÑÑиÑной лиÑикой, ÑÑÑÑким бÑÑом за ÑÑÑÑ ÑÑадебного Ñклада жизни.
Ð 30-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð² ÑвоÑÑеÑÑве ÐÑÑкина поÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑенденÑии. Ðго лиÑика болÑÑе ÑÑгоÑÐµÐµÑ Ðº ÑилоÑоÑÑкой. СÑавÑÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñе вопÑоÑÑ ÑеловеÑеÑкого бÑÑиÑ, ÑмÑÑла жизни, ÑÑо еÑÑÑ ÑмеÑÑÑ, веÑа и пÑедназнаÑение. Ðо в его ÑвоÑÑеÑÑве вÑе еÑÑ Ð²ÑÑÑеÑаÑÑÑÑ ÑазмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ жизни пÑоÑÑого Ñеловека — ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение «ÐÐ½Ð¾Ð²Ñ Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑил».
ÐÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо поÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð° Ð¼Ð¸Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñии обÑкновенного Ñеловека.
Конспект
урока
По
русской литературе
Студентки
3 курса ИНС, «образование в области родного языка и литературы»
Семяшкиной
Киры Петровны
Класс:
9
Тип урока:
Объяснение нового материала. Работа в группах.
Тема: Темя
поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Цель учителя: дать
понять ученикам, в чём видит А. С. Пушкин предназначение поэта.
1. Организационный
момент и актуализация знаний (5 минут).
Учитель
приветствует учеников и задаёт несколько опорных вопросов, связанных с темой
прошлого урока:
-Итак,
ребята, на прошлом уроке мы познакомились с любовной и дружеской лирикой поэта.
Что вы можете сказать об отношении Пушкина к любви? Как оно развивалось?
2. Объяснение
нового материала. Работа в группах. (35 минут)
-Пушкин – один из немногих поэтов, который
посвятил себя целиком искусству, первый, кто отказался от государственной
службы за право считать себя только поэтом. Всем своим творчеством стремился он
ответить на вопрос «что есть поэзия?» Юный Пушкин под влиянием идей
Просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницын, под влиянием
бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении
общему делу — делу освобождения России от устаревшей государственной системы. Начиная
с михайловской ссылки, поэт создаёт цикл стихотворений, утверждающий в сознании
русских читателей высокий общественный статус поэта и поэзии. К стихотворениям
этого цикла можно отнести «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк»
(1826), «Поэт» (1827), «Поэту» (1830), «Памятник» (1836).
—Стихотворение «Разговор книгопродавца
с поэтом» представляет собой поединок поэта-романтика и
книгопродавца-прагматика, представителя «века торгаша». В диалоге героев дано
резкое противопоставление «поэзии» и «прозы» в широком значении этих слов:
«возвышенных», романтических представлений о действительности — «пира
воображенья», «чудных грёз», «пламенных восторгов» — и трезвого,
«прозаического» восприятия жизни.
Учитель читает отрывок из стихотворения.
— Диалог «романтика» и «прагматика» заканчивается
полной победой книготорговца, что ярко подчеркнуто смелым стилистическим
приемом. Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык коммерческой
сделки, и стихотворная речь сменяется прозаической: «Вы совершенно правы. Вот
вам моя рукопись. Условимся». Этот приём символизирует стремление освободиться
от беспочвенных и бесплодных мечтаний, сохранив в неприкосновенности свою
внутреннюю свободу и неподкупную совесть художника: «Не продается вдохновенье,
// Но можно рукопись продать».
-Теперь давайте поработаем в группах. Разделитесь, пожалуйста, на 6
групп. Каждая группа получит стихотворение и вопросы к нему. Я даю вам 15
минут. Потом будете рассказывать всему классу.
1 группа: «Арион» (богоизбранность поэта)
-что вы можете сказать об этом стихотворении? Почему из всех,
находившихся в челне, выжил только лирический герой? Пушкин говорит о
богоизбранности поэта. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный,
безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том,
какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие
стихотворения — «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и
пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так
же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою».
Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я
гимны прежние пою» — в этих словах и верность декабристам, и верность своим
убеждениям, вере в справедливость.
2 группа: «Поэт» (процесс творчества очень важен
поэту)
В этом стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе. Разделение
стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может
существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем:
Молчит его святая
лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может всех
ничтожней он.
А вторая часть – это
период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не
может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы
становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье
поэта. Понять все чувства автора
читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную
эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей
ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты второй части
стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова», «широкошумные дубровы». Поэт – это необычный человек, живущей
своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем
прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом
– сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…
3 группа: «Поэт и толпа» (непонимание толпой
поэта)
Поэт в
произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела
до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи. Пушкин отмечает: «Мы рождены для
вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно
проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его
приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах
настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно
так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что
«печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».
4 группа: «Поэту» (избранность поэта, проблема
толпы и поэта)
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период
резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты
«Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем
небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца.
Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути,
по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не
оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а
лишь усовершенствовал «плоды любимых дум».
5 группа: «Пророк» (поэт — пророк, которому
уготована особая миссия. Не каждый человек может стать поэтом, превращение
через страдание, особая роль поэта-пророка.)
— в 1826 году А. С. Пушкин пишет стихотворение
«Пророк». К этому времени уже понесли наказание участники декабристского
восстания. И это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот
событий.
—Скажите, пожалуйста, какова тема стихотворения? (горькая
миссия пророка). По мнению Пушкина, поэт должен видеть и слышать то, что не
подвластно простому человеку, в своём творчестве подать это другим людям.
Найдите строки, подтверждающее это.
Что использует автор, чтобы показать единство,
одну цель происходящего? (множество повторов союза И в начале строк).
Найдите, пожалуйста, в тексте сравнения? С какой
целью использует их автор? (для более ясного изображения различных образов). Автор
использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им
этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
В стихотворении
встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и
мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с
многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным.
-Давайте подведём итог, в чём, исходя от этого
стихотворения, видит предназначение поэта Пушкин? (Поэт является пророком,
которому уготована особая миссия. Не каждому человеку дано стать им, а
превращение в поэта – пророка происходит исключительно через страдания).
-а теперь давайте вместе проанализируем последнее, но самое
известное стихотворение Пушкина на тему поэта и поэзии – «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный».
Учитель читает стихотворение.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
—Подводя итог своему творчеству,
поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный», его поэзия останется и
после его смерти: «к нему не зарастет народная тропа». И творец останется жить
в своих творениях. Прочитайте строки, доказывающие это.
-Поэзия, по мнению Александра Сергеевича, более
значима, чем любая власть на земле. И все народы «Руси великой» назовут Пушкина
свои поэтом. Спустя почти два века после написания этого стихотворения можно с
уверенностью сказать, что эта мысль была пророческой.
-скажите, пожалуйста, какая строфа, по вашему
мнению, является центральной в стихотворении? Почему? (Это своеобразная
исповедь поэта о его устремлениях, о задачах, которые он ставил перед своей
поэзией).
— к кому в последней строфе обращается поэт? В
чём он видит истинное предназначение музы?
-определите размер стихотворения. Почему Пушкин
использует именно ямб?
-какова лексика стихотворения? Почему так много
книжных слов?
-найдите в тексте метафоры, которые стали
общеизвестными.
-эпитеты, метафоры.
Это стихотворение является также завещанием всем
остальным поэтам. Как вы думаете, почему?
Пушкин предвидел бессмертие своей поэзии. Сегодня
нельзя встретить ни одного человека, который бы не знал Пушкина. Это ли не
мечта любого поэта: обрести вечную жизнь в сердцах людей?
3.
Подведение
итогов.
-Итак, ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чём видит
Пушкин предназначение поэта? Запишите ответ 2-3 предложениями в тетрадь.
Домашнее задание: наизусть на выбор («Пророк» или «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный»)
Удивительно то, насколько широк круг затрагиваемых тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Любовь, бережное отношение к Родине, красота природы, смысл существования и многое другое — все это исследуется глубоко и полно благодаря таланту нашего великого соотечественника. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться со стихотворением “Разговор книгопродавца с поэтом”, в котором Пушкин рассуждает о месте творческой деятельности в жизни отдельного человека и общества в целом. Анализ по плану поможет разобраться в произведении лучше.
История создания
Пушкин написал стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» 6 сентября 1824 года, когда пребывал в родительской усадьбе под названием “Михайловское”. Сюда он был сослан за вольнодумие. Временное затворничество воспринял безрадостно, понимая, что вдали от столицы его ожидают бесконечная скука и отсутствие развлечений. Поэтому даже несколько раз пытался сбежать. К слову, безуспешно.
Но вскоре стало ясно, что ссылка оказала и положительно влияние, ведь именно этот период называют одним из наиболее плодотворных и значимых для автора.
Впервые “Разговор…” был напечатан в 1825 году — он стал предисловием к знаменитому “Евгению Онегину”. Что примечательно, в произведение поэт вложил свои размышления на тему истинной ценности творчества. Ибо, как он отмечал в письмах друзьям, стихами смог заработать гораздо больше, чем во время гражданской службы.
Жанр, направление, размер
В данном случае довольно сложно определить жанр, так как “Разговор…” построен необычно — в виде беседы двух героев. В основном его обозначают либо общим термином “стихотворение”, либо более узким “поэтический диалог”.
Произведение «Разговор книгопродавца с поэтом» находится на стыке сразу нескольких литературных направлений: романтизма, от которого автор постепенно уходил, и реализма, к которому стремился. Отображая реальность, мастер слова автоматически обращался к социальной тематике и рассуждал о человеческих ценностях.
Кроме того, показывается конфликт личности и общества (нежелание подстраиваться под современные требования), а сами герои достаточно типичны. Даже поэт, в конце концов, оказывается не каким-то возвышенным идеалом, далеким от публики, а обычным смертным со своими проблемами и потребностями.
Размер стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой (А-В-А-В).
Композиция
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» полностью построено на диалоге двух героев. Привычного разделения на строфы нет, но догадаться, кому принадлежат слова, несложно. Перед каждой частью обозначается, кто произносит речь.
Стоит отметить и то, что в самом конце Пушкин неожиданно переходит на прозаическую форму. Возможно, подобным способом он решил показать, что поэт стал таким же, как и обычные люди, “променяв” искусство на деньги.
Образы и символы
В центре внимания Пушкина — два основных образа: поэт и книгопродавец (в дореволюционной России они часто были не только продавцами, но и издателями). Именно через их разговор передаются мысли, тревожившие автора, и описываются взгляды и нравы людей той эпохи, когда стихотворение было создано.
Торговец выступает в роли “змея-искусителя”, ищущего выгоду. Он пытается убедить знакомого в том, что главное — деньги, которые можно получить за хорошую рукопись. Хорошую — в понимании публики. Для него материальные блага имеют первостепенное значение, ведь благодаря им человек может жить более счастливо.
“Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.”“Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!”
С такими словами он обращается к своему клиенту.
Поэт же, напротив, считает, что творчество должно оставаться личным, сокровенным. По его мнению, способность сохранить в тайне перенесенные на бумагу переживания и чувства гораздо лучше и важнее возможного признания публики. Даже если люди забудут поэта, он не должен беспокоиться, ведь слава — суета. Главное — это его творческое начало, его видение искусства.
“Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!”
Поэт долго колеблется, решая, стоит ли отдавать сочинения торговцу. Он вспоминает прошлое, взывает к совести, выдает пылкую речь об отвергнутой любви, обещает стремиться лишь к свободе. Но все же сдается и соглашается, что деньги необходимы, а ценность авторской работы от публичности не уменьшится.
Также в тексте «Разговор книгопродавца с поэтом» встречаются образы, которые связаны с реальными историческими личностями и местами: Жуковский, Байрон, Коринна (древнегреческая поэтесса), Анакреон (древнегреческий поэт), Геликон (гора в Греции; согласно мифологии, там жили музы). Их упоминает книгопродавец, когда старается убедить мастера слова в необходимости показывать творения народу. Делает он это для того, чтобы придать значимость своим словам.
Кроме того, можно назвать еще один образ — таинственную женщину, которая отвергла любовь сочинителя. Она, по утверждениям поэта, могла бы понять душевные терзания и вдохновить на новые стихи. Но ее рядом нет и быть не может, и оттого мастер слова страдает еще больше.
Темы
Из наиболее явных тем стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» можно выделить следующие:
- Поэт и поэзия — раскрывается через центральных персонажей. Они представляют собой два разных взгляда на искусство. Один рассматривает творчество как то, что идет из глубин души и является слишком личным. Другой — как то, что может послужить источником дохода. Через дискуссию Александр Сергеевич отобразил настоящие мысли общества, в котором находился, и косвенно высказал свое мнение на этот счет.
- Жажда славы и денег неразрывно связана с предыдущей темой, так как и всеобщее почтение, и средства на жизнь здесь предлагается заработать собственными сочинениями.
- Любовь — затрагивается несколько раз. Она выступает здесь как предмет вдохновения (о ней можно писать, стихи можно посвящать падким на красивые слова женщинам) и как сила, способная разрушить мотивацию (поэт повествует о том, что когда-то был отвергнут единственной дамой, которая могла бы сподвигнуть его на создание чего-то нового и прекрасного).
Проблемы
Проблематика стихотворения Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» не менее интересна:
Творец сталкивается с очень важной проблемой: перестает ли искусство быть свободным тогда, когда направлено на получение материальных благ? Не теряются ли из-за этого искренность, честность? Не превращается ли сочинитель в очередного торгаша?
Прямых ответов на все эти вопросы не дают, потому что каждый волен решать самостоятельно. Лирический герой, хоть и печалится, и даже порицает себя за стремление к богатству, все же соглашается с книгопродавцем.
Можно ли его действительно осуждать за такое двоякое мнение? В жестких условия общества, когда для выживания приходится использовать даже не самые приятные способы — едва ли. Но тогда появляется вероятность того, что предметы искусства полностью превратятся в бездушные товары для получения прибыли.
Основная идея
Поэту (и любому деятелю в целом) приходится подстраиваться под требования времени, в котором он живет. И иногда такое подчинение может идти вразрез с собственными представлениями о правильном. Тогда возникает внутренний конфликт, который можно решить двумя путями: “договориться” с совестью и принять творчество как способ заработка или же писать “в стол”. Во втором случае не придется переживать за нарушение своих же моральных принципов, но и высот никаких не добьешься. Главная мысли стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» заключается в том, что поэт все-таки должен обнародовать свое творчество, иначе его талант пропадает даром во всех смыслах.
Сам Пушкин выбрал именно путь компромисса. Он стал первым дворянином в литературе, которому платили серьезные деньги за работу в журналах. Автор не был богачом, поэтому нуждался в материальном поощрении. Его судьба ознаменовала начало журналистики в России. Благодаря тому, что литература стала приносить деньги, в эту сферу пришли не только дворяне, но и разночинцы, что означало расширение тематики творчества. Поэтому смысл стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» состоит в том, что важно дать своему таланту выход в свет, но при этом не стать рабом публики.
Средства выразительности
Создавая персонажей и описывая ситуацию, Александр Сергеевич использует множество литературно-художественных приемов. Вот средства выразительности в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»:
Так, в тексте можно встретить уменьшительно-ласкательные слова (стишки, листочки), метафоры (“звонкой рифмы”, “приюты скал”) , эпитеты (“диким лепетаньем”, “бури шумной”, “гул глухой”, “грезы чудные”, “яркие виденья”, “нежный ум”), риторические вопросы (“Что слава? шепот ли чтеца?”// Гоненье ль низкого невежды?// Иль восхищение глупца?”), риторические восклицания (“Но полно!”, “Таков поэт!”), инверсию (“глаза прелестные” — вместо “прелестные глаза”; “слова покажутся мои” — вместо “мои слова покажутся” и другие).
Автор: Инна Колокольникова
Автор: Пушкин А.С.
Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.
В творчестве поэта особо выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее ярко эти идеи отражены в оде «Вольность» и стихотворении «К Н.Я. Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремиться «на тронах поразить порок». Он горд тем, что не хвалил «земных богов», что сильным мира сего «кадилом лести не кадил», что он «пел на троне добродетель» и что его «неподкупный голос» «был эхо русского народа». Свобода для Пушкина – одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию.
Характерным в этом отношении является стихотворение «Поэт», в котором Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его уже не интересует «людская молва», он становиться «дик и суров», удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.
Подтверждением сказанного и одновременно его развитием может служить другое стихотворения Пушкина – «Пророк».
Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «Бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне мрачной влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – выражается «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно. Его восприятие мира меняется, поэт становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третье части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».
Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
Итак, тема поэта и поэзии одна из центральных тем в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и сущности поэтического дара глубоко гуманистично и связано с понятием свободы.
Поэт, по Пушкину, — это человек, наделенный более чутким слухом, чем другие, который среди «шума суетного мира» может услышать «глас Божий» и поведать о нем остальному миру.
Характерно в этом отношении также стихотворение «Поэт и толпа», где Пушкин показывает своего антипода – поэт, не делающий снизойти до народа, понять его настроение.
Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, идеи Божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.
Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В “Пророке” мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Далее Пушкин пишет:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит “угль, пылающий огнем”.
Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него невероятно трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском “Пророке” “Бога глас” взывает к поэту:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.
Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина “Арион”, написанном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатлением декабристского восстания, в котором лучшие люди страны, среди которых были и его друзья, потерпели поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в “Пророке” Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в “Арионе” он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме трагические события 1825 года:
…В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я- беспечной веры полн,
Пловцам я пел…
Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: “Я гимны прежние пою”. Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучивании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их общей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продолжает развивать в своем творчестве вольнолюбивую тематику.
Если в “Арионе” Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоятельствам, то в написанном поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении “Памятник” (1836 г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” дает ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.
Похожие статьи:
Пушкин А.С. → Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Пушкин А.С. → Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
Пушкин А.С. → Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова
Пушкин А.С. → Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Пушкин А.С. → Пушкин о поэте и поэзии
Нет комментариев. Ваш будет первым!