Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Примеры сочинений “Как я провёл это лето” 5 класс
Пишите сочинения сами. Используйте приведенные ниже работы лишь в качестве примера.
Вариант №1
Я люблю лес, потому что в нем очень тихо и спокойно. И я с радостью отправилась в путешествие по этому прекрасному месту. Я шла, смотрела вокруг и наслаждалась великолепием природы. Но вдруг меня настиг ужасный порыв ветра, и деревья вокруг меня закачались. Я хотела было бежать, но не смогла сдвинуться с места, и испугалась. А когда все стихло, я заметила змею, которая бежала в мою сторону. У меня не было никакого желания встречаться с ней, и я начала звать родных. К счастью, это увидели мои мама и папа и спасли меня.
Лето – потрясающая пора. Я с большим нетерпением ожидала каникул, и вот наконец они настали. В первую неделю каникул я вместе с ребятами из художественной школы ходила на пленер. Мы там изображали цветы, деревья, траву, и много чего еще. После пленера я несколько раз ездила в деревню. Мы ездили туда всей семьей, чтобы оказать помощь бабушке с дедушкой. Иногда я оставалась в деревне ночевать. А когда возвращалась домой, то навещала подружек и ходила с ними гулять. А потом началась знойная пляжная пора. Мы с сестрой почти ежедневно ездили на пляж, где купались и загорали.
А в конце лета я вместе с семьей ездила на море. Там мы снимали домик, который находился на берегу моря, и жили там несколько дней. Море было очень красивым. Я старалась как можно чаще сидеть на нем, купаться и загорать.
В общем, этим летом я очень много времени проводила на пляже. И к тому же, мы ездили с родителями на экскурсию в город Пятигорск. Мы там посетили несколько достопримечательностей. Я очень любила гулять по городу. Мне очень понравилось, когда мы ходили по Лермонтовскому бульвару. Там в городе мы видели много интересных скульптур. Еще мы ходили в кино. А вечером, когда солнце начинало садиться, мы играли в различные игры.
А также иногда ходили на аттракционы, катались на каруселях. В общем, это лето я провела просто замечательно. Я даже не заметила, как быстро пролетело время. И вот пришла пора возвращаться домой. Так как я уже была почти взрослая, то мне разрешили ехать домой на автобусе. Это был очень интересный и необычный способ передвижения. Мы с сестрой ехали на автобусе целый день. А потом я возвращалась домой поездом. Но при этом, мы тоже ехали целый день.
Вариант №2
Летние каникулы всегда приносят приятные впечатления. Позади остались уроки, школьные звонки и переменки, а впереди – ожидание чего-то хорошего. Вдвоем с сестрой мы ухаживаем за нашими овощами. На нашей зеленой грядке растут укроп, петрушка, щавель и редис. Мы с удовольствием поливаем и пропалываем свою зеленую грядку. И очень приятно слышать от мамы за обедом следующие слова: ” Какой удивительно вкусный салат получился из ваших овощей! Какие вы умнички, мои девочки!” Летом времени достаточно: можно и с подружками погулять, и в гости съездить, и в разные игры поиграть. Но больше всего я ожидаю поездки на море с родителями.
Мама говорит о том, что на пляже можно будет загорать, купаться в море, играть в различные водные игры, и при этом не нужно сидеть в жарком помещении. Я с нетерпением жду этой поездки! Мы с папой и мамой на этот раз поедем в Крым. Я очень люблю море. Оно как будто огромное зеркало, которое отражает все вокруг. Когда я смотрю на него, то чувствую, что оно живое: оно дышит, волны то появляются, то убывают, как будто море разговаривает со мной. Также я очень люблю дельфинов: они такие смешные, так забавно прыгают и кувыркаются в волнах. В общем, мне нравится все, что связано с морем: и вода, и солнце, и воздух…
Но больше всего мне нравится, когда я гуляю по берегу моря: я беру с собой маму, папу, брата и сестру. Мы идем вдоль берега и любуемся на море. Оно голубое с множеством оттенков и переливов цвета. Иногда мы останавливаемся и смотрим на воду, а иногда просто идем дальше. Море очень красивое!
Вариант №3
Летом можно делать все, что душе захочется. Гулять с друзьями, кататься на велосипеде, ходить в лес за грибами, ягодами, купаться и загорать, собирать гербарий для школы. Лето – это самое лучшее время года, потому что все становится волшебным. Солнце ярко светит, птицы щебечут, бабочки порхают, цветы распускаются. Мне очень хочется, чтобы лето подольше не кончалось, поэтому я буду стараться проводить каждый день интересно и весело.
Я надеюсь, что вы будете так же хорошо проводить летние каникулы, как и я. Лето – это самое хорошее время года. Когда тепло, мы можем купаться в речке с друзьями, загорать, собирать грибы, ягоды, делать гербарий для школы. Летом можно гулять с друзьями до самого вечера, а вечером посидеть на крыльце дома с семьей, послушать пение птиц и посмотреть на звезды. В это время года, так хорошо, что даже не хочется, чтобы оно заканчивалось.
Лето – это самое интересное время года. Летом можно купаться, ходить на речку, загорать, собирать гербарий для школы. Я очень люблю лето, потому что летом можно делать все, что хочешь. Летом я гуляю с друзьями, катаюсь на велосипеде, хожу в лес за грибами, ягодами, купаюсь и загораю. В летнее время можно гулять с друзьями, кататься на велосипеде, ходить в лес, ловить бабочек сачком, делать гербарий.
Вариант №4
Мое лето началось с поездки в деревню к бабушке, где меня ждала речка, лес, свежий воздух, самые вкусные ягоды с грядки и, конечно, деревенские ребята, с которыми я давно знаком. Атмосфера, которая окружает меня там, бабушкина забота, уютный старенький домик, близость природы заряжают положительными эмоциями и теплыми воспоминаниями.
Так, каждый день я проводил времени с пользой, был и рыбаком, и шашлычником, и огородником, и в лес ходил, и на речку плавал.
К сожалению, лето быстро пролетело и я начал грустить. А в начале сентября по семейным обстоятельствам снова окунулся в школьную суету. Но даже в это время я не забывал о детстве. Ведь детство – это самый лучший период в жизни каждого человека. Поэтому я старался проводить его с пользой для себя и общества. Я посещал различные кружки и секции, где получал новые знания и умения, а еще я научился работать над собой, развиваться, стремиться к чему-то новому.
1 сентября для меня – это особенный день. Ведь именно с этой даты началась моя школьная жизнь, которая была наполнена различными событиями и яркими впечатлениями. На торжественной линейке все мои одноклассники поздравляли меня с поступлением в школу, желали мне успехов и удачи на новом учебном поприще. А еще я получал от своих друзей и подруг первые в своей жизни подарки. Это было очень приятно. Я был рад, но одновременно немного смущен.
Ведь для меня это был первый День знаний. В тот день все мое окружение было таким родным и близким, а одноклассники казались такими близкими друзьями. Школа с этого момента стала моим вторым домом. Мне здесь всегда были рады. Здесь я получал новые знания, развивался, совершенствовался, учился общаться с людьми и понимать их, поддерживал своих друзей в трудную минуту. Я рад, что именно в этой школе я приобрел не только новых друзей, но и бесценный багаж знаний.
Вариант №5
В это лето я многому научился: прыгать с парашютом, кататься на велосипеде, на роликах и просто бегать. Мне очень понравилось быть маленькой девочкой. Я уверен, что летом во время летних каникул я тоже многому научусь. Летом мы с братом любили по вечерам играть в настольные игры. Я выигрывал чаще, чем он. И это еще одна вещь, которую я люблю на даче. Здесь все друг друга знают и не боятся с кем-то общаться, делиться новостями и чем-то интересным. Когда у нас совсем не оставалось времени, мы ходили в лес, что находится неподалеку от дома бабушкиной сестры. Там можно было и по грибы сходить, и просто погулять.
Я всегда обожал ходить с братом по лесу и собирать грибы. Но в тот день мы почему-то не пошли. Мы просто сидели с ним на мостике, смотрели на воду, на небо и пели песни под гитару. Это был самый лучший вечер в моей жизни. Я не знаю, что случилось в следующий момент, но как будто какой-то свет зажегся в моем сердце.
Также на этих каникулах я побывал на море, очень понравилось. В лагере “Росток” мы жили в домиках, было очень весело и интересно. Мои каникулы прошли хорошо. Я побывала в городе, где проходил форум “Молодые лидеры 21 века”. Форум проходил в течении пяти дней. На форуме мы участвовали в различных тренингах, дискуссиях, мастер-классах. И самое главное, что я привезла с этого форума – это новые знакомства.
Другие сочинения на тему “Как я провёл это лето”
Меня зовут Дмитрий Руднев. Обычно я пишу в хабы «Электроника для начинающих», «Схемотехника», «DIY или Сделай сам» и некоторые другие. Мне очень нравится просто и понятно писать о разработке радиоэлектронных устройств. Примером в этом для меня служат В.Г. Борисов (автор «Юного радиолюбителя»), В.Т. Поляков (RA3AAE, в представлении не нуждается), Б.Г. Степанов (RU3AX, ex. UW3AX, редактор журнала «Радио»).
Из этой публикации вы узнаете, почему я так не люблю писать туториалы.
Смотрим в разделе «Для авторов»:
Туториал — это обучающий материал, инструкция, которая по шагам описывает процесс и рассказывает, как достичь конкретного результата. В идеале туториал должен дать читателю исчерпывающую информацию и не оставить никаких вопросов. Если вы справились с непростой задачей, расскажите другим как ее решить — вам будут благодарны.
Ограничения достаточно жёсткие. Ключевые слова: «инструкция», «по шагам», «результат», «никаких вопросов». Хотелось бы ещё добавить: «понятность» и «наглядность».
Написание туториала – серьёзный вызов для профессионала. Только профессионал может писать по делу, кратко, понятно и «без воды».
Что же служит профессионалу образцом для разработки обучающих материалов, инструкций, описывающих по шагам процесс, направленных на достижение конкретного результата, дающих исчерпывающую информацию, не требующую дополнительных пояснений?
Разработка вышеперечисленной текстовой документации должна производиться на основании требований разделов 4.10 «Пояснительная записка» и 4.11 «Программа и методика испытаний» ГОСТ Р 2.106-2019, требований разделов 5 «Руководство по эксплуатации» и 6 «Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия» ГОСТ Р 2.610-2019, требований РД 50-34.698-90 в части описания автоматизированных систем, далее АС.
Разрабатываемые документы должны иметь структуру согласно вышеперечисленным требованиям. Вводная часть должна содержать информацию о назначении документа и актуальности раскрываемой темы. Содержание разделов основной части должно точно соответствовать раскрываемой теме. Изложение материала должно быть сжатым, логичным и не допускать неоднозначных трактовок. Оформление списка используемых источников должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.1-2003.
Стиль написания текстовой технической документации на русском языке оттачивался десятилетиями. Три абзаца выше я привёл в качестве иллюстрации, как профессионалы пишут для профессионалов.
Когда я решил начать публиковаться на Хабре, я понял, что должен поменять стиль. Для этого я стал читать статьи из раздела «Радио – начинающим» журнала «Радио», перечитывать «Юного радиолюбителя» Борисова и заново открывать для себя Полякова. Это замечательные образцы того, как можно понятно объяснять сложные вещи. Любителям.
Моё становление как радиолюбителя шло на фоне тотального дефицита: необходимость постоянно ремонтировать телевизоры и радиоприёмники; самостоятельное изготовление и наладка любительской радиостанции; самостоятельная сборка усилителей и акустических систем, цветомузыкальных приставок, автоматических определителей номеров и компьютеров ZX Spectrum, наконец. В результате мне пришлось знать и ламповую электронику, и транзисторную, я разбираюсь и в аналоговой электронике, и в дискретной. А ещё я умею пилить, строгать и писать программы на C для микроконтроллеров.
Жизнь с тех пор сильно изменилась. Дефицита нет, можно свободно купить что угодно. Потребность что-то делать самостоятельно или отремонтировать перешла в разряд хобби.
У меня иногда возникает ощущение, что, большинство туториалов, которые я вижу на Хабре, опубликовано любителями.
Профессионалы используют устоявшуюся в их профессиональном сообществе терминологию, любители – изобретают свою. И тогда появляется то, что я называю «хрустальный осциллятор».
«Хрустальный осциллятор» — это, как уже все догадались, «вольный перевод» словосочетания «crystal oscillator». В принципе, понятно, когда знаешь, о чём речь. Вот только «осциллятор» — это из области физики, а в электронике используют «генераторы».
Применение терминологии очень хитрая вещь: «Wien bridge» это «мост Вина», но «Darlington transistor» — не «транзистор Дарлингтона», а «составной транзистор». И так сложилось исторически, что «push-pull output» переводится с английского на русский как «двухтактный выходной каскад».
И сразу видно любителя, когда в туториале описывается тернистый путь автора к очевидному решению из учебника или справочника. Признаюсь, сам в молодости грешил этим, но тогда был дефицит, и найти «Искусство схемотехники» Хоровица и Хилла было очень трудно, практически невозможно. Да и интернета не было…
Опубликованные любителями туториалы могут содержать фактические ошибки, в них могут быть непроверенные решения со спорным обоснованием, но их читают и «плюсуют». Их обсуждают, критикуют в комментариях, предлагают альтернативные решения.
Иногда мне кажется, что плашка «Tutorial» в публикации любителя означает не столько учебный материал, не столько справочное пособие, сколько призыв посмотреть на то, что получилось. А оно получилось! Поэтому там и история о себе, и рассказ о трудностях выбора решения, и о том как перепутал полярность питания и всё сжёг, и о том что китайцы прислали не те комплектующие…
Получается, что все эти «туториалы» – живой рассказ о себе, о своей истории успеха, а не сухая инструкция по ГОСТ.
Окончательно я утвердился в этом мнении, когда несколько лет назад на Хабре был парад публикаций на тему «Как я сделал метеостанцию на Arduino».
Казалось бы, даже в магазин ходить не надо, можно готовую метеостанцию с доставкой на дом заказать. Но, оказывается, гораздо интересней собрать её самому из готовых блоков и без применения паяльника, а затем опубликовать код на GitHub, а отчёт – на Хабре.
Слово «радиолюбитель» составлено из слов «радио» и «любить». Я всецело поддерживаю всё, что объединяет людей. Если увлечённый человек напишет задорный рассказ о том, как он набил себе шишек, изобретая очередной «велосипед», и приклеит к нему плашку «Tutorial», я только порадуюсь за него.
Я в своих публикациях пишу только о том, что испытал на практике. Пишу достаточно сухо, в среднем по 1000 слов на публикацию. Этого объёма хватает, чтобы описать проблему, указать решение и обосновать его.
Любую свою публикацию я могу превратить в «туториал», переписав её согласно требованиям, и сократив раза в три таким образом. Это будет идеально структурированная инструкция со списком аббревиатур и терминов, ссылками на нормативные документы и внешние источники. Выполнение этой инструкции будет гарантировать результат. Комментаторам останется только выразить благодарность за отлично выполненную работу. Хотелось бы вам побольше таких публикаций?
Мне – совсем не хочется, вот поэтому я и не люблю писать туториалы.