? В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов. Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны. История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом. Без памяти о прошлом нет будущего.
↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».
Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…». – как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.
Все в мире покроется пылью забвения, Лишь двое не знают ни смерти, ни тления: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья, не зная конца. Фирдоуси.
Наша жизнь началась не сейчас, надеемся, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди—ученые и войны, герои и мудрецы по крупицам творили нашу жизнь.И каждый ее момент возможен только потому, что были предыдущие столетия. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны осознавать, чтобы продолжать жить и оставаться при этом полноценным человеком—связующим звеном в непрерывном потоке времени. Память о его предках составляет главное богатство души каждого из нас. Мы –прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках еще более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой—мировая история,»–говорил Г.Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, устремлениях.И лишь у некоторых людей мысли и чувства возвышаются до вершин человеческой мудрости. Мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, того огня, который освещал жизнь ушедших. Этот огонь они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее существо, но и как одно из звеньев в крепкой цепи, соединяющее прошлое и будущее. Чем больше каждый из нас дорожит памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое предназначение в этом мире и чувствует ответственность за будущее. В наших предках—корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов. Мы обязательно должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В.А.Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратные и ухоженные, они передают нашу любовь и память. Символизируют продолжение жизни человека в наших сердцах. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили до нас. Герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории—наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за то, чтобы мы сейчас жили. Многие об этом забывают. И эта неблагодарность делает таких людей безнравственными и бездуховными. Мой отец был участником Великой Отечественной войны. В годы войны погиб мой дедушка. В нашем семейном альбоме много военных фотографий, храним извещение о гибели деда. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет,– для меня такого вопроса не существует. Меня возмущают люди, которые никогда не были живыми свидетелями происходящего в те дни, а сейчас берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были страшные и великие дни для наших предков , и они нашли в себе силы преодолеть трагический этап истории. Но неповторима и интересна не только судьба тех, кто принимал участие в переломных моментах истории. Нашего внимания , заботы требуют те, кто жив и сейчас—нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и поэтому очень нуждаются в поддержке , заботе близких и окружающих. Детям и внукам иногда стоит отложить все дела и все свои занятия, сесть рядом с бабушками и дедушками и попросить их рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, очень важного для своей души.
↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»
Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе. Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать. Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.
Наш образец. Сочинение на тему: «Историческая память»
Старый альбом с чужими фотографиями. «А мимо идут люди, идут люди…» Этот эпизод лёг в основу размышлений писательницы Юлии Ляликовой над проблемой исторической памяти.
Случай из жизни: рассказчица находит возле мусорки старый альбом с фотографиями. Автор обращает внимание на то, что всё чаще современная культура заменяет достижения прошлого, «кроме стариков некому печалиться об утратах памяти» ведь молодёжи «оглядываться и смотреть под ноги некогда». Писательница с чувством неподдельной горечи пишет о том, что «колёса всех российских исторических событий» прошли по жизням многих россиян, а память о них не сохраняется, угасает. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь память о своих родных, о своих близких.
Ю. Ляликова считает, что сохранить память о своих предках и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Автор призывает нас хранить память о родных без учёта их успешности, достижений, положения в обществе, «без оглядки на чины и звания». Она выражает уверенность в том, что без миллионов простых россиян «никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей».
Я согласна с автором. Я думаю, что новое поколение должно осознавать свой долг перед людьми, которые вершили историю в трудные времена. В том числе это память о Великой Отечественной войне, о людях, защищавших нашу страну в это суровое время. Но память — это и следы материальной культуры.
Неслучайно Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» говорит о том, что память — это основа культуры и нравственности. Известный филолог и культуролог считает, что если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них в оставленных вещах, значит, он не любит их. По мнению Лихачёва, если человек равнодушен к историческим памятникам своей страны, значит, он непатриотичен. В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачёв призывает читателя принимать участие в сохранении культуры, не быть равнодушным к прошлому своей станы и своего народа.
Вл. Солоухин в повести «Чёрные доски» рассказывает об уничтожении церквей в двадцатом веке. Эти уникальные памятники русской архитектуры, в которых венчалось и отпевалось не одно поколение наших предков, дороги сердцу автора. Солоухина поражает, что из красивых древних икон сколачиваются ящики. Писатель убеждён, что мы теряем человеческий облик, когда пренебрегаем историческими памятниками.
Мне кажется, что проблема исторической памяти очень остро стоит сегодня. История наших близких и нашей страны не должна быть забыта. Разрушая и забывая старину, мы теряем свои исторические корни.
Полина Джелали
Вариант 2
Иногда я слышу от старшего поколения о том, что необходимо помнить прошлое. И вот я задался вопросом к себе: А почему важно помнить прошлое? Естественно, что ответ на этот вопрос у каждого свой. Но всё же можно попробовать поразмышлять.
Возьмем, к примеру, прошлое нашей страны. Изучая историю, нам становится известны факты о возникновение государственности, покорения новых земель, о культуре и быте людей прошлого. И ещё надо учитывать, сколько всего остаётся неизвестным для нас. Именно осознавая этот момент, понимаешь важность того, что знание истории человечества очень важно и людям необходимо не забывать события прошлых лет.
По сути люди находятся в неоплачиваемом долгу перед предыдущими поколениями. Начиная с того, что наличием самой жизни мы обязаны нашим предкам. Благодаря им наше общество развивалось и формировалось. Именно они передали для нас ценный опыт, знания и умения. Наши предки продемонстрировали нам то, что Россия непобедима своим единством и согласием в достижении благих целей.
Хранить прошлое, означает передавать накопленный опыт следующим поколениям, учить их быть сплоченными, самоотверженными и целеустремленными. Также о том, что хранить память о прошлом есть долг каждого человека, напоминают нам и художественные произведения. Например, произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» показывает нам события далекого прошлого, те времена, когда русские земли были разрозненными. Так вот, этот литературный труд говорит о необходимости объединения русских земель перед общим врагом. Этот смысл адресован не только князьям того времени, но и всем последующим поколениям.
Также важность о том, что необходимо помнить прошлое говорится устами солдата в поэме М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Прошедший Бородинское сражение солдат, рассказывает молодому человеку про ту битву. Волнительный рассказ бывалого солдата учит тому, что только благодаря храбрости, сплоченности и желанию защитить Родину, русским солдатам удалось победить. Солдат, рассказывая события тех лет, очень волнуется, что следующие поколения не смогут также достойно защищать свою Родину от врагов. Однако всё сказанное воодушевило молодого человека, и он чувствует в себе уверенность и силу. Парню становится понятно, что сохранение памяти о прошлом является долгом не только его, но и всего молодого поколения.
Надо не забывать то, что наши предки передали нам в наследство всё ценное, а именно опыт, наставления и поучения, которые образовались из их опыта. Когда они передают нам свой опыт, то пытаются уберечь от тех ошибок, которые сами совершали, и следующему поколению есть чему учиться у старших.
Другие сочинения: ← Общественное мнение↑ 11 класс и ЕГЭЧем опасно бессмысленное существование? →
Эссе «Живая память прошлого»
Хранить нам слово предков надлежит,
И ты не гость, не временный посредник,
История тебе принадлежит,
России прозревающий наследник!
В. Сорокин.
Мы живем в прекрасном мире, где яркое солнышко освещает Землю и греет её ровно настолько, чтобы на ней мог жить человек. Прекрасен мир, в котором я живу ещё и потому, что часто идут дожди, под которыми стоишь или же бежишь, или же радуешься и наслаждаешься тем, как он смачивает высохшую землю, и как потом поднимается прекрасный запах, что душа не нарадуется. Скажите, разве не чудо, что мы можем ее видеть, вдыхать ее свежий запах! Как приятно бежать по асфальту босыми ногами после дождя и чувствовать ее мягкость. Как не могу я остаться в стороне от прекрасного, так не могу я не замечать и того, сколько в нашем мире всего жестокого, отвратительного, несправедливого!
И как можно после этого называть мир прекрасным? Все-таки сам человек творит злодеяния, которым нет числа. Люди обижают ближних, загрязняют природу, устраивают войны, убивают ни в чем не повинных людей, грабят, наносят вред всему человечеству. А вот по-настоящему «мирный мир», без войн и обид, действительно прекрасен. Иногда я задаюсь вопросом: если человек виной всему, не подобен ли животному, раз, не задумываясь о светлой жизни и счастье близких, наносит умышленно вред планете.
Я живу в 20 веке, но до сих пор идут войны то в одной, то в другой точке страны. Старшие говорят: « Сколько человек живет на земле, столько и идут войны». Но самой трудной, страшной для моих предков была Великая Отеческая война, которая унесла по последним подсчетам 27миллионов человек.
Война… При одном слове волосы встают дыбом. Да, это страшное слово, потому что несет в себе боль, горечь, одиночество и смерть, душевную пустоту. Как и многие мои сверстники, я думаю: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Война–это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.
Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Да, семь десятков лет – немало, но в память нам она запала, как символ страшных бед. В этом году 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Мы всем селом пойдем к обелиску, чтобы почтить память каждого поименно. Сколько бы ни минуло десятилетий, мы не имеем права забывать о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны.
О войне многое сказано, но самым убедительными документами я считаю бесхитростные фронтовые открытки скромных авторов, видевших войну своими глазами. А самыми правдивыми свидетелями невыносимых мук, героического подвига солдат являются их награды. Бережно хранимые и передаваемые от поколения к поколению, они являются данью памяти нашим дедам и прадедам. Мы, потомки, обязаны по крупицам собирать правду о войне, о неповторимой тяжелой работе, которую во все времена наши защитники называли обыкновенным делом, которое должны добросовестно выполнять.
Поколение, к которому принадлежу я, знает о войне, к сожалению, уже не из уст участников и очевидцев, а по рассказам их детей, фильмам, книгам. Когда я думаю о своих предках, представляю, какими они были — мои деды и прадеды, — мне вспоминается одна русская народная сказка о могучем дубе, которого ни ветер, ни молния не смогли «сломить». Когда у Дуба спросили: «В чем твой секрет? Почему мы не можем погубить тебя? Дуб ответил, что сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за неё держится, и потому ему никто не страшен». Почему я живу на земле? Живут мои родные, двоюродные, дальние родственники, хорошо знакомые, мало знакомые, совсем не знакомые? Что дает нам всем силу жизни, желание продолжать свой род? Ответ на эти вопросы я нахожу в этой сказке. Силу дают нам корни, уходящие далеко-далеко вглубь веков.
Человек обладает удивительной силой- памятью, данной человеку как самый драгоценный дар, способный удержать в душе навечно самое дорогое, без чего невозможно прожить. Но память может сохранять и ненужную информацию, без конца напоминающую о том, что хотелось бы забыть. Память, на мой взгляд, и есть те корни, которые придают человеческому существованию прочность, несгибаемую силу, нравственный и физический стержень. В нашем роду сохранились замечательные, на мой взгляд, сведения о людях, прошедших страшную войну. Нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. Вот и в моей семье есть участник тех великих сражений. Это брат моего дедушки Шах-Гусейнов Магомед Шах- Гусейнович. Он участник ВОВ, полковник в отставке, политработник Советской армии. Окончил Горьковское военно-политическое училище им. М.В. Фрунзе по первому разряду, затем Военно-политическую академию им. В.И.Ленина с отличием.
Мой дедушка, я его так называю, Магомед Шах- Гусейнович прослужил в ВС СССР 34 года. С 1980 года живет в Махачкале. Был заведующим отделом Ленинского райисполкома, начальником отдела кадров производственного объединения «Дагрыбпром». С 1998 года заместитель председателя Дагсовета ветеранов, председатель республиканского комитета ветеранов войны и военной службы.
В свои 90лет Магомед Шах- Гусейнович полон оптимизма, бодр, улыбчив, строен и подтянут. Он не любит вспоминать страшные эпизоды войны, но коротко рассказывает о том, что не раз судьба испытывала его: был ранен, контужен, обморожен, но выжил! Выжил для того, чтобы потом рассказать своим детям обо всем, что пришлось испытать, увидеть. Выжил, потому что хотел жить!
Держа в руках медали, удостоверения к ним, перелистывая пожелтевшие, потрепанные листочки военного билета и книжки красноармейца, смотря на старые, черно-белые фотографии моего деда, я пытаюсь представить, сколько испытаний, тяжестей выпало на его долю, и на долю всего советского народа.
Пришла долгожданная Победа…
Но сколько солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти…
Оттого долгожданный День Победы- «это праздник со слезами на глазах!».
К счастью, мой дедушка вернулся с фронта живым, но он очень часто болел, так как был тяжело контужен. Во время болезни в бреду он ”поднимал” своих однополчан в атаку, одних по имени звал к себе, с другими прощался… А по его щеке медленно стекала слеза…
Ветеранов с каждым днем годом становится меньше. К сожалению, это закон жизни, который нельзя изменить. Но мы можем изменить свое отношение к участникам Великой Отечественной войны и к Родине. Я считаю, что нашему поколению нужно учиться у предков. Ведь они готовы были пожертвовать жизнью ради спасения Родины. Я преклоняюсь перед каждым солдатом и горжусь, что в нашей стране были такие люди.
Заканчивая свое сочинение, я хочу обратиться ко всему молодому поколению: «Чтобы не повторилась та страшная война, чтобы жизнь на земле не содрогнулась от разрывов бомб, снарядов, чтобы не плакали матери, помните- какой ценой досталась Победа! Берегите мир! Берегите память!»
Почему важно сохранять историческую память? В. Быков
Почему важно сохранять историческую память? В. Быков
Автор статьи «Всенародная память» Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Очень ярко, эмоционально описывает женщину, которая в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. собрала у себя в доме нескольких осиротевших детей, которым было некуда идти. Она заменила им мать, сестру, воспитательницу, выкормила, вырастила и выучила их, совершив подвиг, она, сама тогда еще совсем молодая девушка, оставшаяся без родителей – спасла несколько маленьких жизней. «…Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей…» «…Она не жалеет о своей нелёгкой судьбе, которую во многом определила её доброта, проявившаяся в трудный час…» Это историческая память. Люди на войне совершали подвиги постоянно, постоянно велась борьба за жизнь, свободу, Родину. Почему так важно сохранять историческую память об этом? В.В. Быков обращается в своей статье ко всем людям в мире, пытаясь донести до них, что необходимо сохранять память о подвигах людей в военное время. Он приводит в пример — бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, который пройдя всю войну и много пережил и повидал на ней – написал мемуары о происходивших тогда событиях правдиво и искренне и сетует, что этот документ еще не издан. Он напоминает людям о том, что людская память не совершенна, что забываются многие события, даты, лица, люди, которых нельзя забывать ни в коем случае. Потому что эта война унесла миллионы жизней и того, насколько хорошо мы помним прошлое, зависит наше будущее, а благодарность подвигу ветеранов — безмерна, они уходят от нас и самое меньшее, что мы еще можем для них сделать, это не забывать, а говорить и помнить об их подвиге. «… Но память человека ограничена в своих возможностях. … К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям. …» «…Я знаю … бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, … Он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, но пока ещё не нашедший своего издателя…» Он призывает всех, кто имеет возможность рассказать о тех моментах, которые происходили на войне – сделать это, как можно скорее и полнее. Также, он возлагает надежды на наш кинематограф, на журналистов и писателей, которые могут не только помочь людям, участвовавшим в боевых действиях, раскрыть и выразить свои мысли, но также и самим на основе их рассказов снять фильмы, написать романы, статьи. Отразив всю боль, которую пережил народ в борьбе с фашизмом, все бессмертные подвиги, все стороны и вехи войны, чтобы наши потомки в веках – никогда не забыли об этой войне и простых, обычных людях, которые приблизили и совершили Великую Победу во Второй Мировой Войне. «…Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме…» «…В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа…» Автор подчеркивает, что самое главное для людей, живущих сейчас – сохранить все свидетельства очевидцев, осветить все события, оставшиеся в тени, раскрыть как можно больше страниц этой войны, сохранить эту войну, как исторически важный и страшный факт и национальное достояние – выстраданную народом Победу. Я совершенно согласен с авторской позицией. Кроме того, что нашу историю необходимо просто знать, историческую память о великом бессмертном подвиге нашей стране и ее вкладе в избавления мира от фашистских захватчиков, нужно хранить, оберегать и передавать из поколения в поколение. Дети 21 века проходят Великую Отечественную войну по учебникам истории и не знают всех ужасов того времени. Когда дети и молодежь того времени ушли на фронт – я и миллионы современных детей, еще не родились. Но мы и через страницы учебника чувствуем, какое это было трудное и тяжелое время. Мы сопереживаем каждому их шагу по сожженной земле, среди врагов, каждому их бою, каждой их битве с неприятелем. Мы видели фильмы, читали рассказы и повести про войну.
Одним из самых ярких, можно назвать, например: «Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец получил тяжелое увечье, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. «…Казалось, чем слабее и немощнее становилось его тело, тем упрямее и сильнее был его дух…» «…Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранца. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона…»
Еще одним примером может служить повесть В.П. Катаева «Сын полка» о маленьком мальчике, которого нашли солдаты и практически вырастили и о том, как этот маленький мальчик помогал во всем старшим товарищам, воевал практически наравне с ними и защищал свою Родину. «…Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя…» «…На войне всё совершается быстро. Судьба солдата меняется неожиданно. Глазом не успеешь моргнуть…» Храбрость, мужество, честь, достоинство – гордость за свою страну и желание защищать ее любой ценой, вот то. Что всегда отличало поведение героев подобных произведений и полностью отражало поведение людей во время войны. Война принесла столько горя, боли, страданий и разочарований, столько жертв, несправедливости, жестокости и цинизма и в то же время – столько героизма и подвигов, она перевернула сознание людей, заставила многих переосмыслить все в жизни, проверила многих на истинность дружбы, любови, милосердия, сострадания. Война была очень страшной, но наш народ выстоял в этой войне и стал сильнее, мудрее и добрее. И пока мы все помним об этом, пока храним эту историческую память — каждый, из рожденных в России знает, что нам не страшно больше ничего и если не дай Бог случится так, что нам снова будет нужно отстаивать свою Родину в борьбе – мы снова встанем, и будем бороться, а затем выстоим и победим.
Текст В. В. Быкова: неполный
(1) В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (З)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей…
Еще сочинения по данному тексту
Полный текст и еще сочинение здесь Проблема исторической памяти. По В. Быкову
Почему важно помнить прошлое?
Взрослые часто говорят, что память о прошлом позволяет не совершать ошибки в настоящем, а, следовательно, и помогает сделать будущее несколько лучше. Опираясь на историю, человек действительно может выявить зависимость между поступками и негативными последствиями. Эти знания должны использоваться только во благо.
Я считаю, что в выражении «память о прошлом позволяем избежать ошибок в настоящем» несколько ошибочно. К предкам может прислушаться разве что настоящая и искренняя личность, целью жизни которой является созидание. В масштабах мира или хотя бы одного народа, гражданского населения, это невозможно. Во-первых, все зависит от менталитета: например, русский человек знает о собственной лени, но не стремится это изменять. Во-вторых, власть и правители государств никогда не прислушивались к прошлому. Так, огромное количество войн в двадцатом веке не снизило количество вооруженных столкновений в двадцать первом. Я могу сказать, что прошлое важно помнить, только потому, что это часть истории, жизни и судьбы людей. То есть наша память должна стать данью предкам, которые позволили существовать нам сегодня.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Подтверждение своей точке зрения я постараюсь найти в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Роман-эпопея демонстрирует читателю в начале тщеславного и гордого Андрея Болконского. Смыслом своей жизни он видит воинскую славу и почет. Герой желает отправиться на войну только с той целью, чтобы получить звание, спасти армию. Однако его мечты разбиваются о реальность прямо на поле боя, где он оказывает морально не готов ко всем сопутствующим медали ужасам: кровь, смерть, раненные, отсутствие помощи. Он быстро растет на войне как личность, меняя отношение к происходящему. Только оказавшись в центре сражения, персонаж осознает, что организованность, описанная древними философами, и война — разные вещи.
Вернувшись домой на некоторое время, князь понимает, насколько ничтожны были его мечты. Теперь он обращает внимание на сына. Он помнит прошлое, молодого и тщеславного себя, старается не совершать данную ошибку. Как отдельно взятая личность, Андрей Болконский прекрасно понял урок жизни, но вряд ли бы пришлось говорить о понимании в рамках всего народа. Кто-то не особо изменился, например, Элен.
Второй пример, который доказывает, что память о прошлом необходима именно личности, Сам автор романа-эпопеи. Лев Толстой лично принимал участие в Крымской войне, что достаточно подробно будет потом описано в «Севастопольских рассказах». Писатель хорошо зарекомендовал себя в армии и мог бы стать командиром. Однако он сразу же отказался от этой идеи, так как не признавал войну и стремился разрушить через литературу романтизацию подобных событий. В «Севастопольских рассказах», штабс-капитан Михайлов оказывается с товарищем под обстрелом врага. Ужас охватывает обоих героев. Толстой демонстрирует, что два этих солдата буквально несколько часов назад были практически простыми людьми, которые также мечтали. Однако после страха, летящих пуль и гранат они меняются. Герои хранят в мыслях память прошлого, но это будет только память и не более, так как война полностью изменила их мышление.
Таким образом, память о прошлом может не только защищать отдельных людей от ошибок прошлого, однако она выполняет две функции. Во-первых, она помогает формировать жизненный опыт и убеждение, как в ситуации с повзрослевшим на войне Андреем Болконским. Во-вторых, память уничтожает стереотипы вроде романизации военных действий, как в случае с Л.Н. Толстым. Резюмирую, только изучая прошлое, анализируя, каждый может стать человечнее и добрее.
СПАДИЛО.РУ
Вступление
С каждым годом история человечества полнится все новыми событиями, прославляющими цивилизацию. Мир не стоит на месте, мир движется вперед. Развиваясь и совершенствуясь, находя все новые пути возвеличивания.
Кто ответственен за прогресс? Конечно же, люди. Некоторые из них героически бросались в объятия неизвестности, рискуя жизнью и здоровьем ради всеобщего развития. Но с течением времени их подвиги забываются, становятся обыденностью, не более чем историческим фактом.
Проблема
Проблему исторической памяти поднимает в своем тексте М. Беляш, рассказывая об изменении отношения русских людей к первому полету Юрия Гагарина в космос.
Комментарий
Автор вспоминает далекий 1961 год, когда общественность была взбудоражена известием о первом полете человека в космос. Толпы ликующих людей на площадях больших городов, отмененные занятия в школах и покинутые рабочие места, отложенные спектакли и киносеансы.
Далее вспоминается автору прямой эфир возвращения Гагарина в Москву, переживания соседей, которые собирались в квартире с новым телевизором, чтобы хоть как-то стать причастными к столь важному историческому моменту.
Одиннадцатилетнему мальчику было сложно понять внутреннее состояние героя в то время, во время свершения его полетов. Казалось, что Гагариным движет желание прославить свою страну, гордость за Родину и сограждан, что он попросту был счастлив в самые сложные моменты полетов и после них.
Спустя десятки лет стало понятно, что Юрий Гагарин испытывал невероятный страх, отправляясь в путешествие, которое с большей долей вероятности могло закончиться его гибелью, нежели возвращением.
Несмотря на поддержку соотечественников, государства, семьи, Юрию Гагарину невозможно было не чувствовать себя одиноким, так как процесс рождения и смерти настолько интимен, что совершается в полнейшем единении с самим собой. И решение пойти на смертельный риск принимается человеком самостоятельно, без оглядки на мнение миллионов.
В те далекие времена, когда произошел первый полет, осознание реально свершившегося исторического факта закрепила в памяти не столько значимость события, сколько восторг, радость и праздник. Но постепенно люди привыкли к полетам, и имена космонавтов не только забываются, но уже и не сообщаются общественности с прежним энтузиазмом.
Авторская позиция
По мнению автора, величие Гагарина заключается именно в том, что он осознанно шел на риск, понимая возможные последствия совершаемых действий. Он пошел на смерть, чтобы открыть человечеству новую эпоху освоения космоса.
А сейчас мы так легко воспринимаем информацию об очередном полете, воспринимаем это как ничего не значащее обыденное событие. Автор предполагает, что так и должно быть. Это своеобразный закон жизни, хотя и очень печальный.
Своя позиция
Не могу не согласиться с автором в том, что жизнь движется вперед, и то, что было ново и необычно десять или пять лет назад, теперь уже слишком привычно и обыденно. По-другому быть не может. Но то, что произошло когда-то, сделало нас великими и более развитыми, должно все же оставаться в нашей памяти, чтобы служить примером для будущих поколений.
Аргумент 1
Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью сохранения покинутых домов и могил. Это своеобразные символы памяти. Желая сберечь их во время актов вандализма, зная, что вскоре весь остров уйдет под воду, она прощается с прошлыми поколениями, с теми, кто жил здесь до нее. Пока хоть кто-то помнит о прошлом, нить, связующая поколения, не может оборваться.
Аргумент 2
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» один из главных героев, Яша, необразованный лакей, воображающий себя лучшим представителем современного мышления, преклоняющийся перед всем чужеземным, не видит смысла общаться с собственной матерью. Он – яркий пример утраты памяти, поэтому его жизнь представляется бессмысленной, никому не нужной, в ней полностью отсутствует хоть что-то духовное и нравственное.
Заключение
Память – то, благодаря чему не прерывается привычный ход времен, плавно сменяют друг друга эпохи. Без памяти прошлого мы не сможем выстроить достойного будущего, не сможем помочь сменяющим нас поколениям в построении их новейшего мира.
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Почему важно помнить прошлое?
Существует мнение, что жизнь человека циклична. Мы сталкиваемся с трудностями на своем пути и, напротив, одерживаем победы. Именно чередование плохих и хороших событий учит нас ценить спокойное время. Мудрецы утверждают, что умный человек учится на чужих ошибках. Так ли это на самом деле?
Издавна летописцы старались запечатлеть происходящие в мире события. Благодаря истории, мы знаем о прошедших войнах, их разрушительных последствиях и итогах борьбы. Особенно ярко приходит осознание ценности мира девятого мая, в День Победы. Ветераны со слезами на глазах рассказывают о пережитых ужасах войны, вспоминают погибших товарищей. Люди тысячами собираются в строй «Бессмертного полка» с фотографиями героев их семьи и отдают дань уважения всем причастным к Великой Победе. Политики всех стран считают своей главной задачей сохранение мира. Только совместными усилиями мы сможем улучшить уровень развития науки, медицины, образования и экологическую обстановку. История наглядно показывает нам, что войны и революции приводят к регрессу общества.
Родители учат своих маленьких детей познавать мир. Они стараются передать младшим членам семьи собственный опыт: одеваться теплее в морозы, полоскать горло во время болезни, быть честными. Преподаватели помогают освоить ученикам школьные дисциплины на основании проверенных фактов. Все важные знания передаются из поколения в поколение. Это позволяет каждому новому члену семьи построить более благополучное будущее, чем у его предков. Но есть люди, которые не могут учиться на чужих ошибках. Они воспринимают только собственный горький опыт. В литературе ярким примером такого явления становится басня Л. Н. Толстого «Лгун». Мальчик стерег стадо овец, и в качестве забавы громко просил о помощи. Испуганные мужчины прибегали спасать его от волков, но не видели хищников. Мальчик только смеялся, повторяя глупую шутку вновь и вновь. Когда волки действительно пришли, и маленький сорванец позвал взрослых, никто не пришел на помощь: окружающие были уверены, что главный герой снова соврал.
Помня прошлое, человек строит будущее. Опыт предков помогает нам не допустить страшных ошибок: войн или разрушительных вмешательств в экологию. Есть и положительные моменты, например, упорство ученых в отстаивании своей теории, или бессмертные работы деятелей искусства, вдохновляющие современных художников и музыкантов.
2 вариант
Прошлое – это ценный фрагмент времени. Часть жизни отдельного человека и всего человечества в целом. В прошлом остаются важные и неважные, большие и маленькие события. Большинство происходящего с ним человек и не помнит, но помнит значимые вещи, которые оказывали влияние на него самого и его жизнь. События прошлого закладывают в нас по кирпичику фундамент нашей будущей жизни. Без этих кирпичиков нет целостной личности, осмысливающей свое бытие. Развитие каждого из нас начинается с вклада в нас наших родителей, а развитие современного мира с уроков, которые преподает нам наша история. Ошибки, совершенные нами в прошлом, помогают конструктивно строить свое будущее, не наступать на одни и те же грабли. История – хороший учитель, и ее игнорирование непременно повлечет за собой разрушение современности, возникновению тех же самых проблем и не решаемости тех же самых вопросов.
Прошлое человечества это неотъемлемая часть нашей истории. Эпизоды прошлого помогают нам избежать ошибок в будущем. По словам М. Ломоносова, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Важно знать кто мы, откуда мы, что переживал человек в определенные периоды временных отрезков. Нужно помнить достояния и победы, войны и разрушения. Все это важно для нашего настоящего и будущего. Герои прошлых лет вызывают восхищение и гордость, стремление жить благородно и быть достойным сыном своего времени. Трагедии войн прошлых лет, переживаются нами на страницах учебников и литературных произведений. Учат нас ценить человеческую жизнь и чтить память героев. Страшные события предостерегают потомков от совершения новых неверных шагов в нашем развитии.
Исторический опыт наших предков ориентирует нас на новые достижения, определяет наш смысл бытия. Легче предотвратить события, ориентируясь на уроки прошлого, чем заново совершать одни и те же ошибки, разрушая свой мир. Прошлое, так или иначе, есть у каждого, это история отдельной личности, на которой строится ее настоящее и планируется будущее. Прошлое, настоящее и будущее тесно взаимосвязано прочной неразрывной нитью. Память поколений проходит через нас. Историческая память это основа бесценных знаний, которым руководствуется человек в своем настоящем, это передача потомкам традиций, достижений, знаний и умений, многовекового жизненного опыта. Без багажа прошлого в нашем времени было бы пусто. Память предков делает наш мир целостным и одухотворенным.
Итоговое
Итак, что же такое прошлое? Прошлое – это период времени, который уже прошел и никогда не повториться. Является частью жизни одного человека или всего общества в целом. В том периоде остается важные и не очень, глобальные и мелкие события. Многого человек не запоминает, но события, повлиявшие на жизнь человека, остаются в памяти на всю жизнь. Прошлое закладывает фундамент будущей жизни. Если человек не помнит и не знает прошлое, то он не представляет собой целостную личность. Развитие человека начинается с вклада в нас родителей, а развитие общества с уроков истории. Ошибки, которые мы совершаем, помогают нам анализировать пошлое и не совершать таких же ошибок в настоящее и будущем. История – хороший, но жестокий учитель жизни, и ее нельзя игнорировать, это может привести к разрушению современности.
Прошлое надо знать и помнить, если не знать что привело к трудностям в жизни, столкновению интересов, то появления тех же проблем приведет опять к проблемам.
Прошлое является неотъемлемой частью нашей истории и жизни. Великий русский писатель и ученый М. Ломоносов сказал «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Очень важно знать, кто мы, откуда, что переживали. Надо помнить о победах в войнах, и к каким разрушения это приводит.
Ужасные события прошлого, учат нас ценить жизнь человека. Те события предостерегают нас от совершения поступков, которые когда – то привели к катастрофе.
Прошлое есть у всех, на его основе строится будущее каждого человека. Историческая память является основой знаний, на которые опирается новое поколение, пытаясь построить светлое будущее. Нет прошлого и жизнь пустая. Прошлое делает наш мир целым и духовным.
Память это опыт, знание прошлого формирует в человеческом сознании отражение объективного мира. Те, кто помнит прошлое, способен поступать так, чтобы поступки приводили к изменению окружающей действительности.
Прошлое позволяет сделать предположения, какие последствия могут наступить. Прошлое помогает людям развиваться духовно.
Если б люди, которые правят, иногда обращались к урокам прошлого, то многих ошибок можно было б избежать.
Зная прошлое, люди развиваются, и становится человечными.
Также читают:
Картинка к сочинению Почему важно помнить прошлое?
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Санчо Панса в романе Дон Кихот
Санчо Панса — один из главных персонажей романа «Дон Кихот» . Он живет простой жизнью крестьянина, женат, имеет детей. Он практичный и корыстный человек, со своими слабостями
- Сочинение по повести Слепой музыкант Короленко
Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии
- Образы героев в романе Герой нашего времени Лермонтова
Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно
- Влияют ли детские мечты на выбор профессии? Итоговое сочинение
Каждый ребенок мечтает о том, кем будет работать, когда вырастет. Кто-то хочет быть врачом, космонавтом, артистом или банкиром, а кто-то работать там, где работают родители. Дети любят подражать взрослым
- Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека? Сочинение
Данное заявление А. П. Чехова только отчасти подтверждается в литературе. Наука является важной сферой жизни человека, которая продвигает человека вперед, совершает разные прорывы
- Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»
- Пример итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит»
- Топ-100 книг из списка литературы по направлению «Забвению не подлежит»
- Цитаты по направлению «Забвению не подлежит»
Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.
- Беспамятный человек – неблагодарный или невежественный?
- В чём проявляется память о Великой Отечественной войне?
- В чём проявляется уважение к памяти предков?
- В чём проявляется уважение к прошлому?
- В чём, по-вашему, выражается истинное уважение к прошлому?
- Верно ли, что «без прошлого нет будущего»?
- Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
- Должен ли человек знать историю своей страны?
- Должен ли человек чтить своих предков?
- Есть ли будущее без прошлого?
- Есть ли разница между забвением и незнанием?
- Забвение стирает, память преображает.
- К чему может привести забвение?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- К чему приводит историческая невежественность?
- К чему приводят исторические фальсификации?
- Как бороться с забвением?
- Как Вы относитесь к выражению «Забвение есть измена»?
- Как Вы понимаете выражение «Искусство без срока давности»?
- Как Вы понимаете выражение «Ничто не забыто, никто не забыт»?
- Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
- Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?
- Как Вы понимаете фразу поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?
- Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Как книги помогают помнить о прошлом?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Как связаны любовь к Родине и знание истории?
- Как связаны между собой благодарность и память?
- Как связаны между собой история народа и его будущее?
- Как связаны между собой любовь к Родине и память о предках?
- Как связаны между собой мораль и память?
- Как связаны между собой ошибки прошлого и ошибки будущего?
- Как связаны между собой прошлое и будущее?
- Как сохранить культурное наследие страны?
- Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
- Как школа помогает справиться с забвением?
- Какие книги Вы посоветовали бы прочитать тому, кто мало знает о прошлом?
- Какие личности остаются в истории?
- Какие люди оставляют свой след в истории?
- Каких людей считают великими?
- Какова роль исторических памятников?
- Какое значение в жизни имеет память о прошлом?
- Кто из деятелей современности уже является исторической личностью?
- Меняются ли со временем оценка вклада исторических личностей в развитие общества и государства?
- Меняются ли со временем оценка исторических событий?
- Меняются ли со временем понятия о положительный и отрицательных исторических личностях?
- Можем ли мы двигаться вперёд, не учась на ошибках прошлого?
- Может ли борьба с забвением стать главным смыслом жизни?
- Может ли культурный человек не знать историю своей страны?
- Может ли человек, не знающий истории, считаться нравственным?
- Можно ли жить без благодарности к героям войны?
- Можно ли жить без памяти о прошлом?
- Можно ли забыть прошлое своей страны?
- Можно ли построить будущее, если не сделать выводы из ошибок прошлого?
- Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
- Невежественность или предательство: что значит историческое «беспамятство» человека?
- Нужны ли памятники знаменитым людям в XXI веке?
- О каких событиях людям нельзя забывать?
- Память о предках – это проявление силы человека?
- Помогает ли знание истории лучше понять народ?
- Помогает ли знание истории лучше понять самого себя?
- Помогает ли знание истории лучше понять страну?
- Почему без прошлого нет будущего?
- Почему важно знать о выдающихся людях из прошлого?
- Почему важно не забывать уроки войны?
- Почему важно помнить о защитниках Отечества?
- Почему важно помнить прошлое?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Почему забвение приводит к повторению ошибок прошлого?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Почему нельзя сносить старые памятники?
- Почему нужно проводить встречи с ветеранами?
- Почему нужно сохранять память о прошлом?
- Связаны ли забвение и невежество?
- Связаны ли забвение и предательство?
- Связаны ли прошлое и будущее?
- Согласны ли Вы с высказыванием Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»?
- Согласны ли Вы с высказыванием В.О. Ключевского: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Г. Александрова: «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Г. Триандиса: «Культура для общества – то же, что и память для человека»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Байрона: «Лучший пророк для будущего»?
- Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Согласны ли Вы с тем, что «без предков не было бы нас»?
- Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Согласны ли Вы с тем, что нельзя забывать своих предков?
- Согласны ли Вы с тем, что прошлое своей Родины нельзя забывать?
- Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
- Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
- Чем забвение отличается от предательства?
- Чем может аукнуться незнание ошибок прошлого?
- Чем опасно для человека незнание истории?
- Чем опасно для человека пренебрежительное отношение к Родине?
- Что помогает человеку быть нравственным?
- Что помогает человеку быть частью общества?
- Что помогает человеку оставаться человеком?
- Что такое «эхо войны»?
- Является ли человек, не знающий ничего об истории своей страны, культурным?
Аргументы к темам “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
Тезисы:
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Спор поколений — вечный или временный?
- Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Роман “Отцы и дети”, И.С.Тургенев
Что находится “между прошлым и будущим”? Если ответить применительно к человеческому сообществу, то прошлое – это старшее, уже отошедшее от дел поколение, а будущее – это совсем еще дети, которые еще не могут влиять на общественную жизнь. Посредине остается поколение тех, кто активно взаимодействует с окружающей действительностью или те, кто готовится к этому, например, школьники старших классов.
Все эти поколения совершенно разные, не похожие одно на другое и безусловно конфликтующие между собой. Почему конфликт отцов и детей неизбежен? Все зависит от того, сформировано ли мировоззрение или нет, есть ли жизненный опыт, насколько гибок и готов к изменениям мозг и другие, существенные факторы. Но, очень важно, чтобы между поколениями существовала бы устойчивая, непрерывная и взаимодополняющая связь.
Причиной конфликта, описанного Тургеневым в романе “Отцы и дети” является стремление молодого поколения построить что-то новое (или хотя бы разрушить старое), и стремление старого поколения сохранить привычный им уклад жизни.
Отец Аркадия очень любит своего сына и гордится им. Он мучается сомнениями, переживает то, что считается “вышедшим в отставку”, хотя по сути он сам еще молодой человек, по крайней мере по меркам нашего времени. Сорокалетним еще рано становится стариками и рано жить исключительно прошлым.
Аркадий также любит своего отца, но считает, что старое должно уйти,расчистить место чему-то новому. С этой позицией категорически не согласен Павел Кирсанов, аристократ, который считает что любое действие имеет смысл если направлено на пользу обществу. И его противником становится Базаров, нигилист до мозга костей.
Конфликт между ними принимает самые уродливые форму, дело доходит до дуэли, которая кажется комической нам, но не кажется таковой ее участникам. Для них все серьезно и их точки зрения непримиримы.
Этот конфликт – конфликт взглядов и разного отношения к жизни. Конфликт интересов. Конфликт старого и молодого, прошлого и будущего. И это вечный конфликт, который всегда будет иметь место в нашей жизни.
Роман “Отцы и дети”, И.С.Тургенев
Сохранение связи между поколениями очень важно, ведь дети должны быть продолжателями своих отцов, которые накопили огромный положительный опыт. Конечно, отрицательный опыт не нужно продолжать – отрицательный опыт не идёт в копилку важных человеческих ценностей таких, как любовь, справедливость, взаимопомощь, сочувствие, милосердие. Отрицательный опыт всегда стоит особняком и предупреждает следующие поколения о неверно выбранном пути и о плохих последствиях этого пути.
О последствиях разрыва связи между поколениями говорится и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа, Евгений Базаров, отстаивает теорию нигилизма. Нигилизм — новое
идейное течение того времени, ставящее под сомнение или даже отрицающее общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Так Базаров выступает не только против консерватизма, но и против того, на чем всегда держался, держится и будет держаться мир.
По мнению Базарова, природа — это не храм, а мастерская. Любовь он считает всего-навсего романтической чепухой, поэтому, узнав о несчастной любви Павла Петровича Кирсанова,
насмехается над ним. Высмеивает Базаров и искусство, утверждая, что любой ученый гораздо
полезнее какого-нибудь писателя или поэта. Отрицая всё вокруг, Базаров не осознал, что зашел
слишком далеко. Автор понимает, что такая теория не может быть жизнеспособна. Поэтому Базаров
остается обреченным на одиночество, а впоследствии умирает. Тем самым Тургенев хочет нам
показать, что нельзя полностью отвергать тот опыт, который принесли в нашу жизнь «отцы». Таким
образом, можно сделать вывод: сохранение связи между поколениями — один из самых важных
аспектов нашей жизни. Несмотря на все новшества, ежедневно приходящие в нашу жизнь, мы должны
помнить и уважать прошлое. Помните, что разрывая связь между «отцами» и «детьми», человек не
только обрекает себя на одиночество, но и становится эгоистом, теряет почти все качества,
свойственные настоящему Человеку.
Между прошлым и будущим. Именно так называют жизнь – отрезок между этими двумя словами. Прошлое нам известно. По крайней мере, именно наше прошлое, а вот будущее манит. Ведь впереди неизвестность и очень интересно знать, что же будет дальше? Куда направить свой путь, чтобы жизнь была интересной и увлекательной. Куда поступить после окончания школы? Ведь от этого ответственного шага зависит вся дальнейшая жизнь. Каким будет мир лет через двадцать или пятьдесят? Какие летательные аппараты изобретут? Станут ли путешествия в космос обычным явлением? Смогу ли я путешествовать по всему миру, и увидеть своими глазами множество удивительных стран? Да и самый главный вопрос – сколько лет я проживу. Мне очень хочется сесть в машину времени, нажать на кнопку “20” или “50”, и отправиться в путь. Только вот немного страшновато: а вдруг она собьется с курса, и не сможет отправить меня назад. Что же будет с моими родными, ведь они будут переживать за меня, и повсюду искать. Да и мне будет некомфортно в другом измерении без близких мне людей и моих друзей.
Роман “Тихий Дон”, М.А.Шолохов
В романе “Тихий Дон” конфликт между отцами и детьми усугубляется ещё и конфликтом между казаками двух видов мышления: старого и нового. Разгоревшаяся мировая война, в которой участвует Россия и казачье сословие приводят к большим переменам в казачьих станицах. Разваливается традиционная казачья семья. Сын старого казака Гришка Мелихов связывается с мужней женой, что приводит его к конфликтной ситуации. Отцу, старому казаку, совершенно не нравятся эти отношения, и их спор несколько затухает, когда Гришка женится на Наталье, но это длится недолго, и Мелихов опять возвращается к Аксинье, что является великой трагедией для ео престарелых родителей. Такой же конфликт происходит и в других семьях: неприятие советской власти, снохачество – всё это приводит к развалу старых традиций и обычаев. Конфликт отцов и детей разгорается с новой силой.
В романе же классика русской литературы “Отцы и дети” показывается новый тип человека – Базаров, который взял на вооружение нигилизм, и это является причиной его конфликта не только с собственными родителями, но и представителями дворянства старого поколения. Но этот конфликт усугубляется и тем, что нигилизм в воззрениях Базарова сменяется новым светлым отношением к жизни, к уважению человека и человеческого, уважения родителей и традиций. Это противоречие и приводит к гибели главного героя.
Произведение “Гроза”, А.Н.Островский
Конфликт отцов и детей действительно вечен, потому что прежде всего это конфликт между представителями разных поколений. Он основан на разнице взглядов на жизнь, а такая разница существовала и будет существовать всегда.
Пример конфликта описан в драме А.Н.Островского “Гроза”. Тихон – тихий и пришибленный сын грозной и властной матери. Он тяготится своим существованием, но его протест неявно выражен. Он при случае спешит в кабак, он малейшую возможность использует для того, чтобы избавится от опеки и пожить в свое удовольствие.
Это конфликт можно назвать родительским диктатом и он также очень часто встречается в жизни. Родители часто требуют от детей, чтобы те исполняли не свои мечты, а мечты родителей. Такое давление не приводит ни к чему хорошему. Дети теряют свою индивидуальность и становятся жалкими копиями своих родителей. Они глубоко несчастны и в этом вина исключительно отцов.
Устал(а)? Зарядись, поиграй в змейку! Чтобы начать игру нажми “Start”
StartScore: 0Press the start button to begin.
Забвению не подлежит
Официальный комментарий ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
-
Какова роль исторических памятников?
-
Как судьба человека связана с историей народа?
-
Какие произведения становятся классическими?
-
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
-
Забвение есть измена.
-
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
-
Как исторические события влияют на судьбу человека?
-
Забвение стирает, память преображает.
-
Как связано забвение с утратой ценностей?
-
Как научиться понимать самого себя?
-
Что дают человеку уроки прошлого?
-
Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
-
Почему нельзя забывать историю своего народа?
-
Нужны ли перемены обществу и почему?
-
Никто не забыт, ничто не забыто.
-
Какие люди остаются в истории?
-
Как произведения искусства становятся бессмертными?
-
Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
-
Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
-
В чём заключается ценность исторического опыта?
-
Почему важно помнить прошлое?
-
Кого можно назвать великим учителем человечества?
-
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
-
Какие личности остаются в истории?
-
Какие подвиги никогда не забудутся?
-
Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
-
Почему человеку важно уметь прощать?
-
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
-
О каких людях говорят: «они изменили мир»?
-
Почему нельзя забывать историю родной страны?
-
Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
-
Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории? Как ход истории влияет на судьбы людей?
-
Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
-
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
-
Почему тема войны не уходит из литературы?
-
Как влияет на сущность человека война?
-
Какой опыт даёт человеку война?
-
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
-
Как судьба человека связана с историей народа?
-
Может ли человек влиять на ход истории?
-
Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
-
В чём ценность исторического опыта?
-
Какие времена можно назвать жестокими?
-
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
Афоризмы и цитаты «Забвению не подлежит»
-
Забвение — утрата не информации, а ценности. А. Круглов
-
В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. Н. Бердяев
-
Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека. Б. Васильев
-
Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. Пословица
-
Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим. М. Магомаев
-
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В.Г. Белинский
-
Слава переходяща; забвение вечно. Наполеон Бонапарт
-
Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего. Г. Державин
-
Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак. В. Гюго
-
Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. В.Г. Распутин
-
Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов. Н. Бердяев
-
Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы. М. Жванецкий
-
Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. В. Шаламов
-
Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем. Э.М. Ремарк
Произведения
-
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
-
М. Шолохов «Судьба человека»
-
М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
-
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
-
М. Булгаков «Собачье сердце»
-
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
-
А. Платонов «Котлован»
-
А. Блок «Двенадцать»
-
А. Фадеев «Разгром»
-
А. Ахматова «Реквием»
-
В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
-
В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
-
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
-
Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
Исторический фон произведения — Крестьянская война (Пугачевский бунт) – жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей.
«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых.
Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту.
Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.
Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.
Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены.
Повесть «Капитанская дочка» представлена как мемуары пожилого Петра Гринёва.
Всем главам, в центре которых образ Маши Мироновой, предпосланы эпиграфы из фольклора – это подчеркивает народный характер героини.
Автор признаёт жестокость Пугачёва, но, тем не менее, не лишает героя человеческих черт.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.
Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.
Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.
Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы».
Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.
Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман
В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812г)
Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.
Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.
Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.
В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства — на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить.
Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, — разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его, — маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма
Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.
Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.
Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.
Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.
А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
Стихотворение посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг — битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.
Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.
Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…
М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
В основе рассказа – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.
Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку.
Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».
Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.
А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своего рода памятник жертвам страшных репрессий.
А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
В поэме есть отсылки к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого)
До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой – Николай Пунин, а также ее сын Лев Гумилёв.
А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
В поэме нашли отражение события, связанные с революцией 1917 года. Люди разделились на враждующие лагери. Многие оказались на перепутье – неустроенные, растерянные, ведь привычный уклад жизни (вера, традиции, быт, власть) пошатнулся, а впереди ждала пугающая неизвестность. С одной стороны – духовный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой – усталость от двух лет войны.
А.А. Блок на момент создания произведения воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетались – пришла пора восстановить справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.
Число двенадцать символично, и символика эта имеет несколько смыслов: 1) у Христа было 12 апостолов; герои поэмы — апостолы «новой веры», которых ведет за собой сам Христос; «В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос». 2) у Некрасова есть поэма о атамане Кудеяре и его 12 разбойниках, на которую, возможно, ориентировался А.А. Блок.
«Мировой пожар» не был для Блока символом разрушения: это был «мировой оркестр» народной души.
Поэма была воспринята в штыки большинством представителей русской интеллигенции.
Универсальный список литературы
-
«Война и мир» Л.Н. Толстой
-
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
-
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
-
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
-
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
-
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
-
«Шинель» Н.В. Гоголь
-
«Судьба человека» М.А. Шолохов
-
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
-
«На дне» М. Горький
-
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
-
«Вишневый сад» А.П. Чехов
-
«Обломов» И.А. Гончаров
-
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
-
«Мы» Е.И. Замятин
-
«Гроза» А.Н. Островский
-
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
-
«Матренин двор» А.И. Солженицын
-
«Чучело» В.К. Железников
Пример итогового сочинения 2020-2021 к направлению «Забвению не подлежит» на тему:
Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так говорил величайший деятель русской науки и литературы Михаил Васильевич Ломоносов. Действительно, именно историческая память является основой народного самосознания и открывает дорогу в будущее.
Тема исторической памяти является одной из основных в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Ахматова описывает ужасы «ежовщины» с точки зрения женщины, сын которой оказался репрессирован. Особенно трагичным является центральный образ поэмы – очередь у ленинградской тюрьмы «Кресты», в которой часами стоят жёны, сёстры, матери заключённых. Именно стоявшим в этой очереди женщинам, как и всем пострадавшим от страшных событий тех лет, посвящено произведение. Голосом лирической героини говорит не только сама поэтесса, но и весь «стомилльонный народ»; все люди, на судьбы которых повлиял «большой террор». Анна Ахматова подчёркивает свою связь с отечеством в следующих строках: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был». «Реквием» — памятник человеческим страданиям, о которых необходимо помнить, чтобы больше их не допустить.
Также о необходимости помнить историю родной страны писал русский советский поэт Юрий Визбор. Именно этой теме посвящено стихотворение «Помни войну». Визбор описывает события Великой Отечественной войны такими, какими их видел обычный солдат. Так, подобно Ахматовой, поэт показывает свою связь с каждым, кто пережил эти страшные годы. Обращение «Помни войну!» адресовано не только современником автора, которые стали свидетелями этих ужасных событий, но и их потомкам, всему русскому народу, потому как война коснулась каждой семьи, оставила огромный отпечаток в судьбе целой страны. Помнить об этом – значит не только уважать подвиг своих предков, но и сделать свой вклад в мир для будущих поколений. Ведь именно память об ужасах войны и осознание её недопустимости могут предотвратить её в будущем.
Таким образом, произведения Ахматовой и Визбора показывают, почему так важно помнить историю своего народа. Невозможно построить будущее без уважения к прошлому. К тому же, память о трагических событиях не позволит допустить их повторения.