Сочинение — не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания студента по предмету. В частности, сочинение-рассуждение — часть итогового экзамена и ЕГЭ. Поэтому важно знать, какие базовые элементы в нем важны.
Один из таких элементов — аргументация. В этой статье я расскажу, как приводить аргументы в сочинении грамотно.
Аргумент — это доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова «аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение, доказательство и др.
К аргументам предъявляются особые требования. В частности:
- они не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу во множественном числе, потому что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;
- аргумент должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;
- аргумент должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам по себе.
Все элементы сочинения — тезис, аргументы и выводы — оцениваются отдельно: каждый по своим критериям. С нюансами оценивания лучше разобраться заранее, чтобы потом не было никаких неожиданностей. Тем более, что правила оценки нередко меняются.
После 2020 года правила оценки аргументов тоже изменились. Для оценки аргументов использовался критерий К4. До этого за правильную аргументацию можно было получить 3 балла. После изменений — всего 1.
Изменились и требования к источникам, используемым для аргументации. Это критерий К2. Раньше обязательно нужно было приводить 2 аргумента: один из художественной литературы (лучше всего в виде цитаты), а второй — из любого другого источника. После изменений стало проще. Количество аргументов осталось прежним. Но теперь аргументировать собственную точку зрения можно с помощью каких угодно источников и примеров, в том числе — личного характера.
Важное условие для любого аргумента — соответствие теме, проблематике и позиции автора.
Если вы откроете КИМ ЕГЭ и почитаете критерии оценивания работы, то не увидите там слова «аргумент». Теперь вместо него используется пример-иллюстрация.
Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.
Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.
Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.
Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:
- этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;
- логические. Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;
- личный опыт. Это могут быть случаи из жизни, рассказы друзей и др. Единственный минус таких примеров-иллюстраций — в субъективности. Как правило, доказать или опровергнуть ими что-то объективное невозможно;
- ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;
- народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.
Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:
- Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
- Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
- Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
- Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
- Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.
Вот несколько примеров, которые помогут понять, как грамотно аргументировать свою точку зрения:
Надеюсь, эта статья поможет вам написать подобрать правильно аргументы и написать сочинение, которое будет высоко оценено.
Автор Алёна Базан На чтение 7 мин Просмотров 1.4к.
Обновлено
Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» (направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»). Для аргументации изложенных мыслей были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина.
Вариант 1
Удивительно, как Федору Ивановичу Тютчеву удалось передать весь уклад русской жизни в одной фразе. Россия не похожа ни на какую другую страну. Только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться. На судьбу нашего народа выпало немало испытаний, поэтому исторически так сложилось, что славяне – сильные и мужественные люди.
В качестве примера хотелось бы привести рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В основе сюжета произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. После окончания Великой Отечественной войны автор встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека».
Главным героем произведения является Андрей Соколов. Его судьба полна ужасных испытаний, которые способен выдержать далеко не каждый человек. До войны он жил, как все остальные люди: работал водителем, затем женился, обзавелся детьми, построил свой дом. Он жил хорошо, но война разрушила все его мечты и желания. За время войны главный герой был два раза ранен, контужен, побывал в плену. Однако стойкость характера и небывалая сила духа не давали ему умереть. Он всегда верил в победу, и оставался преданным своей Родине даже перед лицом смерти.
Самым страшным испытанием для Соколова стало известие о гибели его жены и дочек, а спустя некоторое время не стало и его сына. Но и эти лишения не ожесточили его, не заставили потерять веру. Война отняла у него все, но надежды лишить не смогла. Когда Соколов решил, что уже никогда не будет счастлив, судьба подкинула ему маленького осиротевшего мальчика, который отчаянно нуждался в чьей-то заботе. Так, главный герой вновь почувствовал радость отцовства, а Ванюшка, наконец, стал нужным кому-то. Соколов усыновил мальчишку, и таким образом наполнил свою жизнь смыслом. Теперь ему было необходимо научить маленького мальчика тому, что делает человека человеком. И автор выражает надежду на то, что у плеча такого человека вырастет тот, кто сможет все преодолеть на своем жизненном пути, и встать на защиту Родины, если она позовет.
Другим произведением, где в качестве главного героя выступает простой русский солдат – является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор уделял особое внимание русскому народу в своем творчестве. Он восхищался стойкостью своих соотечественников, их преданности и патриотизму. Твардовский считал всех советских солдат – настоящими героями, поэтому прославлял их во многих своих произведениях.
Василий Теркин – собирательный образ, вобравший в себя лучшие качества всех русских солдат. Он веселый, верный, мужественный, храбрый, решительный, готовый всегда прийти на помощь своей Родине. В мирное время он – добрый, отзывчивый друг и душа компании, а с приходом войны в нем проявляется твердость и сила духа. Людям настолько стал близким образ главного героя, что его имя стало нарицательным, а сам Твардовский говорил, что каждой роте необходимо выделить по своему Теркину. И это действительно так, ведь в самые страшные минут жизни, когда вокруг смерть и пули, человеку больше всего необходима вера в победу и надежда на лучшее, которую вселял в сердца своих товарищей по оружию бравый парень Василий Теркин.
Таким образом, можно прийти к выводу, что секрет силы нашего народа кроется в непостижимой русской душе, понять которую не под силу тем, кто родился за пределами нашего государства. Умом Россию не понять, в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие напасти.
Вариант 2
Россия всегда отличалась от других мировых государств. К ее описанию как нельзя лучше подходят строки из знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?». По мнению автора именно удивительный образ мышления русского народа – залог его величия. Он считал, что Россию невозможно оценить по общепринятым меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой.
Многие русские писатели пытались понять самобытность русского народа, его уникальную сущность. Не исключением стал и Н.В. Гоголь. Его творческий путь – путь постижения русской жизни, судьбы всей России.
Не случайно, знаменитый литературный критик С.Т. Аксаков назвал поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» — сатирой на крепостническую Русь. Это смешное и веселое произведение, наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Смешные сцены трагедии лишь оттеняют общую трагическую картину русской действительности первой половины 19 века.
С иронией описывает Гоголь типичный губернский город. Комедийно изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем облике самого города, но и о жизни его обитателей, их нравственном и культурном уровне. Также иронично изображены портреты местных помещиков и чиновников. Слащавый взгляд Манилова автор сравнивает с сахаром, тем самым намекая о его истинной льстивой натуре, внешность Собакевича приравнивается к облику медведя, что сближает его образ с животным.
Кроме иронических характеристик в поэме происходят комические ситуации. Причем, эти ситуации связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из простого народа. К примеру, дворовая девка Пелагея, указывая кучеру Селифану дорогу, не знает, где право, а где лево. Этот эпизод говорит о крайнем невежестве народа, о его неразвитости и темноте вследствие долгого крепостнического уклада жизни. Даже грамотный крепостной Петрушка выступает в качестве пародии на образованного человека, потому что он складывает буквы в слова только ради удовольствия, совершенно не вдумываясь в их смысл.
Н.В. Гоголь в своей поэме хотел изобразить все пороки русской жизни, антинародный характер чиновничьего аппарата. Он считал, что сатира – одно из самых действенных средств преобразования общества. Писатель любил свою Родину, и мечтал о ее светлом будущем, но понимал, что при подобном государственном устройстве оно невозможно.
Другим автором, который большую часть своего творчества посвятил России, был А.С. Пушкин. Он осветил исторические события своей Родины, начиная с глубокой древности – «Песнь о Вещем Олеге», и до Петра Великого. Его интересовали трудные эпохи и государственные деятели, которые оказали влияние на будущее великой державы. Больше всего Пушкина привлекала личность Петра I – могущественного правителя, посвятившего всю свою жизнь России. Ему были посвящены две поэмы – «Полтава» и «Медный всадник».
События, описанные в поэме «Полтава», происходят в период укрепления Российского Государства. В произведении упоминаются реальные исторические деятели, живущие в то время: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Петр I противопоставляется Карлу XII. Император Всероссийский уверен в себе, уверен в предстоящей победе, в то время как король Швеции представлен нерешительным и флегматичным самодержцем. Таким образом, автор выражает гордость за свою Родину, он полон патриотического чувства и восхищается славной победой. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность лучшего будущего.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что строки из стихотворения Ф.И. Тютчева образно и метко характеризуют Россию. Автор уверен, что его Родина будет жить и развиваться даже в самых ужасных условиях. Он говорит о том, что Россия – крайне непредсказуемая страна, и эта черта помогает ей выстоять в те времена, когда уже нет надежды на лучшее.
Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Что значит быть «в ладу с самим собой?». Данная тема позволяет порассуждать о внутреннем мире человека и о способах самосовершенствования. Рассмотреть этот вопрос получится при обращении к художественной литературе, а именно – к произведениям следующих авторов: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.Н. Островского.
Вариант 1
Что значит быть в ладу с самим с собой? Прежде всего, это умение не сожалеть о совершенных ошибках. Каждому свойственно в жизни оступаться, но важно подняться с колен, и продолжить свой путь, следуя собственным целям, а не общественным требованиям или убеждениям. Человек, живущий в согласии с самим собой, может без сожаления и самобичевания оглядываться в свое прошлое, потому что понимает, что все принятые им решения, пусть даже и ошибочные, способствовали его личностному росту и духовному обогащению.
Ярким примером человека, который так и не смог прийти к внутреннему согласию, является главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин – лишний человек, несоответствующий своей эпохе. Будучи молодым, решительным, полным сил и энергии, он не может найти свое место в жизни и возможность проявить свои способности. Не желая никому боли и страданий, Печорин все время заставляет окружающих его людей мучиться. Возможно, основная причина этого кроется в том, что он никого не любит. В его жизни была только одна женщина, к которой он испытывал искренние чувства. Выходит, он способен на настоящую любовь, но не может найти в себе силы бороться за собственное счастье.
Во всех остальных случаях Печориным двигал его эгоизм и желание развлечься. Так, из скуки, он влюбил в себя княжну Мэри, а затем бросил ее. Только из-за собственной прихоти похитил Бэлу, и не испытал мук совести даже после ее гибели. И дружба не значила для главного героя так много, как для других людей. Он не испытывал к Максиму Максимычу ничего кроме временной привязанности, в то время как старик бросил все свои дела, ради встречи со старым другом.
Вся сущность Печорина противоречива. В нем беспрерывно идет внутренняя борьба, он постоянно ищет свое место в жизни. Его характер уникальный и неповторимый, поэтому так трудно в жизни, ведь он совсем не похож на других. Пытаясь осознать причины внутреннего конфликта, понять собственное предназначение, Печорин оказывается в состоянии постоянной борьбы с самим собой, закончить которую ему не удастся до конца своей жизни.
В качестве другого примера хочется привести Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников на протяжении всего повествования пытается достигнуть согласия с самим собой. Столкнувшись с беспросветной бедностью и невозможностью реализовать себя, главный герой начинает задумываться об общественной несправедливости. Так появляется его безумная теория о разделении людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». Раскольников решается на убийство не из-за того, что он жестокий человек, который мечтает отнять жизнь другого человека, а из-за того, что он хочет проверить свою теорию и понять свое место в жизни. Родион долго думает о предстоящем преступлении. Его одолевают страхи и сомнения, но уверенность в собственной правоте, вызванная безысходностью, побеждает. Убийство состоялось, и по нелепой случайности погибает не только старуха-процентщица, но и ее безобидная сестра.
В произведении центральное место занимают размышления и переживания главного героя. Вначале повествуется о совершенном им преступлении, а в конце – о его раскаянии, к которому он идет долгим и тернистым путем. Целых четыре части автор посвящает внутренним терзаниям своего персонажа. В итоге он признается в убийстве и несет заслуженное наказание на каторге. Именно там, благодаря Соне Мармеладовой, Раскольников осознает свою вину. Он понимает, что убил не «вошь бесполезную», а самого себя. И это осознание становится не только наказанием для него, но и началом пути к себе. Автор дает в конце произведения надежду на то, что главный герой вскоре обретет душевный покой.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод, что человеку необходимо научиться жить в гармонии с самим собой и с внешним миром, для того чтобы стать счастливым. Научиться быть «в ладу с самим собой» непросто, но понимание себя приводит к пониманию окружающих. Для этого нужно постоянно работать над собой, главное – начать и иметь желание.
Вариант 2
Одним из самых важных условий счастливой жизни является согласие с самим собой. Согласие с собой приносит мир и гармонию в душу человека, позволяет ему жить так, как хочется. Когда человек находится в ладу с самим собой, он наслаждается тем образом жизни, который ведет. Признает значимость своих достижений, не сравнивает себя с другими людьми.
Ярким примером такого человека является главный герой исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после». В начале произведения он представлен как типичный дворянский наследник, не сильно образованный и без особых интересов. До шестнадцати лет Петруша не задумывался о своем предназначении и не имел никаких целей, он просто плыл по течению. Единственное, чего он хотел – это служба в столице, в императорской гвардии. Однако отец Гринева понимал, какой образ жизни ведут гвардейцы, поэтому решил отправить своего сына в Белогорскую крепость, для того чтобы он «понюхал пороху» и стал настоящим мужчиной. На прощание он дал Петруше наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». В дальнейшем отцовское наставление станет жизненным девизом для главного героя.
По дороге на место службы отношение Петра Гринева к жизни меняется. Автор показывает, как он превращается из беспечного юноши в отважного мужчину, способного взять на себя ответственность и защитить не только свою честь, но и честь близких. События, произошедшие в Белогорской крепости, помогли главному герою стать самим собой, понять свое внутреннее «Я». Каждый день он самосовершенствовался, поступая всегда по совести.
Защита Родины, страдающей от Пугачевского восстания, любовь к Маше и подлость Швабрина помогли Гриневу понять собственное предназначение. Он понял, что ошибался, и истинное счастье заключается не в праздных удовольствиях, а в согласии с самим собой. События в крепости оказывают на главного героя значительное влияние, он взрослее, становится мудрее и опытнее. В итоге он обретает самого себя, и понимает, что значит быть в ладу с самим собой.
В качестве противоположного примера выступает главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». В основе произведения лежит ее внутренний конфликт. Катерина привыкла к свободной жизни до замужества, поэтому чувствует себя в доме мужа, словно в клетке. Она чужая не только Кабановым, но и всему городу Калинову, с его жестокими нравами. Никто не может понять бедную девушку, а воспоминания о былой жизни делают ее еще более несчастной. Несмотря на одиночество, Катерина пытается смириться со своим положением. Она старается полюбить своего мужа и найти общий язык с его матерью. Но внешним подчинением она развязала борьбу внутри себя, и этот конфликт усиливается после встречи с Борисом.
Катерина пытается противиться своим чувствам, потому что не хочет нарушать клятву, данную в церкви во время венчания. Она считает измену большим грехом, но все-таки выбирает любовь. После долгих терзаний и сомнений Катерина соглашается встретиться со своим возлюбленным, и после этого продолжает с ним видеться вплоть до приезда Тихона. Но прекращение встреч с Борисом ничего не меняет. Совершенный грех тяготит Катерину, она боится Божьей кары, поэтому решает покаяться. Так, о ее измене узнает Тихон, Кабаниха и практически весь город Калинов. Однако признание не избавляет главную героиню от переживаний, их становится еще больше. Не в силах терпеть далее муки совести, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Смерть кажется ей единственным способом прекратить душевные мучения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что человек, который находится «в ладу с самим собой» придерживается в жизни своей системы ценностей, и не меняет ее под влиянием других людей или каких-то событий. Такой человек самостоятельно принимает решения согласно своим принципам и несет ответственность за свои поступки.
От борьбы за справедливость к травле
«В интернете кто-то неправ» – это выражение лучше всего описывает всю суть того, как обычный человек, не психопат и не злодей, становится инициатором кибербуллинга. Часто люди даже не осознают, что на самом деле происходит.
Агрессор – это обычный человек, который время от времени общается в сети, это мы с вами. Очень часто он преследует благую цель – восстановить справедливость. Он не согласен с тем, что происходит, хочет сделать мир лучше.
Фото: gettyimages.com
Разница между обычным человеком, высказывающим свое мнение, и кибербуллингом – в нарушении границ, переходе на личности.
Когда вместо обсуждения какой-то темы начинают оценивать умственные способности собеседника, дают ему уничижительную оценку (не всегда аргументировано), выражают агрессию, оказывают психологическое насилие – это нарушение личных границ. Мы все к этому склонны, если чувствуем, что «происходит что-то не то» и «надо срочно все исправить».
Такие борцы за справедливость появляются потому, что интернет дает возможность каждому высказать свою точку зрения, отстаивать ее. Однако у нас до сих пор не сформировалось общепринятое понятие виртуального этикета. Любой спор может слишком легко перерасти в масштабный хейтинг.
Если к обеим сторонам подключатся сторонники, то будет «стенка на стенку». Если же с одним автором будут не согласны все остальные, выйдет кибертравля. Важно понимать, что отстаивать свое мнение можно и нужно. Но есть нюансы.
Люди пишут оскорбления и даже не догадываются об этом.
Если вы столкнулись с травлей в интернете, можно бесплатно обратиться за психологической помощью по телефону 8 (800) 500-24-11.
Отсутствие виртуального этикета
Одна история – высказать личное мнение на своей странице, обсудить его со своими подписчиками. Другое дело – приходить в чужой профиль и активно высказываться там, критиковать и оскорблять автора. Это переход на чужую территорию, нарушение личных границ.
Если в реальной жизни люди чаще всего понимают, когда вторгаются в чужое пространство, то в виртуальном они могут с легкостью прийти на чужую страничку и начать там активно топтаться. Они не понимают, что это территория другого человека. Решить эту проблему могли бы единые для всех нормы виртуального этикета, которые были бы для всех так же очевидны, как в реальной жизни.
Неполная коммуникация
В реальном общении мы считываем мимику, жесты, интонацию человека, нам легче его понять. В живом общении проще считать эмоции собеседника, понять, что перегнул палку, задел за живое – и вовремя остановиться. В виртуальной коммуникации невербальных сигналов нет. Эмпатия в сети сильно притуплена, агрессор не представляет, что происходит с жертвой. Вместо того, чтобы сказать, что его обидели, расстроили, задели, человек скорее поставит десять смайликов, так что правильно оценить, что с ним происходит на самом деле, еще сложнее.
Все происходит при свидетелях
Когда конфликт происходит за закрытыми дверями, между двумя людьми, он переживается жертвой гораздо легче. Элемент паблик-шейминга, когда человека стыдят у всех на глазах, производит разрушительный эффект. Это основа буллинга – свидетели, которые не включаются в конфликт, но для жертвы они автоматически превращаются в сторонников агрессора.
Лайки тоже могут стать оружием травли. Агрессор видит, что его одобряют и поддерживают, это приятное чувство. Он испытывает ощущение власти от того, что все за него, и начинает усугублять конфликт.
Как люди становятся агрессорами
1. Травматичный опыт
Если когда-то человек уже становился жертвой, то в похожей ситуации постарается вести себя агрессивно, чтобы ни за что не оказаться снова в этой роли. Он практически сознательно становится агрессором. Многое будет зависеть от благожелательности аудитории, уверенности агрессора в своей точке зрения.
2. Привычка
Если в обычной жизни человек привык общаться с другими грубо, оскорблять родных и близких, пренебрегать чужими границами, то в виртуальном пространстве он тем более не будет себя сдерживать. Для него это нормальное поведение, он не знает, что можно общаться иначе.
3. Узость мышления
Некоторые люди просто не могут представить, что может существовать второе мнение, которое отличается от их точки зрения. Такая узость мышления заставляет думать, что все несогласные – ошибаются, нужно их непременно вразумить.
4. Личный кризис
Человек может тяжело переживать из-за какой-то проблемы, быть в ужасном настроении, и вдруг натолкнуться в обсуждении именно на эту тему. Кто-то что-то «не то» ляпнул, человек болезненно среагировал на триггер – и до перехода на личности там рукой подать.
Фото: gettyimages.com
5. Стадное чувство
Когда человек видит, что большинство людей склоняются к определенному мнению, он под влиянием общественного мнения может начать считать это нормой. Человек так адаптируется, начинает говорить и вести себя так же, как окружающие. Если мы видим, что с каким-то человеком все позволяют себе лишнее, то легче повторить такую модель поведения, хотя в жизни, скорее всего, так не делаем.
Соцсети располагают к тому, чтобы люди делились своими мнениями и впечатлениями. Они для этого и созданы, в этом главный смысл коммуникации. Важно помнить, что любое мнение должно высказываться в неоскорбительной форме, без перехода на личности. Старайтесь использовать Я-сообщения: «я думаю», «мне кажется», «я не согласен» — так вы признаете право другого человека на свое мнение, отличное от вашего.
Но часто люди не готовы слышать противоположную точку зрения. Они отстаивают свое мнение агрессивно. Так будет всегда, это наблюдается во всех сферах. Выход один: исключить таких людей из круга своего общения, оградить себя от их травли – жаловаться модераторам, банить, добавлять в черный список и перестать оправдываться и доказывать свою точку зрения людям, которым на самом деле это не нужно.
Если вы или ваши близкие подверглись травле в интернете, получите бесплатную психологическую помощь по телефону 8 (800) 500-24-11.
Читай также:
- Абрамов Ф.А.
- Айтматов Ч.
- Андерсен Г.Х.
- Андреев Л.Н.
- Астафьев В.П.
- Байрон Дж.Г.
- Бальзак О.
- Блок А.А.
- Булгаков М.А.
- Бунин И.А.
- Быков В.
- Вампилов А.В.
- Васильев Б.Л.
- Верн Ж.
- Гайдар А.П.
- Генри О.
- Гоголь Н.В.
- Гончаров И.А.
- Горький М.
- Гофман Э.Т.
- Грибоедов А.С.
- Диккенс Ч.
- Достоевский Ф.М.
- Дюма А.
- Есенин С.А.
- Жуковский В.А.
- Искандер Ф
- Карамзин Н.М.
- Короленко В.Г.
- Куприн А.И.
- Лермонтов М.Ю.
- Лесков Н.С.
- Мольер Ж.Б.
- Набоков В.
- Островский А.Н.
- Перро Ш.
- Платонов А.П.
- Пушкин А.С.
- Салтыков-Щедрин М.Е.
- Толстой Л.Н.
- Трифонов Ю.В.
- Тургенев И.С.
- Чехов А.П.
- Шекспир У.
- Шолохов М.А.
- Шукшин В.М.
Главная />Сочинения ОГЭ и ЕГЭ />Что такое бездушие? сочинение по тексту А. Алексина
Что такое бездушие? сочинение по тексту А. Алексина
Что такое бездушие? — сочинение
Бездушие – это отсутствие сочувствия к чужой беде, боли. Бездушный человек думает только о своих интересах, не видя и не чувствуя страданий других людей.
Например, в рассказе А. Алексина поражает то, с каким равнодушием все члены семьи, которым был доверен уход за птицей, отнеслись к её содержанию. Мы понимаем, что, прежде чем погибнуть, чайка долго и жестоко страдала. Но у этих людей нашлось лишь одно глупое оправдание, которое они повторяют друг за другом: она «мешала» (предл. 24, 27). Чайка раздражала этих чёрствых людей только тем, что жила. И они, увидев страдания Коли, также не могут понять, почему мальчик в отчаянии (предл. 33, 47, 49).
К сожалению, бездушие стало привычным в нашей жизни. Пример этого – брошенные старики и дети, о которых часто рассказывает в своей передаче «Пусть говорят» тележурналист Андрей Малахов.
Думаю, что человек без души – это уже не человек.
Текст для работы:
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центрестола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы.
(2)К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4)Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула
блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5)Но она не сумела доиграть до конца.
(6)– Где моя Чёрная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил.
(8)– Она. была на кухне, – привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями. (9)– Здравствуй.
(10)Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11)Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12)В кухне на окне стояла пустая клетка. (13)Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14)Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16)Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта.
(17)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.
(18)– Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
(19)– Нет. у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20)А вот зёрна.
(21)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его.
(22)– Но ведь тут, на кухне, темно и жарко. и пахнет газом. (23)3ачем же вы её сюда.
(24)– Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
(25)Ну, в общем, мешала ей.
(26)– Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? – всё так же тихо, избегая ещё главного вопроса, спросил Колька у Нели.
(27)– Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом
ответила девочка.
(28)– Недаром тебя в школе называют Писклёй!
(29)– Ещё бы. (30)Ведь я твоя сестра!
(31)– А ты мне не сестра. – выпалил Колька.
(32)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и, конечно, должна была внимательнее следить за больной птицей. (34)Она даже готова была вслух признать свою вину. (35)Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
(36)– Как ты можешь так, Коля? (37)Неля видит в тебе своего брата, она так
готовилась к твоему приезду, и эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
(38)– Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (39)Елена Станиславовна опустила голову.
(40)– Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (41)Колька качнулся.
(42)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
(43)– Она умерла. а не сдохла. (44)Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слёзы. (45)Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча её впереди
себя, спотыкаясь, побежал во двор.
(46)– Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. (47)– Мы его так встретили. (48)Неля марш приготовила. (49)Подумаешь, птица.
Сочинения про бездушие по русскому языку
Бездушие
(1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.
(2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца.
– (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
– (8) Она. была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй.
(10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12) В кухне на окне стояла пустая клетка. (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен.
– (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (19) Нет. у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна. (21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
– (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко. и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда.
– (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей.
– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
– (28) Недаром тебя в школе называют Писклей!
(29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра!
– (31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
(32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину.(35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
– (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
– (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40) Елена Станиславовна опустила голову.
– (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся. (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
– (44) Она умерла. а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор.
– (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили. (49) Неля марш приготовила. (50) Подумаешь, птицы.
Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему день возвращения Кольки из пионерского лагеря автор называет «памятным»?»
1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник.
2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы.
3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом.
4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.
Ответ: ___________________________
3
Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Она сдохла», – набравшись мужества, ответил отец».
2) просторечное слово
Ответ: ___________________________
4
Из предложений 26-30 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
5
Из предложений 44-47 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или простого будущего времени.
Ответ: ___________________________
6
Замените разговорное слово возиться в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7
Замените словосочетание с маминой помощью (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________
9
Среди предложений 4-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
10
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!
Ответ: ___________________________
11
Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
Ответ: ___________________________
12
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Эту клетку Колька построил очень давно с маминой помощью,1 и она бы,2 наверно,3 вполне подошла даже для ширококрылого горного орла,4 а не только для скромной чайки…
Ответ: ___________________________
13
Среди предложений 33-37 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14
Среди предложений 13-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевич Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – Мы его так встретили… Неля марш приготовила. Подумаешь, птицы!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3
Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинения про бездушие по русскому языку
Бездушие – это язва, разъедающая общество. Равнодушие к ближнему, к его горю и проблемам – вот что разъединяет людей. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Что такое бездушие» для учащихся выпускных классов, которые вдохновят вас на написание собственной творческой работы.
Бездушие – это отсутствие доброты, жалости к тем, кто нуждается в защите, помощи. Не зря же оно образовалось из двух слов: «без», «душа». Бездушные глухи к чужой боли.
Что такое Бездушие – сочинение
Я думаю, бездушие – это одно из самых ужасных качеств человека. Бездушный не знает, что такое сочувствие, ему неведомы сопереживание, желание утешить кого-либо, он порой не может осознавать сути своих поступков.
С примером душевной чёрствости сталкиваемся и в рассказе Е. Носова «Кукла». Подростки от безделья цинично растерзали куклу, выброшенную кем-то на свалку, но для Акимыча, главного героя рассказа, их действия напомнили зверства фашистов во время войны, и он очень болезненно воспринял увиденное.
Выброшенные из домов на произвол судьбы собаки и кошки – это тоже проявление бездушия, безжалостного и беспощадного. Люди не имеют права так поступать с теми, кто нуждается в их помощи и защите. Бездушные люди подобны предателям.
К сожалению, бездушие стало привычным в нашей жизни. Пример этого – брошенные старики и дети, о которых часто рассказывает в своей передаче «Пусть говорят» тележурналист Андрей Малахов.
Подобные проявления бездушия к чувствам окружающих недопустимы. Без любви друг к другу мы разучимся творить добро, которое сближает людей, делает нашу жизнь теплее.
Что я понимаю под словом Бездушие
В моем понимании бездушие – это бессердечие, безжалостность, душевная холодность. Это неспособность предугадать последствия своего черствого отношения к чувствам и переживаниям другого человека.
Это плохое качество, потому что его последствия могут быть непоправимыми. Кроме того, часто от них страдает не сам бездушный человек, а окружающие его люди, в то время как виновнику чужой боли остаётся недоумевать, что же стало причиной этих страданий.
О бездушии рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”. Катерина Петровна последние годы жизни провела в одиночестве и умерла, так и не дождавшись внимания и сердечности от родной дочери Насти. А ведь подобных ситуаций в нашей жизни, увы, не перечесть.
К сожалению, в жизни мы тоже часто сталкиваемся с бездушием. Вспоминается случай, произошедший с писателем Д. Граниным, когда он на улице потерял сознание, а люди проходили мимо, считая, что это валяется пьяный человек. С какой болью Д. Гранин потом описывал этот печальный эпизод своей жизни!
Да, бездушие глубоко ранит, поэтому нужно быть более внимательными и чуткими к окружающим.
Бездушие – синоним слова “Жестокость”. Данное явление очень страшно, потому что способно лишить человека веры в доброту и сострадание. Действительно, бездушие – одно из самых отвратительных проявлений жестокости человеческого характера. От него, как мне кажется все наши беды.
Как это ни прискорбно, но мир полон бездушия и черствости, но, чтобы изменить его в лучшую сторону, надо искоренить эти качества, прежде всего в себе самом. Бездушие глубоко ранит, поэтому нужно быть более внимательными и чуткими к окружающим.
Рассуждение, что такое Бездушие
Пример сочинения ОГЭ по тексту А. Алексина “В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря.” (Е. Сапегина)
Давайте разберемся, что такое бездушие? Я считаю, бездушие — это бессердечность, жестокость, неумение сочувствовать и сопереживать. Крайнее проявление бездушия – равнодушие. От поступков бездушного человека страдают окружающие его люди.
Так и в тексте А.Алексина халатное отношение близких мальчика Коли привело к смерти его любимой чайки Черной спинки. Вернувшись из лагеря, Коля увидел пустую клетку своей птицы. Трудно представить его душевную боль в тот момент. Люди, которым он доверил своего друга, вместо того чтобы заботить о птице, спрятали ее подальше, на кухню, чтобы она им не мешала.
Вместо поддержки отец мальчика только и смог, что грубо сообщить о гибели, как сказано в предложении 40, а его мачеха и вовсе не поняла, почему Коля расстроился, произнеся: «Подумаешь, птица». Эта ситуация показывает, насколько опасно может быть бездушие и к каким последствиям оно может привести.
Еще одним примером проявления бездушия является история, описанная в рассказе А.П.Чехова «В аптеке». Учитель Егор Алексеевич Свойкин узнал, что он серьезно болен, и после посещения врача отправился в аптеку. Он отдал аптекарю рецепт, но тот даже не поторопился его собрать. Учитель, находясь в очень плохом самочувствии, был вынужден ждать.
Из-за этого у мужчины началась горячка, но аптекарь не обратил на больного человека никакого внимания, а лишь озвучил стоимость. Учителю не хватило шести копеек, он готов был принести их позже, но аптекарю было все равно: он равнодушно забрал лекарства и выгнал учителя. Этот рассказ дает понять, что бездушным людям безразличны проблемы окружающих.
Таким образом, можно сделать вывод, что бездушие — это одно из самых ужасных качеств человека, приносящих людям только плохое. Причем не обязательно поступать плохо, чтобы быть бездушным, достаточно просто быть безразличным ко всему, что происходит вокруг.
Обязательно нужно бороться с бездушием, быть более внимательным и чутким. Ведь без сочувствия к друг другу, люди разучатся творить добро и мир погрязнет во зле.
Читайте также: Сочувствие – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Можно сделать вывод, что бездушие – это восприятие чужих чаяний как чего-то незначительного, не требующего внимания. Бездушный человек не способен почувствовать боль своего ближнего.