Почему за преступлением следует наказание? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться что такое преступление и наказание. Преступление — это нарушение уголовного или морально-нравственного закона. Человек »переступает» через установленные нормы. А наказание — мера воздействия применяемая к человеку. Поэтому человек совершивший преступление подвергается наказанию, ведь только так он поймёт ошибочность своих действий и вынесет эффективный урок.
Свой тезис хочу доказать произведение русской литературы. В психологическом романе Фёдора Михайловича Достоевского »Преступление и наказание», очень остро поднимается вопрос следует ли за преступление наказание. Главный герой романа, бывший студент Петербургского университета, Родион Раскольников решает проверить свою теорию деления людей на »тварей дрожащих» и »право имеющих». «Твари дрожащии» слабовольные люди, служащие для продолжения рода человеческого.»Права имеющие» имеют права на противоправные поступки, при этом не несут за них наказания. Раскольников относит себя к » права имеющим». Способом доказать свою теорию он выбирает убийство старухи-проценщицы. Но одним убийством не обошлось, сестра старухи-проценщицы Лизавета, застала Раскольникова на месте преступления, и тоже была убита. После совершения преступления у Раскольникова начинается период душевных терзаний, его мучают видения и лихорадка. Душевные терзания у Раскольникова вызваны не сожаление о содеянном, а понимание что он «тварь дрожащия». Вне всяких обстоятельств Раскольников попадает на каторгу. И только на каторге, под воздействием любви и веры Сони Мармеладовой, Раскольников начинает раскаиваться в содеянном.
Другим примером является драма Александра Николаевича Островского » Гроза». Главная героиня драмы Катерина Кабанова молодая и набожная женщина. Катерину рано выдали замуж, за не любимого человека и она оказывается заперта в невыносимых домостроевских условиях, своей свекрови Марфы Игнатьевны. Не выдержав этого она совершает морально-нравственное преступление-изменяет своему мужу. После признания мужу, Катерина осознает что не сможет жить с чувством вины и мыслями о Божьей каре. Катерина сама подвергает себя наказанию, совершает самоубийство.
Из приведённых примеров можно сделать вывод, за каждым преступление уголовным или морально-нравственное человек несёт наказание.
Здравствуйте, Маргарита!
В своей работе вы отталкиваетесь от словарных определений преступления и наказания, «препарируете их» и доказываете их корректность. Не самый лучший способ построить рассуждение… Кроме того, у вас огромное количество ошибок, даже если первые два балла вы получите, есть риск незачета.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл
К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл
Поэтому человек совершивший преступление подвергается наказанию, ведь только так он поймёт ошибочность своих действий и вынесет эффективный урок.
Это ваш тезис, его можно доказать с помощью «Преступления и наказания», а вот «Гроза» вызывает сомнения… Катерина уже не сможет понять ошибочность действий (если они и были) и вынести урок. Вам надо скорректировать тезис либо приводить другой пример.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Почему за преступлением следует наказание?
Нет смысла в начале сочинения повторять тему. Мы ее только что прочитали.
Вне всяких обстоятельств Раскольников попадает на каторгу.
Непонятно, что вы имели в виду?.. И почему так резко после сожалений он оказывается на каторге?
К4 (речь) + 1 балл
Поэтому человек совершивший преступление подвергается наказанию, ведь только так он поймёт ошибочность своих действий и вынесет эффективный урок.
В данном случае плеоназм. Устойчивое сочетание «вынесет урок» уже подразумевает, что человек научился чему-то. «Неэффективный» урок вынести невозможно.
Свой тезис хочу доказать произведение русской литературы.
Некорректно.
очень остро поднимается вопрос
Лексическая несочетаемость. Сами посудите: остро что-то подниматься не может. Остро стоит вопрос. Но эта фраза не вполне подходит, потому лучше остро вообще убрать.
»Права имеющие» имеют права на противоправные поступки, при этом не несут за них наказания.
Слишком много повторов.
И в романе все же право — ед. ч.
Способом доказать свою теорию он выбирает убийство старухи-проценщицы.
Некорректное построение предложения. В качестве доказательства своей теории он решает убить…
Раскольников относит себя к » права имеющим». Способом доказать свою теорию он выбирает убийство старухи-проценщицы. Но одним убийством не обошлось, сестра старухи-проценщицы Лизавета, застала Раскольникова на месте преступления, и тоже была убита. После совершения преступления у Раскольникова начинается период душевных терзаний, его мучают видения и лихорадка. Душевные терзания у Раскольникова вызваны не сожаление о содеянном, а понимание что он «тварь дрожащия». Вне всяких обстоятельств Раскольников попадает на каторгу. И только на каторге, под воздействием любви и веры Сони Мармеладовой, Раскольников начинает раскаиваться в содеянном.
Повторы
После совершения преступления у Раскольникова начинается период душевных терзаний, его мучают видения и лихорадка.
Неуместное выражение, как будто сезонное или научное какое-то явление…
И только на каторге, под воздействием любви и веры Сони Мармеладовой, Раскольников начинает раскаиваться в содеянном.
Некорректно, снова казенная неуместная стилистика.
Другим примером является драма…
Вся драма является примером?..
…и она оказывается заперта в невыносимых домостроевских условиях, своей свекрови Марфы Игнатьевны.
Заперта в условиях своей свекрови — лексическая несочетаемость, нельзя запереть в условиях, тем более в условиях кого-то.
К5 (грамотность) + 0 баллов, всего допущено ошибок: 24
Орфография — 4
«Твари дрожащии» слабовольные люди, служащие для продолжения рода человеческого.
дрожащиЕ
Способом доказать свою теорию он выбирает убийство старухи-проценщицы.
ПроценТщицы
дрожащАЯ
Катерину рано выдали замуж, за не любимого человека…
Это прилагательное пишется слитно
Пунктуация — 19
Чтобы ответить на этот вопрос ЗПТ нужно разобраться ЗПТ что такое преступление и наказание.
Сложноподчиненное предложение.
А наказание — мера воздействия ЗПТ применяемая к человеку.
Причастный оборот.
Поэтому человек ЗПТ совершивший преступление ЗПТ подвергается наказанию, ведь только так он поймёт ошибочность своих действий и вынесет эффективный урок.
Причастный оборот.
В психологическом романе Фёдора Михайловича Достоевского »Преступление и наказание», очень остро поднимается вопрос ЗПТ следует ли за преступление наказание.
Первая запятая не нужна, обстоятельство в начале предложения не обособляется. Далее — сложноподчиненное предложение.
Главный герой романа, бывший студент Петербургского университета, Родион Раскольников ЗПТ решает проверить свою теорию деления людей на »тварей дрожащих» и »право имеющих».
Приложением тут является вся эта фраза.
«Твари дрожащии» ТИРЕ слабовольные люди, служащие для продолжения рода человеческого.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п.
Но одним убийством не обошлось, сестра старухи-проценщицы Лизавета, застала Раскольникова на месте преступления, и тоже была убита.
Первая запятая стоит между подлежащим и сказуемым, вторая — между однородными сказуемыми, соединенными союзом И.
Душевные терзания у Раскольникова вызваны не сожаление о содеянном, а понимание ЗПТ что он «тварь дрожащия».
Сложноподчиненное предложение
Главная героиня драмы Катерина Кабанова ТИРЕ молодая и набожная женщина.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п.
Катерину рано выдали замуж, за не любимого человека ЗПТ и она оказывается заперта в невыносимых домостроевских условиях, своей свекрови Марфы Игнатьевны.
Необоснованные обособления дополнений и отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения.
Не выдержав этого ЗПТ она совершает морально-нравственное преступление-изменяет своему мужу.
Деепричастный оборот
После признания мужу, Катерина осознает ЗПТ что не сможет жить с чувством вины и мыслями о Божьей каре.
Первая запятая — необоснованное обособление обстоятельства, вторая пропущенная — между частями сложноподчиненного предложения.
Из приведённых примеров можно сделать вывод, ДВОЕТОЧИЕ за каждым преступление уголовным или морально-нравственное человек несёт наказание.
Тут есть все основания для постановки двоеточия между частями бессоюзного предложения.
Грамматика — 1
Из приведённых примеров можно сделать вывод, за каждым преступление уголовным или морально-нравственное человек несёт наказание.
Либо за каждым преступлением следует наказание, либо за каждое преступление человек несет наказание.
Общий вывод по работе
Итак, Маргарита, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако советую вам внимательнее следить за связью аргументов с тезисом и повторить все пунктуационные правила.
Удачи!
Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!
Вариант 1
(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.
Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.
Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.
Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.
Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.
Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.
По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.
Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.
Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.
Вариант 2
(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.
Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.
По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.
«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»
Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.
Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.
Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.
Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.
Автор: Виктория Комарова
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы причины преступления раскольникова. Сочинение: каковы причины преступления раскольникова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
«Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.
Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.
Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.
Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. «Бедность не порок, а вот нищета – это порок», — заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.
Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.
Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.
Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.
К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.
Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.
Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.
Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.
Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.
Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд. Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой. Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.
Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова. Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать. Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории. Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.
Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.
Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.
Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.
- Тема любви в рассказе Куст сирени Куприна
Куприн Александр Иванович написал одно из самых трогательных и полных чувств любви произведений, которое назвал «Куст сирени». В нём он повествует о паре Веры и Николая.
- Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор Гоголя
В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы
- Сочинение на тему Ёлка в школе
Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.
- Сочинение Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)
А.С. Грибоедов по своей сути был дипломат, наверное, поэтому он не излагал свои мысли прямо, а всегда искал обходные пути. Наверное поэтому у него получилось свои мысли изложить в легком жанре, в результате чего комедия легкодоступна
- Как Бэла оказалась у Печорина?
Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.
Причины преступления Раскольникова
Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.
Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.
Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.
Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.
Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.
«Преступление и наказание» — величайшее произведение русской литературы о борьбе человека с принципами морали и нравственности в стремлении получить недосягаемое.[BR]Главный герой романа — бедный студент Родион Раскольников, идущий на убийство ради доказательства справедливости своей собственной философии. Философия эта основывается на том, что существует две различные категории людей: «необыкновенные» люди — те, которым позволено все для достижения своих целей и бесправное большинство рядовых людишек.
Теория эта зарождается в голове Раскольникова в результате долгих размышлений о классовом неравенстве. В то время как миллионы людей влачат бедное существование, покорно покоряясь судьбе, существуют немногие «избранные», которые и являются настоящим двигателем прогресса и имеют право приступать законы нравственности. Естественно, что сам он хочет принадлежать именно к касте правящих и могущественных и, поэтому решает, что убийство растовщицы Алены Ивановны будет хорошим доказательством самому себе и всем окружающим, что он достоин быть среди числа «избранных».
Теория Раскольникова появляется под влиянием нищеты, которая сопровождает всю его семью. Мать и сестра Дуня изо всех сил пытаются помочь ему, хотя сами живут очень бедно. Отсутствие средств вынуждает его оставить учебу. Он понимает, что он сам и многие другие люди обречены на голодную смерть, в то время, как есть часть людей, которые пируют, развлекаются и при этом смотрят с высока на тех, у кого нет денег. Однако, его теория противоречива. С одной стороны, он осуждает классовое неравенство, считает его несправедливым и ненавидит тех, кто богат. С другой стороны, он желает примкнуть к рядам ненавистных ему богачей. При этом выбирает для этого самый жестокий способ, не осознавая даже, что его теория только усугубляет положение.
Совершив преступление, Раскольников понимает, что не добился поставленной цели. Раскованность и непоколебимость «сильных мира сего» оказались ему не по плечу. Его раскаяние по поводу совершенного действия подрывает веру в «мораль избранных» и вызывает отвращение к злу, насилию и самому себе. Истинную красоту и нравственность он теперь видит в тех людях, которые несмотря на жизненные трудности, сохраняют веру в человеколюбие и сострадание.
Достоевский проводит своего героя трудной тропой от аморальности к чистоте души, искренности и гуманизму, помогает понять истинные ценности о любви к людям и, что гордыня грешна и ведет к нравственной гибели человеческой души.
- Сочинение Слово делом крепи (рассуждение 8 класс)
На данный момент существует очень мало людей, которые могут держать своё слово. Мы часто можем слышать известную поговорку «Слово делом крепи», так что же она означает?
- Город моей мечты — сочинение
В настоящее время более пятидесяти процентов людей планеты живут в городах. А в нашей стране этот процент ещё больше — около 80%. Города бывают разные — мегаполисы или небольшие городки
- Сочинение-описание по картине В голубом просторе Рылова (3 класс)
Любая работа художника, на которой изображено водное пространство, привлекает особое внимание, так как эта стихия таит в себе немало неразгаданных тайн.
Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова
Рассматривая причины и мотивы преступления Раскольникова, стоит сказать, что молодым человеком двигали три основных момента:
- Альтруистический – основным лейтмотивом которого служит помощь униженным и оскорбленным, а также месть за них;
- Эгоистический – нет запретов, все позволено;
- Испытательный – «тварь ли я дрожащая?»;
- Самоказнь – когда оказывается, что «не выдержал»
Молодой человек подавлен – причем, напряжение по ходу развития событий только нарастает. Его гнетут бедность, социальный строй, с которым он не может примириться и многие другие факторы.
Можно сказать, что Родион воспринимает действительность чересчур эмоционально. Он испытывает сострадание к людям, потому решает таким образом отомстить за их страдания. Конечно же, это абсурдно – но герой доведен до отчаяния и не видит другого выхода.
Еще одним мотивом преступления можно назвать состояние безысходности. Раскольников доведен до крайней степени отчаяния, можно сказать, что реальность «выжала из него последние соки» и он сам не ведает, что творит.
В качестве следующего мотива служит столкновение с несправедливостью и злом. Одним из его воплощений является процентщица, чья ростовщическая деятельность покрывается законом. Что же касается Раскольникова, он видит, что она получает прибыль, зарабатывая на людском горе и мучениях. Родион не может смириться с этим, он решает действовать.
Еще одной причиной служит некий эксперимент: герой пытается найти ответ на вопрос: «можно ли обрести счастье, преступив закон?» Конечно же, ответ отрицательный – но молодой человек слишком поздно понимает это.
Преступление Родиона Раскольникова — наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.
Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.
При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.
Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её. Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих». Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.
После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее — нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.
Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.
- Сочинение на тему Какие качества раскрывает в человеке любовь
Любовь основное из чувств человека воспеваемая в песнях, стихах и большинстве других литературных произведений как классиков, так и молодых авторов. Яркими примерами являются Ромео и Джульетта
- Сочинение по картине Хабарова Портрет милы 7 класс (описание)
В. Хабаров в своей картине Портрет Милы пытается передать не только внешность симпатичного подростка, но и ее внутренний мир. Картина нарисована в тёмный тонах, но сама Мила — в светлых.
- Характеристика и образ Анны Одинцовой в романе Отцы и дети сочинение
Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.
- Сочинение Портрет Чичикова в поэме Мертвые души (Гоголь)
Чичиков – центральный образ поэмы Н.Гоголя «Мёртвые души». Благодаря его деловым визитам читатель знакомится с помещиками, которые олицетворяют различные человеческие пороки.
- Характеристика и образ Садко (главный герой былины Садко) 7 класс
В былине Садко рассказывается о русском народе. Главный герой старинного произведения гусляр Садко. Он не только хорошо играет на инструменте, но и замечательно поёт. В своей местности Садко славится своими песнями, его талант уникален.
Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва.
Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается.
Совет
Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели — собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие — нищета.
И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг — устранить старуху.
Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Преступление и наказание
После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался “тварью дрожащей”. Следовательно его теория терпит крах, при столкновении “простой арифметики” с жизнью.
Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету- ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление.
Обратите внимание
Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть “твари дрожащие” мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни.
С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их “тварями дрожащими”, а себя возможно избранным, “имеющим право”.
Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что «старуха была ошибкой». Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.
(326 слов) Преступление и наказание Раскольникова до сих пор находятся в центре внимания сценаристов, режиссеров и других творческих людей, ведь этот сюжет вдохновляет их снова и снова.
Уже есть десятки спектаклей, фильмов, иллюстраций и даже мюзикл по данному роману Достоевского. Однако до сих пор зрители и читатели спорят о причинах рокового поступка героя. Этот вопрос имеет несколько ответов, поэтому и нелегко поставить на нем точку.
В моем сочинении я назову лишь основные причины, которые я считаю главными.
Еще одна причина – знакомство с Мармеладовым и история его жизни. После исповеди Мармеладова, Раскольников понимает, что через убийство и ограбление старухи, он сможет помочь не только себе, но и семье Мармеладова, действуя по своей ошибочной теории.
“Квартира” Мармеладова – это беднейшая комната “ . шагов десять длинной; всю её было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье”. Побывав в ней, Раскольников понимает, что они живут в более глубокой нищете, чем он.
Поэтому он более уверен в правильных целях своего замысла.
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым.
Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен.
Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».
Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
На фоне общения с разносортными преступниками у Ф. М. Достоевского зародилась идея для романа, наполненного драмой и внутренними конфликтами. Изначально автор хотел описать только переживания главного героя Раскольникова, но в процессе работы понял, что его огромный труд не может обойтись без раскрытия дополнительных персонажей и их внутренних тревог. Сюжету было необходимо более углубленное развертывание проблемы. Раскритиковав собственную работу, Достоевский сжег первый вариант произведения и создал с самого начала уже таким, каким его знает читатель сегодня.
Ф. М. Достоевский изобразил в своем произведении нищету и проблемы общества XIX века. Это социально установленные условия, противоречия, связь общества и личности, нравственная ответственность, человек и закон.
Роман начинает повествование с 1865 года в Петербурге — неприветливом, но очень любимым городом для писателя. Достоевский не показывает высшее общество. Он делает акцент на бедных слоях населения, где царит голод и пьянство, безысходность толкает людей на занятие проституцией. Роман раскрывает главное разграничение, объясненное Мармеладовым в трактире:
Раскольников — студент, которому пришлось бросить учебу по причине недостатка средств. Сестра героя, Дуня, пытается помочь Родиону, устраивается на должность гувернантки к зажиточным помещикам и терпит от них постоянные унижения.
Главный повод для преступления кроется в тяжком материальном положении героя и его семьи. Признав, что старуха-процентщица ужасный человек и без нее мир станет лучше, он берет топор и приходит к ростовщице домой. Незадолго до этого происшествия Родион услышал беседу о том, что старуха ужасно обращается со своей сестрой, а завещание написала на церковный приход. Герой убеждается в правильности своего решения убить ростовщицу. Но ее сестра Лизавета неожиданно возвращается домой и почти уничтожает его задумку. Не понимающий, как лучше поступить, Раскольников убивает обеих.
Однако теория, возникшая в разуме героя, оказывается не способом излечения общества, а скорее первым толчком на пути к расколу Родиона, к заболеванию. И самая важная мысль, преследующая его, что исправить он уже ничего не может. На место человека с «наполеоновскими планами» приходит «тварь дрожащая», потерявшая свое место в жизни и живущая в бесконечном страхе перед разоблачением.
Совесть гнетет Раскольникова и психологически давит на него, ведь на самом деле он человек хороший и готов помогать людям. Просто идея помощи оказалась неверной и стала самой главной ошибкой главного героя.
Он говорит сестре и матери: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе.
И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.
Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление.
Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.
Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
Автор романа описывает всю мерзость, отвратительность старухи-процентщицы, заставляет читателя презирать её – но и показывает, что даже такой омерзительный человек не может быть безнаказанно убит ради достижения каких-либо, не важно, насколько «добрых» или «правильных» целей.
А в чём состоит наказание Раскольникова? В первую очередь, это отнюдь не ссылка на каторгу, не людское наказание.
Нет, это муки его души, это крики его пробудившейся совести. Проверяя свою теорию, Родион убивает не только старуху-процентщицу, но и её сестру, невиновную Елизавету, ставшую свидетелем его преступления. В этом он уподобляется обычным преступникам, ворам и убийцам.
И теперь уже теория не может оправдать Родиона. Раскольников и сам понимает её лживость, осознаёт, что уподобился в ней таким личностям как Свидригайлов, как ненавистный ему Лужин.
Родион сам себя наказывает, понимая.
Этот путь невозможен для Раскольникова, слишком сильны в нем человеческие и нравственные законы, которые он собирался переступить. Раскольников не выдерживает борьбы с самим собой, он думает, что его признание – признание его собственной несостоятельности, а идея стоит нерушимо и незыблемо.
Не так думает Достоевский. Он считает, что потерпел крушение не его главный герой, а его бесчеловечная идея.
Достоевский, будучи замечательным психологом и гуманистом, приводит читателя к выводу, что для спасения своей души надо пострадать, очиститься.
Здесь в образе спасителя Раскольникова выступает Соня – жертва общественного строя, но человек со смиренным умом и наивной верой в бога.
Она призывает Раскольникова пострадать, искупив тем самым свою вину. С этого и начинается воскресение Раскольникова, заканчивается его наказание.
Совершенно случайно он узнал о некой женщине, которая занимает деньги под заклад, при этом делает это на условии процентного вознаграждения. Ему очень требовались деньги, и он понёс закладывать отцовский подарок. После встречи он сделал для себя определённый вывод, что крайне нелепо иногда устроен мир. Старуха была очень богата, при этом вела затворнический образ жизни, никуда не выходила и ничем не занималась. Ему сразу показалось, что деньги эти могли спасти многие погрязшие в бедности души, в то время как они бессмысленно спрятаны по сундукам и складкам белья.
На примере Раскольникова хорошо видно, как любая, пусть даже безумная мысль может стать материальной. Поначалу он лишь долгое время забавлял и дразнил себя всей невозможностью идеи. Не смея отступить от истоков своей задумки, он начинал замечать, как постепенно формирует себе конкретную цель, т. к. начал придумывать некоторые шаги к действию. Это пугало его, он начал серьёзно думать о своём состоянии, полностью уйдя в себя и изолировавшись от мира.
Из долгих размышлений он понял, что для него не деньги главное в этом деле. Он хотел понять, может ли он «перешагнуть» и стать властелином или нет. В то время как другие боятся, он смел посягнуть на эту мысль, взять её за хвост и не отпускать до последнего. Он хотел проверить, так ли он смел как, например, Наполеон, который мог погубить тысячи жизней во имя спасения других. Несомненно то, что решающее действие всех способствовавших убийству факторов обязано наличию такого взгляда у Родиона.
Преступление Раскольникова, его причины и смысл
После встречи со студентами был ещё ряд случаев, когда он всё более и более укреплялся в своей идее. Например, встреча с Мармеладовым произвела на него крайне тяжёлое впечатление. Вполне вероятно, что после исповеди Семёна Семёныча он внутренне негодовал на ту же несправедливость. Его бедствующая семья, больная жена и голодные маленькие дети были причиной этого. Он сразу вспомнил про свою идею, и что неплохо было бы решиться на преступление хотя бы ради помощи этим людям.
Однако решающую черту поставил другой момент. Как бы ни был продуман его замысел, он всё равно был несовершенен. В частности, он боялся внезапного появления Лизы, сестры старухи, которая могла испортить всё дело. Чисто случайным образом он узнал точное время, когда её не будет дома. Не сказать, что он был суеверен, но на фоне всех прочих намёков это поставило точку в его голове. Он почему-то решил, что такой момент может являться только раз в жизни и его ни в коем случае нельзя упускать.
Раскольников не был извергом или что-то в этом роде. В его преступлении есть скрытый мотив, который, впрочем, был непонятен и следователям после раскрытия его дела. Слишком непохоже было всё на простое ограбление, потому как он даже не воспользовался награбленным.
Дотоле же он успел зарекомендовать себя как крайне порядочный человек, который не скряжничал и даже в своём нищенском положении умудрялся помогать нуждающимся.
Совершив бесчеловечный поступок, внешне Раскольников не превратился в алчного зверя. Однако вся окружающая действительность меняется для убийцы. Но есть ещё огонёк надежды на спасение. Страдание, мучения, взывание совести героя заставляют его стать одиноким изгоем. Внутренне Родион сломлен. Нужные слова для того, чтобы вернуть душевное равновесие и вселить добро в душу преступника, Достоевский поручает произнести представителю закона следователю Порфирию Петровичу. Он даёт совет Раскольникову, чтобы тот стал чем-то заметным, вроде солнца, высоким и добрым, дарящим свет и теплоту другим людям.
У Раскольникова было много косвенных причин, чтобы совершить этот роковой шаг: бедность, долги, вынужденное замужество его сестры, ненависть к Алёне Ивановне и ей подобным… Но настоящий мотив он раскрывает после совершения убийства, когда его душа тянется к себе подобному, человеку, который также совершает своего рода преступление – Соне, вынужденной торговать собственным телом. “…я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного!
Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…”. Раскольников совершает этот шаг, потому что жаждет проверить (хотя он практически уверен, что относится к “наполеонам”), насколько он “выше” других людей, “тварь он дрожащая” или всё же природа наделила его правом на “разрешение крови по совести”.
Самое страшное для героя, что остановиться и передумать он не мог. Его отрешённость от окружающих, отшельничество, одиночество и мрачное существование привело к тому, что днями напролёт он был погружён в свои мысли, развивал свою философию и оказался её заложником. Она охватила разум и чувства героя, автор сравнивает этот феномен с ситуацией, когда некий механизм зацепил и потащил тебя за край одежды… Остановиться уже невозможно, необходимость эксперимента во имя идеи стала невыносима для Раскольникова. Он разительно меняется за небольшой отрезок времени, приходит нужный момент и герой совершает задуманное.
Сочинение: Причины и мотивы преступления Родиона Раскольникова (Ф. Достоевский)
Преступление Родиона Раскольникова — наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.
Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.
При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.
Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её. Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих». Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.
После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее — нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.
Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
“Преступление и наказание” — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского.
Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и далее противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского.
По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала дух времени и была порождением общественной теории нигилизма: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.
Второй — полная противоположность первому: желание добра людям, стремление спасти сестру от гибели, а себе дать возможность добрыми делами всей последующей жизни загладить преступление.
Некоторые исследователи находят три, четыре и даже больше мотивов, но все они тяготеют к двум вышеперечисленным полюсам.
Вообще, приступая к работе над романом, Достоевский писал: “. уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство. ”.
Есть литературоведы, которые считают, что сделать это Достоевскому не удалось: он так и не пришел к выводу, как именно мотивировать преступление, и остались две, “не согласованные между собой” мотивировки, осталась неопределенность.
Вторая, более распространенная точка зрения заключается в том, что вначале у Достоевского были колебания, но он их решил “диалектически”, то есть — сочетав обе. Выходит, что Раскольникову хочется, или ему это только кажется, быть “добрым Наполеоном”.
В этом словосочетании совмещено несовместимое, но в этом-то и кроется зерно, суть вопроса. Все, что послужило мотивами преступления Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых нам и предстоит разобраться.
Прежде всего их следует искать во внутренних противоречиях самой натуры Раскольникова. Не случайно автор дал ему такую фамилию, которая постоянно напоминала бы читателю о внутреннем расколе героя. Но этот раскол вовсе не следует понимать как борьбу между “плохими” и “хорошими” мотивами преступления. Так кажется самому Раскольникову, но это лишь его самообман, и мы не должны ему поддаваться.
То, что на самом деле происходит в душе Р. Раскольникова, верно определил современный литературовед Ю. Ф. Ка-рякин: “борьба мотивов за преступление против него”, “правых и неправых целей, определяющих и свои средства”.
Подтверждением противоречивости характера Раскольникова являются и слова Разумихина, который знает Родиона немногим, но лучше других: “великодушен и добр” и в то же время “холоден и бесчувственен до бесчеловечия”. И сам Достоевский пишет: “. уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую”.
И, как опять-таки верно подметил Карякин, “даже сны его — тоже разные, противоположные”: один сон — “предостережение от убийства”, второй — его “повторение”. Каждое слово героя “расколото” и в сущности уже заключает в себя реалы: “проклятая мечта”, “мрачный восторг”, “кровь по совести”.
Скорее, эти словосочетания следовало бы разбить на два ряда слов: “проклятая, мрачный, кровь” и “мечта, восторг, совесть”. Такой порядок характерен для сознания обычного человека. Но в сложнейшей системе самосознания Раскольникова порядок нарушается, и между несовместимыми понятиями происходит борьба.
Родион Раскольников постоянно ощущает борьбу, но он неправильно ее понимает, словом, поддается самообману, выдавая борьбу за противостояние правых целей неправым средствам.
Нередко мотив убийства объясняют роковым влиянием города. Действительно, душная атмосфера узких и пыльных улиц, гробообразная каморка Раскольникова — все это, можно сказать без преувеличения, погубило его: “редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”.
Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с существующим порядком.
Изменить что-то в этом мире кажется Родиону Раскольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же действующую машину. Над теорией “всеобщего счастья” герой смеется: “несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье.
Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне «разумного эгоизма». Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, «заботился» обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.
Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.
Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.
Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он – не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета – не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие – немногие – «необыкновенные» – являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.
Причины преступления раскольникова
«Преступление и наказание» – роман Фёдора Михайловича Достоевского, в котором описывается трудное для России время. Рушились старые устои – новые не формировались. Человек попадал под власть новых идей, не вызывающих никакого доверия. Масло в огонь подливала крестьянская реформа: крестьяне, хоть и стали независимыми, были на полвека обременены непосильными платежами.
Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…
Под влиянием таких утверждений Раскольников идёт на роковой шаг убивает старушку-процентщицу Алёну Ивановну, у которой . Этот эпизод является одним из главных в романе и потому заслуживает особенного внимания. Описывается он в седьмой главе, в последней из первой части (это тоже немаловажно, но об этом поразмышляем позже).
Прежде всего, стоит вспомнить, как Раскольников решился на этот шаг. Он не сам пришёл к нему, а подслушал слова студента, стоящего рядом и разговаривавшего с товарищем, об убийстве и его выгоде: «Одна смерть и сто жизней взамен ‒ да ведь тут арифметика!». Эти слова сильно взволновали Родиона, но нашли отклик в его душе. Он был такого же мнения, и слова студента для него были будто «предопределение», «указание» действовать, реализовать то, что он уже задумал.
Теперь проанализируем сам эпизод убийства. Каждую секунду Раскольникова охватывало невероятной силы волнение, он не контролировал себя: «Ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе…». Он испытывал противоположные эмоции: то ему было страшно, то он говорил уверенно, даже с раздражением. А как Раскольников убил её?
«Взмахнул обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила».
Эти противоречивые моменты будут прослеживаться на протяжении всего преступления. Конечно, это ещё не конец. Герой убил старуху, но от его рук погибла Елизавета, её сестра. В эти секунды он действовал решительно: «Он бросился на неё». Убит ни в чём не повинный человек, оказавшийся, как говорится, не в то время и не в том месте…
Какое место занимает этот эпизод в композиции романа? В первой части было описано преступление: то, как Раскольников решил пойти на убийство. как планировал, организовывал его и как совершил. Связывая композицию с названием произведения, можно сказать, что дальнейшие части – наказание. А этот эпизод – своеобразная точка отсчёта.
Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается социальное неравенство. Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив – выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.
Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль «необычных» людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, – способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.
Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего «такого». Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что «хотел сделаться Наполеоном», был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий «сильным мира» совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.
Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги, общество, которое беспощадно к тем, кто не имеет денег. Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа — Родион Раскольников. Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев. Автор рисует крайне тяжелые условия жизни своего героя. Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру. Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа — это обыкновенные люди, другие же имеют в себе дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей — это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним. Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это — закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным — не страдать пассивно, а действовать.
Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва — старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.
В чём отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных?
Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных..»
Татьяна — любимая героиня Пушкина. Сочинение по роману.
Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?
Образ помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова.Оцените статью
Нами будет рассмотрена классика отечественной литературы в основе романа Ф. М. Достоевского. Мотивы преступления Раскольникова, его взгляды на современность и основной жизненный путь героя-убийцы.
Роман “Преступление и наказание” внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,
Раскольников – герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.
Убийство – это преступление, страшное преступление перед людьми и Богом. Нужно подробно изучить произведение и разобраться, каковы же мотивы преступления Раскольникова.
Убийство совершает, казалось бы, абсолютно безобидный человек. Он не богат, без претензий на что-либо в этой жизни. Его очень тяготит жизненная несправедливость угнетения одних людей другими.
Бог создал всех по своему подобию, почему же происходит такое разделение в обществе?
Похожие записи:
Мы все глядим в Наполеоны сочинение
Вариант №1
Поклонником Наполеона был главный герой романа Родион Раскольников. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает много важных социальных вопросов. Один из них – культ Наполеона, жажда власти. Поклонником Наполеона, на мой взгляд, был главный герой Достоевского Родион Раскольников – студент юридического факультета Петербургского университета. Он пришел к выводу, что все люди делятся на два вида: «право имеющих» и «тварь дрожащая».
Раскольников хочет стать человеком, который может позволить себе все, при этом не раскаиваясь в своих поступках. Ему кажется, что он не принадлежит ни к одним, ни к другим, а его «твое дело переступать или не переступать через людей…» Я считаю, что Раскольникову не хватает воли, выдержки и силы, чтобы вести себя по-другому. Ведь он живет по принципу: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», который, в конце концов, приводит к отрицательному результату.
Однако сам Раскольникова не согласен с тем, что его теория «сверхчеловека» может быть принята. В «Преступлениях и наказании» один из самых ярких образов, демонстрирующих влияние личности на общественное мнение, – это Лужин. Все поступки этого персонажа имеют одну цель – получить выгоду для себя. Лужин считает, что цель оправдывает средства. Ради достижения своей цели он готов пойти на все, вплоть до обмана и предательства.
Вариант №2
В своем известном произведении Ф.М. Достоевский заставляет читателя погрузиться во внутренний мир Родиона Раскольникова, который создал в своей голове гениальную теорию и в соответствии с ней делил людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Главный герой всем сердцем верил, что к числу выдающихся людей относятся те личности, которые готовы в любой момент пойти на отважное действие. У Раскольникова была своя теория: каждый человек в жизни должен сделать то, что ему не под силу, то есть совершить подвиг. Достоевский как бы подтверждает это и показывает отношение героя к Соне. Перед тем, как идти к старухе-процентщице, Родион долго размышлял над этим вопросом, но вдруг его осенило: есть люди, которые «имеют право», а другие только «дрожать». Герой считает, что они «вошь», а не «человек», а значит, они – «положительно прекрасные люди».
Таким человеком Раскольников считал Наполеона Бонапарта, который возглавлял французскую армию во время Отечественной войны, а также славился своими захватническими действиями. Для героя он был настоящим образцом сверхчеловека, который своими руками творил историю. Отношение к Наполеону Раскольников переносил и на себя. Герой очень любил читать, особенно античные произведения. По его мнению, у них все было красиво и гармонично. Он искренне не понимал, почему жизнь человеческая такая жестокая и несправедливая. После того, как герой убил Алену Ивановну, он оказался в ужасном душевном состоянии, после чего понял, что не должен более совершать подобных поступков.
Таким образом, фраза «Все мы глядим в Наполеоны…» действительно актуальна в данном произведении, но не всегда желание стать великим соответствует личным качествам человека. Раскольников был достаточно чувствительным персонажем, поэтому не мог хладнокровно относиться к своему жестокому поступку. В связи с этим он начал испытывать настоящую депрессию из-за того, что его теория потерпела крах. Но, тем не менее, вовсе не обязательно быть Наполеоном. Достаточно просто оставаться сильной личностью, способной своими силами бороться с трудностями жизни.
Вариант №3
В своем известном произведении Ф.М. Достоевский заставляет читателя погрузиться во внутренний мир Родиона Раскольникова, который создал в своей голове гениальную теорию и в соответствии с ней делил людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Главный герой всем сердцем верил, что к числу выдающихся людей относятся те личности, которые готовы в любой момент пойти на отважное действие. Таким человеком Раскольников считал Наполеона Бонапарта, который возглавлял французскую армию во время Отечественной войны, а также славился своими захватническими действиями.
Для героя он был настоящим образцом сверхчеловека, который своими руками творил историю. Для Родиона Наполеон был воплощением чего-то необыкновенного, способного на великие поступки. Ради его прославления Раскольников решил пойти на страшный шаг. Во имя идеи герой убил старушку-процентщицу, которая была одной из его клиенток. Совершив жестокое злодеяние, Раскольников стал испытывать муки совести.
Герой понял, что его теория, которую он вынашивал продолжительное время, оказалась ошибочной. Ему показалось, что он стал «тварью дрожащей». Раскольников пришёл к своему другу Разумихину и признался ему в совершенном злодеянии, попросив у того поддержки. Разумихин был человеком с тонкой душевной организацией. Его поразило то, что Раскольникова охватило ужасное чувство вины. На протяжении нескольких дней они вдвоём плакали от раскаяния, сожалея о совершенном.
(595 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов», заслуживший признание со стороны читателей. Автор мастерски изобразил три сюжетные линии: романтические отношения героев, афера с имением Обломова и противопоставление двух судеб — Обломова и Штольца. Роман наполнен интересными и яркими личностями. Особое впечатление оставляет образ Агафьи Пшеницыной. Рассмотрим поподробнее ее характеристику.
В образе Агафьи писатель изобразил истинную русскую женщину, которая остановит коня на скаку и войдет в горящую избу. У нее пышные формы, рабочие руки, сильное тело. По своей натуре женщина является глубоко религиозной, кроткой, скромной и послушной. Героиня трудолюбива, практична, она стала прекрасной хозяйкой. Агафья обожает чистоту и домашний уют. Пшеницына является идеальной супругой для главного героя романа, ведь воссоздает атмосферу детства в Обломовке, наполненного заботой и вниманием.
Биография Агафьи Пшеницыной довольно не простая. Она овдовела и осталась с двумя детьми без содержания. Ей пришлось своим трудом кормить семью, что в те времена для женщины было крайне сложно.
«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.»
В отличие от Ольги Ильиинской, Агафья Пшеницына не получила достойного образования. Героиня не разбирается во многих жизненных вопросах, она очень ограничена. Пшеницына обладает узким кругозором. Однако героиня умело скрывает свою необразованность. Она либо молчит в нужный момент, либо мило улыбается. Круг интересов Пшеницыной ограничивается ведением хозяйства, работой на кухне, а также общением с прислугой. В этот список позже вошли заботы о муже и ребенке. Иван Александрович обращает особое внимание на положительные черты своей героини. Героиня старалась оберегать Обломова от всех проблем и переживаний. Благодаря Агафье главный герой обрёл долгожданное спокойствие и умиротворенное счастье. Ведь это было заветной мечтой Обломова.
Писатель показывает, насколько отличается любовь Пшеницыной к Обломову от чувств Ольги Ильинской. Ведь Агафья любит своего супруга просто за то, что он находится рядом с нем, в отличие от Ольги. Агафье нравится чувствовать истинную благодарность со стороны Обломова за ее самопожертвование и заботу. Она не хочет менять партнера, она принимает его таким, каков он есть. Поэтому в семье лидером является женщина. Она налаживает быт, несет ответственность за дом, решает проблемы и финансовые вопросы. Обломов, измученный отношениями с Ильинской, обретает спокойствие рядом с Пшеницыной. Герой словно живёт в своем иллюзорном мире. При этом образ Агафьи наиболее полно характеризует выбор жизненных установок персонажа. Героиню не нужно завоевывать, не нужно поддерживать, не нужно носить на руках. Она сама понесет Обломова и еще «спасибо» скажет. Выбрав такую женщину, Илья навсегда отказался от попытки изменить себя и стать мужем, а не ребенком в семье. Ведь именно та умиротворяющая атмосфера, которую создала Агафья, приводит Илью к ранней смерти. Герой не желает исполнять все рекомендации врачей и умирает от своего образа жизни и мышления.
В браке у Ильи и Агафьи рождается сын. Героиня обожает своего ребёнка, однако решает отдать его на воспитание Штольцам после смерти мужа. По ее мнению, они смогут дать ребёнку достойное воспитание и образование. Даже в этом выборе проявляются главные черты героини: сила духа, бескорыстная и жертвенная любовь, практическое мышление.
Можно заметить, что на протяжении всего повествования Гончаров невольно сравнивает Агафью с Ольгой. Как мы видим, простая религиозная женщина, обладающая способностью к искренней любви, во многом превосходит образованную карьеристку. Пшеницыной доставляет подлинное счастье бескорыстная любовь. Однако она же и губит предмет своей любви, потакая слабостям мужа и позволяя ему растрачивать себя в лени.
В образе Агафьи Пшеницыной писатель воплотил искреннюю и бескорыстную любовь не только к мужу, но и к окружающему миру. В отличие от других персонажей, Агафья не стремилась к материальному благополучию и личным целям. Но героиня смогла обрести истинное счастье, отрекшись от эгоизма. Именно благодаря своей открытости, доброте, искренности и самоотдаче главная героиня сумела стать по-настоящему счастливой.
Черты характера Агафьи Пшеницыной | Цитаты |
Пренебрежительное отношение к себе | «Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» |
Доброта и отзывчивость | «Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» |
Спокойный темперамент | «Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» |
Застенчивость и робость | «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…» |
Трудолюбие и активность | «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» |
Невежество и «тупость» | «…– А читаете что-нибудь? Она поглядела на него тупо и молчала…» «…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете». |
Бескорыстие и естественность | «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.» |
Хозяйственность | «Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…» |
Заботливость, умение любить | «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.» |
Преданность и глубина чувства | Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова. |
Автор: Виктория Комарова