Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. ”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. ”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “. конец (пьесы). кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе. ”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. ”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.
209448 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия драмы «Гроза»
Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Смысл названия пьесы &;Гроза’ А.Н. ОстровскогоНемаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «. Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», – писал Островский.
Несомненно, и название «Гроза9raquo; также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза9raquo; неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?». отвечает: «электричество9raquo;, то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. »
В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору. » и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза9raquo;. Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность9raquo; темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная
школа №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского
языка г. Феодосии Республики Крым»
Урок литературы (21) в 10 классе.
Трагедия совести и
ее разрешение в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Учитель Литвинова С.С.
Цель
урока:
Помочь
понять понять причины самоубийства Катерины.
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
2.Вступительное
слово учителя.
Пьеса
знаменитого русского драматурга А.Н.Островского «Гроза», написанная в 1859
году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины
Кабановой. Необычный женский характер и трагическая судьба привлекли
внимание как читателей, так и литературных критиков. Недаром первые
статьи о пьесе «Гроза» были фактически об образе Катерины. Островский как бы
продолжил традицию А.С.Пушкина в создании неординарного русского женского
характера. Конечно, Татьяна Ларина и Катерина – совершенно разные героини, и по
социальному статусу, и по среде, в которой они сформировались, и по
мировоззрению. Но общее в них – невероятная искренность и сила чувств. Как
писал один из исследователей русской литературы, «женщина в русском обществе
второй половины XIX века – существо одновременно и зависимое (от семьи, от
быта, от традиции), и сильное, способное на решительные поступки, которые
оказывают самое решительное воздействие на мир мужчин. Такова и Катерина из
«Грозы»…»
Жизнь
Катерины заканчивается трагически: она бросается в Волгу и погибает. Такой
поступок вызвал неоднозначную оценку со стороны критиков. Добролюбов в статье
«Луч…» считал Катерину «сосредоточенно-решительным образом, которому
лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны и чужды».
Писарев придерживается другой точки зрения. Он пишет: «Самоубийство Катерины
вызвано такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно
благополучно всеми членами всех русских семейств».
Как же
все-таки расценивать этот поступок? Считать его протестом против кабановских
устоев или простым стечением обстоятельств? К ответу на данный вопрос мы должны
прийти в конце урока, разрешив дилемму: «Протест или стечение
обстоятельств?
Задача
урока состоит в том, чтобы, проанализировав пьесу, понять, почему Катерина
решилась на самоубийство, что это: проявление силы или слабости?
II.
Беседа с учащимися.
— Какой
бы эпиграф вы взяли к нашему уроку? Отчего люди не летают так, как
птицы?
или
Умереть
не страшно, а как подумаю, что вот вдруг явлюсь перед богом такая,
какая я здесь — вот что страшно.
Объясните
свой выбор.
— Как
вы думаете, что может послужить причиной самоубийства?
— Но,
какими бы весомыми ни были эти причины, убивать себя, так же как и других,
тяжкий грех. Это нарушение шестой заповеди Божией: «Не убий»
— Что
же могло заставить Катерину убить себя? Чтобы разобраться в этом, надо
окунуться в ту среду, в которой воспитывалась и жила Катерина.
— Кто
и что повлияло на формирование характера героини, на ее поступки, поведение?
3.Групповая
работа.
Класс
делится на группы, которые готовят анализ произведения по направлениям:
Катерина
в родительском доме.
Катерина
и Кабаниха – два полюса народной жизни;
Катерина
и Варвара;
Катерина
и Тихон;
Катерина
и Борис;
Катерина
и гроза.
Проверка.
Слово
первой группе. Как воспитывалась Катерина в родительском
доме? Но вначале давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакля. (Отрывок из
пьесы)
Проблемный
вопрос:
«Воспитание
и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума»
Д.И.Писарев.
Согласны
ли вы с этим утверждением? (2 мин)
Слово
второй группе. Расскажите об отношениях Катерины и Кабанихи. Но вначале отрывок
из пьесы. Д.1 явл. 5 (Со слов Кабановой Полно, полно, не божись… А может
и меня вспомянете»
Проблемный
вопрос:
«Катерина
— легкомысленная девушка, которая принимает все, что происходит, близко к
сердцу: Кабаниха ворчит, а Катерина от этого изнывает…» Д.И.Писарев
Согласны
ли вы с критиком?(2 мин)
Слово
третьей группе. Чтение диалога Д.2 явл.2
Проблемный
вопрос:
Катерина и Варвара:
антиподы или «подруги по несчастью»?
Слово
четвертой группе. Катерина и Тихон. Чтение диалога. Д2
явл.4
Проблемный
вопрос:
Тихон
представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются
безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры,
потому что служат их верными помощниками.
Как
вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
Слово
пятой группе. Катерина и Борис.
Проблемный
вопрос:
Любовь
Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
Борис, как и Катерина, способен на
глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти
против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису
не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его
возлюбленной.
Слово
шестой группе. Катерина и гроза.
Так
как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей
пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной
героини.
—
В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
Гроза
– в природе — постоянно слышится мотив
надвигающейся грозы.
Гроза
в душе Катерины – несогласие с моралью
«темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису –
приводит к смятению души.
Гроза
в обществе – назревает конфликт, нежелание
многих жить по нормам и
правилам
домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.
Вопросы
к группам.
— Кто
прав? Выскажите свою точку зрения.
Добролюбов.
Она
решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается
доказать всем, что ее можно и простить, так как ей очень тяжело. Критик
замечает, что в ней нет злобы, презрения, чем так красуются герои, самовольно
покидающие свет. Но жить она больше не может, да и только. Мысль о самоубийстве
терзает Катерину, что повергает ее в полугорячее состояние. И дело кончено: она
не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с
бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!..
Главная
мысль статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» в том,
что в Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности,
протест, доведенный до конца. Катерина в восприятии Добролюбова – женщина,
которая не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей
дают в обмен за ее живую душу.
Писарев.
Вся
жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, считает Писарев,
она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в
том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра, она
на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец,
перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы
самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое
является совершенно неожиданно для нее самой.
Сможет
ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому?
Так
что же такое смерть Катерины: протест или стечение обстоятельств? А может, ни
то, ни другое? (Мнение каждой из групп)
Но и
без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть
избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счет мы
имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в «темном
царстве» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп своей жены, вытащенный из воды,
кричит в самозабвении: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете
да мучиться!» Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего
нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона дают
ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они
заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни,
где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам! Собственно говоря,
восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если
жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего,
решительно ничего сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и
спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас
тяжеле всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель
одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить
жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную, гнетущую боль,
расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо… И думать,
что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных
тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это,
согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая
личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы
то ни стало!..
Домашнее
задание.
Написать
сочинение на одну из предложенных тем:
1.
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы
взаимоотношения поколений, близки пьесе
А.Н. Островского и чем?
2. Чем
вызван протест Катерины в драме «Гроза»
и в каких произведениях русской литературы XIX
века изображаются герои-бунтари?
(682 слова) Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения.
В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности:
«убивает не гроза!… убивает благодать!».
Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений.
Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления.
Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно, что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое.
По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает.
В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».
Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи.
Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии.
Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства».
Автор: Виктория Комарова