Продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. Мы уже рассказали, как справиться с изложением и заданиями 2–3, 4–5 и 6–8 из тестовой части. В новом материале разберёмся, какое из заданий третьей части экзамена выбрать, как избежать типичных ошибок и написать сочинение на максимальный балл.
Сочинение-рассуждение — это самая ответственная и сложная часть экзамена по русскому языку. Она же и самая «дорогая» — стоит 9 баллов, а это на два больше, чем изложение и тестовая часть по отдельности. Именно поэтому сочинению нужно уделить самое пристальное внимание.
Виды сочинений
В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.
На лингвистическую тему. Это задание пугает всех особенно сильно. Но на самом деле оно не такое страшное, и справиться с ним вполне реально. Суть его в том, что приводится высказывание известного учёного (обычно языковеда) или писателя, которое нужно подкрепить примерами из текста.
Вот пример. Приводятся слова А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.
Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.
«Она» в данном случае заменяет слово «собака». Местоимение не имеет своего собственного значения и приобретает его только в контексте.
План сочинения на лингвистическую тему.
- Вступление. «Автор (обязательно используй фамилию!) утверждает… (приведи цитату или объясни её своими словами)».
- Согласие. «Безусловно, учёный (писатель, лингвист) прав, говоря, что… (поясни смысл цитаты)».
- Два примера. «Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Так, в предложении… (номер предложения). Кроме того, в предложении…»
- Заключение. «Таким образом… (перескажи блок «Согласие» другими словами)».
Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.
Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов.
Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.
План сочинения, поясняющего высказывание.
- Вступление. «Смысл данной фразы я понимаю так… Приведём примеры из текста, подтверждающие эту мысль».
- Первый пример. «Так, в предложении… (укажи номер предложения) автор утверждает… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это значит, что…»
- Второй пример. «А в предложении… он пишет… Это говорит нам о том, что…»
- Заключение. «Таким образом…»
Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.
Пояснение смысла понятия. В третьем задании просят пояснить конкретное слово (обычно абстрактное понятие из сферы морали или человеческих отношений) и привести примеры из текста. Например, как вы понимаете значения слов «честность», «предательство», «любовь», «скорбь», «героизм»?
План сочинения, поясняющего понятие.
- Вступление. «Слово («честность») следует понимать как…/Честность — это…» Также нужно дать комментарий к своему определению: «Честные люди способны…»
- Пример из текста. «Яркий пример (честности) представлен в тексте… (обязательно укажи фамилию автора!). Так, в предложении… автор пишет… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это говорит о том, что…»
- Пример из жизни/искусства. «Кроме того, примером (честности) может служить поступок героя произведения (книги, кинофильма)… Это можно считать (честным) поступком, поскольку…»
Тут очень хорошо вписываются контраргументы, примеры, которые демонстрируют прямо противоположную ситуацию. Пишешь о честности? Приведи пример античестности! - Вывод. «Таким образом… (обобщение сказанного)».
Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.
Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.
Типичные ошибки
- Ошибки в определении. Многие ученики пишут: «Мужество — это когда…», «Местоимения — это как…» Так писать категорически нельзя. Определение строится по типу «существительное — существительное»: «Мужество — это такое качество…».
- Не названо имя автора. Нужно указывать фамилию и инициалы автора текста, который дается для анализа, а также автора высказывания для сочинения на лингвистическую тему и произведения, которое ты приводишь в пример. Если это требование не выполнено, часто снижают баллы.
- Больше цитат, чем своего текста. Иногда школьники включают в сочинение очень много цитат, почти не сопровождая их своими рассуждениями. А временами просто переписывают исходный текст! Поэтому цитат должно быть максимум две, а лучше и вовсе пересказать текст своими словами.
- Цитата без пояснения. Приводя цитату для подтверждения своих слов, необходимо прокомментировать её. Если просто написать: «Пример мужества мы видим в предложении №3», это не будет засчитано как аргумент. Нужно порассуждать, почему этот поступок можно считать мужественным.
- Неподходящие примеры. Бывает и так, что в качестве аргумента выбирают неподходящий пример из текста. Если нужно продемонстрировать пример отваги, ученик может выбрать предложение, где ничего «отважного» не происходит. Представим, что у нас в тексте мальчик спасает котёнка из реки, а потом заболевает простудой. Примером отваги тут является его самоотверженное поведение по отношению к животному в беде, поэтому нужно выбрать конкретное предложение, где он, допустим, бросается в воду. Не нужно писать, что примером отваги является его болезнь.
- Вывод «приклеен». Вывод должен резюмировать то, что сказано в сочинении, а не повторять вступление или мысль автора. И он обязательно должен следовать из того, что сказано в тексте, и напрямую быть связанным с темой. Это требование часто нарушается. Если пишешь текст о любви, то в заключении не должна фигурировать «дружба» или просто «человеческие взаимоотношения». Там должна опять быть «любовь».
- Нет вступления и/или заключения. Вступление и заключение — это необходимые части текста. Их нельзя опустить.
- Написано единым «полотном». Текст нужно делить на абзацы, лучше разбить его на четыре, как это показано в первом пункте. За отсутствие абзацного членения снимают баллы.
- Написано слишком мало или слишком много. Минимальное количество слов в сочинении — 70. Можно ли писать больше? Можно — на свой страх и риск. Помни, что чем больше слов, тем больше количество возможных ошибок. Оптимальный объём — 90–120 слов, 200 — уже слишком много. Не забывай считать предлоги и союзы.
Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения
Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.
Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.
Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.
Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания.
Особое внимание обрати на обособление причастных и деепричастных оборотов и вводных слов. Повторить тему «Причастные обороты» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:
Также есть отличный тест по деепричастиям.
Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:
Так как ты будешь ссылаться на текст, не забывай о правилах передачи прямой и косвенной речи. Повторить тему «Прямая речь» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:
Соблюдай единство стиля. Сочинение должно быть написано в едином нейтральном стиле. Никаких разговорных слов и просторечий тут быть не должно. Чтобы улучшить свои стилистические навыки, можешь заглянуть в раздел «Речевые жанры». Отработать этот аспект текста помогут задания «Стили речи».
Следуй эталонам. При подготовке выбери несколько «идеальных» сочинений. Это могут быть твои собственные работы, проверенные учителем или репетитором, либо образцовые тексты из Интернета. Ориентируясь на них, ты станешь писать сочинения гораздо быстрее.
Собирай материал. Для заданий первого (лингвистическая тема) и третьего (пояснение понятия) типа можно собрать материал заранее и потом использовать его на экзамене, так как они достаточно предсказуемые. Заведи отдельную папку или тетрадку и записывай туда материалы, связанные с темой. Например, выпиши из художественной литературы несколько примеров, ярко иллюстрирующих самые частые понятия, попадающиеся для анализа: вина — Раскольников из «Преступления и наказания», любовь — Наташа Ростова из «Войны и мира», преданность — Савельич из «Капитанской дочки».
Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!
Повторить темы
Анна Шустова
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствами»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
-
2 слайд
Описание слайда:
Приветствие
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе!
Окажите такую услугу,
Улыбнитесь, пожалуйста, мне! -
3 слайд
Описание слайда:
Задачи урока
Повторить признаки СПП с различными видами придаточных
Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП)
Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП
Совершенствовать умение анализировать СПП -
4 слайд
Описание слайда:
Девиз урока:
«Навстречу прекрасному!»
Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это — удел юных и настойчивых…
Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!
К.Г.Паустовский -
5 слайд
Описание слайда:
Готовимся к ЕГЭ
1.В каком слове произносится звук IзI?
1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово
2. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала
3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»?
1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик
4.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3 -
6 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА.
1)2; 2) 3; 3)3; 4)4; -
7 слайд
Описание слайда:
«Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины, и тайны бытия, и многовековая пыль Вечности…»
Д.С.Лихачёв -
8 слайд
Описание слайда:
Повторим, вспомним…
-
9 слайд
Описание слайда:
Сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. -
10 слайд
Описание слайда:
Сложносочинённые предложения
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. -
11 слайд
Описание слайда:
Сложноподчинённые предложения
Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной.
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак)
( с. чтобы…….),[……….].Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа)
[… сущ.], (с.сл. у которых….). -
12 слайд
Описание слайда:
Виды придаточных
Определительные
Изъяснительные (дополнительные)
Обстоятельственные -
13 слайд
Описание слайда:
Определительные придаточные
вопросы определения[ …± ук. сл.+ сущ. ] , ( с. сл. который, какой, чей, кто, что, где, когда и др… ).
Мы любим дом, где любят нас
-
14 слайд
Описание слайда:
Изъяснительные придаточные
вопросы дополнения[ … глагол ], (с. что, будто, чтобы, как, словно и др., с.сл. кто, что, как, отчего, зачем, где, почему, сколько, чей и др…).
Люблю, когда сосна шумит
-
15 слайд
Описание слайда:
Графический диктант
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2.Я читала, что бессмертны души.
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
5.Не место красит человека, а человек место.
6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке. -
16 слайд
Описание слайда:
Обстоятельство в ПП
По значению выделяются обстоятельства
1) образа действия ( как? каким образом?):
Мы пошли пешком.
2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?):
Мы приехали вчера.
3) места (где? куда? откуда?):
Я побежал вперед.
4) причины (почему? отчего? по какой причине?):
От усталости у меня кружится голова.
5) цели (зачем? ддя чего? с какой целью?):
Я пришла мириться.
6) меры и степени (в какой мере, степени?) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:
Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.
7) условия (при каком условии?):
Без звонка туда идти нельзя.
уступки (несмотря на что?):
Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома -
17 слайд
Описание слайда:
Обстоятельственные придаточные
вопросы обстоятельств[ … ],( союзы и союзные слова…).
Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки.
Если солнце не потушат, будут зайчики всегда!
(Придаточные условия)
Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки) -
18 слайд
Описание слайда:
Обстоятельственные придаточные
Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова — как, насколько и др.
Времени ( когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др.
Места (где? куда? откуда?) Союзные слова — где, куда, откуда.
Причины ( почему? отчего? по какой причине?) Союзы — потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др.
Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы — чтобы, для того чтобы и др.
Условия (при каком условии?) Союзы — если (бы), когда, ежели, раз, коли и др.
Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы — хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др.
Сравнения ( как? насколько?) Союзы — как, словно, будто, точно, тем – чем и др.
Следствия (что из этого следует?) Союзы — так что. -
19 слайд
Описание слайда:
Придаточные обстоятельственные
Почему они так называются -обстоятельственные? -
20 слайд
Описание слайда:
Разговор о главном…
Почему придаточные обстоятельственные так называются?
По каким признакам их следует отличать от других придаточных? -
21 слайд
Описание слайда:
Наши исследования
Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения и отвечают на те же вопросы, что и обстоятельство в простом предложении. -
22 слайд
Описание слайда:
Распределительно-цифровой диктант
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
во 2-й — простые предложения с обстоятельствами.
1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.
2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь.
3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи.
4.Двое продолжали гулять вопреки дождю.
5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.
6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.
7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.
8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.
9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.
10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. -
23 слайд
Описание слайда:
Проверь себя
Ключ:
СПП — 1, 3, 5, 7, 9
ПП — 2, 4, 6, 8, 10 -
24 слайд
Описание слайда:
физкультминутка
(Комплекс упражнений для глаз).
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль.
Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте. -
25 слайд
Описание слайда:
«Один в поле не воин»
Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины.
2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.
4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь.
5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов. -
26 слайд
Описание слайда:
Обобщим…
Как определить вид придаточного?
Задать от главной части вопрос.
Определить, от какой части речи зависит.
Выяснить средство связи.
Установить смысловую связь между частями.
Сделать вывод. -
27 слайд
Описание слайда:
Обобщим…
Продолжи фразу:
Придаточные обстоятельственные отвечают ….
обозначают ………. Зависят от….. в главной части и присоединяются ….
Придаточные обстоятельственные могут занимать………… -
28 слайд
Описание слайда:
Попробуем сами… (моделирование СПП)
Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот.
Трава была сочная. В мае шли дожди.
Я зайду к тебе. У меня будет свободное время.
Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм.
В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег.
Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах. -
29 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Параграф 8, стр.30-32 (таблица)
1) Текст № 33
« Любовь, уважение, знание» творческое задание №2,
2) Упражнение №66
(на выбор одно задание) -
30 слайд
Описание слайда:
Урок окончен
Урок закончился. Звонок!
Пора настала отдохнуть.
Но, что изучено сегодня,
Ты выучить не позабудь!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 344 человека из 65 регионов
- Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Карточки по теме «Словообразование»
-
План работы с одаренными детьми, 6 класс
-
Презентация к уроку Русского языка на тему «Сочинение — описание по картине А.Пластова «Первый снег» (4 класс)
-
Сообщение «Развитие речи обучающихся при изучении орфографии. Из опыта работы»
-
Сочинение на тему : “Зачем мне быть финансово грамотным”
-
Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к ЕГЭ» 11 класс
-
Конспект по русскому языку на тему «Подготовка к ЕГЭ»
-
Технологическая карта урока русского языка в 5а классе «Члены предложения»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448846 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»