Нравственные проблемы в повести
Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Андреева Елена Олеговна
Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.
Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.
Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»? Смысл в том, что г-н Карамзин, уступая требованиям эпохи и художественного стиля (сентиментализм) попытался привлечь внимание к «простому человеку». Идя следом за французскими просветителями (Руссо, например) он попытался показать, насколько хорош, честен, светел человек из народа, живущий «естественной» жизнью, проявляющий естественные чувства и насколько испорчен, непригляден человек из высшего общества, но «испорченный цивилизацией
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Это повесть полюбилась читателям своей простотой. История о бедной девушке крестьянке и о её безответной любви к дворянину трогает до глубины души. Каждый, кто читал это произведение, будто знал этих людей, эту местность. Симонов монастырь, березовая роща, пруд – все это было узнаваемо, поэтому и сама повесть читалась легко. Вся история была настолько точно передана автором, что в её достоверности ни у кого не возникало сомнения.
– Как проявляются в повести черты сентиментализма? ерои переживают новое для них обоих чувство любви – нежно и трогательно. Они страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала – Эраст плакал…» Автор очень подробно описывает состояние души несчастной Лизы, когда она провожала Эраста на войну: «…оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Все произведение пронизывают лирические отступления.
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия? «бедная» в названии выражает отношение к главной героине: наивная деревенская девушка, она всем сердцем полюбила Эраста.
3. Вызов. Аналитическая беседа с учащимися.
Сегодня мы подготовимся к сочинению. Посмотрите на тему урока.
Давайте вместе проанализируем каждое слово в этом предложении.
Как вы понимаете слово «проблема»? Дайте определение.
ПРОБЛЕМА — (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Проблема — (от греч. problema — задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Что такое нравственность?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
1.Внутренние — духовные и душевные — качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
А как вы понимаете данное сочетание слов: «нравственные проблемы»?
Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности — определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.
Вывод: Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.
Какие нравственные проблемы вы выделите в повести Карамзина?
- проблема ответственности человека за свои поступки
- проблема уважительного отношения к чувствам других людей
- проблема сословного эгоизма, превосходства
- проблема сострадания и т.д.
Но ведь автор никогда не создает произведение просто так, без цели, согласны? Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?
Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?
- урок доброты и сострадания
- урок ответственности за свои поступки
- урок бережного отношения к чувствам других людей
- урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
- урок осторожности, предусмотрительности и т.д.
4. Физминутка
Определите тему этого произведения?
В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.
Определите идею этого произведения?
«И крестьянки любит умеют»
Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?
Вывод: Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
5. Составление плана сочинения.
Коллективное обсуждение, разъяснение пунктов плана, примеры, аргументы.
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)
Заключение
1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
Сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Текст, начинающийся словами «Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. »
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
8 класс
Урок
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как
сентиментальная повесть». (1792г)
Цели:
1. раскрыть идейно-художественное
своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» ; определить конфликт
повести;
2. формировать умение анализировать произведение,
давать оценку поступкам героев; развивать устную речь;
3. воспитывать чувство ответственности перед
другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
учащиеся знают
содержание повести, анализируют произведение, определяют основную мысль,конфликт
повести, характеризуют героев, дают оценку их поступкам; развивают
монологическую и диалогическую речь; объективно оценивают творческие работы
своих товарищей
Оборудование:
учебник, текст повести, видеофильм,
раздаточный материал для работы в группе ( инструкция, информация), листы
А-3, фломастеры, цветные стикеры для ФО.
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
I.
Приветствие учащихся. Психологический
настрой учащихся.
Приветствует
учащихся
Приветствуют
учителя.
II.
Введение в тему урока. Целеполагание.
Литература – удивительный предмет, который приближает к
нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII.
А сейчас вы смотрите
фрагмент кукольного фильма Иды Гараниной.По мотивам какого литературного
произведения поставлен этот фильм? Какой это эпизод? Сформулируйте сюжет повести 1 предложением.
(Богатый дворянин
соблазнил бедную крестьянку и бросил, а она утопилась)
— Можно еще короче:
повесть о несчастной любви.
– Что же помешало любви Лизы и Эраста? В чём заключается
конфликт повести? Какова тема сегодняшнего урока?
На прошлом уроке
мы обсудили содержание повести.
Сегодня
попытаемся определить основной конфликт произведения, представить
характеры главных героев, оценить их поступки. Запишите тему урока.
«Цель и цели».
— Сейчас поставьте перед собой цель, которой вы будете
следовать, и запишите в тетрадь.
Просматривают
видеоролик
определяют его
отношение к повести «Бедная Лиза» формулируют тему урока, цели и задачи,
делают записи в тетради
III.
Актуализация опорных знаний
1. Работа над идейно-художественным своеобразием повести.
— Почему повесть
названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль
повести)
— Какая основная
мысль повести? (И крестьянки любить умеют)
— Почему
произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл
вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (Небогатая, страдающая, несчастная)
— Что Лизу
сделало бедной, несчастной? (Любовь)
— Опираясь на слайд,
доказать, что повесть «Бедная Лиза» принадлежит сентиментализму.
– Найдите
приметы сентиментализма в повести. (Культ чувства, в центре частная жизнь
простых людей с их богатым внутренним миром, разнообразными переживаниями;
воспевается идиллическая жизнь человека на лоне природы).
Каков жанр
произведения?
–
(Сентиментальная повесть)
ФО
Определяют основную мысль произведения,
подбирают цитату из текста повести для ее формулировки, указывают приметы
сентиментализма в повести.
IV.Работа по теме урока. Осмысление
2. Характеристика конфликта в повести
А) актуализация знаний
– Что же помешало любви Лизы и Эраста?
— В чём заключается конфликт повести?
— Подберите синоним к
этому понятию (спор, несогласие, столкновение). Нарисуйте его
— Для какого рода литературы конфликт обязателен?
— Приведите примеры конфликтов из изученных произведений (Прометей и
Зевс, Петр, Феврония и бояре, Ассоль и жители городка)
Б) определение сути конфликта
— Обычно конфликт выражается в словесных стычках, в каких-то
поступках-столкновениях. Но ведь герои Карамзина не выясняют отношения, не
пытаются в чем-то убедить друг друга. Где же конфликт?
Ответьте на вопросы, характеризуя героев:
Где живет? Чем живет? Как живет?
У учащихся в тетради получится схема:
3.Работа в группах.
Постановка познавательной задачи.
– Что же помешало любви Лизы и Эраста? В чём заключается
конфликт повести?
— Есть ли это
результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?
-Можно ли Лизу считать положительным
персонажем повести?
—
Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между
главными героями в современном мире.
—Критерии презентации:
-время;
-эстетичность;
-содержательность;
-защита проекта.
Каждой группе дается инструкция-схема.
1гр. Кейс-задача:
Проблема: Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал
закономерен?
Вывод: Причина трагической развязки повести:
в личных качествах героев и в существующем социальном устройстве
общества
Инструкция-схема
для группы №1.
Представить
информацию , используя прием «Фишбоун»(
«Рыбий скелет»)
Конфликт решается в пользу чувства. И жизнь за это
наказала главных героев.
Виноваты ли в этом сословные традиции?
(Лиза любила, а Эраст не любил её настолько сильно. Он
увлёкся, а потом охладел. Психологическая причина).
-Почему Лиза добровольно ушла из жизни?
-Как вы считаете, правильно ли Лиза
поступила, бросившись в пруд?
— Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?
2гр.Кейс-задача: «Можно ли Лизу считать нравственным
идеалом повести»
Перекрестная дискуссия
докажите, что Лиза – положительный образ.
докажите, что Лиза — отрицательный образ.
(Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про
Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой
больной матери)
-А
теперь вспомним «Притчу о любви». (Грить Н.). Нужно прощать обиду, измену.
Если любишь, прости.
3гр.Кейс-задача:
—
Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными
героями в современном мире с помощью приема «ПОПС»
Инструкция-схема для группы №3.
ПОПС
Позиция, Обоснование, Подтверждение, Следствие.
Предлагается прочитать материал (текст), выделить основную мысль, начиная её
словами «Я считаю, что…».
Далее следует обоснование: « Потому что…».
Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…».
И делается вывод: «Следовательно…».
4. Защита презентаций учащимися
Рассуждают над конфликтом
произведения, выдвигают свои версии.
.
Групповая
работа.
Создают постеры,
пользуясь инструкцией учителя, презентуют свою работу.
Решают кейс-задачу, определяют причины
трагической развязки повести, делают вывод через прием «Фишбоун».
Участвуют в
дискуссии, доказывают, что Лиза – положительный или отрицательный образ,
делают вывод, опираясь на текст произведения.
Решают кейс-задачу, предлагают свои варианты
решения проблемы взаимоотношений между главными героями.
Взаимооценивание
После защиты презентации группы оценивают
друг друга
Розовый стикер – понравилось,
желтый – не
очень,
зеленый – не понравилось.
3
Подведение итогов. Рефлексия
5.Обобщение.
Не
всегда путь к любви усыпан лепестками роз. Как правило, судьба посылает нам
много испытаний, помните строчки из стихотворения А.С.Пушкина:
Чтение стихотворения
Если
жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
День веселья, верь, настанет!
Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
На примере жизни Лизы и Эраста Карамзин
показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании
человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума.
Итог.
-О чём предупреждает
нас автор повести?
(предупреждает о необходимости рассудка в любви)
-Как человек должен
строить своё счастье?
(человек строит своё счастье на гармонии чувства и
разума)
-Чему учит нас эта
повесть?
(сострадая ближнему,
сопереживая, помогая, можно самому стать духовно богаче, чище)
-«Какие «чувства»
воспитывает в читателях повесть?»
- Прием «Синквейн» — «Бедная Лиза»
- Организация
рефлексивного пространства.
·
Мне это было неинтересно…
·
Мне было очень интересно…
·
На уроке мне было сложно…
·
Урок помог задуматься:
·
Я понял(а):
Составляют синквейн:
Повесть «Бедная Лиза»
Сентиментальная, захватывающая.
Учит, увлекает, наставляет.
В жизни правит любовь.
Сентиментализм
Рефлексируют
собственную деятельность на уроке и эмоциональное состояние.
Домашнее
задание
1. составить «синквейн»: «Лиза» и «Эраст»,
2. написать свой вариант развязки произведения.
3.«Всегда ли рассудок есть царь
чувств твоих?» (Н.М.Карамзин)
4.«…И крестьянки любить умеют!»
(Н.М.Карамзин)
Записывают
д/з
1гр. Кейс-задача:
Проблема: Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал
закономерен?
Представить
информацию, используя прием «Фишбоун» (
«Рыбий скелет»).
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по
степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по
правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2
существительных для обозначения того или иного пункта,
которые будут чётко отражать суть явления.
В произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего
это конфликт социальный: пропасть между богатым дворянином и бедной
поселянкой очень велика. Но, как известно, и «крестьянки любить умеют».
Чувствительность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия
друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она
«забывает душу свою» — кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение
оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей
разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть
счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям
жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем
самом внешнем уровне как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом»
Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым
сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из
причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и
читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей,
обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как
подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни:
гибелью героини.
Лиза
Эраст
Качества характера
Скромная; стеснительная;
робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная;
неутомимая и трудолюбивая.
Учтивый, с добрым от
природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый,
легкомысленный и безрассудный.
Внешность
Красивая девушка с розовыми
щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты
своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку,
скорее на воздушную барышню из высшего общества.
Молодой, хорошо одетый
человек. У него были нежные глаза и красивые розовые губы. Лицо приятное и
доброе.
Социальное положение
Дочь зажиточного
поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка,
крестьянка.
Молодой офицер,
дворянин, довольно знатный господин.
Поведение
Содержит свою больную
мать, не умеет читать и писать, часто поет жалобные песни, хорошо вяжет и
ткет.
Ведет жизнь настоящего
барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё
имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо
влияет на Лизу.
Чувства и переживания
Жертва чувств. Всем
сердцем любит Эраста. Поцелуй его и первое признание в любви отозвались в
душе девушки восхитительной музыкой. Каждую встречу она с нетерпением ждала.
Позже Лиза глубоко переживает случившееся. Можно заметить, когда молодой
человек соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Узнав, что
Эраст женится, недолго думая несчастная девушка бросилась в реку. Для Лизы не
существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Хозяин чувств. Большую
часть своего времени он не знал чем себя занять и ждал чего-то иного. Он
«искал» удовольствие в забавах». В городе происходит встреча, и Эраст
испытывает чувства к «дочери природы». Он нашел в Лизе то, что сердце его так
долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что
любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря
любимой, а чувство вины.
Отношение к
окружающим
Очень доверчива;
убеждена, что вокруг только добрые и хорошие люди. Лиза гостеприимная,
услужливая и благодарная
Частый гость светских
мероприятий. Об отношении к другим людям в повести не говорится, но можно
сделать вывод, что он в первую очередь думает о себе.
Отношение к богатству
Бедна, зарабатывает
деньги трудом (собирает цветы), чтобы содержать себя и свою маму; моральные качества
важнее материальных средств.
Довольно богат; всё
измеряет деньгами; вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам;
пытается откупиться от Лизы ста рублями.
Лиза
Эраст
Внешность
Необычайно красивая,
молодая, светловолосая.
Красивый, молодой,
статный, обаятельный
Характер
Нежная, чувственная,
кроткая, доверчивая.
Слабохарактерный,
двуличный, безответственный, трусливый, от природы добрый, но ветряный.
Общественное
положение
Крестьянская девушка.
Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела.
Светский аристократ,
богатый, образованный.
Жизненная позиция
Жить можно только
честным трудом. Нужно заботиться о матери, не огорчать ее. Быть честной и
милой с окружающими.
Жизнь была ему скучна,
поэтому он часто искал развлечений.
Отношение к моральным
ценностям
Ценила моральные
ценности превыше всего. Отступиться могла только ради кого-то, а не по
собственной прихоти.
Мораль он признавал, но
часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями
Отношения к
материальным ценностям
Расценивает деньги лишь
как средство к существованию. Никогда не гналась за богатством.
Считает богатство
основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился
на пожилой женщине, которую не любил.
Нравственность
Высоконравственная.
Все помыслы его были
высоконравственными, но поступки противоречили этому.
Отношение к семье
Предана своей матери,
горячо любит ее.
Не показаны, но скорее всего,
он предан семье.
Отношение к городу
Выросла в деревне,
поэтому любит природу. Предпочитает жизнь в глуши городской светской жизни.
Целиком и полностью
городской человек. Ни за что не променяет городских привилегий на деревенскую
жизнь, только с целью развлечься.
Сентиментализм
Чувственная, ранимая. Не
скрывает чувств, способно говорить о них.
Чувственный, порывистый,
сентиментальный. Способен переживать.
Отношение к любви
Любит чисто и преданно,
целиком и полностью отдавшись чувствам.
Любовь — как
развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов
больше нет, он быстро охладевает.
Значение
общественного мнения
Для нее не имеет
значение, что о ней говорят.
Зависит от общественного
мнения и положения в обществе
Взаимоотношения
Ее чувства с самого
начала были кристально чистыми. Влюбленность переросла в крепкую любовь.
Эраст был идеалом, единственным и неповторимым.
Чистая красота Лизы
завлекла Эраста. Сначала, его чувства были братские. Но со временем, страсть
победила.
Сила духа
Не смогла совладать с
болью в душе и предательством. Решилась на самоубийство.
Эрасту хватило силы духа
признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа
сказать ей правду.
докажите, что Лиза – положительный образ.
докажите, что Лиза — отрицательный образ.
—
Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между
главными героями в современном мире с помощью приема «ПОПС» («Притча
о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости.)
Инструкция-схема
для группы №3.
«Я
считаю, что…».
«Следовательно…».
Девушка
очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла
бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! И вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он
заставлял ее мучиться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее
любит, а наутро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял
простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась…
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не
достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать».
После чего она переборола себя и не простила молодого человека, который
постоянно её мучил. И пусть ей было больно с ним проститься навсегда. Зато она
знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать»…
«БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Карамзина складывались под влиянием двух противоположных систем — масонства и просветительства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сентиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерными чертами западноевропейского и русского романа XVIII века были большой размер произведений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продолжая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамичность и смысловую насыщенность сюжета. Создавая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображению реальности, к раскрытию душевных переживаний человека, к возвеличиванию любви, дружбы, простых радостей жизни.
Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художественного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье.
И Лиза, и ее родители — люди высоких моральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она воспитывает дочь в соответствии со строгими нравственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В противоположность этой семье, дворянин Эраст, которого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветреным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может найти счастье с избалованным праздной жизнью барином, не способным думать о последствиях своих поступков. Духовный мир героев раскрывается автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Совершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может восприниматься как коварный соблазнитель. Намерение обольстить доверчивую девушку совершенно не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нравственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.
В произведении Карамзина удивительным образом сочетаются прозаические сцены и ситуации с поэтическими чувствами и переживаниями. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: «Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Чувства же Эраста на протяжении всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными.
Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мотив отношения к деньгам. Эраст стремится поразить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от денег. Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Когда Эрасту наскучила Лиза, он ради денег женится на богатой пожилой вдове. Особенно жестокой представляется попытка молодого человека откупиться от девушки: «Я люблю тебя, — оправдывается Эраст, — и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их». Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым человеком он предлагает бывшей возлюбленной «десять империалов».
Совершенно неожиданным для русской литературы того времени стал трагический финал повести. Не видя смысла жить без любимого человека, Лиза накладывает на себя руки. Самоубийство героини стало по-настоящему «новым словом» Карамзина в литературе. «Русская публика, — писал В. В. Сиповский, — привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни». Автор «Бедной Лизы» проявил небывалую творческую смелость, не пожелав снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Подобной развязкой он подчеркивал мысль о том, что там, где большое чувство вступает в противоречие с устоями крепостнического мира, нет и не может быть идиллии и гармонии. А значит, не может быть счастливого конца.
Однако трагический финал повести «Бедная Лиза» — это, главным образом, не результат социального неравенства, а следствие обстоятельств и легкомысленного характера героя. Это — основная мысль автора, также совершенно отличавшаяся от привычных идей, высказываемых его предшественниками. Однако гибель героини — не единственное трагическое следствие нравственного несовершенства общества. Эраст переживает сильнейшую душевную драму, узнав о смерти Лизы. Он оказывается осужденным на нравственные муки на всю оставшуюся жизнь: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею, — говорит автор. — Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле». Перенос роли повествователя от героя к автору стал еще одним нововведением Карамзина. Он усилил в своих произведениях роль пейзажа, смог точнее и подробнее описывать место действия, получил возможность ввести характеристику персонажей. Это во многом послужило тому, что писатель был признан большим психологом, мастером создания настоящих ярких психологических портретов. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, и в первую очередь их любовные переживания.
Н. М. Карамзин сосредоточил основное внимание именно на психологии героев, достигнув в этом отношении значительного мастерства. Как никто из предшественников, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства. Особая гуманистическая направленность произведения подчеркнута в мечтах Лизы, воспринимающей себя и своего возлюбленного персонажами из пастушеской идиллии: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».
В произведениях большинства писателей XVIII века переживания героев показывались только с помощью монологов. Карамзин же нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю через внешние проявления угадывать, какие чувства испытывают герои. Именно благодаря этому, отмечая роль произведений писателя, Ф. 3. Канунова писала: «Важнейшей заслугой Карамзина перед литературой является его роль в создании русской оригинальной повести, в создании русской психологической прозы».
Автор На чтение 17 мин. Просмотров 48 Опубликовано
Лиза и Эраст являются главными героями знаменитой повести «Бедная Лиза» Н. Карамзина. Смотрите: — Краткое содержание повести— Все материалы по повести
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза», таблица с цитатами
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста<o><o> | |
Лиза<o> | Эраст<o> |
Возраст Лизы – 17 лет на момент знакомства с Эрастом:<o>«…осталась после отца пятнадцати лет…»<o>«…Прошло два года после смерти отца Лизина…» <o> | Возраст Эраста не указан. Вероятно, ему 20-25 лет:<o>«…посматривала изредка на молодого человека…»<o> |
Лиза – красивая девушка с голубыми глазами и светлыми волосами:<o>«…Лиза […] не щадя редкой красоты своей…»<o>«..прекрасная душою и телом…»<o>«…быстро голубые глаза ее обращались к земле…»<o>«…светлые Лизины волосы…»<o> | Эраст – молодой человек с приятной внешностью:<o>«…Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…» <o>«…У него такое доброе лицо, такой голос…» <o> |
Лиза – бедная крестьянка:<o>«…Я крестьянка…»<o> | Эраст — богатый дворянин: «…Эраст был довольно богатый дворянин…»<o> |
Лиза живет с матерью в хижине недалеко от Москвы: <o>«…где-нибудь близ Лизиной хижины…»<o>«… среди зеленого луга, стоит пустая хижина…»<o> | Эраст живет в Москве в хороших условиях, как все богатые дворяне:<o>«…Эраст возвратился в Москву, отягченный долгами…»<o> |
Лиза живет с матерью, которую очень любит. Отец девушки умер два года назад:<o>«…Я люблю ее, – говорила она, – и хочу ей добра…» (Лиза о матери)<o> | О семье Эраста ничего не сказано. Вероятно, у него нет близких родственников в Москве.<o> |
Лиза – необразованная девушка. Она не умеет читать и писать: <o>«Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! «<o> | Эраст – образованный человек. На досуге он читает романы и т.д.:<o>«Он читывал романы, идиллии…»<o> |
Лиза – трудолюбивая девушка. В свои 17 лет она работает, чтобы содержать себя и мать:<o>«… старушка успела рассказать ему […] об ее трудолюбии и нежности…»<o>«…Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза…»<o>«…трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве…»<o> | Эраст не работает и ведет жизнь, полную удовольствий и забав: <o>«…Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил..»<o> |
Лиза – стеснительная, робкая девушка: <o>«…Она показала ему цветы – и закраснелась…»<o>«…еще более закраснелась и, потупив глаза в землю…» <o>«…И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека…»<o> | Эраст — добрый, ласковый человек:<o>«…добрый, ласковый барин…» <o>«…добрым сердцем, добрым от природы…» <o>«…Ах, Лиза! Как он хорош и добр!..»<o> |
Лиза – невинная девушка, неопытная в любви:<o>«…чистая. радостная душа светилась в глазах твоих…» <o>«…страстная дружба невинной души питала сердце его…»<o> | Эраст имеет опыт в любви и знает, что такое сладострастие:<o>«…о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства…»<o> |
<o> | |
Лиза – рассудительная девушка. Однако, влюбившись в Эраста, она теряет голову и ведет себя ветрено:<o>«…надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от нее». (Лиза скрывает от матери свои свидания с Эрастом)<o> | Эраст — слабый, ветреный, безрассудный молодой человек: <o>«… добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным…» <o>«…Безрассудный молодой человек!»<o> |
Лиза не меняет своего отношения к Эрасту в худшую сторону в ходе их романа:<o>«…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие.» | Эраст меняет свое отношение к Лизе и теряет к ней интерес вскоре после начала их романа:<o>«…но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы…»«Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности…» |
Лиза не выходит замуж за богатого крестьянина ради денег, потому что любит Эраста:<o>«За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла…» <o> | Эраст женится ради денег на богатой пожилой вдове и оставляет Лизу:<o>«… играл в карты и проиграл почти все свое имение…» <o>«…Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове…»<o> |
После предательства Эраста Лиза лишает себя жизни:<o>««Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!»— вот ее мысли, ее чувства!»«…вытащили Лизу, но она была уже мертвая.» | Эраст, судя по всему, проживает долгую жизнь и до конца своих дней мучается из-за чувства вины: <o>«…Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…»<o> |
Смотрите: — Краткое содержание повести— Все материалы по повести
Лиза и Эраст – центральные персонажи повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». История их взаимоотношений является двигателем сюжета всего произведения.
+
План
- Знакомство героев
- Взаимоотношения Лизы и Эраста
- Сравнительная характеристика
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Знакомство героев
Лиза встретила Эраста на улице, после того как девушка собирала цветы на продажу. Молодой человек предложил Лизе целый рубль, хотя цена на цветы была пять копеек. Девушка сказала, что не возьмет от него лишнего, поэтому взяла положенные пять копеек. В ответ на это Эраст сказал Лизе, что он желает, чтобы она теперь рвала цветы только для него. На следующий день Эраст ждал Лизу у ее дома.
Взаимоотношения Лизы и Эраста
Познакомившись с матерью Лизы, Эраст отправился домой, а сердце бедной Лизы уже было занято любовью к нему. Эраст тоже думал о Лизе, считая, что именно в ней он нашел то, что так долго искал.
На следующее утро Лиза встретила Эраста, и они признались друг другу в любви. Эраст молвил девушке, что всегда будет любить ее. Лиза хотела, чтобы ее мать, от которой у девушки никогда не было секретов и тайн, знала все об их отношениях, но Эраст разубедил ее.
Теперь герои каждый вечер виделись и проводили друг с другом чудесное время. Однако все переменилось после того, как в один день «надлежало погибнуть непорочности» Лизы. Девушка больше не была для Эраста «ангелом непорочности», который ранее восхищал его душу. Лиза же чувствовала к Эрасту все больше и больше любви.
Влюбленные перестали видеться каждый день. На шестой день разлуки Эраст встретился с Лизой, чтобы сказать ей о том, что уходит на войну. Эраст, сказав девушке, что всегда будет любить ее, пообещал вернуться в скором времени. Бедная Лиза осталась одна. Два месяца герои находили далеко друг от друга.
Однажды Лиза увидела Эраста на улице. Девушка бросилась к своему возлюбленному, но узнала от него, что он собирается жениться на другой женщине.
Поняв, что Эраст предал ее, Лиза бросилась в реку, и никто не смог спасти ее. Эраст же до конца своих дней почитал себя убийцей и был по-настоящему несчастлив.
Сравнительная характеристика
Чтобы понять причины трагичной любви между героями, необходимо раскрыть образы центральных персонажей. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста позволяет увидеть их сходные и различные черты характера.
Эраст – богатый дворянин, Лиза – бедная крестьянка. Уже здесь заложены основные причины трагичного финала взаимоотношений между персонажами. Эраст вел рассеянную светскую жизнь, искал удовольствие и скучал. Лиза же постоянно работала, чтобы прокормить себя и свою мать. Сама героиня понимала, что их пути не могут соединиться, Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был простым крестьянином или пастухом.
Повествователь отмечает, что у Эраста было доброе сердце, в этом проявляется сходство с Лизой. Однако сердце Эраста было доброе, но ветреное. Любовь Эраста к Лизе продлилась недолго, а девушка уже не смогла забыть своего возлюбленного. После встречи с Лизой Эраст решил оставить «большой свет», однако рассказчик отмечает, что только на время. Это уже говорит о том, что Эраст отнесся к отношениям с Лизой несерьезно. Первоначально он хотел, чтобы их отношения строились как отношения брата с сестрой. Лиза же полностью отдалась любви к Эрасту.
Дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Когда он потерял свое имение и оказался в больших долгах, он не мог связать свою жизнь с бедной крестьянкой Лизой, поэтому решил жениться на богатой пожилой вдове. Для него материальное положение оказалось важнее чувств.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение Карамзина «Бедная Лиза»?</h3>
- <label>1783;</label>
- <label>1786;</label>
- <label>1792;</label>
- <label>1793.</label>
(новая вкладка)
- Автор: Н. М. Карамзин
- Произведение: Бедная Лиза
- Это сочинение списано 236 450 раз
1 версия таблицы
Лиза | Эраст | |
Качества характера | Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. | Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. |
Внешность | Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную барышню из высшего общества. | Молодой, хорошо одетый человек. У него были нежные глаза и красивые розовые губы. Лицо приятное и доброе. |
Социальное положение | Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка, крестьянка. | Молодой офицер, дворянин, довольно знатный господин. |
Поведение | Содержит свою больную мать, не умеет читать и писать, часто поет жалобные песни, хорошо вяжет и ткет. | Ведет жизнь настоящего барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо влияет на Лизу. |
Чувства и переживания | Жертва чувств. Всем сердцем любит Эраста. Поцелуй его и первое признание в любви отозвались в душе девушки восхитительной музыкой. Каждую встречу она с нетерпением ждала. Позже Лиза глубоко переживает случившееся. Можно заметить, когда молодой человек соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Узнав, что Эраст женится, недолго думая несчастная девушка бросилась в реку. Для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце. | Хозяин чувств. Большую часть своего времени он не знал чем себя занять и ждал чего-то иного. Он «искал» удовольствие в забавах». В городе происходит встреча, и Эраст испытывает чувства к «дочери природы». Он нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины. |
Отношение к окружающим | Очень доверчива; убеждена, что вокруг только добрые и хорошие люди. Лиза гостеприимная, услужливая и благодарная | Частый гость светских мероприятий. Об отношении к другим людям в повести не говорится, но можно сделать вывод, что он в первую очередь думает о себе. |
Отношение к богатству | Бедна, зарабатывает деньги трудом (собирает цветы), чтобы содержать себя и свою маму; моральные качества важнее материальных средств. | Довольно богат; всё измеряет деньгами; вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам; пытается откупиться от Лизы ста рублями. |
2 версия таблицы
Лиза | Эраст | |
Внешность | Необычайно красивая, молодая, светловолосая. | Красивый, молодой, статный, обаятельный |
Характер | Нежная, чувственная, кроткая, доверчивая. | Слабохарактерный, двуличный, безответственный, трусливый, от природы добрый, но ветряный. |
Общественное положение | Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела. | Светский аристократ, богатый, образованный. |
Жизненная позиция | Жить можно только честным трудом. Нужно заботиться о матери, не огорчать ее. Быть честной и милой с окружающими. | Жизнь была ему скучна, поэтому он часто искал развлечений. |
Отношение к моральным ценностям | Ценила моральные ценности превыше всего. Отступиться могла только ради кого-то, а не по собственной прихоти. | Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями |
Отношения к материальным ценностям | Расценивает деньги лишь как средство к существованию. Никогда не гналась за богатством. | Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил. |
Нравственность | Высоконравственная. | Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому. |
Отношение к семье | Предана своей матери, горячо любит ее. | Не показаны, но скорее всего, он предан семье. |
Отношение к городу | Выросла в деревне, поэтому любит природу. Предпочитает жизнь в глуши городской светской жизни. | Целиком и полностью городской человек. Ни за что не променяет городских привилегий на деревенскую жизнь, только с целью развлечься. |
Сентиментализм | Чувственная, ранимая. Не скрывает чувств, способно говорить о них. | Чувственный, порывистый, сентиментальный. Способен переживать. |
Отношение к любви | Любит чисто и преданно, целиком и полностью отдавшись чувствам. | Любовь — как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает. |
Значение общественного мнения | Для нее не имеет значение, что о ней говорят. | Зависит от общественного мнения и положения в обществе |
Взаимоотношения | Ее чувства с самого начала были кристально чистыми. Влюбленность переросла в крепкую любовь. Эраст был идеалом, единственным и неповторимым. | Чистая красота Лизы завлекла Эраста. Сначала, его чувства были братские. Он не хотел мешать их с похотью. Но со временем, страсть победила. |
Сила духа | Не смогла совладать с болью в душе и предательством. Решилась на самоубийство. | Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду. |
Лиза | Эраст | |
Качества характера | Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. | Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. |
Внешность | Молодой, хорошо одетый человек. У него были нежные глаза и красивые розовые губы. Лицо приятное и доброе. | |
Социальное положение | Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка, крестьянка. | Молодой офицер, дворянин, довольно знатный господин. |
Поведение | Содержит свою больную мать, не умеет читать и писать, часто поет жалобные песни, хорошо вяжет и ткет. | |
Чувства и переживания | Жертва чувств. Всем сердцем любит Эраста. Поцелуй его и первое признание в любви отозвались в душе девушки восхитительной музыкой. Каждую встречу она с нетерпением ждала. Позже Лиза глубоко переживает случившееся. Можно заметить, когда молодой человек соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Узнав, что Эраст женится, недолго думая несчастная девушка бросилась в реку. Для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце. | Хозяин чувств. Большую часть своего времени он не знал чем себя занять и ждал чего-то иного. Он “искал” удовольствие в забавах”. В городе происходит встреча, и Эраст испытывает чувства к “дочери природы”. Он нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины. |
Отношение к окружающим | Очень доверчива; убеждена, что вокруг только добрые и хорошие люди. Лиза гостеприимная, услужливая и благодарная | Частый гость светских мероприятий. Об отношении к другим людям в повести не говорится, но можно сделать вывод, что он в первую очередь думает о себе. |
Отношение к богатству | Бедна, зарабатывает деньги трудом (собирает цветы), чтобы содержать себя и свою маму; моральные качества важнее материальных средств. | Довольно богат; все измеряет деньгами; вступает в брак по расчету, покоряясь обстоятельствам; пытается откупиться от Лизы ста рублями. |
Лиза | Эраст | |
Внешность | Необычайно красивая, молодая, светловолосая. | Красивый, молодой, статный, обаятельный |
Характер | Нежная, чувственная, кроткая, доверчивая. | Слабохарактерный, двуличный, безответственный, трусливый, от природы добрый, но ветряный. |
Общественное положение | Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела. | Светский аристократ, богатый, образованный. |
Жизненная позиция | Жить можно только честным трудом. Нужно заботиться о матери, не огорчать ее. Быть честной и милой с окружающими. | Жизнь была ему скучна, поэтому он часто искал развлечений. |
Отношение к моральным ценностям | Ценила моральные ценности превыше всего. Отступиться могла только ради кого-то, а не по собственной прихоти. | Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями |
Отношения к материальным ценностям | Расценивает деньги лишь как средство к существованию. Никогда не гналась за богатством. | Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил. |
Нравственность | Высоконравственная. | Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому. |
Отношение к семье | Предана своей матери, горячо любит ее. | Не показаны, но скорее всего, он предан семье. |
Отношение к городу | Выросла в деревне, поэтому любит природу. Предпочитает жизнь в глуши городской светской жизни. | Целиком и полностью городской человек. Ни за что не променяет городских привилегий на деревенскую жизнь, только с целью развлечься. |
Сентиментализм | Чувственная, ранимая. Не скрывает чувств, способно говорить о них. | Чувственный, порывистый, сентиментальный. Способен переживать. |
Отношение к любви | Любит чисто и преданно, целиком и полностью отдавшись чувствам. | Любовь – как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает. |
Значение общественного мнения | Для нее не имеет значение, что о ней говорят. | Зависит от общественного мнения и положения в обществе |
Взаимоотношения | Ее чувства с самого начала были кристально чистыми. Влюбленность переросла в крепкую любовь. Эраст был идеалом, единственным и неповторимым. | Чистая красота Лизы завлекла Эраста. Сначала, его чувства были братские. Он не хотел мешать их с похотью. Но со временем, страсть победила. |
Сила духа | Не смогла совладать с болью в душе и предательством. Решилась на самоубийство. | Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду. |
Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести “Бедная Лиза”)« Загальні особливості молодшого дошкільного вікуСюжет описание казачества по повести Тарас Бульба (Гоголь Н. В.) »
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Карамзин Н.М.» Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза») Карамзин Н.М. все сочиненияКарамзин Н.М. краткие содержания
Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)Карамзин Н.М.Стр. 1 Скачать Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
<legend>Tags</legend>ХарактеристикаЛизыиЭраста(поповестиН.М.Карамзина»БеднаяЛиза»)
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2019/10/sravnitelnaja-harakteristika-liza-jerast-tablica.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/liza-i-erast-harakteristika.html
- https://resoch.ru/xarakteristika-lizy-i-erasta-v-tablice-po-povesti-bednaya-liza/
- https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-lizy-i-erasta-v-tablice-po-povesti-bednaya-liza/
- https://my-soch.ru/sochinenie/xarakteristika-lizy-i-erasta-po-povesti-nm-karamzina-bednaya-liza