Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение представляет собой работу, которую обязан написать каждый выпускник школы, лицея и гимназии. Данное испытание необходимо, так как оно является допуском к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название: «Преступление и наказание — вечная тема». В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление? Над этими важными вопросами одиннадцатиклассник может рассуждать в рамках данного направления. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы для итогового сочинения подходят в данном случае.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает, что именно совесть препятствует совершению преступлений и может спасти человека от рокового шага.
- А.И. Солженицын, «Матренин двор». Жители деревни вынуждены воровать торф, чтобы выжить, ведь государство поставило их в такие невыносимые условия.
- И.С. Тургенев, «Бирюк». Преступление можно оправдать и простить, если человек совершил его из-за безвыходности. Лесник отпускает крестьянина, потому что он воровал лес лишь из-за необходимости содержать семью, а другого выхода у него не было.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Насилие над женщиной никак нельзя оправдать, ведь безнаказанность дает преступникам возможность продолжать домогательства и доводить жертву до отчаянного шага. А вот самосуд в данном случае оправдать можно, ведь закон никак не защитил Люду.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой убил доносчика, но в данном ситуации он был вправе сделать это, ведь изменник своими действиями угрожал безопасности других пленников.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Преступные наклонности появляются еще в детстве из-за плохих условий жизни и недостаточного контроля родителей. Поэтому дети в рассказе нарушали закон: играли в азартные игры и даже били товарища.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе. Его положение — ответ на вопрос, почему люди становятся преступниками.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Педофилию нельзя оправдать, ее последствия для личности и общества чудовищны. Олю совратил взрослый мужчина, и ее жизнь была разрушена. Она пошла на дурному пути и была убита одним из обманутых обожателей.
- И.А. Бунин, «Степа». Не все преступления наказываются, ведь о многих мы просто не знаем. Главный герой совратил невинную девушку и скрылся ответственности, обманув ее.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Некоторые поступки приобретают статус преступления лишь со временем, когда люди осознают их пагубные последствия. Вот и методы господина наживать деньги на подневольном труде рабочих и рукоприкладстве на производстве сегодня осуждаются, а тогда поощрялись.
- Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал преступником только потому, что государство не выплатило ему положенную пенсию и фактически обрекло его на смерть.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Главный герой смог предотвратить преступление, проявив отзывчивость и милосердие. Вот самое надежное средство от повышения уровня преступности.
- С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели. Вот и священник своими преследованиями лишь довел гулящую женщину до отчаяния, хотя она готова была отказаться от своего ремесла, если бы он только пощадил ее.
- И.С. Тургенев, «Му-му». Порой человека доводят до преступления те, кто не оставляет ему другого выбора. Герасим топит собаку, потому что барыня вынуждает его сделать это.
- А.П. Чехов, «Хамелеон». Нельзя рассчитывать на закон, если его представители одержимы чинопочитанием и алчностью. Очумелов то находит состав преступления, то отменяет свое решение, и эти колебания зависят от того, кому принадлежит нашкодившая собака.
- В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого. Он не получил наказания, но сам чувствовал себя виноватым до конца дней.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». В обществе, где царит социальное неравенство, всегда будут преступления. Например, Минский по сути похитил Дуню у законного представителя и должен был понести наказание, но закон был на стороне богатых и знатных, и Самсон не смог защитить свои права.
- А.П. Чехов, «Спать хочется». Героиня совершила ужасное преступление, но как ее винить, если люди своим жестоким обращением сами довели ее до этого поступка?
- А. Платонов, «Юшка». Главный герой все время прощал и оправдывал нарушение своих прав и свобод, и в итоге был убит, потому что люди уже привыкли нарушать его личные границы и использовать его в качестве мальчика для битья.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Кочевое племя ограбило жителей Хошутово, свело на нет их усилия сделать свою жизнь лучше. Но их можно оправдать, ведь они поставлены в такие условия, где грабеж — единственный путь к выживанию.
- А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Машинист был осужден за халатность, но его оправдали, когда доказали, что он ослеп на рабочем месте от вспышки молнии. Не стоит спешить с выводами, пока не собраны все доказательства виновности.
- А.П. Чехов, «В аптеке». Настоящее преступление — это равнодушие к людям. Провизор, который не отпустил лекарство больному, видя его состояние, должен быть наказан, ведь из-за его безразличия и формализма человек может погибнуть.
- А.П. Чехов, «Переполох». Муж украл у жены брошку, потому что она своим контролем вынудила его сделать это. Но из-за его поступка обвинение пало на других людей, и Мария, главная героиня рассказа, не стала терпеть оскорбления и покинула этот дом.
- В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Преступные наклонности проявляются у людей с детства, но правильное воспитание помогает не допустить того, что ребенок пойдет по кривой дорожке. Это доказала бабушка мальчика, которая сумела пристыдить его за мошенничество.
- В.М. Гаршин, «Сигнал». Василий отчаялся решить социальные проблемы мирным путем и решил спровоцировать железнодорожную аварию, чтобы отомстить людям и побудить их задуматься над положением работников ЖД. Однако такой поступок оправдать нельзя, ведь он лишь ухудшит ситуацию в целом и приведет к гибели невиновных людей.
- Л. Н. Андреев, «Предстояла кража». Сюжет данного произведения очень прост. Один вор вышел на улицу, чтобы встретиться с товарищем. Герои задумали кражу, и, возможно, даже убийство. Однако своего подельника вор так и не встретил. Увидев замерзающего беззащитного щенка, преступник забрал его домой. В своём рассказе писатель показал, как доброта и милосердие победили преступные наклонности. Вору до глубины души было жалко маленького щенка. Жалость пробудила в нем самые лучшие человеческие качества.
- О. Генри «Родственные души». В центре повествования изображён вор, который пробирается ночью в особняк. Поднимаясь на третий этаж, он увидел хозяина, который мирно спал. Преступник будит его и приказывает ему поднять две руки. Из-за своего хронического ревматизма хозяин смог поднять только правую руку. Вор говорит в ответ, что тоже страдает ревматизмом. Постепенно разговор переходит в приятную и дружелюбную беседу. Несмотря на то, что главный герой является вором, в финале произведения он проявляет лучшие человеческие качества. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Всё люди — братья, и в любой непонятной ситуации лучше поговорить и прийти к мирному решению проблем. У нас часто совпадают интересы и проблемы.
- А.П. Чехов, «Злоумышленник«. События разворачиваются в зале суда. Главным героем рассказа является Денис Григорьев, которого обвиняют в порче железной дороги и краже гаек. По мнению следователя, Денис виновен. Из-за него могли погибнуть люди. Главный герой не отрицает своей вины. Однако он заявляет, что его поступок является типичным делом простых мужиков. Они совершают подобное, чтобы заработать себе на жизнь. При этом Денис не признает тот факт, что из-за этого преступления могли погибнуть люди. Ведь они стараются выбирать подходящие места, где можно добыть гайку. Но персонаж попадает в тюрьму. Причина многих преступлений — обыкновенное невежество.
- Ричард Мэтисон, «Кнопка, кнопка». В данном рассказе автор показал такие человеческие пороки, как алчность и уверенность в своей полной безнаказанности. В своем произведении писатель заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами. Как стоит поступить: оставаться человеком или жить так, как хочется? Ричард в своём рассказе описал очень неординарную ситуацию. Так, если нажать на кнопку, то кто-то в мире умрёт. При этом человек не будет знать, кто именно умер. А в качестве награды он получит 50.000 долларов. В рассказе автор представил силу искушения.
- Эдгар По, «Сердце обличитель». В центре повествования автор показал чудовищный замысел убийства. Писатель продемонстрировал, как навязчивые идеи могут привести к преступлению. К сожалению, такую тенденцию можно проследить и в наши дни. Рассказчик повествует о тщательном расчёте убийства старика. При этом мотив убийства является аморальным. Рассказчику не понравился глаз старика. За совершенное деяние преступник получает наказание. Убийца начинает слышать стук бьющегося сердца мёртвого человека.
Метки: 11 классВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеПреступление и наказаниесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Итоговое сочинение 2021
- Подробности
- Создано 08.11.2021
-
Автор: Денис Гусев
1 декабря 2021 года учащимся 11 класса предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение как допуск к ГИА по одной из выбранных тем.
· ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
· Сочинение должно быть написано самостоятельно
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022:
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?
Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?
Приказ №579 Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) 01.12.2021
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.
Совет № 1: изучи темы
В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.
Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.
Совет № 2: подбери литературу
Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.
Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.
Совет № 3: сделай конспекты
Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!
Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.
Совет № 4: продумай структуру
Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.
Совет № 5: поищи факты
Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.
Совет № 6: почитай другие сочинения
Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.
Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.
Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Подготовка к итоговому сочинению
- Открытые тематические направления для итогового сочинения
- 2017-2018 учебного года:
- 1. «Верность и измена»
- 2. «Равнодушие и отзывчивость»
- 3. «Цели и средства»
- 4. «Смелость и трусость»
- 5. «Человек и общество»
Композиция и объем сочинения:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Вступление + заключение = 1/3 объёма работы.
- 2/3 – основная часть, включающая 1 – 2 литературных аргумента.
- Рекомендуемый объем – 350 слов, работа объёмом менее 250 слов не проверяется
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. ” width=”640″>
«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Постройте ассоциативный ряд к слову «человек»
Ум, душа, доброта, любовь, язык, мужчина, женщина, дети, семья, уважение, вера, книга, дом, правда, счастье, наука, искусство, культура, жизнь, смерть, зло, война, обман.
ЧЕЛОВЕК…КТО ОН?
Человек – 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств (обычно с определением); личность.
2. Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
3. Любое лицо; всякий. // Некое лицо; кто-л.
4. устар. Дворовый слуга (в Российском государстве при крепостном праве). // Любой слуга мужского пола; лакей. // Официант в трактире, ресторане; половой.
5. см. также люди (1*). Люди – 1. Живые существа, обладающие мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и использовать их в процессе общественного производства. // Лица, принадлежащие к какой-л. общественной среде, группе и т.п.
- Живое существо, обладающее речью и умом.
- Всякое ли данное существо можно назвать человеком?
- Носитель каких-либо качеств и свойств.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы называться человеком?
- Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
Ум и душа. Что еще должно быть в человеке?
Человек
- Синонимы к слову «человек»
- Существо, индивид, индивидуум, индивидуальность, особа, персона, личность,
- хомо сапиенс
- Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .
- Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».
- Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .
- Иначе, можно сказать, что индивид – это «конкретный человек» от рождения до смерти.
Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность – это социальная сущность человека.
Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .
Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Индивидуальность – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
Образуйте однокоренные слова к слову «человек»
Человечек, человечище, человечный, человеческий, человекообразный, человекоподобный, человечество, человечно, по-человечески, «вочеловечить» (индивидуально-авторское слово; А.А. Блок «все сущее вочеловечить»)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Человек с большой буквы – настоящий, надёжный, с высокими нравственными качествами.
Будь человеком! – призыв к кому-нибудь вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, просьба получить помощь, проявить сочувствие.
Человек слова – умеющий выполнить обещанное. Человек дела – умеющий на деле выполнить обещанное.
Большой человек – значимая личность с высоким положением. Маленький человек – человек с незначительным социальным статусом.
- Человек в футляре – замкнутый в своём маленьком мире человек, обыватель.
- Желчный человек – язвительный, раздражительный.
- Чёрствый человек – бесчувственный, неотзывчивый.
- Человек за бортОм – человек, оказавшийся в стороне от жизни общества.
Человека ищу!
Иоганн Тишбейн «Диоген искал человека»
Постройте ассоциативный ряд к слову «общество»
Люди, отношения, законы, правила, единство, деятельность, культура, поведение, этикет.
Что такое общество?
- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей;
2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное общества);
3) как индивидуально-национальная форма такого этапа (скажем, древнекитайское, русское общество XIX в.);
4) как определенное сообщество, т.е. некая неформальная организация людей, объединенных по какому-либо одному существенному признаку (например, светское общество, или «высший свет», философское общество, научное общество, вообще сообщество профессионалов).
Что такое общество?
это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.
Взаимоотношения человека и общества
- Взаимодействие
- Противостояние
- Конфликт
Произведения, в которых поднимаются вопросы взаимоотношений человека и общества
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий и «фамусовское общество»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Онегин, по мнению соседей-помещиков, «опаснейший чудак», так как
Сосед наш неуч, сумасбродит, Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Всё да да нет; не скажет да-с Иль нет-с …
Фармазон – вольнодумец
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин и «водяное общество»,
Печорин и офицеры
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Раскольников и его индивидуалистический бунт против несправедливого устройства общества
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Конфликт Евгения Базарова
и Павла Петровича Кирсанова
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Понтий Пилат – Иешуа – Мастер – Маргарита
- Домашнее задание.
- «Прямота, честность являются, пожалуй,
- самым важным личным качеством
- человека, а единство и согласие – главным общественным благом. Однако
- стремление достигнуть одновременно
и того, и другого часто приводит к конфликту» (Н.И. Зибер)
Спасибо
за внимание и работу!
Сочинение на тему: «Человек и общество»
Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».
Сочинение на тему: «Человек и общество»
Человек взаимодействует с обществом в течение всей своей жизни. Именно поэтому к теме «Человек и общество» обращались, обращаются, и будут обращаться писатели.
Многие писатели пытались создать модель идеального общества, которое бы строилось на уважении, в котором бы раскрывался потенциал каждого человека. Так создавались общественные утопии. А. Сумароков написал повесть «Сон «Счастливое общество», в которой государь и органы управления в стране руководствуются принципом общей пользы. Каждый человек мечтает жить в таком обществе!
Мечты об идеальном обществе прекрасны, но реальность их рассеивает. Писатели приходят к написанию антиутопий, рассказывающих об обществе, в котором возобладали негативные тенденции развития. Одно из моих любимых произведений – роман Д. Оруэлла «1984».
В нём описана жизнь общества при тоталитарном режиме. Неудивительно, что в социалистических странах произведение не один раз становилось жертвой цензуры. На мой взгляд, это самая страшная книга: власть стремится контролировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей.
Живого человека власть делает роботом. Страшна судьба того, кто против этой системы!
Противоречие между обществом и личностью ярко описано в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – студент, и, как водится, с финансовыми проблемами.
Он решает убить старушку-процентщицу, которая для Раскольникова является олицетворением социальной несправедливости Петербурга XIX века. Он решает отнять у богатых и раздать бедным.
То есть, он стремился сделать жизнь лучше. Но оправдывает ли цель средства?
Раскольников мог продолжить обучение, найти работу. Стоило постараться, – и перед ним открылось бы нормальное будущее. Но он выбрал другой путь. Противоборство личности Раскольникова и общества завершилось поражением для личности поражением.
Человек и общество – неразделимые компоненты бытия. Человеку, выделяющемуся из общей массы всегда нелегко. К сожалению, именно толпа определяет характер общества.
Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом. Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты: • Гармоничная связь общества и человека.
Почему эта связь так важна? • Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы? • Конфликт человека и общества.
Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века? • В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы? • Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу? Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий.
Главная наша задача в том, чтобы как можно раньше понять принципы этих отношений и двигаться в нужном направлении. Ведь результат наших действий мы увидим не скоро. Пройдут года, и только тогда мы поймем, были ли мы правы или же все время ошибались. В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества.
Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом, с молодым парнем, который собирался жениться, с человеком, которого он сам подставил. Также в этом итоговом сочинении можно показать примеры того, когда общество было нездоровым и одному человеку приходилось идти против него.
В произведении Тургенева «Муму» мы наблюдаем за тем, как крепостной лад полностью коверкал нормальные отношения между человеком и обществом. Там не могло родиться что-то нормальное и адекватное. В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные.
А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей. Я думаю, что мы уже со школьного возраста должны задумываться над проблемой человека и общества. Только так мы сможем построить что-то сильное и мощное.
Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=13280
- ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
- ПРИМЕРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
- Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех пор ничего подобного создано не было.
Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует несколько путей.
Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д.
Дефо, показавший своим произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может совершить действительно многое, Дж.
Свифт, который романом «Путешествия Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути спасения, и другие.
Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии, пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.
В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников, чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности Петербурга XIX века.
Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна.
Но стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?
У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу, начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это потребовало бы слишком много труда и усилий.
Куда проще было бы убить старушку, ограбить её и начать творить добрые дела.
К счастью для Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте» (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества, вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе, сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.
Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр, но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего общества.
Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще наступит, ещё долгие, долгие годы.
Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения.
Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми.
В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло.
Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.
Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.
Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.
Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.
Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.
Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.
Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.
Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.
Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.
Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.
Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Итоговое сочинение: Личность и общество – возможна ли гармония?
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему: «Личность и общество – возможна ли гармония?», рассматривающие проблему с разных точек зрения на примерах произведений русской литературы.
Вариант 1
Между личностью и обществом складываются особые отношения. Общество состоит из личностей, и существовать друг без друга они не могут. Люди, образующие общество, вступают в общественные отношения. Гармоничные же отношения складываются далеко не всегда. Иногда отдельные люди конфликтуют с обществом. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображается конфликт между личностью и обществом. Главный герой Александр Андреевич Чацкий приехал в Москву после долгого путешествия за границей. Чацкий родился и вырос в России, здесь он получал образование. Он благородный, честный, прогрессивно мыслящий человек. В Москве живут его близкие люди.
В доме Фамусовых он воспитывался, когда остался без родителей. У него есть имение в России, с которого он получает небольшой доход. Приехав в Россию, герой вступает в конфликт с обществом. Фамусов и его знакомые живут по своим правилам. Их главными ценностями являются власть, деньги. Ради этого они готовы на все.
Фамусов приводит в пример своего дядю, который упал и ушиб затылок, чтобы заслужить милость императрицы. Фамусовское общество считает, что образование, университеты, книги приносят вред. Чацкий не согласен с ними. Он ценит знания, честь, ум превыше богатства и власти. Он готов служить, а не прислуживаться. С фамусовским обществом он не может найти общего языка.
Они обвиняют его в вольнодумстве, он их в чинопочитании и преклонении перед всем иностранным. Общество легко поверило в слух о сумасшествии Чацкого. Он парировал тем, что трудно не сойти с ума, подышав с ними одним воздухом. Конфликт личности и общества завершился тем, что герой уехал искать, «где оскорбленному есть чувству уголок». Нельзя сказать, что он проиграл в этом противостоянии. И.
А. Гончаров считает, что один в поле воин, если он Чацкий. Столкновение прогрессивно мыслящих людей и реакционеров неизбежно, согласия им не достичь.
Конфликт личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» складывается на другом уровне. Главный герой романа Григорий Александрович Печорин – личность противоречивая. Он умный, смелый, решительный человек. Герой постоянно анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за другими людьми.
Он достаточно хорошо разбирается в людях, в их психологии. К большинству своих знакомых он испытывает презрение за слабости и глупость. Это становится причинами конфликтов и даже трагедий. Сам он не способен испытывать ни сильных чувств, ни страстей.
По этой причине у него нет друзей, не складываются отношения с женщинами. Погибла Бэла, разбито сердце княжны Мери, несчастлива Вера. Печорин разрушает жизнь контрабандистов, убивает на дуэли Грушницкого. Герой часто ведет с собой внутренний диалог, пытаясь понять себя.
Он осознает свои большие способности, подозревает, что был рожден для высокой цели. В чем его предназначение, он так и не смог понять. Герой не в ладах с собой, не смог найти он и понимания с окружающими. Не вступая в открытый конфликт, герой все же не чувствует себя своим в обществе. Он очень одинок.
Печорин путешествует по миру, в итоге умирает, возвращаясь из Персии. Крайний индивидуализм, гордыня мешают личности находиться в гармонии с обществом.
Подводя итог, можно сказать, что гармоничные отношения с обществом невозможны, если личность выделяется талантами, способностями. Таких людей не принимают обыватели, да и сами они не тяготеют к обществу. Являясь самодостаточными натурами, они не стремятся к общению. Обычно такие люди опережают свое время, что делает их одинокими и отверженными.
Вариант 2
Личность и общество – понятия взаимосвязанные. Если «личность» понимать как субъект социальных отношений, то общество – это и есть множество личностей, объединенных местом жительства, гражданством и другими связями.
Между личностью и обществом отношения складываются по-разному: они могут быть конфликтными и гармоничными. Это во многом зависит от характера человека.
В художественных произведениях часто поднимается проблема социальных взаимоотношений, поэтому они могут служить аргументами к моему утверждению.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» большое количество персонажей, но некоторые обращают на себя особое внимание. Среди второстепенных героев выделяется Платон Каратаев. Выходец из народа, Каратаев вместе со всеми встал на защиту Отечества в 1812 году. Его отличают добродушность, мягкость характера. Он всем своим видом напоминал солнце.
Круглоголовый, небольшого роста, с карими глазами и доброй улыбкой Каратаев излучал тепло и свет. Он не был старым, но обладал великой народной мудростью. Ко всему в жизни он относится позитивно. Толстой не идеализирует героя, и за ним водятся грешки. В частности, до войны в армию его отправили за вырубку чужого леса.
Каратаев знаком и с горем, и с несправедливостью, и с тяжелым трудом. Он ко всему происходящему в жизни относится философски, как к неизбежности. Он не гнушается любого труда, работать умеет и любит. Платон очень общительный человек, он со всеми находит общий язык. Его речь поэтична, наполнена пословицами, поговорками.
Он знает множество разных историй, умеет их доносить до собеседника. Герой отзывчивый, щедрый, бескорыстный человек. Встретившись с Пьером Безуховым, который чувствовал растерянность, оказавшись в чуждой ему среде, Каратаев поддерживает его физически и духовно. И делает он это не из желания выслужиться перед барином, просто он по-другому поступать не может.
Каратаев живет в гармонии со всем миром. В этом ему помогает народная мудрость, любовь к жизни и простота.
Похожий персонаж появился в литературе 20 века. Главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» бывалый человек, о чем говорит и его фамилия. Он молод, жизнерадостен, оптимистичен. Его голос перекликается с голосом автора, и порой трудно понять, кто из них говорит.
Теркин немолодой человек, выходец из трудовой крестьянской семьи. Он относится к жизни просто и спокойно. Твардовский ставит героя в разные жизненные ситуации, в которых часто оказываются люди. В Теркине проявляются лучшие человеческие качества. Он не завистливый, не гордый, добрый, отважный.
Чувство юмора часто помогает ему в жизни. Герой любит музыку, умеет играть на гармони. Он душа любой компании. Его любили не только те люди, с которыми он встречается в произведении, благодаря фантазии автора. Его любили все читатели, многие считали Теркина реально существующим человеком. Они были не далеки от истины.
Твардовский создал персонажа, используя типичные качества русского бойца: смелость, находчивость, душевность. В его душе нет места злобе, зависти, жестокости. Теркин никогда не сомневается, как поступить. Он не думает о себе, и все у него получается правильно.
Теркин любит людей, родную землю, готов отдать жизнь за то, чтобы была свободна родина и счастливы люди. Жизнь для людей устанавливает гармоничные отношения Теркина с обществом.
Таким образом, можно сказать, что гармония с обществом возможна тогда, когда человек находится в ладу с самим собой, когда он думает об окружающих его людях. Когда человек слишком заботится о своем благе, отношения с обществом складываются сложно. Простое, спокойное, мудрое отношение к жизни, к людям вносит покой в душу и гармонию в общественные отношения.
Дополнительные аргументы
Аргументы по направлению «Я и другие» помогут в формировании собственного мнения и окажут вам помощь в написании уникальных сочинений.