Уважаемые читатели Литероведа, в нашем интернет-журнале новое сочинение «Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?», в котором авторы ответят на поставленный вопрос.
Городской бульвар, расположенный на берегу Волги, откуда открывается прекрасный вид, достойный кисти самых талантливых художников. По бульвару гуляют немногочисленные жители Калинова. Надвигается гроза, которая их пугает и загоняет в дома. Так начинается пьеса А.Н. Островского «Гроза», написанная известным драматургом в 1859 году, то есть перед отменой крепостного права, когда в обществе начались первые серьезные изменения. Произведение погружает читателей в атмосферу провинциального купеческого города с его бытом и традициями, столь знакомыми драматургу с детства.
Название пьесы символично. Гроза – это не только природное явление, с которым не справиться человеку и которое пугает почти всех героев – жителей Калинова, но и символ приближающихся перемен, изменений в жизни и устоях «темного царства». Гроза передает настроение, переживания, страхи и эмоции героев. Начинаясь в первом действии, в четвертом она достигает своего пика, кульминации. У каждого из героев свое отношение к стихии. Дикой спорит с Кулигиным, который осмелился сказать купцу, что гроза – это электричество. Савел Прокофьевич убеждает мастера-самоучку, что никакое это «не елестричество», а Божья кара, напоминание о грехах. Она посылается человеку в наказание. Дикой боится Божьей кары, но, хотя сам является грозой для домочадцев и держит их в страхе, не может измениться, продолжает также тиранить родных, близких, работников, ущемляет их права, обворовывает, не додавая заработанные копейки. Купец обвиняет свое окружение в том, что оно вводит его в грехи, не понимая, что дурные мысли и поступки исходят от него самого.
Страшна гроза и для Катерины Кабановой. Не находя любви, поддержки и понимания со стороны мужа, она всем сердцем полюбила Бориса, племянника Дикого. Это чувство героиня считает тяжким грехом, за который будет наказана Богом. Катерина, подобно купцу Дикому, ассоциирует грозу не с природным явлением, а с карой Господней. Ей не страшна смерть, страшно предстать перед Богом с греховными мыслями и чувствами. В первом действии, когда только гроза начинается, она признается Варваре в своих страхах, а в четвертом, когда стихия достигает кульминации, Катерина признается мужу в измене, а с раскатами грома падает у его ног без чувств.
Другие чувства вызывает гроза у Кулигина. Он восхищается мощью, красотой этой необузданной стихии. Мастер-самоучка знал и много раз пытался доказать Дикому, что разрушительную силу грозы можно укротить при помощи громоотвода. Он искренне недоумевает, почему, в то время как вся природа радуется грозе, люди ее так боятся.
Варваре, лишенной всяких моральных принципов, выросшей в среде «темного царства» и приспособившейся к его устоям, непогода не представляет никакой опасности. Она не чувствует себя грешницей.
Однако гроза – это не только стихия, не только своеобразное «зеркало», которое отражает внутреннее состояние героев, но и предвестник грядущих перемен в царстве Диких и Кабаних. О жестоких нравах города Калинова рассказывает Борису механик-самоучка Кулигин. Он говорит не только о материальной бедности мещан, но и духовной. Те, в чьих руках находится власть, не имеют в душе ничего светлого и доброго. Они тиранят свои семьи, требуют беспрекословного подчинения, соблюдения «домостроевских» порядков. Марфа Игнатьевна Кабанова, или в народе Кабаниха, богатая купеческая вдова, угнетает домочадцев под видом благочестия, объясняет свое отношение к родным заботой о них. Она тиранит сына, дочь, сноху за закрытыми ставнями и высокими заборами, в стороне от людских глаз и людского осуждения. Дикой же способен оскорбить любого на виду у окружающих, его голос и громкие ругательства слышны чуть ли не весь день. Все представители «темного царства» — люди черствые, эгоистичные, бездушные. Они, чувствуя безнаказанность и полную власть, наслаждаются своим положением. Власть имущие не привыкли считаться с мнением других людей, их больше волнуют собственные переживания и заботы, поэтому читатель нисколько не удивляется, что даже родные люди готовы сбежать из дома, чтобы отдохнуть от тиранов.
В такую обстановку из заботливой, любящей семьи, из девичьей холи попала Катерина. До замужества она была любимой и любящей дочерью. Девушку холили и лелеяли, одевали в красивые наряды, много работать не заставляли. В родительском доме было всегда много странниц и богомолок, и Катерина с удовольствием слушала их рассказы, пение, вышивала с ними или молилась. Девушка с большой охотой ходила в церковь, ухаживала за цветами, ходила к роднику за водой. Засыпая, она видела яркие сны. Никто не ущемлял ее свободу, не ломал характер, и жизнь, полная гармонии и красоты, была похожа на сказку.
После замужества жизнь ее изменилась: исчезли гармония и красота. Словно прекрасный цветок в пустыне, она чахла и страдала в доме свекрови. Катерина не смогла научиться лгать, изворачиваться, льстить, не приспособилась к тем «домостоевским» порядкам, которые царили в ее новом доме. Ее душа искала понимания, стремилась к свободе, но в бездушном, черством мире не встречает его даже со стороны мужа, поэтому молодая женщина бросается с обрыва в Волгу, таким образом выражая протест против чудовищных, безнравственных законов Калинова, против порядков, которые толкают человека на двуличие, хитрость и ложь. Самоубийство Катерины и есть та самая гроза, о которой говорит автор. Гроза, которую выносит в название произведения. Поступок героини всколыхнул «темное царство», словно болото. Кулигин, глядя на безжизненное тело Катерины, говорит, что над ней теперь никто не властен, кроме Творца, а Тихон впервые осмелился обвинить свою мать. Оплакивая жену, он говорит, что Марфа Игнатьевна толкнула Катерину к самоубийству. Его обвинения стали первыми вестниками того, что устои, так рьяно охраняемые «темным царством», скоро рухнут. Вслед за Тихоном против Диких и Кабаних встанут и другие.
Таким образом, читатель понимает, что автор неслучайно назвал пьесу «Грозой». Гроза – это не только прекрасное явление природы с невероятной силой и мощью, но и символ разрушения старых порядков, символ очищения. Как после грозы воздух очищается и на небе появляется радуга, так и в обществе протест Катерины против диких традиций – своеобразная гроза, которая разрушит старое и благодаря которой появится возможность построить новое.
Направления итогового сочинения 2021-2022
В данной статье мы разберём направления итогового сочинения 2021-2022. Мы сделаем обзор, потому что никаких конкретных комментариев от ФИПИ еще нет, как только они появятся, мы разберем каждое направление отдельно и уже более подробно. Сегодня же мы просто знакомимся с этими направлениями. Их всего пять.
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Дорога реальная, воображаемая, книжная? Пока нет конкретных комментариев мы с вами просто порассуждаем, о чем здесь может идти речь. Ну конечно же о человеке, который покидает родной дом и куда-то уезжает, либо он уезжает для путешествия, либо он уезжает вынужденно. В связи с этим у нас может возникнуть вопрос: “Почему человек уезжает?”, “Какова причина?”. Далее: “Какова цель?”. Чего-то может быть он ищет или он от чего-то бежит или он конкретно покидает родной дом для того чтобы улучшить допустим свою жизнь или ее изменить. Когда он путешествует или, когда он едет куда то, он преодолевает долгий трудный путь. Что он видит вокруг?
Как это на него влияет, как влияет на его мировоззрение, как это влияет на его поведение? Очень часто вот эта тема дороги, она связана именно с темой родины. Во-первых, когда человек покидает родину и потом возвращается, что он при этом испытывает? Какие чувства? Что он делает?
Либо вот эта дорога связана именно со становлением личности человека, может быть и такое. Какие произведения можем взять. Ну на первый взгляд конечно это все пока примерно. Потом, когда уже мы увидим комментарии, увидим конкретику, то мы уже посмотрим и будем менять наш список. Какие произведения мы можем взять?
1. Н.А.Некрасов. “Кому на руси жить хорошо”
Налицо люди, которые путешествуют по стране для того чтобы узнать кому же живется весело и вольготно на Руси.
2. А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”
Главный герой в один прекрасный момент уезжает из страны. Он уезжает за границу, он путешествует. Что с ним в это время происходит, почему он возвращается, каким человеком он возвращается, что его меняет. Вот об этом можем порассуждать.
3. А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”
Здесь мы можем взять путь Гринёва, ведь он уезжает из родного дома и сталкивается с какими-то трудностями, совершает ошибки, преодолевает эти трудности, жалеет о чем-то или не жалеет наоборот. Что с ним вообще происходит, как это все на него влияет, то есть в принципе.
4. Н.В.Гоголь “Мёртвые души”
Здесь, конечно же, реальная дорога с и ухабами и кочками, и с другой стороны это исторический путь России.
5. Л.Н.Толстой “Война и мир”
Здесь мы говорим о пути Болконского. Здесь не столько дорога, сколько путь и путь в кавычках. Здесь не только то, что он преодолевает физически, то есть он идёт на войну, он находится вдали от дома и так далее, но еще и его становление как личности. Вспомним, когда он уходит на войну, какую цель он преследует: “Найти свой эталон”. Он хочет прославиться, но, когда он попадает в эти условия, понимает что все совершенно не так как он себе представлял и естественно он начинает ценить жизнь и понимать, что нет ничего дороже жизни, то есть меняется человек.
6. А.Т.Твардовский “Василий Тёркин”
Используйте это произведением в том случае, если у нас будет тема связана я вот именно с темой родиной, когда человек преодолевать трудный путь для того чтобы защищать свою родину и это путь не одного человека, а всего народа, путь советского солдата.
Подборка отличных аргументов по данному направлению ->«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
В этом направлении нужно говорить о научном прогрессе, о развитии новых технологий в обществе и порассуждать над этим вопросом. Что вообще они из себя представляют и как влияют на окружающий мир, как они влияю на природу, как они влияют на человека, на общество в целом и как они способны вообще в целом повлиять на всю нашу планету.
Об этом можно говорить бесконечно. Произведений, в которых рассказывается об этой проблеме и вообще о новых технологиях у нас мало, но все же есть.
1. М.А.Булгаков “Собачье сердце”.
Здесь мы говорим о том, что главный герой профессор Преображенский задумывает такое некое своеобразное соревнование с самой природой, он создает нового человека путем пересадки собаки части человеческого мозга. В результате этой операции появляется примитивное существо, которое несет опасность обществу.
2. В.Г.Распутин “Прощание с Матёрой”.
Ради того, чтобы внедрять новые технологии в жизнь, люди прощаются со своим прошлым, со своей историей, то есть ради того, чтобы построить гидроэлектростанцию нужно было затопить маленькую деревеньку, маленький островок, маленький мир, который был самым главным для многих людей, такой малой родиной, отдельным миром. Да, естественно это конечно плохо и новые технологии, как бы они ни были хороши, они не должны позволять забывать о прошлом, позволять забывать свою историю, свои корни.
3. Жюль Верн “Вверх дном”.
Здесь герои хотят заменить старую землю на новую, но они не представляют какими могут быть последствия этого изобретения. Происходили бы землетрясения, часть территории ушла бы под воду вместе с людьми, но их это не волновало. Речь о том, что технологии технологиями, но вмешательство человека в устройство окружающего мира вообще недопустимо, это беда для всего человечества.
Также о влиянии новых технологий на общество, на человека говорится в произведениях Рея Брэдбери “451 градус по фаренгейту”, Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”. Здесь также говорится о том, к чему может привести научное открытие, здесь мы также можем порассуждать. Эти произведения не входят школьную программу, но если вы их прочитаете, то конечно же мы о них подробно поговорим уже непосредственно тогда, когда будем изучать второе направление более подробно.
Примеры сочинений по направлению: «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Третье направление – очень хорошее направление, так как это направление очень конкретное и понятное и здесь также ясна тематика. Смотрите: преступление, наказание как явление социальное, нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние. Преступления совершались всегда, поэтому произведений, в которых об этом говорится очень много.
О чем мы будем говорить здесь?
Конечно же Достоевский “Преступление и наказание”, Островский “Гроза”, можно взять произведение Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Главная героиня Катерина Измайлова совершает преступления в принципе без зазрения совести и не раскаивается в этом, то есть очень хорошее произведение в школе не изучается, но рекомендуем к прочтению. Гоголь “Мертвые души”. Возьмем того же Чичикова, который по сути преступления не совершает, но такие вот у него деяния, не совсем законные. Тарас Бульба то же самое. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Здесь мы
будем брать в целом общество 30-х годов, которые живут не совсем по закону, совершают различные такие махинации и естественно Воланд появляется в Москве для, того чтобы их наказать не просто же так он появился вдруг. Тургенев “Муму”.
Примеры сочинений по направлению: «Преступление и Наказание — вечная тема»
Подборка отличных аргументов по данному направлению -> Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Четвертое направление хорошее направление в том плане, что она не совсем конкретизирована, то мы подождем комментарии ФИПИ, здесь мы должны будем писать о какой-то книге, каком-то спектакле, или в фильме, который произвел на вас впечатление.
Допустим какая-то книга, которую бы посоветовали потомкам, которая многому вас научила или фильм какой-то. В принципе хорошая тема , достаточно расплывчатая, абстрактная, все что угодно может быть, в тематике темы могут быть различными поэтому подождем примерных тем, примерно темы, когда выйдут мы уже сможем конкретизировать.
Примеры сочинений по направлению “Книга(музыка, спектакль, фильм) – про меня”
Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
По пятому направлению что мы можем сказать: “Социальные пороки”, “общественная справедливость, “поиск путей помощи тем кому трудно”, “путей совершенствования общества и государства”, но само направление говорит за себя, она очень конкретная, значит мы будем рассуждать здесь о понятии гражданина, общественной справедливости, о социальных пороках, об их причинах, допустим о каких-то путях совершенствования общественного и государственного устройства, то есть такие социально-философские вопросы мы будем раскрывать. Какие произведения можем использовать?
Во-первых, Н.В.Гоголь “Мертвые души”, “Ревизор”, Гончаров “Обломов”, Чехов “Человек футляре”, Салтыков-Щедрин “Истории одного города”, Островский “Гроза”, Грибоедов “Горе от ума”, Фонвизин “Недоросль”. Может быть мы в качестве аргументации сможем использовать роман Толстого “Война и мир”. В принципе вполне возможно.
В целом направления достаточно обширные.