Сочинение на тему почему катерину можно считать трагической героиней по грозе островского

Автор на чтение 12 мин. просмотров 5 опубликовано 05.03.2021 трагическая судьба катерины драма а. н. островского гроза была написана в

На чтение 12 мин. Просмотров 5 Опубликовано

­Трагическая судьба Катерины

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени.

Главная героиня пьесы – человек тонкой душевной конструкции, который нелепо смотрится на фоне существовавшей в обществе жестокости.

Катерина тяжело реагирует на идеалы, которые присущи жителям “темного” провинциального городка. Она не понимает жажды наживы, лицемерия, притворства, злости, ненависти к соседу или близкому родственнику. Она выросла в иной среде, в окружении любящих и набожных родителей, которые ходили в церковь не ради показной религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе.

Дети Кабанихи живут под постоянным гнетом и страхом. Им приходиться выполнять все ее поручения даже тогда, когда они с ней не согласны. Для Катерины такая жизнь подобна смерти.

Ее жизнь действительно трагична. Муж Тихон не смеет и слова в ответ сказать матери. Каждый шаг в доме Кабановых делается с позволения свекрови. Когда Катерина обнимает мужа, та ее быстро одергивает, называя это бесстыдством.

А когда муж отправляется в командировку в Москву, сама же велит кланяться ему в ноги и изображать печаль. Такой девушке как Катерина, выросшей жить вольной жизнью и умеющей довольствоваться малым, жить нужно было в других условиях. Эта семья ей не подходила.

Даже Тихон в глубине души понимает, что она когда-нибудь от него уйдет.

Удивительно, но тот факт, что Катерина не стремится вырваться из-под гнета свирепствующей свекрови, вовсе не говорит нам о том, что она слабая личность. Наоборот, она прекрасно осознает свое положение и знает, что когда-нибудь освободиться. До встречи с Борисом она не знала, как и когда. Полюбив этого отличного от остальных жителей Калинова человека, она смело отдается своему чувству и признается во всем мужу.

Эта героиня не умела и не хотела ничего скрывать. Она точно знала, что ради любви пожертвует всем, что у нее есть. Жаль, что она заметила в Борисе только внешнюю оболочку.

Молодой человек оказался ничем не лучше ее безвольного мужа Тихона. Если тот был всегда под маминой пятой, то этот испугался гнева богатого и влиятельного дяди. Поэтому о “слабости” натуры Катерины и речи быть не может.

Героиня открыто говорила о том, что никогда не смириться со своим положением, и это были не пустые слова. Не найдя прощения со стороны домочадцев и понимания со стороны любимого, она решилась на самый отчаянный шаг. Здесь можно еще добавить, что сыграла свою роль неудовлетворенность жизнью. Для Катерины жизнь в неволе была хуже смерти, поэтому она выбрала последнее.

Смерть стала ее единственным спасением и избавлением от мук совести.

Сочинение на тему: Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский« “Кавказ” анализ стихотворения ЛермонтоваРазмышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина “Река времен в своем стремленьи…”, “На птичку”, “Признание”) »

Дать однозначный ответ на поставленный вопрос, по-моему, не­возможно. «Гроза» Островского — произведение сложное и много­гранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой то на­родной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе.

Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» обос­новал драму Катерины с точки зрения социальных противоречий ко­торые определили не только ощущение предгрозовой атмосферы в обществе накануне реформ, но и затронули внутрисемейные устои С его точки зрения, причина драмы Катерины в том, что она оказалась более чуткой и восприимчивой к этим новым процессам и ощутила необходимость преодоления косных форм и традиций жизни как свою личную задачу.

Но насколько этот вывод соответствует авторской позиции? Ведь не зря писатель вводит в пьесу целую группу символов, которые позволяют понять внутренний мир Катерины, наполненный поэзией церковной службы, ангельским пением и неземным светом   Кате­рина — чистая душа, которая до времени живет в мире того патриар­хального прошлого, когда нормы мира кабановых и диких были не внешней формой, а внутренним содержанием каждого человека Вот почему для нее не так важно, по правилам или нет она поступает на­пример в сцене прощания с мужем, главное, что делает она это ис­кренне. Когда же Катерина чувствует рождение в своей душе нового чувства — любви к Борису — она утрачивает внутреннюю гармонию: продолжая искренне верить в то, что семейные отношения святы и измена — страшный грех, она одновременно столь же сильно и ис­кренне верит своему чувству. Любовь к Борису — это то, что состав­ляет существо личности Катерины, рождающейся на наших глазах Она вынуждена пробивать себе дорогу не только через внешние пре­пятствия, но и, что гораздо труднее, преодолевая внутреннее сопро­тивление. Такой конфликт не решить, даже если свекровь будет доб­рее,   а   окружающие   отнесутся   к   бедной   женщине   с   большим пониманием. Не помог бы ей и побег с Борисом — ведь от себя не убежишь! Таким образом, причина драмы Катерины не только во внешних обстоятельствах, но и в ней самой, а главное — в характере конфлик­та. Гибель ее закономерна, как и гибель любой трагической героини. Но ощущение внутреннего очищения, подобное тому, что называется катарсисом, и радости от того, что перед нами свершилось чудо рож­дения личности, заставляет видеть в «Грозе» не только драму, разво­рачивающуюся в недрах «темного царства», но и «луч света», оза­ряющий нас надеждой.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Островский, сочинение, ЕГЭ онлайн | Распечатать 08.15.2011 / 17:16 — Сочинения ЕГЭ по литературе

Катерина — главная героиня драмы Островского «Гроза» — имеет трагическую судьбу. Почему же жизнь девушки окончилась так печально?

Когда Катерина вышла замуж за Тихона, она оказалась в новой для нее обстановке. Девушка была лишена привычной для нее свободы. Теперь вся ее жизнь находилась в распоряжении деспотичной свекрови, Кабанихи. Женщина привыкла, чтобы все было так, как ей хочется. Она придерживалась древних традиций. Кабаниха не учитывала мнение остальных домочадцев при принятии решений. Она сразу невзлюбила невестку, ведь за ней не дали обещанного приданого. Кабаниха часто срывалась на нее, делала замечания и ревновала к сыну.

Бедная Катерина не могла найти защиту от деспотизма и тирании Кабанихи. Даже Тихон, ее муж, не мог защитить свою супругу, ведь он был подавлен своей матерью, был нерешительным и несмелым человеком. Он делал лишь то, чего хочет его мать.

Только Варвара пыталась помочь девушке, но Катерине была чужда ложь и неприятно притворство, которым ее планировала научить Варвара.

Именно потому, что Катерина не могла найти поддержку в семье, она стала искать кого-то извне, кто мог ей помочь. Им оказался Борис Григорьевич, но молодой человек тоже не оправдал надежд Катерины. Они приятно проводили время, но девушка не могла жить с Тихоном после того, как изменила супругу, несмотря на то что он был готов простить девушку, ведь видел, как она страдала.

С помощью трагедии Катерины автор показывает бесправное положение женщины в обществе, когда она сама не могла решить свои проблемы, а находилась в зависимости от своего супруга или семьи.

Сочинение 2

Островский Александр Николаевич – гений драматургии. Из-под его пера вышло множество пьес, он создал возможность образам людей из неблагополучных семей, из не самых лучших сословий выйти на свет, на сцену театра. Одна из самых интересных и известных его драм – это, конечно, «Гроза». Многие люди, даже те, кто не читал данное произведение знают примерный сюжет и его автора. Главная героиня пьесы – девушка, которая после своего беззаботного детства попала в дом к свекрови-тирану. В чём же заключается трагедия Катерины? Что вынудило её совершить то, что она совершила – самоубийство?

Всё время, пока Катерина жила в доме Кабановой, хозяйка делала всё, чтобы жизнь её невестке не показалась сладкой. Помимо постоянных оскорблений, Кабанова ещё и науськивала сына, чтоб он держал свою жену в ежовых рукавицах, потому что она была за старые порядки, за Домострой. Через некоторое время, после того, когда Катерине удаётся встретиться с её возлюбленным Борисом, она начинает задумываться о том. Что совершила страшный грех, а именно изменила своему мужу. Будучи набожной, девушка просто не может забыть этот поступок, она постоянно корит себя за него и в конце концов сознаётся во всём Тихону. Он был готов простить её, но его мать на это пойти не согласилась, она ещё больше возненавидела Катерину и начала ещё изощрённей её унижать. Вот и получилось: с одной стороны, Катерина «ест» себя за греховный поступок, а с другой – её ест Кабанова за то же самое. Кроме этого, даже Борис не был готов постоять за свою Катерину, он не взял её с собой, оставив один на один с этим ужасным миром. Не справившись с такой «травлей», девушка совершает самоубийство.

Трагедия этой героини Островского в том, что она являлась по сути дела никому ненужной. Она неправильно выбирала мужчин, хотя хороший мужчина мог бы помочь ей. Девушка пытается найти то, что полюбит всем сердцем, она не хочет подчиняться порядкам этого так называемого «тёмного царства», она бунтует, но, к сожалению, этот бунт ни на что не влияет. Катерина – не сильная личность, она не может изменить своего положения, в этом и заключается её беда. Единственный выход для Катерины был – смерть, и она это поняла. Катерина очень добрая и светлая натура, которая не делает никому зла и не пытается извлечь из всего выгоду. Этот тёмный мир её просто-напросто загубил, как и многих других девушек в те времена. К сожалению, это реальность.

<glav>Другие темы:</glav>← Характеристика Варвары в пьесе Гроза↑ ОстровскийСравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза → `

Трагедия Катерины в пьесе Гроза

tragediya-kateriny-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Цель в жизни человека — сочинение рассуждение

    У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом

  • Сочинение-описание картины Саня Маликов (Пластов)

    Картина Пластова «Саня Маликов» довольно таки трогательна и мила. Основным героем на холсте является рыжеволосый мальчик лет 12-ти от роду. Узенькое и бледное лицо ребенка указывает на то

  • Сочинение Настасья Филипповна в романе Идиот (Образ и характеристика)

    Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя

icnHouse.png

   Сочинения / Островский А.Н. / Гроза

Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.

Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.

Просмотров: 34554Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-tragicheskaya-sudba-kateriny-v-pese-groza-ostrovskij/
  • http://5litra.ru/ege-sochineniya/569-mozhno-li-nazvat-katerinu-tragicheskoy-geroiney-po-pese-an-ostrovskogo-groza.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/tragediya-kateriny-v-pese-groza
  • https://m.lit-helper.com/p_tragicheskaya_sud-ba_katerini_v_p-ese_a__i__ostrovskogo_groza

Посло́вицы и погово́ркиПословица — меткое образное изречение назидательного характера, являющееся обобщением тех или иных житейских наблюдений.

Пословицы могут иметь одновременно буквальный и переносный смысл; напр., в пословице Любишь кататься, люби и саночки возить за прямым смыслом скрывается иносказание: ‘неизбежно приходится расплачиваться за то, что было сделано с охотой, с удовольствием’, двуплановость характеризует такие пословицы, как Нет дыма без огня, Куй железо, пока горячо, Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. В других пословицах присутствует только иносказательный смысл: Всяк кулик свое болото хвалит ‘каждый хвалит то, что ему близко, дорого’; Горбатого <одна> могила исправит ‘убеждения или укоренившиеся недостатки, пороки кого-л. невозможно исправить’. По синтаксической структуре пословица — законченное предложение. Многие пословицы характеризуются ритмическим строением, содержат рифму (Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

см. Поговорка, в отличие от пословицы, по-разному характеризуется в науке. Одни исследователи относят к поговоркам иносказательные выражения экспрессивно-эмоционального характера, обладающие смысловым единством и выступающие в функции того или иного члена предложения. Поговорки не содержат формулировку какого-л. нравственного правила или поучения. Целый ряд поговорок происходит от пословиц, представляя собой их часть: стреляный воробей; с миру по нитке (С миру по нитке — голому рубашка); воду в ступе толочь (Воду в ступе толочь — вода и будет). Другие ученые относят к поговоркам краткие народные изречения (нередко назидательного характера), имеющие только буквальный смысл и по грамматической структуре являющиеся законченным предложением: Береги платье снову, а честь смолоду. Деньги — дело наживное. Коса — девичья краса.

В 1966 г. В. П. Жуков опубликовал «Словарь русских пословиц и поговорок», который при 4-м переиздании (М., 1991; впоследствии многократно переиздавался) был дополнен новыми единицами и новым иллюстративным материалом из художественных и публицистических текстов. Это издание включает около 1200 пословиц и поговорок, широко употребляемых в русском языке. В словаре объясняется смысл тех пословиц, значение которых непонятно из входящих в них слов, — не до жиру, быть бы живу, а также тех, которые могут иметь прямой смысл, но обычно употребляются иносказательно, — кашу маслом не испортишь, хрен редьки не слаще. Выражения, имеющие буквальный смысл, помещаются без толкования — свет не без добрых людей, старый друг лучше новых двух. Раскрывается ситуация, в которой пословица употребляется, указываются близкие по смыслу пословицы и поговорки. В конце словаря приводится список всех пословиц и поговорок, включенных в издание, и список слов (знаменательных и служебных), используемых в пословицах и поговорках, что позволяет судить о фразообразующей способности отдельных разрядов слов (наименования частей тела, животных). В «Школьном словаре живых русских пословиц» В. М. Мокиенко и др. (СПб.; М., 2002) содержится более 500 активно используемых пословиц, они расположены в словаре по алфавитно-гнездовому принципу: Труд — Без труда не вынешь и рыбку из пруда; По труду и честь; Трудом праведным не наживешь палат каменных. Дается толкование и характеристика ситуации употребления, историко-этимологический комментарий, примеры употребления как в обычном, нормативном, так и в трансформированном виде. Приводятся пословицы, близкие по значению или синонимичные.

Х. Вальтер, В. М. Мокиенко издали «Антипословицы русского народа» (СПб., 2005). Это собрание современных вариантов — шутливых и иронических переделок известных русских пословиц и крылатых выражений, функционирующих в разговорной речи разных социальных групп, в художественной литературе и публицистике: Автопилот до Киева доведетС долгами жить — по-волчьи вытьНа безрыбье и Дед Мороз — СнегурочкаДареному коню зубы по осени считаютБитие определяет сознание.

Ивашко Л. А.

Лексикология. ФраФразеология

Пословицы и погово



Посло́вицы и погово́рки. Пословица — меткое образное изречение назидательного характера, являющееся обобщением тех или иных житейских наблюдений. Пословицы могут иметь одновременно буквальный и переносный смысл; напр., в пословице Любишь кататься, люби и саночки возить за прямым смыслом скрывается иносказание: ‘неизбежно приходится расплачиваться за то, что было сделано с охотой, с удовольствием’, двуплановость характеризует такие пословицы, как Нет дыма без огня, Куй железо, пока горячо, Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. В других пословицах присутствует только иносказательный смысл: Всяк кулик свое болото хвалит ‘каждый хвалит то, что ему близко, дорого’; Горбатого <одна> могила исправит ‘убеждения или укоренившиеся недостатки, пороки кого-л. невозможно исправить’. По синтаксической структуре пословица — законченное предложение. Многие пословицы характеризуются ритмическим строением, содержат рифму (Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

см. Поговорка, в отличие от пословицы, по-разному характеризуется в науке. Одни исследователи относят к поговоркам иносказательные выражения экспрессивно-эмоционального характера, обладающие смысловым единством и выступающие в функции того или иного члена предложения. Поговорки не содержат формулировку какого-л. нравственного правила или поучения. Целый ряд поговорок происходит от пословиц, представляя собой их часть: стреляный воробей; с миру по нитке (С миру по нитке — голому рубашка); воду в ступе толочь (Воду в ступе толочь — вода и будет). Другие ученые относят к поговоркам краткие народные изречения (нередко назидательного характера), имеющие только буквальный смысл и по грамматической структуре являющиеся законченным предложением: Береги платье снову, а честь смолоду. Деньги — дело наживное. Коса — девичья краса.

В 1966 г. В. П. Жуков опубликовал «Словарь русских пословиц и поговорок», который при 4-м переиздании (М., 1991; впоследствии многократно переиздавался) был дополнен новыми единицами и новым иллюстративным материалом из художественных и публицистических текстов. Это издание включает около 1200 пословиц и поговорок, широко употребляемых в русском языке. В словаре объясняется смысл тех пословиц, значение которых непонятно из входящих в них слов, — не до жиру, быть бы живу, а также тех, которые могут иметь прямой смысл, но обычно употребляются иносказательно, — кашу маслом не испортишь, хрен редьки не слаще. Выражения, имеющие буквальный смысл, помещаются без толкования — свет не без добрых людей, старый друг лучше новых двух. Раскрывается ситуация, в которой пословица употребляется, указываются близкие по смыслу пословицы и поговорки. В конце словаря приводится список всех пословиц и поговорок, включенных в издание, и список слов (знаменательных и служебных), используемых в пословицах и поговорках, что позволяет судить о фразообразующей способности отдельных разрядов слов (наименования частей тела, животных). В «Школьном словаре живых русских пословиц» В. М. Мокиенко и др. (СПб.; М., 2002) содержится более 500 активно используемых пословиц, они расположены в словаре по алфавитно-гнездовому принципу: Труд — Без труда не вынешь и рыбку из пруда; По труду и честь; Трудом праведным не наживешь палат каменных. Дается толкование и характеристика ситуации употребления, историко-этимологический комментарий, примеры употребления как в обычном, нормативном, так и в трансформированном виде. Приводятся пословицы, близкие по значению или синонимичные.

Х. Вальтер, В. М. Мокиенко издали «Антипословицы русского народа» (СПб., 2005). Это собрание современных вариантов — шутливых и иронических переделок известных русских пословиц и крылатых выражений, функционирующих в разговорной речи разных социальных групп, в художественной литературе и публицистике: Автопилот до Киева доведетС долгами жить — по-волчьи вытьНа безрыбье и Дед Мороз — СнегурочкаДареному коню зубы по осени считаютБитие определяет сознание.

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Действие драмы Островского “Гроза” происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт “тёмного царства”, которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. “Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится”,-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. “Да здесь всё как будто из-под неволи!” Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям… Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: “Возьми меня с собой отсюда”. Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке “Грозы” дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в “тёмном царстве” гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо­гилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вы­растет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.
Добавил: Moryana01

  • Сочинение на тему почему катерина решила свести счеты с жизнью
  • Сочинение на тему почему лиза муромская выдала себя за крестьянку
  • Сочинение на тему почему имя фонвизинского митрофанушки стало нарицательным
  • Сочинение на тему почему живучи и неискоренимы молчалины по рассказу горе от ума
  • Сочинение на тему почему катерина завяла попав в дом кабановых