Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Художник Константин Маковский жил в России в 19 веке. Он писал портреты и исторические картины. Входил в группу художников-передвижников. Много путешествовал по стране. Любил писать крестьянских детей. Картину «Дети, бегущие от грозы» Маковский, начал создавать в Тамбовской губернии. Здесь он познакомился с местными крестьянскими детьми. Особенно понравилась ему девочка с большими глазами. Она стала главной героиней его картины.
2. На картине я вижу сельских детей. Девочка лет десяти несёт брата примерно трёх лет. Они убегают от надвигающейся грозы. Старшая девочка торопится очутиться дома до начала дождя. Промокнуть совсем не хочется. Она прижимает ребенка и поглядывает на хмурое небо. Оба ребёнка пухленькие и красивые. У них волосы пшеничного цвета. На щеках виден румянец.
3. На детях чистая одежда. У девочки русский сарафан синего цвета и светлая рубашка. Шею украшают белые бусы и лёгкая красная косынка. Малыш одет в розовую кофточку и голубое широкое платьице. Раньше до возраста 4-6 лет мальчиков наряжали в платья. У братца также причёска мальчика. Девочкам отращивали косы.
4. Художник уделил много внимания изображению природы. На картине различные полевые цветы и луговые травы. На переднем плане в воде листья кувшинок и тростник. По бурному цветению и желтеющему вдали полю можно сказать, что начался август.
5. На картине изображена ненастная погода. Ветер пронизывает одежду детей, раздувает их волосы. Трава пригибается к земле. По небу бегут грозовые облака. Вот-вот грянет гром и придёт ливень.
6. Художник использует в картине насыщенные темные краски. Они создают тревожное настроение опасности. Только в середине холста светлые и тёплые оттенки. Мастер знает, что с детьми всё будет хорошо.
7. В картине много деталей, которые указывают на самостоятельность и не избалованность детей. Девочка не просто гуляла с братцем. Она собирала грибы. Её малиновый фартук полон подберёзовиков. Ноги у героев картины босые и привычные к долгой ходьбе.
8. Мне понравилась картина своей выразительностью. Сразу вспомнилась сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Их тоже подстерегала опасность. Девочка на картине смелая и обязательно донесёт маленького братика домой.
Рейтинг пользователей
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. ”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. ”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “. конец (пьесы). кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе. ”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. ”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.
209448 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия драмы «Гроза»
Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Смысл названия пьесы &;Гроза’ А.Н. ОстровскогоНемаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «. Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», – писал Островский.
Несомненно, и название «Гроза9raquo; также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза9raquo; неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?». отвечает: «электричество9raquo;, то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. »
В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору. » и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза9raquo;. Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность9raquo; темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.
5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», – говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», – достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», – говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.
6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора.Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».
Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.
2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема — одна из основных в лирике Некрасова.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..
1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества. Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую….
…И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей. Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.
2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова —внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: «…иди и гибни безупречно».
Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным. С этим соглашается и Поэт — действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения.
3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте,
4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.
«Поэт в России больше ,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России , это прежде всего, человек с активной жизненной позицией. И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Билет № 2
- Сочинения
- По картинам
- Шишкин
/
/
Картины Ивана Ивановича Шишкина отличаются особой реалистичностью в изображении красот природы – особенно лесов, рек, лугов и полей. Одной из самых известных его работ является и знаменитое полотно «Перед грозой», которое будет рассмотрено далее.
Первое, что бросается в глаза при просмотре – небо. Художник достаточно достоверно передает цветовую гамму, потому зрителю сразу становится ясно, что вскоре над лесными кронами, над равниной и над рекой начнут сверкать молнии и грянет гром – настолько мрачным кажется небосвод.
Однако, несмотря на это, трава, деревья и полевые цветы словно освещены едва заметным, неясным светом. Данный прием словно показывает, что несмотря на вероятность ненастья, природа все же радуется жизни и своему обновлению – соответственно, угроза есть, но она не гнетущая, не несет погибели и разрушения.
Особое внимание уделяется также тропинке, ведущей к пруду. Вполне вероятно, что на ней появляются купальщики и рыбаки – ведь место довольно таки живописное и красивое. Оно не может быть не отмечено людьми.
Пруд еле виден и кажется темным, поскольку нет солнца. Но все же это не зловещие темные воды – вполне вероятно, что в солнечный день он способен приятно сверкать и освежать нуждающихся жарким летом.
Лес находится на заднем плане. Его границы несколько размыты. Очевидно, что там уже начался дождь, который будет двигаться все дальше и дальше, чтобы впоследствии захватить всю оставшуюся территорию.
Радует одно – это будет гроза, но не буря. Деревья вполне могут остаться уцелевшими – непогода нисколько не повредит красоте живописного пейзажа.
Кстати, Шишкин отлично передает атмосферу – временами можно почувствовать даже звуки и запахи, которые присутствуют в лесистой местности перед наступлением непогоды, а также ту давящую духоту, что обычно бывает перед ливнем.
Картина мне очень понравилась. Кажется, что художник не то, что мастер кисти, а настоящий волшебник, способный вкладывать в полотно не только изображение, но и ту обстановку, в которой находился в момент его создания.
Следует отметить и приятное совмещение автором темных и светлых цветов – оттенки наложены настолько гармонично, что не создается впечатления открытого негатива либо позитива, нет излишней мрачности – все это скорее плюс, а не минус.
Пейзаж невероятно реалистичен – на дальнем расстоянии его можно даже принять за настоящее фото.
Мне кажется, основной мыслью полотна является надежда, которую испытывает природа, чуя приближение непогоды, а возможно, и надежда человека на светлое будущее.
Сочинение 2
Все грани таланта такого мастера кисти, как И. Шишкин, достаточно сложно описать словами. Однако, его картины говорят сами за себя – в них художник как нельзя точнее показывает красоту природы и уникальность каждого ее явления и проявления.
Картина «Перед грозой» не является исключением. Будучи мало чем отличимой от реальной фотографии, она в полной мере передает все те чувства, которые Мать-Земля испытывает в те моменты, когда жаждет долгожданной влаги и очищения. В таких случаях спасением станут лишь долгожданная молния, гром и первые капли дождя.
Природа словно ждет. Ждет, когда свинцовые тучи, затянувшие небо, перестанут быть просто угрозой, когда все перейдет «от слов к делу». Цветовая гамма, избранная живописцем, идеальна для отображения неба в таких случаях. Она настолько удачна, что невольно даешься диву, как человек мог настолько реалистично изобразить на холсте это состояние окружающей действительности. Но факт остается фактом: дар порой позволяет творить настоящие чудеса.
Кажется, что в запечатленный Шишкиным, момент нет ни единого дуновения ветерка, а в воздухе висит та самая нестерпимая духота, от которой мы все желаем избавиться в жаркие летние дни. Разумеется, помочь способен только лишь дождь, которого ждут как люди, так и природа.
Холст четко разделен на две части: первую занимает живописное предгрозовое небо, а вторую – зеленые просторы, что радуют сердце и душу. Дымка вдали пейзажа говорит о том, что там, за линией горизонта уже идет проливной дождь. Еще немного и он примется и за изображенный автором участок!
Настороженная и умиротворяющая тишина подкупает. Тщательная прорисовка мельчайших деталей заставляет восхищаться холстом вновь и вновь и радоваться тому факту, что природа во все века остается актуальной, потому и картина «Перед грозой» будет радовать зрителей не один десяток лет. Глядя на полотно, невольно ожидаешь долгожданного буйства стихии.
Но, несмотря на это, Шишкин добавляет и нотку неясного, чарующего, желтоватого света, который «намекает» на то, что из-за грозовых туч все же пробиваются робкие лучи солнца. Невольно представляется, как после дождя зайчики будут вновь прыгать по кронам, веселиться в буйных травах и дарить миру неиссякаемую радость!
Сочинение по картине Шишкина «Перед грозой»
И. И.
Шишкин — известный российский художник девятнадцатого века. Основным жанром работ этого живописца были пейзажи. Мы рассмотрим одну из его очень известных и удачных работ — это картина «Перед грозой».
На картине изображена природа, предполагаю, что это лесостепь. Основной настрой картины передает пасмурное и довольно темное небо, на котором мы видим голубые облака, что начинают переходить в грозовые тучи.
Художник изобразил их темно-синими, а кое-где и серыми цветами. В общем, картина довольно темная и тусклая, что также передается и в названии «Перед грозой».
С первого взгляда становиться понятно, что на улице пасмурно и скоро будет дождь.
На первом плане мы видим траву, которая еще не успела погрузиться в серость непогоды, среди неё кое-где затесались редкие белые цветочки, которые так и тянутся к солнцу, что вот-вот спрячется за тучами.
Здесь же мы видим узенькую тропинку, которая ведет к небольшой речушке, что протекает вдоль этой долины.
Также на картине мы видим большое количество кустов и деревьев, которые изображены как на переднем, так и на заднем плане.
На заднем плане преобладают очень темные и тусклые цвета, из-за чего порой невозможно различить, что там изображено. За горизонтом виднеется гора, которая растянулась вдоль всей правой части картины, её мы можем увидеть даже сквозь деревья.
Создана картина в темно-зеленых, коричневых, черных и серых цветах, что, казалось бы, довольно тускло, но, несмотря на это, она очень реалистичная и в результате мы можем увидеть настоящую природу.
Иван Иванович Шишкин — пейзажист. Лучшее его полотно, на мой взгляд, «Перед грозой», созданное в 1884 году.
На картине мы видим зеленый луг и потянутый ряской пруд. Тишина. Природа в ожидании перемен. Кажется, что скоро загремит гром , сверкнет молния, и польется сильный дождь.
Небо — в тучах, но уже не в голубых. Хотя, может быть, есть еще немного чистого неба и остреньких солнечных лучиков, но сие скоро скроется за темным покрывалом. Свод небесный на глазах становится черным.
Картина Шишкина чудесна. Она дышит любовью автора к России и ее красотам. Момент тишины перед грядущим событием уловлен точно. Тишина — и вдруг перемены.. Скоро поверхность пруда будет дрожать от дождевых капель.
Мастер замечает все : и игривые ромашки, и травинки, и худенькие веточки на деревьях. Он чувствует и оттенки цвета, что придает естественность картине.
Любой человек, смотрящий на полотно, чувствует запах луга , перемешанный с запахом озона. А еще чувствует тяжесть небесного свода, которые как бы принуждает искать укрытие . Но проходит ливень, начинает улыбаться солнце, природа тоже радостно приветствует нас. Картина рождает приятные ощущения.
Картина великого художника Ивана Ивановича Шишкина изображает состояние природы за считанные минуты до грозы.
Мы видим 2 плана – передний и задний – плавно перетекающие друг в друга, создавая единое пространство композиции. На переднем плане – тропинка к речке, идущая сквозь луг, с разнообразием его трав и цветов.
Тропка подходит к речушке, и здесь начинается задний план: деревья на другом берегу речки, просторный луг и лесные полосы вдали, а самое главное – огромная нависшая над всем этим грозовая туча.
Природа изображена наедине с собой и со своей тревогой, мы не видим ни одного живого существа, только ширь и даль равнины, ожидающей грозы.
Художник удивительно точно передал малейшие движения травинок, цветочных стеблей, деревьев, гнущихся под порывами ветра. Можно даже уловить стремительный бег облаков и туч на грозовом небе. Этим Шишкин хотел передать тревожное чувство приближающейся стихии.
Колорит картины разнообразен: это и светлые тона на переднем плане и тёмный, густой цвет заднего плана. Но больше всего были использованы оттенки зелёного, синего и чёрного цветов. Так создаётся реалистичная картина ожидания природой грозы, постепенная смена света и цвета всего окружающего, его затемнение.
И. И.
Шишкин гениально передал колорит, движение и атмосферу природы перед разыгрывающейся стихией, даже возникает чувство дуновения ветра и громовых раскатов, хотя зрительных признаков этого на картине нет. А это только подтверждает мастерство художника, который как раз и пытался изобразить состояние природы перед грозой как можно точнее и живее, чтобы зритель её на самом деле почувствовал.
Иван Иванович Шишкин – великий и известный русский художник. Мало какого ещё художника знает практически каждый человек. Он написал такие картины, как: «Утро в сосновом лесу», «На северном диком», «Над набережной». Также очень известна его картина «Перед грозой». О ней хочется рассказать поподробнее.
На этой картине изображён небольшой луг и пруд, а также небольшой лесок. Глядя на картину, становится сразу понятно, что вот-вот начнётся гроза и дождь. В воздухе ощущается тревога. Художнику удалось этого достичь за счёт изображения неба таким темным.
На переднем плане изображена тропинка, которая ведёт к пруду. Видимо, сюда часто ходят купаться и ловить рыбу, но сейчас берег пуст. Можно увидеть белые полевые цветы, которые заполняют луг.
Нижняя часть картины светлая, трава даже кажется не зелёной, а жёлтой, это из-за яркого солнца. При переходе по картине вверх цвета становятся темнее.
Весьма странно и красиво на картине соединяются темные и светлые цвета.
Описание 3
Известные во всем мире картины Шишкина Ивана Ивановича, который своим живописным мастерством покорил сердца миллионов зрителей, закрепили ряд особенностей.
Эти характеристики коснулись и картины под названием «Перед грозой». Она пронизана ощущением слияния человека с природой. Все, что изобразил автор полотна, имеет реалистичный вид. Глядя на нее не покидает чувство сопричастности к происходящему.
Несмотря на название картины, которое предупреждает о нерадостном предстоящем явлении — наступающей грозе, глядя на нее возникает ощущение торжества природы над землей.
Первый план картины занимает луг, который рассекает на две части убегающая вправо песчаная тропинка. При этом она берет начало в луже, от которой видна лишь часть. Травянистая поверхность представляет разнообразие цветовых оттенков – от светлого желтого цвета, будто слегка выгоревшей на солнце травы, до зеленых листьев и полевых цветов. В центре картины расположен пруд. Его водная поверхность попадает под густые заросли кустарника и деревьев, растущих на противоположном берегу. Поэтому это место кажется очень темным и угрюмым.
За обрывистым берегом продолжается луговое пространство, в котором чередуются солнечные участки с теневыми. Задний план представлен лесной полосой. Половину полотна занимает небо, которое художник наделил разными оттенками синего цвета. Благодаря этому приему создается ощущение приближающейся грозы. Грозное небо будто напыжилось перед появлением раскатистого грома. Самые темные краски сгустились почти над головой наблюдателя.
Несмотря на подобную атмосферу, ощущение страха отсутствует. В голове возникают лишь мысли о том, что совсем скоро засверкает молния и раздастся череда раскатов грома. Когда гроза предстанет во всей своей красе, то душный воздух сменится чистой естественной прохладой. С неба польется дождь, освежая все вокруг.
Автор картины мастерски запечатлел необычайное затишье, которое обычно возникает перед таким явлением природы, как гроза. Нет ни одной живой души – ни людей с удочками, ни насекомых, птиц. Все они, предчувствуя порывы сильного ветра и видя изменения на небе, спрятались в надежные места.
Таким образом, данная работа показывает еще раз, что в природе существуют свои законы и ни один человек не может их изменить. Нужно лишь также как автор работы уметь находить для себя то, что может стать источником вдохновения, поднять настроение и внести в душу покой и гармонию.
По русскому языку
Другие темы: ← Зима↑ ШишкинСосны, освещенные солнцем →
`
И. И. Шишкин «Перед грозой» описание картины ( 1 фото )
Описание шедевра русского художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Иван Иванович Шишкин за свою жизнь написал немало замечательных пейзажей, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. Одной из картин, которая определённо заслуживает внимания зрителей и поклонников прекрасной живописи, является работа «Перед грозой». Картина была написана в 1884 году. Холст, масло. 110×150 см. Особого внимания данная картина заслуживает не только тем, что написана она очень красиво, с присущим Шишкину вниманием к деталям. Как художник, который чувствовал природу и был способен переносить её настроение на холст при помощи красок, он создал невероятно глубокое полотно, которое живёт своей собственной жизнью. Глядя на картину Ивана Шишкина, где показано состояние предгрозовой природы, понимаешь, почему именно этого художника чаще всего называют лучшим из лучших среди всех русских пейзажистов. Многие, посмотрев на картину И. И. Шишкина «Перед грозой», явственно вспомнят и ощутят то состояние природы, когда вот-вот разразиться гроза, с раскатистыми звуками грома и пугающей молнией, с проливным дождём и всепоглощающим шумом падающей с невообразимой высоты водой. Как правило, перед грозой вся природа замирает. Абсолютная тишина, ни одного дуновения ветерка, духота — всё это сопровождает преддверие грозы. Вся природа будто готовится к удару стихии. Такие моменты нередко называют «затишьем перед бурей». Этот момент, который художник просто не мог не отметить, он и смог запечатлеть на своей картине. На картине можно увидеть затихшую перед грозой природу. На русские просторы опустились предгрозовые сумерки. Густые тучи закрыли небо, так что кажется, будто наступает ночь, однако проблески между тучами, которые освещают часть поляны, показывают, что перед нами летний день. Картина чётко разделена на две части. Нижняя часть — зелёные просторы, и верхняя часть — тёмно-синее небо. Вдали пейзаж размыт расплывчатой дымкой — там уже идёт проливной дождь. Картина с пасмурной погодой получилась очень колоритная и выразительная. Реалистичности художник добился ещё и тем, что очень тщательно подошёл к прорисовке деталей. Здесь Шишкин скрупулёзно прорисовал мельчайшие травинки, листики и цветочки, что создаёт ощущение максимальной натуральности происходящего. Тишина здесь не просто умиротворённая, но несколько настороженная. Всё готовится к буйству стихии, когда тишина и духота будет повержена сплошной стеной дождя, ветром, раскатами грома, а вместе с этим свежестью и обновлением природы.
Материал взят: Тут
Популярные сочинения
- Сочинение Мое отношение к Молчалину для 9 класса
Грибоедов написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Горе от ума». Оно относится к жанру комедии. Все события происходили примерно в девятнадцатом веке - Сочинение Андрей Штольц в романе Обломов (Образ и характеристика) Гончарова 10 класс
Андрей Штольц — друг Ильи Ильича Обломова, герой романа «Обломов» Ивана Гончарова. - Сочинение по рассказу Муму Тургенева 5 класс
Сюжет построен вокруг проблемы крепостного права. Автор как будто бросает вызов крепостному праву. А сами события происходят в русской деревни.
Автор На чтение 22 мин. Просмотров 8 Опубликовано
Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.
Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.
Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.
Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.
Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.
Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского». Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1860;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1864.</label>
(новая вкладка)
Автор: · Опубликовано 16.01.2020 · Обновлено 16.01.2020
(455 слов) С XIX века вокруг “Грозы” ведутся споры. Обсуждают созданные Островским образы и поднятые проблемы, значение пьесы для литературы. И раз за разом ее ставят на сцене и адаптируют — количество театральных постановок, опер, фильмов по сюжету “Грозы” поражает. Разумеется, в драме продумано все: персонажи диалоги, название. Именно оно вызывает особенный интерес.
Островский играет со значением слова. С одной стороны, гроза — это природный феномен. Она начинается в первом действии и набирает силу вплоть до четвертого. Ее с ужасом ждет почти весь город, видя в грозе опасность и даже наказание свыше. Спокойным остается только Кулигин, для него это обычное погодное явление, лишенное сакральных смыслов. Гроза в пьесе играет особую роль. Она влияет на состояние героев — особенно Катерины, которая становится все более беспокойной — и двигает сюжет, внося движение в жизнь Калинова, застойного “темного царства”.
С другой стороны, гроза — многозначный символ. В первую очередь, символ нарастающего конфликта. Первые еще тихие и отдаленные раскаты грома слышны почти сразу после разговора Катерины и Варвары, где первая намекает собеседнице на новую тайную любовь. Они предвещают последующие перипетии сюжета. Гроза появляется вновь в четвертом действии, и становится все сильнее по мере того, как читатель приближается к кульминации. И, наконец, достигает пика в моменте признания Катерины в измене. Она является и символом приближающегося падения и гибели Катерины. Гроза — отождествление опасности, приближающейся и, наконец, нависающей прямо над ней.
Она — отражение характеров героев. Кабанихи, грозной, шумной и неустанно бранящей всех женщины. Она похожа на разбушевавшуюся стихию, не просто так Тихон даже сравнивает ее и созданную ей обстановку в доме с грозой. Дикого, жаждущего того, чтобы окружающие боялись его и представляющего реальную угрозу. И Катерины, состояние которой хорошо отражено поведением стихии. Ее нарастающее беспокойство и нервозность сопряжены с усилением грома, а моменты счастья с Борисом, наоборот, с хорошей погодой.
Наконец, грозу можно воспринимать как метафору. Метафорическая гроза бушует в семье Кабанихи. Обстановка неспокойная: Тихон уезжает из дома на две недели, чтобы над ним не нависала “гроза” матери. Катерина находит любовь и запускает череду драматических событий. Гроза и в семье Бориса, который вынужден терпеть агрессивного дядю, чтобы получить наследство. И для самого Дикого, который вынужден отдать племяннику часть достатка. Гроза и в самом Калинове, застрявшем в прошлом, где постепенно появляются непосредственные и перспективные люди. Наконец, гроза в душах многих героев, которые переживают трудности и справляются со стрессом, ищут единственно правильное решение окруживших их проблем: общественного порицания, измены, запретной любви, наследства и многого другого.
Название пьесы Островского нельзя трактовать однозначно. “Гроза”, несмотря на лаконичность, сложное название, имеющее много смыслов. В “грозе” заключены и внутренние переживания героев, и намеки на грядущие изменения в их жизни, и социальные изменения, и неумолимая стихия, которая эти изменения вносит. С каждым новым прочтением, обнаруживаются новые смыслы и метафоры, порой непонятные и неоднозначные. Поэтому истинный смысл и смыслы названия этой пьесы будут предметом интереса еще долго.
Автор: Мария Кривоченко
А. Островский — великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не все коту Масленица», «Бесприданница» — произведения А. Островского составят весьма большой список.
Самая известная драма Островского — «Гроза». Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал «Грозу» грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.
Краткое содержание драмы «Гроза»
«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.
Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.
Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.
Читайте также: «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме
Почему Островский назвал пьесу «Гроза»?
Появление пьесы Островского » Гроза » вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих пор. Один из важнейших вопросов, который тревожит многих и современных критиков: «Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?».
Это очень интересный вопрос и для меня. На самом деле, случайно ли название пьесы именно «Гроза». » Ведь большинство других пьес А. Н. Островского соответствуют тому, что происходит в произведениях: «Не в свои сани не садись», «Доходное место», » Бесприданница
«, «Бедная невеста» и многое другое. Но стоит отметить, что Островский написал пьесу «Гроза» в 1960 году, за год до проведения «Великой реформы» направленной на отмену крепостного права в России, возникшую во многом из-за назревающей революции крестьян.
Именно поэтому название пьесы «Гроза» несет в себе более глубокую смысловую нагрузку, нежели просто явление природы.
В данной пьесе природное явление — гроза — стало катализатором, символом страха и проявлением отношения человека к обществу. И читатель видит, что абсолютно по-разному персонажи пьесы относятся к данному природному
явлению. К примеру, Кулибин — умный, самодостаточный человек, трезво оценивающий обстановку.
Он думает, как сделать громоотвод, чтобы не случилось беды.
Кабаниха и Дикой держат мир в повиновении, страхе. На тот случай, если их ослушаются, перестанут подчиняться, они используют наказание молнией, как Божьей карой. «Гроза-то нам в наказание посылается», — говорит Дикой. Громоотвод для него как символ неповиновения, а это ему не нужно.
Гроза идет в конце первого действия. Сумасшедшая старуха предрекает беду. Варвара смеется над кликушеством старухи. Она, как и Кулибин, прочно стоит на земле. Не перечит, но и не живет по чужим законам.
Может быть, она и несколько безрассудна по молодости, сбегает с Кудряшом из дома. Но она сильная, она выплывет.
А как на грозу реагирует Катерина? Говорит: «Боюсь до смерти».
Грозу, как сложное природной явление надо понять и принять. Но этого Катерина не понимает и не принимает. О существовании громоотводов она не знает — в прямом и, главное, в переносном смысле этого слова.
Жить с этими жизненными катаклизмами для нее невозможно. Поэтому суицид закономерен. Лгать, изворачиваться, хитрить, как Варвара, она не умеет, а жить в страхе и одиночестве дальше не может.
Поэтому и выходит, что и в этой пьесе Островский обо всем произведении говорит в своем названии.
Гроза в душе Катерины
Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.
Читайте также: Пример итогового сочинения по литературе на тему: «Родители и дети».
Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.
Сочинение: Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?
(455 слов) С XIX века вокруг “Грозы” ведутся споры. Обсуждают созданные Островским образы и поднятые проблемы, значение пьесы для литературы. И раз за разом ее ставят на сцене и адаптируют — количество театральных постановок, опер, фильмов по сюжету “Грозы” поражает. Разумеется, в драме продумано все: персонажи диалоги, название. Именно оно вызывает особенный интерес.
Островский играет со значением слова. С одной стороны, гроза — это природный феномен. Она начинается в первом действии и набирает силу вплоть до четвертого. Ее с ужасом ждет почти весь город, видя в грозе опасность и даже наказание свыше. Спокойным остается только Кулигин, для него это обычное погодное явление, лишенное сакральных смыслов. Гроза в пьесе играет особую роль. Она влияет на состояние героев — особенно Катерины, которая становится все более беспокойной — и двигает сюжет, внося движение в жизнь Калинова, застойного “темного царства”.
С другой стороны, гроза — многозначный символ. В первую очередь, символ нарастающего конфликта. Первые еще тихие и отдаленные раскаты грома слышны почти сразу после разговора Катерины и Варвары, где первая намекает собеседнице на новую тайную любовь. Они предвещают последующие перипетии сюжета. Гроза появляется вновь в четвертом действии, и становится все сильнее по мере того, как читатель приближается к кульминации. И, наконец, достигает пика в моменте признания Катерины в измене. Она является и символом приближающегося падения и гибели Катерины. Гроза — отождествление опасности, приближающейся и, наконец, нависающей прямо над ней.
Она — отражение характеров героев. Кабанихи, грозной, шумной и неустанно бранящей всех женщины. Она похожа на разбушевавшуюся стихию, не просто так Тихон даже сравнивает ее и созданную ей обстановку в доме с грозой. Дикого, жаждущего того, чтобы окружающие боялись его и представляющего реальную угрозу. И Катерины, состояние которой хорошо отражено поведением стихии. Ее нарастающее беспокойство и нервозность сопряжены с усилением грома, а моменты счастья с Борисом, наоборот, с хорошей погодой.
Наконец, грозу можно воспринимать как метафору. Метафорическая гроза бушует в семье Кабанихи. Обстановка неспокойная: Тихон уезжает из дома на две недели, чтобы над ним не нависала “гроза” матери. Катерина находит любовь и запускает череду драматических событий. Гроза и в семье Бориса, который вынужден терпеть агрессивного дядю, чтобы получить наследство. И для самого Дикого, который вынужден отдать племяннику часть достатка. Гроза и в самом Калинове, застрявшем в прошлом, где постепенно появляются непосредственные и перспективные люди. Наконец, гроза в душах многих героев, которые переживают трудности и справляются со стрессом, ищут единственно правильное решение окруживших их проблем: общественного порицания, измены, запретной любви, наследства и многого другого.
Название пьесы Островского нельзя трактовать однозначно. “Гроза”, несмотря на лаконичность, сложное название, имеющее много смыслов. В “грозе” заключены и внутренние переживания героев, и намеки на грядущие изменения в их жизни, и социальные изменения, и неумолимая стихия, которая эти изменения вносит. С каждым новым прочтением, обнаруживаются новые смыслы и метафоры, порой непонятные и неоднозначные. Поэтому истинный смысл и смыслы названия этой пьесы будут предметом интереса еще долго.
Автор: Мария Кривоченко
Гроза для Кулигина
На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.
Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. «Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!» — бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение «Гроза», и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой». Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.
Почему Островский назвал драму «Гроза»
А. Н. Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма «Гроза». Она была написана в 1860 году — накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе. Хоть нам и кажется в начале драмы, что ее название связано с природным явлением (в конце первого действия хорошая погода внезапно сменяется надвигающейся грозой), но на самом деле в нем заложен более глубокий смысл. Впервые слово «гроза» употребляется в сцене прощания с Тихоном: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», — поучает Дикой Куличика. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». Один лишь механик — самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста — громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Идейным стержнем пьесы является вечный конфликт между «хозяевами жизни», представляющими «темное царство самодержавно-крепостнического деспотизма», и их подчиненными, т. е. простыми крепостными. И сама борьба между этими двумя противоположностями похожа на грозу. Чтобы более полно представить это, вспомним, как все происходит в природе: солнце внезапно закрывает грозовая черная туча, становится темно, налетает сильный ветер, который клонит все к земле. Начинается сильный дождь, неожиданно сверкают молнии и долетают раскаты грома. Подобно этому, развиваются события и в драме. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу: она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Это как раскат грома после продолжительного назревания. Даже в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как в грозе. В заключение можно сказать, что образ грозы у всех писателей ассоциируется с образом больших перемен (вскоре после выхода драмы происходит знаменитая отмена крепостного права). Поэтому Островский уже в названии хотел заложить надежду на перемены к лучшему.
Гроза для самодуров
При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.
Популярные сочинения
В творческом арсенале А.Н. Островского можно найти много пьес, которые популярны до сих пор. По их мотивам и сценариям ставят представления в театрах, их показывают по телевизору. Самой популярной его работой стала пьеса «Гроза». Она была написана накануне отмены крепостного права, поэтому, и затрагивала самые критичные момент общественной жизни того времени. В начале прочтения пьесы название ассоциируется у читателя с обычным явлением природы, когда в описании мы видим, как хорошая погода внезапно меняется на плохую. Но, А.Н. Островский вложил в название своей работы глубокий смысл. Гроза сравнивалась с божьим гневом за грехи человеческие.
Большинство жителей Калинова были религиозными и набожными, поэтому считали, что гроза, это наказание за земные грехи. Со стороны Тихона, гроза отожествляется с постоянным угнетением Кабанихи, которая и продохнуть ему не давала. Уезжая на две недели из усадьбы, он говорил о том, что в это время никакой грозы над ним не будет. Только лишь Кулигин считает грозу обычным природным явлением. Он знает, что побороть ее можно простой тростью – громоотводом. Он надсмехается над жителями Калинова и доказывает всем, что гроза совершенно безопасна. С образом грозы можно сравнить те общественные отношения, которые сложились в городе в то время. Постоянные стычки «темного царства» и их подчиненных подобны этому природному явлению. Все хорошее, солнечное, затмевается темными, жестокими и своенравными самодурами. Между ними происходит конфликт, который и приводит к трагической развязке. Самоубийство Катерины подобно раскату молнии, который пронесся над городом. Он знаменует начало нового века, бунт подчиненных и постепенное свержение черствых и жестоких самодуров. Именно гроза является образом перемен, которые нависли над Россией в то время.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»</li>Быт и нравы города Калинова (по пьесе Островского «Гроза»)</li>
А. Островский — великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Не все коту Масленица», «Бесприданница» — произведения А. Островского составят весьма большой список.
Самая известная драма Островского — «Гроза». Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал «Грозу» грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.
Краткое содержание драмы «Гроза»
«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.
Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.
Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.
Гроза в душе Катерины
Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.
Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.
Гроза для Кулигина
На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.
Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. «Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!» — бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение «Гроза», и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой». Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.
Гроза для самодуров
При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.
Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.
Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smysl-nazvaniya-pesy.html
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/pochemu-ostrovskij-nazval-svoyu-pesu-groza/
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/pochemu-groza-eto-drama.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/pochemu_ostrovskiy_nazval_piesu_groza.html
- https://fb.ru/article/182206/pesa-a-ostrovskogo-groza-pochemu-ostrovskiy-nazval-grozu-grozoy