Сочинение на тему плач ярославны слово о полку игореве 9 класс

Сочиненияпо литературедругиеанализ эпизода плач ярославныслово о полку игореве известный литературный памятник древней руси, в котором автор рассказывает о неудачном
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ эпизода Плач Ярославны

«Слово о полку Игореве» — известный литературный памятник Древней Руси, в котором автор рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в конце XII века.

Одной из частей поэмы является «Плач Ярославны», которая описывает минуту скорби жены Игоря — Ярославны, о неудачном походе князя и его гибели во время него. Эта часть поэмы признана одной из лучших. Ярославна выступает образом, символом вечной любви к мужу.

Образ Ярославны являет собой семью, дом, бережное отношение к мужу, тоску по нему, ведь князь Игорь может погибнуть от вражеской руки в любое мгновение. Неизвестный автор обращает внимание, насколько Ярославна верна своему чувству, ведь она готова стать птицей, чтобы преодолеть расстояние и стать рядом с любимым. Этот прием обращения в животных, птиц, вообще присущ русскому фольклору.

Само действие в поэме происходит после принятия Русью христианства, но традиции язычества еще имеют место быть. Это можно проследить еще в таких действиях, как: Игорь увидел черную тень над русским войском и усомнился в правильности своих действий.

Еще один пример: Ярослава обращается к солнцу, реке, ветру, ища утешения. Она ведет с ними беседу, то прося о помощи, то, наоборот, обвиняя в равнодушии. Одновременно с этим читатель понимает, насколько прекрасна и бескрайняя Русь, ведь писатель не один раз описывает красоту и мощь русской земли.

Во время своей лирической песни Ярославна олицетворяет собой всю русскую землю и всех ее жителей. Она страдает и сопереживает за всю Русь, но в то же время в ее словах проскальзывает надежда на благополучный исход и на светлое будущее.

Вся песня Ярославны пронизана любовью и нежностью к князю Игорю и надеждой на возвращение его с войском домой. И судьба благосклонна к героям. За настоящие светлые чувства и веру Ярославны она вознаграждает княжну. Игорю удается сбежать из плена, силы Ярославны несут его к родному дому.

Именно поэтому плач Ярославны является одной из самых главных сюжетных составляющих. Именно образ Ярославны олицетворяет собой всеобщую народную скорбь, но также и веру в лучшее. Ярославна в поэме «Слово о полку Игореве» — это сила, основа, на которой утверждается идея созидания и мира.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, они складываются в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядные события. Заклинание связано с содержанием. Женщина просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится ее судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи женщины.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несет особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, теплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Реальная Ярославна

Литературная Ярославна значительно перевешивает Ярославну историческую. В реальности это была самая обыкновенная княжеская жена, которая делала всё то, что и положено делать княжеской жене. Жизнь женщины в Средневековье — штука вообще очень скучная, и завязана она на домоседстве. Знатных женщин принято было держать взаперти. Сначала за это отвечали отцы, позже — мужья. Ярославна не водила в бой армии, не принимала важных политических решений, не выносила израненного мужа из осаждённой крепости, не ходила в походы, не выкупала родственников из плена, не науськивала сыновей на их папу, не вела переписки с великими современниками, и не факт, что вообще умела писать.


Опера «Князь Игорь». Москва, Большой театр, 1981 год. («Дилетант»)

Короче говоря, наша героиня сидела дома и рожала детей. В браке с Игорем у неё было пятеро сыновей и одна дочь. История эта тоже довольно грустная. Четверо сыновей ввязались в крайне запутанный конфликт в Галицкой земле, учинили там кровавые репрессии и в конце концов заплатили за свои зверства сполна: в 1211 году галицкие бояре подняли бунт, захватили Игоревичей и всех их разом повесили.

Дожила ли до этого момента Ярославна? Мы не знаем даже этого. Нет точных данных о дате её смерти, да и о дате рождения сведения весьма противоречивые. Княгиня новгород-северская не совершила ничего такого, что запомнилось бы летописцам.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения женщины к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Ученые сосчитали и перечислили все употребленные в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слез одной женщины автор переходит к горю жен, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забралах городской крепости, охраняющей Путивль. Кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для женщины, она протекает через княжество ее отца. Полет женщины мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать ее и помочь мужу.

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Женщина спрашивает природную стихию, почему она изменила свое отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославна «Слово о полку Игореве» интересен силой женской души. Она как птица не боится ветра. Он развевает ее крылья, разносит мысли, но нет в нем жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения Иванова
    Знаменитая в кругах религиозных людей работа под длинным названием сотворена знаменитым художником Ивановым. На полотне изображено всего два героя: Мария Магдалина и, собственно говоря, Иисус Христос.
  • Сочинение Гринев и Пугачев для 8 класса
    Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв являются главными действующими персонажами романа «Капитанская дочка», написанного Александром Сергеевичем Пушкиным.
  • Сочинение по картине Проселок Саврасова (3-7 класс)
    Алексей Кондратьевич Саврасов считается русским живописцем, основоположником символистского пейзажа настроения в русской живописи. Этот художник написал много прекраснейших картин

Значение природы

В плаче природа – это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льется над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не дает возможности автор отвлечься от речи женщины. Природа как магнит притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач женщины не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет ту же силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

Плач Ярославны: аргументы для эссе, сочинения

Литературное открытие по праву получило статус исторического памятника и привлекло огромное внимание русского общества. Автор в полной мере раскрывает отношение народа Руси к бурным историческим событиям. В тексте просматриваются эмоции писателя и его оценочные заключения. Драматизм и героизм героев вызывают интерес у читателя.

Произведение отображает события о провалившемся походе князя Игоря Святославовича против половцев. Русский князь, наполненный ощущением воинской чести, стремится доказать всем русским князьям свою значимость. Войско терпит поражение, и Игорь попадает в плен. Причиной неудач становится ошибочная тактика князя. Перед наступлением необходимо было объединить силы. Полководцу не хватило мудрости для принятия правильного решения.


Плач Ярославны

  • В сюжете рукописи акцентируется внимание на отсутствии взаимопонимания между князьями. Преодолеть врага гораздо легче общими усилиями. Отсутствие единения – главная причина неудач полка князя Игоря. Мнение автора о князьях меняется. С одной стороны, он видит в них защитников родины, с другой осуждает за постоянные раздоры и раздробленность.
  • В произведении подчеркиваются как положительные мужские черты, так и отрицательные. Женские образы пропитаны лаской и нежностью. Женщины живут своей семьей и заботой о доме. Именно поэтому именно в женский образ заложено народное начало.
  • Поэма разделена на несколько эпизодов, каждый из которых является неотъемлемой частью исторических событий. Каждая часть предвещает последующие шаги.
  • Исторические образы произведения описаны кратко, но очень выразительно. Все персонажи имеют свой неповторимый характер. Удачно подобранные эпитеты в полной мере раскрывают сущность каждого.

Глубокий смысл заключен в эпизоде «Плач Ярославны». Содержание этой части придает эмоциональный окрас всему произведению. Эпизод разбавляет многочисленные описания походов на Руси. Возвращает читателя к повседневной жизни обычных семей. Именно плач Ярославны отображает отношение автора к происходящим событиям. Страдания одной девушки передают чувства всей русской земли. Поражение князя Игоря отложило огромный отпечаток на историю народа. Душевное обращение Ярославны объединяет ее личное горе с жизнью всего народа. Ее разлука с мужем становится трагедией для всей Руси.


Образ

  • С помощью образа Ярославны затрагивается тема дома и семьи. В то время, как полководцы противостоят смертельной опасности, верные жены, охваченные переживаниями, с нетерпением ждут их домой. Русским женщинам нужно было выдержать множество испытаний, поэтому их судьбы не легче участи воинов.
  • Ярославне сложно справиться с собственным волнением. Она мечтает обрести крылья и поскорее оказаться рядом с любящим мужем. Ей хочется поддержать его морально и залечить его раны. Автор несколько раз использует сравнение девушки с кукушкой. С помощью этой птицы акцентируется внимание на трагичности происходящих событий. Кукушка упоминается во многих народных приметах и обрядах, олицетворяя вдовство, боль и отчаяние.
  • Перевоплощение героев в птиц и животных является приемом фольклорного творчества. Жертвенный и преданный образ Ярославны отразился на многих произведениях русской литературы. Она стала основой героинь Толстого, Пушкина и других известных писателей.
  • Ярославна обращается за помощью к силам природы. Она пытается помочь реализовать бегство князя из плена половцев. Плач Ярославны напоминает лирическое пение: «Над широким берегом Дуная, над великой Галицкой землей плачет, из Путивля долетая, голос Ярославны молодой…». Ее печаль наполнена нежностью и надеждой. Девушка обращается к сиянию солнца, к порыву ветра, к течению реки, словно к живым людям. Она называет Днепр славным, солнце светлым и родным, ветер – милым другом.
  • Ее слова звучат как молитвенное заклинание. Ласковые речи сменяются на обидчивые обвинения. Ярославна просит сменить жестокость на милость. Она как будто заговаривает силы природы. Она обращается к высшим силам, призывает к их могущественности. Находясь в отчаянии, Ярославна цепляется за последнюю надежду. Она вымаливает жизнь для своего мужа у духов природы. Обвиняет языческих богов-покровителей в том, что они не уберегли князя Игоря, не оказали помощи военному полку.
  • Душевный порыв любящей жены становится спасением для Игоря. Несмотря на то, что она не в силах помочь своему мужу, Ярославна не желает оставаться в стороне. Ее плач и настоятельное обращение притягивают желаемые события. Ее решительность и настойчивость показывает силу русских женщин.
  • Образ княгини собирательный. Он рассказывает не о конкретном человеке, а передает черты покинутых матерей, сестер и жен, страдающих от бесконечных войн. Их любовь и страдание стали неотъемлемым участником в битвах за русскую землю. Женская поддержка помогала обрести верный путь, познать мудрость и принять правильные решения.


Собирательный образ
Плач Ярославны Заболоцкий описывает с помощью разнообразных художественных уловок – яркие сравнения, олицетворение природных явлений, собственные высказывания для подогрева эмоций. На протяжении всего произведения природа сопровождает человека и в радости, и в печали. К одним героям она проявляет благосклонность, к другим ярость.

Для мирных жителей солнце излучает тепло и красоту. Воинов изнуряют солнечные лучи и приводят к жажде: «в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло». Природные стихии тесно переплетены с человеческими судьбами. С помощью такого единства подчеркивается драматизм происходящих событий. Перед началом похода воины наблюдают солнечное затмение. Природа дает знак о предстоящей неудаче. Поход сопровождается тревожными звуками животных, солнце покрыто тучами, над морем гремит гроза, в реках мутная вода. Деревья, животные и птицы выполняют роль сказочных образов. Все эти явления передают психологическое и эмоциональное состояние народа.

В эпизоде Плач Ярославны автор описывает красивые пейзажи России. Подчеркивает ее безграничные просторы. Отрезок произведения с плачем Ярославны отмечен многими критиками, как красочный и возвышенный эпизод. В женском монологе перед глазами читателя предстают необъятные просторы природы. Ветер развивает слова Ярославны и помогает перенести их на дальние расстояния. Река переносит в своих водах девичьи слезы и становится гранью между жизнью и смертью. Светлое солнце протягивает к ней свои лучи и является источником жизни. Каждый элемент природы выступает как самостоятельное действующее лицо, с которым можно разговаривать на равных. Ярославна изливает свою печаль о погибших и раневых воинах. В ее обращении озвучена молитва всего народа.

Безграничная любовь вознаграждена по заслугам. Волею судьбы князю Игорю удается бежать и воссоединиться со своей семьей. Природные стихии направляют его. Неведомая сила помогает в пути – словно Господь с неба указывает князю правильную и светлую дорогу. Возвращение князя дает надежду всему народу на светлое будущее. Эпизод с Ярославной отображает человечность автора. На протяжении всего произведения просматривается повышенное внимание к душевным страданиям героев.

Именно через монолог княгини выражены неподдельные переживания писателя. Прежде всего «Слово о полку Игореве» посвящено Русской земле. С помощью литературных приемом мы имеем возможность в полной мере ощутить бескрайние просторы Руси и прочувствовать состояние всей русской земли. Плач Ярославны изображен на нескольких картинах великих художников.


Ярославна

Одна из удачных работ – картина Василия Григорьевича Перова. Он изображает княгиню с лицом, обращенным к небу. Ее отчаянная молитва отображена на фоне синевато-розового горизонта. В небе кружат встревоженные птицы. Природа наполнена тревожностью. Художнику удалось передать отчаяние, тревогу и надежду во взгляде героини. Перов живописно отобразили искренние чувства княгини.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, они складываются в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядные события. Заклинание связано с содержанием. Женщина просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится ее судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи женщины.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несет особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, теплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Плач Ярославны: аргументы для эссе, сочинения

Литературное открытие по праву получило статус исторического памятника и привлекло огромное внимание русского общества. Автор в полной мере раскрывает отношение народа Руси к бурным историческим событиям. В тексте просматриваются эмоции писателя и его оценочные заключения. Драматизм и героизм героев вызывают интерес у читателя.

Произведение отображает события о провалившемся походе князя Игоря Святославовича против половцев. Русский князь, наполненный ощущением воинской чести, стремится доказать всем русским князьям свою значимость. Войско терпит поражение, и Игорь попадает в плен. Причиной неудач становится ошибочная тактика князя. Перед наступлением необходимо было объединить силы. Полководцу не хватило мудрости для принятия правильного решения.


Плач Ярославны

  • В сюжете рукописи акцентируется внимание на отсутствии взаимопонимания между князьями. Преодолеть врага гораздо легче общими усилиями. Отсутствие единения – главная причина неудач полка князя Игоря. Мнение автора о князьях меняется. С одной стороны, он видит в них защитников родины, с другой осуждает за постоянные раздоры и раздробленность.
  • В произведении подчеркиваются как положительные мужские черты, так и отрицательные. Женские образы пропитаны лаской и нежностью. Женщины живут своей семьей и заботой о доме. Именно поэтому именно в женский образ заложено народное начало.
  • Поэма разделена на несколько эпизодов, каждый из которых является неотъемлемой частью исторических событий. Каждая часть предвещает последующие шаги.
  • Исторические образы произведения описаны кратко, но очень выразительно. Все персонажи имеют свой неповторимый характер. Удачно подобранные эпитеты в полной мере раскрывают сущность каждого.

Глубокий смысл заключен в эпизоде «Плач Ярославны». Содержание этой части придает эмоциональный окрас всему произведению. Эпизод разбавляет многочисленные описания походов на Руси. Возвращает читателя к повседневной жизни обычных семей. Именно плач Ярославны отображает отношение автора к происходящим событиям. Страдания одной девушки передают чувства всей русской земли. Поражение князя Игоря отложило огромный отпечаток на историю народа. Душевное обращение Ярославны объединяет ее личное горе с жизнью всего народа. Ее разлука с мужем становится трагедией для всей Руси.


Образ

  • С помощью образа Ярославны затрагивается тема дома и семьи. В то время, как полководцы противостоят смертельной опасности, верные жены, охваченные переживаниями, с нетерпением ждут их домой. Русским женщинам нужно было выдержать множество испытаний, поэтому их судьбы не легче участи воинов.
  • Ярославне сложно справиться с собственным волнением. Она мечтает обрести крылья и поскорее оказаться рядом с любящим мужем. Ей хочется поддержать его морально и залечить его раны. Автор несколько раз использует сравнение девушки с кукушкой. С помощью этой птицы акцентируется внимание на трагичности происходящих событий. Кукушка упоминается во многих народных приметах и обрядах, олицетворяя вдовство, боль и отчаяние.
  • Перевоплощение героев в птиц и животных является приемом фольклорного творчества. Жертвенный и преданный образ Ярославны отразился на многих произведениях русской литературы. Она стала основой героинь Толстого, Пушкина и других известных писателей.
  • Ярославна обращается за помощью к силам природы. Она пытается помочь реализовать бегство князя из плена половцев. Плач Ярославны напоминает лирическое пение: «Над широким берегом Дуная, над великой Галицкой землей плачет, из Путивля долетая, голос Ярославны молодой…». Ее печаль наполнена нежностью и надеждой. Девушка обращается к сиянию солнца, к порыву ветра, к течению реки, словно к живым людям. Она называет Днепр славным, солнце светлым и родным, ветер – милым другом.
  • Ее слова звучат как молитвенное заклинание. Ласковые речи сменяются на обидчивые обвинения. Ярославна просит сменить жестокость на милость. Она как будто заговаривает силы природы. Она обращается к высшим силам, призывает к их могущественности. Находясь в отчаянии, Ярославна цепляется за последнюю надежду. Она вымаливает жизнь для своего мужа у духов природы. Обвиняет языческих богов-покровителей в том, что они не уберегли князя Игоря, не оказали помощи военному полку.
  • Душевный порыв любящей жены становится спасением для Игоря. Несмотря на то, что она не в силах помочь своему мужу, Ярославна не желает оставаться в стороне. Ее плач и настоятельное обращение притягивают желаемые события. Ее решительность и настойчивость показывает силу русских женщин.
  • Образ княгини собирательный. Он рассказывает не о конкретном человеке, а передает черты покинутых матерей, сестер и жен, страдающих от бесконечных войн. Их любовь и страдание стали неотъемлемым участником в битвах за русскую землю. Женская поддержка помогала обрести верный путь, познать мудрость и принять правильные решения.


Собирательный образ
Плач Ярославны Заболоцкий описывает с помощью разнообразных художественных уловок – яркие сравнения, олицетворение природных явлений, собственные высказывания для подогрева эмоций. На протяжении всего произведения природа сопровождает человека и в радости, и в печали. К одним героям она проявляет благосклонность, к другим ярость.

Для мирных жителей солнце излучает тепло и красоту. Воинов изнуряют солнечные лучи и приводят к жажде: «в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло». Природные стихии тесно переплетены с человеческими судьбами. С помощью такого единства подчеркивается драматизм происходящих событий. Перед началом похода воины наблюдают солнечное затмение. Природа дает знак о предстоящей неудаче. Поход сопровождается тревожными звуками животных, солнце покрыто тучами, над морем гремит гроза, в реках мутная вода. Деревья, животные и птицы выполняют роль сказочных образов. Все эти явления передают психологическое и эмоциональное состояние народа.

В эпизоде Плач Ярославны автор описывает красивые пейзажи России. Подчеркивает ее безграничные просторы. Отрезок произведения с плачем Ярославны отмечен многими критиками, как красочный и возвышенный эпизод. В женском монологе перед глазами читателя предстают необъятные просторы природы. Ветер развивает слова Ярославны и помогает перенести их на дальние расстояния. Река переносит в своих водах девичьи слезы и становится гранью между жизнью и смертью. Светлое солнце протягивает к ней свои лучи и является источником жизни. Каждый элемент природы выступает как самостоятельное действующее лицо, с которым можно разговаривать на равных. Ярославна изливает свою печаль о погибших и раневых воинах. В ее обращении озвучена молитва всего народа.

Безграничная любовь вознаграждена по заслугам. Волею судьбы князю Игорю удается бежать и воссоединиться со своей семьей. Природные стихии направляют его. Неведомая сила помогает в пути – словно Господь с неба указывает князю правильную и светлую дорогу. Возвращение князя дает надежду всему народу на светлое будущее. Эпизод с Ярославной отображает человечность автора. На протяжении всего произведения просматривается повышенное внимание к душевным страданиям героев.

Именно через монолог княгини выражены неподдельные переживания писателя. Прежде всего «Слово о полку Игореве» посвящено Русской земле. С помощью литературных приемом мы имеем возможность в полной мере ощутить бескрайние просторы Руси и прочувствовать состояние всей русской земли. Плач Ярославны изображен на нескольких картинах великих художников.


Ярославна

Одна из удачных работ – картина Василия Григорьевича Перова. Он изображает княгиню с лицом, обращенным к небу. Ее отчаянная молитва отображена на фоне синевато-розового горизонта. В небе кружат встревоженные птицы. Природа наполнена тревожностью. Художнику удалось передать отчаяние, тревогу и надежду во взгляде героини. Перов живописно отобразили искренние чувства княгини.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения женщины к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Ученые сосчитали и перечислили все употребленные в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слез одной женщины автор переходит к горю жен, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач – это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забралах городской крепости, охраняющей Путивль. Кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай – родная река для женщины, она протекает через княжество ее отца. Полет женщины мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать ее и помочь мужу.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Женщина спрашивает природную стихию, почему она изменила свое отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославна «Слово о полку Игореве» интересен силой женской души. Она как птица не боится ветра. Он развевает ее крылья, разносит мысли, но нет в нем жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый актер
    Я думаю, что одним из самых лучших и талантливых актеров современности является Джонни Депп. Он один из моих любимых киноактеров. Мне нравится его талант и искусство перевоплощений
  • Сочинение Впервые в театре оперы и балета (6 класс)
    В театре я был достаточно давно. Примерно в третьем или четвёртом классе. Мы всем классом ездили в театр. Да не то, что классом, школой! Нам сказали одеться подобающе театру, а точнее нам сказали определённый образ
  • Сочинение Описание картины Родина Фельдмана для 9 класса
    Владимир Петрович Фельдман существенное количество своих полотен написал на военную тематику и одним из выдающихся его творений является картина Родина, которая предлагает

Значение природы

В плаче природа – это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льется над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не дает возможности автор отвлечься от речи женщины. Природа как магнит притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач женщины не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет ту же силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Краткое значение отрывка

Общее народное горе, воплощенное в плаче молодой княгини — главная мысль эпизода. Через него автор показывает не только терзания молодой Игоревой княгини, но и горе русского люда после неудачного воинского похода на половцев.

В отрывке присутствует описание обращения Ярославны к силам природы. Это воззвание присуще жанру песни, как произведению XII века. «Плач Ярославны» — это 6 букв: потеря. Но утрата не полная, а с надеждой на возвращение князя и возрождение мощи Руси.

Подробный анализ эпизода

В отрывке юная княгиня предстает в роли Ярославны, т. е. дочери Ярослава. В песни ее имя не упоминается. Такая черта характерна литературным текстам средневековой русской эпохи.

В произведении широко раскрываются следующие моменты:

  1. Значение и образ русской женщины в поэме.
  2. Обращение к силам природы и воспевание их красоты.
  3. Воззвание княгини к кукушке.

Последний элемент содержания произведения связан со сказочным мотивом: олицетворением кукушки как посредницы между мирами, настоящим и потусторонним. Способность переноситься с того света на этот дарована ей языческими богами. Птица внимает просьбе Ярославны, и приносит с реки Каялы живую и мертвую воду, чтобы омыть раны Игоря и заживить их.

В песне княгиня сравнивается со всеми женщинами Руси: самоотверженными, стойкими и любящими. В этом — ее и их сила. Она помогает Ярославне не плакать о горькой участи воинов и князя, проигравших половцам, а действовать — обратиться к природным силам.

Последние завуалировано соотносятся в тексте произведения с языческими древнерусскими божествами, которым в XII веке все еще поклоняются на Руси, несмотря на принятие христианства. Вот почему княгиня взывает именно к ветру, реке и Солнцу. Они всеведущие стихии, которыми в дохристианскую эпоху обладали Стрибог, Водяной и Даждьбог. К ним Ярославна обращается не в Ярославле или Новгород-Северском, где должна была дожидаться мужа, а в Путивле.

Ветер молодая женщина просит указать путь князю, прежде чем стихнуть, солнце — не обжигать лучами, Днепр — договориться с половецкими землями сохранить жизнь Игорю, укрыть его каменными горами, словно плащом.

Место, где князь встретился бы с женой после сражения, намеренно изменено автором. Это искажение имеет художественную цель. Оно приукрашивает поэму, и связывает 3 географические точки:

  • Путивль;
  • Дунай;
  • Каялу.

Эти места соединяют всю русскую землю общим горем — рекой Каялой, т. е. «рекой плача». Именно через них молитва княгини достигает князя от Путивля до Дуная, границы Руси, и помогает ему вернуться домой из плена.

Анализ “Золотого слова” Святослава из “Слова о полку Игореве”

  1. Кто такой Святослав
  2. Роль Святослава Всеволодовича в «Слове о полку Игореве»
  3. Почему слово Святослава названо Золотым
  4. Особенности «Золотого слова» и характеристика Святослава

Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени. Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.

Предлагаем вашему вниманию анализ “плача Ярославны” из произведения “Слово о полку Игореве”

Этот текст периода Киевской Руси помогает не только узнать о стихотворных особенностях того периода, но и узнать о различных социальных категориях, их функциях в обществе.

Одним из опорных моментов «Слова» является «Золотое слово» Ярослава.

Кто такой Святослав

Святослав Всеволодович, действующий в произведении, по факту, является исторической личностью. Годы его правления припадают на 1140–1194. Политическая деятельность Святослава Всеволодовича обозначена урегулированием отношений и борьбой с междоусобицами. В контексте общей политической и экономической ситуации результаты его правления были положительными, а достижения, хотя они и не избавляли от большинства проблем, все же были заметны.

В глазах народа он выглядел талантливым и перспективным деятелем.

Естественно, что в «Слове о полку» образ Святослава подвержен литературной обработке – некоторые его качества характера умышлено опоэтизированные – это позволяет с большей силой акцентировать на проблемах и целях эпоса.

Роль Святослава Всеволодовича в «Слове о полку Игореве»

Несмотря на то, что Святослав Всеволодович не принимает участие в военном походе, его роль в тексте неизменно важна. Автор отвел ему задание анализировать причины неудачи похода и общую ситуацию в княжествах.

Такой функции соответствует и возраст Святослава Всеволодовича. На момент повествования он опытный политический деятель и военный, обладающий значимыми достижениями в области ведения военных походов.

Почему слово Святослава названо Золотым

Слово Святослава в самом тексте не обозначено как Золотое. Такое символическое название фрагмент текста «Слова о полку…» получило исходя из его сути и содержания.

Такое обозначение речи киевского князя неслучайно.

Во-первых, такое название объясняется призывом Святослава воссоединиться ради блага Руси, как на внешнем поприще, так и на внутреннем.

Первоочередная задача – справиться со своими внешними врагами. Это вполне выполнимая задача, однако, для этого необходимо не только приложить значительные усилия, но и быть готовым принести свою жизнь в жертву. К сожалению, такое положение вещей неизбежно. С врагами невозможно будет договориться мирным путем – свою свободу и мир необходимо отстаивать военным путем, а в этом деле невозможно избежать жертв.

Вторая задача, пожалуй, еще более сложная. Князьям необходимо отказаться от своей алчности, желания властвовать и быть главнее всех. К сожалению, такая борьба с самим собой и своим внутренним естеством не всем по силам, поэтому эта задача кажется еще более трудной, но вполне осуществимой.

Во-вторых, в слове Святослава ярко прослеживается взаимосвязь мир-золото. Этот постулат фактически вытекает из необходимости объединения. Мир достается слишком дорогой ценой, это те вещи, к которым нельзя относиться пренебрежительно.

Другими словами, фразу о сравнении мира в качестве золота, невозможно воспринимать буквально, в ее значении сокрыт глубокий смысл о сложностях и драгоценностях мира.

Особенности Золотого слова и характеристика Святослава

В реальной жизни о Святославе Всеволодовиче отзываются как о человеке рассудительном, обладающим спокойным нравом. Такая же тенденция к характеристике Святослава сохраняется и в тексте «Слова».

Русские князья – Игорь Святославович, его сын Владимир и племянник Святослав отправились в военных поход против половцев без ведома Святослава Всеволодовича – киевского князя.

Князи были полны решительности и смелости, но это не помогло им победить врага. Впервые в истории русские князи были пленены половцами, а войска русичей беспощадно разбиты, осознание этого факта крайне негативно усиливает порицательную сторону Золотого слова.

В первую очередь проявляется его сердобольность – он искренне переживает за судьбу молодых людей, погибших и попавших в плен. Именно поэтому его слово смешано с горькими слезами. Святослав не думал, что князья способны на такой безрассудный поступок. Киевский князь называет такое действие «злом».

Святослав обозначает и причины, повлекшее трагедию общенародного масштаба – князьями руководствовало желание прославиться, добыть себе честь и почет, но при этом они не взирали на тактическую сторону их похода. Для боевой доблести было выбрано крайне неудачное время, к тому же силы их были неравны, что также крайне негативно сказалось на итогах похода. Князья не побеспокоились о том, чтобы продумать все мелочи их похода, поэтому навлекли беду на седые волосы киевского князя – Святослава.

Святослав вспоминает своих предшественников, теплые воспоминания об их былой славе и доблести вызывают восхищение. Киевский князь считает, что это результат искренней доблести и желания обеспечить безопасность и счастье своего народа. Потом киевский князь обращается с призывом объединиться между собой. Важно забыть все обиды друг на друга, лишиться чувства корысти, прекратить междоусобицы. Только таким образом можно добиться победы. Князья должны думать о благополучии своей Родины, а не о личных благах или победах.

Святослав видит в поражении Игоря повод для объединения. В его понимании все князья должны последовать этой цели.

Таким образом, Золотое слово Святослава выполняет значимую функцию в тексте. Киевский князь в своем обращении анализирует поход князей против внешнего врага, причины их неудачи, указывает на правильный подход к борьбе против врагов. Святослав показан в качестве мудрого правителя, который относиться ко всем князям с отцовской любовью, он огорчен их поступком, но не злится на них, а в мягкой форме обличает их желание к славе.

Песнь как древнерусский памятник литературы

Произведение носит жанр плача — обрядовой жалобной песни с обережными словами. В тексте они представлены в виде молитвы (заговора).

Поэма была написана в 1185 году, вскоре после неудачного похода князя Игоря на половцев. Оригинальный язык песни — древнеславянский, без знаков препинания и разделения слов, т. е. слитный. В этом заключается ценность «Плача», как одного из редких памятников того времени, дошедших до нашего времени. По этим остаткам древнерусской культуры можно узнать, какой тип письма люди использовали в XII веке, что за жизнь у них была.

К современному виду текст песни привели писатели В. А. Жуковский и Н. А. Заболоцкий. Их перевод максимально близок к оригиналу, с учетом архаичного языка песни, и даже используется при постановке балета.

Для учеников 5−11 класса написать сочинение на тему «Плач Ярославны» означает знакомство с ценным памятником древнерусской литературы и истории. Чтобы закрепить полученные знания, им рекомендуется учить отрывок наизусть.

Вариант 2

Характеристика Ярославны

Характеристика Ярославны в «Слове о полку Игореве» имеет большое значение, потому что она является одним из центральных персонажей знаменитого произведения. В её лице автор воплотил идеал русской женщины 12 века, верящей в отвагу и мудрость своего народа, который отстаивает собственную свободу и независимость.

В основе сюжета одного из самых древнейших памятников русской литературы лежит неудачный поход князя Игоря против половцев. Его дружина потерпела поражение, причиной которого стало не только вражеское превосходство, а и внутренние междоусобицы, разобщающие народ. Третья часть «Слова о полку Игореве» самая печальная и скорбная часть всего произведения. Она начинается с песни Ярославны, жены князя Игоря Святославовича. Эта песня является плачем женщины, которая скорбит о тех, кого потеряла в безжалостной битве. Данное сражение принесло горе в каждую семью, оно обернулось несчастьем для всей Руси, ведь много русских воинов пало на поле боя или оказалось в плену у жестокого врага. Ярославна ждёт своего мужа домой, тоскует и плачет по нему, она отказывается верить в то, что её любимый погиб.

Любовь княгини Ярославны смогла спасти её мужа в бою, но она переживала не только о князе Игоре Святославовиче, а и обо всех русских воинах. Её плач – это не просто слова скорби, это своего рода заклинание, обратившее силы природы в помощь попавшему в беду возлюбленному. Она спасла своего мужа из плена, помогла ему избежать верной смерти.

Княгиня Ярославна – это собирательный образ, символизирующий печаль и страдания всех русских женщин, потерявших близких в войнах и междоусобицах. Она олицетворяет всех жён, матерей, дочерей и сестёр, которые познали чувство утраты. Её плач выражает боль потери, бесконечные душевные страдания, но также он показывает нерушимую веру преданной женщины, которая продолжает надеяться на возвращение мужа, хотя нет никаких сведений о том, что он до сих пор жив. Ярославна говорит о том, на что она готова ради долгожданной встречи. Она способна на истинную любовь и самопожертвование, до последнего верит в силу защитников своей Родины, которые смогут противостоять вражескому натиску. Сейчас образ Ярославны ассоциируется с образом любящей, верной жены.

Автор изображает Ярославну сильной женщиной. Он сравнивает её с одинокой птицей, которая преданно ждет. Она зовёт домой своего мужа и надеется, что совсем скоро он вернется живым и невредимым. Её обращение к силам природы означает единство русского народа и высших сил, дарующих ему непобедимость. Именно благодаря образу Ярославны в произведении раскрывается идея объединения и прославление всей русской земли, вызывающей восхищение своим величием.

Таблица

Характеристика Ярославны
Имя Ефросинья
Место рождения Галицкое княжество
Место жительства Путивль
Происхождение Дочь галицкого князя
Муж Князь Игорь Святославович Новгород-Северский
Отец Князь Владимир Галицкий (Осмомысл)
Мать Суздальская княжна Ольга Юрьевна
Дети Владимир Игоревич, Олег Игоревич, Святослав Игоревич, Роман Игоревич, Ростислав Игоревич и дочь, имя которой неизвестно.
Возраст Точный возраст не указан, говорится о том, что молодая.
Черты характера Скромность, заботливость, верность
Любовь Любит своего мужа князя Игоря Святославича
Положение в обществе Принадлежит к феодальному сословию. Княгиня
Символизм образа Символ верной жены, которая способна своей верой придать сил мужу на поле боя.
Значение в искусстве Образ Ярославны использовался в творчестве многих поэтов и композиторов. Существует множество картин с изображением княгини. В Новгороде-Северском установлен памятник жене князя Игоря.
Отношение автора Автор восхищается своей героиней, её преданностью, заботливостью и способностью искренне любить.
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве)

«Слово о полку Игореве» — литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки. Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини – это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы «Слово о полку Игореве». Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Ярославна спрашивает природную стихию, почему она изменила своё отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославны в «Слове о полку Игореве» интересен силой женской души. Она, как птица, не боится ветра. Он развевает её крылья, разносит мысли, но нет в нём жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Новый жанр

Многие литературоведы, выполняя анализ этого отрывка, нашли сходство с различными литературными жанрами. Именно такое сочетание различных стилей и необычный план этого произведения является новаторским для литературы того времени. Сегодня эта поэма изучается в старших классах школы и в лингвистических университетах. Сочинение по плачу Ярославны может включать как анализ этого произведения, так и краткое описание сюжета.

Во фрагменте плача чередуются следующие литературные жанры и темы:

  • причитание;
  • крик;
  • заклинание;
  • песня.

При этом весь текст плача Ярославны складывается в единое произведение, которое позволяет ощутить всю боль и отчаяние. Это настоящий крик души, в котором каждая строчка кратко пропитана болью о потере любимого.

Автор также подчеркивает неразрывную связь с природой, поэтому Ярославна обращается в своём послании к теплому солнцу, сильному ветру, бурной реке и густому лесу.

Популярные сочинения

  • Земля наш общий дом — сочинение
    Планета Земля – это настоящее чудо. Только она одна в Солнечной системе покрыта многообразной растительностью, огромным океаном, тысячами рек и озер, горами, пустынями, ледниками. И она обитаема.
  • Сочинение по картине Одуванчики Левитана (7 класс)
    Картина «Одуванчики» известного русского художника Исаака Ильича Левитана, написанная им в 1889 году в небольшом городке Плес, расположенном на Волге, до настоящего времени считается настоящей жемчужиной среди картин – натюрмортов.
  • Преступление и наказание — история создания романа Достоевского
    Федор Михайлович Достоевский вынашивал мысль о создании произведения, похожего на итоговый роман, много лет. Если говорить строго, то «Преступление и наказание» — это объединенные черновики неопубликованных книг.

Обращение Ярославны

Начинается этот отрывок с обращения Ярославны к стихиям природы. Женщина вспоминает всех русских воинов, которые погибли в сражении с половцами. Ярославна стоит на юру деревянной крепости, прося в своём плаче-молитве помощи у реки Днепра. Это место неразрывно связано с этим произведением. Муж Ярославны Святослав оказался в плену у половцев, и она просит силы природы защитить супруга.

В обращении к ветру Ярослава просит заступничества природной стихии, одновременно спрашивает, почему боги отступись от русских воинов и не помогли им в этом сражении. В этой части произведения прослеживается единение женщины и стихии.

Ярославна, едва дыша, спрашивает у солнца, почему оно иссушило степь и лишило воды и всех её жителей. Именно из-за небесного светила войны мучились от жажды, а половцы смогли победить ослабленную дружину. Женщина одновременно плачет по погибшим и воспевает силу солнца. Именно в этой части произведения становятся явными глубокие чувства, все тяготы и боль от потери любимых.

Природа в стихотворении-монологе плаче Ярославны является частью и главным героем битвы, откуда не вернулись многие богатыри. Такие высшие силы вместе с женщиной горюют по погибшим и радуются за тех, кто убежал из плена и смог вернуться домой. Послание соединяется с солнцем, ветром и льется над рекой. Сливается реальность событий и сказочных персонажей, не позволяя читателю отвлечься от речи этой женщины. Природа, словно картина-магнит, успокаивает и отвлекает, притягивая и связывая внимание слушателя.

Плач Ярославны: аргументы для эссе, сочинения

Литературное открытие по праву получило статус исторического памятника и привлекло огромное внимание русского общества. Автор в полной мере раскрывает отношение народа Руси к бурным историческим событиям. В тексте просматриваются эмоции писателя и его оценочные заключения. Драматизм и героизм героев вызывают интерес у читателя.

Произведение отображает события о провалившемся походе князя Игоря Святославовича против половцев. Русский князь, наполненный ощущением воинской чести, стремится доказать всем русским князьям свою значимость. Войско терпит поражение, и Игорь попадает в плен. Причиной неудач становится ошибочная тактика князя. Перед наступлением необходимо было объединить силы. Полководцу не хватило мудрости для принятия правильного решения.


Плач Ярославны

  • В сюжете рукописи акцентируется внимание на отсутствии взаимопонимания между князьями. Преодолеть врага гораздо легче общими усилиями. Отсутствие единения – главная причина неудач полка князя Игоря. Мнение автора о князьях меняется. С одной стороны, он видит в них защитников родины, с другой осуждает за постоянные раздоры и раздробленность.
  • В произведении подчеркиваются как положительные мужские черты, так и отрицательные. Женские образы пропитаны лаской и нежностью. Женщины живут своей семьей и заботой о доме. Именно поэтому именно в женский образ заложено народное начало.
  • Поэма разделена на несколько эпизодов, каждый из которых является неотъемлемой частью исторических событий. Каждая часть предвещает последующие шаги.
  • Исторические образы произведения описаны кратко, но очень выразительно. Все персонажи имеют свой неповторимый характер. Удачно подобранные эпитеты в полной мере раскрывают сущность каждого.

Глубокий смысл заключен в эпизоде «Плач Ярославны». Содержание этой части придает эмоциональный окрас всему произведению. Эпизод разбавляет многочисленные описания походов на Руси. Возвращает читателя к повседневной жизни обычных семей. Именно плач Ярославны отображает отношение автора к происходящим событиям. Страдания одной девушки передают чувства всей русской земли. Поражение князя Игоря отложило огромный отпечаток на историю народа. Душевное обращение Ярославны объединяет ее личное горе с жизнью всего народа. Ее разлука с мужем становится трагедией для всей Руси.


Образ

  • С помощью образа Ярославны затрагивается тема дома и семьи. В то время, как полководцы противостоят смертельной опасности, верные жены, охваченные переживаниями, с нетерпением ждут их домой. Русским женщинам нужно было выдержать множество испытаний, поэтому их судьбы не легче участи воинов.
  • Ярославне сложно справиться с собственным волнением. Она мечтает обрести крылья и поскорее оказаться рядом с любящим мужем. Ей хочется поддержать его морально и залечить его раны. Автор несколько раз использует сравнение девушки с кукушкой. С помощью этой птицы акцентируется внимание на трагичности происходящих событий. Кукушка упоминается во многих народных приметах и обрядах, олицетворяя вдовство, боль и отчаяние.
  • Перевоплощение героев в птиц и животных является приемом фольклорного творчества. Жертвенный и преданный образ Ярославны отразился на многих произведениях русской литературы. Она стала основой героинь Толстого, Пушкина и других известных писателей.
  • Ярославна обращается за помощью к силам природы. Она пытается помочь реализовать бегство князя из плена половцев. Плач Ярославны напоминает лирическое пение: «Над широким берегом Дуная, над великой Галицкой землей плачет, из Путивля долетая, голос Ярославны молодой…». Ее печаль наполнена нежностью и надеждой. Девушка обращается к сиянию солнца, к порыву ветра, к течению реки, словно к живым людям. Она называет Днепр славным, солнце светлым и родным, ветер – милым другом.
  • Ее слова звучат как молитвенное заклинание. Ласковые речи сменяются на обидчивые обвинения. Ярославна просит сменить жестокость на милость. Она как будто заговаривает силы природы. Она обращается к высшим силам, призывает к их могущественности. Находясь в отчаянии, Ярославна цепляется за последнюю надежду. Она вымаливает жизнь для своего мужа у духов природы. Обвиняет языческих богов-покровителей в том, что они не уберегли князя Игоря, не оказали помощи военному полку.
  • Душевный порыв любящей жены становится спасением для Игоря. Несмотря на то, что она не в силах помочь своему мужу, Ярославна не желает оставаться в стороне. Ее плач и настоятельное обращение притягивают желаемые события. Ее решительность и настойчивость показывает силу русских женщин.
  • Образ княгини собирательный. Он рассказывает не о конкретном человеке, а передает черты покинутых матерей, сестер и жен, страдающих от бесконечных войн. Их любовь и страдание стали неотъемлемым участником в битвах за русскую землю. Женская поддержка помогала обрести верный путь, познать мудрость и принять правильные решения.


Собирательный образ
Плач Ярославны Заболоцкий описывает с помощью разнообразных художественных уловок – яркие сравнения, олицетворение природных явлений, собственные высказывания для подогрева эмоций. На протяжении всего произведения природа сопровождает человека и в радости, и в печали. К одним героям она проявляет благосклонность, к другим ярость.

Для мирных жителей солнце излучает тепло и красоту. Воинов изнуряют солнечные лучи и приводят к жажде: «в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло». Природные стихии тесно переплетены с человеческими судьбами. С помощью такого единства подчеркивается драматизм происходящих событий. Перед началом похода воины наблюдают солнечное затмение. Природа дает знак о предстоящей неудаче. Поход сопровождается тревожными звуками животных, солнце покрыто тучами, над морем гремит гроза, в реках мутная вода. Деревья, животные и птицы выполняют роль сказочных образов. Все эти явления передают психологическое и эмоциональное состояние народа.

В эпизоде Плач Ярославны автор описывает красивые пейзажи России. Подчеркивает ее безграничные просторы. Отрезок произведения с плачем Ярославны отмечен многими критиками, как красочный и возвышенный эпизод. В женском монологе перед глазами читателя предстают необъятные просторы природы. Ветер развивает слова Ярославны и помогает перенести их на дальние расстояния. Река переносит в своих водах девичьи слезы и становится гранью между жизнью и смертью. Светлое солнце протягивает к ней свои лучи и является источником жизни. Каждый элемент природы выступает как самостоятельное действующее лицо, с которым можно разговаривать на равных. Ярославна изливает свою печаль о погибших и раневых воинах. В ее обращении озвучена молитва всего народа.

Безграничная любовь вознаграждена по заслугам. Волею судьбы князю Игорю удается бежать и воссоединиться со своей семьей. Природные стихии направляют его. Неведомая сила помогает в пути – словно Господь с неба указывает князю правильную и светлую дорогу. Возвращение князя дает надежду всему народу на светлое будущее. Эпизод с Ярославной отображает человечность автора. На протяжении всего произведения просматривается повышенное внимание к душевным страданиям героев.

Именно через монолог княгини выражены неподдельные переживания писателя. Прежде всего «Слово о полку Игореве» посвящено Русской земле. С помощью литературных приемом мы имеем возможность в полной мере ощутить бескрайние просторы Руси и прочувствовать состояние всей русской земли. Плач Ярославны изображен на нескольких картинах великих художников.


Ярославна

Одна из удачных работ – картина Василия Григорьевича Перова. Он изображает княгиню с лицом, обращенным к небу. Ее отчаянная молитва отображена на фоне синевато-розового горизонта. В небе кружат встревоженные птицы. Природа наполнена тревожностью. Художнику удалось передать отчаяние, тревогу и надежду во взгляде героини. Перов живописно отобразили искренние чувства княгини.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ эпизода Плач Ярославны

«Слово о полку Игореве» — известный литературный памятник Древней Руси, в котором автор рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в конце XII века.

Одной из частей поэмы является «Плач Ярославны», которая описывает минуту скорби жены Игоря — Ярославны, о неудачном походе князя и его гибели во время него. Эта часть поэмы признана одной из лучших. Ярославна выступает образом, символом вечной любви к мужу.

Образ Ярославны являет собой семью, дом, бережное отношение к мужу, тоску по нему, ведь князь Игорь может погибнуть от вражеской руки в любое мгновение. Неизвестный автор обращает внимание, насколько Ярославна верна своему чувству, ведь она готова стать птицей, чтобы преодолеть расстояние и стать рядом с любимым. Этот прием обращения в животных, птиц, вообще присущ русскому фольклору.

Само действие в поэме происходит после принятия Русью христианства, но традиции язычества еще имеют место быть. Это можно проследить еще в таких действиях, как: Игорь увидел черную тень над русским войском и усомнился в правильности своих действий.

Еще один пример: Ярослава обращается к солнцу, реке, ветру, ища утешения. Она ведет с ними беседу, то прося о помощи, то, наоборот, обвиняя в равнодушии. Одновременно с этим читатель понимает, насколько прекрасна и бескрайняя Русь, ведь писатель не один раз описывает красоту и мощь русской земли.

Во время своей лирической песни Ярославна олицетворяет собой всю русскую землю и всех ее жителей. Она страдает и сопереживает за всю Русь, но в то же время в ее словах проскальзывает надежда на благополучный исход и на светлое будущее.

Вся песня Ярославны пронизана любовью и нежностью к князю Игорю и надеждой на возвращение его с войском домой. И судьба благосклонна к героям. За настоящие светлые чувства и веру Ярославны она вознаграждает княжну. Игорю удается сбежать из плена, силы Ярославны несут его к родному дому.

Именно поэтому плач Ярославны является одной из самых главных сюжетных составляющих. Именно образ Ярославны олицетворяет собой всеобщую народную скорбь, но также и веру в лучшее. Ярославна в поэме «Слово о полку Игореве» — это сила, основа, на которой утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского. Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.

Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

«Слово…» имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о «Плаче», то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий – за счет сравнений.

Языческие элементы

Следует отметить, что, несмотря на то, что на момент написания текста «Слова» христианство уже было широко распространено между славянами, плач Ярославны, фактически лишен каких-либо символов или образов связанных с этой религией. Напротив, множество языческих вкраплений составляют основу ее речи.


Вначале определимся с понятием «плач». Само слово связано с глаголом «плакать» и означает горестную речь со слезами за кем-либо. Такие плачи были обычным явлением во время похоронных процессий. Действие это – не детище современности. Своими корнями эта традиция уходит в языческое прошлое народа.

Плач Ярославны недалеко отходит от этой традиции. На первый взгляд, это кажется странным, ведь князь Игорь, ее муж попал в плен, но его никто не лишал жизни. Однако следует учесть, что образ Ярославны – собирательный. Это значит, что автор показывает нам не конкретного человека, а образ, наделенный общепринятыми чертами характера идеала женщины того времени, поэтому устами Ярославны глаголит не только княгиня, но и фактически любая русская женщина, ждущая с похода своего мужа.

Символы-образы плача Ярославны

Текст «Слова» практически лишен художественных троп, поэтому производить анализ необходимо, в первую очередь, взирая на образы-символы.

Я кукушкою печальной По Дунаю полечу, И в реке Каяле дальней Я рукав свой омочу.

Так начинается речь княгини. В первых же строках мы встречаемся с таким символом, как кукушка. В мифологии древних славян этой птице уделялось не последнее место. Для них она была в первую очередь, прорицательницей. Предсказывать кукушка могла как радостные, так и горестные моменты. Присутствующий эпитет «печальной» указывает нам на трагичность события, автор выбрал образ этой птицы не зря – надежда на положительный исход еще есть, но необходимо взирать на то, что самого эпитета в тексте оригинала нет, переводчик употребил его, чтобы передать настрой, диктуемый автором.


Важным моментом является тот факт, что у кукушки нет мужа (предания называют разную причину). Как видим, автор с первых строк показывает нам двойственный характер этого персонажа: муж Ярославны жив, а мужья многих русских жен умерли, их любимые остались «кукушками» – вдовами. Следующий, к кому обращается Ярославна – ветер:

Ветер, ветер в чистом поле, Быстролетный, милый друг, По неволе иль по воле Веешь сильно так вокруг?

Бог ветра Стрибог был одним из самых важный богов в пантеоне древних славян. Его культ сохранялся необычайно долго. Славяне безоговорочно считали его единственным правителем воздушного пространства и властителем над всеми птицами.

Эпитет «быстролетный», в оригинале также отсутствует, это авторская интерпретация функций божества – в то время переместиться самому или передать какую-либо информацию на значительное расстояние было затруднительным действием, а ветер мог сделать это быстро, к тому же минуя все преграды.

Следующий образ – река: Славный Днепр мой! Ты в просторы Волны быстрые промчал…

Этот символ носит в себе тоже двойственный принцип. С одной стороны, река – источник еды (рыба) и воды, а значит жизни. С другой стороны, это довольно коварная стихия – неудачи во время плавания, паводки могут стать причиной гибели. Усиливает символику смерти присутствующая традиция у некоторых древнеславянских племен устраивать погребальные кострища на берегу реки. Таким образом, автор вновь-таки подчеркивает тонкую границу между жизнью и смертью.

Последний образ, который можно увидеть в плаче – это Солнце.

Такое обращение имеет в своей основе не только небесное светило, но и языческого бога. Дажьбог (бог солнца) был наделен двумя функциями. Первая заключалась в том, чтобы быть источником света, без которого не могла бы существовать жизнь. Вторая коренилась в представлениях древних славян о происхождении княжеских родов. Исходя из верований, можно сделать вывод, что в обществе образ солнца был источником княжеской власти, но говорить о том, что под образом солнца скрывается образ князя Игоря нельзя. Риторический вопрос (в оригинале: «Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои?»), следуемый далее, подтверждает, этот факт.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение-анализ рассказа Тупейный художник Лескова
    Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных.
  • Сочинение Война в романе Толстого Война и мир
    Лев Николаевич в своем произведении поднимает две ключевые темы, которые касаются всего человечества. Тема войны и тема мира. Большинство людей привыкло жить в спокойное время, делать всё возможное и доступное.
  • Сочинение Прыщ в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
    История одного города – это очень значимое произведение Салтыкова-Щедрина. Это в своём роде пародия на историю России. Салтыков-Щедрин рассказывает о городе Глупове
  • Образ и характеристика Семена Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
    Федору Михайловичу Достоевскому всегда удавалось наделить второстепенных персонажей своим характером и значимостью.
  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

Гениальность автора исторического произведения признана литературоведами разных эпох. Большинство из них пытаются провести анализ эпизода «Плач Ярославны». Такой литературный жанр встречается крайне редко, он ближе к народным сказкам.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, они складываются в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядные события. Заклинание связано с содержанием. Женщина просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится ее судьба. Причитание — это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи женщины.

Слезы Ярославны — крик души. Каждая строчка несет особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, теплое солнце — эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения женщины к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Ученые сосчитали и перечислили все употребленные в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слез одной женщины автор переходит к горю жен, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач — это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забралах городской крепости, охраняющей Путивль. Кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай — родная река для женщины, она протекает через княжество ее отца. Полет женщины мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать ее и помочь мужу.

Идеал женщины

Ярославна — молодая красивая княгиня. Настоящее имя ее неизвестно. Есть только догадки ученых. По некоторым источникам Ярославну звали Евфросиньей. Женщина ждет мужа с поля боя. Автор показывает одну Ярославну, но читатель в ее образе видит множество русских женщин, потерявших мужей. Плач – это обращение не одного персонажа, а всех жен и матерей, сестер и дочерей. Жены плачут, приговаривая:

«…милых чад не …осмыслить, ни … сдумать, ни … сглядеть».

Обильная печаль, черная тоска, великий стон – такие эпитеты подбирают поэты-переводчики «Слова» для описания горя женщин. Обобщающий образ – Ярославна.

Жену князя автор описывает несколькими строками, но она предстает как живая и реальная. Возможно, поэтому художники и скульптуры посвятили ей многочисленные творения. Характер Ярославны становится понятен через ее плач, звучащий уже много веков как песня любви, верности и нежности.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Женщина спрашивает природную стихию, почему она изменила свое отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославна «Слово о полку Игореве» интересен силой женской души. Она как птица не боится ветра. Он развевает ее крылья, разносит мысли, но нет в нем жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Описание произведения и краткое содержание

Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» написан приблизительно в 1185 году на древнерусском языке. Эта поэма-песнь описывает поход русских князей против половцев, при этом сама военная кампания окончилась неудачно, многие воеводы и дружинники были убиты или захвачены в плен.

Крайне интересна история находки этого произведения. Впервые о нем стало известно в конце XVIII века, когда граф Мусин-Пушкин приобрёл коллекцию древних манускриптов, в котором и оказался один из переписанных вариантов «Слова о полку Игореве» и плач Ярославны. Считается, что на протяжении многих сотен лет эта копия хранилась в Спасо-Преображенском монастыре.

Первая печатная версия этой поэмы появилась в немецком литературном журнале в 1797 году. В последующем был сделан адаптированный перевод со старорусского, который выполнил Николай Карамзин. Также имеются тексты, над которыми работали литераторы Лихачев и Заболоцкий.

На сегодняшний день имеется несколько копий этого произведения, однако ученые и литераторы до сих пор спорят об их оригинальности, при этом отсутствуют какие-либо доказательство того, что «Слово о Игореве полку» было действительно написано в XII веке, а не появился этот стих на несколько столетий позже.

Значение природы

В плаче природа — это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льется над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не дает возможности автор отвлечься от речи женщины. Природа как магнит притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач женщины не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет ту же силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

  • Сочинение на тему питомец лучший друг
  • Сочинение на тему планирование семьи
  • Сочинение на тему письмо учителю 3 класс
  • Сочинение на тему письмо подруге
  • Сочинение на тему письмо осени