- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ и характеристика Карла 12 в поэме Полтава
Знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина, посвященная полтавской виктории, была написана под впечатлениями поэта от другого знаменательного события в истории России – восстания декабристов.
В центре поэмы находятся два главных персонажа, два монарха двух огромных государств. Не только поэт, но и история отдает победу русскому царю, что, по мнению Пушкина, является закономерным итогом.
Но обратимся к личности Карла XII, правившего в Швеции с 1697 по 1718 годы. Его мечтам о превращении Балтики во внутреннее шведское озеро мешает его молодой ровесник – Петр. Пушкин очень лестно отзывается о Карле, называя его «воинственным бродягой». Карл, закаленный в десятках военных походов, понимает, что победить Россию можно, лишив ее пищи. Поэтому шведский император устремляется на Украину, где, к тому же, находит себе союзника – казачьего гетмана Мазепу.
Сравнивая Карла и Петра, нельзя не заметить, что они оба являются лидерами своих армий и государств. Солдаты верят в них, однако, если Петра мы находим на поле брани, то Карл наблюдает за боем со стороны и вносит коррективы как стратег, а не тактик.
В поэме «Полтава» Карл XII является лжегероем, имени которого не не сохранит История. Лишь «миром поросшие ступени» напомнят о Карле, тогда как Петр воздвиг себе нерукотворный памятник. Карл по-настоящему отважен, храбр, амбициозен. Однако, Пушкин показывает нам его любовь к войнам и расширению своей империи, но ему нет дела до своих подданных, которые ждут преобразований от молодого короля. Пушкин показывает слабость Карла как правителя в том, что он видит свои обязанности в войне, в то время как Петр строит новое государство сразу в нескольких сферах человеческой деятельности. Именно поэтому Карл заведомо был обречен на поражение. Это был его закономерный итог.
Карл на всем протяжении полтавской баталии остается отважным и безрассудным королем.
Пушкин остается верен себе и очень точно отражает историческую эпоху в целом и событие в частности. Он раскрывает их через человеческие судьбы, не затемняя человеческих пороков и не приукрашивая положительных черт своих персонажей. Именно поэтому в правдоподобности описания личности Карла XII читатель может быть абсолютно уверен.
Сочинение Карл XII в Полтаве
«Полтава» поэма великого русского писателя А. С. Пушкина, написана в 1828 году. Описана Полтавская битва, которая произошла 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам. В поэме ярко описаны исторические личности царя Петра, короля Швеции Карла и такой противоречивой фигуры как Мазепа. По началу, кстати Пушкин хотел назвать свою поэму именно «Мазепа», потому как этот герой является основным действующим персонажем произведения, как и Карл XII и Пётр I. Мазепа в поэме предатель для русских в то же время его не воспринимают как равного себе шведы. И в этом конечно определённый трагизм героя.
Шведского короля Карл XII Пушнин описывает как колеблющегося, отчасти слабовольного правителя. Царя Петра наоборот твёрдого и волевого в своих действиях. Раненый же Карл не может придвигаться самостоятельно, вызывает даже какое-то сочувствие к своей персоне. Пётр поддерживает своих воинов, всё время на коне среди войск. Карл этого сделать не может, он ранен. Вообще здесь очень важный момент, Пушкин сравнивает обоих монархов Пётр − здоровый, Карл − болен. Ранение Карла причинной его слабости и апатии. Не будь его, всё было иначе. То есть, этим ранением Карл поставлен в более ущемлённое положение, «заочно» проигравшего. Он не может в полной мере выполнять свои обязанности.
Накануне битвы до него доходит вся серьёзность положения. Но он неверно оценивает обстановку. Весь вечер и ночь проводит он в беспокойных размышлениях. К тому же он ранен в ногу и страдает от боли. И вдруг ослабевший Карл двинул полки на русских. «Игра началась», − как сказал Наполеон в «Войне и мире».
Это характеризует Карла как не простого, скрытного, полного сюрпризов (не приятных) противника. В Карле скрывается энергия силы и угрозы для Петра. У него авантюристический склад характера. Он не воин в полном смысле этого слова. В поэме Пушкина Карл изображён как «король» на войне, он не слушает генералов, которые говорят что силы, не равны. В строках Пушкина проскальзывает насмешка. Когда Мазепа называет короля Швеции «бойким мальчишкой». Однако в то же время Пушкин характеризирует Карла XII как и бесстрашного человека «ответствовать на бомбу смехом».
Первым главным недостатком Карла, Пушкин считает его самоуверенность и недооценка врага «русских». На что ему указывает Мазепа.
Второй недостаток это элементарная трусость короля Швеции. Когда тот, забыв о своей ране, бежит с остатками своей армии от наступающей русской армии.
Краткое содержание
Литературное произведение берет свое начало с описания главного героя Кочубея. Он богатый и уважаемый человек, который работает генеральным судьей. У него растет дочь Мария, его гордость. Мужчина мечтает выдать ее замуж за знатного человека. Однако девушка не оправдала его надежд и влюбилась в старика Мазепу, который являлся для нее крестным отцом и другом семьи.
Когда Мария сбежала из дома, Кочубей негодовал от такого поступка и решил отомстить бывшему товарищу. Он написал донос Петру Первому, в котором указал, что Мазепа хочет предать царя и перейти на сторону врага.
Петр отказывается верить в предательство и рассказывает все Мазепе, который, в свою очередь, требует казнить обманщика. Его сажают в тюрьму и готовят к казни. В это время Мария живет с Кочубеем и даже не подозревает о поступке, который собирается совершить ее возлюбленный. Она верила в его, казалось бы, светлые чувства, об этом говорит цитата «Я близ тебя не знаю страха». На деле оказывается так, что рядом с ней все это время находился страшный человек.
Вечером накануне расправы над Кочубеем мать девушки прибегает к ней и рассказывает все минувшие события. Она умоляет дочь предотвратить расправу над ее отцом. План не удался, и утром Кочубея не стало. После этого известия девушка убегает от возлюбленного.
После всех этих событий шведский король Карл 12 идет со своими войсками на Украину, Мазепа переходит на его сторону. Петр понимает, что был неправ по отношению к Кочубею и сожалеет о содеянном.
В июне 1709 года происходит Полтавская битва, где русские войска полностью разгромили армию шведов. После поражения король вместе с Мазепой подаются в бега. Они остановились переночевать в усадьбе. Неожиданностью в этом эпизоде считается появление Марии. После всех происшествий она сошла с ума. Девушка ведет странную беседу с Мазепой, а затем убегает прочь.
Наутро Карл с предателем отправляются в Турцию, где Мазепа умирает. Король, вернувшись в Швецию, организовывает битву против норвежцев, где сам погибает.
Образы Петра и Карла в поэме «Полтава» очень разные. Объединяет их то, что они являются отличными лидерами своих армий. Однако отвагой славится лишь русский царь, так как лично принимал участие в боях, а Карл наблюдал со стороны.
Пётр I в поэме “Полтава”
Образы исторических личностей крайне сложны для передачи в художественном пространстве. Выбирая сюжет с участием двух исторических личностей, автор брал на себя огромную ответственность. Пушкин – любитель и исследователь истории русского государства доподлинно изучил все доступные документы, в которых есть упоминания о Петре I.
Писатель был поклонником самодержца, восхищался его талантом полководца. В поэме Пётр предстаёт неординарной личностью, сверхчеловеком – он уверен в себе, он заражает солдат оптимизмом и верой в победу. Его взгляд подобен “божией грозе”, глаза сияют. Твёрдость характера, талант стратега, тщательная подготовка к бою – всё это заслуги Петра, который велик во всём. Автор не скрывает своей симпатии к Петру, не жалея художественных средств в изображении его образа.
Пётр показан “великаном”, его вера, гениальность, жёсткость характера, упорство и несгибаемость – залог успеха, процветания страны. Единственное слабое место правителя – это доверчивость, из-за неё он предан Мазепой. Слепое доверие своим приближённым ни раз в истории играло злую шутку с теми, кто имеет власть.
Главные герои «Толстый и тонкий» характеристика персонажей рассказа Чехова с описанием
Вариант 2
Петр 1 думал, что они с Карлом 12 сильно отличается характерами, но на самом деле у них было много похожего в судьбах.
Петру 1 и Карлу 12 не дали должного воспитания и образования, хотя образование Карла 12 было более основательное. Петр 1, пока его не выкинуло из кремля, получил только церковно-славянское образование под начальством дьякона Никиты. Все науки, которые Карл 12 изучал с опытными учителями, Петр 1 познавал самостоятельно. Охотой ко всем учениям русский царь превосходил Карла 12. Шведский король в военных играх видел способ удовлетворить своё честолюбие, а русский правитель подходил к военному делу как к средству решения важных государственных задач.
Карл 12 был рано вырван из детства вследствие потери родителей, а Петр в связи с дворцовым переворотом. Карл успел за все свое детство усвоить традиции шведской системы правления, однако Петр начал нарушать от традиции правления. Наклонности русского правителя в юности были направлены в одну сторону. Шведский король пренебрёг общественными нуждами ради собственных “хотений”, русский царь отдал всю свою жизнь на служение государству.
Оба государя стали правителями в очень раннем возрасте, однако не стали игрушками в руках политических партий и влиятельных фамилий. После восстания стрельцов царь долго боялся покидать страну на долгое время, но Шведский король мог не посещать свою страну до 15 лет, не боясь будущего своей короны. Однако два этих деятеля были вечными гостями, как в своих странах, так и в соседних странах.
Им обоим была свойственна склонность к долгому правлению. Они думали, что могут свободно распоряжаться имуществом своих подданных. Петр 1 легко становился яростным. Карл и Петр жестоко наказывали тех, кто пытался скинуть их с трона. Однако Петр прислушивался к советам и мог изменить свое решение, если оно вредно для государства.
Петр 1 и Карл 12 были сложного характера и заклятыми врагами церемоний, которые происходили при дворе. Они терялись в торжественной обстановке, становились красными и потели. Ни тот, ни другой не умели правильно себя вести в приличном круге людей и очень любили свободу в беседе.
Северная война создала и укрепила характер, как Карла, так и Петра, сделала их характеры односторонними, но не прямыми. Эта война сделала из этих двух правителей героев, было всего одно различие, важность Петра не доказывалась на войне и не могла быть потревожено в сражениях.
Другие сочинения: ← Салават Юлаев↑ Великие людиВыдающаяся личность Юрий Гагарин →
Несколько интересных сочинений
- История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина
Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом - Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
- Сочинение Примеры совести из жизни
Совесть — это «практическое суждение разума об отдельном поступке как о добре и его совершении, или как зле, которого следует избегать» (Гленн, 1930). Следовательно, человек должен предпочитать поступать правильно - Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)
Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр - Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс
С появлением на свет, люди начинают впитывать в себя знания различного характера. Они для каждого являются индивидуальными. Для кого-то они простейшие и легко запоминаются, а для других людей
Сравните описание Петра 1 и Карла 12 (поэма Пушкина «Полтава»)
Произведение Александра Сергеевича Пушкина “Полтава” имеет социально-политическую подоплёку, связанную с противопоставлением двух императоров – Петра Первого и Карла Двенадцатого. Каждый из героев по-своему самостоятелен, уникален и отражает взгляд автора на исторические события России.
Для раскрытия образов двух предводителей Александр Сергеевич Пушкин акцентирует внимание на Полтавском сражении – ключевом событии всей Северной войны. Писатель начинает описание Петра с его внешнего вида, делая упор на красоту, мужественность и могущество русского императора, об этом говорят следующие строчки произведения: “…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза…”, “…И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами…” .
Вид Петра Великого крайне сильно воодушевляет отечественных солдат, сплотив их под общим русским флагом и наполняя особым народным духом. Тактические решения Петра Первого очень мудры: он мастерски маневрирует военными силами и с наивысшей эффективностью использует артиллерию, в следствие чего в скором времени русские солдаты не только переходят из обороны в нападение, но и вовсе одерживают победу в ключевом для России сражении.
Облака перистые, кучевые
Величию, мудрости и могуществу Петра Александр Сергеевич Пушкин противопоставляет недальновидность и глупую самоуверенность Карла, предводителя шведской армии. Тем не менее, автор подчёркивает величие шведского императора, называя его “мальчиком бойким и отважным”, способным “обменять рану на рану”. Однако всё это величие – практически ничто с величием Петра, которого в “Полтаве” Пушкин представляет, как “самодержавного великана”. Автор не зря говорит о наивности и мнимой самоуверенности Карла, подчёркивая тем самым слабость шведского предводителя: “силы новые врага успехом прошлым только мерит”, “он слеп, упрям, нетерпелив”, – ведь именно это и станет главной причиной поражения шведов в Полтавском бою. Не продумав правильную тактику ведения боя с русскими, Карл решает идти в наступление, отправляя, фактически, свою армию на верную гибель. После разгрома армии шведский император трусливо покидает поле боя, оставив солдат и генералов.
Произведение “Полтава” Александра Сергеевича Пушкина позволяет не только рассмотреть двух императоров с точки зрения их внешнего описания, но и понять причины, по которым одна сторона оказалась победительницей, другая – проигравшей.
Доклад 7 класс.
Карл XII (17 июня 1682-30 ноября 1718) — король Швеции в 1697-1718, полководец, потративший большую часть своего царствования на продолжительные войны в Европе. Карл XII взошел на трон после смерти отца Карла XI в возрасте 15 лет и надолго покинул страну спустя 3 года, приступив к многочисленным военным кампаниям за пределами страны с целью окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе. Тем временем Петр отбил у Карла часть прибалтийских земель и основал на отвоеванных землях новую крепость Санкт-Петербург. Это заставило Карла принять фатальное решение о нападении на русскую столицу Москву. Во время похода им было принято решение вести свою армию на Украину, гетман которой — Мазепа — перешел на сторону Карла, но не был поддержан основной массой малороссийского казачества. Шедший на помощь Карлу шведский корпус Левенгаупта был разбит при Лесной. К тому моменту, когда шведские войска подошли к Полтаве, Карл потерял до трети своей армии. После неудачной для шведов трехмесячной осады Полтавы произошло сражение с основными силами русской армии, в результате которого шведская армия потерпела сокрушительное поражение. Карл бежал на юг в Османскую империю, где он организовал лагерь в Бендерах.
В 1828 году Пушкин создает произведение, в котором раскрыты другие стороны образа Петра, — поэму «Полтава». Пушкин старается точно воссоздать историческую эпоху — «когда Россия молодая» . Прошлое он раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры. Пушкин понимает огромную роль в исторических судьбах России Полтавского сражения. Битва могла быть выиграна лишь преображенной
Россией. Романтическая поэма как бы перерастает в национально-героическую эпопею. В основу произведения положено не событие из личной жизни, а событие, имеющее национальное значение. Образ одного из главных героев — Петра, творца победы, раскрывается в контрастном сопоставлении с гетманом Мазепой и шведским королем Карлом XII. В изображении этих исторических лиц, равно как и в целом исторического прошлого, Пушкин стоит на прочных позициях историзма, исторической точности. Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Позиция Пушкина, его глубокий историзм особенно подчеркнуты в эпилоге. Оказывается, что подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»
В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие— отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».
Вопросы по докладу:
1) Кто такой Карл XII? Какие исторические события происходили в период правления Карла XII?
2) С каким героем сопоставлен Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава»?
3) Почему в поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл XII лжегерой?
Похожие материалы:
- Прообразы героев сказки «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери — —
- Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» — —
- Образ княгини Трубецкой в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» — —
- Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — —
- Изображение Москвы в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — —
Автор na5club На чтение 4 мин. Опубликовано
Исторические произведения всегда имеют острый сюжет, основанный на реальных событиях с ноткой авторских дополнений. Особую роль играют в поэме «Полтава» образы Петра Первого и Карла Двенадцатого. Анализ и характеристика второстепенных героев поможет проникнуться событиями того времени. Несмотря на сложность передачи личностей деятелей, писателю удалось выделить их основные противопоставляющиеся черты.
Образ Петра I
Выбирая сюжет с участием великих исторических деятелей, Пушкин взял на себя большую ответственность. Александр Сергеевич известен, как любитель и исследователь, интересующийся культурой и историей русского народа. Чтобы быть максимально точным в описании личностей правителей того времени, им было изучено немало документов, имеющихся тогда в открытом доступе, где содержалась информация о Петре Первом.
Известен неоспоримый факт, что писатель был фанатом самодержца. Он восхищался полководческими навыками правителя, поэтому образ Петра 1 в поэме «Полтава» весьма неординарен. Автор преподносит героя, как сверхчеловека, уверенного в себе. Он способен заряжать солдат верой в лучший исход событий, победу. Взгляд деятеля строгий, острый, а глаза сияющие.
Пушкин характеризует персонажа следующим образом:
- человек с твердым характером;
- талантливый стратег;
- умелец по подготовке к бою;
- великий управленец, имеющий множество заслуг.
Писатель не скрывает своей симпатии к исторической личности. Это проявляется в использовании красивых художественных средств, красноречивых слов.
Он словно «великан» гениален, упорен, несгибаем, успешен. Все это помогает герою привести страну к процветанию.
Характеристика героя
Александр Сергеевич создал яркий образ Петра 1 в «Полтаве». Цитаты, вырванные из контекста произведения, показывают величие правителя. Писатель с трепетом называет его «самодержавным великаном». О внешности, повадках, характерных чертах гениального человека создатель поэмы говорит следующее:
- вдохновенный, звучный голос;
- ужасающий лик;
- сияющие глаза;
- быстрые движения;
- прекрасный облик «божьей грозы».
Могучий человек прекрасно держится в седле. Он известен своей добротой и доверчивостью, что приводит к предательству гетмана Мазепы. Изменник собирается перейти на сторону шведского короля.
Царь отказывается верить в донесение, написанное полковником Искрой и судьей Кочубеем. За это доносчики наказываются правителем. В это время Мазепа реализует свой коварный план. Это озлобляет царя, приводит его к негодованию. Он поражен предательством и казнью невинных людей, предупреждавших об измене гетмана. Справедливость он восстанавливает на поле боя в Полтаве, где шведские войска терпят поражение.
Карл XII в поэме «Полтава»
Образ героя базируется на сравнении Петра 1 и Карла 12 в «Полтаве». Шведский король во многом проигрывает своему оппоненту. Его сложно назвать грамотным стратегом и полководцем. На поле боя герой появляется в качалке, вместо того чтобы поднимать дух солдат на коне или пешим уверенным ходом. Пушкин создает в произведении следующий портрет персонажа:
- бледный и недвижимый;
- лишенный боевого настроения;
- не имеющий огня и жажды победы;
- не знает о высоких чувствах, духе патриотизма;
- находится в поиске собственной выгоды;
- захватчик-неудачник;
- хитрый, кичливый, тщеславный человек;
- славящийся своими былыми заслугами.
Аналогичными чертами обладает все окружение короля Швеции. Оно вялое, бездейственное.
Известный своими прежними военными заслугами, правитель будто сдается, не начав сражение. Он словно не понимает, нужна ли ему победа. Давний запал, договор с Мазепой против русского царя куда-то исчезает на поле боя.
Экспертная критика
Изображение великого исторического деятеля пришлось по душе далеко не всем. Если говорить кратко, образ Карла 12 в поэме «Полтава» был несколько переиначен (возможно, из-за привязанности автора именно к Петру I). Пушкин подает его как сильного, мудрого, гордого человека, отважного «мальчика», лишенного проницательности. Он упрямый, ветреный, недальновидный, неспособный оценивать силы врага. Это приводит к тому, что во время полтавского сражения ресурсы противника оказываются увеличенными (по сравнению с Нарвским боем). Карл XII проигрывает.
Булгарин же, прочитав творение Александра Сергеевича, крайне негодовал, что шведский король был подан в образе бойкого, отважного, воинственного бродяги. По словам эксперта, русский царь признавал успешность плана оппонента и его мудрость. Это выглядит, как авторская вольность.
М. А. Максимович же, напротив, поддержал стилистику подачи материала писателем. Пушкин сам отзывается об историческом деятеле положительно. А высказывания про «мальчика» звучат из уст Мазепы, который вполне мог так назвать своего партнера, так как он был 60-летним стариком.
Несмотря на это, большинство критиков придерживаются мнения, что образы исторических деятелей переданы довольно-таки точно. Проанализировав поступки, характеры, поведение героев, можно написать грамотное сочинение про поэму и историю Руси в произведении.