Сочинение на тему петербург в творчестве пушкина и гоголя

Урок 24. н. в. гоголь. жизнь и творчество с обобщением ранее изученного. романтические произведения. вечера на хуторе близ диканькиурок 25.

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОК 26
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя

(обзор с обобщением ранее изученного).

Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Цель:


ознакомить учащихся с нравственной проблематикой сборника «Петербургские повести»; дать обзорную характеристику сборника, повести
«Шинель» как центральной повести цикла; раскрыть образ «маленького человека» в повести; показать основные средства эпического изображения
в «Петербургских повестях» (переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости);
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие учащимися художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, сборник «Петербургские повести», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о нравственной проблематике цикла «Петербургские повести»; дают обзорную характеристику сборника,
повести «Шинель» как центральной повести цикла, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; раскрывают образ
«маленького человека» в повести; выполняют сопоставительную работу в группах, парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Каков Петербург в изображении русских писателей?
• Чем отличаются «Петербургские повести» Н. В. Гоголя от его предыдущих произведений?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным.

В декабре 1828 г. он вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. Недавний выпускник Нежинской
гимназии был убеждён, что ему предначертано свыше особое служение на пользу Отечества. Он ехал в Санкт-Петербург «для поднятия труда важного, благородного».
В мечтах он представлял себе «весёлую комнатку окнами на Неву». Его письма родным перед отъездом полны самых радужных надежд. По мере приближения к столице
нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми
овладел восторг. Но вскоре по приезде восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить
петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.

Позже Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не
таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи,
которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали».
126
С этого времени этот город занимает большое место не только в его жизни, но и творчестве. Впервые образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 г. в «Пропавшей
грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Образ северной столицы здесь ещё несколько условен и как бы декоративен. Гоголю понадобилось ещё два года прожить
в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей, которые так и назвались «Петербургские повести».

IV. Работа над темой урока

1. Комментарий учителя к циклу «Петербургские повести»

— «Петербургские повести» Н. В. Гоголя — необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира,
созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей. Этот образ создавался постепенно, с середины 1830-х до начала
1840-х гг., и складывался он как бы из отдельных фрагментов: три повести, в которых молодой писатель впервые и с разных сторон заглянул в душу северной
столицы — «Невский проспект», «Портрет» (в первой редакции), и «Записки сумасшедшего»,— были вразброс напечатаны в 1835 г. в гоголев ском сборнике
«Арабески»; «Нос» был опубликован А. С. Пушкиным в третьем томе журнала «Современник» за 1836 г.; затем, в 1842 г. в том же журнале, но уже под редакцией
П. А. Плетнёва, публикуется вторая версия «Портрета»; наконец, в 1842 г. выходит первое собрание сочинений писателя, где автор объединяет в третьем
томе все свои повести, написанные на петербургскую тему, присоединив к ним знаменитую «Шинель», а также «провинциальную» повесть «Коляска» и отрывок «Рим».
Очевидно, географические границы цикла автор нарушил совершенно сознательно: духовная проблематика «Петербургских повестей» имела
отнюдь не только локальное значение, она расширяется до масштабов общероссийских и всемирных.

Основной мотив этих произведений — боль за человека, борьба за его достоинство, поэтому главный вопрос, который волнует писателя,— это судьба простого
человека, оказавшегося один на один перед страшной и полной кричащих противоречий жизнью.

2. Самостоятельное ознакомление учащихся

с памяткой «Жизненные источники создания повести «Шинель»

(раздаточный материал)

Жизненные источники создания повести «Шинель»
(Петербург 1830–1840-х гг.)

«Тишина в нём (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях,
всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах». (Н. В. Гоголь — матери, 30 апреля 1829 г.)

«В… четырёх инстанциях… бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более,— если министр потребует
каких-нибудь справок и объяснений…» (Н. А. Добролюбов «Руководство к наглядному изучению
административного порядка течения бумаг в России»)

«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь
статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку — заболеть… издержки на лекарства и лекарей для него совершенно
невозможны, и ему остается одно средство — умереть». (Н. В. Гоголь — матери, 2 февраля 1830 г.)

3. Сообщения учащихся о возникновении замысла
создания повести «Шинель»

— А теперь давайте присмотримся к «маленькому человеку» Гоголя. О возникновении замысла «Шинели» рассказывает П. В. Анненков в своих воспоминаниях:
«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной
экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями).

В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился,
по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто
в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не
вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все
смеялись анекдоту …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она
заронилась в душу его в тот же самый вечер».

Сопоставьте события реальной истории и сюжет повести.

4. Аналитическая работа
по тексту повести «Шинель»

• Какова главная тема повести «Шинель»?

• Акакий Акакиевич наделён автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель
поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?

• Мы опять касаемся темы «маленького человека», сквозной для русской литературы. Кого мы называем «маленьким человеком»?

• Какие уже знакомые произведения представляют эту тему?
(«Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Гробовщик» А. С. Пушкина)

• Как эта тема развивается в повести «Шинель»? Каким изображён главный герой повести?

• Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?

• Каким увидели героя повести художники-иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали?
Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?
(Обращение к иллюстрациям к повести «Шинель», размещённым на доске.)


П. Боклевский. Акакий Акакиевич


В. Горяев. Акакий Акакиевич Башмачкин


Савва Бродский. Шинель похищена. 1978–1981

5. «Умники и умницы»:

сопоставительный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»

и поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

(работа в группах)
Задание.

Тема униженных и оскорблённых, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской
литературе произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Сравните гоголевский Петербург с пушкинским, представленным в поэме «Медный всадник»,
опираясь на вспомогательные вопросы:

• Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?

• Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру I в описании времяпровождения чиновников в повести Гоголя?

• Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?

• Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)?

• Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?

• В чём, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?

Предполагаемые ответы учащихся

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» входит в цикл «Петербургских повестей».

Поэма Пушкина «Медный всадник» тоже имеет подзаголовок «Петербургская повесть». Вряд ли это является простым совпадением, но город этот изображён
писателями по-разному.

У Пушкина в поэме «Медный всадник» мы видим как будто два города: один пышный, величественный — «полнощных стран краса и диво»; другой — город бедных окраин.
Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует «сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в
год» — «наш северный мороз», город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб.

Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь Акакия Акакиевича как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой — понимающий, внимательный,
но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия Башмачкина предопределена, в её основе безграничное
одиночество «вечного титулярного советника». Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание («Мало сказать: он служил ревностно,—
нет, он служил с любовью») и «сооружение» новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Почему повесть Н. В. Гоголя «Шинель» называют одним из главных произведений в русской литературе?

• Каков Петербург в изображении Н. В. Гоголя?

• Как решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя?

2. Заключительное слово учителя

— Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный
образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения.
Здесь властвует сила чина.

Всеобщая обезличенность чином для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы.
Об этом хочет предупредить человечество Гоголь.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».

2. Опережающее задание (1–2 учащихся)
Подготовить сообщение-комментарий к иллюстративному материалу (Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова).

Следующий урок: Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Воропаев В. А. д.ф.н., проф. фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва) / 2009

1 апреля нынешнего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя1. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Интерес наших соотечественников к творчеству Гоголя никогда не угасал. В чем секрет такой популярности? Гоголь не только классик русской литературы, но и великий патриот России. «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русской, – писал он своему другу графу Александру Петровичу Толстому. – Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русской Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви» (VIII, 300).

Это письмо, названное Гоголем «Нужно любить Россию» и включенное в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. Оно и сегодня, к сожалению, не так широко известно. Да и сама книга, о которой много написано, едва ли понята в своей сути. В ней Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию, слово писателя. Он выступил в роли государственного мыслителя, стремящегося к наилучшему устройству страны, установлению единственно правильной иерархии должностей, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже сознает свою ответственность, чем это место выше.

Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека. «Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, – говорил он. – Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. <…> Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» (ХIII, 443).

Гоголь указал на два условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны. Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит – любить Россию? Писатель поясняет: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» (VIII, 441).

Не должно также ничего делать без благословения Церкви: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым» (VIII, 284). Для Гоголя понятие христианства выше цивилизации. Залог самобытности России и главную ее духовную ценность он видел в Православии.

Гоголь учил сознательному, ответственному отношению к жизни. Незадолго до смерти (в письме к протоиерею Матфею Константиновскому 1850 г. ) он говорил: «Хотелось бы живо, в живых примерах, показать темной моей братии, живущей в мире, играющей жизнию, как игрушкой, что жизнь – не игрушка» (ХIV, 179). Современный человек во многом утратил представление о том, для чего он живет, что ему делать со своей жизнью. Раньше он это понимал через православную веру, которая учит чувству ответственности.

Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий знаток человеческой души, доподлинно знавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа.

Гоголь воспел героическое прошлое казачества, рыцарскую преданность Отечеству и вместе с тем в поэтическом песенном образе неудержимо несущейся птицы-тройки выразил уверенность в великом духовном будущем своей страны и народа. Для него русский и малороссиянин – близнецы-братья, призванные к тому, чтобы составить «нечто совершеннейшее в человечестве» (ХII, 419).

Что касается художественного стиля Гоголя, то он стремился выработать его таким, чтобы в нем сливались стихии церковнославянского и народного языка. Это подтверждается, в частности, собранными им «Материалами для словаря русского языка», где представлены слова и диалектные, и церковнославянские. По Гоголю, характерное свойство русского языка – «самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи» (VIII, 233). При этом он подчеркивал, что под русским языком разумеет «не тот язык, который изворачивается теперь в житейском обиходе, и не книжный язык, и не язык, образовавшийся во время всяких злоупотреблений наших, но тот истинно русский язык, который незримо носится по всей Русской земле, несмотря на чужеземствованье наше в земле своей, который еще не прикасается к делу жизни нашей, но, однако ж, все слышат, что он истинно русский язык…» (VIII, 358).

Эти мысли легли в основу характеристики Гоголем русского языка в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», которую по праву можно назвать эстетическим манифестом писателя. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна <…> – говорит Гоголь. – Он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны – выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека…»(VIII, 408–409).

Не удивительно, что Гоголь отчасти и проник в тайну этого рождающегося языка. Приобретая драгоценный опыт, он стремился поделиться им с друзьями-литераторами, например, Николаем Языковым, которому писал в 1843 г. из Бадена: «В продолжение говения займись чтением церковных книг. Это чтение покажется тебе трудно и утомительно, примись за него, как рыбак, с карандашом в руке, читай скоро и бегло и останавливайся только там, где поразит тебя величавое, нежданное слово или оборот, записывай и отмечай их себе в материал. Клянусь, это будет дверью на ту великую дорогу, на которую ты выдешь! Лира твоя наберется там неслыханных миром звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом» (ХII, 205).

Сохранившиеся тетради выписок Гоголя из творений святых отцов и богослужебных книг свидетельствуют о том, что ему хорошо известна была христианская книжность. Судя по всему, он искал путей к тому, чтобы стать духовным писателем в собственном смысле этого слова. Духовная, церковная литература по форме имеет ряд отличий от литературы светской, хотя между этими видами словесности имеются некоторые общие приемы, в том числе и художественные. Но духовное творчество имеет строго определенную цель, направленную к объяснению смысла жизни по христианскому вероучению. Такое творчество основывается на Священном Писании и имеет определенные признаки. Писатель, взявшийся решать вопросы сокровенной жизни «внутреннего человека», сам должен быть православным христианином. Он обязан также основательно знать предшествующую традицию церковной литературы, а она корнями уходит в Святое Евангелие – источник духовного слова, резко отличающийся по своей направленности от основы, породившей художественную литературу во всем разнообразии ее проявлений. Наконец, для церковного писателя необходима живая вера в Промысл Божий, в то, что во Вселенной все совершается по непостижимому замыслу ее Создателя. В своем зрелом творчестве Гоголь приблизился именно к такому пониманию целей литературы.

Назначение искусства, считал Гоголь, – служить «незримой ступенью к христианству», ибо современный человек «не в силах встретиться прямо со Христом» (VIII, 269). По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, – просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него – единственное оправдание искусства. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.

Суть творческого развития Гоголя заключается в том, что от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в «Размышлениях о Божественной Литургии», сочинениях, подобных «Правилу жития в мире» (собственно духовная проза), и в публицистике «Выбранных мест из переписки с друзьями». К новым жанрам зрелого творчества Гоголя можно отнести и составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви – труды, характерные скорее для такого писателя-аскета, каким был, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х гг., свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковленности его сознания.

В постижении тайны проникновенного лиризма церковной поэзии, осознании значения церковнославянского языка в формировании русского литературного языка Гоголь опередил свое время. Для Гоголя русский литературный язык – единственный и прямой наследник церковнославянского языка, который в славянским мире иногда называли русским и который был общеславянским книжным (литературным) языком. «Честь сохранения славянского языка, – говорил он, – принадлежит исключительно русским»2. Как-то в разговоре со своим земляком О. М. Бодянским, профессором истории и литературы славянских наречий Московского университета, Гоголь сказал: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски <…> надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня – язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан…»3

В конце жизни, осенью 1851 г., по возвращении из Оптиной Пустыни Гоголь посетил на Покров Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы помолиться о своей матери в день ее именин. Там он вместе с отцом Феодором (Бухаревым) посетил студентов Московской Духовной академии. «Студенты приняли его с восторгом, – вспоминал архимандрит Феодор. – И когда при этом высказано было Гоголю, что особенно живое сочувствие возбуждает он к себе тою благородною открытостью, с которой он держится в своем деле Христа и Его истины, то покойный заметил на это просто: «Что ж? Мы все работаем у одного Хозяина»».

Несмотря на краткость сказанных Гоголем слов, он все же выразил перед будущими пастырями важную мысль о том, что чувствует свою общность с ними в служении Христу4.

Константин Мочульский в книге «Духовный путь Гоголя», имея в виду значение Гоголя в истории русской литературы, писал: «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть не может»5.

В этих словах много правды, хотя, наверное, перелом в русской литературе был не столь резок. В том же Пушкине, особенно зрелом Пушкине 1830-х гг., нельзя не заметить начал будущей русской литературы, что, кстати сказать, хорошо сознавал и Гоголь, называя поэта «нашим первоапостолом».

О значении Гоголя в истории русской литературы говорилось немало. Может быть, точнее других сказал об этом протоиерей Павел Светлов, профессор богословия Киевского университета Св. Владимира: «Мысль Гоголя о необходимости согласования всего строя нашей жизни с требованием Евангелия, так настойчиво высказанная им в нашей литературе в первый раз, явилась тем добрым семенем, которое выросло в пышный плод позднейшей русской литературы в ее лучшем и доминирующем этическом направлении. Призыв обществу к обновлению началами христианства, хранимого в Православной Церкви, был и остается великою заслугою Гоголя перед отечеством и делом великого мужества для его времени, чаявшего спасения в принципах европейской культуры»6.

В заключение приведем слова, сказанные новомучеником протоиереем Иоанном Восторговым на панихиде по Гоголю в 1903 г., в которых ясно видится смысл его духовного значения. «Вот писатель, у которого сознание ответственности пред высшею правдою за его литературное слово дошло до такой степени напряженности, так глубоко охватило все его существо, что для многих казалось какою-то душевною болезнью, чем-то необычным, непонятным, ненормальным. Это был писатель и человек, который правду свою и правду жизни и миропонимания проверял только правдою Христовой. Да, отрадно воздать молитвенное поминовение пред Богом и славу пред людьми такому именно писателю в наш век господства растленного слова, – писателю, который выполнил завет апостола: слово ваше да будет солию растворено7. И много в его писаниях этой силы, предохраняющей мысль от разложения и гниения, делающей пищу духовную удобоприемлемой и легко усвояемой. <…> Такие творцы по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии: они поддерживают благочестные и чистые литературные предания»8.

При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Любое направление или течение в литературе могло по праву видеть в нем своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России.

Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, сознающего свою ответственность за то дело, к которому призван.

Примечания

1. Согласно свидетельству матери Гоголя и его родных, он родился 19 марта, а не 20-го, как ошибочно указано в метрической книге, и соответственно день рождения писателя мы должны отмечать 1-го апреля по новому стилю. (В нашем столетии при пересчете со старого стиля на новый прибавляется 13 дней.) См. об этом: Воропаев В. Когда родился классик? // Литературная газета. М., 2009. 1–7 апреля.

2. Цит. по: Гоголь Н. В. Собр. соч. : В 9т. /Сост., подгот. текстов и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. Т. 8. С. 30.

3. Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем (Из литературных воспоминаний) // Исторический Вестник. 1886. № 12. С. 479; Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем // Соч. СПб., 1901. Т. 14. С. 99.

4. <Феодор (Бухарев), архимандрит. > Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб., 1860. С. 5–6.

5. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Париж, 1976. С. 86.

6. Светлов П. Я., прот., проф. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (Богословско-апологетическое исследование). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905. С. 232.

7. Кол. 4, 6.

8. Восторгов И. И., протоиерей. Честный служитель слова /Речь на панихиде по Н. В. Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлисе, сооруженного городским самоуправлением // Полн. собр. соч. : В 5 т. СПб., 1995. Т. 2. С. 226–227.

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.

Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.

Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.

Сочинение на тему: «Петербург в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)»

В кратком сочинении «Петербург в повести «Шинель» Николая Гоголя мы рассмотрим образ Петербурга и его роль в жизни главного героя.

Этот город имеет непосредственное влияние на судьбу Акакия Акакиевича. Петербург сыграл свою роль и в жизни самого Гоголя, поэтому писатель уделяет особое внимание описанию этого города.

Главный герой все время находится под воздействием Петербурга и его жителей. Башмачкин – маленький человек, работающий в одном из департаментов, название которого Гоголь не говорит. Тем самым автор подчеркивает, что таких департаментов по всему Петербургу было очень много. Еще один интересный факт: имена сотрудников Акакия Акакиевича также остаются за кадром, а высокопоставленных чиновников Гоголь называет «значительное лицо».

Все жители Петербурга как будто сливаются в единую массу. Башмачкин выглядит среди них одиноким и потерянным. По дороге на работу его сопровождают унылые петербургские пейзажи. Оглядываясь по сторонам, Акакий Акакиевич видит грязные улицы. Бросаются в глаза высокие черные лестницы домов. Все вокруг изображено в серых и черных тонах. Эти цвета угнетают и навевают полную тоску. Этот Петербург совсем не похож на современный, с его прекрасными видами и белыми ночами.

Настораживает и запах петербургских улиц. Все здесь протухшее, пропахшее «спиртуозным запахом». Именно такие цитаты Гоголя описывают город. Когда Акакий Акакиевич идет на работу, то видит, как с домов выбрасывают разного рода помои, потом это все прилипает к его обуви и одежде. Петербургский климат и вовсе не подходит Башмачкину. Гоголь обращает пристальное внимание на цвет лица своего героя. Он выглядит несколько «геморроидально».

Собственно, из-за петербургского климата и начинаются все проблемы Акакия Акакиевича. Больше всего петербуржцам досаждал зимний ледяной мороз. Он кусал их за все, что было более или менее доступно для него. Абсолютно все страдали от петербургского мороза. Но больше всего доставалось бедным, ведь им не было чем защищаться от его слепых уколов. Жертвой петербургского мороза стал и Башмачкин. Шинель Акакия Акакиевича больше не могла спасать его от злых морозов. То и дело они добирались к нему и жалили.

В один момент Башмачкин понял, что больше не выдержит этого и решил подлатать старую шинель. Но она, к сожалению, уже была непригодна даже для подшивания. В итоге выход был только один – купить новую. Акакий Акакиевич из-за сбора денег на новую шинель полностью меняет свою жизнь. Он экономит буквально на всем, и это приносит свои плоды. Интересно, что этот маленький человек меняет даже ходьбу, чтобы не стереть подметки. И тут Петербург сопротивляется ему, подкладывая под ноги свои холодные камни и плиты.

Однажды, следующей зимой, он появляется на работе уже в новой шинели. Все отмечают это и поздравляют его. Но мечта заканчивается трагизмом. Эту шинель у него уворовывают. И здесь снова Петербург напоминает о своей холодности и равнодушии. Петербургский ветер тут же берется за охлаждение живого оголенного организма Башмачкина, надувает ему за шиворот и максимально охлаждает его.

Естественно, поддавшись таким пыткам, Акакий Акакиевич замерзает, распухает и серьезно заболевает. Переживания Башмачкина по поводу украденной шинели приводят к смерти. Но даже умерев, Акакий Акакиевич не оставляет этот город. Он превращается в призрак, который стаскивает с чиновников теплые шинели, тем самым восстанавливая справедливость. Интересно, что Петербург становится на его защиту. Он как будто бы помогает Башмачкину отыскать своего обидчика.

То есть Акакий Акакиевич только тогда сроднился и слился с городом, когда стал призраком, таким же мрачным, прозрачным, страшным и гнусным, как и сам Петербург. Когда Башмачкин наконец находит того, из-за которого вынужден был страдать, а позже и умереть, то стаскивает с него шинель. И ему же в тон действует город. Он тут же поднимает свои холодные пронзительные ветра, взбудораживает ими снег и бросает все это в глаза тому «значительному лицу», которое на самом деле было повинно в трагедии Акакия Акакиевича.

Об этом городе ходит много легенд. Одна из них гласит, что все эти немые и страшные высокие дома, прекрасные огни построены на человеческих костях. Возможно, Николай Гоголь также придерживается этой теории. Только так можно объяснить тот факт, что Башмачкин становится родным Петербургу лишь после смерти.

Петербург занимает ключевое место в повести Николая Гоголя «Шинель». Несмотря на то, что здесь живет много людей, сам город всегда холодный и безразличный. Картины петербургской жизни очень мрачные. Они в некотором роде предвещают события, которые случились позже. Город то и дело зовет Башмачкина за собой, в пропасть.

Жители Петербурга сливаются в одно, как типичные представители этого города. Никто из них не имеет имени, разве что Гоголь обозначает как-то Петровича, портного. Именно Петербург становится главным врагом героя повести «Шинель» и убивает его. Благодаря описанию города, мы понимаем главную мысль произведения: в такой мрачной и безразличной среде нет места светлой и радостной жизни.

Петербург в повести

Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.

Мотив враждебности города

С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.

Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица. С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.

Живой Петербург

Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича». Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.

Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.

Функция городского пейзажа в повести

Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе «Ночь перед Рождеством». С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург — это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов. За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.

С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести «Шинель». Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.

Зимний город

Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.

Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы. Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного. Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.

Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз. Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича. Впрочем, продолжался он недолго.

Авторская оценка в повести

Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя «Шинель» иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий. Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность — переписывать, внося исправления, — Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея — купить шинель?

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Бездуховность в повести

Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга. В повести «Шинель» ярко и отчетливо проступает бездуховность главного героя. Он не может даже нормально говорить, он изъясняется какими-то предлогами и междометиями, что подчеркивает отсутствие в нем разума и души. Он настолько поглощен идеей приобретения шинели, что именно она становится его идолом. Сослуживцы Акакия Акакиевича жестокие, не умеющие сострадать. Начальство упивается своей властью и готово разорвать любого за неповиновение. А на место Башмачкина устраивается новый титулярный советник, о котором Гоголь говорит лишь то, что у него почерк выше и более наклонный.

Выводы

Таким образом, повесть Гоголя «Шинель» является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.

Акакий Акакиевич

Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.

Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда. Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга. В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.

Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, — отнюдь не плод его воображения. Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице. При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ Петербурга в русской литературе

Этот город подарил России Пётр Первый, воплотив в нём все передовые, хорошие и плохие идеи того времени. Петербург неразрывно связан с русской литературой. В нём жили и творили Достоевский, Пушкин, Толстой. Это не просто красивый и старинный город России, он является одним из главнейших центров русской культуры. Так каков же этот город в представлении тех, кто лучше всего выражает человеческие чувства, желания и мысли.

Иосиф Бродский отмечал, что в Петербурге есть загадка. Этот город формирует личность и накладывает на жителей свой особенный отпечаток. Лермонтов замечал, что люди Петербурга подвержены влиянию его неба. Его печальное равнодушие заставляет оцепенеть органы. Сердце и ум становятся пассивными, Максим Горький в одном из своих произведений («Жизнь Клима Самгина») утверждал, что Петербург ─город множества личин, который сочетает в себе как лучшее, так и худшее проявления этой жизни. А Некрасов в своих литературных трудах показывал нам город Петра с двух сторон: с видения мира вельмож и аристократов и с точки зрения крестьян и слуг, тем самым помогая познать читателю его двойственности.

Пушкин рисовал нам торжественную и строгую атмосферу Петербурга, передавая своими стихами задумчивую ночь, призрачный сумрак и блеск безлунный города на Неве. Каким бы плохим или хорошим не был Петербург в классических произведениях, в описании его неизменным остаётся всего лишь один факт: творческих людей тянет в этот город. Он является воплощением их жизней: такой же яркий и тусклый одновременно, печальный и весёлый, романтичный и циничный. Петербург ─ всё то, что несёт в себе противоречие. Почти каждый выдающийся русский литератор отводил этому городу особое место в своём творчестве. Петербург ─ один из самых упоминаемых городов в творчестве писателей России. Особенность его заключается в том, что он возводился на глазах людей, с уже сформировавшимся литературным языком. Петербург, в отличие от множества русских городов, относительно молодой центр страны, а люди всегда стремятся к новизне, поэтому в Петербург слетаются со всех уголков России люди различных взглядов, идеологий, подходов к творчеству, делая город самобытным и привлекательным.

Так что же значит Петербург для русской литературы? Я считаю в первую очередь это источник вдохновения для всех тех, кто созидал тот культурный пласт, что оставил глубокий след в общемировой культуре. Ведь недаром золотой и серебряный век русской литературы длились в годы активного развития именно этого города.

Вариант 2

Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.

Этот город действительно на протяжении своей относительно небольшой истории часто выступал своеобразным связующим звеном между Россией и европейской цивилизацией, а, если говорить в этом смысле о литературе, то между русской литературой и прогрессивными течениями других стран. Литературные революции тоже нередко происходили именно здесь и, наверное, какими бы удивительными не были другие города, образ Петербурга в русской литературе является наиболее ярким по сравнению с ними, он обладает уникальностью и своеобразием, имеет, ставшие классическим примерами (пушкинский, достоевского и другие) описания и пополняется новыми, наподобие примера из начала этого сочинения.

Охватить литературный образ города довольно трудно, тем не менее, возможно отметить некоторые вехи, а также точки в литературе, которые могут быть наиболее интересными. Безусловно, начать следует с классиков русской литературы: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Толстого. Все эти авторы говорят о городе, который способен быть просто великолепным в своем изяществе и привлекательности, но также может и проявляться как нечто таинственное и ломающее судьбы.

Конечно, тут следует учитывать столичный статус города, который многое менял в жизнях маленьких людей. Для них по большей части Петербург становится пространством трагедии, которая порой разворачивается в рамках мистической истории наподобие Носа, Двойника или Белых ночей. При этом также у Пушкина Петербург остается «Петра твореньем», великолепием, которое способно возвышать практически любого, живущего здесь. Толстой (и многие его современники) описывают город, как пространство балов и роскоши. В этом смысле следует отметить довольно характерный эпизод, когда дорогая коляска сбивает Мармеладова, в этом эпизоде довольно точное, контрастное описание города.

Наверное, самые мрачные образы рисуют Достоевский и Некрасов, которые сообщают про кровавую и полную грязи Сенную, про бедность, кабаки и распивочные, петербургских проституток и нищих, злых и подлых людей. Все это существует в рамках изгаженных подворотен, бедных домов и давящей атмосферы, города полусумасшедших, как называет его Свидригайлов. Серебряный век принес великолепные описания от Ахматовой, которые были посвящены красоте города и стихи Блока, которые часто говорили про революционный Петербург.

Другие сочинения: ← Главные герои сказки Огниво Андерсена↑ ДругиеОсновные темы и мотивы лирики Некрасова →

Образ Петербурга в русской литературе

Что мы знаем о Петербурге в русской литературе? Чем он характерен и чем отличается от других городов: Москвы, Пскова или Рязани? Чем же мрачный Петербург так привлекает поэтов и писателей? Ответы на все эти вопросы можно найти в великих произведениях русской литературы. Петербург в них представлен чем-то мрачным, тяжёлым, но, одновременно, порождающим воображение и поощряющим творческую деятельность. Петербург, зачастую, отдельный и вполне самостоятельный персонаж русской литературы (примеры: «Нос» Н. В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Этот персонаж может обладать как хорошими, так и плохими чертами, потому что каждый автор по-своему относился к Петербургу, по-своему выражал свои чувства к нему.
Каковы же основные характеристики Петербурга и какой же он бывает в произведениях русской литературы? Разберёмся в этом вопросе подробнее:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Петербурга в русской литературе 470 руб.
  • Реферат Образ Петербурга в русской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Образ Петербурга в русской литературе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Петербург бывает мрачным и тяжёлым. Этот город в силу своего географического расположения часто покрыт туманами, а серых дней в нем больше, чем солнечных. Однако, Петербург — это магнит для писателей и поэтов. Их вдохновляла и продолжает вдохновлять потрясающая архитектура Петербурга, его природа и погода, царящие в нем. Мрачным Петербург, зачастую представляется в русской литературе девятнадцатого века.
  2. Грязный, душащий город, подавляющий все светлое. В таком городе невозможно остаться светлым и дружелюбным человеком, надеяться на лучшее будущее. Город болен и люди в нем больны. Таким Петербург представлен в произведениях Федора Михайловича Достоевского — выдающегося русского классика.
  3. Революционный Петербург. Этот образ встречается в произведениях русской литературы начала двадцатого века, преимущественно в лирике. Здесь стоит учесть, что каждый автор по-своему понимал революцию и относился к ней по-разному. Например, в поэме «Двенадцать» А. Блока революция представлена всеобщей сумятицей и непониманием, бессмысленной жестокостью и варварством. Революционный Петербург в стихах Маяковского, напротив, представлен боевым, чистым и четким.
  4. Светлый и величавый Петербург. Такой образ Петербурга встречается в лирике Анны Ахматовой. Она восхищается своим любимым городом и его архитектурой в своих стихах, однако, тоже называет его холодным. Также величавый Петербург встречается в творчестве Ломоносова и Пушкина.
  5. Блокадный Ленинград. Этот образ Петербурга встречается в произведениях, посвященных войне. В тот период было неважно: плохой этот город или хороший, — важно было победить врага, отстоять свою родину, свою родную землю.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.

Замечание 1

Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.

Образ Петербурга в повести «Пиковая дама»

Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург — город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. В «Пиковой даме», «Домике в Коломне» и других «петербургских» его произведениях — описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. «Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет. Неподалеку от дома Жадимеровского, где квартировал поэт, на соседней Малой Морской улице (ныне — улица Гоголя) находился особняк, принадлежавший княгине Наталье Петровне Голициной (сейчас — дом 10). Предание нарекло этот особняк домом «Пиковой дамы». Черты Голициной, фрейлины при дворах пяти императоров, умной, властной старухи, пережившей свой век, узнавали современники в образе пушкинской графини. «Моя «Пиковая дама» в большой моде, — записывает Пушкин в дневнике вскоре после выхода повести в свет. — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…» Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга. У обрусевшего немца, офицера Германна, рождается дикая алчная жажда к деньгам, которая толкает его на ложь, обман и преступление. Если у Евгения («Медный всадник») рассудок помутился из-за горя, то у Германна в основе безумия — порок. В столице много сумасшедших: огромный город не щадит своих подданных. Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. После смерти графини она выгодно выходит замуж и … берет себе воспитанницу, с которой, вполне возможно, будет обращаться в соответствии с уроками, полученными в доме Томских. Абсурдна жизнь председателя общества богатых игроков «славного Чекалинского, проведшего весь свой век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги…». Молодые дворяне — офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра… Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. Она увлекается сочинениями мистика Сведенборга, повторяет сказки о легендарном Сен-Жермене, верит в привидения и чудесные карты. В «Пиковой даме» был окончательно создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга — столицы империи, города призрачно абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным социально.Пушкин язвительно в эпиграфе к повести «Пиковая дама» пишет об игроках: «Так, в ненастные дни, занимались они делом». Карты и карточная игра в конце XVIII — начале XIX века определенной культурной традицией в дворянской среде. К этой теме обращался не один Пушкин. Сюжет может показаться преувеличенно трагичным (по существу — убийство), но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал «страстей». Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь Голицин — знаменитый мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую), московскому барину Разумовскому. По мнению Ю.М.Лотмана, если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков. Пушкин говорит о карточной игре не как о единичном случае, а социальном, надо полагать, не лучшем явлении. Азартные игры при этом формально подвергались запрещению, как безнравственные, хотя практически процветали. Весь так называемый петербургский, императорский период русской истории отличен размышлениями над ролью случая, фатума. «Счастье» русского дворянина XVIII века складывается из столкновения многообразных, часто взаимоисключающих упорядоченностей социальной жизни. С одной стороны, система Табели о рангах, с другой, семейные и родственные связи открывали совсем иные пути и возможности, чем Табель о рангах, то есть нарушения закономерностей, воли «случая». Пушкин очень тонко уловил все эти нюансы, его Германн видит волю счастливого случая в возможности узнать тайну удачной игры у старухи, чтобы резко и вдруг стать богатым человеком, повысить свой общественный статус. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт. Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая. Пушкин не мог не знать биографии видного государственного деятеля николаевской эпохи С.С. Уварова, который был беден и незнатен, но сумел втереться в дом министра просвещения Разумовского и, разыграв сентиментальный роман, жениться на его дочери, некрасивой, но богатой, которая была старше жениха и уже потеряла надежду на брак. Благодаря женитьбе Уваров быстро пошел в гору: 32 лет от роду он сделался президентом Академии наук, занимал пост в министерстве финансов (он сыграет одну из главных неблаговидных ролей в драме жизни Пушкина). Таков Петербург, описанный Пушкиным в «Пиковой даме».

Похожие материалы:

  1. Германн — характеристика литературного героя ГЕРМАНН — герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» (1833). Г.— военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на…
  2. Истоки убийства Германом главной героини (по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Герой романа А.С. Пушкина Герман – молодой человек, обделённый крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один…
  3. Характеристика образа Германн Германн — молодой офицер («инженер»), центральный персонаж социально-философской повести, каждый из героев которой связан с определенной темой (Томский — с темой незаслуженного счастья; Лизавета Ивановна…
  4. Краткое изложение повести «Пиковая дама» «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерме-ном,…
  5. «Пиковая дама» изображение власти денег «Пиковая дама» (точная дата создания неизвестна, опубликована в 1834 г.) продолжает на современном материале ту проблему, которая была поставлена Пушкиным в «Скупом рыцаре» — изображение…
  6. Тайны произведения Пушкина «Пиковая дама» Тайна первая: отсутствие имени у Германна. Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть — фамилия). Докажем, что «Германн» —…
  7. Характеристика образа Старая графиня Анна Федотовна Старая графиня Анна Федотовна — восьмидесятилетняя старуха, в доме которой воспитывается бедная родственница Ли-завета Ивановна; хранительница тайны «трех карт»; олицетворение судьбы. Впервые появляется перед читателем…
  8. Характеристика образа Томский Павел Александрович Томский Павел Александрович — молодой князь, внук старой графини; поначалу кажется второстепенной фигурой, кем-то вроде игрока Нарумова (который «посредничает» между главным героем, Германном, и миром…
  9. Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный…
  10. Характеристика образа Лизавета Ивановна Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, невольно помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о чем читатель узнает из Заключения)…

Гоголь Николай Васильевич родился 20 марта 1809 года в Полтавской губернии. При рождении имел фамилию Яновский и происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских. В будущем Николай Васильевич самостоятельно оставил себе только первую часть родовой фамилии.

Безусловно Николай Васильевич был признанным классиком русской литературы. Его творчество оказало большое влияние на отечественную и мировую литературу, в частности это признавали Франц Кафка, Акутагава и многие другие.

Большинство биографов считают, что писатель был малороссом. Семья Гоголей-Яновских была многодетна, в семье было 12 детей, но большинство из них скончалось в младенчестве. Отец писателя был творчески одарен: отлично читал, писал пьесы, играл в театре. Возможно, что именно сценическая жизнь отца оказало влияние на развитие творческой личности будущего писателя.

Николай Гоголь

На домашнем обучении Николай был до 1818 года под наставничеством нанятого семинариста, изучая арифметику, грамоту и закон Божий. Продолжать образование Николая отправили в полтавское училище, а затем в Нежинскую гимназию на 8 лет обучения.

В это время впервые проявилось сатирическое дарование, способность к стихосложению и острый юмор Гоголя. Первым большим сочинением Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен». После окончания гимназии, получив отличный аттестат, Гоголь наобум отправляется в Петербург.

Здесь ему приходилось едва сводить концы с концами, жить, перебиваясь с хлеба на воду. Работы не было. Получилось снять для проживания крохотную комнату в доме на Большой Мещанской. Надеясь на заработки литературным трудом, Гоголь решается издать своего «Ганца», но книгу не покупают.

Более того, едкая заметка о его творчестве в «Московском телеграфе» повергают автора в полное уныние. Исполненный отчаяния, Гоголь на последние деньги скупил все экземпляры своей книги и сжег их дотла.

Почти год пребывал писатель в тоске и мелочных заботах о незначительных заработках. Ему посчастливилось устроиться писцом с жалованием в 50 рублей в месяц. Не Бог весть какие деньги, но Гоголь был рад и этому. Но безрадостная перспектива корпеть над бумагами всю свою жизнь совсем не вдохновляла Николая Васильевича.

Гоголь взялся за перо и уже в 1830 году была опубликована знаменитая новелла «Вечер накануне Ивана Купала» из знаменитого сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Далее увидели свет и следующие повести и рассказы, в которых писатель с искренней любовью описывал разгульную и веселую жизнь на Украине, страшные и смешные её предания. Пушкин пришел в неподдельный восторг от прочитанных «Вечеров» и напечатал о своих впечатлениях восторженную рецензию.

Материальное положение Гоголя немного поправилось, когда он устроился учителем истории в институт благородных девиц. Он сменил жильё на более просторное, ему казалось, что жизнь его налаживается. Он полон идей и пребывает в раздумьях над выбором дальнейшего проекта.

Гоголь хочет писать всемирную историю, полную историю Украины или всеобщую географию. Многие начатые им в это время произведения так и остались незаконченными. С помощью дружеской протекции, Гоголь получил место адъюнкт-профессора на кафедру всеобщей истории Петербургского университета. Это занятие его удручало, и Гоголь ушел с должности, чтобы снова заняться литературой.

Николай Гоголь

1834 и 1835 год стали самыми плодотворными в творчестве Николая Васильевича. Будучи еще совсем молодым человеком двадцати пяти лет, он проявил себя зрелым и серьезным автором. В эти годы он создал свои лучшие произведения: сборники повестей «Миргород» и «Арабески», куда вошли его самые знаменитые и любимые читателями произведения, а также «Женитьба», «Нос», «Мертвые души», «Шинель», начал писать «Ревизора». Гоголь стал родоначальником нового литературного направления – натурального или реалистического в противовес романтическому.

Произведения Гоголя просты и загадочны. Глубина его таланта с трудом укладывалась в одно направление. Возможно поэтому, произведения его настолько реалистичны и фантастичны одновременно. «Вий» стал последним произведением Гоголя на тему народной фантастики, все последующие книги были вполне реалистичны.

Но тема могущества зла беспокоила автора до конца. Последние слова главного героя повести «Портрет» говорят именно об этом. Гоголь был уверен, что психика человека — это путь проникновения зла, через которое антихрист воплощается в людях.

Безусловно очевидно, что знаменитый ирландский писатель и поэт Оскар Уайльд написал свой «Портрет Дориана Грея» после знакомства с «Портретом» Николая Гоголя. Сюжет произведений поразительно схож, как и основная проблема: преступление нравственных законов ради удовольствий.

Александр Сергеевич Пушкин посоветовал Гоголю задумать большое сочинение, и Гоголь начал «Ревизора». По словам самого автора, «Ревизором» он хотел произвести доброе влияние на общество. За два месяца комедия была закончена. На премьере «Ревизора» в Александрийском театре присутствовал сам император, знать, литераторы и критики, такие как Жуковский и Вяземский.

Но убогость декораций и бездарная игра актеров обратили премьеру в полный провал. Гоголь убит этим личным горем и пытается залечить душевные раны далеким путешествием. Он уезжает за границу и там продолжает работу над «Мертвыми душами».

Город Рим Гоголь выбрал своим основным местом  пребывания. Здесь он принимал лечение и отдыхал от гнетущих мыслей, гулял, завел знакомства, много читал и продолжал трудиться над поэмой. Со временем он осознает грандиозность своего произведения с его глубоким философским смыслом. 

Будучи глубоко религиозным человеком, каждый трудовой день Гоголь начинал с горячей молитвы. Сам автор писал: «Постепенно человека охватывают пошлые привычки света, условия, приличия. Опутывают и образуют скорлупу вокруг его души. А как попробуешь добраться до души – ея уже и нет, остался окременевший кусок…». Поэмой Гоголь хотел вскрыть людские пороки, направить человека на путь исправления и нравственного подъема.

Первый том книги был привезен Гоголем в Россию и издан в 1842 году. Книга разошлась мгновенно и стала самым известным произведением того времени. Но, по мнению автора, должного оздоровительного эффекта на общество она не произвела. Более того,  автор был измучен работой над поэмой. Она далась ему слишком тяжело.

Писатель занемог, он чувствовал нарастающий упадок сил. Прогрессировала его детская болезнь, симптомы которой можно определить оцепенением, замерзанием. Напряженная умственная работа провоцировала ухудшение болезни. Гоголь считал это бесовскими проделками и боролся с болезнью, как с атаковавшим его антихристом.

Под воздействием своего гнетущего состояния, Гоголь сжигает свой пятилетний труд — первую редакцию второго тома «Мертвых душ». Сам автор напишет в этот день: «Не легко было сжечь труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка доставалась потрясением, где было много такого, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу. Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержание вдруг воскресло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в какой еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным».

Религиозно-нравственное учение Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» стала его любимым произведением, но в России она наделала шума и была раскритикована и даже названа вредной. Аксаков написал Гоголю, что книга наполнена заблуждениями, а духовенство буквально рассердилось на писателя.

Николай Гоголь

Такого поворота событий Гоголь не ожидал. Он переезжает в Москву и знакомится со священником Матвеем Константиновским. Благодаря этому знакомству, Гоголь обретает спокойствие и просветление. Гоголь продолжил работу над поэмой, а также над «Божественной литургией» и книгой «О любви к Богу и самовоспитании».

Вторая часть «Мертвых душ» была завершена летом 1851 года, но автор не мог остановиться – постоянно правил и переписывал страницы. По мнению тех, кто успел увидеть это произведение – оно даже превосходило первый том и было великолепным. Великий Николай Васильевич унес с собой в могилу тайну тех обстоятельств, которые побудили его сжечь полностью свой труд.

После смерти своей сестры, Гоголь сам стал готовиться к смерти. По свидетельству Плетнева, он позволял себе лишь несколько капель воды с красным вином. В остальное же время молился на коленях перед образами и отвечал всем: «Оставьте меня, мне хорошо». В этом состоянии он кинул в огонь все свои рукописи. И с этого момента быстро стал слабеть и скончался 21 февраля 1852 года.

  • Сочинение на тему петербург достоевского в романе преступление и наказание
  • Сочинение на тему песнь о роланде
  • Сочинение на тему песнь о вещем олеге 7 класс кратко
  • Сочинение на тему петербург и его обитатели в изображении гоголя
  • Сочинение на тему петербург в литературе первой половины 19 века