Сочинение.
Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»
Сюжет комедии «Ревизор», так же как и сюжет бессмертной поэмы «Мертвые души», был подарен Гоголю А.С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: «Я помешался на комедии». В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В «Театральном разъезде» Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и «электричества чин». «Электричества чин» и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов,а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей», Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения». Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет», Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен», Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек». Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке». Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и т.п. Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…» Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а больше всех мне!» Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших». Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.
После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в «Театральном разъезде»: «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был — смех».
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.
Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.
Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.
Сочинение на тему: «Петербург в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)»
В кратком сочинении «Петербург в повести «Шинель» Николая Гоголя мы рассмотрим образ Петербурга и его роль в жизни главного героя.
Этот город имеет непосредственное влияние на судьбу Акакия Акакиевича. Петербург сыграл свою роль и в жизни самого Гоголя, поэтому писатель уделяет особое внимание описанию этого города.
Главный герой все время находится под воздействием Петербурга и его жителей. Башмачкин – маленький человек, работающий в одном из департаментов, название которого Гоголь не говорит. Тем самым автор подчеркивает, что таких департаментов по всему Петербургу было очень много. Еще один интересный факт: имена сотрудников Акакия Акакиевича также остаются за кадром, а высокопоставленных чиновников Гоголь называет «значительное лицо».
Все жители Петербурга как будто сливаются в единую массу. Башмачкин выглядит среди них одиноким и потерянным. По дороге на работу его сопровождают унылые петербургские пейзажи. Оглядываясь по сторонам, Акакий Акакиевич видит грязные улицы. Бросаются в глаза высокие черные лестницы домов. Все вокруг изображено в серых и черных тонах. Эти цвета угнетают и навевают полную тоску. Этот Петербург совсем не похож на современный, с его прекрасными видами и белыми ночами.
Настораживает и запах петербургских улиц. Все здесь протухшее, пропахшее «спиртуозным запахом». Именно такие цитаты Гоголя описывают город. Когда Акакий Акакиевич идет на работу, то видит, как с домов выбрасывают разного рода помои, потом это все прилипает к его обуви и одежде. Петербургский климат и вовсе не подходит Башмачкину. Гоголь обращает пристальное внимание на цвет лица своего героя. Он выглядит несколько «геморроидально».
Собственно, из-за петербургского климата и начинаются все проблемы Акакия Акакиевича. Больше всего петербуржцам досаждал зимний ледяной мороз. Он кусал их за все, что было более или менее доступно для него. Абсолютно все страдали от петербургского мороза. Но больше всего доставалось бедным, ведь им не было чем защищаться от его слепых уколов. Жертвой петербургского мороза стал и Башмачкин. Шинель Акакия Акакиевича больше не могла спасать его от злых морозов. То и дело они добирались к нему и жалили.
В один момент Башмачкин понял, что больше не выдержит этого и решил подлатать старую шинель. Но она, к сожалению, уже была непригодна даже для подшивания. В итоге выход был только один – купить новую. Акакий Акакиевич из-за сбора денег на новую шинель полностью меняет свою жизнь. Он экономит буквально на всем, и это приносит свои плоды. Интересно, что этот маленький человек меняет даже ходьбу, чтобы не стереть подметки. И тут Петербург сопротивляется ему, подкладывая под ноги свои холодные камни и плиты.
Однажды, следующей зимой, он появляется на работе уже в новой шинели. Все отмечают это и поздравляют его. Но мечта заканчивается трагизмом. Эту шинель у него уворовывают. И здесь снова Петербург напоминает о своей холодности и равнодушии. Петербургский ветер тут же берется за охлаждение живого оголенного организма Башмачкина, надувает ему за шиворот и максимально охлаждает его.
Естественно, поддавшись таким пыткам, Акакий Акакиевич замерзает, распухает и серьезно заболевает. Переживания Башмачкина по поводу украденной шинели приводят к смерти. Но даже умерев, Акакий Акакиевич не оставляет этот город. Он превращается в призрак, который стаскивает с чиновников теплые шинели, тем самым восстанавливая справедливость. Интересно, что Петербург становится на его защиту. Он как будто бы помогает Башмачкину отыскать своего обидчика.
То есть Акакий Акакиевич только тогда сроднился и слился с городом, когда стал призраком, таким же мрачным, прозрачным, страшным и гнусным, как и сам Петербург. Когда Башмачкин наконец находит того, из-за которого вынужден был страдать, а позже и умереть, то стаскивает с него шинель. И ему же в тон действует город. Он тут же поднимает свои холодные пронзительные ветра, взбудораживает ими снег и бросает все это в глаза тому «значительному лицу», которое на самом деле было повинно в трагедии Акакия Акакиевича.
Об этом городе ходит много легенд. Одна из них гласит, что все эти немые и страшные высокие дома, прекрасные огни построены на человеческих костях. Возможно, Николай Гоголь также придерживается этой теории. Только так можно объяснить тот факт, что Башмачкин становится родным Петербургу лишь после смерти.
Петербург занимает ключевое место в повести Николая Гоголя «Шинель». Несмотря на то, что здесь живет много людей, сам город всегда холодный и безразличный. Картины петербургской жизни очень мрачные. Они в некотором роде предвещают события, которые случились позже. Город то и дело зовет Башмачкина за собой, в пропасть.
Жители Петербурга сливаются в одно, как типичные представители этого города. Никто из них не имеет имени, разве что Гоголь обозначает как-то Петровича, портного. Именно Петербург становится главным врагом героя повести «Шинель» и убивает его. Благодаря описанию города, мы понимаем главную мысль произведения: в такой мрачной и безразличной среде нет места светлой и радостной жизни.
Петербург в повести
Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.
Мотив враждебности города
С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.
Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица. С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.
Живой Петербург
Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича». Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.
Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.
Функция городского пейзажа в повести
Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе «Ночь перед Рождеством». С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург — это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов. За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.
С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести «Шинель». Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.
Зимний город
Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.
Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы. Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного. Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.
Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз. Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича. Впрочем, продолжался он недолго.
Авторская оценка в повести
Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя «Шинель» иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий. Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность — переписывать, внося исправления, — Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея — купить шинель?
Сочинение про Петербург в произведении
В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».
Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.
В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.
Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.
В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.
Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…
В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.
Бездуховность в повести
Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга. В повести «Шинель» ярко и отчетливо проступает бездуховность главного героя. Он не может даже нормально говорить, он изъясняется какими-то предлогами и междометиями, что подчеркивает отсутствие в нем разума и души. Он настолько поглощен идеей приобретения шинели, что именно она становится его идолом. Сослуживцы Акакия Акакиевича жестокие, не умеющие сострадать. Начальство упивается своей властью и готово разорвать любого за неповиновение. А на место Башмачкина устраивается новый титулярный советник, о котором Гоголь говорит лишь то, что у него почерк выше и более наклонный.
Выводы
Таким образом, повесть Гоголя «Шинель» является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.
Акакий Акакиевич
Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.
Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда. Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга. В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.
Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, — отнюдь не плод его воображения. Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице. При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Практическая
часть
Домашнее
задание
Дата проведения
1
Введение. Русская литература 19 века в контексте
мировой культуры.
1
лекция
Составление плана
Стр.3-5, в.1
03.09
2
Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
1
Лекция
Составление конспекта
Заполнить таблицу в
тетради
04.09
3
А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Гуманизм лирики
поэта.
1
Комбиниро-ванный урок
Беседа
Выразительное
чтение оды Пушкина «Вольность», комментирование текста
08.09
4
А.С. Пушкин. Историческая концепция пушкинского
творчества.
1
Комбинированный урок
Анализ лирического
текста
Составить
хронологическую таблицу по биографии А.С.Пушкина
10.09
5
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и
михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление.
1
Комбинированный урок
Анализ текста
Подобрать
опорную лексику и лексические обороты к теме «Мировосприятие поэта»
11.09
6
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
1
«Литературный
портрет»
Систематизация
материала, составление плана-конспекта
Устное
сочинение «Стихотворение А.С.Пушкина, которое мне нравится»
15.09
7
Эволюция темы свободы и рабства в лирике
А.С.Пушкина. Ода «Вольность»
1
Комбинированный
урок
Анализ
стихотворений «Пророк» и «Поэт»
Прочитать
оду «Вольность»
17.09
8
Философская лирика А.С.Пушкина. Рр Подготовка к
домашнему сочинению.
1
Урок развития речи
Комбинированный урок
Анализ лирических
произведений
Составит
подробный план, подобрать цитаты для написания сочинения
18.09
9
Тема жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина.Рр Домашнее
сочинение №1 по лирике А.С.Пушкина.
1
Комбинированный урок
Анализ
лирических стихотворений и поэмы «Демон»
Выполнить
задание из прикрепленного файла
22.09
10
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный
всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького
человека» в поэме «Медный всадник».
1
Комбинированный урок
Лекция,
беседа. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, конспектирование материала.
Выявление частного и общего
Выполнить
задание из прикрепленного файла
24.09
11
Образ Петра I как царя -преобразователя в поэме
«Медный всадник».
1
Комбинированный урок
Анализ
стиля, монологическая речь,
25.09
12
Социально-философские проблемы поэмы «Медный
всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
1
Урок внеклассного чтения
№2
Комбинированный урок
Анализ
текста, особенностей композиции и авторского замысла, проблемное изложение
Прочитать
поэму «Демон» , вопросы в тетради
29.09
13
Рр Подготовка классному сочинению по творчеству
А.С.Пушкина.
1
РР,
контроль ЗУН
Подготовка
к контрольной работе по литературе первой половины XIX века
Подготовить
цитаты, план сочинения
01.10
14
Рр Написание сочинения №2 по творчеству А.С.Пушкина.
1
Контроль ЗУН
Зачётная работа по теме
«Из литературы 1-й половины XIX
века»
Подготовить
сообщение » Интересный факт из жизни М.Ю. Лермонтова
02.10
15
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и
мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
1
Усвоение
новых знаний
Обзор русской литературы
второй половины XIX века.
см.задание
от 06.10
06.10
16
Молитва как жанр в лирике М.Ю,Лермонтова.
1
Усвоение
новых знаний
Обзор русской
журналистики второй половины XIX века.
Подготовить
устное сочинение на тему «Особенности лирики М.Ю. Лермонтова»
08.10
17
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.
1
Усвоение
новых знаний
Анализ лирического
текста
Указать
худ. особенности стихотворения «Молитва»
09.10
18
Анализ стихотворений «Валерик»,
«Завещание»
1
Повторение изученного
Анализ лирического
текста
проанализировать
стихотворение Лермонтова (3 четверостишия)
13.10
19
Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
1
Повторение изученного
Анализ лирического
текста
Ответить
письменно на вопросы (см. в тетрадь
16.10
20
Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих
отношений. «Выхожу один я на дорогу…»
1
Повторение изученного
Анализ лирического
текста
Выписать
средства художественной выразительности и примеры
15.10
21
Вн/чт Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
1
Повторение изученного
Анализ лирического
текста
Письменный
анализ текста стихотворения(любое)
20.10
22
Вн/чт Адресаты любовной лирики Лермонтова.
1
Повторение изученного
Анализ лирического
текста
Сообщение
об одном адресате
22.10
23
Рр Подготовка к классному сочинению по творчеству
М.Ю. Лермонтова.
1
Повторение
изученного
Цитаты, составление
подробного плана
Составить
подробный план
23.10
24
Рр Классное сочинение №3 по творчеству М.Ю.
Лермонтова
Повторение
изученного
Прочитать
рассказ М.Булгакова «Полотенце с петухом»
27.10
2 четверть
25
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические
произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и
эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»
1
Усвоение
новых
знаний
Составление хронологической
таблицы
26
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ
Петербурга. Аналитический характер русской прозы
1
Комбинированный
урок
Монологическая
речь
27
Правда и ложь, реальность и фантастика в
повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода
1
Практикум
Составление
цитатного плана
28
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в
сборнике «Петербургские повести»
1
Комбинированный урок
Обобщение материала
29
Рр Подготовка к классному сочинению по
творчеству Н. В. Гоголя
1
Урок-обобщение с использованием материалов раздела учебника и
рекомендуемой литературы.
Обобщение материала
30
Рр Сочинение № 2 по творчеству Н. В.
Гоголя
1
Комбинирован-ный урок
Работа с текстом
31
Обзор русской литературы
второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое
значение русской классической литературы
1
Развитие речи
Конспектирование
32
И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и
творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и
нравственная проблематика.
1
Усвоение
новых знаний
Конспектирование-схематизация
материала, сообщения учащихся
33
И.А. Гончаров .«Обрыв». Особенности композиции
романа.
1
Комбинированный урок
Беседа
34
Обломов — «коренной народный наш тип».
Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в
их отношении к Обломову
1
Комбинированный урок
Анализ эпизода
35
«Обломов» как роман о любви.
Авторская позиция и способы ее выражения в романе
1
Комбинирован-ный урок
Анализ
эпизодов романа, аналитический пересказ, развёрнутое обоснованное суждение
36
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов»
в русской критике
1
Комбинированный урок
Сопоставительная
характеристика героев, анализ эпизода
37
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции
русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.
1
Развитие
речи
Письменная работа
38
Драма «Гроза». История создания, система
образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл
названия
1
Усвоение
новых знаний
Конспектирование,
словесное рисование,
рассказ
о писателе
39
Драма «Гроза». История создания, система
образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл
названия
1
Комбинированный урок
Беседа,
аналитический пересказ
40
Город Калинов и его обитатели.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт
купечества
1
Комбинированный урок
Анализ
эпизодов, сравнительная характеристика, составление опорного конспекта
33
Протест Катерины против «темного
царства». Нравственная проблематика пьесы.
1
Усвоение
новых знаний
Свободная
работа с текстом произведения.
34
Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
1
Практикум
Анализ эпизодов
35
Проверочная работа по
творчеству А.Н. Островского
1
Урок- обобщение с привлечением критического
Индивидуальные задания,
ответы на вопросы
36
Рр Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»
1
Комбинированный урок
Выразительное чтение
стихотворений в прозе, презентация
37
Рр Написание классного сочинения по пьесе «Гроза»
1
Развитие
речи
Сочинение
38
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской
литературе
1
Усвоение
новых знаний
Конспектирование,
словесное рисование,
рассказ о писателе
39
И. С. Тургенев — создатель русского
романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.
1
Развитие
речи
Конспектирование,
спор-дискуссия
40
Базаров — герой своего времени. Духовный
конфликт героя
1
Комбинированный
урок
Анализ
эпизодов, характеристика героя, составление опорного конспекта
42
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
1
Комбинированный
урок
Конспектирование,
словесное рисование, рассказ о писателе
43-44
Любовь в романе «Отцы и дети»
2
Комбинированный
урок
Анализ
лирического текста с выразительным чтением
45
«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
1
Комбинированный
урок
Групповая
работа, сообщения учащихся, чтение стихов
46-47
Рр Анализ
эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
2
Комбинированный
урок
Групповая
работа, сообщения учащихся, чтение стихов Групповая работа, сообщения
учащихся, чтение стихов
48-49
Зачетная работа за первое полугодие
2
Комбинированный
урок
Аналитическая
работа с текстом поэмы