-
- Чеснова Мария Геннадьеана
Система уроков литературы в 6 классе
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина»
в рамках формирования функциональной грамотности
Чеснова Мария Генадьевна
1.Введение. Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
2.Что значит функциональное чтение?
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
3.Чему мы должны научить детей?
1.Выделять главную мысль текста или его частей.
2.Понимать информацию, содержащуюся в тексте.
3.Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
4.Применять информацию из текста в изменённой ситуации.
5.Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
4. Как научить?
Приёмы осмысления текста
- Постановка вопросов к тексту
- Составление сводной таблицы
- Представление текста в форме тезисов
- Представление текста в виде графической схемы
- Составление плана
- Комментированное чтение
- Логическое запоминание
Урок 1. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник произведения.
- История создания
- Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. (Прежде чем знакомиться с летописным источником, вспоминаем, что такое летопись и от теоретических вопросов приходим к проблемному: чем нам могут быть интересны летописи?). Это мотивирует к более внимательному осмыслению летописного источника. Видео 1
- Летописный источник «Песни о вещем Олеге»
- Чем Пушкина могла поразить летописная история? ( Позволяет соотнести свой жизненный опыт с полученной информацией) Видео 2
- Лексическая работа. Объясняем устаревшие слова. Информацию ученики получают из обучающего видео https://www.youtube.com/watch?v=-Px6ycwBvJA «Исторический комментарий к «Песни о вещем Олеге»» В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий также актуальны толковый и энциклопедический словари. Видео 3.
- Домашнее задание. Читать «Песнь о вещем Олеге» Прием «Двойной дневник».
Что вас поразило в балладе?
Какие эпизоды взволновали более всего? Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то текст дома, вне учебной аудитории. Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Урок 2.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Анализ произведения.
- Проверка домашнего задания. Видео 4.
- Отличаются ли события летописи от событий, описанных в балладе Пушкина? (Сопоставление и соотнесения старой и новой информации). Видео 5.
- План произведения. (Умение выделять смысловые части произведения, определять главную информацию). Видео 6.
- Почему же Олег принимает смерть от коня?(Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей).Видео 7.
Урок 3.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности произведения.
- Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Слайд 1.
- Работа с изобразительном — выразительными средствами.
- Соотнесение прочитанного с иллюстративным материалом. Литература тесно связана с другими видами искусства. Изобразительное искусство — хороший помощник в формировании читательской грамотности школьника. Есть множество технологий, помогающих развить навыки смыслового чтения при помощи иллюстративного материала. Например,прием «прогнозирования»: предложить ученикам иллюстрации к произведению до начала знакомства с текстом и попросить их предположить, каков сюжет произведения. Или предложить ученикам упорядочить иллюстрации согласно сюжету. Но во время изучения «Песни…» я решила использовать другую технологию.
- «Режиссерский комментарий» . Подобрать к иллюстрациям цитаты, которые соотносятся с эпизодами, изображенными на иллюстрациях. Этот прием позволяет перевести прочитанный текст на язык графики или живописи, так ученики понимают, информация может быть представлена в разных видах и формах, а иллюстрации являются своеобразным комментарием к художественному тексту. Видео 8.
5. Заключение.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
You have no rights to post comments
Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.
Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе
Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.
Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:
- Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
- Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
- Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
- Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
- Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:
Тип задания | Кол-во | Максимальный балл |
С кратким ответом | 7 | 7 |
С развёрнутым ответом ограниченного объёма | 4 | 28 |
С развёрнутым ответом (сочинение) | 1 | 15 |
За грамотность | — | 5 |
При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.
Содержание кодификатора на 2022 год
Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.
Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.
Требования к уровню подготовки
Выпускник 11 класса должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Выпускник 11 класса должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.
Элементы содержания
В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Художественный образ. Художественные время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Историзм. Народность. Психологизм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
- Литературная критика.
Список литературы
Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.
Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с текстом новых произведений.
Из древнерусской литературы
- «Слово о полку Игореве»
Из литературы XVIII в.
- Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
- Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Из литературы первой половины XIX в.
- В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
- В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
- А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
- А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
- А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
- М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
- Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Из литературы второй половины XIX в.
- А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
- И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
- А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
- И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
- Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
- Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
- Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
Из литературы конца XIX – начала XX в.
- А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
- А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
Из литературы первой половины XX в.
- И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
- М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
- М. Горький. Пьеса «На дне»
- А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
- А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
- В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
- В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
- С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
- О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
- А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
- А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
- М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
- М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
- М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
- М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
- А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
- А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
- Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
- Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
- А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
- А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
- А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Из литературы второй половины ХХ в.
Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).
Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.
Читайте также:
- ЕГЭ по литературе в 2022 году
- Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
- Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
Ковалевский П.И. написал монографию «Русский национализм и национальное воспитание». Данная книга интересна и не потеряет свою актуальность многие десятилетия, потому что в ней рассказывается о национализме России, о национальном воспитании подрастающего поколения, и даже взрослого человека.
Мне было интересно, почему выдающийся русский психиатр, политический публицист и общественный деятель написал такую легендарную и большую работу именно этнического характера. Книга посвящена русской нации и русскому национализму. Ковалевский П.И. собрал в книге несколько сочинений, написал о он их в период участия во Всероссийском национальном союзе.
Хотя понятия «нация» и «национализм» сами по себе не интересные понятия и изучать их особо не хочется, но этот автор в своей работе описывает их доступно и понятным образом для читателя. Работа сама по себе классическая и описываются этапы становления нации в нашей стране.
Сама по себе я не любитель истории, но описание исторических моментов становления русской нации очень интересно, как наступали татаро-монгольское иго, как русские бежали на финскую территорию. На самом деле Ковалевский описывает так почти всю территорию России, начиная от Днепра, севера и юга России, дальше переходит к описанию национализма Сибири.
Мне кажется, данная книга создана для того, чтобы русский народ, прочитав ее испугался, что русский национализм исчезнет, угаснет. Ведь на самом деле, ситуация очень интересна, важно сохранить русский национализм на масштабном уровне и важно понять, что можно формировать у подрастающего поколения национальную воспитанность.
Данная книга дала мне большие знания, еще потому, что в ней не только политическая составляющая, но и история, география, этнология, культура нашего народа. После описания исторических моментов сметания народа с другими нациями, автор описывает правление Петра Великого. Здесь уже идет упор на образование на более моральную составляющую русской нации. Вообще, книга будет интересна не только взрослым, но и подросткам, Ковалевский вселил в нее дух нации, дух культуры народа. Прочитав ее реально хочется сохранить в памяти ту историю, ту культуру, которая формировалась очень давно и долго-долго.
Под национальным воспитанием Ковалевский осознает совокупность нескольких вещей. Это природа вокруг нас, свойства и особенности нации, а также моральная составляющая национального воспитания (духовные, душевные и телесные составляющие).
Книга П.И Ковалевского вроде и размышления об истории страны, а с другой стороны данная книга показывает истинную борьбу правителей с народом с либерализмом и крестьянами.
Национализм П.И. Ковалевского как-бы выше образования, он хочет показать нам читателям, что не должно быть презрения и слабости к своему народу, должен быть единый дух.
В своей первой части автор описывает понятия «народ», «национализировать», «национальное воспитание», начинает описывает понятия именно от древних племен, которые жили семьями, их обрядов, природы и гор. Описывая живописные места племен, он обращается к историкам, цитирует их мнение, но его мнение мне было интересно больше. Ковалевский как-бы говоря про них, еще раз отождествляет их понимание и дает более понятное и полное определение к термину или понятию.
Вторая часть больше посвящена национальному воспитанию и образованию, а также мощно описывает характер русского народа. Русский народ автор описывает через великих людей и продолжает обычным народом, который имеет общий дух. Общую силу и отражает свою историю веками. Вроде читаешь книгу, много примеров и цитат известных политиков, писателей и через них еще лучше понимаешь определение П.И. Ковалевского. Еще интересно мнение автора о том, что нашей страны боялись еще тогда, а ведь не зря наша история даже после написания этой книги, стала именно такой. Она прошла Великую Отечественную войну, она ее победила именно из-за русского национализма, из-за той мощи и силы, которая была в ней и которую заметил именно Ковалевский и так хорошо ее описал. Восхищение вызывает еще то, что Россия смогла сдержать в себе столько людей и собрать их в один дух.
Книга на самом деле, меня впечатлила и дала многому объяснение. Если в начале я хотела просто понять эту книгу, в конце у меня появились интересные мысли не только о нации, о русской нации, но и о том, как наша страна, пройдя столько испытаний, осталась такой самодержавной, великой и многонациональной. А ведь благодаря русской нации, благодаря всем периодам исторического развития Россия такая, какая она есть сейчас. Данная работа учит ценить Родину, учит истории, учит тому, что было непонятно в обыденной учебе. Национализм нужно развивать нужно ценить этнос, народы России. Прочитав книгу, хочется почитать народ еще больше, хочется сохранить это национализм и передать другим.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). — М.: Просвещение, 2010» (страницы 28-36) и реализована в УМК «В.Я. Коровина. Литература: 7 кл.: Учеб.– М.: Просвещение, 2014».
УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
· освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
· овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Индивидуальному обучению на дому отводится час в неделю, в год 35 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов по плану | Индивидуальное обучение на дому |
| Фольклор | 4 | 2 |
| Древнерусская литература | 5 | 2 |
| Русская литература 18 в. | 3 | 2 |
| Русская литература 19 в. | 39 | 20 |
| Русская литература 20 в. | 12 | 6 |
| Зарубежная литература | 6 | 2 |
| Итоговый контроль | 1 | 1 |
ИТОГО: | 70 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу,мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыниИмператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро…»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимостисострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образностидагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота…». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой…». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина…» (на выбор).
Произведения для самостоятельного чтения
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами…».
А. А. Фет. «Уснуло озеро…». Буря. «Я пришел к тебе с приветом…».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А. А. Блок. «Ветер принес издалека…». «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить…». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать…». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен знать:
· содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
· наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
· основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
· основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
· работать с книгой
· определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
#1. Какой из перечисленных примеров можно отнести к проявлению явления электризации
B. движение воздушных слоев атмосферы
B. движение воздушных слоев атмосферы
A. притяжение одежды к телу при ходьбе
A. притяжение одежды к телу при ходьбе
C. притяжение всех тел к Земле
C. притяжение всех тел к Земле
#2. Диэлектрик – это вещество
B. через которое не могут пройти заряды какого-либо одного знака
B. через которое не могут пройти заряды какого-либо одного знака
A. непроводник, который легко электризуется
A. непроводник, который легко электризуется
C. через которое заряды пройти не могут (непроводник)
C. через которое заряды пройти не могут (непроводник)
#3. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела
B. притянутся; оттолкнутся
B. притянутся; оттолкнутся
C. притянутся в обоих случаях
C. притянутся в обоих случаях
A. в том и другом случае оттолкнутся
A. в том и другом случае оттолкнутся
#4. Действие одного наэлектризованного тела передается на другое
B. через вакуум
B. через вакуум
A. посредством электрического поля
A. посредством электрического поля
C. через воздух
C. через воздух
#5. Как можно уменьшить отрицательный заряд электрона наполовину
B. соединить электрон с незаряженной частицей
B. соединить электрон с незаряженной частицей
A. отделить от электрона половину отрицательного заряда
A. отделить от электрона половину отрицательного заряда
C. заряд электрона нельзя ни уменьшить, ни увеличить
C. заряд электрона нельзя ни уменьшить, ни увеличить
#6. К шарику, подвешенному на шелковой нити, подносят положительно заряженную палочку, и шарик притягивается к ней. Заряжен ли шарик
B. шарик может быть не заряжен или иметь отрицательный заряд
B. шарик может быть не заряжен или иметь отрицательный заряд
A. заряжен отрицательным зарядом
A. заряжен отрицательным зарядом
C. заряжен положительным зарядом
C. заряжен положительным зарядом
#7. Как можно увеличить отрицательный заряд электрона наполовину
C. отделить от электрона половину отрицательного заряда
C. отделить от электрона половину отрицательного заряда
A. заряд электрона нельзя ни уменьшить, ни увеличить
A. заряд электрона нельзя ни уменьшить, ни увеличить
B. соединить электрон с заряженной частицей
B. соединить электрон с заряженной частицей
#8. Электроскоп – это прибор для
A. электризации тел
A. электризации тел
C. изучения электрических явлений
C. изучения электрических явлений
B. обнаружения электрических зарядов
B. обнаружения электрических зарядов
#9. На основе строения атома явление электризации тел представляет собой
B. перемещение электронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
B. перемещение электронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
A. перемещение протонов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
A. перемещение протонов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
C. перемещение нейронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
C. перемещение нейронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое
#10. В центре атома находится
B. электрон
B. электрон
C. ядро
C. ядро
A. протон
A. протон
#11. Эбонит при трении о шерсть заряжается
C. положительно
C. положительно
B. отрицательно
B. отрицательно
A. не заряжается
A. не заряжается
#12. От атома гелия отделился один электрон. Как называется оставшаяся частица
A. нейтральный атом
A. нейтральный атом
B. отрицательный ион
B. отрицательный ион
C. положительный ион
C. положительный ион
#13. Электрический заряд бывает
B. отрицательным
B. отрицательным
A. только положительным
A. только положительным
C. разным
C. разным
#14. Тело, которое наэлектризовано
B. приходит в движение
B. приходит в движение
C. охлаждается
C. охлаждается
A. притягивает к себе другие тела
A. притягивает к себе другие тела
#15. Если наэлектризованное тело отталкивается от стеклянной палочки, натёртой о шёлк, оно заряжено
B. отрицательно
B. отрицательно
C. не заряжается
C. не заряжается
A. положительно
A. положительно
#16. Если к легкой гильзе, подвешенной на нити, поднести отрицательно заряженную палочку, то на ближайшем к палочке конце образуется … электронов и эта сторона зарядится …
C. недостаток … положительно
C. недостаток … положительно
B. избыток … положительно
B. избыток … положительно
A. недостаток … отрицательно
A. недостаток … отрицательно
#17. Силой электрического поля называют силу, с которой
C. электрическое поле действует на электрический заряд
C. электрическое поле действует на электрический заряд
A. молекулы воздуха действуют на электрический заряд
A. молекулы воздуха действуют на электрический заряд
B. электрический заряд действует на окружающие его тела
B. электрический заряд действует на окружающие его тела
#18. Процесс перераспределения электрических зарядов, имеющихся в телах, в результате чего тела приобретают заряды противоположных знаков
B. заряд тел
B. заряд тел
A. диэлектризация тел
A. диэлектризация тел
C. электризация тел
C. электризация тел
#19. Как наэлектризовать любое тело
B. надо подобрать материал, который наэлектризует данное тело
B. надо подобрать материал, который наэлектризует данное тело
A. любое тело нельзя наэлектризовать
A. любое тело нельзя наэлектризовать
C. потереть его чем-нибудь
C. потереть его чем-нибудь
#20. При электризации трением оба тела получают заряды
B. разные по величине и противоположные по знаку
B. разные по величине и противоположные по знаку
C. равные по величине и одинаковые па знаку
C. равные по величине и одинаковые па знаку
A. равные по величине и противоположные по знаку
A. равные по величине и противоположные по знаку