Сочинение на тему песнь о вещем олеге 7 класс кратко

Сочинения по литературе пушкин анализ баллады песнь о вещем олеге стихотворение песнь о вещем олеге была написана александром сергеевичем пушкиным
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».

Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути. 

Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.

На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся.  Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.

Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.

«Песня о вещем Олеге» — это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»

Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?

Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.

И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.

Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Популярные сегодня темы

  • Характеристика героев сказа Медной горы Хозяйка

    Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

  • Сочинение по картине Мартовский снег Грабаря 3 класс

    Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление

  • Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка Пушкина 8 класс

    Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

  • Анализ сказки Снежная королева Андерсена

    Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,

  • Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? сочинение

    В современном мире сложно отрицать положительное влияние технического прогресса на человека. Роботы и всякого рода техника облегчает жизнь, превращает каждодневный труд в приятное времяпрепровождение

А.С. Пушкин всегда проявлял интерес к отечественной истории. Он читал многие рукописи, изучал исторические книги и документы. Однажды во время южной ссылки ему в руки попалась «Львовская летопись», в которой поэт нашёл предание о смерти князя Олега. Оно поразило Александра Сергеевича и послужило основой для создания замечательной литературной баллады «Песня о вещем Олеге». В ней автору не только удалось сохранить точность сказания, изложенного летописцем, но и, используя яркие образы, воссоздать прошлое, а также выразить личные мысли и чувства.

Пушкин воспевает храброго князя Олега – одного из основателей Киевской Руси. Значительную часть жизни он провёл в сражениях и походах. Прославил своё имя множеством побед. Враги его боялись, а народ восхвалял в легендах и дал ему прозвище «Вещий», то есть «мудрый, всезнающий».

Как и большинство людей той далёкой поры, князь в трудную минуту обращается к кудеснику – вестнику богов. Он обещает старцу богатую награду, поскольку хочет заглянуть в будущее и узнать собственную судьбу. Покорный Перуну волхв отказывается от княжеского дара, однако сообщает Олегу, что тот выиграет ещё немало битв. Смерть же примет от коня, годами верно служившего ему. Князь решает, что сможет избежать предначертанных свыше событий, и даёт слугам распоряжение поменять коня.

Всё то, что предсказал кудесник сбылось. Через несколько лет, пируя с дружинниками, Олег вспомнил о любимом коне и пожелал его увидеть. Ему ответили, что тот умер. Тогда князь вместе с гостями отправился на берег Днепра, чтобы посмотреть на «благородные кости» и был укушен гробовой змеёй, выползшей из конского черепа.

Мистическую гибель князя Олега можно трактовать по-разному. Одним она кажется случайностью. Другие уверены, что таким образом поэт высказывает мысль, что у каждого человека в этом мире своя миссия, своё предначертание. Кем-то свыше определено, что и когда с ним должно произойти, потому глупо и бессмысленно пытаться как-то корректировать судьбу. Она не зависит от людской воли. Определённые события можно лишь отстрочить во времени, но они всё равно произойдут.

Кто прав? Ответить тяжело.

Сочинение 2

Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.

Поэт говорит об одном из знаменитых деяний князя – походе на столицу Византийской империи, после успеха, которого Олег берет дань и прибивает щит к воротам Константинополя. Пушкин явно стремился создать не свой пересказ летописи, а писал именно «песнь», то есть произведение, близкое к фольклору, восхваляющее одного из славных русских князей. Вероятно, поэтому язык произведения стилизован под старославянский. Автором опущены упоминания о делах Олега, выглядевших сомнительно с моральной точки зрения (например, убийство им правящих в Киеве Аскольда и Дира на переговорах).

В основу произведения положено сообщение летописи о предсказанной смерти Вещего Олега от своего коня, которое постигло его тогда, когда по логике, этого уже можно было не опасаться, по причине смерти этого коня. Неожиданная гибель князя от укуса змеи, выползшей из черепа коня, и летописец Нестор и Пушкин трактовали, как пример бесполезной попытки обмануть судьбу. Храбрый воин все же предпочел не бороться с предначертанным ему свыше и не покориться этому. Однако он выбрал путь не соответствующий своему характеру и своим славным делам, получается что он, в некотором смысле, предал самого себя и отказался от своего предназначения, за что, по мнению поэта, его должна была настигнуть кара. Судьба здесь выступает не как строго заданная последовательность действий и событий, которые должен совершить и пережить человек, а просто высшая цель, к которой нужно идти, прилагая все усилия. Вероятно, это мысли Пушкина и о своем предназначении. В человека заложен определенный дар, попытка не реализовывать который его делает жизнь бессмысленной.

В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.

Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.

4, 5, 6, 7, 8 класс

`

Песнь о вещем Олеге

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Портрет М.К. Олив Серова

    Валентин Александрович Серов – один из лучших мастеров портретного искусства всех времён. Именно в девяностые годы в его творчестве произошли перемены, позволившие ему выйти на новый уровень

  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение

    Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека

  • Учитель в моей жизни — сочинение 6 класс

    Каждый человек учится в своей жизни. И каждому из нас требуется учитель. Учитель понятие неоднозначное, для меня учитель это необязательно учитель в школе или преподаватель в университете

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».

Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.

Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.

На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся. Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.

Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.

«Песня о вещем Олеге» — это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»

Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?

Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.

И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.

Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

Сочинение по картине «Песнь о Вещем Олеге»

Васнецов часто писал свои картины на основе устного народного творчества, поэтому так интересны сюжеты его полотен. В основу его художественных замыслов часто ложились истории из сказок, былин и баллад.

Одно из таких народных произведений о князе Олеге и его странной смерти настолько сильно понравилась Виктору Михайловичу, что он решил этот сюжет запечатлеть на своем полотне.

Так и получилось, что глубокая и содержательная картина известного и великолепного художника, непревзойденного мастера живописи Виктора Васнецова является прекрасной иллюстрацией к народной былине

Кстати, эта тема интересовала и великого поэта русской литературы Александра Пушкина, который написал «Песнь о Вещем Олеге». С этим пушкинским произведение, конечно же, был знаком и художник. Поэтому, находясь под впечатлением, он рисует те образы, которые возникли в его мыслях, воображении и фантазии.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Основным персонажем картины «Песнь о Вещем Олеге», которое притягивает внимание, является сам князь. Величаво и гордо сидит Олег на своем верном коне. Видно, что он окружен своими воинами и, скорее всего, они, уставшие и измученные, после очередного воинского похода возвращаются домой. Но князь старается вести себя гордо, подавая пример мужественности и выносливости.

Войско у Олега внимательно следует за своим полководцем. С ними главный герой картины прошел уже много походов и битв, поэтому так и доверяет им. В армии Олега есть не только взрослые и мудрые воины, но его армия постоянно пополняется и молодыми воинами. Армия на полотне Васнецова стоит за князем, показывая, что за своего полководца они готовы отдать жизнь и защитить его.

Картина «Песнь о Вещем Олеге»

На голове князя воинский шлем, а на плечи накинут красный плащ — это символы его рода и воинской чести. Прекрасен конь под Олегом! Могучий и покорный, он никогда не подводил своего хозяина в бою. Этот белоснежный друг с прекрасной развивающей гривой всегда понимал своего хозяина с полуслова. Много побед ими было одержано!

Возвращаясь после боя, князь встречает кудесника, который также является центральным образом картины Виктора Васнецова. Кудесник у художника представлен так, словно это воля судьбы перед князем. И явная противоположность полку Олега то, что расположено за кудесником. За ним виднеется лишь только черный и очень мрачный лес, который уже является предвестником чего-то плохого и неприятного.

Кудесник, увидев князя Олега, начинается ему что-то говорить, а князь его внимательно слушает. Но это и понятно, ведь случайный знакомый предсказывает ему судьбу.

По выражению лица Олега, по тому, как все объясняет кудесник, становится ясно, что слова случайного знакомого его ранит. С каждым словом лицо князя становилось все тревожнее и настороженнее.

Слышало это все и войско, которое просто замерло в ожидании.

Сочинение на тему песнь о вещем олеге 6 класс

В «Повести временных лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега (X век), якобы предсказанная ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о смерти князя Олега привлекла внимание великого русского поэта А. С. Пушкина, и он воплотил ее в поэтические строки своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Мы читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала Киевская Русь, слышим старинную речь, видим вещего князя, «могущего воителя», его любимца-коня, друга и соратника, и его дружину, и мудрого провидца. Образ этого «вдохновенного кудесника» — «любимца богов» — представляется особенно торжественным и необычным. Чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий Олег», о котором сложена «Песнь…». Вот перед нами описание первой встречи вещего Олега с мудрым старцем: С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса навстречу ему Идёт вдохновенный кудесник… Автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа: Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. Чувствуется и уважение к его преклонным годам, прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. Именно устами кудесника-волхва Пушкин отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах. «Заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю Олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Через много лет, возвратившись из походов, Олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «Ты лживый, безумный старик». Но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся. В летописном сказании о смерти Олега все внимание сосредоточено на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в произведении А. С. Пушкина мудрый старец представлен центральным, и равноправным персонажем: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен». Именно в этих словах волхва, произнесенных с такой гордостью, отражены самые дорогие для Пушкина качества человеческой личности: внутреннее достоинство, независимость, мудрость человека, умение прорицать и способность говорить правду.

Сочинение на тему: “Песнь в вещем Олеге”

Александр Сергеевич Пушкин бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады “Песнь в вещем Олеге” лежит запись о походе князя Олега в “Повести временных лет” Нестора.

В летописи Нестора повествуется, что “волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего.

Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..”.

Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы. Легенду о смерти Олега Пушкин знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом.

Пушкин передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ “вдохновленного кудесника”, имеющий особую значимость.

Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа: он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след.

О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя.

Это отражено и в “Песне о вещем Олеге”. С этого момента князя стали считать “вещим”. Пушкин рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба.

Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека. Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана.

Чтобы подчеркнуть свою мысль, Пушкин уже в начале произведения иронично называет Олега “вещим”. Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии “Борис Годунов”.

Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов. Таким образом, в рассказанной А. С. ПушкинЫм легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-na-temu-pesn-v-veshhem-olege/

Песнь о вещем Олеге

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

  • Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век.
  • И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня:

  1. В награду любого возьмешь ты коня».
  2. «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле;
  3. Но вижу твой жребий на светлом челе.
  4. Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе;
  5. Завидует недруг столь дивной судьбе.
  6. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… Под грозной броней ты не ведаешь ран;
  7. Незримый хранитель могущему дан.
  8. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего…
  9. Но примешь ты смерть от коня своего».
  10. Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой
  11. И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня.

  • Вы, отроки-други, возьмите коня,
  • Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли,
  • А князю другого коня подвели.
  • Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана… Они поминают минувшие дни
  • И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль легок его бег? Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня».

  1. И хочет увидеть он кости коня.
  2. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль,
  3. И ветер волнует над ними ковыль.
  4. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь
  5. И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась,

  • И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
  • Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни
  • И битвы, где вместе рубились они.

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега.

Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага.

За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов.

Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее.

Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными.

Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей.

К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Сочинение по литературе. Песнь о вещем олеге

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царь-град, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царь-граду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песне о вещем Олеге”. А.С.Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.

Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни о вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.

Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

  • Волхвы не боятся могучих владык,
  • И княжеский дар им не нужен.
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/3554.html

«Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»

В «Повести временных лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега (X век), якобы предсказанная ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о смерти князя Олега привлекла внимание великого русского поэта А. С. Пушкина, и он воплотил ее в поэтические строки своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Мы читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала Киевская Русь, слышим старинную речь, видим вещего князя, «могущего воителя» , его любимца-коня, другая соратника, и его дружину, и мудрого провидца. Образ этого «вдохновенного кудесника» — «любимца богов» — представляется особенно торжественным и необычным. Чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий Олег», о котором сложена «Песнь…». Вот перед нами описание первой встречи вещего Олега с мудрым старцем:

* С дружиной своей, е цареградской броне, * Князь по полю едет на верном коне. * Из тёмного леса навстречу ему * Идёт вдохновенный кудесник…

Автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа:

* Покорный Перуну старик одному. * Заветов грядущего вестник.

Чувствуется и уважение к его преклонным годам, прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. Именно устами кудесника-волхва Пушкин отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах.

«Заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю Олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Через много лет, возвратившись из походов, Олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «Ты лживый, безумный старик». Но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся.

В летописном сказании о смерти Олега все внимание сосредоточено на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в произведении А. С. Пушкина мудрый старец представлен центральным и равноправным персонажем:

* «Волхвы не боятся могучих владык, * А княжеский дар им не нужен; * Правдив и свободен их вещий язык * И с волей небесною дружен».

Именно в этих словах волхва, произнесенных с такой гордостью, отражены самые дорогие для Пушкина качества человеческой личности: внутреннее достоинство, независимость, мудрость человека, умение прорицать и способность говорить правду.

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».

Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути. 

Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.

На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся.  Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.

Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.

«Песня о вещем Олеге» — это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»

Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?

Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.

И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.

Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

Картинка к сочинению Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

Предыдущая

СочиненияСочинение Антонина характеристика и образ (Доктор Живаго Пастернака)

Следующая

СочиненияГоворящие фамилии в комедии Ревизор Гоголя — сочинение

  • Сочинение на тему петербург и его обитатели в изображении гоголя
  • Сочинение на тему петербург в литературе первой половины 19 века
  • Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича
  • Сочинение на тему перечитывая комедию грибоедова
  • Сочинение на тему переселение карачаевского народа на карачаевском