- Краткие содержания
- Разные авторы
- эпос Урал-батыр
Башкирский национальный эпос «Урал Батыр», является великим достоянием своего народа.
На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген. Младший был послушным и сдержанным, Шульген же, напротив, непокорным и упрямым, он не раз перечил своему отцу. Семья занималась охотой на диких зверей, рыбным промыслом, так они и коротали деньки, не зная невзгод.
Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.
Дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть в этой стране и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром. Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.
Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Шульген всячески препятствовал Уралу осуществить свое предназначение. Урал сражается с разными мифическими чудовищами и всегда побеждает. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.
В следующей части эпоса повествуется о смерти великого Батыра. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные. Они заселяют просторы, обосновываются у самих Уральских хребтов, там, где они проходили, рассекая своими мечами горы, образовались реки, носящие по сей день их имена.
А живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Великий герой, подаривший своим людям спокойствие и благополучие.
Эпос «Урал Батыр» это замечательное произведение, которое поведало нам о происхождении нашего государства. Сам герой Урал, достойный пример для каждого из нас. Его самоотверженность и благородство внесли неоценимый вклад в развитие мира.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Легенда о Урал-батыре
Давным-давно жили на свете старик со старухой, и было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда сыновья выросли, отец отправил их на поиски «живой воды», а вместо коней, он дал сыновьям по льву.
Благородный Урал Батыр, уступил безопасный путь старшему брату, а сам направился по дороге, на которой на каждом шагу его подстерегает смерть. Но даже следуя безопасной дорогой Шульген не справился с соблазнами и перешел на сторону зла выпив кровь наделяющую человека силой. После этого Шульген становится одним из главных злодеев и врагов Урала.
Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.
Как Шульген нарушил запрет отца
Однажды Йанбирде и Йанбике ушли на охоту и долго не возвращались. Мальчики играли на полянке, а когда проголодались, Шульген вдруг сказал младшему брату:
– Давай попробуем то, что пьют наши родители. Я подсмотрел, где они прячут кровь.
– Нельзя, – отвечал ему Урал. – Отец не разрешает, ведь ты же знаешь об этом.
Тогда Шульген стал уговаривать брата:
– Да ты не бойся, он ничего не узнает, мы же только попробуем кровь на вкус. Питье-то сладкое, наверно. Если бы это было не так, отец и мать не ходили бы на охоту, не губили зверей, позабыв о сне и отдыхе.
– Пока не стану егетом, пока не узнаю людских обычаев, пока не постранствую по земле и не уверюсь в том, что Смерти-Улем на свете нет – пробовать кровь не буду, – твердо стоял на своем Урал.
– Да ты просто трус, – разозлился тогда Шульген и стал громко смеяться над братом.
– Нет, я не трус, – не поддался Урал. – Львы, тигры и медведи тоже очень храбрые звери, но и они плачут, когда к ним приходит Смерть. Вдруг, если попробовать кровь на вкус, она здесь появится?
На плотву щука охотится, на суслика – сурок, а лисица – на зайца. Если так подумать, получается, что сильный для слабого и есть Смерть. Разве не мы, люди, ловим рыб, ныряющих в глубину, птиц, что поют на скалах? Мы, четверо, и ввели этот обычай в наших краях. А если звери задумаются об этом, если все соберутся и когти свои обратят против нас, как сукмар, и бросятся на нас – разве тогда не явится к нам Смерть, о которой отец нам говорил?
Призадумался тут Шульген, однако большого значения этим словам не придал.
– А ты не бойся, – только и сказал.
Побежал непослушный Шульген к тайному месту и отпил понемногу из раковин морских, в которых хранилась кровь.
Так Шульген нарушил запрет отца.
Сражение с быком
Однажды кровожадный царь Катилла угнетающий народ послал против Урала огромного быка, но тот не мог противостоять силе героя. Человеческим голосом бык угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер. Но не тут-то было.
В схватке Урал согнул быку, выбил верхний зуб и разорвал копыта. С тех пор у быков кривые рога, не растет передний зуб и разделенные на две половины копыта.
Помилованный Урал-батыром бык привел свое стадо на Урал, и оно с тех пор служит людям.
Схватка с быком. Художник: Нагаев Рамиль Рафкатович. Источник: artageless.com
Как была поймана белая лебедь
И вот однажды случилась великая охота. Дичь словно сама лезла в силки – все охотничьи мешки были переполнены.
Когда охотники наконец вернулись домой, стали они разбирать добычу. Тогда попалась им среди прочей живности птица-лебедь со сломанным крылом. Опутал ей ноги старик Йанбирде, замахнулся острым ножом, чтобы голову отсечь, и тут заплакала птица кровавыми слезами, заговорила:
– Не убивайте меня, не безродная я сирота, вашего, людского племени дочь!
Удивились таким речам Йанбирде, его жена Йанбике и дети их Урал и Шульген. А птица-лебедь продолжала:
– Когда отец мой пару себе искал, никого не нашел на всей земле. Обратил он взор на небо и взял себе в жены Солнце и Луну, приворожил к себе обеих. Он – Падишах всех птиц, имя его Самрау, вот кто мой отец! Он все равно придет ко мне на помощь и освободит меня! Прошу вас, не лишайте меня жизни!
А если не послушаетесь меня, если разорвете меня на части, все равно не стану для вас пищей! Мать моя, Кояш-Солнце еще в младенчестве омыла меня в водах Живого Родника, так что Смерти я не подвластна. Так говорю вам я, Хумай! Отпустите меня, и я укажу вам путь к Живому Роднику!
Растерялись Йанбирде и Йанбике, не знали они, что делать, как поступить. Стали спрашивать совета у своих детей. Шульген не поверил птице, сказал, что ее надо съесть, а вот Урал заступился, думая отпустить ее на волю. Такой между ними вышел спор.
Наконец Урал сказал Хумай (этим именем назвалась лебедь):
– Не горюй, я верну тебя твоим родителям.
Осторожно отнес ее в сторону, положил раненую птицу на землю.
Лебедь взмахнула здоровым крылом, и выпали из него три пера. Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы. Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо.
Понял тогда Йанбирде, что кончилось для его детей беззаботное время, что пора им отправляться в путь, за птицей-лебедью – искать дорогу к Живому Роднику.
Наказал Йанбирде своим детям слушаться друг друга, во всем помогать, а если Смерть им по дороге попадется – отрубить ей голову и привезти домой.
Сели сыновья на могучих львов и отправились в далекий путь. Долго смотрели вослед сыновьям Йанбирде и Йанбике, и не знали они, когда увидят своих сыновей, и придется ли когда встретиться с ними.
Победа над царем змеев Кахкахой
Еще одним врагом Урал-батыра был змей Кахкаха и его приспешники – фантастические многоголовые змеи и огромный змей-оборотень Заркум который обладает способностью принимать облик человека.
Кахкаха сильный противник («плюнет на камень» – камень, «как вода, закипает», «плюнет на гору – гора расплавится, водой станет», «вода потечет и тут же… сверкающим озером станет»), но Урал смело расправился с ним.
После этого он освобождает заточенных в темницу батыров и девушек-красавиц. Затем Урал разрубает на мелкие части шестиголового змея, извлекает из его сердца золотой ключ от двореца тайн где находится волшебный посох, с которым «в воду попадешь – не утонешь», «в огонь войдешь – не сгоришь», «захочешь стать невидимым – ни одна душа тебя не увидит».
После победы над Кахкахой Урал женится на освобождённой им девушке по имени Гулистан и отправляется дальше.
Как Йанбирде обнаружил, что из раковины кто-то пил
Долго рассказывал Йанбирде, наконец, в горле у него пересохло, и он решил утолить жажду. Пошел он в укромное место, принес оттуда морскую раковину, в которой хранил свое питье. Открыл Йанбирде раковину и вдруг увидел, что она неполная. Тогда осмотрел он ту раковину повнимательней и обнаружил на ней следы детских пальцев. Понял Йанбирде, что кто-то из его сыновей, а может быть, и оба, нарушил запрет. Страшно рассердился Йанбирде.
– Кто пил из этой раковины? – грозным голосом спросил он у сыновей.
Сыновья молчали.
– Кто посмел? – спросил он еще более страшным голосом. Тут сердце Шульгена не выдержало, и он срывающимся голосом крикнул:
– Никто! Никто не пил, атай!
Этого Йанбирде стерпеть уже никак не мог. Схватил он палку и стал бить сыновей, приговаривая:
– Не только пили, но еще и врете!
Мальчики вскрикивали под ударами, закрывались руками, но палка безжалостно хлестала их по рукам, по ногам, по спинам. Наконец Шульген не выдержал и закричал:
– Это я, я пил!
Но это не принесло ему облегчения. Теперь отец бил его одного, бил страшным, яростным боем.
Тут Урал подскочил к отцу, схватил его за руку и закричал:
– Одумайся, отец! Остановись! Посмотри на палку в твоей руке – ведь она когда-то была молодым деревцем, что росло в лесу, на ветру колыхалось, трепетало листвой. Птицы пели на ней, вили гнезда. Словно младенец, что сосет грудь матери, это деревце сосало влагу из земли и была прекрасным существом!
А когда его от родного корня отделили, когда лишили его веток и листьев, стало оно безжалостным, что твой каменный молот, словно щука, что ловит рыб, собака, с которой ходят на охоту, как сокол, что пускают на птиц. Разве не стало оно бездушным орудьем в твоих руках?
Много лет ты прожил на земле, но так и не понял, что такое Смерть, сердцем ее не почувствовал. Если еще раз ударишь свое дитя, не значит ли это, что ты в своем собственном дому, на собственных детях хочешь показать, как приходит смерть от сильного к слабому, от отца к детям его? Если сегодня брата убьешь, завтра – меня, останешься совсем один. А когда придет старость, сгорбишься, высохнешь ты, не сможешь ходить на охоту, и лев твой, и собака, и сокол и пиявка – все станут голодать, кровью нальются их глаза. И тогда лев, разъярившись, порвет свою привязь и набросится на тебя и разорвет на куски. Что станет с тобой тогда? Не придется ли тебе встретить Смерть в своем собственном жилище?
Услышал эти слова Йанбирде и бросил свою палку. Уже ничего нельзя было поправить – старший сын нарушил запрет отца. Грузно опустился Йанбирде на камень, задумался.
– Наверное, Улем-Смерть пришла сюда незримо и искушает меня убить сына, – сказал он наконец. – Что же такое эта Смерть? Надо созвать всех зверей и птиц, расспросить их. Не может быть, чтобы никто не видел ее. Тогда и решим, что дальше делать.
Победа над дивом Азракой
В бою с главным дивом (человекоподобные существа, имеющие вид великанов) Арзаку, Урал срубил его голову алмазнм мечом. Огромное тело дива упало с такой силой что весь мир содрогнулся, и на этом месте образовалась самая всокая гора — Большой Ямантау, что означает Большая плохая или Злая гора.
Девушка-лебедь Хумай (супруга Урал-батыя) . Художник: Нагаев Рамиль Рафкатович. Источник: artageless.com
Последний подвиг
Но главным и последним подвигом Урала стала победа над старшим братом Шульгеном, который похитил волшебный посохи пытается устроить всемирный потоп. Но Урал по маленькому клочку отвоевывает сушу для людей, и в конце концов исчезает безбрежное море, остаётся только небольшое озеро.
Терпя поражение Шульген вместе со своими дивами решает укрыться от брата в озере. Но это не остановила Урала — он решил выпить всю воду из озера. Долго пил Урал воду, но вместе с водой Урал глотал и злых дивов которые разорвали его сердце изнутри. Урал умирает, но вместе с ним гибнут и все злодеи.
Урал-батыр мог исцелиться и даже стать бессмертным выпив живой воды, но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что никто кроме нее не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в схватке со злом.
Как Йанбирде наставлял сыновей
Дети Йанбирде и Йанбике росли очень быстро.
Когда Шульгену исполнилось двенадцать лет, он захотел оседлать льва и отправиться на охоту. Урал, которому в ту пору было десять лет, вслед за братом решил натравить на дичь их верного сокола.
Но Йанбирде не дал им на это своего благословения. Он сказал им так:
– Дети мои! Вы дороги мне, словно очи, которыми я смотрю на белый свет. Но разрешить вам охотиться не могу – у вас еще не выпали молочные зубы, вы еще не окрепли телом и душой, не пришло пока ваше время сесть верхом на льва, в руки взять сукмар, сокола с криком выпустить на дичь.
Не торопите своего детства и слушайте меня.
А я вам говорю – чтобы привыкнуть к верховой езде, садитесь на оленя. Чтобы научиться охотиться с соколом, пускайте его на стайку скворцов. Есть захочется – ешьте, пить захочется – пейте, но только воду из родника. Пить то, что мы с матерью пьем, вам запрещено.
Кивнули мальчики, усмирили юный пыл, принялись за свои новые занятия.
Кратко о эпосе
Подвиги Урал-батыра известны из одноименного башкирского эпоса «Урал-батыр». Считается, что он записан в 1910 году башкирским сказителем и собирателем фольклора М. Бурангуловым со слов «знатоков башкирской старины»
.
Первая полная публикация эпоса в 1972 году содержала неточности, в следствии советской практики искажения памятников народного творчества. Лишь в 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра».
Впервые о глубокой самобытности эпоса было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:
«Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов».
Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».
Сообщить о ошибке
Творчество Байрона по сей день является темой для бурных дискуссий. Среди множества его творений при этом особый интерес вызывает именно поэма Корсар, а именно характеристика Конрада. Ознакомившись с ней удастся понять, чем именно особенна поэзия классика мировой литературы.
Характеристика Конрада из поэмы Корсар
Описание Конрада в поэме Корсар нельзя назвать однозначным. Это весьма противоречивый, но интересный образ.
Описание Конрада
Уже из названия становится отчетливо ясно, что характеристика Конрада из поэмы Корсар не может быть позитивной. Он является изгнанником, морским разбойником, не придерживающимся законов и моральных норм. Соответственно он ни кто иной, как настоящий преступник.
Правда, образ Конрада не столь однозначный. Автор сравнивает его с морем. Душа у этого героя неукротима, является бурной и свободной. В нем присутствует не только зло, но и добро. Корсар бывает очень жестоким, но для него характерно и великодушие. Ярким тому примером можно назвать случай с пожаром, который начался в серале паши Сеида. Несмотря на то, что он принадлежит врагу, пират спасает из огня его жен.
Характеристика Конрада из поэмы Байрона Корсар будет неполной, если не упомянуть о женщинах, которые были в него влюблены. С их помощью автор также продемонстрировал двойственность данного образа. Каждая из этих особ демонстрирует одну из сторон характера Конрада.
Медора является скромной и нежной. Герой ее искренне любит, что указывает на тягу Конрада-корсара к чистоте и доброте. Гюльнар, напротив, довольно гордая и страстная, олицетворяет мятежность героя. Из-за любви к пирату она совершает страшное преступление, убивает собственного мужа.
Трагизм заключается в том, что из-за героя, а точнее его страстей, погибают все, кто находится с ним в тесной связи. Гибель Медоры обусловлена именно переживаниями за жизнь возлюбленного. Он же легко находит оправдание совершаемым преступлениям, говорит о том, что является точно таким же преступником, как и все остальные. При этом ему явно нравится тот образ жизни, который он ведет.
Ранее же душа героя была открытой и чистой. Поэт объясняет, что на путь зла Конраду пришлось стать по вине бездушного общества. Именно гонения испортили его чистую, любящую душу. При этом образ Конрада в поэме Байрона Корсар представлен как свободная от всего общества личность.
Образ Конрада
Весьма противоречивым автор предоставил описание Конрада. Это романтический герой, выступающий в качестве главного действующего персонажа произведения. Он вызывает весьма неоднозначные эмоции, но равнодушным оставить попросту не может.
Описание Конрада в поэме Корсар
Герой обладает весьма неординарной внешностью. Глаза у него черные, буквально горят. Брови при этом сумрачные. Волосы у мужчины густые, ниспадают на довольно бледный, но при этом высокий лоб. Улыбка у него язвительное. В ней можно увидеть, как сожаление, так и презрение абсолютно ко всему, что окружает героя.
Конрад не лишен талантов, обладает огромной силой духа, но при этом является мрачной особой. Он способен на совершение благородных поступков, но только вот жизнь при этом сложилась совершенно иначе. Он оказался отвергнут обществом. Окружающие попросту не дали ему шанса проявить свои светлые стороны. Поэтому он выбрал тропу зла, возглавив пиратскую шайку, промышляющую в открытом море.
Главной целью, которую перед собой ставит герой, является месть преступному обществу. Оно изгнало его и теперь считает явным преступником. Мир, по сути, настроен против него. Неудивительно, что герой начинает его проклинать. Он одинок, разочаровывается в жизни и уже не видит ничего светлого, доброго. Автор приводит при этом читателя к мысли, что виной тому является именно общество. Если бы не гнет, герой стал бы совершенно иным. Возможно, свершал бы благородные, великие поступки, творил добро.
Образ Конрада яркое воплощение байронизма
Герой произведения Байрона стал примером для подражания среди многих писателей по всей Европе. Поэтому можно смело сказать, что образ Конрада – яркое воплощение байронизма. Этот персонаж обладает рядом характерных особенностей.
Конрад является предводителем пиратов, орудующих на морских просторах. Поэт представляет его как одаренного, сильного духом человека, способного на совершение добрых, величайших дел. Правда, он оказался изгнан обществом и именно поэтому выбрал совершенно иной жизненный путь.
Образ Конрада и проблема свободы личности тесно взаимосвязаны. Герой предпочел покинуть гнетущее его общества, выбрал свободную жизнь. Он поселился на необитаемом острове, вдали от шумных городов. Это мудрый, довольно смелый капитан, любящий власть и проявляющий жестокость. К нему относятся с уважением и даже побаиваются.
Вопреки же всему — он одиночка. Он склонен к протестам и постоянной борьбе, проявляет силу и мудрость, некую дикость и даже свирепость. Чтобы отвлечься от собственных мыслей, он решается противостоять обществу, осознавая его явное преимущество.
Это типичный для Байрона герой. У этого персонажа отсутствуют друзья. Никому достоверно неизвестно, как он жил в прошлом. Только после прочтения поэмы можно прийти к выводу, что ранее он был совершенно иным, творил не зло, а добро. Это явный индивидуалист, погруженный в собственный внутренний мир, который понять и узнать никому не удастся.