Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260
Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»
Читайте также:
Совершенствуем свою речь
Подготовьте устное сочинение на одну из тем: «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену». Попытайтесь в своих сочинениях использовать слова и выражения из рассказа.
Сочинение на тему «Два побега из плена», 5 класс
Про два побега, которые совершил Жилин из плена, мне хочется сказать следующее: если что-то не получилось в первый раз, попробуй сделать это во второй, и всё получится. Но можно сказать и так: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.
Оказавшись в плену Жилин целый месяц внимательно изучал обстановку, наблюдал за жизнью аула, осматривал местность. Он твёрдо решил убежать, но знал, что без подготовки его побег обречён. Он даже прикормил злую собаку, чтобы та не помешала побегу.
Только когда всё было готово, Жилин решился на побег. Костылин пошёл с ним.
Жилин шёл быстро и легко, ориентировался по звёздам, снял сапоги и перепрыгивал с камушка на камешек. Костылин стёр ноги сапогами, а когда их снял — изрезал ноги в кровь.
Жилин знал, что нужно быстро идти вперёд, пока их не хватились. Он не думал о трудностях, а думал лишь о свободе. Костылин, напротив, боялся трудностей и не верил в успех. Он стал обузой. Жилину пришлось даже нести Костылина. Он думал, что напрасно взял эту колоду с собой.
И, конечно, их поймали. Когда тебя постоянно тянут назад, идти вперёд невозможно.
Неудача сломила Костылина, но не Жилина. Он приуныл, но не сдался. И с помощью Дины, он совершил второй побег. На этот раз Костылин сразу отказался бежать, и это спасло Жилина.
Второй побег был в разы труднее. Жилин шёл с колодкой на ноге, которую не мог сбить. Но офицер не сдавался. И он прошёл восемь верст по горам и лесу, увидел своих, братцев.
Упорство и настойчивость помогли Жилину вырваться из плена. Его доброта позволила ему найти друга даже во вражеском стане. Он всё сделал правильно и победил. Ведь он не терял надежду и делал всё, для своего спасения.
Сочинение на тему «Жилин и Дина», 5 класс
В рассказе «Кавказский пленник» Толстой описал не только страшные тяготы плена, ужасы войны, но и поведал трогательную историю дружбы татарской девочки и русского офицера. Дружбы, которая родилась из любопытства, доброты и сострадания.
Когда Жилин первый раз увидел дочь хозяина Дину, она была пуглива, но любопытна. Тоненькая, с чёрными глазами, девочка подавала Жилину воду и лепёшку, не спуская глаз с пленника.
Когда Жилин смастерил из глины куколку, Дина обрадовалась. У неё никогда не было игрушек. Эта незначительная забота тронула детское сердце, и Дина принесла Жилину молоко вместо обычной воды. Потом стала носить лепёшки и даже мясо. А Жилин старался не разочаровать девочку и сделал удивительную игрушку — водяную мельницу. Так началась эта странная дружба.
После первого побега положение пленников стало ужасным. Но Дина не забыла про своего друга. Она принесла ему лепёшек и черешни, а Жилин понял, что только Дина может помочь ему сбежать. Он объяснил девочке, что ему нужна длинная палка.
Дина не испугалась. Она не хотела, чтобы Жилина убивали, ей было жаль друга. Вечером она принесла Жилину шест, с помощью которого тот выбрался из ямы. Дина отдала офицеру лепёшки и попыталась помочь сбить колодки. Но она была очень слабенькой и заплакала от бессилия.
Жилин стал утешать девочку, погладил её по головке, пожалел, что некому больше будет делать ей кукол. Он должен был уходить. Дина поняла это, закрыла лицо руками и убежала.
Так закончилась эта краткая дружба. Люди разных, враждебных народов смогли подружиться благодаря искренности и доброте. Для Жилина Дина была ребёнком и он не видел в ней врага. Для Дины Жилин был добрым человеком, который заботился о ней. Она судила о его качествах по поступкам, а не по национальной принадлежности.
Автор показал, что люди всегда смогут найти общий язык, жить в мире и дружбе, если будут добрыми и открытыми.
Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс
Попав в одну и ту же ситуацию разные люди ведут себя по-разному. Кто-то сдаётся, опускает руки, а кто-то борется до конца и побеждает невзирая ни на что.
Вот и два русских офицера Жилин и Костылин, оказавшись в плену, повели себя по-разному. Жилин отказался подчиняться обстоятельствам и искал любой возможности сбежать. Костылин плыл по течению, рассчитывая больше на родственников, готовых заплатить за него богатый выкуп.
И внешне, и по характеру офицеры не походили друг на друга. Жилин невысокий, но крепкий и ловкий, неутомимый и находчивый. Костылин грузный, даже толстый, зачастую безвольный человек.
Уже в сцене торга мы видим разницу между героями. Жилин понимает, что выкупать его некому, надеяться надо только на себя, и ведёт себя смело, даже вызывающе. Его поведение приносит свои плоды. Даже татары начинают уважать мужественного уруса.
Костылин соглашается со всем, что ему предлагают татары. Он пишет письмо с просьбой прислать пять тысяч выкупа, огромные по тем временам деньги. За месяц, проведённый в плену, Костылин только и знал, что писал домой снова и снова.
Жилин, напротив, старался больше узнать о пленивших его. Он высматривал дорогу, подружился с девочкой Диной, его умелые руки принесли ему славу мастера. Он ни на минуту не допускал мысли, что не сумеет сбежать.
И только благодаря настойчивости Жилина, офицеры смогли совершить первый побег. Из-за Костылина он сорвался, и положение пленников стало невыносимым. Им приходилось сидеть в мокрой и холодной яме, голодать, с минуты на минуту их могли убить.
Костылин совсем пал духом, целыми днями он стонал и спал. Даже Жилин приуныл. Но его доброта к Дине помогала ему спастись. Жилин сбежал и сумел добраться до своих. Костылина выкупили через месяц.
Жилин проявил мужество и настойчивость, он не покорился обстоятельствам и поэтому спасся. Костылин проявил трусость и безволие, и тем самым обрёк себя на лишние муки.
Герой может погибнуть, но он умрёт с высоко поднятой головой и только один раз. Трус будет умирать каждый день. Автор показал, что никогда нельзя сдаваться, надо бороться до конца, ведь удача приходит к смелым.
Гуляем по советскому краеведческому музею, которого никогда не было в Москве, знакомимся с историей города и фауной окрестных лесов.
В Музее Москвы открылась выставка «Уберите чучело лисы» — тотальная инсталляция, созданная по принципам организации краеведческого музея, существовавшим в СССР в 1930-е годы. Экспозиция, над которой работал кураторский тандем Софьи Гавриловой и Алисы Савицкой, переносит в воображаемый краеведческий музей, который вполне мог бы появиться в Москве того времени. Экспонаты воображаемого музея, впрочем, реальные: это предметы из фондов Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева, Музея землеведения Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова и Музея Москвы.
О том, как развивалась в XIX веке наука местнография, позже ставшая краеведением, почему краеведческие музеи стали важны в советское время и что значит призыв, послуживший названием выставки, рассказывает сокуратор выставки Софья Гаврилова.
Внимание: для посещения выставки необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в музее.
Краеведческий музей: до и после революции
Первые исторические и естественно-научные сообщества стали появляться в России в конце XVIII века, когда в больших количествах начали публиковать труды по истории и географии отдельных регионов. Музеи тогда состояли в основном из личных тематических коллекций ученых и торговцев. Местнографию, или местнознание, стали выделять как отдельную отрасль исторической науки в 1800 году. Большую роль в ее развитии сыграли представители дворянства и купечества — многие из них входили в местные общественные комитеты, которые заведовали краеведческой работой.
В 1909 году при Археологическом обществе создали комиссию по изучению старой Москвы. До революции ее возглавляла графиня Прасковья Уварова, ученый, историк, жена известного русского археолога Алексея Уварова. В 1918 году на посту руководителя ее сменил младший брат Виктора Васнецова Аполлинарий. Благодаря стараниям комиссии в 1921 году в здании бывшего Английского клуба на Тверской улице разместился музей «Старая Москва», в основу которого легли частные собрания московских коллекционеров. Комиссия существовала до 1930 года, ее третьим и последним руководителем стал в 1923 году краевед Петр Миллер. Закрылся и музей, экспонаты распределили по нескольким музейным коллекциям.
Расцвет российского краеведения пришелся на 1920-е годы. В 1921-м прошла I Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края при Российской академии наук, понятие «краеведение» ввели в широкий оборот. Еще через год создали Центральное бюро краеведения, которое с 1924-го перешло в подчинение Народного комиссариата просвещения РСФСР. К 1930-м краеведение стало частью государственной политики.
Один из самых показательных примеров — Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» в Истре (до 1991 года — Московский областной краеведческий музей), открытый на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Сохранились снимки 1930-х годов, которые дают представление о том, как выглядели его отделы.
До 1917 года музеи сами могли выбирать, как именно должны выглядеть их экспозиции и из чего состоять. После революции появились инструкции по сбору материалов и составлению коллекций.
Структура экспозиционного канона краеведческого музея включала в себя три основных компонента: она должна была, во-первых, отражать все, что известно о природе и географии края, во-вторых, касаться истории и культуры, а в-третьих — социалистического строительства.
Взяв их на вооружение, кураторы выставки «Уберите чучело лисы» начали придумывать свой краеведческий музей — такой, какой мог бы теоретически появиться в Москве 1930-х. В столице функцию краеведческого выполнял городской музей — Музей Москвы. В 1930-е он был переименован в Музей реконструкции и развития Москвы, а главной темой экспозиции стал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.
От лисы до воды
Большую роль в представлении природы играла живопись — тема пейзажа всегда была одной из самых популярных в творчестве русских художников. Картина «Первый снег в лесу», созданная Федором Ипатовым в 1950-х, вполне могла бы украшать один из залов краеведческого музея.
Природа может быть представлена не только в живописи. Например, Москву-реку на выставке мы видим на плакате, рассказывающем о том, как она стала главной водной артерией столицы. В 1903 году открыли Рублевскую водокачку (ныне — Рублевская станция водоподготовки), которая подавала в дома очищенную воду. Уже к 1922-му в городе подавалось больше 180 кубометров воды в сутки. Этот и другие плакаты, посвященные взаимодействию человека и природы, предоставил на выставку Музей землеведения МГУ.
Мир фауны в краеведческом музее чаще всего представлен чучелами зверей и птиц, обитающих на территории, которой посвящен музей. «Чучело — это не только одна из первых ассоциаций, которая приходит в голову, если представить себе краеведческий музей, но и провокационный вопрос. Название выставки — это призыв подумать, как мы можем показывать по-другому край, место, область», — рассказывает Софья Гаврилова.
Огромная коллекция представителей фауны, характерных для Центрального региона, хранится в Тимирязевском музее: чучела лося, медведя, лисы, волчьего семейства, енотовидной собаки и многих других животных. Создатели выставки, отведя под них часть одного из двух залов, составили небольшие композиции, какие можно увидеть в типичном краеведческом музее: волк защищает волчицу и волчат, медведь нападает на лося, а лиса что-то увлеченно ищет в земле в окружении бобра, зайца и рыси.
История города
Вторая важная тема для любого краеведческого музея — история и культура места, где он находится. Историю Москвы в воображаемом музее представляют экспонаты из археологической коллекции Музея Москвы: архитектурные детали из белого камня, датированные первой половиной XVII века, часть дубовой кровли XIV–XV веков, некоторые орудия труда — топоры, кованые гвозди, скобы, ножи и многое другое. Все они напоминают о том, что когда-то Москва занимала лишь территорию современного Кремля и отдельные участки рядом с небольшой деревянной крепостью, которую чуть позже выстроили из камня.
Для краеведческого музея в 1930-х важной темой были события прошлого (на тот момент недавнего), которые в корне изменили жизнь в стране. Такие экспонаты — картины, посвященные революционному движению, — нашлись в живописном фонде Музея Москвы. Среди них — «Красная Пресня. 1905 год» Георгия Савицкого, «Общенародный митинг в Университете в октябре 1905 года» Бориса Малиновского. Увидеть здесь можно и копии с оригинальных открыток начала ХХ века, которые легальным типографским или подпольным способом издавались в преддверии, во время и после событий 1905 года.
Демонстрировали в музеях и предметы «ненужной роскоши», принадлежавшие ранее представителям поверженного класса буржуазии. На выставке в Музее Москвы эту роль играет воссозданный типичный кабинет купца-предпринимателя с дорогой мебелью и напольными часами.
Комната стахановца и легендарный автомобиль
Третья важная тема, которая должна быть раскрыта в экспозиции советского краеведческого музея 1930-х, — общественная жизнь и быт простого советского человека. Эту функцию на выставке «Уберите чучело лисы» выполняют агитплакаты из коллекции Музея Москвы.
В ночь с 30 на 31 августа 1935 года шахтер Алексей Стаханов вместе со своей командой добыл 102 тонны угля — это во много раз превышало установленную норму. Такой подвиг не остался незамеченным — вскоре рабочий прославился на всю страну, а сограждане, вдохновленные успехом, пробовали повторить подвиг в разных отраслях. Так возникло стахановское движение.
Стахановцы стремились к высокой производительности труда — сокращали перерывы на работе, готовились к ней заранее, а их трудовые подвиги становились основой коммунистической идеологии и партийной пропаганды. Жили такие люди скромно, их комнаты отличались аскетизмом: кровать, бедно накрытый стол, один стул, буфет, будильник — вот, пожалуй, и все. Заглянуть в типичную комнату стахановца можно на выставке — кураторы собрали ее из предметов, хранящихся в Музее Москвы.
Нашлось место и для настоящего символа конца 1940-х, «Москвича-400» — первого массового легкового автомобиля, продававшегося в СССР. Этот экземпляр был выпущен в 1947-м — в год 800-летия города. Знаковый для столицы и отечественного автопрома автомобиль сейчас отреставрирован и остается в хорошем состоянии. Правда, не на ходу — припаркован в Музее Москвы.
В 1955 году музеи обратились в сторону просветительской работы. Чуть позже, в 1961-м, их коснулась и десталинизация — преодоление культа личности Иосифа Сталина, уничтожение прошлой идеологической системы. Три кита, на которых обязательно строились музеи, стали уходить в прошлое, оставляя устройство экспозиций на усмотрение местных властей, как и было когда-то раньше.
В главном корпусе Дальневосточного аграрного университета на днях открылся учебно-культурный комплекс, состоящий из четырёх музейных комнат различной направленности. Корреспонденты Амур.инфо побывали на месте и побеседовали с организаторами экспозиций.
На входе в здание нас встретила директор музея истории университета, курирующая учебно-культурный комплекс, Светлана Ковалёва. Она рассказала, что до этого дня музейные комнаты находились в разных корпусах, что, конечно же, было неудобно.
Когда историей можно гордиться
— Мы сделали ремонт и собрали все экспозиции в одном месте – на первом этаже главного корпуса. Получилось общественное пространство, в которое входят: музей истории университета (работает с 1975 года), музей природы (учебная база факультета) и два музея Востока (Японии и Китая), – говорит Светлана Владимировна. – Официально музей Китая откроется в феврале 2022 года, а пока в этой комнате проходит выставка, посвящённая Монголии.
Музей истории ранее занимал небольшой кабинет, куда сложно было уместить приходящих гостей. Теперь же это настоящий музей, где все экспонаты на своём месте: фотографии, документы, награды. Приезжая в гости в родной вуз, выпускники всегда рады заглянуть и в музей истории, чтобы вспомнить по старым фотографиям друзей юности, преподавателей, участие в различных спортивных и иных мероприятиях.
Про капы, гнёзда и скворечники
Музей природы встретил нас не только образцами минералов, шишек, необычных деревьев, чучелами диких зверей, но и интересными природными находками. Например, в экспозиции представлен фрагмент дерева, нарост (кап) на котором раза в два больше, чем диаметр самого ствола.
Удивили огромные древесные грибы и омела – растение-паразит, появляющееся на ветках и стволах деревьев. А ещё в музее представлены большие гнёзда жалящих насекомых (ос, пчёл) и растение с необычными ветками – так называемая ведьмина метла. Однако всё то, что вызывает у посетителей живой интерес, для студентов ещё и учебная база. Они не просто смотрят, а изучают природные объекты для своих дальнейших исследований. Из рукотворных экспонатов нам очень понравились скворечники, сделанные школьниками на конкурс, объявленный Дальневосточным ГАУ. Вот где простор для фантазии и применения своим умелым ручкам.
Монголия далеко, Монголия близко
В музее Китая, который откроется в феврале будущего года, временно разместилась выставка, посвящённая Монголии.
— Идея проведения именно монгольской выставки возникла случайно, с подачи одного нашего студента, изучающего восточные языки, – говорит сотрудник международного отдела Дальневосточного ГАУ, специалист по выставочной и экспозиционной деятельности Любовь Ващук. – Но потом оказалось, что многие благовещенцы в разные годы были в Монголии и даже проходили военную службу там. Вдобавок ко всему в наш университет приехали учиться две девушки из Монголии. Так что эта тема оказалась интересной и актуальной. Мы очень многого не знали об этой стране, её обычаях. И вот здесь, на этой выставке, постарались донести интересные факты до наших гостей.
Кимоно в 11 метров и веер золотой
Музейная комната Японии оказалась самой яркой, а при подробном рассмотрении коллекции ещё и ценной. Кимоно из жаккардовой ткани, сотканной вручную, с использованием сусального золота, шикарная парча, оби (пояс для кимоно) длиной четыре метра, бамбуковая шляпа, сделанная вручную, и многое другое позволяют узнать Японию с новой стороны. Оказывается, на традиционное кимоно могло уйти 11 метров ткани и больше года работы, а весило оно в итоге килограмма три, не меньше. Узоры из сусального золота присутствуют также на веерах и шкатулках, а ракетки для игры поражают не только красотой, но и тяжестью.
— Вот интересная открытка ручной работы из бумаги васи с вкраплениями серебра, – рассказывает Любовь Ващук. – На ней новогоднее поздравление. А с другой стороны вот такое интересное изображение из нитей. Как говорят японцы, кимоно умирает с последней нитью, но из последней нити можно сделать уникальную вещь. На этой открытке изображено рождение Земли.
Есть в экспозиции и оригами, и экспонаты новой культуры – аниме, и многое другое.
Организаторы рассказали также, что помощь в открытии учебно-культурного комплекса им оказали попечители. В основном это выпускники вуза, ныне работающие в различных компаниях. А если кто-нибудь захочет посетить музейные комнаты, то необходимо предварительно позвонить по телефонам: 99-51-52, 99-51-63 или 99-51-61.
Учебно-культурный комплекс расположен на первом этаже главного корпуса Дальневосточного ГАУ по улице Политехнической, 86, в Благовещенске. Открыт в рабочие дни, при входе в учебное заведение требуется подтверждение вакцинации от COVID-19, вход бесплатный.
Просмотров всего: 639
#лонгрид
#культура
#история
распечатать
В Бишкеке 25 декабря облачно. Температура воздуха ожидается +11 градусов. День увеличился до 9 часов 1 минуты.
Мукталы Бектеналиев
Родился 25 декабря 1959 года. Директор департамента кинематографии КР.
Памятные даты
Открылся Дом-музей Исхака Раззакова
Фото из интернета. Бюст Исхака Раззакова в его доме-музее
Основан 25 декабря 2005 года. Коллекция Дома-музея содержит различные фотографии, которых здесь свыше 300, а также почетные документы, различные справки, служебные извещения.
Коллекцию дополняют личные вещи — книги, одежда, а также мебель и предметы интерьера.
В доме семь комнат. Особый интерес представляет кабинет Исхака Раззакова, где сохранены подлинные элементы интерьера.
Люди, которые меняли мир
Родился композитор Владимир Власов
Фото из интернета. Владимир Власов
Родился 25 декабря 1902 года (7 января 1903-го) в Москве. Композитор, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР и РСФСР, народный артист Киргизской ССР и РСФСР, лауреат Государственной премии имени Токтогула.
В Киргизию приехал в августе 1936 года.
Один из основателей кыргызской профессиональной музыкальной культуры.
В творческом содружестве с Абдыласом Малдыбаевым и Владимиром Фере, продолжавшемся многие годы, создает первые кыргызские музыкальные драмы, оперы, балеты, оратории, кантаты, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения.
Основные сочинения: музыкальные драмы «Алтын кыз», «Аджал ордуна», оперы «Айчурек» (1939), «За счастье народа» (1941), «На берегах Иссык-Куля» (1951), «Токтогул» (1958), «Алтын кыз» (1973), «Белые крылья» (1974), балеты «Анар» (1940), «Селкинчек» (1943), «Весна Ала-Тоо» (1955), «Асель» (1957) и многие другие.
Умер 7 сентября 1986-го.
Родился Герой Советского Союза Григорий Шемякин
Фото РИА Новости. Герой Советского Союза Григорий Шемякин
Родился в 1906-м в Пржевальске (ныне Каракол). Стрелок 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта.
Памятный камень, посвященный Григорию Шемякину, установлен в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев (Алматы).
На камне выгравирован год смерти — 1941, так как, по официальной версии, все 28 панфиловцев погибли. Но в том бою он был только тяжело ранен.
Умер в 1973-м.
Родился государственный деятель Абды Суеркулов
Родился 25 декабря 1912-го в селе Торкент Ошского уезда Ферганской области Российской империи (ныне Токтогульский район Джалал-Абадской области). Советский партийный и государственный деятель Киргизской ССР, председатель Совета министров Киргизской ССР.
В 1959-1969 годах занимал пост министра торговли Киргизской ССР. Депутат Верховного Совета СССР трех созывов.
Абды Суеркулов отдавал всего себя работе, государственному служению во благо своего народа. Честность, трудолюбие, справедливость, любовь к родине и своему народу — отличительные черты этого выдающегося общественного деятеля Кыргызстана.
Умер 10 октября 1992-го.
Родился государственный деятель Калкаш Батырканов
Фото из интернета. Калкаш Батырканов
Родился 25 декабря 1934 года в селе Талды-Суу Иссык-Кульской области.
После окончания института в 1958-м Калкаша Батырканова отправляют работать в один из иссык-кульских колхозов гидротехником, через полгода становится инженером, потом начальником строительно-монтажного управления в Караколе.
Под его шефством были построены канал протяженностью 20 километров и Торт-Кульское водохранилище с полной наполняемостью 90 миллионов кубометров. Вода вдохнула новую жизнь в Баткен, и уже через семь лет оправдались все средства, вложенные в строительство водохранилища. Площадь орошаемых земель увеличилась в четыре раза, благодаря систематическому поливу на этой территории организовали три совхоза.
Под руководством Калкаша Батырканова в ту пору, когда он работал заместителем министра строительства, построено много важных объектов — киностудия и цирк, новое здание Русского драматического театра, поликлиники, детские сады и школы.
А в бытность его министром водного хозяйства и мелиорации Киргизии площадь орошаемых земель в республике увеличилась до 1 миллиона 72 тысяч гектаров (с 980 тысяч).
Удостоен пенсии за особые заслуги, является заслуженным строителем КР и лауреатом Государственной премии по науке и технике.
Скончалась певица Мыскал Омурканова
Фото из интернета. Мыскал Омурканова
25 декабря 1976 года во Фрунзе скончалась кыргызская народная певица, исполнительница фольклорных и авторских песен Мыскал Омурканова.
Родилась 25 декабря 1915-го в селе Баш-Кууганды Джумгальского района.
Военные и послевоенные годы ознаменовались выступлениями Мыскал Омуркановой на фронтах и гастролями в разных уголках мира: в Прибалтике, Польше, на Украине, в Китае, Москве, где она вместе со своими коллегами знакомила слушателей с самобытным музыкальным искусством кыргызов.
Важной вехой в творчестве певицы стало участие в 1958-м во Второй декаде кыргызского искусства и литературы в Москве, где она наряду с другими песнями исполнила знаменитую композицию «Алымкан» Бектемира Эгинчиева на стихи Токтогула Сатылганова, вызвав восторг и бурные аплодисменты.
В 1954 году Мыскал Омуркановой присвоено почетное звание народной артистки Киргизской ССР.
Куда сходить
Культура
- выставки проходят в «Галерее М», Музее ИЗО, галерее «Дубовый парк», Мемориальном доме-музее Михаила Фрунзе;
- Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова, Бишкекский городской драматический театр имени Арсена Умуралиева, Кыргызская национальная консерватория имени Калыя Молдобасанова приглашают на новогодние представления.
Куда сходить сегодня и завтра, смотрите в «Афише».
О важных и интересных мероприятиях и событиях вы можете сообщить на наш номер WhatsApp 0555312024 или на почту info@24.kg. Также пишите нам в Facebook.
Хаяо Миядзаки абсолютно уникален: его мультфильмы смотрят и любят даже противники аниме, которых передергивает от одного упоминания о «Наруто» или «Атаке на титанов». Поэтому и уйти на заслуженную пенсию автору непросто: кажется, он главный мостик между западными зрителями и японской анимацией. Совсем недавно визионер объявил (уже не впервые) о том, что готов прервать свой отдых ради еще одной картины. По такому случаю вместе с VOKA вспоминаем карьеру мультипликатора и его главные хиты.
Мечты о небе среди бомбардировок Второй мировой
Вокруг картин Миядзаки сформировался самый настоящий культ. Их смотрят люди вне зависимости от возраста, и мало у кого язык повернется назвать эти ленты уделом младшей аудитории. Тем не менее сам автор всегда снимал мультфильмы в первую очередь для детей, в том числе своих сыновей.
«Мне очень трудно — почти невозможно — делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии „Гибли“, который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей — и сразу понимаю, что нужно делать».
Интересно, что отчасти с юной аудиторией своих картин Хаяо делится собственным детством — мечтами, фантазиями и увлечениями. Например, сквозная тема авиации и полета в принципе в творчестве Миядзаки не пришла из ниоткуда: будущая легенда японской анимации родился в 1941 году в семье директора фабрики Miyazaki Airplane, которая выпускала детали для самолетов.
Юный Хаяо и представить себе не мог, что ждет его в будущем, но мечтал о том, чтобы подняться в небо. Увы, стать пилотом или хотя бы конструктором самолетов у него не вышло, однако все грезы воплотились в одном из последних мультфильмов Миядзаки под названием «Ветер крепчает».
Главный герой ленты перенял мечты от автора и с его помощью реализовал их, не представляя, что созданные его руками машины в будущем принесут смерть тысячам невинных представителей человечества. Сам же Хаяо осознал оборотную сторону технологического прогресса еще в юном возрасте: в 1944 году он вместе с семьей был вынужден эвакуироваться из Токио из-за регулярных бомбардировок, что надолго отложилась в его худших кошмарах и отзывалось эхом в последующих мультфильмах.
Картина «Ветер крепчает», вышедшая в 2013 году, оказалась в принципе весьма биографичной и полной рефлексии. Она вдохновлена историей семейства Миядзаки, в частности болезнью его матери и борьбой с недугом. Женщина из-за туберкулеза позвоночника была прикована к кровати, а ее печальный диагноз достался сразу двум персонажам мультфильма. При этом в нем нашлось место и для героев, не участвовавших в детстве Миядзаки: главное лицо картины, например, переняло черты реального японского изобретателя истребителей Дзиро Хорикоси.
Первые учителя, друзья и мультфильмы
Пока мечты о небе оставались мечтами, Хаяо нашел еще одно увлечение, более приземленное и имеющее шансы на реализацию. Уже в школе будущий гранд рисовал мангу и задумывался о том, как превратить ее в полноценные мультфильмы. Правда, когда пришло время определяться с дальнейшим образованием, подросток засомневался в своих силах и отправился изучать политику и экономику в Университет Гакусюин. И хотя ни одного дня по специальности выпускник не отработал, во время учебы он был участником клуба, посвященного мировой детской литературе, — эти знания помогли ему стать тем человеком, которым его знает весь мир.
В своих будущих работах Хаяо неизменно использовал обширный багаж весьма трагичных воспоминаний. Понимая, что он не в силах оставить это в прошлом, аниматор с головой погрузился в фантастические миры. С самых первых своих мультфильмов Миядзаки проповедовал волшебный эскапизм, способный облегчить любые тяготы реальной жизни.
«Родиться — значит быть принужденным к эпохе, месту, жизни. Это означает потерю возможности быть бесчисленным множеством других потенциальных „я“. Назад дороги нет, и я думаю, что именно поэтому фантастические миры мультфильмов так сильно отражают наши надежды и стремления. Они иллюстрируют нам мир упущенных возможностей».
Первым шагом в индустрию для Миядзаки стало сотрудничество с компанией Toei Animation, где в 1963 году молодой человек взял на себя обязанности «промежуточного художника». Ему (метафорически) предстояло носить мольберт и краски за основным автором мультфильма и создавать кадры между ключевыми сценами.
Так Хаяо нашел первоклассного наставника по имени Ясуо Оцука — звезду японской мультипликации и автора революционного подхода, сэкономившего аниматорам уйму времени, усилий и краски: его ноу-хау делало ставку на те самые ключевые кадры, одновременно уменьшая детализацию кадров промежуточных. Вместе с Миядзаки в студии работал и Исао Такахата — лучший друг нашего героя и будущий сооснователь Studio Ghibli. Там же Хаяо нашел и любовь всей своей жизни — аниматоршу по имени Акеми Ота, с которой они сыграли свадьбу в 1966 году и вместе по сей день.
В профессиональной среде юный художник блистал. Несмотря на то что занимался он достаточно утилитарным делом, его талант привлекал боссов студии. К молодому человеку начали прислушиваться: например, ему позволили переписать финал мультфильма «Приключения Гулливера», в котором он всего-навсего отвечал за промежуточные сцены. К 1968 году он впервые стал главным раскадровщиком в ленте «Принц Севера», продюсером которой выступил его друг Исао Такахата. Правда, студия быстро сняла проект с проката, ссылаясь на стыдную кассу, хотя на самом деле хотела скорее проучить зарвавшихся юнцов, которые успели организовать профсоюз и знатно потрепать нервы боссам в борьбе за лучшие условия труда.
К 1971 году Хаяо попрощался со студией, но продолжал участвовать в разного рода телевизионных проектах, разрабатывал сериалы, вместе с Исао даже предпринял первую попытку организовать собственную студию. Амбициозное предприятие под названием A Pro планировало, например, снять адаптацию повести «Пеппи Длинныйчулок» от Астрид Линдгрен, но энтузиасты не смогли получить от автора разрешение.
А пока сам Хаяо был известен в исключительно узких кругах, ему приходилось откликаться на те предложения, которые попадали в его поле зрения, и извлекать из них максимальную пользу. В конце концов самым результативным с творческой точки зрения для Хаяо стало сотрудничество со студией TMS Entertainment. Там аниматор корпел над сериалами франшизы «Люпен», а в 1979 году выпустил под крылом компании свой первый полнометражный мультфильм — «Замок Калиостро».
Вместе с большой силой приходит большая ответственность
Миядзаки вряд ли мог назвать себя счастливым, выступая в роли наемного рабочего, который делает то, что ему скажут. В качестве режиссера он мог бы позволить себе больше — по крайней мере, определял бы, что и как должен донести его фильм до аудитории. Но вот незадача: самому Хаяо не то чтобы сильно нравилась работа режиссера.
Он любил рисовать. И его первый большой успех связан напрямую с этим детским увлечением. Дело в том, что в начале восьмидесятых Миядзаки некоторое время сидел без дела, но его характер не оставлял шансов провести даже один день без цели. Поэтому мужчина взял карандаш, сел за стол и начал превращать идеи из своей головы в мангу под названием «Навсикая из Долины ветров».
Так родилась одна из лучших повестей в истории Японии, которая концентрировалась на тревожном постапокалиптическом мире с иссякающими природными ресурсами. Кажется, в манге Хаяо воплотил все наблюдения за человеческой природой и толику персонального пессимизма: в его представлении, Земле было бы лучше без людей или как минимум без технологий и потребительского отношения к окружающей среде.
Комикс, который выходил в журнале Animage, очень быстро стал безусловным хитом — настолько, что его популярность вылилась в целый полнометражный фильм, режиссером которого стал Миядзаки. Так об аниматоре заговорили по всей Японии, что позволило ему перейти на следующий уровень, пусть это не далось малой кровью.
«Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей, — позже комментировал первый режиссерский опыт Хаяо. — Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором».
Увы, пути назад уже не было. В 1985 году Миядзаки и Такахата снова объединились ради открытия студии Studio Ghibli — здесь Хаяо снова обратился к своей любви к авиации, ссылаясь на итальянский самолет Caproni Ca.309 Ghibli. Избавившись от давления боссов сверху, аниматор получил возможность рассказывать взрослым и детям истории, которые считал нужными, но при этом взвалил на себя и ответственность за результат, из-за чего избежать режиссерского кресла стало еще сложнее.
Дебютным фильмом друзей стала лента «Небесный замок Лапута», вдохновленная историей о Гулливере. В нем пара юных героев противостояла воздушным пиратам и тайным агентам: первые хотели обогатиться с помощью магической летающей громадины, а другие видели в ней потенциал разрушительного оружия. Безукоризненная авантюрная фантастика с роботами, охотой за сокровищами и удивительными полетами, вдохновленная эстетикой стимпанка и дизельпанка, быстро стала одним из образцов для подражания.
К этому времени Хаяо выработал свой уникальный старомодный подход к разработке истории картины. Он всегда подчеркивал, что не рассказчик, а художник, поэтому каждый его продукт был в той или иной степени экспромтом.
Studio Ghibli двигалась к культовому статусу решительно быстро, при этом позволяя себе экспериментировать в совершенно разных направлениях. Пока Миядзаки как режиссер рассказывал историю жизни девочек в деревне, населенной загадочными лесными духами, в ленте «Мой сосед Тоторо», Такахата обращался к драме Акиюки Носаки в экранизации картины «Могила светлячков», посвященной жизни подростка и его младшей сестрички в последние дни Второй мировой войны.
Друзья не боялись изучать совсем взрослые темы (в лоб или иносказательно), что эффектно выделяло их на фоне других мультипликаторов, что вскоре помогло им стать главным флагманом аниме, благодаря которому этот анимационный жанр полюбил весь мир.
Аниме шагает по планете
В 1995 году студия выпустила первый фильм с компьютерной анимацией в своей истории — «Принцесса Мононоке», ради которого пришлось здорово расширить штат художников с нужным техническим уровнем. Сам Хаяо в поздних интервью признавался, что не справляется даже со смартфоном, а рисует исключительно по старинке, — свежие таланты не были лишними.
История девушки, выращенной волками и защищающей природу от посягательства людей, закономерно стала самой желанной картиной в японских кинотеатрах, а вскоре была и вовсе признана фильмом года. Такой чести анимационная работа удостоилась впервые, и на этой волне успеха мультфильм отправился кочевать по свету, в том числе влюбил в себя Америку. Вместе с «Принцессой Мононоке» в турне уехали и другие фильмы студии.
Аниме 2001 года под названием «Унесенные призраками» стало еще бо́льшим хитом: история о человеческой жадности и традиционном для Миядзаки столкновении мира реального и потустороннего влюбляла в себя с первого кадра. Японская касса проекта превзошла кассу «Титаника», картина, в принципе, собрала $200 млн в прокате еще до дебюта в кинотеатрах Северной Америки — раньше такого не случалась. Добавьте к этому награду Берлинского кинофестиваля и «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм — так выглядит безоговорочный успех.
К моменту выхода на пенсию Миядзаки только как представитель Studio Ghibli выпустил десятки фильмов, а его полка с наградами пополнилась еще одним эксклюзивным «Оскаром» —за то, что «оказал глубокое влияние на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая ее безграничный потенциал».
Рецепт уникального стиля
Впрочем, ворчливый дедушка не любит ездить на пышные церемонии, давать интервью и просиживать штаны на пресс-конференциях. Ему куда интереснее помогать с инсталляциями Музея Studio Ghibli и путешествовать. Экспедиции по всему миру в принципе всегда были одним из главных увлечений Хаяо наряду с авиацией и рисованием.
Из них он традиционно привозит идеи и даже готовые кадры. Так, например, поездка в Казахстан ожила в пейзажах мультфильма «Ходячий замок», а свой образ архитектурное чудо из ленты получило от Избушки на курьих ножках из русских сказок. С другой стороны, «Небесный замок Лапута» был вдохновлен живописными панорамами Уэльса.
«У меня есть много образов повседневной жизни в мире, которые я хочу изобразить, — делился опытом Хаяо. — Сцена в бане, как в „Унесенных призраками“, — это то, о чем я думал с детства, когда сам ходил в общественные бани. Я думал о лесных декорациях Тоторо 13 лет, прежде чем начать фильм. Как и в случае с Лапутой, за годы до того, как я снял фильм, я впервые подумал об использовании этого места».
Во время работы над своими картинами маэстро полагается не только на собственные впечатления и ностальгию, но и на произведения других больших авторов. «Навсикая из Долины ветров», например, отдавала должное французскому комиксисту и другу Миядзаки Жану Мебиусу Жиро. А еще создатель Studio Ghibli уважительно относится к французскому аниматору Полю Гримо, советскому фильму «Снежная королева» и современным режиссерам Юрию Норштейну из России и Фредерику Баху из Канады. Современные авторы аниме и манги, кстати говоря, Миядзаки не очень привлекают: главный популяризатор японского визуального искусства привык до мелочей продумывать образы даже самых второстепенных героев, что в массовой культуре почти не встречается.
А вот сравнения с американскими мультипликаторами и статус «японского Уолта Диснея» Хаяо откровенно претят: ему не нравится суматошность западной школы анимации, в которой нет момента остановить повествование и насладиться статичной минутой покоя. Миядзаки раздражает и то, как коллеги из США относятся к природе, которая в их картинах остается фоном и только. Отсюда экология как ключевая тема в мультфильмах Studio Ghibli — наряду с пацифизмом и феминизмом.
«Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».
Мультфильмы Миядзаки не из простых. Зачастую фантастический сюжет нужен только для того, чтобы как можно изящнее и тоньше донести до аудитории практически философские размышления автора. Поэтому на Западе принято считать, что они не столько для детей, сколько для более «осознанных» людей постарше. Нередко этот скрытый сюжет навевает не самые веселые мысли, хотя сам Хаяо с этим борется.
«На самом деле я пессимист. Но когда я снимаю фильм, не хочу переносить свой пессимизм на детей. Я не верю, что взрослые должны навязывать детям свое видение мира, ребята могут формировать свое собственное».
На пенсию Миядзаки порывался уйти несколько раз. Впервые — в 1997 году, когда ощутил проблемы со зрением. Правда, мировой успех помешал планам о спокойном отдыхе. В 2013 году, после выпуска ленты «Ветер крепчает» Хаяо снова решил повесить мольберт на гвоздь, но вернулся ради своей первой работы с трехмерной анимацией в «Гусенице Боро». А прямо сейчас он корпит над мультфильмом «Как поживаете?» и, кажется, еще найдет случай остаться на слуху.
В крайнем случае фамилию японского классика мы будем встречать еще долго благодаря старшему сыну Хаяо, Горо, который пошел по стопам отца вопреки его воле и успел поработать над мультфильмами «Сказания Земноморья» и «Со склонов Кокурико», а также над многосерийным проектом «Рони, дочь разбойника», который объединил эстетику аниме с детской повестью от Астрид Линдгрен. И только младший Миядзаки, Кэйсукэ, решил не трепать нервы родителя и занимается резьбой по дереву.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by