Сочинение на тему пейзажная лирика лермонтова

803 слова о любви писали многие поэты во все времена. однако у лермонтова стихотворения о любви звучат как-то особенно, они

(803 слова) О любви писали многие поэты во все времена. Однако у Лермонтова стихотворения о любви звучат как-то особенно, они написаны в характерной для него одного манере. Любовная тема у Лермонтова всегда пронизана мотивами страдания, неудачи, неисполнимости надежд. 

Не разделённая любовь выступает основным лейтмотивом в творчестве Лермонтова. Смежным является мотив страдания от измены. В лирике поэта также можно выделить темы-спутники — обман, предательство , одиночество, измена. Лирический герой писателя не находит в любви счастья, а если и находит, то это лишь иллюзорное состояние, которое проявляется лишь в мечтах и сновидениях. Это то, что может увести человека от реальности, порой суровой и жестокой. Стихотворения Лермонтова о любви часто рисуют презрительно гордого лирического героя, не преклоняющегося перед возлюбленной, а словно бы бросающего ей вызов. 

Лирический герой Лермонтова вечно страдает от несовершенства окружающего мира и от одиночества. Большинство стихотворений о любви поэт посвящает своей возлюбленной Варваре Лопухиной: 

«Однако, все её движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты;
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней…»

Они познакомились в 1831 году в Москве. Однако против этого союза выступали родители Варвары, особенно отец, и девушка вышла замуж за другого. Несмотря на это, свою любовь к Лопухиной Лермонтов пронёс через всю свою жизнь. Но вместе с любовью была и обида за растоптанные надежды. Одним из знаменитых стихотворений Лермонтова является «Она не гордой красотою…». Здесь поэт рисует образ своей возлюбленной. Героиня не обладает «гордой красотой» и величественной внешностью. Несмотря на это, все движения героини, её улыбка и речь полны вдохновения и радости жизни. За это её просто невозможно не полюбить: 

«И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей».

В своих чувствах герой не находит отрады. В любви доминирующими ощущениями он называет «стыд» и «страдание». Почему? Любовная тема у Лермонтова всегда связана с темой расставания: он не верит в счастливый финал. По мнению Лермонтова, возлюбленная — это смысл его существования. А если любовь не разделённая, то и жизнь не имеет смысла. В стихотворениях Лермонтова измена считается непростительным надругательством над истинными чувствами. Но не все так однозначно, как хотел бы уверить нас «униженный» лирический герой. Главным условием существования для него является свобода. Расстаться с нею он готов только ради абсолютного, всепоглощающего чувства. И если отношения не совпадают с высокими критериями, лирический герой сам отвергает их:

«Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам»
«К. (Я не унижусь пред тобою…)», 1832.

Герой страдает не только от разлуки, но и от ударов по самолюбию. Он не желает быть отвергнутым настолько, что готов стать таким же циничным, как и его избранница. Он всячески стремится оградить себя от неудач:

«Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем…»

Любовь в изображении Лермонтова представляет собой поединок, обязательными условием которого является наличие победителя и проигравшего. Победителем чаще всего выступает возлюбленная, а проигравшим и обманутым — лирический герой. 

Михаила Юрьевича Лермонтова называют новатором любовной лирики. На это есть несколько причин. Одной из них является то, что лирический герой не только страдает от любовных переживаний, но ещё и пребывает в философских раздумьях, задумываясь о чувствах.

«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Также особенность его лирики состоит в том, что героиней стихотворений Лермонтов каждый раз наделяет индивидуальными чертами. Например, в знаменитом стихотворении Михаила Юрьевича «Любовь мертвеца» любовь — вечное и нерушимое обещание, данное дорогому человеку — Варваре Лопухиной, которая умерла молодой и несчастной в браке с нелюбимым человеком. 

«Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.

Также в данном стихотворении Лермонтов затронул тему покоя. Герой страдает от любовных переживаний, связанных с разлукой, поэтому покоя ему обрести невозможно. Более того, он и сам этого не хочет:

«Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне!»

Судьба обрекла лирического героя на большие муки и страдания. Нередко в стихотворениях автор вспоминает светлые мгновения минувших дней. Однако герой не желает вновь бороться за свою любовь. 

«Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою».

Испытания и разочарования приводят лирического героя к цинизму и замкнутости в себе. Примером послужит произведение «Пусть я кого-нибудь люблю», которое Лермонтов написал, когда ему было всего 17 лет. Здесь любовь рассматривается как негативное и ненужное в жизни чувство. 

«Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце, жжёт, хотя темно»
«Пусть я кого-нибудь люблю», 1831.

Лирический герой осознанно выбирает одиночество, возвышаясь над реальным миром, не совпадающим с его видением идеала. 

Можно утверждать, что в стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова лирический герой воспевает необыкновенную ценность любви, но при этом часто говорит о неизбежности расставания. Его мечта об искренних и сильных чувствах сталкивается с реальностью и превращается в разочарование. Лирический герой Лермонтова очень самолюбив и уязвим, а потому каждое новое испытание вызывает склонность к мизантропии и цинизму. Для такого человека любовь стала страданием, потому что он сам наделил ее несуществующими совершенствами, и, убедившись в их отсутствии, во всем стал винить окружающих и жалеть себя.

Автор: Виктория Комарова

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.
Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.
Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.
Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.
Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.
Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.
Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.
Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

  • Сочинение на тему памятник затопленным кораблям севастополь
  • Сочинение на тему осень охотник левитан кратко
  • Сочинение на тему отан отбасынан басталады
  • Сочинение на тему осталась у разбитого корыта 2 класс
  • Сочинение на тему охрана птиц