Печорин – неоднозначная личность
Качества Печорина
Знание людей
Умение анализировать
Независимость от мнения окружающих
Храбрость
Самолюбие
Эгоизм
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.
Качества Печорина
Знание людей
Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата.
Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.
Умение анализировать
Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.
Независимость от мнения окружающих
Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.
Храбрость
Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».
Самолюбие
Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.
Эгоизм
В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонттова – описание для сочинения по теме | источник
Лермонтов «Герой нашего времени»
сочинения на школьном ТЕГОСе
- Печорин и горцы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Как Печорин относится к проблеме судьбы?
- В чем проявляются парадоксы личности Печорина?
- Пари Печорина с Вуличем
- Почему автор называет Печорина «героем времени»?
- Почему автор называет Печорина «героем времени»?
- Как Печорин относится к проблеме судьбы?
- ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Печорин
- Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
- Григорий Печорин — герой своего времени
- Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова «Герой на-шего времени».)
- Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Онегин и Печорин
- Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
- Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Герой нашего времени
- Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
- Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
- Образ Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».)
- ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Образ Печерина
- Композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени»
- «ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ?» Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина
- Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
- ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН — АВТОР И ГЕРОЙ
- Чацкий, Онегин, Печорин
- Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени»
- Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- В чем состоит трагедия Печорина?
- Сюжет и композиция романа….
- Образ Печорина
- Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
- Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист»)
- Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
- Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО
- ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ПЕЧОРИНА. По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
- «Онегин и Печорин»
- «Противоречивый образ Печорина». Душа Печорина — «некаменистая пустыня»
- Образ Печорина
- ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
- Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия «Герой нашего времени»
- ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
- ПЕЧОРИН — МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА
- ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН
- ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
- «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА
- Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин как представитель «лишних людей»
- Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
- ДВЕ ВСТРЕЧИ ПЕЧОРИНА С МАКСИМ МАКСИМЫЧЕМ
- ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА
- ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ (по лирике и «Герою нашего времени»)
- Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- ПЕЧОРИН — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
- НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- «И ДАЙ ВАМ БОГ ПОБОЛЕЕ ВСТРЕТИТЬ НА ПУТИ ВАШЕЙ ЖИЗНИ МАКСИМОВ МАКСИМЫЧЕЙ»
- МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
- Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань» (Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
- Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Друзья и враги Печорина
- Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
- Природа в романе «Герой нашего времени»
- Преступление и наказание Печорина
- Герой и героини. По роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Образ горянки в главе «Бэла»
- Духовное путешествие Печорина
- Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?
- Печорин — герой или антигерой?
- Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени»
- Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
- В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени»)
- «Герой нашего времени»
- Жанр романа «Герой нашего времени»
- Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
- Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
- Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени»
- Онегин и Печорин
- Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века
- Первый русский социально — психологический роман
- Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Трагедия жизни Печорина и его поколения
- Водяное общество в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времрни»
- Дуэль Печорина с Грушницким
- Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина
- Многоликий Печорин
- Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин как тип лишнего человека
- В чем трагедия Печорина?
- Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
- Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством. (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
- «Во мне два человека…»(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
- «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,)
- Значение письма Веры к Печорину
- Круг интересов «водяного общества» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени)
- Любовь в жизни Печорина
- Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Почему несчастлив Печорин?
- Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
- Нравственные проблемы в романе М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
- Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
- Сочинение Лермонтов М.Ю. — Герой нашего времени
- Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».)
- Мятежный дух в лирике Лермонтова
- «Герой нашего времени» — Социально — психологический роман
- Образ автора в романе «Герой нашего времени»
- Сравнительная характеристика Онегина и Печерина
- Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Герой нашего времени
- «И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей» (по произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
- Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)
- Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.)
- «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
- «Герой нашего времени». Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности )
- Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
- Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»
- Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени»
- «Герой нашего времени»
- Печоринская ересь
- Анализ романа «Герой нашего времени»
Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!
Вариант 1
(491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.
Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком».
Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».
Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость.
Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.
Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.
Вариант 2
(478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.
Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.
В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.
Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.
Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.
Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.
Автор: Виктория Комарова
Образ героя
Печорин – один из самых противоречивых персонажей русской литературы.
Сам автор описывает его совсем не однозначно. В Печорине масса положительных качеств. Тем не менее, от него страдают все окружающие, также страдает от себя и он сам. Само поколение обеспечило талантливому, воспитанному, образованному человеку судьбу, в которой он не способен найти свое место. Образ Печорина вызывает в читателе противоречивые чувства. Это опрятный, красивый молодой человек. Он умен и талантлив. Он способен мыслить и мог бы многого достичь в этой жизни. Но он пропитан трагедией и одиночеством. Он холоден и циничен. Он проницателен, но вместо того, чтобы пустить это качество на благо людям, он язвит и критикует их. Он не имеет привязанностей и способен на предательство. Даже люди, которых он по-настоящему любит, в итоге страдают из-за его характера.
Это все прекрасно понимает и сам герой. В беседе с Мери он отмечает, что его сделали таким люди. Они видели в нем те отрицательные качества, которых в нем не было изначально. Но именно из-за взгляда и суждений окружающих, он сделался черствым и циничным, злопамятным и завистливым. Сам себя Печорин называет «нравственным калекой». Но ответственность за такое преобразование Печорин не принимает на себя, он сбрасывает ее на окружение.
Популярные сочинения
- Дружба и вражда сочинение 11 класс
Как приятно иметь друзей. Дружба — одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить. - Сочинение Светлый праздник Рождество Христово
Рождество Христово — великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. - Сочинение Как я однажды болел
Все хотят быть здоровыми. Но иногда просто необходимо заболеть. Чтобы детям не пойти в школу. А взрослым – на работу или на неприятную встречу. Д
Напрасные усилия
Героя не устраивает его судьба. Он постоянно пытается что-то изменить, но все попытки оборачиваются только отрицательными результатами. Он тратит свои силы на действия, которые не достойны образованного, нравственно красивого человека. Он раскидывается отношениями с людьми, хотя на самом деле остро нуждается в человеческой поддержке. Он пренебрегает любовью и дружбой, не выпускает наружу никакие чувства. А ведь у Печорина есть все для того, чтобы стать человеком с большой буквы, быть полезным обществу и обрести моральную красоту. Но почему же он выбирает для себя путь отшельника, который играет чужими сердцами и судьбами?
Это риторический вопрос, над которым предлагает нам поразмышлять автор. Возможно, дело в том самом поколении, о котором пишет Лермонтов. Он не зря еще до начала повествования сообщает читателю, что собрал воедино все пороки поколения. Печорина он рисует странным и неординарным, но в то же время типичным для своего времени человеком, который мог бы достичь высокой планки в моральном развитии, но само время не позволило ему этого сделать.
Вариант 2
Главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — Григорий Александрович Печорин. По признанию самого автора, Печорин – собирательный образ представителя поколения 30-х годов 19 века.
Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.
Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества?..
Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.
Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.
Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», — говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем — очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.
Печорин — сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.
Время и герой
Несмотря на то, что Лермонтов четко и ясно ставит перед нами временные рамки, вопрос душевных приоритетов остается открытым во все времена. Именно это делает произведение вечным и бессмертным. Так или иначе, автор рассматривает проблему именно во времена расцвета декабризма. Как же время влияет на судьбу и характер человека? Лермонтов рассматривает личность, которую съедает время бездействия, время, когда силы тратятся впустую, а все идеалы призрачны и малозначимы.
Можно ли сказать о том, что такая проблема присуща любому времени? Вероятно, да. Ведь идеалы каждый человек должен определить для себя самостоятельно. Сегодня эта тема особенно актуальна, можно наблюдать некое сходство между временем, описанным Лермонтовым и нашим веком. Сегодня тоже само время способно съесть талантливых людей, если они не умеют бороться.
В произведении поднимается тема сопоставления времени и человеческой нравственности. Героем своего времени автор называет Печорина, но зрителю открывается загадка – прямой ли смысл имеет звание «герой», или косвенный? Насколько героичен человек, который, имея все задатки положительного персонажа, сам для себя выбирает путь «нравственного калеки»? Это вопрос, над которым предстоит глубоко размышлять, возможно, не один раз перечитывая произведение автора, ставшего великим.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Печорин герой своего времени», размышляя над темой произведения, основными характеристиками главного персонажа и вечным вопросом времени и поколения.
Сочинение «Мое отношение к Печорину»
Вариант 1
- Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова.
- Мое отношение к Печорину
- Положительные черты характера.
- Отрицательные качества.
- Чему я могу научиться на примере Печорина.
Лермонтов – талантливый писатель и тонкий психолог. классик русской литературы. В своем романе “Герой нашего времени” он изобразил яркий запоминающийся образ молодого человека, богатого аристократа. Он исколесил сотни километров, пережил много важных событий, повидался с тысячами людей. Кто-то оставил значительный след в сердце Григория Печорина, а кто-то лишь слегка коснулся его жизненного пути. Одни заставляли Печорина плакать, а другие вызывали только циничную улыбку.
Роман Лермонтова написан не в хронологической последовательности, а в тематической, как воспоминания. В большинстве случаев описание идет от лица самого Григория. Это позволяет читателю лучше понять истинное положение вещей и настоящие чувства героя. Печорин – очень противоречивый персонаж. Он вызывает злость снисхождение, неодобрение и похвалу, восхищение и жалость. Одно из привлекательных качеств главного героя является его честность перед самим собой. А это не многим дано. Большинство людей любят обелять себя в своих мыслях, оправдывать свои плохие поступки. А Григорий Александрович правдиво признается себе в своих грехах и добавляет: “Я иногда себя презираю…” или: “Я глупо создан…” Интересным является и то, что Печорин – активный человек. Он постоянно что-то ищет, к чему-то стремится. Он искренне пытается найти счастье в любви, как это было с Бэллой, но его снова постигает разочарование: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Следует также отметить, что Григорий умен, хорошо образован, умеет чувствовать прекрасное. Для него честь дамы – священна. Именно поэтому он вызывает Грушницкого на дуэль. Он не терпит вранья.
С другой стороны, Печорин очень эгоистичен и самовлюблен. Он делает только то, что хочет, поступает так, как считает нужным. При этом молодой человек не учитывает ни чувств других, ни их взглядов. Наоборот, он играет эмоциями и сердцами окружающих, как марионетками. Ради своих капризов он заставляет других поступаться своими убеждениями, растаптывать себя.
апример, Максима Максимыча Печорин побудил закрыть глаза на похищение Бэллы, а княжну Мэри он без зазрения совести вынудил полюбить себя. Главный герой равнодушен к чужим бедам и страданиям: “Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя”. Поэтому его почти не трогает то, что он разрушает чужие жизни, ломает чужие судьбы. Поразительно и то, с каким безразличием Григорий отнесся к Максиму Максимычу – своему покровителю и другу.
Размышляя над характером Печорина, я вижу, что опасно жить только для себя. Так можно потерять настоящих друзей и не повстречать свою любовь. Также нельзя относиться к людям как к игрушкам, как к собственной забаве. Необходимо уважать чужое мировоззрения, стараться не ранить чувства других, не считать свое мнение единственно правильным. Думаю, что если делать правильные выводы из романа Лермонтова, то можно избежать многих ошибок и стать намного счастливее.
Вариант 2
Мое отношение к Печорину
В своем произведении Лермонтов называет Печорина героем своего времени. Он говорит о том, что это собирательный образ, портрет, который автор не раз наблюдал в жизни. Каждый читатель должен задуматься о том, как вести себя в жизни, живя в своем времени. Мое отношение к Печорину нельзя назвать однозначным, я вижу в нем и плохие и хорошие черты. Но на его примере я могу задуматься о своей жизни, понять ценность настоящих человеческих чувств.
Положительные стороны Печорина
На первый взгляд Печорин создает положительное впечатление. Герой хорошо воспитан, он опрятен и аккуратен, образован. Эти качества ценились во все времена, ценятся они и сейчас. Умение создавать положительно впечатление на людей – безусловный плюс в пользу героя, ведь он делает это не жеманно, не лебезит перед собеседником. У него это природное. Он всегда следит за собой, не допускает грубости, не хамит. В этом вопросе мое отношение к Печорину приобретает положительную сторону. У него можно поучиться умению вести себя в обществе, не хамить и не грубить людям, при любых обстоятельствах держать в себя в руках.
Отрицательные стороны Печорина
Но самое страшное в герое – отсутствие каких-либо настоящих чувств. Он не только не позволяет чувствовать ничего сам себе, но и пренебрегает чувствами других людей. Он играет их судьбами, лишает их жизней и ничего не ощущает по этому поводу. Даже после смерти Бэлы он не позволяет чувствам выйти наружу, ограничиваясь лишь истеричным смешком. Мое отношение к герою относительно этих качеств полностью отрицательное. Я считаю, что нельзя позволять себе быть таким черствым и циничным, а особенно пренебрежительно относиться к чувствам и жизням других людей.
Печорин и современность
Личность Печорина стала для меня примером двойственности, но я не могу назвать его настоящим героем. Лермонтов показывает читателю общий портрет молодого человека того времени. Но мне становится страшно от того, что такие люди есть и сейчас. Хочется верить, что наше время, каким бы жестоким оно не было, не породит большое количество таких же печориных. Оставаясь человеком, важно помнить о том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей. Свои чувства тоже нельзя убивать на корню, превращаясь в жесткого циника, хоть и вежливого, симпатичного на первый взгляд.
В наше время модно быть циничным и грубым, в этом наше поколение схоже с Печориным. Но на протяжении многих веков человек может называть себя человеком только за счет умения проявлять настоящие чувства. Я не хочу примерять на себя личность Печорина, для меня важны проявления добра и любви, я хочу иметь уважение к людям и их чувствам. Я хочу отвечать на чувства взаимностью, уметь испытывать настоящую любовь. Мне кажется, что именно это важно для человека в любые времена.
Вариант 3
Григорий Александрович Печорин — главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Так как Лермонтов написал роман после восстания на Сенатской площади, то он изобразил в нем человека своей эпохи, которому прививали эгоизм и безразличие. Поэтому Печорин мечется между своим естественным, природным началом и привитым эгоцентризмом. Лермонтов изображал его, пытаясь указать обществу на проблемы людей того времени. Печорин стал прекрасной иллюстрацией к основным недостаткам молодежи николаевской эпохи, хотя таких людей, как он, было немного.
В начале повествования о Печорине рассказывает его сослуживец и приятель, штабс-капитан Максим Максимыч, а именно историю с Белой, которой он сам стал свидетелем.
А в следующей главе читатель встречается с самим Григорием Александровичем, о котором так тепло отзывался добрый штабс-капитан.
Описывается он как красивый молодой человек аристократической наружности, но с признаками, выделяющими его исключительность. Например, крепкое телосложение, способное перенести трудности кочевой жизни, также он имеет при светлых кудрявых волосах черные брови и усы: «признак породы в человеке».
Для раскрытия образа Григория Александровича Лермонтов использует других персонажей, рядом с которыми ясно выделяется отличие Печорина от них: его несомненное превосходство, и в то же время ущербность. Ему свойственны противоречия людей его поколения: жажда деятельности и вынужденное бездействие, потребность любви, участия и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный волевой характер.
Отсутствие жизненной цели придает его образу трагичность, так как он тратит свои недюжинные способности на мелкие и недостойные предприятия, которые в итоге не дают ему ничего.
Печорин — человек противоречий. В нем сочетаются несовместимые вещи: «вулканический» пыл с бездеятельностью, порывы добрых чувств с наклонностями к жестокости, высокий настрой мыслей с низостью недостойных поступков.
У него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он.
В «Журнале» Печорин излагает своеобразную исповедь, рассказывает историю своей погибшей души.
Он бесстрашно говорит о своих идеальных порывах, о темных сторонах души и о противоречивости своего сознания. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» — говорит он.
Печорин — неординарная личность. Он умный, волевой, хорошо образован. Григорий Александрович умеет быстро и верно судить о людях, а также о жизни в целом. В его душе таятся «силы необъятные», но на его совести много зла. От бездействия Печорин вынужден тратить свои способности на удовлетворение своего любопытства и скуки. Он вольно и невольно играет судьбами людей, но это не приносит ему ни счастья, ни радости.
Всюду, где появляется Григорий Александрович, он приносит людям горе: контрабандисты покидают свой дом, убит Грушницкий, разбито сердце княжны Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал ради тех, кого любил…» — пишет он.
В жизни Печорина было множество женщин, но лишь его любовь к Вере была больше, чем интрига. Когда он получил ее последнее письмо то, «как безумный, вскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее».
Веру он не догнал, лишь загнал до смерти своего коня. Тогда он упал на траву и заплакал. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, но осознал это, лишь когда потерял ее.
А Вера в свою очередь знала и любила его не вымышленного, а настоящего со всеми его достоинствами и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть, ты ничего не дал мне кроме страданий»,- говорит она Печорину. Но это удел многих людей, которых встречал на своем пути Григорий Александрович.
Он пишет в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. Здесь раскрывается беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, а также перед самим собой за бесцельно прожитую жизнь.
Но несмотря на все недостатки и пороки Печорина я считаю: им стоит восхищаться. Такие люди, как Григорий Александрович, очень редки и поэтому вызывают интерес своей исключительностью. Он очень сложный и интересный персонаж. Если в начале повествования было недоумение, то после уже становится ясной подоплека многих его действий. И хотя Печорина можно считать антигероем, он все равно притягивает к себе. В нем есть не только внешняя красота, но и какое-то дьявольское обаяние.
Меня восхищает, пусть и не без ужаса, способность Григория Александровича понимать людей и управлять ими: их чувствами, желаниями, играть ими, как марионетками, направляя каждый их шаг.
Также меня восхитила и тронула их любовь с Верой. Пусть для каждого из них она оказалась трагичной. Она пропитана болью долгой разлуки и счастьем кратких встреч, и поэтому их любовь искренна и не может оставить равнодушным.
Я согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского о Печорине: «… в самих пороках Печорина проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
- для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
- для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
- для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
Психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», написанный автором в период с 1838 по 1840 годы, занимает достойное место в сокровищнице русской и мировой художественной литературы. С первых страниц роман порождает у вдумчивого читателя немало вопросов, касающихся образов как главных, так и второстепенных персонажей. На эти вопросы хочется ответить, определить истинные причины поступков героев, хочется разгадать тайны и загадки человеческой души. Главный герой произведения – Григорий Александрович Печорин, молодой дворянин, история жизни и души которого положена в основу романа. Действительно ли он герой своего времени, или автор составил портрет вовсе не своего современника?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить эпоху 30-х годов 19 века. Это время разгула реакции, когда все смелые и передовые мысли и идеи губились еще в зародыше, время, которое отвергло инициативы декабристов, но ничем полезным их не заменило. Сложившийся в стране казарменный распорядок отнимал всякую надежду многих молодых и образованных людей на какие-либо перемены к лучшей жизни. В такой обстановке рушилась вера в необходимость служения добру и справедливости. Это время глубоких сомнений в нравственных ценностях.
В такую эпоху жил Григорий Печорин. Он, как мы уже сказали, молодой дворянин, рожденный и воспитанный в лучших традициях русского дворянства. История его молодости – это погоня за светскими развлечениями и удовольствиями, которые, однако, ему скоро наскучили и уже не приносили ни радости, ни удовольствия. Печорин пытался заняться наукой, читал книги, но и эти занятия его разочаровали. Им овладела смертная скука. У него достаточно острый ум, позволяющий ему критически судить о себе, о жизни, о людях, которые его окружают, о светском обществе. Он тонкий психолог, умеет судить о человеке и редко ошибается в своей оценке или характеристике. Сердце его способно сильно и глубоко чувствовать, однако никто не сможет увидеть отражение этих сильных чувств на его лице и в его поведении. Печорин – натура сильная, он умеет прятать свои чувства глубоко в душе, волевая, жаждущая деятельности. Но, как он сам о себе говорит, при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он «нравственный калека». Стараясь забыть о владевшей им скуке или избавиться от нее, он ищет себе занятие: путешествует, служит, ищет любви. Но, к сожалению, Печорин не находит своего «высокого назначения», не находит дела, которое было бы достойно его «необъятных сил». Поэтому ему приходится тратить свои силы и энергию на действия, недостойные его личности. Он вторгся в налаженную жизнь мирных контрабандистов и разрушил ее. Увидев Бэлу, похитил ее и добивался ее любви, надеясь, что «любовь дикарки» излечит его и спасет от неотвязной скуки. Однако вскоре Печорин понял, что чувства черкешенки ничем не лучше любви светских барышень, поэтому вскоре охладел к девушке, сделав несчастной и ее саму, и ее отца, лишившегося дочери и сына-подростка, а также разрушил судьбу Азамата и Казбича. Так же жестоко, как и с Бэлой, он поступил и с Мери Лиговской. Назло Грушницкому, своему давнему знакомому, он завоевывает сначала внимание девушки, а потом и ее любовь, сам при этом не испытывая никаких нежных и теплых чувств. Когда же на дуэли был убит Грушницкий, он признается Мери, что не любит ее и никогда не любил, разбив ей сердце своими словами, сделав глубоко несчастным человеком не только ее, но и княгиню Лиговскую, которая переживает за судьбу единственной дочери. До глубины души Печорин обижает доброго, простого штабс-капитана Максима Максимыча, который ждал встречи со своим сослуживцем, однако герой пренебрег дружбой бедного старика. Сухая встреча на несколько минут не порадовала его, а заставила усомниться в искренней дружбе. Получается, что Печорин не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, а всем, с кем он соприкасается, приносит несчастья или страдания. Он любит весь мир, но приносит окружающим только зло, он жаждет настоящей жизни, настоящего дела, однако осознает полную безнадежность и свою обреченность. В своем дневнике перед дуэлью с Грушницким он записывает размышления о том, что, возможно существовало для него высокое назначение, для которого он был рожден на свет. А на вопрос, кто же виноват в том, что герой стал таким, Печорин сам отвечает, что его «душа испорчена светом». Тем самым светом, в котором он родился, жил и от которого не смог уйти.
Таким образом, умный, талантливый, энергичный человек не нашел применения своему таланту, уму, своим недюжинным силам и способностям в современном для него обществе и вынужден был тратить их впустую, провести жизнь без достойной цели и истинного смысла. Такова судьба всех людей поколения 30-х годов – переходной эпохи, когда декабристы были уже разбиты, а революционные демократы еще не пришли на политическую арену. Именно поэтому Печорина можно назвать ярким представителем своего времени, героем своего времени.