Лермонтов – был человеком, который относился к своей родине с огромной любовью и уважением. Он любил в России практически всё. Начиная от самых заметных вещей, заканчивая едва видимыми деталями. Однако можно с уверенностью сказать, что Лермонтов настоящий патриот, который уважал наследие своей страны и её историю. И множество из его произведений задевали как раз темы прошедших лет, и таким образом он знакомил читателя с историей своей страны, давал ему проникнуться той уникальной атмосферой, которая царила на Руси в то время. Он показывал читателю Россию именно такой, какая она и была, основываясь на задокументированных фактах. Прекрасным примером этому послужит его произведение “Бородино”.
В произведении автор повествует читателю об ужасной битве, которая произошла во время первой мировой войны. Во время этой масштабной войны, многие люди были убиты, и ещё больше людей получило различного рода увечья, и потому автор называет эту войну одной из самых ужасных, которые когда либо происходили. В основном из-за того, что это первая война, которая поразила мир своей жестокостью и масштабностью. В нём автор раскрывает тему человеческой жестокости наряду с человеческой глупостью, ведь именно война является олицетворением этих двух человеческих пороков. Война по праву ужасное явление, ведь на войне один человек убивает другого, что само по себе отвратило, именно это пытается выразить Лермонтов.
Образ Бородина Лермонтов представляет как некий собирательный образ всех трагических событий, которые когда-либо происходили с нашей страной. Он называет этот момент истории тем, что лучше бы никогда не случалось. Он показал все ужасы того события, описал всё настолько красочно и точно, что у читателя не возникало никаких сомнений в настоящей ужасности войны, и в том, что лучше избегать войны, и никогда не допускать её повторения, однако она всё равно повторялась в будущем. И об этом автор также говорил. Он называл войну необходимостью, которая нужна человеку для нормальной жизни и развития. С помощью войны и убийства люди придумывали что-то новое, для того чтобы лучше убивать, однако это также двигало прогресс, и именно поэтому автор называет войну хоть и ужасным, но в тоже время нужным явлением.
Таким образом, мы видим, что произведение “Бородино” стало для Лермонтова неким размышлением насчёт темы войны.
Сочинение 2
На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.
В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.
Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.
Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.
Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.
Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.
Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.
Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.
Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.
`
Бородино
Популярные сочинения
- Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)
Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Это известный учёный, интеллигентный человек, который добился больших успехов
- Сочинение Роль учителя в жизни человека
Первыми учителями в жизни ребенка становятся его родители. Но социальное общество так устроено, что часть воспитательного процесса маленького человека перекладывается на плечи
- Описание неба — сочинение
Среди огромного количества природных явлений, которые окружают человека, есть такие, которые сопровождают нас каждый день.
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Бородино по стиху
Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием «Бородино». Это произведение носит патриотический характер. Люди сразу полюбили стихотворение за то, что автор написал его простым и понятным языком.
Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.
Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.
Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.
Солдат, который повествует свою историю, все время говорит в стихе «мы», он ни разу не сказал «я». Это значит, что он скромный человек. Он считает, что благодаря сплоченности людей им удалось выиграть войну. Этот солдат простой человек, в нем нет чрезмерной напыщенности.
Полковник разговаривает с солдатами, словно давний друг, он называет их «ребятами». В стихотворении нет пафоса и надменности. Все герои простые. Автор очень точно описал все события, которые происходили во время битвы, природу, погоду и накал страстей во время боя. Читатель чувствует боль рассказчика и словно переживает вместе с ним все события. Читая стихотворение у всех возникает чувство гордости за своих предков.
Вариант 2
Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.
Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.
Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.
К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.
Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс
Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.
Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.
Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.
В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.
Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.
На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.
Вариант 4
Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.
Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.
Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.
Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.
Также читают:
Картинка к сочинению Бородино по стиху
Популярные сегодня темы
- Отношение Онегина к Ленскому сочинение
Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.
- Осень в творчестве Левитана сочинение
Представители любого вида искусства неравнодушны к изображению в своих работах разных времен года. Осень является одним из желанных периодов, которое независимо от своих проявлений выбирают художники, чтобы отразить на холсте.
- Сочинение на тему Что лучше — горькая правда или сладкая ложь?
Жизнь человека — это один сплошной выбор. Каждый день мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно принять решение, поступать так или иначе.
- Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс
Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
- Сочинение на тему День знаний 1 сентября праздник
Когда мы говорим о первом школьном дне, то сразу же представляем себе праздничную линейку, посвящённую Дню Знаний. Девочки в белых бантах и нарядные мальчики радуют взгляд учителей и родителей
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Главные герои Бородино Лермонтова
Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей, о влиянии определенных событий в истории на жизнь людей. Благодаря искренности и открытости Лермонтов получил признание ещё при жизни, а его стихотворения печатались в популярном политическом издании «Современник».
Именно в «Современнике» и было напечатано «Бородино» – одно из самых величайших произведений Лермонтова, получившее небывалую популярность. Поэт вложил в стихотворение всю душу, открыто и искренне сочувствуя погибшим русским солдатам на сражении против наполеоновской армии. Самые высокие слои общества России с интересом относились к событиям Бородинской битвы. Не остался в стороне и Лермонтов, которого также активно увлекала эта тематика. Однако поэта все больше интересовала судьба народа, то, как отразилась Бородинская битва на простых людях. Главная тема этого стихотворения так затронула Лермонтова, что во многих произведениях она постоянно проявлялась в той или иной мере.
Главным героем стихотворения является простой военный солдат, прошедший Бородинскую битву. Произведение представляет собой диалог молодого человека и солдата, который искренне и ярко рассказывает о военных действиях битвы. Ветеран войны трезво оценивает силы русской армии, признавая все превосходство французов. Ветеран войны с гордостью рассказывает о боевых действиях, об убитых товарищей, которые защищали свою землю. Большую роль он выделяет своему полковнику, который также погиб близ Москвы. Словами солдата Лермонтов очень ярко живописал его – «слуга царю, отец солдатам…». Даже по этому краткому описанию можно восхититься полковником. Он всем сердцем служил своей Родине, своему царю и простому народу. Несмотря на высокий статус, полковник был наравне со своими солдатами, всячески им помогал, поддерживал и воевал вместе с ними. Хотя и в стихотворении про полковника повествуется лишь моментом, следует отметить, что он является одним из главных героев произведения.
Ветеран войны в то же время жалуется своему собеседнику на нынешнее поколение – слишком слабое и нерешительное, без огня в глазах. Воспоминания о войне наводит солдата на мысли, что их поколение, сражавшееся за свою страну, разительно отличается от нынешнего – «могучее, лихое племя: богатыри – не вы».
Молодой человек, который как раз спросил старого русского солдата о войне, также является одним из героев этого произведения. В нем и отражается Лермонтов – человек, который интересовался военными действиями, народом и простыми солдатами. Он восхищается мощью русской армии, смелостью солдат, сумевших защитить Родину в неравном по силе бою. Молодой человек знает о войне, он признает, что об этом «помнит вся Россия». С него и стоит брать пример, не забывая об успехах своей армии, сражавшиеся за мир над головой. В пример ставит и русских солдат, погибших на войне.
Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.
Вариант 2
Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.
Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.
Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.
К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.
Композиция лирического произведения
Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
»
Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс
Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.
Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.
Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.
В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.
Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.
На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Вариант 4
Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.
Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.
Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.
Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.
Анализ стихотворения «Бородино»
В 1837 году Россия отмечала юбилей — 25 лет победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. В церквях шли молебны в память о погибших, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве. К этой знаменательной дате Лермонтов написал стихотворение «Бородино ». Впервые к этой теме поэт обратился ещё в раннем юношеском произведении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки и выросло знаменитое « Бородино » .
В этом стихотворении Лермонтов использует нетипичную для того времени манеру изложения: о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат. Рассказ рядового участника Бородинской битвы можно назвать автобиографией народного подвига, потому что солдат говорит не только от своего имени, но и от имени всей армии, всей страны. Это закреплено в рассказе солдата еле уловимыми переходами от «я» к «мы». В этих переходах ощущается единство армии — полное взаимное доверие и ручательство одного за всех и всех за одного. И самое главное: солдат видит историю не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей боевой батареи.
Если сравнивать юношеское стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» и «Вородино. то различий можно найти немало. Первое было написано в эффектной манере романтических поэм, второе изображает подлинно реалистическую картину. « Поле Бородина» создано 16-летним поэтом-романтиком и написано приподнято-возвышенным, эмоциональным языком. А в стихотворении «Вородино. звучит простая народно-разговорная речь, присущая русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии.
Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.
Третья-тринадцатая строфы — это описание битвы. Последняя, четырнадцатая строфа почти точно повторяет вторую строфу. Стихотворение построено в форме своеобразного диалога поколения Лермонтова с поколением героев войны 1812 года. Интересно раскрывать содержание этого произведения, оценивая при этом использованные поэтом художественные средства языка. Лермонтов часто употребляет восклицательные предложения, которые помогают ему передать чувство гордости и восхищения русской богатырской силой и удалью ( « Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; «Вам не видать таких сражений!»), Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, а также ужасающее количество жертв: «звучал булат»; «картечь визжала»; «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»; «гора кровавых тел ». Образные выражения «< Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») сменяются гиперболой «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»).
Использованные сравнения помогают нам увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность и тяжесть сражения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди). А вот эпитеты автор выбирает самые обычные, это приближает повествование к народному говору (зимние квартиры; схватки боевые; большое поле; синие верхушки; избитый кивер). Стихотворный размер произведения — разносложный ямб (четырёхстопный ямб чередуется с трёхстопным) — тоже вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.
Автор включил в рассказ солдата просторечные высказывания и фразеологические обороты: «ушки на макушке»; «полковник наш рождён был хватом»; «что толку в этакой безделке?». Но они прекрасно сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «молвил он, сверкнув очами»; «носились знамена, как тени»; «сражён булатом»; «поле грозной сечи».
Так, в стихотворении «Бородино ». с одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, а с другой стороны, присутствуют высокий стиль и яркая образность, призванные подчеркнуть особую значимость изображаемых событий. Некоторые строчки из стихотворения стали крылатыми выражениями. Например: «Да, были люди в наше время … ». А слова: «Ребята! не Москва ль за нами? » — приобрели особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. В «Бородинот поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения и все его краски, целое и детали. В стихотворении много раз повторяется слово русский: русские штыки, русский бой удалый и т. д.
Стихотворение завершается перекличкой второй и четырнадцатой строф, в которых сопоставляются два поколения русских людей: прежних «богатырей », одержавших великую победу на Бородинеком поле, и современников Лермонтова, ничем на них не похожих. «Бородино » Лермонтова — подлинный шедевр русской поэзии. Оно не только отразило патриотические чувства Михаила Лермонтова, но и стало настоящим гимном русскому народу.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:
Забил снаряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою.
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.
В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.
Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Истинная дружба
Что такое истинная дружба? Каждый человек скорее всего задумывался на этим хотя бы раз в жизни, ведь каждый из нас хочет так сказать, овладеть и получить, ну а точнее найти того друга - Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс)
Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики. - Сочинение по картине Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского
Перед нами одна из картин великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Первое впечатление от вида Константинополя при лунном освещении остается самое приятное
Сочинение: Патриотизм стихотворения Лермонтова «Бородино». | |
Просмотров: 2469 | Добавил: Ferst (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019) |
Всего ответов: 3 | |
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 3
Люсси Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «Бородино». В нём Лермонтов рассказывает о знаменитом Бородинском сражении. Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат только семь строк. Остальная часть произведения — это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле. Это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность. В начале своего рассказа старый солдат говорит собеседнику: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Этими строками Лермонтов показывает своё отношение к молодому поколению солдат того времени и одновременно воспевает подвиг участников Отечественной войны. От лица старого солдата автор передаёт своё восхищение русскими воинами. Они, как и сам рассказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лермонтов описывает такие их качества, как патриотизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова: Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то время как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что французы узнали, «Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой!..» Словом «наш» автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объясняет не превосходством противника, а «Господней волей». Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…Рука бойцов колоть устала…». Но в его рассказе нет хвастовства, в нём — скорбь о тех, кто погиб. Особенно он сожалеет о гибели полковника, который личным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности». Всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат — участников Бородинского сражения. Этому «могучему, лихому племени» Лермонтов противопоставляет «нынешнее племя». Своим произведением автор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги. Тамми «Бородино» написано в 1837 году в связи с двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы. Патриотическое содержание, простота стихотворного языка, народный взгляд на важнейшее событие Отечественной войны 1812 года определили всеобщую популярность этого стихотворения, которое вскоре стало народной солдатской песней. Но для современных школьников многое в нем без предварительного объяснения окажется неясным. У Лермонтова о Бородине рассказывает старый солдат. Все, о чем он говорит, лично им пережито. Участник и герой этой великой битвы, он, вспоминая минувшее, как бы заново переживает и подготовку к сражению, и чувство ответственности оттого, что отступать некуда — позади Москва, и напряжение битвы, и гордость своими товарищами — богатырями. И так как рассказ его — безыскусственный и живой, в чтении учителя не может быть театральности, наигранности, нарочитости; оно должно быть простым, как прост и бесхитростен герой Лермонтова. Но там, где сам рассказчик настраивается торжественно (например, когда он говорит о «клятве верности», когда рисует «русский бой удалый» или выражает уверенность в готовности всех «до конца стоять»), необходима и в чтении сдержанная патетика. Герой лермонтовского «Бородина» — это Народ, одержавший победу в войне с французами, простые солдаты. Теперь такой взгляд кажется единственно правильным и обычным, но во времена Лермонтова официальные историографы и поэты выдвигали на первый план заслуги императоров и полководцев. Поэт Быков писал в стихотворении, которое тоже называется «Бородино»: Я зрел поля Бородина Каковы же эти герои? Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? Пусть все всмотрятся в поэтические строчки Лермонтова и задумаются над ними. Один ученик заметит, что герои Бородина — люди отважные и решительные, они больше рвутся в бой, чем их командиры. Другой обратит внимание на слова: «Есть разгуляться где на воле», — и сделает вывод, что им дороги простор и свобода. Третий увидит причину героизма русских в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою». Возникнем в разговор о скромности человека из народа: ведь солдат-рассказчик ни разу не подчеркнул своей собственной роли в сражении, его «я» полностью растворилось в «мы»; — об отсутствии в нем всякой напыщенности и самолюбования . (перед боем, когда неприятель «ликует», в русском лагере спокойно и деловито готовятся к решающему сражению: чистят оружие, ложатся «вздремнуть», не думая о «величии» предстоящего дела); — о присущем ему чувстве товарищества. Солдаты Бородина — действительно «могучее, лихое племя, богатыри…» Продолжение ниже Тамми Поэт так рассказывает о событиях, что мы как будто видим вместе с ним синие верхушки леса, затихший в ночь перед битвой лагерь, пестрых уланов и дым сражения. Всего несколько слов: «Французы двинулись, как тучи», — и мы представляем грозные полки неприятеля, напоминающие тучи на небе, и ощущаем тяжелую опасность, нависшую над отечеством. Но мы не только видим и представляем происходящее, — у нас возникает определенное отношение ко всему, о чем говорит солдат, нам передаются его чувства: деловитое спокойствие накануне боя, сдержанная скорбь о боевом полководце, который «спит в земле сырой», твердость в намерении сдержать «клятву верности». То есть поэт заставляет вместе с ним пережить все, о чем он пишет, воскрешает давно минувшее, как живое, развертывающееся перед нашими глазами. И, прочитав стихотворение «Бородино», читатель обогащается каким-то новым ощущением, чувством, переживанием, а не только знанием. Какое чувство вкладывает он в слова: «Ребята, не Москва ль за нами?» Это задушевный призыв. Офицер — полковник, но он чувствует свое кровное родство с солдатами, потому что их объединяет общее чувство — любовь к родине — и общее дело — ее защита. Поэтому он говорит так сердечно и просто: «Ребята!» А напоминание о Москве — это призыв помнить об опасности, нависшей над отчизной. Ведь Москва — символ родины (можно вспомнить при этом слова Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!..» или Лермонтова: Москва, Москва! Нельзя читать обращение полковника крикливо и бодро, что нередко можно слышать в V классе; в нем тревога за судьбу России и понимание ответственности перед ней. Фраза: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали…» — тоже звучит строго и чуть-чуть сурово (нельзя, чтоб дети читали ее, как бодрый и радостный призыв, хотя часто они именно так и передают в чтении эти торжественные слова, в результате искажается и настроение, и мысль автора). Солдат-рассказчик немногословно говорит об ответе солдат своему командиру: «И умереть мы обещали»,- но сколько прекрасных чувств и мыслей стоит за этими скупыми словами: сознание долга, самоотверженность, верность своей земле, мужская нелюбовь к громким фразам и излияниям. Веским подтверждением мужества солдат и великой любви их к отчизне звучат две последние строчки: И клятву верности сдержали Они читаются с гордостью, достоинством и сдержанной силой. | |
Автор na5club На чтение 7 мин. Опубликовано
Трагическим событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г., посвящено немало литературных трудов. Один из них — стихотворение «Бородино». Анализ произведения школьники выполняют в 5 классе при подготовке к сочинению или пересказу на уроке литературы. Такая работа помогает глубже изучить текст, понять главную мысль автора и сделать выводы.
История написания
О том, какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино», можно узнать после прочтения стихотворения или знакомства с историей его создания. По содержанию это отклик поэта на события, произошедшие 27 августа (7 сентября) 1812 г. под Москвой в окрестностях Бородинского поля. Стих был написан в 1837 г., когда народ России торжественно отмечал 25-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г.
Идеей написания стихотворения послужили услышанные в 1832—1834 гг. воспоминания ветерана Афанасия Столыпина (1788—1864) — родственника поэта по линии бабушки. Из его рассказа заимствованы многие детали и смысл сюжета. Представлена в произведении и сама личность рассказчика.
Стихотворение было опубликовано в год написания в журнале «Современник». Неизвестный композитор написал к строкам поэзии музыку. Композиция стала популярной среди простых людей.
Краткое содержание и главные персонажи
Перед написанием сочинения на тему «Бородино» следует изучить содержание произведения и провести разбор, который поможет осознать героизм и силу духа русского народа. Герои стихотворения имеют реальных исторических прототипов. У автора их всего двое:
- Основной персонаж. Участник Бородинского сражения, ветеран. Старый солдат делится воспоминаниями о событиях, которые вошли в историю. Он дает справедливую оценку произошедшему, своим товарищам по оружию и врагам. С великой гордостью за свою родину старый воин говорит о погибших однополчанах. Он сравнивает свое поколение с новым, которое в его глазах слишком нерешительное и слабое: «Были люди в наше время… Богатыри — не вы».
- Второстепенный персонаж. Слушатель, молодой человек, племянник рассказчика. Ему небезразличны события, о которых рассказывает ветеран. Он признает, что Россия помнит день Бородина, а потомки стараются подражать великим воинам, которые прославились во время битвы.
Молодой человек просит дядю, ветерана войны, рассказать о нападении на Россию армии Наполеона. Старый солдат вспоминает о том, что русская армия долго отступала, из-за чего многие солдаты испытывали негодование. Когда дошли до Бородинского поля, русское командование решило дать решающее сражение.
Два дня шла бессмысленная перестрелка. На третьи сутки противники встретились лицом к лицу. Ожесточенная битва продолжалась до темноты и привела к большим потерям в русских и французских войсках. Защитники родины отстояли позиции и готовы были принять новый бой, но по решению командования их войско отступило и отдало Москву врагу.
Старый ветеран гордится, что участвовал в такой знаменитой битве. Одни его товарищи полегли на поле боя, другие ушли из жизни уже в мирное время.
Герой печалится о том, новое поколение не обладает чертами, присущими его современникам. Он говорил, что достойной смены старым воинам нет.
Тема и проблематика
Центральной темой стихотворения Лермонтова является патриотизм народа. На протяжении Отечественной войны русские воины отстаивали каждую пядь земли. Однако им пришлось долго отступать под натиском наполеоновской армии. Постепенно это приводило к недовольству ситуацией и поднятию национального духа. В условиях угрозы их слова звучат не пафосно, а патриотично: «Умремте ж под Москвой!», «Уж постоим мы головою за родину свою!».
Рассказ старого солдата подтверждает мощный патриотический порыв. Он выражается в перестрелке, которая ни к чему не привела, эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»), насмешливом отношении к врагу (француз у ветерана — «брат мусью»). Солдат убежден, что лишь по воле высших сил произошла сдача Москвы. Воины готовы были идти до конца и отстаивать город.
Автор произведения не только описывает сражение, но и говорит правду о том, кому принадлежала победа в войне 1812 г. Все лавры достались ее командирам — выходцам из знатных и обеспеченных семей. Однако Лермонтов не упоминает об известных полководцах. По его мнению, победа была возможна благодаря силе духа и патриотическому настроению простого русского народа. Сумев сплотиться в единое целое, он дал отпор завоевателям.
Воля народа была выражена не умудренными знаниями стратегами, а рядовыми командирами. Яркий пример — полковник, который пользовался уважением среди подчиненных: «Слуга царю, отец солдатам».
Проблема разницы поколений, которая волновала автора, отражена во фразе старого солдата: «Да, были люди в наше время». Укор солдата относится к изнеженным и трусливым современникам поэта, неспособным бросить вызов царской власти. Только поколению победителей в войне 1812 г. и декабристам было под силу менять мир вокруг себя.
Композиция и средства выразительности
Поэт написал произведение ямбом, используя семистишие — редкий способ изложения. Это монолог главного героя, который отвечает на вопрос, заданный племянником в начале произведения. Композиция закольцовывается: начало и конец истории очень похожи.
Рассказ участника героических событий эмоционален, пронизан гордостью и легкой грустью. Его воздействие усиливают многочисленные вопросы («Что ж мы? На зимние квартиры?»), а также применяемые автором средства выразительности:
- олицетворения: «звучал булат, картечь визжала»;
- сравнения: «как наши груди»; «знамена, как тени»;
- эпитеты: «протяжный вой»; «в земле сырой».
Автор удачно сочетает простую устную речь («ушки на макушке», «тут как тут») и возвышенные фразы («сверкнув очами», «ликовал»). Использована гипербола: «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Разбор произведения
Патриотический стих описывает мысли поэта относительно битвы. Это первое в русской истории произведение, в котором отображен народ как главный герой войны 1812 г. Анализ стихотворения «Бородино» школьникам рекомендуется проводить по такому плану:
- Название. «Бородино».
- Год написания. 1837.
- Род литературы. Патриотическая гражданская лирика.
- Жанр. Народная ода (баллада, батальная поэма).
- Тема. Подвиг народа в Отечественной войне 1812 г.
- Стихотворный размер. Ямб (чередуется трехстопный и четырехстопный ямб).
- Особенность композиции. Закольцованная. Начинается с восхищения героями войны и заканчивается прославлением, в котором звучит горечь из-за того, что была отдана Москва.
- Метафоры. «Постоим головою»; «ломить стеною»; «гора тел».
- Эпитеты. «Могучее, лихое племя».
- Живописные сравнения. «Французы двинулись, как тучи».
- Олицетворение. «Звенел булат», «затрещали барабаны».
- Чему учит. Быть патриотом, чтить память о воинах, отдавших жизнь за родину и свободу.
- Мое мнение. Когда я читал стихотворение, то представлял все то, что о чем рассказывал старый солдат. Это была действительно великая битва. Я восхищаюсь мужеством народа, чей подвиг стал примером для многих русских воинов.
Школьная работа
Сочинение про «Бородино» входит в учебную программу. Работа может быть на тему патриотизма, проблемы поколений, раскрытия образа полковника. Перед написанием следует продумать структуру и составить план. Его пример вместе с работой представлен ниже. План сочинения по стихотворению «Бородино»:
- «Бородино» — одно из самых известных стихотворений в творчестве М. Ю. Лермонтова.
- Патриотизм и мужество русских солдат.
- Мое мнение о произведении.
В честь героических событий в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино». Благодаря простым строкам и патриотизму оно вошло в классику русской литературы.
Во время знакомства с произведением читатель переносится на двести лет назад и оказывается на русском поле. Вместе с простыми солдатами он переживает события, которые отразились на судьбе России. С тех пор прошло много лет, но описанное автором сражение побуждает задуматься о смелости и самоотверженности воинов.
Защитники отважны, им некуда отступать. За ними Москва, поэтому раздумывать об опасности некогда. Масштабы битвы поражают воображение. Два дня велась перестрелка. На третий день армии встретились, и все смешалось — кони, люди, земля, небо. Никто из участников сражения не думал отступать. Стояли на смерть, слушаясь команд полковников.
Прочитав стихотворение, я осознал, как важно быть мужественным и сильным в сложное для страны время. Однако невозможно даже представить, что чувствовали солдаты, идя в бой, который для многих из них стал последним. Бородинское сражение — пример патриотизма, мужества и безграничной любви народа к своей стране. Я рад, что, несмотря на отступление, которое последовало за битвой, врага удалось изгнать из страны.
После знакомства с произведением школьникам рекомендуется совершить экскурсию на поле битвы, чтобы представить весь драматизм описанных автором событий. Ребятам, которые живут далеко от Москвы, можно воспользоваться интернет-ресурсами и совершить виртуальное путешествие.