егэ сочинение проблема памяти аргументы из литературы егэ

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А. Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В. Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А. А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В. Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А. Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В. Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А. А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В. Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А. А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

2. В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак отдельных не было мозолей сплошная.

Litera. su

14.02.2017 17:22:06

2018-07-17 02:53:33

    Математика Русский язык Обществознание Физика Биология География Иностранные языки Информатика Литература Химия История
    Математика Русский язык Обществознание Физика Биология География Иностранные языки Информатика Литература Химия История
    Математика Русский язык Обществознание Физика Биология География Иностранные языки Информатика Литература Химия История
    Математика Русский язык Обществознание Физика Биология География Иностранные языки Информатика Литература Химия История
    Инструкция абитуриента от EGEIGIA. RU Календарь абитуриента 2015 — даты и сроки Навигатор абитуриента Выбираем специальность Зарплаты по профессиям Инструкция по поступлению в ВУЗ Калькулятор баллов ЕГЭ – выбираем вуз Проходные баллы ЕГЭ при поступлении Как стать студентом Как подавать документы в ВУЗ
    Математика
    Математика
    Готовиться ли к ЕГЭ в 10 классе? Как готовиться к ЕГЭ? Как готовиться к ГИА? Советы психолога Советы психолога родителям Зачем мне статистика?
    Оценки за ГИА Cпособ подготовки к ОГЭ 2015 по математике (ГИА 9) Открытый банк заданий ФИПИ сохраняем в PDF

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится Серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

видео уроки егэ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать Для домашней подготовки или учителем Для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

видео уроки егэ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать Для домашней подготовки или учителем Для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

видеоуроки гиаБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать Для домашней подготовки или учителем Для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

результаты егэ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Тема сочинения на ЕГЭ: проблема памяти

образец сочинения егэ, проблема памяти

Разбор сочинения для ЕГЭ на тему «Проблема памяти, уважение к прошлому»

    Проблема памяти, уважения к нашему прошлому ; Образец сочинения.

Проблема памяти, уважения к нашему прошлому

Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома.

В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?

В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку. Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— сказала мне уже древняя наша соседка.

И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?

Сочинение

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, — это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» — с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

Тема сочинения на ЕГЭ: проблема памяти

образец сочинения егэ, проблема памяти

Разбор сочинения для ЕГЭ на тему «Проблема памяти, уважение к прошлому»

    Проблема памяти, уважения к нашему прошлому ; Образец сочинения.

Проблема памяти, уважения к нашему прошлому

Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома.

В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?

В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку. Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— сказала мне уже древняя наша соседка.

И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?

Сочинение

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, — это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» — с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

Результаты ЕГЭ

Только так мы сохраним свою совесть, нравственность.

katastrofaEgeigia. ru

22.09.2020 23:22:14

2018-03-13 08:53:42

аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «что такое память» (егэ по русскому языку)

Много писателей задавалось вопросом «Что такое память», поэтому данная тема поднимается в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Проблемы, волнующие человеческие умы на протяжении многих веков, обретают значение нравственных. Следовательно, сформированной личности нужно уметь разбираться в подобных вопросах и иметь навыки подтверждения собственных мыслей мнением более опытных и осведомлённых в данном направлении людей.

Проблема Отношение автора к проблеме Аргументы Эпитеты к слову «память» Синонимы к слову «память» Примеры из художественной литературы Примеры из жизни Народная мудрость Афоризмы

Проблема

Значение памяти для конкретного человека и всего человечества в целом.

Отношение автора к проблеме

Память – это широкое и жизненно важное понятие. Она бывает разной: о прошлом своей Родины, о прошлом своего народа, о близких людях, о любви, дружбе и счастье и о другом. Уважительное отношение человека к своей истории формирует историческую память. А помнить историю необходимо для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Опираясь на знания, приобретённые нашими предками, мы можем создать более совершенный мир. Наше будущее в наших руках.

Аргументы

Память – это свойство человека сохранять прошлое. Память стремиться сохранить самое ценное и важное для человека. Память – это опыт, на основе которого проходит наша жизнь. История – это память в масштабах всего человечества. Настоящее – это результат событий прошлого, поэтому их нужно знать и помнить. Каждый человек бережно хранит воспоминания о тех моментах, когда ему было хорошо. Память позволяет не повторять былых ошибок. Память – это основа любой культуры. Память имеет весомое значение для становления человека и его духовного развития. Память является показателем нравственности человека.

Эпитеты к слову «память»

Бессмертная, вечная, бесподобная, лёгкая, странная, прекрасная, редкая, превосходная, временная, собственная, общая, минутная, детская, непонятная, неожиданная, удивительная, немалая, невероятная, настоящая, душевная, женская, мужская, нынешняя, подобная, полнейшая, невообразимая, небывалая, подлинная, истинная, человеческая, приятная, долгая, изумительная, феноменальная, зрительная, фотографическая, развитая, долговременная, наследственная, подсознательная, отменная, родовая, образная, коллективная, великолепная, превосходная, людская, здравая, отличная, визуальная, долгосрочная, историческая, исключительная, потрясающая, поразительная, неплохая, печальная, эмоциональная, духовная, душевная, замечательная, добрая, редкостная, бесподобная, недурственная, колоссальная, старая, детская, мучительная, болезненная, страшная, жуткая, ужасная, дикая, убийственная, исступленная, отчаянная, обречённая, невольная, тревожная, тупая, короткая, недобрая, плохая, ошибочная, скудная, странная, бедная, печальная, грустная, неумолимая, страшная, губительная, жестокая, дырявая, девичья, куриная, незавидная, никудышная, отвратительная, яростная, тёмная.

Синонимы к слову «память»

Воспоминание, прошлое, отголосок, сознание, подсознание, мозг, мышление, отражение, предыдущее, прошедшее.

Примеры из художественной литературы

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.

Д. С. Лихачёв «Письма к молодым читателям».

Д. С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

Памятью обладают растения, камни, стекло, древесина. Сложнейшей формой родовой памяти обладают птицы. Именно благодаря ей новые поколения могут совершать перелёты в нужное место. По мнению Лихачёва, память – это не механический процесс, а творческий. Запоминается только то, что необходимо. Таким образом, накапливается добрый опыт, создаётся традиция. Память всегда противостоит безграничной силе времени и это её свойство имеет особое значение. Из-за неё стираются временные рамки, выделяющие прошлое, настоящее и будущее, потому что прошлое входит в настоящее, а будущее можно предугадать настоящим. Память способна преодолеть прошлое и даже смерть. И в этом заключается её нравственное значение. По мнению профессора: «Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Эта беспамятность ложится в основу нехороших поступков, ведь человек думает, что о них все позабудут, подобно ему самому. Безответственность появляется тогда, когда исчезает сознание того, что ничто не проходит бесследно. Кроме того, без памяти нет совести, потому что совесть – это память с нравственной оценкой происходящих событий и, если совершённое не запомнилось, то и оценить его невозможно.

Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.

Лирика В. А. Жуковского.

Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В. А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.

Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.

После сражений, очевидцем которых был В. А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.

Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.

В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.

Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.

Д. С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.

Д. С. Лихачёв «Письма к молодым читателям».

Д. С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

Памятью обладают растения, камни, стекло, древесина. Сложнейшей формой родовой памяти обладают птицы. Именно благодаря ей новые поколения могут совершать перелёты в нужное место. По мнению Лихачёва, память – это не механический процесс, а творческий. Запоминается только то, что необходимо. Таким образом, накапливается добрый опыт, создаётся традиция. Память всегда противостоит безграничной силе времени и это её свойство имеет особое значение. Из-за неё стираются временные рамки, выделяющие прошлое, настоящее и будущее, потому что прошлое входит в настоящее, а будущее можно предугадать настоящим. Память способна преодолеть прошлое и даже смерть. И в этом заключается её нравственное значение. По мнению профессора: «Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Эта беспамятность ложится в основу нехороших поступков, ведь человек думает, что о них все позабудут, подобно ему самому. Безответственность появляется тогда, когда исчезает сознание того, что ничто не проходит бесследно. Кроме того, без памяти нет совести, потому что совесть – это память с нравственной оценкой происходящих событий и, если совершённое не запомнилось, то и оценить его невозможно.

Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.

Лирика В. А. Жуковского.

Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В. А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.

Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.

После сражений, очевидцем которых был В. А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.

Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.

В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.

Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.

В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Аргументы

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека.

pamyatLiteroved. ru

27.04.2018 21:16:39

2018-04-27 21:16:39

Источники:

Https://litera. su/learner/arguments-to-essay/problem-of-role-of-human-memory

Http://egeigia. ru/map-ege/294-zadaniya-ege/ege-po-russkomu-yazyku/sochinenie-na-ege/primery-sochinenij-ege-po-russkomu-yazyku/1783-tema-sochineniya-na-ege-problema-pamyati

Https://literoved. ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-i-zhizni-dlya-sochineniya-na-temu-chto-takoe-pamyat-ege-po-russkomu-yazyku. html