Развитие
речи. Обучающее сочинение по картине
Предмет:
русский язык
Тип
урока: задание открытия свежих познаний.
Задача
урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых
именах существительных.
Задачи:
—
Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых
существительных.
—
Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые
существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые
и неодушевлённые имена существительные в тексте.
—
гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы
студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание
ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные
– предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать
вопрос к текстам.
Метапредметные:
Регулятивные
УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с
поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать
корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в
согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие
впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных
ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные
УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от
уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать
ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию,
полученную на уроке.
Коммуникативные
УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и
воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь
взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
Личные
УУД:
—
воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе
в парах.
Формы
организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах,
персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение
определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые
способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой
технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Урок 18. Развитие речи. Обучающее
сочинение по картине
Цель:
научить письменно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая
свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и
реагировать на него.
Оборудование: цикл П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадку, напишите отгадку.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
— Какая орфограмма в слове? (Безударная гласная О,
которую нужно запомнить.)
— Напишите слова, которые отвечают на вопрос
какое?. (Яблоко (какое?) спелое, кислое, наливное.)
(Слова предлагают дети, учитель записывает на доске.)
— Отгадайте еще одну загадку.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
— Ветер какой? (Холодный, ласковый, морской.)
— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы
какой? какая?. (Они уточняют, описывают предметы.)
2. Предупредительный диктант
(КИМы (с. 43).)
III. Самоопределение
к деятельности
— Какое сейчас время года? (Осень.)
— Скажите, осень какая? (Холодная, дождливая.)
— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она
сделана из золота? (Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится
желтой, красной.)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы
детей.)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях
поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта
Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической
музыки.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем
свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы
детей.)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую
осень, только не в стихах, а в прозе.
IV. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз — наклон
И два — наклон,
Зашумел листвою клен.
V. Работа по теме урока
Упр. 47(с. 39).
— Прочитайте задание.
— Что нам поможет написать сочинение об осени?
(Репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень».)
— Что такое репродукция? (Фотография с картины.)
(Дети отвечают на вопросы учебника.)
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение
каких слов вам непонятно?
— Объясните значение слова причудливые. (Необычные,
чудные.)
— Составьте рассказ по картинке. Расскажите его
соседу, выслушайте его замечания.
— Запишите рассказ.
(Дети записывают рассказ на черновике. Слова,
написание которых не знают, спрашивают у учителя.)
— Кто хочет прочитать свое сочинение?
(Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель
указывает на речевые ошибки и помогает их исправить.)
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли вам было писать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
— Что понравилось?
Домашнее задание
Переписать сочинение на листок и оформить его.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
Осмысление
содержания картины.
Работа
над языковым материалом.
Обсуждение
структуры сочинения.
Составление
текста по картине.
Побуждает
к высказываниям своего мнения, организует беседу по картине.
А
как можно картину назвать?
Учитель
говорит детям, что художник её назвал «Золотая
осень» — и подписываем к теме урока на доске и на листках.
Мы
увидели картину, а теперь нужно её как следует рассмотреть.
Как
понять «как следует»?
Как
надо рассматривать?
А
как называется такой тип картин в живописи?
Итак,
мы будем описывать лесной осенний пейзаж.
А
как вы думаете, сам художник есть на картине?
Где
он мог стоять?
(Художника
звали Илья Семёнович Остроухов).
Учитель
(вместе с детьми) дописывают тему урока (И.С.
Остроухова).
Как
вы думаете, сколько лет было художнику, когда он писал картину и почему?
А
было ему всего 28 лет (он даже моложе ваших родителей), и было это в 1886
году.
Как
вы думаете, а есть ли такое место?
Где
оно могло быть?
Или
он собрал всё это из своих отдельных впечатлений?
Точно
сказать сейчас никто не может, ведь прошло уже более 130 лет, но мы можем
предположить , что это Подмосковье. Есть такие похожие места, как раз в нашей
средней полосе.
Художник
изобразил именно этот пейзаж.
Как
вы думаете, почему И.С. Остроухов выбрал горизонтальное расположение холста,
а не вертикальное?
Да,
мы видим не всё пространство осеннего леса, а только его уголок, как бы в
глазок объектива фотоаппарата.
А
чем же отличается фотоснимок от картины?
Художник,
как бы поместил то, что он увидел в рамку, а потом и саму картину убрал в
раму.
Проводит
параллель с ранее изученным материалом, побуждает к высказыванию своего
мнения.
Лес
на картине художника, как настоящий.
А
как ему это удалось?
(Краски,
композиция, перспектива, мастерство).
Какими
словами мы можем это отразить?
(Названия
цветов: золотой, тёмно-коричневый, бледно-голубой…)
Где
расположены клёны и другие персонажи картины?
(У
вас на партах лежит папка (с файлами) . Откройте её и найдите листок
«Наречия» .
Этот
листок-подсказка поможет вам найти нужные слова для ответа на мой вопрос.
(За
каждое правильно составленное и красивое предложение дети получают подарок –
кленовый листочек.)
В
русском языке много красивых слов. Художник пользуется своими средствами
изображения, а наши с вами главные средства – это слова.
Когда
мы с вами ходили в лес на экскурсию, я, незаметно от вас, собирала маленькие
лесные тайны вот в этот мешочек.
А
вам интересно в него заглянуть?
Например,
пуговица.
Чья
это пуговица? (Художника).
О
чем она может нам рассказать?
Где
стоял художник?
О
чем он думал?
Куда
смотрел?
Точно
также проводится работа с каждым предметом из мешка.
Скажите,
пожалуйста, могли быть эти предметы на нашей картине?
Тогда
давайте попробуем представить и описать, опираясь на нашу картину, эти
предметы.
Тогда
нам нужен экскурсовод, как в музее. Ведь мы с вами в музее одной картины.
Кто
хочет попробовать себя в роли экскурсовода?
(Задача
– использовать «наработанные», найденные слова).
А
какие слова находят поэты?
Давайте
вспомним стихи, посвящённые осени, прекрасной её поре – бабьего лета.
Что
нового мы можем взять у них, чему мы можем научиться?
В
своих произведениях поэты используют:
олицетворение
(листья
лопочут);
сравнение (небо,
как оконце. Листья, как ладошки);
эпитеты
(пример, золотой дождь).
Обеспечивает
положительную реакцию детей на творчество поэтов и чтецов-одноклассников.
В
стихах много чувства, отношения, поэтому у нас в ответ рождается определённое
настроение.
Словами
поэт передаёт краски, запахи, прохладу.
Давайте
и мы с вами попытаемся, как поэты, применить эти знания и подобрать
красивые, образные слова, которые помогут так описать предмет, что тот
человек, который раньше его не видел, мог себе представить его явно и в
красках.
Учитель
предлагает учащимся вернуться к своим записям и попробовать составить новые
образные, красочные предложения, описывая тот или иной предмет.
Например,
Сороки сидят как подружки, обсуждая последние лесные новости.
А
теперь давайте попробуем ещё раз описать картину, но по-новому, используя
нужные, образные слова.
Кто
хочет попробовать себя в роли экскурсовода.
Только
усложним задачу.
Описать
надо так, как будто ты сам идёшь по лесу, по этой тропинке и видишь всё это
своими глазами.
(Можно
пошептать на ушко ученику, в случае затруднения, как можно начать и , что
листья шуршат, что пахнет грибами, что в лесу прохладно и т.д.)
Что
для вас легче сказать или написать?
Когда
мы пишем, записываем, то мы сохраняем слова, сказанные вслух. Мы сохраняем и
порядок слов, так как говорим-то мы предложениями.
Интеллектуальная
игра.
«Кто
найдёт больше «нужных» слов?»
Учитель
предлагает предложения (на карточках).
Нужно
распространить предложения, добавив необходимые слова, опираясь на подсказки-вопросы.
Например,
Сквозь
(какие?) ветви (каких?) деревьев (как?) проглядывает (какое?) небо.
Приз
– листик клёна.
Итак,
давайте подведем небольшой итог нашей совместной работы.
Что
же мы делали?
Подводит
обучающихся к выводу о необходимости строить текст своего сочинения по плану.
Теперь
нам надо всё это записать.
Мы
можем приступать к работе?
Ничего
мы не забыли?
Что
нам нужно ещё с вами обсудить, чтобы ничего не забыть, не упустить и написать
по порядку?
Загляните
к себе в папочку (на парте). Там есть уже записанный план.
Что
вы заметили?
Что
не так?
(Учащимся
предлагается деформированный текст. Они сами должны догадаться и переставить
пункты плана).
В
процессе работы и обсуждения, получился сложный план.
План.
Вступление.
Художник
и его картина.
Золотая
осень.
Основная
часть.
Описание
картины:
погода
(небо, воздух, ветер);
лес,
деревья (клёны);
тропинка,
сороки;
трава,
листья.
Заключение.
Отношение
к картине.
Чувства,
настроения, впечатления.
Как
же можно начать наше сочинение?
(Обсудить
несколько вариантов).
Каким
предложением можем начать основную часть?
(Если
есть затруднения или разногласия, можно сказать детям, что это не
принципиально, можно менять, переставлять описания предметов в основной
части, поэтому и пункты плана (микро-темы) мы обозначили не цифрами, а
точками).
Как
можно закончить своё сочинение?
Рассказать
о своих чувствах от картины, своём отношении к ней.
Теперь
вы можете приступать к написанию сочинения.
Дает
комментарии к написанию текста.
Совет.
(Учитель
произносит вслух и эти слова есть у учащихся на карточках).
Мысленно
представьте своё сочинение.
Помните,
что вы описываете картину художника.
Описание
должно быть чётким и ярким; придумывать то, чего нет на картине не надо.
Постарайтесь
так описать картину, чтобы её ясно смог представить себе тот человек,
который картину никогда не видел.
Желаю
успеха!
Обеспечивает
мотивацию выполнения творческой работы по составлению и написанию сочинения.
Задание
для гостей — учителей.
Составить
синквейн на одну из тем «Сочинение», «Картина», «Урок».
Организует
зачитывание составленных текстов.
Первичное
заслушивание текстов сочинения (по желанию).
Вторично
– на следующем уроке — анализ и работа над ошибками.
Отвечают
на поставленные
вопросы, высказывают свои предположения.
Дети
предлагают все возможные названия картины.
Ответы
детей.
(Вдумчиво,
тщательно, скрупулёзно.)
Пейзаж.
(Дети могут пояснить, что это значит).
Дети
говорят о том, что они видят.
Возможно,
каждый по одному предложению (пусть, даже, если будут повторы).
Отвечают
на поставленные
вопросы, высказывают свои предположения.
Дети
фантазируют о возможных местах написания картины, выдвигают гипотезы.
На
экскурсии, мы тоже, из всего видимого нами пространства, выбирали объект для
описания, помещая его в рамку.
Отвечают
на поставленные
вопросы, высказывают свои предположения.
Дети,
по одному, вынимают отдельные предметы из мешочка
(кленовый
листок, сучок дерева, кора клёна, сорочье перо, камушек с тропинки, пуговицу
или старую кисть).
Как
только ученик достал из мешка какой-то предмет, все дети записывают на
отдельный листок (внутренняя сторона двойного листа, где записана тема
урока), это слово-название предмета.
Например,
кленовый листок. Рядом дети сами подписывают к этому слову имена
прилагательные и глаголы.
Отвечают
положительно.
Один
из учеников выступает в роли экскурсовода.
Дети
читают стихи, заранее выученные на уроках литературного чтения и дома.
Дети
приводят примеры из прочитанных стихов.
Учащиеся
слушают стихотворения, анализируют, находят средства речевой выразительности.
Нам
нужен план.
Редактирование
текста.
Дети
записывают план
на
своих листочках
(на
первой стороне, где тема).
Составляют
новые образные, красочные предложения, описывая тот или иной предмет.
Один
из учеников выступает в роли экскурсовода
Читают,
анализируют, сопоставляют, обобщают, составляют распространенное предложение,
согласно поставленным наводящим вопросам.
Рассматривали
картину, давали ей название, рассказывали о ней. Искали «нужные слова» для
описания, составляли рассказ, были экскурсоводами.
Анализируют
текст,
формулируют
выводы наблюдений.
Составляют
описательный текст по плану.
Самопроверка
и редактирование текста.
Высказывают
свои предположения.
Отвечают
на поставленные
вопросы, высказывают свои предположения.
А
уровень.
(Уровни
по степени сложности ответов и развития речи).
Умение
актуализировать знания, формулировать собственную позицию
(познавательные)
Умение
высказывать
свои предположения, формулировать выводы наблюдения
(познавательные,
коммуникативные)
Умение
строить
высказывания
(коммуникативные)
Умение
высказывать
свои предположения, формулировать выводы наблюдения
(познавательные,
коммуникативные)
Умение
высказывать
свои предположения, формулировать выводы наблюдения
(познавательные,
коммуникативные)
Умение
высказывать
свои предположения, формулировать выводы наблюдения
(познавательные,
коммуникативные)
Б
уровень.
Развитие
умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде
(познавательные)
Умение
высказывать
свои предположения, формулировать выводы наблюдения
(познавательные,
коммуникативные)
Умение
анализировать предложенный текст, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическую цепь рассуждений и доказательств
(познавательные)
В
уровень.
Умение
самостоятельно и с помощью учителя находить и отбирать информацию в
соответствии с учебной задачей;
составлять
текст в соответствии с темой и главной мыслью
(познавательные,
регулятивные)
Развитие
чувства прекрасного, наслаждение языком поэзии, чувства гордости
за
великое достояние
нашего
народа, создавшего такие произведения
(личностные)
Умение
отбирать материал по теме, составлять высказывания
(познавательные,
коммуникативные)
Умение
анализировать предложенный текст, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическую цепь рассуждений и доказательств
(познавательные)
Г
уровень.
Умение
самостоятельно и с помощью учителя составлять текст в соответствии с темой и
главной мыслью (познавательные, регулятивные)
Умение
актуализировать знания, формулировать собственную позицию
(познавательные)
Умение
строить понятные для собеседника высказывания
(коммуникативные)
Умение
планировать свою деятельность при написании сочинения
(регулятивные)
Умение
строить понятные для собеседника высказывания
(коммуникативные)
Самопроверка.
(познавательные,
коммуникативные, регулятивные)
Использован учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 11 страница 12, вторая половина.
Первую часть сочинений можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Темы для сочинения:
- Приметы золотой осени.
- Как красива осенняя берёзка!
- Осенний карнавал на лесной полянке.
- Осень — моё любимое время года.
- О чём шептались осенние листья?
- Разговор ёжика и зайца.
- Забавы осеннего ветра.
- Самое интересное событие моих летних каникул.
Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения. Определите, каким типом текста вы воспользуетесь: описанием, повествованием, рассуждением. В каком жанре будет построено сочинение: рассказ или сказка. Будет ли использован диалог.
Сочинение-сказка на тему «О чём шептались осенние листья» для 4 класса
Пришла осень. Листья на деревьях забеспокоились. Они вдруг стали жёлтыми, рыжими, багряными. Неожиданные перемены пугали листья. Они не знали, что и подумать.
— Как вы думаете, это с нами надолго? — робко спросил порыжевший листик тополя.
— А что не так? — удивились багряные листья рябины. — Нам очень нравится наш новый цвет!
— А мне как-то не по себе, — признался жёлтый берёзовый лист. — Кажется, что впереди нас ждут большие перемены.
Листья помолчали, провожая взглядом стаю перелётных птиц.
— Вот тоже новость, — сказал тополиный. — Летят они и летят. Куда? Зачем?
— А что не так? — удивились рябиновые. — Может у них дела.
— А мне как-то не по себе, — признался берёзовый. — Летать опасно, куда надежней на ветке.
Тополиный лист проводил взглядом стаю и сказал:
— Вот ещё новость. Вам не кажется, что наши деревья стали к нам равнодушными? Какими-то бессочными.
— А что не так? — засмеялись рябиновые. — Мы и без соков прекрасно выглядим.
— А мне как-то не по себе. — добавил берёзовый. — Кажется, что я усыхаю.
Но тут подул ветерок и прервал разговор осенних листьев. Все они сорвались и куда-то полетели.
Сочинение-сказка на тему «Разговор ёжика и зайчика» для 4 класса
Пришла осень. Встретились в лесу зайчик и ёжик и разговорились.
— Что-ты, ёжик, зачастил яблоки и грибы таскать. Не боишься надорваться? — спросил зайчик.
— Своя ноша не тянет, — рассудительно ответил ёж. — Зато зимой голодать не придётся.
— Что это за зима? — удивился зайчик.
— Э-э, брат, да ты же весенний! — сказал ёж. — Ты ведь ни одной зимы ещё и не видел!.
Зайчику показалось, что ёжик смеётся над ним, и он обиделся.
— Ну и не видел! — сказал он. — То же мне потеря. Не видел и не надо!
— Не видел, а придётся! — внезапно стал суровым ёж. — И скажу тебе, зайчик, зима это такая штука…
Он замолчал, пытаясь придумать объяснение, что же такое зима.
— Какая такая? — насмешливо спросил зайчик.
— Она такая… Холодная! — выпалил ёж. — И снега белого вокруг много. А травы и листвы нет. И кушать почти нечего.
— Не может быть! — не поверил зайчик. — Это как так, снега? На белом же меня видно будет. Любая лиса найдёт!
— Ну, не всё так плохо. — успокоил его ёж.- Скоро твоя шубка тоже белой станет. Она зимой у всех зайцев белеет. И никто тебя на снегу не заметит.
— Ах, страхи какие! — запричитал зайчик. — Побегу-ка я к маме, попрошу, чтобы она зиму отменила.
Зайчик убежал, а ёж посмотрел ему вслед и дальше потащил добытое в саду яблоко.
Сочинение-сказка на тему «Забавы осеннего ветра» для 4 класса
В то тихое ясное утро где-то высоко в горах родился ветерок. Он покрутился вокруг заснеженной вершины, посдувал снежинки со скал и решил спуститься к земле.
Ветерок стремительно бросился вниз и вскоре оказался в прекрасной золотой роще. Он пронёсся по лесным тропам, срывая с деревьев листья и закружил их в воздушном танце. Это так понравилось ветерку, что он стал специально срывать листья, по одиночке и охапками, и разбрасывать их в разные стороны. Листья летели, падали на землю, выкладывали причудливые узоры.
А ветер поднялся чуть выше и стал раскачивать макушки высоких деревьев, сгоняя с них перепуганных ворон.
— Кар! Кар! — кричали вороны. — Берегись! Осенний ветер забавляется!
Так ветерок узнал, что он не простой, а осенний. Это его не обрадовало и не расстроило. Он просто продолжил забавляться.
Ветерок вылетел из леса и спустился к озеру. По поверхности воды пошла рябь. Ветер подул сильнее и на воде вздыбились волны.
-Ах, как чудесно! — вскричал ветерок. — Как я люблю играть!
И это было не удивительно, ведь он был совсем юным. Суровые взрослые ветра следили за забавами малыша и не спешили их останавливать. Им нравилась непосредственность ветерка. Но самим им было не до веселья. Ведь у них была важная работа — гнать тучи и лить дожди.
А беззаботный ветерок играл в лесах, на полях и на озёрах, и ему было хорошо.
Сочинение-рассказ «Самое интересное событие моих летних каникул» для 4 класса
Жаль, что летние каникулы закончились, но это были приятные дни, которые подарили мне массу удивительных впечатлений.
Одним из самых интересных событий лета стала поездка на Телецкое озеро, которое находится в живописном месте Алтая.
Вокруг озера лежат горные вершины, густо заросшие тайгой. Огромные сосны и лиственницы смотрят на прозрачную гладь озера и отражаются в его водах.
А само озеро очень чистое, прозрачное, на его поверхности всегда можно увидеть стайки плавающих и ныряющих уток.
Мы приехали на Телецкое озеро в конце августа, когда дни уже стали короче, но погода стояла ясная и тёплая. В озере даже можно было искупаться, но вода оказалась очень холодной. Папа объяснил, что это от того, что в озеро впадают ледяные горные реки, а со дна бьёт множество ключей.
Зато в такой воде водилось много рыбы и папа почти сразу засел с удочкой на берегу.
Мы много ходили по берегам озера, любуясь не тронутой человеком природой. Птицы и белки совсем не боялись нас и с любопытством смотрели вслед. А однажды мы на конях отправились в горы. Полдня мы поднимались по извилистой тропе, а потом с высоты птичьего полёта смотрели на лежащее внизу озеро.
Оно казалось зелёным бриллиантом из-за отражавшихся в нём деревьев, и было удивительно сказочным.
Мне очень понравилось это путешествие и на будущий год я бы хотела посмотреть и другие удивительные места нашей страны. Ведь у нас есть много чудес, о которых большинство людей просто не подозревает.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.
Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь. (По В.А.Солоухину)*
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.
Домашнее задание
Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель, аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.