Осень – грустное, но невероятно красивое время года. Я говорю о той поре, когда вся природа вокруг меняет зеленый наряд на желтый, багряный, алый и оранжевый.
Я люблю осень, жаль только в школу нужно идти после каникул. Но зато я встречаю друзей, мы делимся впечатлениями от прошедшего лета и веселыми историями.
Сначала осень подкрадывается незаметно, словно невзначай. В сентябре зелень листвы все такая же, как и летом, только ночи становятся холоднее. А затем и дни. Воздух выглядит как бы прозрачнее, а небо – выше. Ветер постепенно становится более резким и холодным. Он напоминает о том, что теплые беззаботные летние деньки закончились, и на пороге уже стоит осень. Чуть позже листья начнут желтеть. Сначала по одному, а потом все больше и больше. К октябрю они все сменят цвет, и окружающая природа запестрит теплыми оттенками.
Еще в октябре в лесах появляются грибы. Я жду этой поры с трепетом. Мы с родителями часто ходим с корзинками за белыми грибами или опятами. Обожаю лесные грибы. Мне кажется, что с ними не сможет сравниться ни один шампиньон или вешенка, которые продаются в магазине.
Первого октября у моей бабушки День Рождения. В этот день в нашем доме собирается вся семья, и он наполняется шумом и смехом. Ей дарят много осенних цветов: астры, хризантемы и октябрины, которые распространяют очень приятный, легкий аромат.
К сожалению, эта красота быстро увядает, и к ноябрю уже ничего не остается. Деревья стоят с голыми ветвями, а с неба почти все время льют дожди. Природа уже находится в дреме перед приходом зимы, которая укроет все своим пушистым белым покрывалом до следующей весны. Гулять уже не хочется, и вечерами приходится сидеть дома, но мы с друзьями все равно находим интересные занятия. Например, вместе смотрим фильмы или играем в настольные игры.
Скоро придет зима, выпадет снег, и мы снова сможем веселиться на улице.
Сочинение на тему Осень наступила
Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на горизонте всё позже, а заходит раньше, и день за днём греет всё слабее. Температура на термометре за окном медленно опускается вниз, вечерами становится заметно холоднее. Дожди осенью идут чаще и дольше, солнечных дней все меньше, дуют холодные ветра. Вроде только выглянуло солнышко и начало немного пригревать, как вдруг задул сильный ветер, небо затянули хмурые тучи, и заморосил мелкий дождик.
Но, как говорят:
«У природы нет плохой погоды»
Осень — это не только сырость и холода. Многое мне нравится в осени.
Например, осенью перелетные птицы отправляются в теплые края. Выстроившись в ровные косяки, они пролетают над нашими головами, а мы провожая их взглядом, задумываемся, в какие же дальние страны они направляются. Досаждающие летом насекомые и комары, попрятались. Все вокруг изменилось, и по-своему красиво. Опавшие с деревьев листья, создают желто-красный ковёр по ногами. Осенняя природа, окружающая нас, поражает буйством красок и разнообразием.
После первых холодов и дождей, обычно в начале сентября, наступает бабье лето. Все его с нетерпением ждут, не желая прощаться с летним теплом.
Раньше я не любил это время года. Осень напоминала мне о дождливой и холодной погоде. Но с каждым годам я начал замечать, что осенняя природа намного разнообразнее и по-своему красива, чем мне казалось раньше.
Сочинение на тему За что я люблю осень
Осень воспета многими поэтами и писателями. Она отражена в известных работах живописцев и кинематографистов. Я люблю это время года за веселье и грусть. Когда идешь по парку и ворошишь ногами желтые, сухие листья, кажется, что природа забавляется со своими детьми.
Дети собирают каштаны, чтобы потом сделать из них забавные поделки: веселых человечков или животных. Каждый хоть раз в жизни пробовал создать такой «шедевр», выбирая подходящие образы из собственного воображения.
За что я люблю осень? За ласковое тепло, которое струиться с неба, лаская лицо. За бабье лето, которое дает возможность еще раз почувствовать себя беззаботно. За первый школьный звонок, крахмальную рубаху и запах цветов, который преследует каждого ученика в День Знаний. Ведь это возможность встретиться со старыми друзьями, одноклассниками, которых так не хватало летом. Это время новых начинаний и отчаянных забав.
Мне нравятся осенние дожди, за которыми можно наблюдать сидя у окна, с чашкой теплого чая. Даже внезапная простуда, которая так часто приходит именно осенью, может порадовать возможностью остаться дома. Можно провести целый день, кушая конфеты и валяясь перед телевизором, по которому идет любимый фильм.
Зачастую именно осенью в класс приходят новые ученики, с которыми можно подружиться.
Осень дарит людям буйство красок природы, которые позволяют по достоинству оценить всю ту прелесть, окружающую каждого из нас.
Осенний лес открывает объятья грибникам. Совершив пешую прогулку в лесную чащу, можно навсегда «заразиться» неудержимой страстью, искать под ковром пожухлых листьев ароматных подосиновик или белый гриб.
Осень всегда многолика и мимолетна. Она утопает в смехе детворы во время шумных забав, и в томном ожидании следующего времени года – озорной и хрустящей белым снегом зимы.
Сочинение на тему «Осень»
Осень – грустное, но невероятно красивое время года. Я говорю о той поре, когда вся природа вокруг меняет зеленый наряд на желтый, багряный, алый и оранжевый.
Я люблю осень, жаль только в школу нужно идти после каникул. Но зато я встречаю друзей, мы делимся впечатлениями от прошедшего лета и веселыми историями.
Сначала осень подкрадывается незаметно, словно невзначай. В сентябре зелень листвы все такая же, как и летом, только ночи становятся холоднее. А затем и дни. Воздух выглядит как бы прозрачнее, а небо – выше. Ветер постепенно становится более резким и холодным. Он напоминает о том, что теплые беззаботные летние деньки закончились, и на пороге уже стоит осень. Чуть позже листья начнут желтеть. Сначала по одному, а потом все больше и больше. К октябрю они все сменят цвет, и окружающая природа запестрит теплыми оттенками.
Еще в октябре в лесах появляются грибы. Я жду этой поры с трепетом. Мы с родителями часто ходим с корзинками за белыми грибами или опятами. Обожаю лесные грибы. Мне кажется, что с ними не сможет сравниться ни один шампиньон или вешенка, которые продаются в магазине.
Первого октября у моей бабушки День Рождения. В этот день в нашем доме собирается вся семья, и он наполняется шумом и смехом. Ей дарят много осенних цветов: астры, хризантемы и октябрины, которые распространяют очень приятный, легкий аромат.
К сожалению, эта красота быстро увядает, и к ноябрю уже ничего не остается. Деревья стоят с голыми ветвями, а с неба почти все время льют дожди. Природа уже находится в дреме перед приходом зимы, которая укроет все своим пушистым белым покрывалом до следующей весны. Гулять уже не хочется, и вечерами приходится сидеть дома, но мы с друзьями все равно находим интересные занятия. Например, вместе смотрим фильмы или играем в настольные игры.
Скоро придет зима, выпадет снег, и мы снова сможем веселиться на улице.
Сочинение на тему Тёплая осень
Наступила осень. Солнце позолотило верхушки деревьев, раскрасила листья в пёстрые, яркие, красивые цвета. На деревьях листья висят, похожие на золотые монеты. Подует тёплый осенний ветерок, и листья превращаются в маленькие самолётики. Туча пролетит, ветер затихнет, и листья опускаются на воду и превращаются в осенние кораблики. Другие листья упадут на землю и покроют её разноцветным ковром. Когда идёшь по нему, листья шуршат как жаренные чипсы. И сразу наступает хорошее настроение. И хочется поваляться в листьях. В небе стая птиц улетает на юг, прощаясь с нами до будущей весны.
Гоша Катаев
Мини-сочинение на тему осень
Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты, писали прозаики, осеннюю природу которой отображали в живописи художники. Красота осенней природы это романтика настроения и с легкой грустинкой размышления в сочинении на тему осень.
Особенным контрастом для ярких эмоциональных переживаний в сочинении про осень наступает в природе период золотой осени, когда особенно хочется подчеркнуть утонченность пейзажа осени в сочинении или в кратком рассказе. Шум осеннего леса, листопад, прогулки в последних теплых днях бабьего лета, грустное настроение и ожидание первого снега и холодов, все это неисчерпаемый материал для сочинения на тему осень.
Автор На чтение 26 мин. Просмотров 11 Опубликовано
Совсем непривычно выполнять анализ стихотворения «Осень» (Н. М. Карамзин), ведь его автор больше известен читателям как публицист, литературный деятель, прозаик. Но тем интереснее заглянуть во внутренний мир Карамзина, ведь именно поэзия может глубже погрузить нас в переживания и настроения автора.
На мироощущение Карамзина оказала большое влияние французская и немецкая литература, поэтому он всю жизнь мечтал побывать в Европе и посвятить свою жизнь литературе. Но отец будущего писателя распорядился иначе и отправил его на военную службу. И все-таки Карамзин не смог отказаться от творчества. А вот Европу посетить ему удалось уже в зрелом возрасте. Но именно 1789 года, когда он находился в Женеве, стал самым плодотворным в работе писателя.
Карамзин стал основоположником сентиментализма в русской литературе. В этом же направлении написано и стихотворение «Осень». По его настроению можно понять, что автора одолевает грусть, поэтому его смело можно отнести к жанру элегии. В стихотворении Карамзина раскрыта одна из любимейших тем многих отечественных поэтов. Тема осенней природы тесно переплетается с осенью жизни. Лирический герой Карамзина является здесь сторонним наблюдателем за происходящими изменениями в природе, а в конце стихотворения звучит идея о невозможности человека еще раз пережить молодость.
«Осень» можно разделить на две части. В первой перед нами возникают картины осенней природы. Вероятно, это время года не было любимым у автора, ведь он с грустью пишет о том, что дует ветер, облетают листья, пустеют поля и сады, не слышно пения птиц, на землю ложится холодный туман. Все вокруг пропитано пустотой и тишиной, только слышен шум ветра. Это автор передает с помощью аллитерации «в» в первой строфе:
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве…
С помощью эпитетов «мрачной», «желтые листья», «седые туманы» передается грустное настроение лирического героя и безрадостной картины ушедших теплых дней.
Но больше всего в этой части глаголов, красноречиво передающих картины происходящего. Так, листья не падают и не осыпаются, а «валятся». Валятся нехотя, может быть, желая остаться на деревьях подольше. Сиротливыми и стыдливыми кажутся поля и сады, ведь они «опустели». Здесь автор не вдается в подробные детали описания пейзажа, но одного глагола вполне достаточно, чтобы читатели дорисовали в своем воображении убранную с полей пшеницу и улетевших птиц, которым нечего больше взять с поля и сада.
«Стремятся» и гуси к югу в надежде найти тепло и пропитание.
Но изящнее всего передает поэт образ туманов, присутствующих в стихотворении во множественном числе. Кажется, что они «вьются» бесконечной чередой над лесами, полями и садами.
Во второй части появляется образ странника, с которым лирический герой ведет беседу. Мы видим его, стоящего на холме и уныло смотрящего вдаль. Ответ, что его так опечалило, содержится в следующих строках. Оказывается, ему грустно оттого, что природа увядает.
Но лирический герой успокаивает его, говоря, что осень не вечна, и после серой унылости обязательно придет весна, и «все обновится». Вот только последняя строфа совсем не может успокоить собеседника лирического героя, ведь в отличие от природы, у человека весна бывает только раз в жизни. И в этом состоит главная мысль стихотворения. Именно об осени жизни пишет поэт, и поэтому с такой грустью и тоской наблюдает лирический герой за увяданием природы.
Вторая часть сложнее и по смыслу и по художественному наполнению. Здесь уже прослеживается непосредственное единение человека и природы, осмысление прожитых лет заставляет лирического героя анализировать все, что он успел сделать, пока был молод, ведь на пороге уже осень, а значит, старость не за горами.
Меняется звуковой состав второй части, появляется ассонанс «о», усиливающий уныние и грусть:
«Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…»
Риторические восклицания нарушают ровный и спокойный тон стихотворения, делая его более эмоциональным, добавляя надрывные нотки.
Есть в стихотворении и олицетворения: «сетуют холмы», «вянет природа», «природа восстанет». Они призваны одушевить природу, сделать ее еще ближе человеку.
Тема «Осени» Карамзина еще не раз прозвучит в стихах других поэтов. Да и в жизни каждого из нас наступает определенный момент, когда хочется подвести итог прожитым годам, пофилософствовать о своей жизни, поэтому стихотворение близко каждому из нас, несмотря на непривычную, белую рифму. Но именно эту форму выбрал для своего произведения Карамзин.
Выбор его может показаться странным, но, мне кажется, так автор акцентирует внимание читателя не на форме, а на содержании стихотворения. К тому же, не каждый может сразу заметить отсутствие привычной рифмы, благодаря певучему дактилю, который сменяется не менее музыкальным хореем. Так, поэт меняет настроение стихотворения не только с помощью смыслового и художественного оформления, но и используя разный стихотворный размер.
Стихотворение привлекает своей необычностью и простотой слога, за которой скрыта сложная философская тема.
Сентиментальная «поэзия чувства» Н.М. Карамзина
В
И все-таки, как представляется, наиболее интересен поэт не в любовной лирике, а в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio – размышление). Там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времен года в природе. «Осень» (1789), «Выздоровление» (1789), «Волга» (1793), «К соловью» (1793), «Молитва о дожде» (1793), «К Алине. На смерть ее супруга» (1795), «Время» (1795), «К бедному поэту» (1796), «Меланхолия» (1800), «Берег» (1802). В каждом из этих стихотворений – своя индивидуальная лирическая тональность, каждое отмечено попыткой создать эмоциональную атмосферу под стать предмету изображения.
«Осень» повествует об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неизбежностью «все обновится весною». Трагична участь человека. Ведь «хладная зима» жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.
Осень Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички. Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горних пределах. Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят. Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит не бледную осень, Томно вздыхая. Странник печальный, утешься! Вянет природа Только на малое время; Все оживится, Все обновится весною; С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде. Смертный, ах! вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.
В любом сентиментальном произведении обязательно просматривается личностный план повествования. Другими словами, явно или неявно, но исходной точкой изображения картин природы или переживаний человека оказывается субъективный взгляд на них автора произведения. В кульминационной строфе «Осени» помещен образ странника (проекция автора-поэта). Он стоит на холме и печально взирает на бледные краски осени. Композиционно эта фигура разделяет стихотворение на две части. В первой части (четыре начальные строфы) живописно и конкретно выписанный осенний пейзаж. С шумом ветра, срывающего желтые листья с мрачных дубов- великанов. С опустевшими полями и садами. С устремившимися к теплому югу вереницами гусей в высоком небе. С седыми туманами, оседающими в тихой долине, что окаймляет деревенские избы. Во второй части (последние три строфы), которая следует за кульминационной пятой строфой, слово берет сам автор. Он выступает теперь на передний план, потеснив фигуру странника. Это его, авторские, медитации-размышления о несхожести участи обновляющейся и возвращающейся к полноте жизни природы и уходящих в небытие людей.
Работая над этим произведением, Карамзин составил метрическую схему стиха и поместил ее в верхней части листа над текстом. Это очень показательно. Поэт задумывался над тем, как самим ритмом строк передать сложное душевное состояние. С одной стороны, безнадежности и потому печали, а с другой, веры в жизнь, в ее обновляющие и возрождающие силы. Противоречивое, необычное ощущение, а раз так, то и стихотворная форма несколько необычна. Необычна ритмика и интонационно-мелодическое звучание стиха.
Ритм и смысл стиха всегда тесно связаны. Чтобы разобраться в их взаимосвязи, позволим себе небольшой экскурс в теорию стиха. Начнем с соотношения метра и ритма в стихотворном произведении. Эти два понятия означают вовсе не одно и то же. Метр (по-гречески metron, то есть мера) – это, собственно, и есть стихотворный размер, которому произведение формально следует. Метр положен в основу стиха, это его изначальная схема, его предполагаемый жесткий каркас. Основные размеры силлабо-тонического стиха: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Хорей и ямб – размеры двусложные: когда каждая стопа (то есть повторяющаяся группа слогов в строчках) состоит из двух слогов. Слог принято обозначать знаком, напоминающим перевернутую крышечку: И. Над ударным слогом в стопе ставят знак ударности: Вґ. Таким образом хорей будет обозначаться: (первый слог стопы ударный, второй – неударный). Ямб же схематически будет выглядеть: (первый слог неударный, а второй – ударный). Схемы трехсложных стоп исходят из того же принципа соотношения ударных и неударных слогов в стопе. Только стопа состоит не из двух, а из трех слогов. Дактиль: . Амфибрахий: . Анапест:.
Поэту при создании стихотворения не просто трудно, но невозможно абсолютно точно выдержать метрическую схему! В русском языке количество слогов в разных словах в высшей степени разнообразно: от одного слога до двенадцати, а то и больше. И ударения в словах не закреплены на определенном слоге, как закреплены они, например, в польском или французском языках. В одном слове ударение стоит на первом слоге, в другом – на четвертом и т.д. Вот почему реальное (не образцовое, не компьютерное) стихотворение всегда содержит какие-либо нарушения метрической схемы, положенной в его основание. Чаще всего это пиррихий, то есть пропуск предполагаемого схемой ударения в слоге, или спондей, то есть дополнительное ударение на том слоге, где по схеме его не должно быть. Чем самобытнее и талантливее поэт, тем смелее обращается он с метрической схемой. Он следует ей и одновременно ее нарушает, воплощая индивидуальный замысел своего произведения. Из диалектики следования и нарушений возникает уникальный ритмический рисунок каждого стихотворения, а значит, и неповторимый его смысл.
Ритм – понятие и явление гораздо более объемное и сложное, нежели метр. Ритм охватывает собою все сферы жизни и земной, и космической. Ритмическая организация литературного произведения приобрела очертания специальной проблемы еще в трудах античных философов и филологов. Ритм соотносился в них с эстетическими идеалами античности: симметрии, гармонии, красоты. Самое точное понимание сути явления предложил Платон, обозначив ритм как «порядок в движении». Все последующие определения ритма будут исходить из этой гениально простой формулы, соединяющей в себе два начала бытия: статику уже найденной формы (приведем в качестве примера упорядоченный метр стиха) и постоянную и неизбежную ее изменчивость. Платон внес в понимание ритма наиболее созвучную его сути идею диалектики. Пройдет время, и другой гениальный мыслитель – Августин – дополнит платоновскую формулировку началом духовным. Он соотнесет ритм с творческой работой интеллекта и духа: «Ритм есть плод работы духа».
Соотношение метра и ритма, этих двух главных инструментов в построении стиха, в высшей степени многообразно. Многообразие объясняется исторически. Поэзия – искусство древнее, и лежащий в его основании метр, это, говоря образно, успевший за многие столетия окаменеть и застыть ритм. В силу своей застывшей формы он наполнен традиционной, много раз повторенной семантикой (смысловым значением) и потому поддается точному изучению. Метр, нашедший свое воплощение в стихотворных размерах, это жесткие рамки, довлеющие над ритмом стиха. Метр статичен, ритм динамичен. Метр успел приобрести четкие очертания формы. Ритм, который в данную минуту организует сам процесс творчества, личностен, стихиен, мало предсказуем.
Исторический взгляд выводит к поэтике. Полностью и сознательно реализованный метр – это стих для прописей или компьютерные стиховые модели, образцовые и потому не живые. Ритм – живое мелодическое звучание, возникшее в результате поисков индивидуальных интонаций с их неповторимыми спадами, подъемами, ускорениями и замедлениями, в результате ориентации на метрическую схему и одновременно ее преодоления. Метр вне ритма оказывается лишь теорией, но и ритм вне метра не сможет обрести в стихе завершенную форму. Любое поэтическое творение начинается с противоборства, а нередко – острого конфликта метра и ритма.
Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».
Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Составим метрическую схему. Вынесем в нее все слоги четырех строчек начальной строфы. Обозначим ударные слоги акцентным знаком «Вґ» (латинское accentus – ударение). И разделим каждую строку на стопы:
Что мы видим? Более протяжно звучащий дактиль (он ведь трехсложный) соединен в строке с более отрывисто и четко звучащим хореем (он двусложный да еще и завершает строку, как бы ее обрывает). Подобное сочетание настраивает читательское восприятие на нечто тревожно-беспокоящее, требующее завершения. Завершить последнюю стопу до дактиля мог бы еще один, недостающий здесь слог. Но его нет! Поэту было важно найти такой ритм, такие мелодические интонации, которые своей легкой несостыковкой поселили бы в душе читателя разноречивые чувства. Перед нами – своего рода ритмическая подсказка. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.
В
в–єВ Читайте также другие темы главы VII:
в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века
Карамзин Н. М. наибольшую известность получил благодаря поэзии. В творчестве поэта невооруженным взглядом можно заметить, что он воспитывался на европейском сентиментализме, черты которого просматриваются в его творениях.
Отличным подтверждением может стать стихотворение Карамзина «Осень». Его анализ делают школьники в 9 классе.
Содержание
История создания стихотворения
Современникам писатель запомнился активным общественным и литературным деятелем, историком и публицистом. В отечественной литературе чаще всего встречаются его путевые заметки и увлекательные повести.
Решение стать писателем Карамзин принял задолго до того, как начал писать. Его отец хотел, чтобы сын стал военным, поэтому Николаю Михайловичу пришлось выполнить волю родителя. После этого он занимался политикой. Однако немецкая и французская литература оставили слишком глубокий след в душе писателя.
О Европе поэт мечтал с детства, однако осуществить свою мечту он смог только в 1789 году. В Женеве творчество Карамзина было наиболее плодотворным.
Там же было написано стихотворение «Осень», которое поэт решил посвятить унылой поре года и увяданию человеческой жизни.
Настроение и идея
Делая краткий анализ стиха Карамзина «Осень», стоит отметить настроение, которое автор передает читателю.
Хоть эта пора года ассоциируется с многообразием красок, у поэта она олицетворяет увядание природы. Здесь оно упоминается параллельно с увяданием жизни человека. В литературных произведениях это сравнение встречается очень часто.
Не обошла Николая Михайловича стороной и тоска по родине. Стоя на европейских холмах, он с грустью вспоминает родные места:
- долины;
- поля;
- сады;
- дым в деревне.
Пришла осень, все вокруг стало увядать. Однако это происходит красиво. В сердце теплится надежда, что скоро придет весна, природа снова оживет и обновится.
Однако человек с каждым годом «вянет» все больше и больше. Молодость в жизнь уже не вернется. Она уходит навсегда.
Жанр, композиция и проблематика
Стих имеет описательный характер. Поэт говорит о европейской природе, но здесь четко прослеживается сравнение с родиной и томное желание автора описать русские поля и леса. Основной темой стихотворения является осень, но в произведении затрагивается не только природа.
С первых строк можно увидеть грустное настроение лирического героя. Он чувствует холодный ветер, видит мрачную дубраву и то, как шумно падают листья. Птичьего щебетания автор не слышит. Все строки наполнены унынием. Гуси улетают на юг, а долина заполняется туманом и дымом. Но в финальной части стихотворения можно заметить резкую перемену в настроении.
Таким образом, произведение состоит из двух частей:
- Сначала лирический герой представлен как одинокий странник. Он стоит в одиночестве на европейском холме и разглядывает окружающий мир. Тоска по родине всколыхнула чувства поэта, он с грустью стал описывать пейзажи Европы.
- В конце произведения у Карамзина меняется настроение. Он говорит, что все временно, вскоре природа изменится к лучшему. С приходом весны все оживет и расцветет. Но жизни человека это не касается. Годы мчатся, поэтому вернуть молодость нельзя. В итоге поэт приходит к выводу, что человек увядает навсегда. Это не самый радостный итог, но правдивый.
Вникнув в строки произведения и прочувствовав даже самую мелкую деталь, можно прийти к выводу, что стихотворение наполнено не только яркими красками природы, но и безысходностью и печалью.
Поэт начинает подбадривать странника, убеждает его, что унылая пора пройдет, придет весна, все снова заиграет новыми красками. Нужно просто немного подождать.
Проблематика произведения заключается в том, что жизнь быстротечна, она не подчиняется никаким планам.
Смысловое значение названия
Зная, в чем смысл стихотворения Карамзина «Осень», девятиклассники на уроке литературы правильно напишут сочинение на заданную тему и подготовят презентацию.
В стихе четко проглядывается упоминание о цикличности: осень, зима, весна. Это говорит о том, что все в жизни меняется и идет по кругу.
Карамзин на контрасте показывает разницу времен года. Мрачные строчки написаны не для того, чтобы вогнать читателя в уныние. Это нужно, чтобы сильнее выразить контраст.
Времена года ассоциируются у поэта с жизнью людей:
- Весна напоминает о юности, силе, красоте, наполненности жизнью.
- Лето говорит о зрелости.
- Осень — это пожилой возраст. Время года наступает после лета. Чего человек достиг за теплый период, то и пожинает в осенний.
- Морозную зиму Карамзин ассоциирует с глубокой и горькой старостью.
Кратко проведя разбор произведения, можно увидеть, что, несмотря на цикличность в природе, в человеческой жизни все уходит безвозвратно.
Чтобы в своем сочинении правильно сформулировать тему стиха и дать характеристику лирическому герою, стоит сначала записать основную мысль, которую хотел передать читателям поэт.
Выразительность и художественные средства
В описании осеннего периода Карамзин указывает только на мрачность и серость этого времени года. Об этом говорят и унылый взор, и вздохи странника, и мрачные дубравы. Поэт напоминает людям, что все печальное проходит, нужны лишь правильные решения и время. Параллель между природой и жизнью человека дает читателю надежду на будущее.
В стихотворении нет рифмы, благодаря чему поэт и читатель только сближаются. Карамзин неторопливо рассказывает о том, что когда-нибудь жизнь человека обязательно увянет. В качестве олицетворений писатель использует яркие и выразительные словоформы: «природа восстанет», «сетуют холмы». Это позволяет читателю глубже проникнуть в смысл произведения и настрой поэта.
Эпитеты «тихая долина» и «седые туманы» красочно описывают состояние мира в осенний период. Метафоры «осенние ветры» и «бледная осень» использованы для создания печального образа. Стих будто написан под неторопливую, вдумчивую и протяженную мелодию.
Мотив произведения
Творение поэта наполнено мечтательностью и скептицизмом, которые гармонично сплетаются в единый осенний мотив. В сентиментализме об этом чаще всего говорят такие мотивы, как одиночество, увядание, осенние пейзажи.
По содержанию произведение «Осень» напоминает стихотворения других авторов, однако его форма и размер отличаются от них. Произведение Карамзина можно смело отнести к категории белых стихов, пришедших из японской поэзии. Писатель был с детства знаком с этой культурой.
Приемы хокку заставляют читателя смотреть на происходящее с точки зрения автора, воздействуя на эмоции, вызывая чувство тревоги.
При написании стиха писатель погружается в свое изменчивое настроение и делает на этом контраст, концентрируя внимание читателя на собственных переживаниях.
Краткий ответ
Стихотворение «Осень» Николая Карамзина вышло в свет в 1789 году. В это время поэт находился вдали от родных мест, в Женеве. Стихотворение пронизано духом пейзажной лирики, отражает тоску в связи с увяданием природы после буйства летних красок.
В то же время в строчках звучит надежда на будущее, ведь весной природа вновь возродится «с гордой улыбкой…в брачной одежде».
Чего не скажешь о человеческой жизни, закат которой не предполагает весеннего перерождения.
Краткая история создания стихотворения «Осень», литература (9 класс).
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о жизни русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина;
· определим главные черты сентиментализма;
· узнаем, почему стихотворение «Осень» можно назвать примером сентиментализма в литературе.
В 1886 году в Великом Новгороде установили памятник «Тысячелетие России». На нём изваяли 129 фигур самых великих личностей России. Среди них есть и Николай Михайлович Карамзин.
Почему же его удостоили этой чести? Давайте посмотрим.
Николай Михайлович Карамзин был рождён в дворянской семье. Свой род Карамзины вели от знатного татарина Кара-Мурзы.
Отец Николая Михайловича Карамзина был отставным военным. Закончив службу в чине капитана, он жил с семьёй в поместье в Симбирской губернии.
Там и появился на свет будущий светоч русского искусства 1 декабря 1766 года. Когда мальчику было два года, его мать умерла.
Как и все дворянские дети, первое образование Карамзин получал дома. Когда ему исполнилось 14, юноша поехал в Москву учиться в пансионе профессора Московского университета Шадена.
Помимо этих занятий Карамзин, посещал лекции Московского университета.
Военная служба не привлекала Карамзина, но его отец хотел видеть сына офицером. В 1783 году Карамзин поступил на службу в Преображенский полк. В армии он начал писать стихи и заниматься переводами. Карамзин прослужил в армии всего год. После смерти отца вышел в отставку в возрасте 17 лет.
В Москве Карамзин быстро сдружился с маститыми литераторами. Он переводил на русский язык произведения английских и немецких сентименталистов.
Карамзин был редактором и постоянным автором журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В 1789 году в этом журнале вышла его повесть «Евгений и Юлия».
В 1789 году Карамзин уехал в Европу. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию и Англию. Писатель встречался с европейскими поэтами и философами, такими как Гёте и Кант.
Во Франции он застал события Великой Французской революции. В Париже молодой писатель слушал выступления революционеров Робеспьера и Мирабо, но их идеями всё же не проникся.
После возвращения на родину в 1792 году Карамзин опубликовал «Письма русского путешественника». Это принесло ему славу. Воодушевлённый молодой человек решил посвятить свою жизнь литературе. Он с жаром принялся за дело.
В течение следующих 10 лет он написал огромное количество повестей, стихотворений и очерков. Карамзин издавал «Московский журнал», который стал первым русским литературным журналом. Все корифеи русской литературы писали для него.
Карамзин публиковал сборники стихов и альманахи: «Аглая», «Аониды», «Мои безделки».
Повесть «Бедная Лиза» относится именно к этому периоду творчества.
Труды Карамзина не прошли даром. Сентиментализм стал главным течением в русской литературе того периода, а сам Карамзин – его лидером.
Жуковский, Батюшков и Пушкин подражали ему.
В Россию сентиментализм пришёл из Европы в конце XVIII века.
В Европе он появился гораздо раньше – в 20-80 годы XVIII века.
Люди зачитывались сентиментальными романами Руссо, Ричардсона и Гёте. Сентиментализм возник в противовес классицизму.
Главное в классицизме – разум, а в сентиментализме – чувства.
Каждое направление по-своему отвечает на главный вопрос Просвещения – «как сделать человека лучше?»
Классицизм предлагал идеал, к которому надо стремиться. Сентиментализм утверждал, что сочувствие и страдания – это путь к совершенству. Слёзы, вздохи и восклицания в сентиментализме характерны даже для мужчин.
Герой классицизма – собирательный образ с одной главной чертой, которая определяет весь характер. Герой сентиментализма – индивидуальность. Это человек со своими порывами, страданиями, радостями и бедами. Более того, это не герой и не монарх, а обычный человек. Сословия в сентиментализме значения не имеют.
Автор в классицизме всегда объективен. В сентиментализме автор открыто сочувствует героям и высказывает своё отношение к событиям.
Николай Михайлович Карамзин писал в статье под названием «Что нужно автору?» следующее: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
Большое внимание сентименталисты уделяли не только описанию эмоций, но и описанию природы. Природа стала участником событий, а не декорациями. Движения души человека отражались писателем с помощью описания явлений природы.
Мир природы идеализировали. Её первозданную чистоту противопоставляли грязному городу, который считали царством порока.
Новое направление литературы требовало новых реформ языка. Тяжёлый высокопарный слог трагедий и од не подходил для описания чувств. Низкий штиль комедий был для этого слишком грубым.
Карамзин решил опираться на живой разговорный язык образованных людей. Поэтому его слог выглядел простым и лёгким для своего времени.
Грамматику и синтаксис Карамзин строил по образцу французских. Он придумал много новых слов, которыми мы пользуемся и сейчас.
Например, «влюблённость», «благотворительность», «утончённость», «подозрительность» и «промышленность».
Карамзин ввёл тире и букву «Ё».
До него слова «ёлка», «ёж» писали так: «іолка», «іож».
В честь буквы «Ё» на родине Карамзина установлен памятник.
Реформы Карамзина вызвали бурные споры.
Державин осуждал их, Пушкин, Батюшков и Жуковский горячо поддерживали.
В тысяча восемьсот втором – тысяча восемьсот третьем годах Карамзин издавал журнал «Вестник Европы». В нём публиковали статьи о политике и литературе.
Главная идея этого периода – самобытность русской культуры и литературы. А корень этой самобытности Карамзин искал в истории. В повести «Марфа Посадница» эти мысли прослеживаются очень ярко.
После выхода в 1873 году повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» Карамзин хлопочет о звании историографа. В этом же году указом императора Александра I Карамзина назначили историографом.
Теперь ему было положено жалование – 2000 рублей в год. Карамзин получил право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи до российских древностей, касающихся». Интересно, что после Карамзина звание историографа никто не получал.
В тысяча восемьсот четвёртом году Карамзин бросил литературу ради главного дела жизни – написания «Истории государства Российского».
Материалы он искал в библиотеках и архивах Синода и академии наук.
Он изучал книжные собрания русских и европейских монастырей. Посылал запросы
в Оксфорд, Париж, Венецию и Прагу.
В этих поисках Карамзину удалось открыть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в списке XVI века.
Эта работа прервалась на год из-за Отечественной войны 1812 года. Карамзин хотел уйти в московское ополчение, но в последний момент уехал из города.
Первые восемь томов «Истории государства российского» вышли в феврале 1818 года. Все 3000 экземпляров были распроданы меньше чем за месяц.
А. С. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом. Несколько времени ни о чём ином не говорили».
Карамзин стал почётным членом Императорской Академии наук и действительным членом Императорской Российской академии.
Он трудился над «Историей» до самой смерти. Карамзин умер от воспаления лёгких в Петербурге весной 1826 года.
Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Стихотворение «Осень» Карамзин написал в 1789 году, когда находился в Женеве.
В нём говорится об увядании природы. Композиция этой элегии проста. Стихотворение можно разделить надвое.
В первой части поэт рисует картину угасания природы. Осенний пейзаж вызывает тоску. Дубраву поэт называет мрачной, жёлтые листья «с шумом на землю валятся».
«Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло –
Скрылися птички».
В центре элегии – фигура странника, который
«Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая».
Это эмоциональная кульминация стихотворения.
Следующие три строфы – размышления автора о сущности природы и судьбе человека. Поэт говорит, что печалиться не стоит, ведь за увяданием в природе всегда приходит обновление:
«Вянет природа
Только на малое время;
Всё оживится,
Всё обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде».
А участь человека видится поэту трагичной:
«Смертный, ах! Вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни».
Стихотворение написано белым стихом. Рифма в нём отсутствует. Настроение создаётся своеобразным ритмом и размером. Протяжный трёхсложный дактиль сменяется прерывистым двухсложным хореем. Такой ритм создаёт противоречивый настрой. С одной стороны, есть радостная надежда на весеннее возрождение природы. С другой стороны, горькое осознание смертности человека.
Тесную связь природы и человека подчёркивает олицетворение. Холмы «сетуют», природа восстанет «с гордой улыбкой» и в свадебном наряде. Печальное настроение создаётся глаголами и прилагательными.
Глаголы: «опустели», «сетуют», «вянет».
Прилагательные: «мрачный», «поздние», «седые», «бледная», «печальный», «ветхия».
Для усиления эмоций автор использует инверсию, перестановку слов: «странник печальный», «сетуют холмы».
Элегия полна звуков: листья на землю валятся с шумом, холмы сетуют, а странник томно вздыхает.
«Осень» – образец сентиментальной лирики. В нём человек изображён на лоне природы и тесно с нею связан. Стихи наполнены эмоциями. Тема элегии – рассуждение о циклах природы и жизни человека.
Атмосфера элегии передаётся необыкновенно тонко.
«С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.
Используемые источники:
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-osen-n-m-karamzin.html
- https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/67-russkaya_poeziya_xviii_veka/stages/3024-analiz_stihotvoreniya_osen.html
- https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/karamzina-osen.html
- https://sunhi.ru/analiz-stihotvoreniya-karamzina-osen-kratko/
- https://videouroki.net/video/12-nikolaj-mihajlovich-karamzin-pisatel-i-istorik-sentimentalizm-kak-literaturnoe-napravlenie-osen-kak-proizvedenie-sentimentalizma.html
урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» Пишем сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»
Цели урока: 1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению. 2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему «Осень». 3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе. Планируемые результаты : учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Илья
Семенович
Остроухов
«Золотая осень» (1886-87)
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Молодые клены.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо.
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо.
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы
Настроение.
Что изображено на картине?
Рабочие материалы
Осень.
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
Лес.
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
Старые клёны.
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
Молодые клены.
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Листья на земле.
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
Тропинка.
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
Сороки.
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
Сплетенные деревья.
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо.
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы
Настроение.
Радостное, праздничное, восторженное
МОЛОДЦЫ,
СПАСИБО ЗА УРОК
Сочинение по картине Поленова “Золотая осень”
Вариант №1
На картине “Золотая осень” художник изобразил осенний пейзаж. Выполнена картина в светлых и ярких тонах. Прямо по центру художник изобразил речку, которая извивается и протекает вглубь.
На переднем плане мы видим крутой берег, на нем растет очень много деревьев. Многие из деревьев уже покрылись желтыми листьями, выглядят они очень нарядно. Особенно красивы тонкие и стройные березки. Над самим берегом растет огромное дерево, листья на нем еще зеленые. Также мы видим совсем небольшие елочки, они зеленеют на берегу, пройдет много лет, прежде чем они вырастут и станут высокими и пышными красавицами.
На другом берегу раскинулось поле, на нем растет еще зеленая трава, но совсем немного и поле пожелтеет, а потом и вовсе станет серым. Также мы видим небо, по нему плывут небольшие и воздушные облачка, видно, что день выдался погожим и ясным, это наверное одни из последних теплых и погожих осенних деньков.
Картина очень светлая, художник прекрасно передал атмосферу, на такую красоту хочется смотреть и смотреть. Но все же мне бы хотелось показать еще несколько картин с осенними пейзажами. Осенью пейзаж становится особенно хорош. В этот период времени природа одевается в яркие и пестрые краски, которые очень красиво сочетаются между собой. Именно поэтому осенью принято рисовать красивые и красочные пейзажи.
Сочинение по картине Поленова “Золотая осень”
Вариант №2
Картина “Золотая осень”, это очень известная картина русского художника Василия Поленова. Картина написана в 1893 году, а размер картины составляет 77 на 124 см. Картину художник написал через три года, как он поселился в усадьбе Борок. Усадьба была расположена на Оке, у самой деревни Бёхово. На картине изображён вид на Оку, и выбран прекрасный месяц года, Сентябрь.
Тут я немного описал историю создания картины, но, поговорим о главном, как написать сочинение по картине. Сочинение на тему картины Поленова – Золотая осень. Мы можем написать следующее. Если посмотреть на картину Золотая осень, то мы видим изображённую красоту природы осенью. В картине присутствует столько переливающихся красивых красок, что она просто завораживает своей красотой. Завораживает великолепие осенней природы. На холсте изображён солнечный день, где мы видим, что солнечные лучи радуют своим теплом землю. По небу плывут слегка серые, и белоснежные пушистые облака. Трава и деревья имеют невероятный окрас для осени, это золотистый цвет, но также проскакивают и зеленые краски на картине, что говорит о уходящем лете. На картине видна тропинка, которая идёт посреди густого ковра из травы. Также, мы видим плавно изогнутую реку, в которой отображены плывущие облака. А высокие деревья на картине, бросают свои тени на реку.
Можно увидеть прекрасный песчаный пляж, который выглядит как маленькие частички золота, когда их освещают солнечные лучи. Художник передал разнообразие цветов и красок этой прекрасной поры года – осени.
Вариант №3
Василий Поленов был знаменитым русским художником, его пейзажи внесли неоценимый вклад в развитие этого жанра и по праву занимают место во многих не только российских, но и заграничных музеях. Картину, посвящённую золотой осени, художник Василий Поленов создал в 1893 году. Именно это время года было самым любимым у Василия Дмитриевича, видимо поэтому его картина просто светится и дарит только положительные эмоции. На переднем плане мы видим зелёную полянку, на которой стройными рядами стоят небольшие зелёные ёлочки и высокие статные берёзки.
Благодаря богатству красок, которое использовал в своей работе художник, картина выглядит празднично и ярко. Особенно богато выглядят все оттенки жёлтого цвета: от золотистого до тёмной, почти коричневой охры. За богатой роскошью осенней листвы мы видим летний привет: большое раскидистое дерево с зелёной кроной. Скорей всего это могучий дуб, которого пока не коснулась кисточка волшебницы осени. Чуть правее нашему взору предстаёт светлая гладь речки, в которой как в зеркале отражаются деревья. небо окрашено в серо – жемчужные оттенки, облака нарисованы так реалистично что кажется ещё немного и они по настоящему поплывут. Картина художника удивительным образом передаёт красоту нашей родной русской природы и вызывает только положительные эмоции.
Вариант №4
На картине изображена река, которая извиваясь, голубой лентой убегает вдаль. Левый ее берег покрыт лишь травой, а правый – густо украшен деревьями. Передний план картины раскрашен в желтые тона. Под лучами солнца трава уже сменила свой цвет с зеленого на золотистый, золотом покрыла осень и листья молодых березок на берегу. И только могучее дерево за ними, возможно это тополь, темным зеленым цветом оттеняет золото берез.
Дальше, вдоль реки осенние краски смешиваются, образуя переливы зеленого, золотистого, багряного и коричневого. Это очень рисует пейзаж.Над рекой и деревьями простирается светлое небо, оно серо-голубое, густо покрытое белыми облаками. Небо и деревья на берегу отражаются вводной глади.
Художник изобразил красивый осенний пейзаж, которым хочется любоваться. Смотреть на эту красоту широко раскрытыми глазами и наслаждаться теплотой осенних дней.
Вариант №5
Сочинение по картине Поленова “Золотая осень” можно написать по плану, с опорными словами, можно сделать описание, а можно написать сочинение-отзыв например. В любом случае начать надо обязательно с вводной части, то есть рассказать немного о художнике, о картине, указать год написания полотна, где можно увидеть картину сейчас (музей).
Потом пишем основную часть. Как я уже упомянула – это может быть и описание картины (передний план, задний план, краски и т.п), то есть описываем все, что мы на картине видим, мелкие детали упускать не нужно. Второй вариант написать эту часть в виде отзыва. То есть ведем повествование от своего имени. В конце делаем вывод и пишем чем понравилась вам картина, или чем не понравилась. Какие эмоции она у вас вызвала.
Один из примеров сочинения по картине “Золотая осень” Поленова можно увидеть ниже.