Пояснительная записка
Практический курс разработан с целью подготовки учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания курса, тематическое планирование на 38 часов. В содержание курса включены темы по работе над сжатым изложением в объеме 10 часов, тестовым материалом (часть 2) в объеме 16 часов, работа над сочинением-рассуждением 15.1, 15.2, 15.3 в объеме 12 часов. Темы курса выбраны с необходимостью обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ.
Результаты освоения курса кружка.
В результате изучения курса «За страницами русского языка
» ученики должны:
знать/понимать:
- требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы;
- правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
- следовать критериям, представленным в демоверсии «За страницами русского языка»;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- правильно заполнять экзаменационные бланки.
- Рассмотрение всех этапов написания экзаменационной работы. В 1 части экзаменационной работы — сжатом изложении, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;
- Проработка тестового материала (часть 2 экзаменационной работы), с учётом устранения распространённых ошибок, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;
- Закрепление требований к написанию сочинений-рассуждений, анализ критериев оценивания данного вида работы экспертами;
- Закрепление умения заполнения бланков ОГЭ.
Задачи курса:
— совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
— совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
— совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
— совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
Содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности
- Сжатое изложение (10 часов).
1 — 2 занятия. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков.
3 – 5 занятия. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Приемы сжатия текста на практике. Работа по текстам. Исключение как прием сжатия текста.
6 – 8 занятия. Сжатое изложение. Редактирование текста. Обобщение — прием сжатия текста. Упрощение — способ компрессии текста.
9 занятие Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
10 занятие. Работа над ошибками. Памятка «Как работать над сжатым изложением»
2. Работа с тестовым материалом (16 часов).
1-2 занятие. Нормы русской орфографии.
3-4 занятие. Морфемика и словообразование.
5-7 занятие. Словосочетание. Предложение. Синтаксические связи слов.
8-10 занятие. Лексика и фразеология. Выразительность русской речи.
11-12 занятие. Диагностические тестирования.
13-14 занятие. Работа над ошибками.
3. Сочинение-рассуждение (10 часов).
1-2 занятие. Виды сочинений. Этапы работы над сочинениями. Композиционное и речевое оформление сочинения.
3-4 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.1.Написание сочинения.
5-6 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.2. Написание сочинения
7-9 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.3. Написание сочинения.
10 занятие. Итоговая диагностика.
Тематическое планирование
Содержание кружка | Кол-во часов |
I. Сжатое изложение | 10 |
II. Работа с тестами ОГЭ | 16 |
III. Сочинение-рассуждение | 10 |
ИТОГО | 36 |
Планируемые результаты освоения кружка.
В результате изучения курса «За страницами русского языка» ученики должны:
знать/понимать:
- требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы;
- правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
- следовать критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2019». Русский язык»;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- правильно заполнять экзаменационные бланки.
Литература
1. Т.Н.Назарова, Е.Н. Скрипка. Пособие «ОГЭ (ГИА-9). Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В.
2. Демоверсии ОГЭ — 2019.
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2019: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация.
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
и многие др.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 | 03.09 |
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | 1 | 10.09 |
3 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | 17.09 |
4 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 | 24.09 |
5 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | 01.10 |
6 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 1 | 08.10 |
7 | Выбор приемов сжатия текста. | 1 | 15.10 |
8 9 | Контрольно-зачетное изложение | 2 | 22.10 29.10 |
10 | Работа над ошибками | 1 | 12.11 |
11-12 | Нормы русской орфографии | 2 | 19.11 26.11 |
13-14 | Морфемика. Морфемный разбор. | 2 | 03.12 10.12 |
15-16 | Словообразование. Словообразовательный разбор | 2 | 17.12 24.12 |
17 | Словосочетание | 1 | 14.01 |
18 | Синтаксические связи слов. | 1 | 21.01 |
19 | Предложение. Сложное предложение. Пуктуация. | 1 | 28.01 |
20 | Лексика | 1 | 04.02 |
21 | Фразеология | 1 | 11.02 |
22 | Выразительность русской речи | 1 | 18.02 |
23-24 | Диагностические тестирования | 2 | 25.02 04.03 |
25-26 | Работа над ошибками | 2 | 11.03 18.03 |
27-28 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением | 2 | 25.03 01.04 |
29-30 | Композиционное и речевое оформление сочинения | 2 | 08.04 15.04 |
31-32 | Как работать над сочинением — рассуждением 15.1 | 2 | 22.04 29.04 |
33-34 | Как работать над сочинением — рассуждением 15.2 | 2 | 06.05 13.05 |
35 | Как работать над сочинением — рассуждением 15.3 | 1 | 20.05 |
36 | Итоговая диагностика | 1 | 27.05 |
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
Понятие орфоэпии. Орфоэпическая норма. Динамичность и вариативность нормы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/orfoepiia/poniatie-orfoepii-orfoepicheskaia-norma-dinamichnost-i-variativnost-normy/ (дата обращения: 6.01.2022)
Понятие орфоэпии
Орфоэпия (от др.-греч. оρθоς — «правильный» и греч. оπος — «речь») — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия — одно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения.
Принято различать разные орфоэпические нормы: «старшую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения.
Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произношение було[шн]ая, мяг[къй], [з`в`]ерь. Младшая произносительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к`ий], [зв`]врь.
Литературное произношение характеризуется определенным единством, нормой, в принципе обязательной для всех говорящих на данном языке.
Орфоэпическая норма
Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.
Конкретные правила орфоэпии многочисленны, но они могут быть сведены в небольшое количество групп:
- а) в области произношения гласных;
- б) нормы произношения согласных и их сочетаний;
- в) произносительные нормы отдельных грамматических форм;
- г) особенности произношения заимствованных слов.
В области произношения гласных:
При формулировании основных норм в области гласных и согласных звуков базовым берется нейтральный стиль речи.
I. Гласные звуки под ударением.
- На месте букв а и я под ударением произносится гласный [а]: поляна – по[л’а’]на, лопата – ло[па’]та. В данном случае необходимо выделить глагол запрячь (перепрячь, распрячь, подпрячь). Он в образцовой речи произносится: запречь – зап[рэ ]чь, а в прошедшем времени: запрег – зап[ро ]г.
- Гласный [э] звучит под ударением на месте букв э и е: эра – [э ]ра, женщина – [жэ ]нщина.
- Под ударением на месте букв о и е произносится гласный [о]: рев – [ро ]в; вор – в[о ]р.?
- В живой разговорной речи часто встречаются подмены ударного [э] звуком [о], что недопустимо. Такого рода ошибки часты в следующих словах: атле т, афе ра, блеф, бытие (но житье-бытье) , всплеск, гололе дица (но гололед) , гренаде р, двух-трех-пятидне вный (но дневка) , зе в, иноплеме нник (и иноплеменный, но разноплеменный) , леска, опека (и подопечный) , оседлость (и оседлый) , передержка, преемник, склеп, слежка, современник (и современный, современность) , хребет, шедевр; лемешный, местоименный, недоуменный (и недоуменно) , отве рстый, попере чный, равнобедренный, смятенный, ячменный; избег (прош. вр. глагола избегнуть) , пригре зиться (но гре зы) , се к (прош. вр. глагола се чь ; то же в прош. вр. глаголов отче чь, подсе чь, рассе чь, усе чь, вы сечь).
- Сложности возникают при выборе ударных [э], [о] в сложных словах. В основном сложные слова произносятся с одним ударением, обычно находящимся ближе к концу слова. Поэтому первое слово, входящее в состав сложного, утрачивает самостоятельное ударение, артикуляция ударного гласного в нем ослабляется, и качество гласного меняется – вместо [о] звучит редуцированный. Например: всеобъе’млющий (ср.: человек всеобъемлющих знаний – человек, все объемлющий своим взором) ; зернобобовый (ср.: зерна – бобы) ; если же это слово многосложное и имеет побочное ударение, то [о] сохраняется в составе сложного слова: черносмородиновое (варенье), хотя в более коротких словах первая часть черно– произносится с редуцированным [э]: чернозем, черносли в. Сохраняется [о] и в составе числительных трех-, четырех–, входящих в сложные слова: трехступенчатый, четырехэтажный.
- В некоторых словах происходит подмена ударного [о] на [э]: безнадежный, блеклый, издевка, наемник, околесица, осетр, ременный, решетчатый, сметка, тенета и др.
- Необходимо обращать внимание на некоторые причастные формы, различающиеся ударным гласным и имеющие разные значения: исте кший (год) – истекший (кровью), оглаше нный (кричит как оглашенный) – оглашенный (приказ).
- Гласный [ы] звучит после [ж, ш, ц] на месте буквы и: [жы ]вность, [шы ]шка, [цы ]фра.
II. Гласные звуки без ударения.
- Как уже говорилось ранее, в основу русского литературного произношения лег акающий московский говор. Еще М. В. Ломоносов считал аканье одной из привлекательных черт живого произношения и говорил: «Выговор буквы о без ударения, как а, много приятнее».
По нормам современного литературного произношения звук [а] произносится на месте букв а и о в первом предударном слоге после твердых согласных: роса’ – [ра]са, балет – б[а]ле т. В отличие от [а] ударного этот звук более краток, по длительности менее артикулированный. - В других безударных слогах [а] и [о] редуцируются, т. е произносятся с меньшей отчетливостью, чем под ударением, и с меньшей полнотой голоса. В этих случаях на месте а и о слышится неясный звук, средний между [ы] и [а]. Он обозначается знаком [ъ]: ла’па – ла [пъ], голова [гъла]ва, ра дость – [ра дъ]сть.
- В начале же слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: алфави т – [а]лфави т; опе-ка – [а]пе ка. Хотя в потоке речи, когда практически нет пауз перед словами, начинающимися с [а] и [о], вместо этих гласных появляется редуцированный звук [ъ]: в областях – [в-ъ]бластях; в арбузах – [в-ъ]рбу зах.
- В предударных слогах на месте сочетаний аа, ао, оа, оо произносится долгий гласный [а]: заострить, за аптеку, про антракт, на окне, вообще – [а ].
- В первом предударном слоге после твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] произносится в соответствии с написанием, т.е. как [а]: жара – [жа]ра ; шалун – [ша]лу н. Есть случаи (перед мягким согласным), когда в первом предударном слоге после [ж, ш, ц] вместо [а] рекомендуется произносить звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ]). Например: жалеть – [жыэ]леть, к сожалению – к со[жыэ]ле’нию, формы косвенных падежей слова лошадь – ло[шыэ]дей, а также формы косвенных падежей числительных с элементом -дцать – двад[цыэ]ти, трид[цыэ]ти и т.д. В других безударных слогах после шипящих и [ц] произносится вместо [а] редуцированный [ъ]: жалюзи – [жъ]люзи, крыша – кры [шъ], цареградский – [цъ]реградский.
- В первом предударном слоге на месте буквы а после мягких шипящих [ч] и [щ] произносится звук, близкий к [и] ([иэ]): часы – [ч’иэ]сы, щавель – [щ’иэ]ве ль. Произношение же в этих случаях отчетливого [и] устарело; произношение [ш’а]ве ль, [ч’а]сы диалектное и в литературном языке недопустимо. В остальных случаях в безударных слогах на месте а произносится редуцированный звук, напоминающий краткий [и] (обозначается [ь]): часовщик – [ч’ь]совщи к, щавелен – [ш’ь]веле н.
- На месте буквы е после [ж, ш, ц] в первом предударном слоге произносится звук, средний между [ы] и [э] ([ыэ]): жена – [жыэ]на, шептать – [шыэ]птать, цена – [цыэ]на. Нужно помнить, что в этих случаях нельзя произносить [ы]: [жы]на, [шы]пта ть, [цы]на. В других безударных слогах на месте е произносится редуцированный звук ([ъ]): жестяной – [жъ]стяной, шерстяной – [шъ]рстяной, выше – вы [шъ], целиком – [цъ]лико м.
- В первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв е и я произносится [иэ]: ведро – [в’иэ]дро, пяти – [п’иэ]ти. Диалектным в данном случае будет считать отчетливое произношение [и].
В остальных же предударных слогах и в слогах заударных произносится редуцированный звук [ь]: пятачок – [п’ь]тачо к. Но в безударных окончаниях на месте я произносится звук [ъ]: моря – мо [р’ъ], бремя – бре [м’ъ], песнями – пе с[н’ъм’и], лисья – ли [с’ъ]. Особое внимание следует уделить произношению приставки пере– в том случае, когда второе е приставки оказывается во втором предударном слоге. Тогда второй гласный приставки в результате сильной редукции иногда неправомерно утрачивается, вследствие чего возникает при произношении просторечное слово: переменить – пе[рм]ени ть, пересадить – пе[рс]ади ть. На его месте должен звучать редуцированный ([ь]): [п’ьр’ь]менить, [п’ьр’ь]сади ть. - Отличие произношения гласных [и, у, ы] в безударных слогах от произношения в ударных незначительно. Гласные эти в безударных слогах произносятся несколько более ослабленно, но качественно не изменяются: лиса – [л’и]са, кызыл – [кы]зы л, бурундук – [буру]нду к.
Если в потоке речи буква и сливается с предшествующим словом на твердый согласный, то произносится гласный [ы]: жизнь в изгнании – жизнь в[ы]згна’нии.
Если в сложном слове первая часть оканчивается на твердый согласный, а вторая начинается с [и], тоже звучит [ы]: пединститут – пед[ы]нститут. И после [ж, ш, ц] на месте и во всех положениях произносится [ы]: жираф – [жы]раф, машина – ма[шы ]на, акация – ака[цы]я. Если же в словах жизнь, казнь появляется гласный [и] между двумя согласными (жи[з’и]нь), то слова приобретают характер просторечия.
Нормы произношения согласных и их сочетаний:
Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] –хлеб, са[т] – сад, любо[ф’] – любовь. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг. Исключение составляет слово бог – бо[х].
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад – брат, раз – час.
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как взрывной согласный. В некоторых словах перед гласным произносится фрикативный заднеязычный согласный [γ]. Обязателен он только в слове бухгалтер [буγа?лт’ьр], междометиях ага, ого. Допустимо произношение [γ] в междометиях господи, ей—богу. Произношение [γ] в сильной позиции характерно для южнорусских говоров. Кроме того, [γ] свойственен церковнославянскому языку.
На месте г перед глухим согласным произносится [к]: дёгтя, ногти, загс, отягчать. Но в корнях лёгк-/легч-, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к]: лё[х]кое, мя[х]кая, мя[х]че и [х’] перед [к’]: лё[х’]кий, мя[х’]кий, так же:лёгкость, налегке; мягкость, мягковатый и другие. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму. Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить. Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о. Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, сочетания сш и зшпроизносятся как долгий твёрдый согласный [ш]: ни[ш]ий – низший.
Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким (С’С’). Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (С’С’ > СС’). Эта закономерность в наше время охватывает всё новые группы согласных. Так, [н’] перед [ч’], [ш’] обычно произносится по старым нормам: бубе?[н’ч’]ики, ко[н’ч’]и?на, сме?[н’ш’]ик, же?[н’ш’]ина. Другие (например, губные перед мягкими заднеязычными) обычно произносятся по новым нормам: ля?[мк’]и, ла?[фк’]и, тря[пк’]и, сё[мг’]е. У третьих (например, у губных и зубных перед мягкими губными) равноправны оба варианта: [в’б’]ить и [вб’]ить, [д’в’]ерь и [дв’]ерь. Новая закономерность проникает и в сочетания зубных согласных. Так, обычно зубной перед мягким зубным мягкий: мо?[с’т’]ик,ле[с’н’]и?к, у[з’д’]е?чка, ба?[н’т’]ик, о[д’н’]и?, о[т’т’]яну?ть, по[д’д’]е?ть. Но по «младшей» норме в таких сочетаниях допустима и неполная мягкость и даже твёрдость первого согласного: [ст’]ена?, [зд’]е?шний, о[тн’]има?ть, о?пол[зн’]и. Произношение твёрдого [н] в этой позиции часто наблюдается в словах вонзить, консервы, консилиум и других. Оба варианта равноправны перед [л’]: [д’л’]и?нный и [дл’]и?нный, ко?[з’л’]ик и ко?[зл’]ик. Новая закономерность раньше проявляется при произношении редких слов, сочетаний на стыке морфем, старая дольше сохраняется в наиболее частотных словах, ср.: ра?[з’в’]е – ра?[зв’]ит, [в’м’]е?сте – со[вм’]е?стно – [в-м’]е?сте встречи.
Звук [ш’] в литературном языке может произноситься в соответствии с фонемой < ш’> и сочетанием фонем < сч’>, < зч’>, а также < жч’>, < шч’>, < стч ’>, < здч’>, <ж’>, например, в словах щука, расчёска, извозчик, перебежчик, веснушчатый, жёстче, бороздчатый, дождь. Наряду с [ш’] произносится и [ш’ч’]. Соотношение этих вариантов неодинаково в разных позициях и в разные эпохи.
Произношение [ш’] постепенно распространяется за счёт [ш’ч’]. В XIX – начале ХХ века [ш’ч’] внутри морфемы господствовало в Санкт-Петербурге. В настоящее время и в Москве, и в Санкт-Петербурге почти исключительно произносится [ш’] [ш’]у?ка, [ш’]астье.
Употребление [ш’ч’] или [ш’] на стыке морфем зависит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш’ч’], при убыстрённом темпе – [ш’]. В редких словах обычно употребляется [ш’ч’]. Чем чаще слово или предложно-именное сочетание встречается в речи, тем чаще в нём произносится [ш’]; ср.: бесчерепные, с чартизмом – с [ш’ч’], но расчесать, с чем – с [ш’]. Сила сцепления корня и суффикса велика (возчик,разносчик), поэтому здесь господствует [ш’]. На стыке приставки и корня (бесчисленный) сила сцепления слабее, ещё слабее она на стыке предлога и знаменательного слова (из чайника), поэтому здесь чаще произносится [ш’ч’].
Произносительные нормы отдельных грамматических форм
- Прилагательные мужского рода именительного падежа единственного числа с безударным окончанием по старомосковской норме произносятся с [ъi], [ьi]; по новомосковской – с[ыi], [иi]; второй произносительный вариант появился за счёт влияния орфографии (буквенное произношение), но соответствует фонетическим закономерностям языка – отсутствию качественной редукции безударных гласных верхнего подъёма. В прилагательных с основой на заднеязычный согласный [г], [к], [х] по старомосковской норме произносится [ъi] с твёрдостью предшествующего согласного; по новомосковской – [иi] с мягкостью предшествующего согласного. Так же произносятся и фамилии на -ский. [крáснъi], [с’и’н’ьi] – старомосковская норма; [крáсныi], [с’и’н’иi] – новомосковская норма, буквенное произношение; [убо’гъi], [то’нкъi], [т’и’хъi] – старомосковская норма; [убо’г’иi], [то’нк’иi], [т’и’х’иi] – новомосковская норма; [б’иэл’и’нскъi] и [б’иэл’и’нск’иi]
- Прилагательные мужского и среднего рода родительного падежа единственного числа на -ого, -его произносятся со звуком [в]. [но’въвъ], [с’и’н’ьвъ]
- В словах сегодня, итого и производных от них произносится звук [в] [с’иэво’дн’ь], [итΛво’]
- Прилагательные именительного падежа множественного числа на -ые, -ие. произносятся с [ыiь], [иiь] или [ыи], [ии]; оба варианта соответствуют произносительной норме, но второй характерен для менее отчётливой речи и бы-строго темпа речи. [кра’сныiь], [с’и’н’иiъ] и [кра’сный], [с’и’н’ии]
- Безударные окончания 3 лица множественного числа глаголов II спряжения по старомосковской орфоэпической норме произносятся как [ут], [‘ут], по новомосковской норме -[ът], [ьт] в соответствии с нормами произношения безударных гласных, определяемых качественной редукцией. Такое же произношение характеризует и действительные причастия настоящего времени глаголов II спряжения на -ащий, -ящий. Старое произношение стало диалектным или просторечным. [ды’шут], [хо’д’ут] – старомосковская норма; [ды’шът], [хо’д’ьт] – новомосковская норма; [ды’шуш’иi] и [ды’шъш’иi] – старомосковская и новомосковская нормы
- Постфикс -ся(-сь) по старомосковской норме произносится с твёрдым [с], но новомосковской – с мягким [с’]. Второй орфоэпический вариант возник под влиянием орфографии. Вытеснение вариантом с мягким [с’] варианта с твёрдым [с] – живой процесс. В отдельных пособиях и учебниках содержится устаревшая рекомендация преимущественного произношения твёрдого согласного, особенно после твёрдых согласных. [бΛjy’c], [нъч’иэлса’], [съб’ира’iсъ] – старомосковская норма; [бΛjу’c’], [нъч’иэлс’а’], [съб’ира’iс’ь] – новомосковская норма
- В глаголах на -иватъ после заднеязычных согласных в соответствии со старомосковской орфоэпической нормой произносится [гъ], [къ], [хъ], что характерно для сценической речи; по новомосковской орфоэпической норме, возникшей под влиянием орфографии, произносится [г’и], [к’и], [х’и]. [зΛт’а’гъвът’], [выта’скъвът’], [вытр’а’хъвът’] – старомосковская норма, архаизм; [зΛт’а’г’ивът’], [выта’ск’ивът’], [вытр’а’х’ивът’] – новомосковская норма
Особенности произношения заимствованных слов
- Произношение заимствованных слов в большинстве случаев подчиняется орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, но некоторое количество более поздних заимствований, нечастотных, социально ограниченных (в первую очередь термине логическая лексика, общественно-политическая, научно-техническая и др.), и имен собственных образует подсистему заимствованных слов, характеризующуюся особенностями произношения.
- В некоторых заимствованных словах отсутствует качественная редукция безударного гласного [о]: боа, досье, поэт, фойе, рококо, какао, радио, арпеджио, адажио, сольфеджио и др.; Вольтер, Флобер и др. Такое произношение факультативно и характеризует высокий стиль речи. Параллельно с этим произношением существует и другое, обычное для фонетической системы гласных современного русского языка, с качественной редукцией безударного гласного, соответствующего ударному [б]. Такое произношение связано со сниженным стилем речи или стилистически нейтрально. [боа’], [дос’jэ’], [ра’д’ио], [во’л’тэ’р] – высокий стиль, буквенное произношение; [бΛа’], [дΛс’jэ’], [ра’д’иΛ], [вΛл’тэ’р] – сниженный стиль, стилистически нейтральное произношение
- В некоторых заимствованных словах отсутствует качественная редукция безударного гласного [э]; это характерно для книжной лексики, нечастотной, не полностью освоенной русским языком: экскаватор, эмбрион, бизнесмен, анданте, астероид и др. В большинстве же заимствованных слов, частотных, стилистически нейтральных, полностью освоенных русским языком, наблюдается качественная редукция [э] в безударных позициях. Такое произношение постепенно утверждается во всех заимствованных словах. [экскΛва’тър], [б’изнэсмэ’н], [Λнда’нтэ] – высокий стиль, буквенное произношение; [ыэта’ш], [ыэкΛно’м’икъ], [Λл’търнΛт’и’въ], [мъдърн’иза’цыiь] – стилистически нейтральное произношение
- В некоторых заимствованных словах, нечастотных, стилистически ограниченных, не полностью освоенных русским языком, не происходит позиционного смягчения согласных [д], [т], [з], [с], [м], [н], [р] перед гласными переднего ряда [э’ (иэ, ь)], это же касается имен собственных: антитеза, стенд, партер, интервью, дельта, модель, энергия, реквием, мэр, сэр, пэр, шоссе, кашне, пюре, тире, Бодуэн-де Куртенэ, Джек, Пастер и др. В отдельных словах допустимо двоякое произношение – с твердым и мягким согласным: декан, террор, конгресс и др. При этом наблюдается тенденция к позиционному смягчению твердого согласного перед [э (иэ, ь)]. В большинстве слов наблюдается позиционное смягчение твердых согласных [э (иэ, ь)], соответствующее орфоэпическим нормам современного русского языка: тема, термин, музей, пионер, бассейн и др. Произношение твердых согласных в этих словах является ошибочным, ненормативным, манерным. [Λнт’итэ’зъ], [стэ’нт], [мэ’р], [т’ирэ’], [бодуэ’н дэ-куртэнэ’] и [бΛдуэ’н дъ-куртыэнэ’]; [дэка’н] и [дыэка’н], [тэро’р] и [тыэро’р]; [д’эка’н] и [д’иэка’н], [т’эро’р] и [т’иэро’р]; [т’э’мъ], [т’э’рм’ин], [муз’э’i] – нормативное произношение; [тэ’мъ], [тэ’рм’ин], [музэ’i] – ненормативное, манерное произношение
- При стечении одинаковых согласных на стыке морфем произносится долгий согласный, а внутри морфемы – чаще краткий: аттестат, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, территория и др., реже долгий – брутто, бонна, ванна, манна, гетто и др. Тенденцией русского литературного произношения является сокращение долготы согласного. [рΛсо’р’ит’], [в’э’рх], [вΛjэ’ныi]; [Λт’иэста’т], [бΛс’э’iн], [къл’иэкт’и’ф]; [бру’тъ], [ва’нъ], [г’э’тъ]
Динамичность и вариативность орфоэпической нормы
Динамичность орфоэпических норм:
Нормы литературного произношения — это и устойчивое, и развивающееся явление, они направлены как в прошлое, так и в будущее языка. Это значит, что в каждый данный момент в этих нормах есть то, что связывает сегодняшнее произношение с произношением, свойственным прошлым эпохам развития литературного языка, и есть то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителей языка, как результат действия внутренних законов развития языковой системы. Современное русское литературное произношение начало складываться еще в XVIII в. на основе устной речи Москвы как центра русского государства, на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе северных и южных русских говоров (в нормах московского просторечия укрепилось, с одной стороны, северное произношение [г] взрывного образования и южное аканье, неразличение в безударных слогах гласных [а] и [о]). К XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние на произношение населения других крупных культурных центров. Совр. лит. произношение, в своих определяющих чертах продолжающее сохранять старомосковские нормы, в целом ряде моментов уже отошло от этих норм и продолжает изменяться.
Обучение единым правилам орфоэпии облегчается при единстве норм произношения носителей языка.
Вариативность орфоэпической нормы
Основными источниками отклонений от литературного произношения являются письмо и родной говор. Отклонения от литературного произношения под влиянием письма объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Например, родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой г, а произносится в этой форме звук (в): большого (произносят больш[овъ]); слова типа конечно, что пишутся с буквой ч, а в произношении соответствует ей звук [ш]: конешно, што. В результате влияния правописания на произношение возникают произносительные варианты, допускаемые в литературном языке. Так возникли произносительные варианты, например, формы именительного падежа прилагательных мужского рода с основой на заднеязычные: крепкай и крепкий. Вариативность нормы приводит к противопоставлению стилей: высокий и нейтральный, полный и разговорный. Применительно к орфоэпии можно говорить об обязательных нормах произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний, называемых императивными, и о вариантных, или диспозитивных, нормах произношения.
Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:
- норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;
- норма 2-й степени — нейтральная, допускает равнозначные варианты;
- норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.
Нормы, в том числе и орфоэпические, помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь, она ограничивает возможности употребления. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Она не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социальных условий жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному переосмыслению и изменению норм произношения. Орфоэпическая норма одна из самых изменчивых, подвижных. Носители языка должны чутко реагировать на ее изменения, своевременно корректировать речь, чтобы она на самом деле была хорошей.
24.02.2016, 53293 просмотра.
В 2022 году ЕГЭ по русскому языку будут обязательным для всех выпускников 11-х классов, поэтому каждому школьнику стоит знать, какой будет структура обновленных КИМов, появится ли устная часть экзамена и как организовать эффективную подготовку.
Основные факты
В 2022 году формат ЕГЭ по русскому языку кардинально не изменится:
- длительность экзамена – 210 мин (3,5 часа);
- количество вопросов – 27 (все базового уровня сложности);
- максимальный первичный балл – 58;
- дополнительные материалы и оборудование не используются.
Изменения 2022 года
Хотя все основные характеристики экзаменационной работы в 2022 году будут сохранены, в КИМы ЕГЭ 2022 года будут внесены следующие изменения:
- Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
- Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
- Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
- Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
- Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
Структура новых КИМов
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий:
Часть | Задания | Тип ответа |
І | 26 шт. (№1-26) | краткий |
ІІ | 1 шт. (№27) | развернутый |
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.
Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка будет таким:
Раздел | Кол-во заданий |
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | 5 |
Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского литературного языка | 1 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 4 |
Основные орфографические нормы современного русского литературного языка | 7 |
Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка | 6 |
Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка | 2 |
Основные изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
Информационная переработка текста. Сочинение. | 1 |
Итого | 27 |
Оценивание
Выполнив все 27 заданий на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно набрать максимум 58 первичных баллов, из них:
- за выполнение 26 заданий 1-й части – 33 балла (57%);
- за сочинение (задание №27) – 25 баллов (43%).
При этом сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать по таким критериям:
№ | Критерий | Макс. балл |
К-1 | Формулировка проблем исходного текста | 1 |
К-2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 6 |
К-3 | Отражение позиции автора исходного текста | 1 |
К-4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | 1 |
К-5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
К-6 | Точность и выразительность речи | 2 |
К-7 | Соблюдение орфографических норм | 3 |
К-8 | Соблюдение пунктуационных норм | 3 |
К-9 | Соблюдение грамматических норм | 2 |
К-10 | Соблюдение речевых норм | 2 |
К-11 | Соблюдение этических норм | 1 |
К-12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | 1 |
После подсчета всех разаботанных экзаменуемым первичных баллов результат ЕГЭ 2022 года по русскому языку переводят в 100-бальную систему или так называемый тестовый балл.
Так, для получения аттестата в 2022 году 11-классникам достаточно будет набрать 27 баллов, а для поступления в ВУЗы – минимум 36.
Секреты подготовки
Итак, вы уже знаете, какие изменения ожидают всех 11-классников на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году, какими будут КИМы, и как будут оценивать вашу работу. Но есть и масса других вопросов, разобраться с которыми помогут советы опытных репетиторов:
- В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ 2022 года и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, чего от вас ждут проверяющие.
- Смотрите вебинары о подготовке к ЕГЭ 2022. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем.
- Для подготовки к написанию сочинений на ЕГЭ по русскому пользуйтесь пособиями.
- Учитесь писать тексты-рассуждения. Пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное при подготовке к ЕГЭ — много работать и каждый раз брать тему посложнее.
- Проработайте задания из открытого банка ФИПИ.
- Повторите правила. Если вы плохо запоминаете, придумывайте рифмовки. Их очень много — например, «то, либо, нибудь — чёрточку не забудь» — и все они работают.
- Прочтите хотя бы несколько произведений из школьной программы, даже если вы и не человек читающий. Это будет та пара-тройка книг, на которые можно опереться.
Предлагаем начать подготовку к экзамену по русскому языку с разбора демонстрационного варианта ЕГЭ 2022 года:
На самом деле ЕГЭ 2022 года по русскому язык – не такой уж и несложный экзамен. Как показывает практика, тут больше баллов набирает не везунчик, а самый внимательный. Эксперты акцентируют внимание выпускников на том факте, что до 30% баллов теряется из-за невнимательного прочтения задания или неправильной записи ответа. Обратите на это внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Читайте также:
- Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году
- Структура эссе по обществознанию 2022 года
- Пересдача ЕГЭ в 2022 году
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку
9 класс
-
Установите соответствия: определите, из каких произведений данные крылатые выражения.
1. «…Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…»А) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
2. «Счастливые часов не наблюдают»
Б) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
3. «И какой же русский не любит быстрой езды?»
В) И.А. Крылов «Волк и ягнёнок»
4. «У сильного всегда бессильный виноват».
Г) Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
-
Что такое неологизм? Приведите в качестве примера 3 неологизма.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дозвонИтся прИнятый понЯв квартАл обОдрить
______________________
-
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
_________________
-
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
__________________
-
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
А) До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.
Б) Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.
В) Необходимая принадлежность многих игр — это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.
Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.
Г) КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.
______________________
-
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
благодаря СИСТЕМЕ
согласно РАСПИСАНИЮ
вопреки ОЖИДАНИЯ
ввиду ЗАСУХИ
______________________________
-
В одном из предложений допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А)В поэме «Василий Тёркин» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
Б) Орхидеи, появившиеся на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.
В)Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшем людей от города.
Г)Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.
________________________________
9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом. Исправьте ошибку и запишите предложение правильно.
А) Дым, окутывая дома, поднимался вверх.
Б)Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину.
В) Оленёнок, ощипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху, ходилвозле куста.
Г) По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывая проглядывающее время от времени солнце.
___________________________________________________________________________
10.В каком предложении допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью? Исправьте ошибку и запишите предложение правильно.
А)Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
Б)Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.
В)По мнению Льва Толстого, что сколько сердец — столько родов любви.
Г)Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
__________________________________________________________________________
11. Конспект – это …
А) анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Б) краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги, которая показывает отличительныеособенности и достоинства издаваемого произведеня,
помогает читателям сориентироваться в их выборе.
В)критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы.
Г) краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике.
12. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Правила безопасного общения в
социальных сетях». Объём сочинения не менее 70 слов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы к заданиям
Вариант 1 |
2.А 3. Г 4.В 2. 1+3 3. ободрить 4. главную 5. мнения 6. затруднительное 7. ожиданию 8. сохраняющего 9.Найдя чужую вещь, немедленно возвратите её хозяину. 10.В)По мнению Льва Толстого, сколько сердец — столько родов любви. 11. Г |
Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по родному (русскому) языку
9 класс
Пояснительная записка
1. Назначение работы: итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 9 классов школы в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2. Структура работы.
Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий: 2 задания с выбором правильного ответа, 9 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
3.Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.
Итоговая контрольная работа позволяет оценить степень освоения учебного материала по предмету «Родной (русский) язык»
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса
Коды тем | Темы курса «Родной (русский) язык» | Количествозаданий |
1 | Язык и культура. | 2 |
2.1 | Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
2.2 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 3 |
2.3 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 4 |
3.1 | Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 1 |
3.2 | Текст как единица языка и речи. | 1 |
Итого: | 12 |
4. Кодификатор итоговой контрольной работы по родному (русскому) языку
для учащихся 9 классов
(Использованы обозначения типа заданий: В – задание с выбором ответа, К – задание с кратким ответом, Р – задание с развёрнутым ответом.)
.№ задания | Уровень задания | Тип задания | Планируемые результаты | Проверяемые умения | Код |
1 | БУ | В | Определять, из каких произведений художественной литературы пришли в язык представленные крылатые слова и выражения | Умение соотносить художественное произведение и крылатое выражение | 1 |
2 | БУ | К | Различать неологизмы. | Умение использовать неологизмы в речи | 1.2 |
3 | БУ | К | Соблюдать орфоэпические нормы. | Умение расставлять ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами. | 2.1 |
4 | БУ | К | Соблюдать нормы лексической сочетаемости слов. Знать понятия тавтология, плеоназм. | Умение находить и исправлять типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью. | 2.2.1 |
5 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления паронимов в речи. Тавтология. | Умение находить и исправлять типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 2.2.2 |
6 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления паронимов в речи. Плеоназм. | Умение находить и исправлять типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 2.2.3 |
7 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления производных предлогов в речи | Умение находить и исправлять типичные ошибки, связанные с употреблением производных предлогов | 2.3.1 |
8 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления причастных оборотов | Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов | 2.3.2 |
9 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления деепричастных оборотов | Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов | 2.3.3 |
10 | БУ | К | Соблюдать нормы употребления косвенной речи | Умение находить типичные ошибки, связанные с употреблением косвенной речи | 2.3.4 |
11 | БУ | В | Знать виды преобразования текстов: аннотация, конспект, рецензия, отзыв | Умение различать по определению виды преобразования текстов | 3.1 |
12 | ПУ | Р | Создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Употреблять языковые средства в зависимости от речевой ситуации | Умение создавать письменный текст заданной тематики с соблюдением орфографических и пунктуационных правил русского языка, грамматических и речевых норм. | 3.2 |
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задания 3-11 оцениваются в 1 балл; задание 1 оценивается в 4 балла (за каждое соответствие 1 балл); задание 2 оценивается в 4 балла (1 б. за определение и по 1б. за примеры).
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 12 задание (задание с развернутым ответом) – 14 баллов.
№ | Критерии оценивания письменного высказывания | Баллы |
1 | Содержание письменного высказывания | |
Соответствие работы учащегося теме исходного текста. | ||
Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста. | 2 | |
Содержание письменного высказывания соответствует теме исходного текста, однако в сочинении имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка. | 1 | |
Написанный учащимся текст не соответствует теме исходного текста или письменного высказывания представляет собой пересказ исходного текста, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки. | ||
2 | Речевое оформление сочинения | |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложениямыслей | ||
В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи. | 2 |
В работе допущена 1 логическая ошибкаи/или1 ошибка в использовании языковых средств логической связи. | 1 | |
В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи. | ||
3 | Точность и ясность речи | |
Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. | 2 | |
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. | 1 | |
Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | ||
4 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено 3 и более ошибок | ||
5 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено 3 и более ошибок | ||
6 | Соблюдение грамматических норм | |
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено 3 и более ошибок | ||
7 | Соблюдение речевых норм | |
речевых ошибок нет | 2 | |
допущены 1– 2 ошибки | 1 | |
допущено 3 и более ошибок | ||
Максимальное количество баллов по критериям 1-6 | 14 |
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей работы, – 31 балл.
Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с критериями ответа. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания письменного высказывания.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-15 | 16 — 21 | 22 — 27 | 28 – 31 |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458097-kontrolno-izmeritelnye-materialy-dlja-itogovo