Сочинение на тему описание памятника пушкина в москве 8 класс

Описание памятникапамятник пушкину в москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ.

Описание памятника

Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.

Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.

На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.

Сочинения

Пушкин — это писатель, который в своем творчестве бессмертен. Проходят века, а мы до сих пор с интересом читаем Пушкина. О нем знают все, его творчество любят многие. Справедливости ради воздвигнуты в знак памяти и уважения к писателю памятники по всей стране. Скульптуры имеются в разных городах, в том числе одной из замечательных работ скульпторов является памятник Пушкину в столице России. К тому же это была первая скульптура не политическому деятелю или царю, а писателю.

Памятник Пушкину в Москве

Сегодня предстоит написать сочинение о памятнике Александру Сергеевичу в Москве, где я дам свое описание этому замечательному шедевру. Скульптуру торжественно открывали в 1880 году. Ее хотели установить и раньше, но власти не давали разрешение на установку памятника. Пришлось не один год собирать подписи с требованием установить памятник писателю — и вот лед тронулся, власти дают добро. Правда, денег на памятник не выделяют. Деньги собирались гражданами неравнодушными к творчеству писателя и к самому поэту.

Автором памятника Пушкину в Москве стал скульптор Опекушин. Согласно историческим фактам, прежде чем остановиться на привычной всем, модели памятника, Опекушин создал шесть проектов. И вот шедевр удался. До сих пор на площади в Москве красуется скульптура, к которой москвичи и гости города возлагают цветы, а молодежь назначает свидания.

Что собой представляет памятник Пушкину в Москве?

Когда смотришь на памятник, то ощущается естественность в позе писателя. Одна рука его заложена за борт сюртука, вторая находится за спиной, а в ней шляпа. Одна нога писателя немного выдвинута вперед, создавая ощущение будто Пушкин прямо сейчас сойдет с пьедестала и пойдет гулять по городу. По улицам, которые стали современными, но все равно остались такими родными, ведь значимую часть своей жизни писатель прожил именно в Москве.

Если посмотреть на лицо писателя, то кажется, будто он погружен в раздумья. Может, именно сейчас в его голове очередное произведение, которое нужно записать, чтобы не забыть.

Памятник установлен на постаменте, где выгравированы слова из его замечательного произведения под названием Памятник. Он находится на площади, среди фонарей, деревьев и кустов, которые создают иллюзию особого мира, где живет и будет жить вечно замечательный писатель Пушкин Александр Сергеевич.

Сочинение на тему: памятник А.С. Пушкину в Москве

4.7 (93.85%) 13 votes

Сбор средств

Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.

Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.

В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.

История создания

В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.

Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.

Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.

Открытие монумента

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

Урок развития речи. Описание памятника Пушкина в Москве

памятник

В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни. А.С. Пушкин. «Стансы», 1826г.

— Очень волнительно цитировать других поэтов рядом с Пушкиным, но он сам дал нам на это право:
Издревле сладостный союз Они жрецы единых муз; Поэтов меж собой связует: Единый пламень их волнует…
Мы приходим к памятнику вслед за Блоком, Маяковским, Есениным, Цветаевой, Твардовским, Симоновым, Окуджавой, вслед за теми, кто кладет цветы к его подножию; мы приходим к памятнику – и это всегда счастье свидания с Пушкиным, счастье утоления духовной жажды. И возможно, эти пушкинские строки отвечают нашему настроению:
Недаром темною стезей О нет, недаром жизнь и лираЯ проходил пустыню мира, Мне были вверены судьбой!
УЧЕНИКМечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой. Блондинистый, почти белесый В легендах ставший как туман, О, Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган. Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, И в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордо головой. А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе – Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. Но обреченный на гоненье, Еще я долго буду петь… Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.
Сергей Есенин, 1924
НА ЭКРАНЕ памятник А.С. Пушкину в Москве. УЧЕНИЦАУ памятника на бульваре летом Играют дети. и, склонив голову, Чуть озаренную вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву. Шуршат машины, цепью выбегая На площадь из-за каждого угла. Шуршит Москва – родная, но другая – И старше, и моложе, чем была. А он все тот же. Только год от года У ног его на площади Москвы Все больше собирается народа И все звучнее влажный шум листвы. Участник наших радостей и бедствий, Стоит, незыблем в бурю и грозу, Там, где играл, быть может, в раннем детстве, Как те ребята, что снуют внизу. Самуил Маршак. 1949

УЧЕНИКНа фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щелкает и птичка вылетает. Фотограф щелкает, Но вот что интересно: На фоне Пушкина! Булат Окуджава.

УЧИТЕЛЬ С высоты постамента в позе спокойного размышления бронзовый Пушкин смотрит в будущее. Идут и идут люди к Пушкину…Бережно кладут к подножию памятника цветы. Читают стихи, и громко разносятся слова: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!».

Звучит музыка П.И. Чайковского.

Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших современников. Это и «всеотзывчивость» поэта, феноменальная разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта кругозора, вулканическая созидательная энергия. Все отчетливее осознается, что «вечно растущее явление» — Пушкин не только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура впитывает его личный жизненный опыт. У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания его личности. Так, на заре становления новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина, периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно второй половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось сравнительно мало внимания. После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени, когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создал произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. «Мой бог – Пушкин, — говорил Федор Абрамов.- Мой Пушкин – это опекушинский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким раздумьем смотрит в очи России. В нем все начала и, кажется, все концы…» (Абрамов Ф. Отец наших душ// Литературная газета. – 1985. – 5 июня, с.5.). Опекушинский памятник представляет поэта именно в годы его зрелости, в последний период творчества.

Едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине века является памятник А.С. Пушкину в Москве (1880) скульптора А.М. Опекушина. Правда, и в данном случае эта удача определяется не достоинством монументальной формы, а тем, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Он наделил памятник чертами жанровости и интимности, представив Пушкина в одиноком раздумье, остановившимся чуть склонив набок голову. Первоначальное местоположение памятника, удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа. М.М. Алленов. Русское искусство ХIХ-начала ХХ века.

Как добраться?

Из этой статьи вы также узнаете, где находится памятник Пушкину в Москве. Он расположен в российской столице на Пушкинской площади.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, то проще всего доехать на метро до станций «Тверская» или «Пушкинская». Оттуда до памятника рукой подать, он самый заметный объект на всей площади. Через остановку проходят автобусы №№ 10, 101 и 904.

Литература[править | править код]

  • Редакция журнала.
    Памятник Пушкину // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1880. — Т. 23, № 594. — С. 430—434.
  • Крейн А. З.
    Рукотворный памятник (1880—1980): К столетию открытия в Москве памятника Александру Сергеевичу Пушкину работы А. М. Опекушина / Художник В. В. Кошмин. — М.: Советская Россия, 1980. — 48, [32] с. — 50 000 экз.
  • Суслов И. М.
    Памятник Пушкину. — М.: Московский рабочий, 1983. — 64 с. — (Биография московского памятника).
  • Чубуков В. В.
    Всенародный памятник Пушкину: (200-летию А. С. Пушкина посвящается). — М.: «Тверская, 13», 1999. — 160 с. — 8 000 экз. — ISBN 5-89328-009-1. (в пер.)
  • Кони А. Ф.
    Открытия памятника Пушкину (1880 г.) // Москва и её жизнь. — М.: Москва для всех, 1914. — С. 98-110.

Автор монумента

Автор памятника Пушкину в Москве — знаменитый отечественный скульптор Александр Опекушин. Сам он родом из Ярославской губернии. Еще в детстве проявил незаурядные способности, поэтому оказался в мастерской скульпторов в Санкт-Петербурге.

Интересно, что родился он крепостным, поэтому, чтобы учиться в академии художеств, ему пришлось откупаться. Вольную он получил в 1859 году, когда ему исполнился 21 год, а еще через два года женился.

Описание памятника Пушкину в Москве, сделанное Опекушиным, больше всего понравилось комиссии, которая определяла автора скульптуры. Это стал один из его самых известных проектов. Среди них также можно выделить памятник адмиралу Грейгу, который был открыт в 1873 году, монумент поэту Лермонтову, появившийся в Пятигорске в 1889 году, Александру II в Ченстохове и Рыбинске.

Статуи Пушкина в других городах

Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.

В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.

Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

А.С.П. ЖИВ

6 июня 1880г. памятник Пушкину был торжественно открыт. Погода была «серенькая, но дождя не было».

Из журнала «Будильник»:

«… С девяти часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Более счастливые смертные, обладавшие входными билетами на площадь, занимали места: кто на возвышенных подмостках, устроенных как раз возле Страстного монастыря, кто в рядах публики, окружавшей памятник, затянутый сильно загрязнённым полотном и обвитый бечевою, кто — в церкви. <�…> Около самого памятника колыхались разноцветные значки и знамёна различных корпораций, обществ и учреждений; вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены были названия произведений великого поэта; Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками, четыре громадные, очень изящные газовые канделябры окружали памятник; сзади виднелись восемь яблочковских электрических фонарей.»

Площад то и дело пересекали многочисленные депутаты во фраках с белыми бутоньерками с золотыми буквами «А.П.». С самого утра четыре фотографа установили в разных точках свои аппараты.

Около 10 часов началась заупокойная обедня в церкви Страстного монастыря, которую совершал московский митрополит Макарий… За литургией следовала панихида, торжественным и умилительным моментом которой было провозглашение вечной памяти «болярину Александру». В двенадцать часов часть процессии, за исключением духовенства, при звуках нескольких оркестров и пении певчих направилась к покрытой красным сукном эстраде. Тысячная толпа сняла шапки. Зачитали акт о передаче памятника городу Москве, в 12.20 по знаку московского генерал-губернатора спала пелена, и громкое «ура» тысячной толпы пронеслось над Страстной площадью. Началось возложение венков.

В открытии памятнике участвуют Иван Сергеевич Тургенев, Фёдор Михайлович Достоевский, Иван Сергеевич Аксаков.

Тургенев, редко приезжавший в Россию и практически постоянно живший во Франции, в своей речи вспомнил слова Проспера Мериме:

«Ваша поэзия — сказал нам однажды Мериме, известный французский писатель и поклонник Пушкина, которого он не обинуясь, называл величайшим поэтом своей эпохи, чуть ли не в присутствии самого Виктора Гюго, — ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота является сама собою; наши поэты, напротив, идут совсем противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске, и если ко всему этому предстанет возможность не оскорблять правдоподобия, так они и это, пожалуй, возьмут в придачу»… «У Пушкина — прибавлял он, — поэзия чудным образом расцветает как бы сама собою из самой трезвой прозы». Тот же Мериме постоянно применял к Пушкину известное изречение «Difficile est proprie communia dicere» (Трудно выражать самобытно общие понятия — лат. «Наука поэзии» Горация), признавая это умение самобытно говорить общеизвестное — за самую сущность поэзии…»

Эта гениальная способность, так метко подмеченная Мериме, — не приносить смысл в жертву словесной эквилибристике и есть секрет литературного долголетия Пушкина, но с другой стороны, эта же обманчивая простота даёт многим повод сомневаться в уникальности пушкинского дара.

«Пушкин не мог всего сделать. Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделённые целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу», — сказал в своей речи Тургенев, — «<�…> Это — памятник учителю!»


Когда торжественное открытие закончилось и сняли заградительные канаты, толпы народа хлынули к памятнику. Поднесённые венки принялись раздирать на части, лишь некоторые из них удалось спасти. Прорвали даже массивную чугунную цепь, окружавшую памятник. Потом угомонились. У местных торговцев скупили все фиалки и ландыши да закидали ими пьедестал. К вечеру зажгли иллюминацию: восемь яблочковских и четыре газовых фонаря.
Пушкинские празднества шли в Москве несколько дней. 8 июня 1880г. втором публичном заседании Общества любителей российской словесности Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине.

Почему же нам не вместить последнего слова его? Да и сам он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. <�…> Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

Достоевский был увенчан огромным лавровым венком. Ночью он поехал к памятнику Пушкину и положил к его подножию свой венок.

До 1950г. Пушкин стоял себе на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, будто шел задумчиво по бульвару и остановился у монастыря.

Потом его перенесли… Развернули на 180 градусов и приподняли пьедестал.

Так и стоит он теперь…

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак. — В. Катаев. «Алмазный мой венец».

Об истории создания памятника можно почитать здесь.

Поделитесь:

Понравилось это:

Нравится

История Москвы

Поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.

Улица Тверская – это центр жизни столицы России. На пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара находится площадь, названная в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В центре находится монумент, возведенный в конце 19 столетия. Это одно из редких сооружений, раскрывающих глубокую мысль и душу русского прозаика и поэта. Памятник находится в числе лучших московских достопримечательностей.

Александр Сергеевич Пушкин предстает пред нами, погруженный в свои мысли. Он будто идет по московским улицам, задумавшись, положив правую руку на сюртук. Его мысли обращены к сочинению нового произведения. Он останавливается на мгновение, а затем вновь продолжает путь. На Пушкине широкий плащ, надетый на длинный сюртук. Он стоит, немного наклонив вперед голову, а левой рукой держит высокую модную на то время шляпу. Этот многозначительный наклон свидетельствует о завершенности контура памятника.

Скульптору удалось добиться выдающейся пластической выразительности благодаря русской и мировой классическим традициям.

Памятник производит впечатление благодаря своей внешности и качеству исполнения: поза естественна, линии мягкие, а лицо похоже на пушкинские портреты. Но помимо лицевого сходства скульптор передает в своем творении сущность великого мастера слова. Вглядываясь в этот наполненный движениями монумент, зрителю кажется, что еще мгновение, каменное изваяние оживет и поэт заговорит со своими созерцателями.

Общая высота памятника составляет одиннадцать метров. Его создатели грамотно выбрали масштаб: скульптура выглядит пропорционально фигуре человека с разных ракурсов. Монумент характеризуется своими тонкими ступенями, слегка приподнятым цоколем, невысокими трибунами вдоль основания памятника и гирляндами из литых лавровых листьев между ними. На лицевой части памятника находится ручка и венок.Особое впечатление памятник вызывает в сумерках. На фоне темнеющего неба, на заднем плане видны старинные литые фонари, являющиеся московской достопримечательностью.Место для монумента было выбрано не случайно, ведь Пушкинская площадь – это одно из самых «представительных» мест в Москве, а А.С. Пушкин был настоящим москвичом, родившимся в этом прекрасном городе и полюбившего его всем сердцем.

Сочинение-описание памятника Пушкину в Москве

(Показ презентации» Достопримечательности Бирска»)

4)Одна из задач сегодняшнего урока подготовиться к написанию сочинения- описания памятника Пушкину в Москве ,автором которого является скульптор Опекушин.( короткий рассказ о его жизни и творчестве продолжит наш урок)

5)(На интерактивной доске показывается изображение памятника)

Обратите внимание на это изображение .Особые требования предъявляются к памятникам писателям, художникам, композиторам. Скульпторы в них стремятся показать глубину и значительность их чувств, важность сделанного ими. Внутреннее содержание должно нести характеристику творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе. Образец такого рода произведений памятник Пушкину , завершенный в 1880 году Опекушиным.

Высота памятника вместе с фигурой составляет около 11 метров. Постамент изготовлен из темно- серого, а пьедестал из темно- красного гранита. На боковых сторонах выбиты строки стихотворения »Памятник»

Пропорциям фигуры соответствуют и масштабы ее прямоугольного гранитного постамента. Памятник отлит из бронзы .Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в свои мысли или прислушиваясь к рождающимся строфам. Его поза спокойна, несуетлива: правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. Левая нога как бы делает неспешное движение вперед. Мягкие складки плаща с пелериной дополняют и усиливают это впечатление .Слегка склоненная голова, крупные, спадающие вниз складки плаща — это создает красивый и простой силуэт, который одинаково хорошо смотрится с разных точек. И невольно создается ощущение , что это не памятник ,а сам живой поэт , который говорит: «Здравствуй ,племя младое, незнакомое!»

Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи. Пушкин в костюме, который носил при жизни, одежда вылеплена тонко и изящно ,но особое внимание обращает на себя лицо поэта, немного грустное, задумчивое. Спокойное и приветливое лицо обращено к людскому потоку , беспрерывной рекой текущему мимо. На боковых сторонах памятника выбиты строки из стихотворения Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…(эти строки были высечены в 1937 году ,когда страна отмечала столетие со дня кончины поэта)Создание постамента было поручено архитектору Богомолову. Установкой непосредственно руководили Опекушин и Богомолов. 6июня 1880 года состоялось открытие памятника .Торжества длились 3 дня .В Москву прибыло около 100 депутаций .Под пение гимна , звон колоколов медленно упал белый чехол ,и статуя, созданная Опекушиным, предстала перед собравшимися. И.С. Тургенев принял участие в открытии памятника, произнес речь, в которой сказал:»Пускай у памятника Пушкину остановится всякий и скажет , что ему он обязан свободой, свободой нравственной. Пускай сыновья народа будут сознательно произносить имя Пушкина , чтоб оно не было в устах пустым звуком .На памятнике надпись Пушкину ,думай, что она значит» учителю».

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

© Владислав Кольмягин

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

© Ирина Кошевая

Пушкинские дни: открытие памятника поэту в Москве

Название изображения

18 (6 июня по старому стилю) июня 1880 года в Москве на Тверском бульваре был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину. Автором московского памятника был скульптор А.М. Опекушин. Инициатива создания памятника в честь Пушкина возникла еще в 1855 году, сразу же после смерти Николая I. Однако тогда она не получила одобрения. Открытие памятника великому поэтому стало грандиозным событием, а праздничные мероприятия растянулись на три дня. В зале Дворянского собрания перед публикой выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, А.Н. Плещеев и другие известные личности.

18 июня (6 июня по старому стилю) Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Люди, которые приходили на праздник, покупали у торговцев ландыши и фиалки, после чего, закидывали ими пьедестал памятника.

За день до открытия монумента, 5 июня 1880 года, состоялась пушкинская выставка – материалы для нее собирались по всему миру. В день открытия памятника в Московском университете прошло торжественное собрание, на котором с докладами о жизни и творчестве А.С. Пушкина выступили Н.С. Тихонравов и В.О. Ключевский.

Памятник, выполненный из бронзы, сначала бы установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (сейчас – Пушкинская). В 1950 году монумент перенесли на противоположную сторону площади, на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернули на 180 градусов.

Реалистический образ, созданный Опекушиным, отвечал стремлениям передовой части русского общества увидеть Пушкина великим и вместе с тем «лишенным какой-либо театральности и надуманности, величавым в своих думах и вместе с тем демократичным по всему облику. Опекушин точным чутьем большого художника сумел уловить эти требования и ответить на них», — писал историк И.М. Шмидт.

Мнения о памятнике великому русскому поэтому, конечно же, не были единодушными – кого-то удивила «простота» монумента. Многие считали, что А.С. Пушкина необходимо изображать в образе «возвышенного пророка». Однако в газетах появлялись и положительные отзывы. Москвичи и приезжие замечали, что черты лица поэта переданы замечательно, а задумчивый взгляд точно передает гений Пушкина.

А.М. Опекушин изобразил поэта в полный рост. Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой руке, откинутой назад, поэт держит шляпу. Словно, великий поэт размышляет над новым произведением, его взгляд выражает задумчивость и погружение в себя.

Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.

На пьедестале памятника русскому поэту красуются строки из пушкинского стихотворения «Памятник» в несколько измененном виде. Из цензурных соображений Жуковский изменил строки «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более нейтральные «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако для сохранения рифмы пришлось изменить еще одну строку. Поэтому на монументе вместо:

«И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал»

можно было прочесть:

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

На левой стороне памятника остались бессмертные строки:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык».

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, текст стихотворения поэта было решено заменить на оригинальный. Также сохранился исходный шрифт, но орфография была заменена на современную, а двустишия – на полные четверостишия. На тыльной стороне монумента надпись не меняли, поэтому и сегодня можно прочесть слова в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

По сей день множество радостных дружеских встреч и романтических свиданий проносится перед взором великого русского поэта – А.С. Пушкина.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Фото — https://fotoload.ru/, msmap.ru

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Для мальчиков

(283 слова) Александр Сергеевич Пушкин во многом повлиял на формирование русского языка, поэтому ему посвящены многие памятники. В Москве его памятник стоит на Пушкинской площади у метро «Тверская». Эта площадь как будто бы была создана для этого памятника, потому что нашего вечного кумира не закрывают деревья, и его очень хорошо видно с любого места.

Когда только поставили памятник, его расположение было в начале Тверского бульвара. Стоял он так с 1880 по 1950, пока его не переместили в противоположную сторону, где он стоит до сих пор. Работал над памятником Александр Михайлович Опекушин. Именно благодаря этому человеку мы получили достаточно запоминающуюся и характерную статую, отражающую насмешливый и оптимистичный характер поэта. Пушкин получился живым, пусть и сделанным из бронзы. Александр Сергеевич стоит в расслабленной позе, окидывает площадь задумчивым и вместе с тем лукавым взором, как будто готов принять нас, читателей, в своей городской квартире на Арбате или поговорить с нами о своих произведениях во время прогулки по Москве. Особенно красивыми и реалистичными выглядят его кудри — как на портретах! Поэт одет в просторный сюртук, прямые брюки, жилет, а под подбородком у него красуется жабо — пышный воротник. Есть много памятников, которые показывают поэтов и писателей, как будто находятся над всем миром и смотрят свысока. В случае с этим памятником, Пушкин пусть и стоит на возвышенности, но готов спуститься к своим читателям и быть на одной волне с нами, ведь его нога выставлена вперед, как будто он делает шаг навстречу.

Пушкин стал для русской литературы «солнцем», его можно назвать настоящим творцом русского слова и можно было бы его изобразить, как что-то недостижимое и далекое, но архитектор поступает совсем иначе и делает нашего героя близким к читателям, которые уже много десятилетий приходят к этому памятнику и дружески приветствуют А.С. Пушкина.

Сочинение рассуждение на тему памятники пушкину

К сожалению, часто бывает так, что мы вспоминаем того или иного деятеля культуры в связи с очередным юбилеем, а потом забываем до следующего. Первому поэту на Руси такое отношение не грозит. Пушкина читают, учат наизусть, цитируют, изучают и без особенных поводов. Поэтому видится глубоко символичным тот факт, что и самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом, является памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской. Вот уже почти 120 лет он остается таковым. Никакие следующие мемориальные сооружения (в том числе памятники самому А.С. Пушкину) не затмили его славу. У “Пушкина” назначаются свидания, возле “Пушкина” присаживаются отдохнуть вечно спешащие москвичи и гости города, сюда приходят с фотоаппаратами и провинциальный школьник и заезжий американец. Без “Пушкина” не обходится ни один порядочный набор открыток с достопримечательностями столицы. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы. Давайте же в год юбилея любимого поэта вспомним историю памятника ему. Первое Всеподданнейшее ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и в 1860 году лицеисты пушкинской эпохи выступили с повторной инициативой. Была объявлена всероссийская подписка, но сбор средств вскоре застопорился. В 1870 году, на очередной лицейской годовщине, по предложению лицеиста выпуска 1832 года, видного филолога-пушкиниста и историка Я.К. Грота, было составлено новое ходатайство, и вскоре по Высочайшему соизволению приступил к делу Комитет по сооружению памятника. По предложению члена Комитета Федора Матюшкина, адмирала и друга А.С. Пушкина, было рассмотрено новое место для памятника – Москва, родина поэта, где прошли его детские годы. В результате успешно проведенной кампании к 1880 году было собрано 106 575 руб. 10 коп. В 1872 году прошел восьмимесячный конкурс, в котором участвовали лучшие скульпторы России того времени. Среди них были М. Антокольский, И. Шредер, А. Опекушин, Н. Пименов. В 1873 году проекты, числом пятнадцать, были вынесены на суд жюри, которое не нашло достойных исполнения, хотя и поощрило А.М. Опекушина, П.П. Забелло, А.Р. Бока, Е.М. Ильенкова и И.И. Шредера. Новый конкурс 1874 года вновь не выявил достойных работ, и на следующий год Комитет решил устроить конкурс двух работ наиболее понравившихся участников предыдущего конкурса – А. Опекушина и П.П. Забелло. А. Опекушин представил сразу шесть проектов, П. Забелло – два. Предпочтение специальной комиссии под председательством академика Д.И. Гримма было отдано одному из проектов Александра Михайловича Опекушина, доселе работавшего на вторых ролях с М.О. Микешиным и в то время еще далекого от своей будущей известности. Позднее А. Опекушиным были созданы памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Дерпте, А.С. Пушкину в Петербурге и Кишиневе, Александру I и Александру II в Москве. Общая высота памятника составила 11 метров, вес 374 пуда. Бронзовую статую отливали на заводе Кохуна в Петербурге. Она была помещена на удачный пьедестал (архитектор И.С. Богомолов), на котором появились пушкинские стихотворные строчки. С одной стороны было написано: Слух обо мне пройдет По всей Руси великой И назовет меня Всяк сущий в ней язык. С другой: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век Восславил я свободу И милость к падшим призывал. Примечательно, что по цензурным соображениям последнее четверостишие было дано в смягченной версии В. Жуковского. Третья строчка звучала как “Что прелестью стихов я был полезен”. Истину восстановили лишь в ходе празднования столетия со дня смерти А.С. Пушкина. Пробудившаяся позднее всенародная любовь к памятнику оказалась лучшим свидетелем творческой удачи скульптора, ни в коей мере не обусловленной официальным одобрением властей. Известный искусствовед, профессор Д.В. Сарабьянов, писал об этой работе: “ А. Опекушин отказался от каких бы то ни было эффектов, декоративных элементов, подчеркнутой жестикуляции и других средств, которые были так распространены в то время в русской монументальной скульптуре. Однако и поза, и жест поэта полны выразительности и достигают цели. Склоненная голова как бы скрывает внутреннюю взволнованность за задумчивостью и меланхолической созерцательностью. Рука, заложенная за борт, придает фигуре некую отчужденность от окружающих, подчеркивает внутреннее достоинство поэта. Застывший шаг Пушкина знаменует остановку перед лицом судьбы. Но все эти содержательные ассоциации проведены очень тактично, они еле намечены. Именно они наполняют большим смыслом этот скромный, простой памятник гению русской поэзии.” Стоимость памятника составила 87 тыс. руб., остальные собранные средства пошли на премии и издания. Другая модель, представленная А. Опекушиным на последнем конкурсе под № 11, стала основой бронзового памятника поэту в Петербурге, установленного в 1884 году. Но последний оказался менее заметен на фоне знаменитого московского собрата! Замечательным событием в истории отечественной культуры стал Пушкинский праздник, устроенный по поводу открытия памятника 5-го – 8-го июня 1880 года. На праздник съехались гости из многих городов России. Организаторами выступили Общество любителей русской словесности, Московская Городская Дума и Императорский Московский университет. В заключение несколько слов о выборе места для памятника. Первоначально обсуждалось несколько мест, остановились же на Тверском бульваре, где неоднократно бывал поэт. Здесь он встречался с друзьями, навещал бывшего екатерининского фаворита И.Н. Римского-Корсакова, жившего в доме № 27, здесь на балу у танцмейстера Петра Андреевича Йогеля встретил поэт свою будущую жену… А позднее наступила эпоха, когда памятники стали разрушать или передвигать. А.С. Пушкину повезло. Его не уничтожили, но передвинули – в 1950 году на противоположную сторону Тверской (в то время улица Горького) и развернули на 180 градусов – якобы для более эффектного освещения по мере продвижения солнца по небосводу. Сегодня А.С. Пушкин стоит на площади, носящей его имя. Неподалеку станция метро “Пушкинская”. Москва помнит своего любимого поэта, которому дала когда-то “путевку в жизнь” и который через всю жизнь пронес любовь к родному городу. Помните? “В изгнанье, в горести, в разлуке, Москва! как я любил тебя, Святая родина моя!“

Для девочек

(297 слов) Александр Пушкин — гениальный поэт и писатель, произведения которого знает каждый русский человек. Он внес значительный вклад в развитие русской словесности и доказал всем современникам, что родная речь может быть ничуть не хуже иностранной, что отечественное искусство даже превосходит европейские образцы. Тогда дворяне «по-русски плохо знали», и поэт сделал все возможное, чтобы это исправить. Его поэзия стала прорывом в культуре, поэтому сегодня мы так часто видим памятники, посвященные «Солнцу русской поэзии». Одной из самых известных является скульптура Александра Михайловича Опекушина.

Описание памятника Пушкину не будет таким же мрачным, как поэма «Медный всадник», посвященная Петру Великому. Поэт, в отличие от царя, взирает на нас не грозно, а задумчиво. В его глазах можно различить мысли о будущих творениях. Его взгляд одухотворен и затуманен, ведь над ним властвует вдохновение. Автор одет в длиннополый сюртук, прямые брюки, жилет, рубашку, а на шее у него пышный воротник — по моде того времени. Одну руку он держит в жилете, этот жест был характерен для Наполеона и стал весьма распространенной привычкой многих людей того времени, что и подметил скульптор. В другой руке Пушкин держит шляпу, показав наблюдателям свою кудрявую шевелюру, благодаря которой мы узнаем поэта задолго до приближения к нему. Скульптуру видно отовсюду, и куда бы мы ни шли, Александр Сергеевич будет нашим молчаливым спутником. Его нога выдвинута вперед, как будто он делает шаг, чтобы спуститься с постамента и зашагать рядом со своими поклонниками. Недалеко отсюда расположена его городская квартира на Арбате, куда он, наверное, заспешил бы со всех ног, ведь там его ждала любимая супруга — Наталья Гончарова.

Скульптура сделана из бронзы в 1880 году. Она застала много перемен в градостроении, политике, экономике, но не покинула родную площадь, защищая заслуженное право поэта на бессмертие. «Рукотворный» памятник Пушкину всегда будет напоминать потомкам о том, что сделал этот великий человек для русской литературы и нашего современного языка.

Автор: Катарина Ирхина

Сочинение на тему: ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ

В русской поэзии немало стихотворений, в которых сам ав­тор дает оценку своему творческому наследию. Всем известно и стихотворение А. С. Пушкина, в котором великий поэт имел все основания утверждать:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Под памятником здесь, конечно, подразумеваются сочине­ния, которые прославили автора; не случайно он писал: «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Загля­дывая в будущее, Пушкин не мог еще предугадать, каким бу­дет монумент, который запечатлеет его образ в скульптуре.

Ваятели немало трудились над созданием скульптурного портрета гения русской поэзии. Один из лучших памятников А. С. Пушкину стоит в столице нашей Родины, и к нему никог­да «не зарастет народная тропа».

В Москве на широкой площади на высоком пьедестале сто­ит во весь рост чудесная бронзовая фигура. Спросите у любого москвича, и он вам безошибочно ответит, что это памятник Александру Сергеевичу Пушкину.

Памятник создан скульптором А. М. Опекушиным в 1880 году. Все российские газеты того времени сообщали, что памятник со­оружается на собранные народом деньги. Москвичи решили по­ставить памятник в центре города на бульваре. Ведь поэт родил­ся в Москве, здесь прошла почти треть его недолгой жизни.

Открытие памятника Пушкину превратилось в большие торжества. На этом празднике присутствовали И.С. Тургенев,

А. И. Островский, Ф. М. Достоевский и другие русские писате­ли, товарищи по перу. Выступали с речами, посвящая люби­мому поэту самые добрые слова. Особенно отмечалась выдаю­щаяся роль Пушкина в создании русского литературного языка. Участники торжества признали поэта родоначальником прогрессивной русской литературы XIX века.

Москвичи и сейчас любят посещать сквер на Пушкинской площади, где стоит этот замечательный памятник. На граните его постамента высечены слова:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой».

Эти слова поэта сбылись: творчество его известно любому рус­скому человеку. Стихотворения Пушкина изучают в школе, его слова повторяют в трудные и счастливые часы жизни. Широко известны, например, такие пушкинские крылатые слова: «Люб­ви все возрасты покорны»; «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мечты, мечты, где ваша сла­дость?», «Я помню чудное мгновенье», «Гений чистой красоты», «Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя…»

Памятник Пушкину, созданный Опекушиным, один из луч­ших в столице. У подножия памятника всегда живые цветы: москвичи чтят любимого поэта.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Для мальчиков

(283 слова) Александр Сергеевич Пушкин во многом повлиял на формирование русского языка, поэтому ему посвящены многие памятники. В Москве его памятник стоит на Пушкинской площади у метро «Тверская». Эта площадь как будто бы была создана для этого памятника, потому что нашего вечного кумира не закрывают деревья, и его очень хорошо видно с любого места.

Когда только поставили памятник, его расположение было в начале Тверского бульвара. Стоял он так с 1880 по 1950, пока его не переместили в противоположную сторону, где он стоит до сих пор. Работал над памятником Александр Михайлович Опекушин. Именно благодаря этому человеку мы получили достаточно запоминающуюся и характерную статую, отражающую насмешливый и оптимистичный характер поэта. Пушкин получился живым, пусть и сделанным из бронзы. Александр Сергеевич стоит в расслабленной позе, окидывает площадь задумчивым и вместе с тем лукавым взором, как будто готов принять нас, читателей, в своей городской квартире на Арбате или поговорить с нами о своих произведениях во время прогулки по Москве. Особенно красивыми и реалистичными выглядят его кудри — как на портретах! Поэт одет в просторный сюртук, прямые брюки, жилет, а под подбородком у него красуется жабо — пышный воротник. Есть много памятников, которые показывают поэтов и писателей, как будто находятся над всем миром и смотрят свысока. В случае с этим памятником, Пушкин пусть и стоит на возвышенности, но готов спуститься к своим читателям и быть на одной волне с нами, ведь его нога выставлена вперед, как будто он делает шаг навстречу.

Пушкин стал для русской литературы «солнцем», его можно назвать настоящим творцом русского слова и можно было бы его изобразить, как что-то недостижимое и далекое, но архитектор поступает совсем иначе и делает нашего героя близким к читателям, которые уже много десятилетий приходят к этому памятнику и дружески приветствуют А.С. Пушкина.

Описание памятника

Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.

Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.

На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.

Для девочек

(297 слов) Александр Пушкин — гениальный поэт и писатель, произведения которого знает каждый русский человек. Он внес значительный вклад в развитие русской словесности и доказал всем современникам, что родная речь может быть ничуть не хуже иностранной, что отечественное искусство даже превосходит европейские образцы. Тогда дворяне «по-русски плохо знали», и поэт сделал все возможное, чтобы это исправить. Его поэзия стала прорывом в культуре, поэтому сегодня мы так часто видим памятники, посвященные «Солнцу русской поэзии». Одной из самых известных является скульптура Александра Михайловича Опекушина.

Описание памятника Пушкину не будет таким же мрачным, как поэма «Медный всадник», посвященная Петру Великому. Поэт, в отличие от царя, взирает на нас не грозно, а задумчиво. В его глазах можно различить мысли о будущих творениях. Его взгляд одухотворен и затуманен, ведь над ним властвует вдохновение. Автор одет в длиннополый сюртук, прямые брюки, жилет, рубашку, а на шее у него пышный воротник — по моде того времени. Одну руку он держит в жилете, этот жест был характерен для Наполеона и стал весьма распространенной привычкой многих людей того времени, что и подметил скульптор. В другой руке Пушкин держит шляпу, показав наблюдателям свою кудрявую шевелюру, благодаря которой мы узнаем поэта задолго до приближения к нему. Скульптуру видно отовсюду, и куда бы мы ни шли, Александр Сергеевич будет нашим молчаливым спутником. Его нога выдвинута вперед, как будто он делает шаг, чтобы спуститься с постамента и зашагать рядом со своими поклонниками. Недалеко отсюда расположена его городская квартира на Арбате, куда он, наверное, заспешил бы со всех ног, ведь там его ждала любимая супруга — Наталья Гончарова.

Скульптура сделана из бронзы в 1880 году. Она застала много перемен в градостроении, политике, экономике, но не покинула родную площадь, защищая заслуженное право поэта на бессмертие. «Рукотворный» памятник Пушкину всегда будет напоминать потомкам о том, что сделал этот великий человек для русской литературы и нашего современного языка.

Автор: Катарина Ирхина

Сбор средств

Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.

Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.

В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.

Скульптуры в Екатерининском парке

Довольно большую группу скульптур Пушкина представляют статуи в Екатерининском саду. Отлитые из чугуна и бронзы, вытесанные из мрамора и вылепленные в гипсе работы, являются главным украшением парка. Среди них есть даже несколько подлинных античных статуй.

Роль скульптуры в парке очень велика. Сочетание творения рук человеческих с элементами природы призвано достичь баланса между искусственным и естественным и, при этом подчеркнуть власть человека над природой. Мраморные изваяния и колонны подчеркивают его пышность и торжественность.

Начало коллекции положил Петр Великий, специально заказавший ряд скульптур в Венецианских мастерских. В основном это были персонажи древнегреческих и римских мифов, а также некоторые аллегории, как то было популярно в его эпоху. Они служили не просто украшением, но и подпитывали зрителей духом эпичности и настраивали на стремление к добродетелям.

Во времена Елизаветы в парк были перевезены многочисленные украшения из Санкт-Петербурга. В основном это также были фигуры из мифов, хотя присутствовали и фигуры «Слава», «Любовь к Родине», «Мир», говорившие о достижениях царствования Петра I и прославлявшие ту героическую эпоху. Впрочем, фигуры теперь играли чисто декоративную роль.

В 1743 году в Верхнем саду и амфитеатре Нижнего были установили бюсты из усадьбы Александра Меньшикова, проигравшего политическую борьбу и отправленного в глубокую ссылку. Многие статуи Меньшиков явно заказывал в той же Венеции.

Позднее в коллекцию добавились бронзовые статуи, отлитые в 1780-1790-е гг. Это были копии античных произведений, изображающих полководцев, поэтов, героев мифов, политических деятелей и императоров.

Екатерининский сад можно назвать музеем под открытым небом, где пред взором прогуливающихся представал целый мир всевозможных мифов и легенд. Все скульптуры выполнены в стиле барокко. Они отличаются грацией, изысканностью форм и изяществом поз. Вместе с тем фигуры динамичны и довольно свободны.

В парках Пушкина можно увидеть огромное количество скульптур и статуй на тему античности. Эллинские герои, духи и боги. В основном статуи выдержаны в античном стиле. Однако в Александровском саду, неподалеку от Белой башни, посетители могут увидеть несколько совершенно особенных скульптурных групп. Это наследие конкурса скульптур, в ходе которого мастера воплотили в трехмерном варианте ряд знаковых произведений живописи.

Картины, представленные в парке, это не просто шедевры живописи, а настоящие загадки, полные скрытого философского смысла и тайных посланий о которых написана уже не одна библиотека исследований. Итак, скульптуры.

Пушкин и Гончарова на Арбате

Бронзовые скульптуры Александра Пушкина и его жены и музы Натальи Гончаровой встречают своих поклонников на Старом Арбате, у входа в свой особняк. Скульптура, выполненная Александром и Игорем Бургановыми, установлена здесь в 1999 году.

Особенностью ее является то, что цветы многие стремятся положить не на постамент, а вложить в руки Натальи.

Чесменская колонна

Чесменская колонна — это памятник в честь побед русского флота во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Найти ее можно в Екатерининском парке в английской его части. Дело в том, что проектирование пейзажного «дикого» парка по времени как раз совпало с конфликтом и архитекторы просто не могли не отразить победы в своей работе. Тем более что парки изначально имели не только эстетическую, но и пропагандистскую функцию. В них устанавливали многочисленные патриотические символы и знаки.

Победа в войне имела колоссальное политическое значение для России. Россия начала процесс присоединения Северного Причерноморья, Кубани и причерноморских областей Грузии. Был взят Крым. Россия выходила на Балканы, и в этих странах началось национально-освободительное движение. А Османская империя вошла в период упадка.

Столь значимая победа могла быть выражена только чем-то колоссальным. Архитекторы обратились к проверенным величественным формам античности с ее торжественностью и одновременной сдержанностью. Выбор пал на колонну. С Чесменской колонны началась серия «античных» памятников Царского Села.

Было решено особенно выделить одно из главных сражений той войны – Чесменское сражение, в ходе которого русский флот разгромил превосходящего противника и установил контроль над Черным морем. Эта победа привела к ускоренному заключению мирного договора на выгодных для России условиях.

Основанием служит гранитная усеченная пирамида, на двух сторонах которой лежат якоря. По сторонам основания установлены литые барельефы с батальными сценами – с трех сторон и с памятными надписями о триумфах и героях – с четвертой. Белоснежную колонну украшают носы военных кораблей. Колонна имеет высоту 25 метров. А вершину венчает орел, разрывающий месяц, что символизирует победу Российской империи над османами. В центре пирамиды имеется лестница, ведущая к пьедесталу и туннелю до башни-руины.

Колонна возвышается прямо из воды Большого пруда. Месторасположение памятника было выбрано не случайно. Дело в том, что очертания берегов довольно похожи на бухту, послужившую местом баталии.

Открытие монумента

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

Аллегория семейной жизни

На Кузьминское шоссе, напротив гипермаркета «Мой мир», находится скульптурная группа, посвященная семейной жизни. Все части скульптуры посвящены различным аспектам семейной жизни. Основной сюжет композиции таков: молодая пара сидит на скамейке и рассказывает нам о своем первом свидании. Над ними висит фонарь с фигуркой рыбы.

Несмотря на легкость произведения, символизма в нем не меньше чем в скульптурах у Белой башни. Фонарь говорит о первом поцелуе, а рыба держит в зубах монету, что символизирует общий бюджет. Причем зубы мужские и женские. Продуманы даже малозаметные детали. У девушки, например, две правые руки, ведь ей надо быть особенно сильной, чтобы сохранить уют в доме.

История создания

В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.

Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.

Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.

Статуи Пушкина в других городах

Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.

В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.

Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Слепцы

Еще одной скульптурной группой является воплощение картины Питера Брейгеля Старшего «Слепцы». Она представляет собой вереницу людей, увечных, сутулых и слепых, которые идут держась друг за друга. Первый из них падает и увлекает за собой других несчастных. Воплощение поговорки «Слепец ведет слепцов».

Кстати, смысл картины не ограничивается визуализацией приведенного выражения. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Первый уже летит кубарем к погибели, второй падает на него, следующие двое готовы упасть, а последние механически делают следующие шаги, не зная об опасности. Довольно трагическая и сильная композиция – аллегория всеобщности человеческой судьбы и неминуемости конца. Искусствоведы особенно подчеркивают, что две фигуры были ослеплены насильно, что говорит о введении на неправильный и гибельный путь сопротивляющихся.

Герцог с супругой

Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа. Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.

На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали. Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.

Слова Белинского написаны на доске: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающими развиваться в сознании общества».

– Ребята, сегодня мы с вами вновь произносим имя великого поэта. Что значит имя Пушкина для каждого из вас? Попробуйте продолжить слова Белинского.

– Мы с вами будем учиться составлять письменные высказывания – описание памятника Пушкину в Москве. Работать мы будем по скульптуре Опекушина. Мы должны будем определить основную мысль нашего описания, высказать свое отношение к данной скульптуре.

Решение создать памятник Пушкину было принято в 1860, когда отмечалось 50- летие Лицея. В течение 1873-1875 было проведено 3 конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой Опекушина.

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 в Ярославской губернии, в семье крепостного крестьянина.

Лучшей была признана одна из его моделей, соединившая в себе «с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Изготовление натуральной гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж заняли ещё 5 лет.

6 июня 1880 состоялось торжественного открытие памятника. Его установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь. В 1950, после того как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади.

– Как местоположение скульптуры влияет на ее содержание, на характер модели? (Пространство Тверского бульвара подчеркивает монументальность модели)

– Что такое монумент? (Большой памятник)

Давайте посмотрим на памятники, выскажем свое отношение к скульптуре. Какое настроение вызывает у вас скульптурный лик поэта? (Пушкин грустный, задумчивый, он будто одинок среди людей)

– Какова поза поэта, как передано движение (обратите внимание на плащ, складки одежды). Почему это так важно? (Мастерски вылепленные складки одежды позволяют ощутить светотеневую проработку, что имеет значение, когда рассматриваешь памятник издали)

– В каком положении находится голова? (Небольшой наклон придает памятнику завершенность, усиливает сам образ поэта) Работая над чертами лица Опекушин использовал посмертную маску поэта.

Обратите внимание на выражение лица Пушкина, на положение его рук, ног. Чего добивается скульптор? (Пушкин изображен идущим, хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных концах города. Эти прогулки помогали ему размышлять)Один из искусствоведов так комментирует творческие поиски скульптору: «По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия «Брошу ли я вдоль улиц шумных…»:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумный,
Я предаюсь моим мечтам.

Памятник стоит на пьедестале – это основание памятника. Он изготовлен из темно-серого и темно-красного гранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

– Что ещё можно видеть на постаменте? (Лиру и лавровый венок, символизирующие заслуги поэта перед народом)

Памятник окружают бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника, выполненных по проекту Богомолова. Памятник окружен цепями, которые, по мнению М.Цветаевой, цепи –это «круг николаевских рук, никогда обнявших поэта, на никогда и не выпустивших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю. Высота памятника составила 11 метров.

– А теперь мы вспомним, какие типы речи вам известны? Вы должны определить, к какому типу речи нам текст будет относиться? (повествование, описание, рассуждение, комбинированные, наш текст- описание)

В каком стиле речи вы будете создавать свой текст?

А теперь необходимо составить план:

  1. история создания памятника,
  2. замысел художника,
  3. воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении,
  4. отношение народа к памятнику.

А теперь поработаем над словами, которые помогут нам написать сочинение:

Лицо – склоненное, сосредоточенное, грустное, приветливое.

Складки плаща – спадающие,

Обратите внимание на написание и значение слов:

Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.

Статуя – скульптурное изображение человека, животного.

Ваять – подберите однокоренные слова, синонимы, антонимы.

Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Образец сочинения:

Идея создания памятника Пушкину родилась в 1843 году у Белинского. В 1872 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы. Лучшим был признан проект, предложенным А.М. Опекушиным – скульптором, родившимся в 1838 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. На открытии монумента, состоявшего шестого июня 1880 года, присутствовали известные писатели того времени: Достоевский, Тургенев.

Памятник, созданный Опекушиным, показывает нам Пушкина в минуту вдохновения. На слегка склонённом лицо поэта мы можем прочитать задумчивость, сосредоточенность, даже грусть. Кажется, как раз в этот момент рождаются его гениальные стихи.

Памятник показывает Пушкина в зрелом возрасте. На пьедестале – строки из стихотворения, написанного поэтом в последние годы его жизни:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

На постаменте мы можем увидеть лиру и лавровые ветки. Лира символизирует творчество, а ветви лавра – заслуги поэта.

Глядя на статую, поражаешься, как прекрасно передал автор в бронзе фигуру, складки одежды Пушкина. Работая над чертами лица поэта, А.М. Опекушин использовал его предсмертную маску, поэтому они воспроизведены с удивительной точностью.

Опекушин изобразил Пушкина на прогулке. На это указывает складки плаща, слегка выставленная вперед нога. Вокруг монумента – фонари пушкинской эпохи, уютный скверик. Кажется, поэт идет по своему любимому городу.

Памятник окружен цепями. М.Цветаева пишет, что эти цепи – «круг николаевских рук, никогда не обнявших поэта, но никогда и не выпускавших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю.

Я думаю, мало найдется людей, которые бы не знали памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. В России есть много памятников величайшему поэту, но этот признан одним из лучших. У него всегда лежат живые цветы. Это дань уважения и любви народа к поэту.

  • Сочинение на тему описание памятника ленина
  • Сочинение на тему описание помещения 6 класс актовый зал
  • Сочинение на тему описание помещения 6 класс моя комната по русскому языку
  • Сочинение на тему описание памятника культуры 8 класс храм покрова на нерли по картине баулина
  • Сочинение на тему описание памятника культуры пушкина