Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
План:
1. Памятник мировой архитектуры.
2. Картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли”.
3. Картина С; А. Баулина “Храм Покрова на Нерли”.
Храм твой, Господи, в небесах
Но земля твоя тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.
Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.
Н. С. Гумилев
Церковь Покрова на Нерли – удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие
художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны – величественная река, с другой – красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изя – слава. Рядом
с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визіитной карточкой Владимиро – Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.
Для православных людей церковь Покрова – это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904-1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине “Храм Покрова на Нерли” церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
Сочиненин по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. “Церковь Покрова…
Сочинение “Храм Василия Блаженного” Храм Василия Блаженного – под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма – Собор Покрова Божией Матери на…
Сочинение по картине А. М. Герасимова “После дождя” Картина А. М. Герасимова “После дождя” – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил…
Сочинение по картине Т. Назаренко “Церковь Вознесения на улице Неждановой” План: 1. Биографическая справка о художнике. 2. Сказание о Вознесении. 3. Композиция картины. …Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мат. 28:20 “И так Господь, после…
Сочинение по картине А. Герасимова “После дождя” План: 1. История создания картины. 2. Композиция картины. 3. Живописные средства, использованные художником при создании картины. 4. Общее настроение полотна. Улица вся промокла. Дрожа, хоронятся птицы под плющом густолистым. Ф….
Золотой Храм ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Мисима Юкио Золотой Храм Повесть (1956) Рассказчик – Мидзогути – сын бедного провинциального священника. Еще в детстве отец рассказывал ему о Золотом Храме…
Сочиненин по картине Герасимова “Полдень. Теплый дождь” Кто-то любит грозу, особенно если она в мае. И готов посвящать этой теме и стихи, и картины. Так, Герасимов решил порадовать своих неизменных почитателей. Как много эмоций и чувств рождается…
Сочиненин по картине Герасимова “Дары осени” Это произведение Герасимова я бы отнесла к жанру натюрморт. На картине изображены фрукты на тарелке, а также в вазе с прозрачным стеклом стоит букет из рябиновых веток, увешанный яркими гроздями…
Сочинение на тему “Моя будущая профессия” Много веков назад было всего несколько Рабочих профессий: люди работали фермерами, пекарями, мясниками или продавцами. На сегодняшний день существуют тысячи различных видов работ, а новые профессии постоянно появляются. И проблема…
Сочиненин по картине Юона “Купола и ласточки” Художник Юон изобразил на своем полотне “Купола и ласточки” какой-то провинциальный городок. Он ничем особенным не отличается от других подобных городов. В нем есть церковь, купола которой и изображены на…
Сочинение по картине Ивана Ивановича Шишкина “Полдень. В окрестностях Москвы” “Полдень. В окрестностях Москвы” – одна из первых работ Ивана Шишкина, которая по праву признана шедевром. Написана картина в далеком 1869 году. Принято считать, что именно это полотно открывает новый…
И. Н. Крамской “Христос в пустыне” (сочинение по картине) План 1. Библейская тематика в произведениях искусства. 2. И. Крамской и его картина “Христос в пустыне”. 3. Пейзаж картины. 4. Изображение Иисуса Христа. 5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса….
Сочинение по картине М. К. Финогеновой “Каток для начинающих” План: 1. Несколько слов об авторе картины. 2. Сюжет и композиция картины. 3. Цветовая гамма. …Все, как по команде, бросились на Лед, и пошло катание. Катались и на Коньках и…
Сочинение по картине Ю. Пименова “Спор” План: 1. Личность художника. 2. Композиция картины. 3. Внешний вид персонажей. 4. Мое личное восприятие картины. Золотое правило гласит, что нет золотых правил. Б. Шоу Российский живописец Юрий Иванович Пименов…
Сочинение на тему: “Мир вокруг нас” Осмотрись… Что ты видишь, что ты слышишь? Может ты ответишь, что ничего не изменилось, все как было, так и осталось. Но ты не прав, каждую минуту что-то меняется и меняет…
Сочинение на тему: Табак В истории человечества было много ситуаций, когда открытие новых земель меняли привычки и вкусы коренных жителей Европы до неузнаваемости. Азия подарила Европе чай, Америка подарила Европе не только томаты и…
Сочинение по картине Н. Ромадина “Село Хмелевка” План: 1. Краткая биографическая справка. 2. Композиция картины. 3. Цветовая гамма. 4. Картина Н. Г. Ромадина “Село Хмелевка” и время, в которое она была написана. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют…
Сочинение-описание картины Шишкина “Корабельная роща” “Афанасовская корабельная роща близ Елабуги” или как еще называют эту картину – “Корабельная роща”, была написана Иваном Шишкиным в 1898 году. Эта картина – последняя крупная работа великого художника, которая…
Сочиненин по картине Верещагина “Торжествуют” Насколько мне известно, эта картина была написана Верещагиным в 1872 году, после поездки в Среднюю Азию. Эта картина отражает не только войну, так как на ней изображены мусульмане, которые празднуют…
Сочинение на тему Любимая сказка Современник А. С. Пушкина С. Т. Аксаков написал сказку “Аленький цветочек” в 1858 году. С того времени прошло уже 155 лет. Наше поколение читателей знакомится со сказками сначала в устной…
Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным…
Сочинение по картине Яблонской “Утро” Татьяна Ниловна Яблонская – замечательная русская художница, среди ее работ – много известных и любимых всеми картин. Одной из них является картина “Утро”. Посмотрев на картину в первый раз, я…
Сочинение по картине “Летний день. Цветет сирень” Майя Кузьминична Копытцева одна из очень известных русских художниц ХХ века. За свою долгую творческую карьеру Копытцева создала множество интересных произведений живописи и графики. Ее талант в изобразительном искусстве проявился…
Сочинение по картине В. Поленова “Заросший пруд” Картина В. Поленова “Заросший пруд” была создана художником в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Она впервые была показана широкой публике на семнадцатой выставке передвижников. И сразу же завоевала любовь многих….
Сочинение по картине Решетникова “Опять двойка” Ф. П. Решетников – известный русский художник, а также человек, который защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Героями его картин очень часто были дети и, по моему, одна…
Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри” “Богатыри” – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова, которая выражает дух русского народа. Это итог, завершение “богатырской” темы, начатой за 15 лет до этого картиной “Витязь на распутье”. Задуманная…
К. П. БРЮЛЛОВ “ВИРСАВИЯ” (сочинение по картине) Карл Павлович Брюллов – знаменитый русский художник, который еще при жизни пользовался огромной славой. Некоторое время он работал в Италии и испытал на себе глубокое воздействие античного и современного итальянского…
Сочинение по картине К. Юона “Новая планета” План: 1. Личность художника. 2. Композиция картины К. Юона “Новая планета”. 3. Мое отношение к картине. Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие… Висел всегда, висит поныне… Безумие! Безумие!…
Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
Сочинение: Миф о Дедале и Икаре Мифы античности актуальны и сегодня. Они учат нас основным жизненным ценностям и показывают, что в мире всегда существует равновесие и гармония. Житель Афин Дедал был гением своего времени. Он занимался…
Сочинение по картинам С. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и С. Баулина “Храм Покрова на Нерли”
План-конспект
урока по русскому языку в 8 классе
по теме «Описание
памятника культуры»
(по учебнику
«Русский язык. 8 класс» Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А.
Д.)
Тип урока: урок
развития речи
Вид
урока:
интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)
Цель
урока.
Образовательная: научить собирать
материал и описывать архитектурный памятник культуры в заданном стиле,
используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию; соблюдать
структуру текста-описания, его языковые особенности; составлять
собственный текст на основе увиденного и услышанного, выбирать тип речи, соблюдать
нормы русского литературного языка; добиваться полного соответствия содержания
и языковых средств коммуникативной задаче речи, используя специальную лексику.
Развивающая: развивать
письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию,
художественный вкус, навыки работы с разными словарями, дополнительной
литературой,
интерес к архитектурным сооружениями и памятникам культуры.
Воспитательная:
воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры,
патриотизм, интерес к предмету, уважение к
национальной истории, культуре.
Оборудование
урока:
Планируемые
результаты:
Познавательные-
адекватно
воспринимают содержание устного и письменного сообщения; способны извлекать
информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои
мысли в устной форме; используя родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам.
Регулятивные—
определяют цели деятельности, последовательность действий
Коммуникативные-
осуществляют
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
совместной деятельности, обсуждениях.
Ход
урока
I.
Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада
приветствовать вас на нашем уроке.
II.Формулировка
темы урока.
Откройте учебник
на с.45 и прочтите выразительно текст упражнения 88 и ответьте на вопрос: о
чем данный текст? Что описывается в данном тексте? ( О памятнике архитектуры
, в данном тексте описывается храм)
Сформулируйте и
запишите тему нашего урока по ключевым словам:
Описание
памятника культуры
— Как вы понимаете
значение слова памятник? (Памятник- это скульптурное или архитектурное
сооружение в честь кого –чего-нибудь, выдающейся личности или исторического
события) На сегодняшнем уроке речь пойдет о архитектурном памятнике,
памятнике культуры
III .Формулировка
целей урока
Сформулируйте цели нашего урока, помогут
вам в этом речевые конструкции:
1)
Познакомиться ( с чем?)
2) Собрать
(что?)
3)
Обогатить (что?)
4)
Описать (что?) ( речевые конструкции на доске)
(Возможные
ответы учащихся:
-познакомиться
с памятником архитектуры ,
-собрать материалы
для описания памятника культуры;
—
обогатить свою речь, расширить свой кругозор знанием о памятнике культуры;
— описать памятник
культуры
IV. Мотивация учебной деятельности. Откройте цветную вклейку в учебнике на с. 176, -что перед вами? (репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на
Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли») Внимательно рассмотрите их.
Упр 89
первый абзац
— На
какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчетливо
выписаны детали церкви?
На дом
были заданы индивидуальные задания подготовить небольшие сообщения о художниках
этих картин
(Сергей
Васильевич Герасимов — родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец
был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял
стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что
обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на
пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское
училище на декоративное отделение. Художник любил рисовать пейзажи,
портреты, обращаться к мотивам народного быта. Герасимова называют изысканным
пейзажистом и лириком. Любовь к природе просматривается
во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь покрова на Нерли» написана
с любовью к природе и уважением к народной святыне. Полотна Герасимова украшают
крупнейшие музеи и картинные галереи России).
(Художник
Сергей Алексеевич Баулин родился 13 сентября 1904 года в Москве, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Баулин был
непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создавал
грандиозные картины, на которых великолепно изображал необычные здания разного
времени. Художнику удавалось четко передать особенности архитектуры различных
зданий. На многих своих картинах
автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен. К его
удивительным работам относится церковь Покрова, расположенная на реке Нерль)
IV. Сбор
рабочих материалов.
Приступаем
к сбору материалов для описания памятника культуры, собирать материал мы будем
в соответствии с заданием упражнения 89 (второй абзац), прочтите его.
1.
Словарная работа.
— Вы видите,
ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к
творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном
памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности.
—
Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без
специальной лексики, которая
понадобится для описания храма. Давайте
выясним значение слов, которые будем использовать на уроке.
Архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;
Фасад – передняя сторона
здания;
Апсида — выступ здания,
полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или
сомкнутым полусводом.
СТОЛП — высокая
башня, колонна, а также любое башнеобразное сооружение.
Глава — купол собора ,храма
в форме шлема или луковицы .
Фриз – это верхняя часть здания.
Пилястры — это прямоугольные выступы
стены в виде вделанных в неё колонн
Возводить – сооружать,
строить.
Зодчий – древний
архитектор, строитель.
Луковица – церковная глава,
напоминающая луковицу.
Увенчать – завершить,
закончить.
Храм – собор, церковь.
Барабан— часть здания,
поддерживающая купол (словарные слова на
карточках)
2.Определение жанра и
стиля
1)
Начнем с тип речи нашего будущего сочинения. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним что такое
описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются
признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно
задать вопрос КАКОЙ?)
—
Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное
описание, личное отношение).
2)Какой стиль
используем?
— Вы будете писать
сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности?
— Информативность;
— Эмоциональность;
— Возможное
наличие риторических вопросов или обращений;
— Четкость,
краткость и емкость изложения;
— Ясно выраженная
авторская позиция
3. Работа в группах. Мини-исследование
Проведем
мини-исследование
Собирать материал к сочинению мы будем, работая в группах:
первая группа — географы, вторая – историки, третья – архитекторы, четвёртая
– литераторы. Порядок работы такой: каждая группа получает задание, на
выполнение которого дается 5-7 мин . Один представитель от группы выступает,
все остальные внимательно слушают . После каждого выступления вы заполняете «Опорную
карточку» . Так вы будете собирать
материал к сочинению. Для сбора информации у вас на столах
энциклопедии, дидактические материалы, дома вы тоже получили задание
подготовить сведения о храме Покрова на Нерли.
-Итак,
задание по группам
1
группа : выяснить географическое расположение Храма Покрова на
Нерли.
2 группа : выяснить историю построения храма.
3 группа : выяснить архитектурные особенности храма.
4 группа : найти стихотворения, высказывания писателей и
поэтов об этом храме
4.Проверка работы в группах ,заполнение опорных карточек
1
группа: выяснить географическое расположение Храма
Покрова на Нерли
Недалеко
от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм
Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой. (Работа с
«Опорной карточкой»).
2 группа : выяснить историю построения храма.
В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук
Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он
перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый
княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и
получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что
среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял
проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал
церковные праздники.
Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году.
Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом
владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея
Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и
скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил
Покровский храм. Место для его возведения указал сам.
Храм
был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был
установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был
свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По
старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от
врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября). (Работа с «Опорной
карточкой»).
3 группа : выяснить
архитектурные особенности храма.
Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который
был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от
сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью
возвышается только этот стройный белокаменный храм. Это
небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В
чём секрет его красоты? С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей
конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества
одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм . . Нельзя, конечно, не сказать
о том, что храм украшен луковичным куполом на высоком барабане, стены храма
украшены арочным фризом , пилястрами , посредине стен проходит пояс из
полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы,
изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов
прославляет Богоматерь под звон гуслей. Храм
пленяет своим изяществом. С помощью удачно выбранных пропорций и форм зодчим
удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности
ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка
наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту
здания. Если заглянуть внутрь , там тоже испытаешь ощущение
устремлённости ввысь.
И,
конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг
— полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и
пышными травами. (Работа с «Опорной карточкой»).
4 группа найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об
этом храме
Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для
церкви Покрова на Нерли. Одни называют её парусом, уносящимся вдаль
по безбрежным волнам времени, другие уподобляют лучистой безмолвной
звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот
архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне .
Русский
художник Игорь Грабарь сказал: «Церковь Покрова на Нерли
близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси,
но и одним из величайших памятников мирового искусства»
Нам
понравилось стихотворение Нам понравилось стихотворение Покрова
на Нерли – Леонида Грайвороновского
То ли храм, то ли
сказка,
То ль поклон да
привет
Из старинной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее –
Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли –
Наша боль и
отрада,
Наш привет
журавлям,
Что вернутся
домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли
сказка,
Наша гордость и
боль
Пополам со слезой.
Словно облако с
неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на
лугах-
Покрова
на Нерли!..
(Работа с «Опорной
карточкой»)
Лебедь — храм Покрова на Нерли(опорная карточка)
·
Храм
Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,
при впадении реки
_______________в____________________.
·
Он
построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
______________________________________________________________________.
·
Историки
связывают это (с каким событием?) _______________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
·
На
первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________
·
________________________________________________________________________.
·
Мы
видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
·
Храм
(какой?)_________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
·
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Поэты сравнивают
храм (с чем?) ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
·
(Что
является фоном для храма?)_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
·
(Как
связан храм с окружающим
пейзажем?)_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Какие чувства
вызывает у вас этот храм?)
_____________________________________________________________________________.
V.Актуализация
знаний
1.Лексическая
работа
— Как вы могли бы озаглавить текст?
1. «Храм
Покрова на Нерли»
2. «Поэма в
камне»
3. «Лебедь-храм»
4. «Лебедь
белокаменный»
5. «Чудо на
Нерли»
2.Подберите
синонимы к словам (устно)
Храм, художник,
картина, изображено
Ответы: Храм: церковь,
шедевр архитектуры, памятник культуры, собор
Художник: живописец,
мастер кисти, пейзажист
Картина: полотно,
репродукция
Изображено: показано,
нарисовано, передано
3.
Орфографическая работа, направленная на предупреждение
орфографических ошибок.( Синонимичный ряд в учебнике)
Задание: напишите
слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов
1. В…ликолепный
2. Ф…нтастический
3. Уд…вительный
4. Осл…пительный
4. План сочинения — описание памятника архитектуры.
5. I.
Храм Покрова на Нерли – величайший памятник древнерусской архитектуры.
6. II.
«Белая лебедь русской архитектуры»:
7. 1)
общее впечатление;
8. 2)
место расположения храма;
9. 3)
архитектурные особенности.
10. III.
Мое отношение к памятнику культуры.
5.В своем
сочинении вы можете использовать рабочие материалы :
А)- Упр
88 учебника
Б)- Белокаменная
церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм;
холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как
сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в
окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые
цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.
6.Устное
сочинение –описание храма Покрова на Нерли
Возвратимся к
заданию упр.89 – поделитесь впечатлениями, увиденными на картинах (по
вариантам, один ученик устно описывает картину Герасимова, а второй – картину
Баулина)
VI.Поведение
итогов. Вывод:
-С чем вы
познакомились на уроке?
— Чем вы
занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)
-Какое значение
для русской культуры имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь
поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное
творение человеческих рук, ума)
(Ответы
учащихся.)
VII.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее
задание.
Написать
сочинение – описание памятника архитектуры Храма Покрова на Нерли
IX.
Рефлексия.
Что вам
понравилось?
Как вы оцениваете
результаты своей работы