Оборонительные сооружения южной части АланииВ настоящее время в Государственном реестре памятников РЮО представлена значительная часть историко-культурных объектов, расположенных на территории Государства Алания – это более 1300 объектов старины. Но указанная цифра намного меньше их реального количества. Поэтому фиксация историко-архитектурного наследства южной части Осетии становится как никогда актуальной.
Изучение памятников материальной культуры имеет давние традиции. Архитектурные объекты на территории Южной Осетии изучали такие корифеи исторической науки как С.Б. Безсонов, Р.Г.Дзаттитаты, А.А.Сланов, П.П. Закарая, Р. Меписашвили и многие другие. Они внесли большой вклад в описание и введение в научный оборот историко-архитектурных памятников южной части Осетии. Отметим, что археолог, доктор исторических наук А.А.Сланов в настоящее время продолжает изучать памятники Южной Осетии.
Историко-архитектурные памятникиюжной части Алании отличаются большим типологическим разнообразием. Это оборонительные сооружения, в их числе:крепостные сооружения, оборонительныеи жилые башни. Культовые объекты: традиционные святилища, монастыри, церкви. Сюда же относятся и объекты, связанные с погребальным культом – склепы, надмогильные стелы и т.д.
По результатам личных полевых изысканий отмечу, что только в горной части региона насчитывается более 300 оборонительных сооружений, более 600 традиционных осетинских святилищ, более 150 христианских церквей и часовен, и почти 100 склеповых сооружений. Пока неисследованными остаются многие ущелья и населенные пункты, в том числе вне внимания специалистов-историков – большая часть ущелья р.Чысандон, истоки реки Лехура и др. Значительное количество исторических памятников остались вне зоны внимания историков и археологов и в предгорной зоне Южной Осетии.
На основе собранного мною во время многолетних экспедиций материала определено, что из 300 оборонительных сооружений на территории РЮО большую часть составляют боевые башни, в том числе: 48 полубоевые башни или жилые башни (ганахи), 65 полукруглые башни (башни с круглой задней спинкой), 180 прямоугольных башен и 3 круглые башни. Некоторые из вышеперечисленных объектов составляют часть комплекса крепостных сооружений – галуантæ. Их насчитывается около 40.
В настоящее время оборонительных сооружений в первозданном виде почти не сохранилось, в основном, они полуразрушены или руинированы в результате внешнего механического воздействия. Это могло быть следствием боевых действий или природных катаклизмов. Что за боевые действия? В хронике Ксанских эриставов говорится, что «эристав Шалва во время завоевательного похода против Двалетии разгромил и разрушил все замки от Трусо до Ачабети» (Тырсыйæ Ацабетмæ). Кроме того, по свидетельству письменных источников, в начале XVIIв, а затем и во второй половине XVIII в, в Кударское ущелье вторгались имеретинские цари. Вражеские войска обычно разрушали все башни и крепости в данном регионе. После, в первой половине XIX в. регулярно проводились карательные экспедиции царских войск и грузинских феодалов для покорения и усмирения осетин. Во время этих нашествий с целью подрыва обороноспособности горцев и их устрашения, были разрушены почти все башенные сооружения.
Определенное количество оборонительных сооружений было разрушено и в межродовых столкновениях, часть обрушилась во время землетрясения в начале 90-ых годов прошлого века.
Что же касается времени строительства оборонительных сооружений на юге Осетии, то их можно разделить на два периода. Первый – башни были возведены до появления огнестрельного оружия на Кавказе, второй – к нему относятся оборонительные сооружения эпохи появления огнестрельного оружия, то есть конец XVI века. При этом расцвет башенной культуры этого периода охватывает XVII-XVIII вв.
Оборонительные сооружения, построенные во втором периоде, представлены в большом количестве. А вот сооружения первой эпохи – лишь в незначительном числе, к ним можно отнести Зылды мæсыг и две башни т.н. Царциатского городища в окрестностях с.Едыс. Кроме того, нами зафиксированы на территории горной части региона десятки небольших курганов и возвышенностей (у сс. Ерман, Къусджытæ, Гнугъ, Дзау, Бæгъиатæ, Къабузтæ и т.д.), именуемых местными жителями как «мæсыгуат», что в переводе означает «место башни». В двух из таких курганов нами были проведены небольшие разведывательные раскопки, где отчетливо прослеживается каменная кладка толщиной 1.30-1.40 метров, камни в стене ставились без скрепляющего материала. Зафиксированы следы от пожара – обожженные камни, в том числе и древесная зола.
Сведения из письменных источников, свидетельствующие о военной активности в этом регионе, а также отсутствии информации у местных жителей о принадлежности данных объектов, дает нам возможность сделать заключение о датировке объектов, скрытых под курганами. Очевидно, это оборонительные сооружения, разрушенные и сожженные во время упомянутых выше военных походов ксанских эриставов.
Исследуя объекты старины, весьма затруднительно делать полноценные выводы, так как в основном башни разрушены или руинированы. Но, тем не менее, исходя из имеющегося материала, можно сделать некоторые заключения. В южной части Осетии помимо прямоугольных башен были распространены и полукруглые башни (гуылдзыг мæсыг). Полукруглые башни в основном распространены в ущелье р.Чысандон, Лехура, Медзыда и р. М.Лиахва. Несколько полукруглых башен расположены в ущелье р. Б.Лиахва и практически отсутствуют в восточной части региона. В ущельях, где распространены полукруглые башни, от общего числа башенных сооружений они составляют 60-70%, а в некоторых случаях преобладание еще больше. Так, из имеющихся 16-ти башенных сооружений в Дзимырском ущелье (верховье реки Чысандон) 13 являются полукруглыми башнями.
В горной части южной части Осетии в большинстве своем стены башен возводились без скрепляющего материала, и лишь незначительная часть строилась на известковом растворе.
Толщина стен прямоугольных башен колеблется в зависимости от конкретного ущелья и населенного пункта. Так, в ущелье р. Пацъасредняя толщина стен башен составляет 1.20 метров, тогда как в других ущельях этот показатель равен 1.30-1.40 метров. В окрестностях поселка Дзау в селении Къроз имеются руины 4 башенных сооружений, толщина стен здесь составляет 1.80-2.10 метров.
Башенные сооружения, у которых сохранились входные проемы, расположены по общему показателю на уровне 2.30-2.80 метров от земли. Но есть и исключения. Например, известны башни, где вход расположен на высоте пяти метров, для того, чтобы туда забраться использовали веревочные лестницы.
По поводу входных проемов хочу заметить одну важную деталь – это наличие входного проема на уровне земли, или первого этажа, что не типично для данного региона, не считая 4-х башен, расположенных в разных ущельях. Входные проемы на уровне первого этажа являются особенностью башенной архитектуры у соседних народов, в том числе у грузин.
Также интересным представляется то, что у прямоугольных башен входной проем в большей степени арочной формы, процентов 70-80, а у полукруглых башен входной проем преимущественно прямоугольный.
Надо сказать, что Осетия по праву считается страной башен. Наличие на относительно небольшой территории столь многочисленных оборонительных сооружений этому подтверждение. На территории южной части Осетии проживает более 300 осетинских фамилий и почти у большей части из них имеется одно или несколько оборонительных сооружений, в том числе боевые башни-мæсгуытæ, жилые башни-гæнахтæ и крепости-галуантæ. У некоторых фамилий имелось даже по 8-10 сооружений и более. У фамилии Плиевых отдельно стоящих боевых башен 6, жилых башен 7, в том числе 2 галуана с боевыми башнями, которые находятся в Рукском и Дзомагском ущельях и в окрестностях с.Хуыцъе. Хубаевым принадлежит 15 оборонительных сооружений в Гнугъскомущелье, в том числе 12 боевых и 3 жилых башен. От 5 до 8 оборонительных сооружений имеется у следующих фамилий: Цховребовых, Гаглоевых, Кокоевых, Гелдиевых, Тотровых, Шавлоховых, Тибиловых, Багаевых, Гурциевых, Хугаевых, Дзукаевых и.т.д.
О строителях оборонительных сооружений очень мало данных. Но в письменных источниках множество упоминаний о том, что осетины были искусными мастерами по строительству башен. При этом в преданиях сохранилось немало имен. Так, в народе самым легендарным и искусным строителем в прошлом считался Сыбытты Джех. Кроме того, сохранились такие имена как: Албегов Бетре из с.Едыс, сыновья Сабанова Тедо из с.Æлбир, братья Малдзиговы из с.Лет, Кудуховы Дзапар и Гудти из с.Лекъуан, Плиев Есе из с.Рукъ, Чибиров Шено из с.Чеселт.
Искусных строителей на севере Осетии также было немало, в том числе: Гого и его сыновья из с.Ход, Тобоев Гог из с.Камынта, Добаев Бечи из с. Лисри. Джигаев Темырболат и его сын из с. Хæрисджын, Габатиев Дзиу из с.Цымыти, Мамсуровы из с.Даргавс. Известными строителями также были из с.Тиб Боциев Темболат, Кучиев Афахъо, Сидаков Коста и.т.д. В Тырсыгоме и Кобийском округе сохранились такие имена строителей, как: Ардзинов Бидзег из с.Коб, Боцаев Лазо из с.Джимара, Братья Гудиевы из с.Абано, Туаев Уано из с. Коб, Уртаев Гагуз из с. Бурмасыг и.д.
Искусными мастерами по строительству башен считались мастера изЛехурского, Чысанского и Трусовского ущелий. Тотров Давид для строительства башни пригласил мастеров из Чысанского ущелья. Фарниев Халта при строительстве родовой башни в с.Ерман пригласил строителей из Трусовского ущелья.
Генезис культуры строительства оборонительных сооружений у осетин уходит корнями в аланскую эпоху. Мастерство строительства передавалось из поколения в поколение. Несомненно, материальные творения всегда несли на себе индивидуальную печать породившего его этноса. Вместе с тем, подолгу живя бок о бок, народы взаимовлияли друг на друга и в плане культурного обогащения.
И, конечно же, вызывает недоумение и негодование, когда некоторые ученые соседних народов пытаются доказывать, что культура техники строительства оборонительных сооружений осетин якобы перенята у соседей. Доходит до того, что заявляется, что у осетин не было строителей, что они, осетины, приглашали мастеров извне. Конечно, известные мастера нередко строили культовые сооружения вне пределов своего края, но этот процесс был двусторонним.
В целом рассматриваемая нами тема обширна, как свидетельство этого много вопросов, на которые еще предстоит дать ответы. Сделать это в рамках газетной статьи невозможно, но внести свой вклад в освещение истории строительства оборонительных сооружений южной части Осетии на основании своих полевых изысканий считаю необходимым.
Ирбег Маргиев
На фото: Крепость Гурциевых, с.Гуырцъитæ Дзимырское ущелье
Автор На чтение 27 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Содержание:
Как писать сочинение
Мини-сочинение «Описание действий» в 7 классе подразумевает рассказ о любых совершаемых действиях. Можно описать спортивную тренировку или состязание, приготовление блюда, например блинов, какую-либо работу по дому, творчество (столярные работы, живопись, вышивание), создание презентации и многое-многое другое.
Написать работу будет легче, если придерживаться четкого плана. Сочинение на тему «Описание действий» должно включать следующие пункты:
- Подготовка к действию.
- Описание процесса.
- Результат.
Сочинение подразумевает активное использование наречий и глаголов. Однако не стоит ограничиваться сухим и формальным изложением действий.
Сочинение — это не просто конспект, поэтому в тексте будут уместны пословицы и поговорки, сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительности, изученные на уроках русского языка и литературы.
Как я пекла пиццу
Пицца — одно из моих любимых блюд, поэтому я часть делаю его дома.
Готовить ее совсем несложно и при этом очень интересно. У меня есть несколько проверенных рецептов: один из моих любимых — пицца «Пепперони».
Для начала я готовлю необходимые продукты. Часть в рецептах можно увидеть готовое тесто из магазина, но я предпочитаю делать его сама. Тем более, что это очень легко. Для пиццы нужны:
- 2 ст. муки,
- 2 ст. л. оливкового масла,
- ½ ст. воды,
- 100 г томатной пасты,
- 200 г колбасы,
- ½ чашки маслин,
- 3 помидора,
- пучок свежего базилика,
- ½ ст. тертого сыра — подойдут моцарелла, чеддер, Российский и любой другой.
Сначала я делаю тесто. В большой миске делаю горку из муки, куда выливаю воду и оливковое масло. Вилкой замешивают однородную массу, после чего продолжаю вымешивать тесто руками. Если оно слишком липкое, добавляю еще муки. Когда тесто становится упругим, я заворачиваю его в полиэтиленовую пленку и убираю в холодильник на полчаса.
Пока тесто охлаждается, я готовлю начинку. Мою помидоры и базилик. Потом нарезаю продукты: колбасу — кружочками, помидоры — кубиком, маслины — на половинки. Шпинат можно просто порвать руками.
Разогреваю духовку до 200 °C и готовлю большой противень. Готовое тесто вынимаю из холодильника и раскатываю на посыпанной мукой доске в тонкий круг. Укладываю его на противень, слегка посыпанный мукой — она нужна, чтобы пицца потом легко отделилась от поверхности.
Теперь наступает очередь самого интересного! Тесто я смазываю томатной пастой — ее должно быть довольно много, чтобы пицца получилась сочной. Сверху равномерно выкладываю кубики помидоров, кружочки колбасы, маслины и шпинат. В довершение посыпаю все щедрой порцией сыра — я люблю, когда сыра много и он аппетитно тянется.
Вот и все — пора отправлять пиццу в духовку и с нетерпением ожидать, пока лакомство приготовится. Достаточно 20−25 минут — лучше не держать ее в печи слишком долго, иначе корочка и сыр пересохнут. Достаем готовую пиццу, немного остужаем и нарезаем на ломтики. Вся семья уже учуяла аппетитный запах и собралась за столом в ожидании угощения. Я люблю полить пиццу маслом и есть горячей вприкуску с чаем или холодным лимонадом.
Вот так просто и легко можно приготовить роскошное итальянское блюдо!
Утренняя пробежка
Вот уже в течение двух лет каждое утро я совершаю пробежку. Она помогает мне стряхнуть с себя сонливость, освежиться, взбодриться и прийти в хорошее расположение духа.
Первым делом я надеваю спортивную форму — специальные спортивные леггинсы, футболку, ветровку, носки и профессинальные кроссовки на толстой подошве с хорошей амортизацией. Именно такая обувь и нужна для бега, чтобы не травмировать стопы и суставы.
Выхожу на улицу и улыбаюсь теплому утреннему солнышку. Еще рано, вокруг тихо и лишь птички радостно чирикают на ветках. Свежий ветерок шевелит волосы и обдувает лицо.
Для начала я делаю разминку — без нее начинать пробежку нельзя, так как неразогретые мышцы и суставы во время активного движения могут травмироваться. Я делаю наклоны, махи руками и ногами, разминаю стопы, массирую колени и голени. Когда я чувствую, что тело уже достаточно разогрелось, начинаю потихоньку бежать.
У нас во дворе специальное резиновое покрытие, как на стадионах, поэтому бежать по нему легко и приятно. Мне нравится чувствовать, как кровь начинает бежать по венам все быстрее, дыхание учащается. Поначалу в груди немного жжет от свежего воздуха, но через некоторое время становится комфортно и приятно.
Пробегаю первые два круга и перехожу на спортивный шаг — делать передышки просто необходимо, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на организм. Пройдя два круга, снова перехожу на бег. Потом снова иду — и так еще несколько раз. В общем сложности на пробежку уходит 30−40 минут. Последний круг у меня особенный — я постепенно ускоряюсь, представляя себя олимпийским чемпионом, и пересекаю воображаемую финишную черту под крики и овации зрителей. После этого я прохожу еще два круга, восстанавливая дыхание.
Завершив пробежку, я не тороплюсь домой. Сажусь на лавочку, которые стоят во дворе на каждом углу, и любуюсь проснувшимся миром. По небу плывут пушистые облака, люди спешат по своим делам. Я закрываю глаза, откидываюсь назад и подставляю лицо солнечным лучам.
Так я сижу несколько минут, а потом, бодрая и веселая, иду собираться в школу. Утренние пробежки — здоровая и полезная привычка, поэтому я всем советую бегать по утрам.
Домашняя уборка
Каждую субботу я провожу генеральную уборку своей комнаты. Родители приучили меня к этому с детства — самой отвечать за личное пространство и поддерживать в нем чистоту. Для начала я вооружаюсь всем необходимым: тряпками и ведром с водой. Надеваю удобную одежду и начинаю наводить порядок.
В моей комнате стоит большой книжный шкаф со стеклянными дверцами. Я открываю его и вытираю пыль. Дверцы шкафа протираю специальным спреем для стекол. Потом вытираю пыль с других поверхностей: рабочего стола, полок, подоконника. Чтобы достать до люстры, встаю на маленькую лесенку-стремянку. Если на улице не слишком холодно, открываю окно: пусть во время уборки комната проветривается.
После того как с пылью покончено, начинаю разбирать вещи, которые лежат не на своих местах: аккуратно составляю учебники и тетради, провожу ревизию в ящиках тумбочки и стола, одежду вешаю на плечики в шкаф.
Наконец все лежит на своих местах, и настает очередь пылесоса. У меня в комнате лежит пушистый бирюзовый ковер — он очень мягкий и теплый, но требует ухода. Как говорится: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Я включаю пылесос в розетку и тщательно очищаю ковер от пыли и разного мелкого мусора.
Наконец, приходит черед мытья полов. Я люблю мыть пол руками, а не шваброй — конечно, так дольше, зато намного чище и качественнее, потому что шваброй не получится очистить все уголки. Сначала я убираю с пола все лишнее: стулья, игрушки, портфель. Ковер сворачиваю в рулон и ставлю к стене.
Затем окунаю тряпку в ведро, хорошо отжимаю и начинаю протирать пол. Я мою пол дважды: сначала просто мокрой тряпкой, а потом вытираю его насухо. Даю линолеуму просохнуть и ставлю все предметы на место.
К тому времени, как я заканчиваю уборку, комната успевает хорошо проветриться. Я уношу в ванную все моющие принадлежности, возвращаюсь и с восторгом оглядываю пространство. Все сияет чистотой и порядком — любо-дорого смотреть. После уборки и на душе становится чище и радостнее. Недаром говорят: «Порядок дома — порядок в душе».
С чувство выполненного долга иду умываться, а потом спешу на кухню, где меня уже ждут свежеиспеченные мамины плюшки и горячий чай с вареньем.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
«Как я ходил за грибами»
Кто из нас не любит летнюю пору? Я тоже, как и многие другие, всегда жду с огромным нетерпением наступление летних каникул. Только обычно, мои друзья предпочитают самое начало лета, потому что солнце в эти дни такое яркое, а зелень такая свежая и молодая, что и думать об осени не хочется. К тому же, до конца каникул еще так много теплых, веселых и не занятых учебой дней!
Я же предпочитаю лето уже зрелое, идущее к закату. Нравится мне эта пора по многим причинам, но самая главная из них, это наши с дедушкой традиционные походы в лес. Ходим мы с дедом в лесные чащи не просто так. Наше с ним любимое занятие, это сбор лесных грибов. Дедушка очень опытный грибник, он мой учитель и верный наставник, ведь никто лучше него не разбирается в разновидностях грибов и знает, в какой ложбине или овраге, прячется тот или иной хитрый грибочек.
Вот и в этот раз, мы с дедушкой решили отправиться к самым грибным местам поблизости от нашего села. Взяли с собой термос с горячим смородиновым чаем, средство от назойливых комаров, и по пластиковому ведру, в каждом из которых, гремел сложенный перочинный ножичек. Небольшая тропинка, бегущая через поле, привела нас к давно знакомому перелеску. Нет ничего лучше, чем по предрассветной росе углубиться в тихий, полный чудесных запахов лес. Только ради этих ароматов, в которых чувствуется и грибной, можно прогуляться по лесу. Но сам поиск, доставляет мне гораздо большее удовольствие, заставляя каждый раз задумываться и мечтать о том, как заполнят мое ведро белые грибочки, плотные грузди и целые семейства тоненьких опят.
Разойдясь по сторонам, чтобы не мешаться и не ходить друг за другом, мы устремили свои глаза в мох и траву между деревьев. Дедушка, подняв с земли сухую палку, стал использовать ее для раскапывания и прощупывания сырых прелых листьев, под которыми обыкновенно прячутся целые грибные россыпи.
И конечно, первые грибы нашел мой дед! Это была небольшая семья маслят, спрятавшаяся за пнем. Мне захотелось поскорее сравнять счет, и я стал усерднее вглядываться в траву. Вскоре, мне повезло найти несколько крупных груздей, в том месте, которое только что прошел дедушка. В этот момент, я казался себе необычайно ловким и внимательным грибником, и был очень горд за себя.
С дедушкой мы бродили по лесу несколько часов и устали так, что ноги гудели, а перед глазами все плыло из-за постоянного вглядывания в опавшую листву на земле. Решено было остановиться и передохнуть. Каким удобным показался мне ствол поваленного дерева во время короткого привала, и насколько вкусным и душистым чай в крышке из-под термоса!
В конце концов, пластиковые ведра оказались заполнены и мы уставшие, но довольные отправились показывать трофеи нашей бабушке.
Уже ближе к вечеру, отдохнув, мы собрались всей семьей, на старой веранде дома, чтобы почистить собранные в лесу грибы. И эти минуты мне показались дороже всего на свете, потому что рядом собрались самые близкие люди и между чисткой грибов, шутили, смеялись и делились своими невероятными историями из жизни.
Однажды я загорелась желанием к приходу родителей испечь торт. Я открыла книгу с рецептами и начала искать тот, на который в доме были продукты. Нашла его и приступила к делу.
Сначала я выложила все нужные ингредиенты на стол и по очереди стала смешивать их в чашке. Когда я засыпала муку, то неожиданно чихнула, и мука разлетелась по всему столу. Затем я налила в чашку молоко, немного пролив его; всыпала сахар, который просыпала на стол. А масло положить вообще забыла. Наконец коржи были готовы, и я один за другим ставила их в духовку. Пока они готовились, я отмывала кухню. Вот и звонок, это значит, что коржи испеклись и их пора вынимать из духовки. Пришла пора намазывать их аппетитным кремом. Когда я это делала и двигалась около стола, то нечаянно наступила на хвост моему коту. Он вцепился мне в ногу, и я от испуга уронила крем ему на голову.
Наконец мой торт был готов, и выглядел он очень аппетитно. А кот успокоился и с удовольствием слизывал с мордочки крем лапкой.
Вот пришли родители, и мы сели втроем пить чай с тортом. Торт всем понравился. А после чаепития я купала своего кота и приговаривала: «Не лезь под горячую руку!»
Источник: www.sh251.ru
Однажды я ездил погостить к бабушке в деревню, и там она научила меня варить борщ. Это оказалось совсем не так сложно, как я себе представлял.
Для начала нужно приготовить бульон. Ставим на печь большую кастрюлю с водой и кладем туда предварительно вымытый кусок мяса (говядину или свинину). Даем закипеть и аккуратно снимаем пенку, затем уменьшаем огонь и варим около часа. Для того, чтобы получить более прозрачный бульон, первую воду можно слить.
Пока бульон варится, подготавливаем овощи. Картошку, морковку и свеклу моем и чистим. Затем свеклу нарезаем соломкой и закладываем в кипящий бульон. Минут через десять туда же закладываем нарезанную кубиками картошку. Оставляем кипеть еще минут на пятнадцать.
Чистим лук и нарезаем кубиками, а морковку – соломкой и обжариваем на хорошо разогретом подсолнечном масле. Когда лук и морковка станут золотистыми, добавляем к ним томатную пасту или очищенные от кожуры и нарезанные свежие помидоры. При желании можно добавить еще сладкий перец. Эту заправку отправляем в кастрюлю.
Даем покипеть пять минут и добавляем соль и, если нужно, немного сахара. Когда бульон будет доведен до вкуса, принимаемся шинковать капусту. Нарезанную тонкими полосками капусту отправляем в борщ. Еще минут через пять добавляем чеснок, лавровый лист, мелко нарезанную зелень и кусочек сливочного масла. Даем закипеть и выключаем.
Когда варишь борщ сам, он получается в тысячу раз вкуснее. У бабушки особенный вкус ему придавало то, что мы варили его в русской печи на дровах. Дома я сварил борщ на обычной плите, но он получился тоже очень вкусным. Меня хвалила вся семья, а папа попросил добавки.
Бабушка очень обрадовалась, что я проявил интерес к ее кухне, и обещала, что когда я приеду в следующий раз, она научит меня делать вкусный плов. Жду не дождусь!
Источник: sdam-na5.ru
В это воскресенье мы с классом отправились на прогулку в сосновый лес. Мы приехали туда около девяти часов утра, и я сразу же принялась распаковывать свои вещи, чтобы покушать и одеться, так как оказалось, что в лесу не так уж тепло.
После первых приготовлений я и моя подруга Марина отправились на прогулку вдоль леса, чтобы немного развеяться и подышать свежим воздухом. Я собирала шишки и разные листики, чтобы их засушить, а потом сделать аппликацию, Марина же в это время слушала пение птиц.
Немного прогулявшись, мы почувствовали голод и решили вернуться в наш лагерь, но очутившись посреди леса, я поняла, что не знаю, в какую сторону нам идти. Маринка начала бегать вокруг меня, крича, что мы потерялись. Как назло, у нас с собой не было мобильных телефонов, и мы не могли никому позвонить. Несколько минут я молча стояла, пытаясь что-то придумать и, как только меня начали посещать мысли о панике, я вспомнила, что наш лагерь находится на севере от того места, где мы находимся сейчас. Это означало, что мы сможем сориентироваться по деревьям. Немного подумав, я вспомнила, что мох находится часто с северной стороны дерева, и благодаря этому нашла дорогу назад.
В лагере уже начали беспокоиться и хотели отправлять бригаду из преподавателей, чтобы нас искать, но тут появились мы, целые и невредимые. Учительница подбежала к нам и начала расспрашивать, почему мы так долго. Рассказав ей про все произошедшее, мы получили наказание: Анна Петровна запретила нам выходить за пределы лагеря без присмотра взрослых. Вот так и закончилась наша воскресная прогулка в лесу.
Источник: 5class.ru
Однажды летом мы с отцом решили пойти на рыбалку. Проснулись мы в тот день пораньше, набросили на себя куртки, взяли провизию и накопанных с вечера червяков, сели на велосипеды и поехали к реке.
Сидели мы с удочками долго, но поплавки не двигались, хотя папа говорил, что лучше всего клюет на рассвете. Мне пришла мысль прицепить на крючок сразу хлеб и червяка. Так я и сделал. Вдруг мой поплавок стало тянуть вниз. Ура! Папа поздравил меня с почином. Дальше дело пошло веселее. Когда я хотел вытянуть удочку в очередной раз, леска вдруг натянулась, а удочка стала угрожающе гнуться. На помощь пришел папа, и мы стали тянуть удочку вместе. Мы осторожно вели удочку к берегу, боялись, что леска порвется. Наконец мы вытащили удочку и увидели на крючке огромного леща. Дома мы взвесили рыбину, и оказалось, что она весила столько же, как и весь остальной улов.
Я был чрезвычайно горд собой. Ну и пусть говорят, что новичкам всегда везет.
Источник: www.sh251.ru
Мама ушла на работу, а я немного приболел и потому остался дома. Когда я болею, мама всегда заботится обо мне, поит меня чаем с малиновым вареньем. Весь день я думал о том, как сделать маме приятное. Наконец, к вечеру я придумал. Я тоже напою ее чаем с ее любимым вареньем.
Когда время приближалось к шести часам вечера, и мама вот-вот должна была вернуться с работы, я поставил чайник на плиту. Достал печенье, сахар, бокалы. Все это красиво расставил на столе. Даже разложил праздничные салфетки. Осталось только достать варенье.
Мама всегда убирала его в верхний шкаф, чтобы я лишний раз не ел сладкого. Чтобы достать банку, мне нужно было встать на стул. Что и сделал. Принес табурет, подставил его к шкафу. Кот Мурзик все время, пока я готовил на стол, ходил за мной по пятам. Он и теперь вертелся у меня под ногами.
Взобравшись на табуретку, я потянулся за банкой. Кот мирно устроился на полу рядом с табуретом. Я осторожно держал банку с вареньем в руках. Как мне хотелось попробовать сладкое лакомство. Сквозь стекло я чувствовал аромат земляники. И не удержался. Что будет, если я чуть-чуть глотну варенья прямо из банки? Ведь я потом налью его в вазочку. Мама ничего и не заметит.
Я стал старательно снимать крышку. И тут… Банка вывернулась у меня из рук и со звоном шлепнулась на пол. Мурзик едва успел отскочить. Варенье растеклось липкой лужей по полу. Не успел я слезть с табурета, как вошла мама. Она в растерянности всплеснула руками. А я виновато смотрел на то, что натворил. Вот помог, так помог!
Источник: 5class.ru
Сначала снег был не очень хорошим. Этот первый снег был не рыхлым, а словно песок. Из такого снега трудно и в снежки играть, и что-нибудь сделать — снежную бабу или снеговика. Поэтому я очень обрадовалась, когда выпал рыхлый, почти мокрый снег — уж теперь-то мы с девчонками слепим снежную бабу!
Снежную бабу лепить и легко, и трудно одновременно. Легко скатать, если снег хороший, три больших снежных шара: один вместо ног, другой заменит туловище, а третий, самый маленький, для головы. Руками снежной бабе служат ещё два, самых маленьких, комка снега. Трудность заключается в том, чтобы установить большие шары так, чтобы они не перекашивались и были соразмерными и круглыми.
Как ни странно, у нас получилось всё с первого раза! Шары были загляденье одно! Теперь, когда основная фигура снежной бабы была готова, мы приступили к последней операции. Я принесла из дома морковку — для носа, Валя из семнадцатой квартиры притащила откуда-то старое ведро — для головного убора нашей снежной красавицы, а Соня сбегала к котельной и принесла несколько угольков, которые будут глазками и ротиком снежной бабы. Мы долго думали, где взять метлу, но не смогли придумать. И тогда я предложила дать в руки нашей бабе просто сухую ветку. На том и порешили.
Чудесная получилась наша снежная баба! Все соседи проходили и хвалили нас за такую красоту.
Источник: klassreferat.ru
Мне всегда нравится наблюдать, как мой брат Женя готовит уроки. Он очень аккуратный и прилежный мальчик, поэтому обычно садится за занятия в одно и то же время – после того, как пообедает и немного отдохнет. Все, что Женя делает, он делает терпеливо и аккуратно.
Сначала Женя берет свой портфель и достает оттуда учебники, тетрадки, дневник и пишущие принадлежности. Он кладет все это на стол и открывает дневник, чтобы уточнить, какое задание задали на следующий день. Затем он сортирует учебники и тетрадки, пряча в стол те, которые ему пока не нужны, и достает необходимые.
Затем он включает настольную лампу и поудобней устраивается на стуле. Некоторое время Женя будто размышляет, с чего начать. И тогда его личико становится очень серьезным. Затем он принимает решение и открывает первый учебник. Берет тетрадку и ручку. Тщательно вчитывается в задание, беззвучно проговаривая его, а губы при этом шевелятся. Женя учится в третьем классе, поэтому пишет еще медленно, усердно выводя неровные буквы.
Он не любит зачеркивать, если пишет с ошибкой, а пользуется корректором. Женя сильно встряхивает его несколько раз, будто градусник, а потом, закусив губу, замазывает ошибку, видимо, стараясь сделать исправление как можно менее заметным. Затем он откидывается на спинку стула, ждет пару минут, дует на тетрадку ,чтобы ускорить высыхание. Убедившись, что все готово, Женька аккуратно выводит правильную букву в слове.
Иногда Жене нужна помощь. Тогда он зовет меня или маму и просит объяснить ему непонятное в примере или задаче. Женина аккуратность и трудолюбие помогают ему получать хорошие оценки в школе.
Источник: http://ycilka.net
Дата обновления: 12.01.2019 г. Поделиться:
Как мы работали в саду
Утром все проснулись в пять часов утра, для того, чтобы начать работу в саду раньше. Потому что когда встает солнышко, наступает очень тепло и трудно копать.
Чтобы работа шла скоро и дружно, распределили обязанности. Папа и мама показали мне с сестрой, что должны делать мы и что будут делать они.
Дедушка с моей младшей сестрой Таней перешли на другую сторону огорода, и там их уже поджидали выкопанные грядки. Им нужно только посадить в землю семена овощей. Они тщательно перебирали семена, проверяли их внешний вид. После чего высыпали в небольшие емкости для того, чтобы их не просыпать. Дедушка сделал бороздки на грядках, а Таня несла семена к нему. Дедушка сыпал эти семена в бороздки, присыпал бороздки землей и полил грядки водой из лейки.
Тем временем папа вскапывал небольшой участок земли под грядки, а мама ходила следом за ним с граблями и ими боронила землю. Я тоже помогал папе копать землю. Для этого мне родители дали лопату и рукавицы, чтобы я не натер мозоли на руках. Копать еще было тяжеловато, потому что земля не до конца прогрелась и была немного сыровата. Вначале у меня не совсем получалось владеть лопатой и постоянно казалось, что я при копке натыкаюсь на камни. Но вскоре обнаружилось, что это корни растений, которые попросту мешали втыкать лопату в землю. С собой постоянно приходилось таскать ведро для собирания этих корней, потому что эти растения — сорняки быстро бы начали всходить на ухоженной земле.
Работали до вечера, пока не высадили все семена в подготовленные грядки. Дедушка остался довольным, а его друзья заглядывали поверх забора и зазывали «таких завидных помощников» помогать им тоже.
Только теперь я понял, как много усилий и времени нужно потратить для хороших всходов семян овощей. Благодаря дедушке, папе и маме!
Сочинение 2
Иногда я задумывался, как бы выглядел мой идеальный выходной. В такие дни, когда ты только и делаешь, что учишься, разбавляя рутину разговорами со сверстниками и дополнительными кружками, подобные мысли не редкость. К сожалению, выходные у меня тоже забиты разнообразными секциями, так что остаётся только мечтать об отдыхе.
Скорее всего, проснулся бы я не раньше десяти утра. Ну, может, лишь чуть-чуть ранее. Встал, как обычно, немного размялся. Заправил бы кровать, а после отправился на водные процедуры. Звучит совсем обычно, но это – неприкосновенные ежедневные ритуалы, соблюдать который должен каждый (с поправкой на время подъёма). Дальше завтрак. По утрам мне удаётся перекусить лишь парой бутербродов, так что на свой выходной я бы подготовил что-то более сытное. Ту же кашу, к примеру. Не понимаю людей, что воротят от неё нос. После завтрака помыл бы посуду, впрочем, ничего необычного.
А вот тут и начинается основная развилка. Ежели мне нужно что-либо сделать из домашнего задания или кружков, то ближайшие пару часов я бы посвятил именно этому. В ином случае, я не преминул бы заняться чем-то более интересным, если уж быть честным. Разобрать, к примеру, коробку со старыми вещами. Уже несколько недель собираюсь это сделать, да всё никак не хватает времени. Кажется, там можно найти много интересного. На самом деле, я очень люблю разбирать что-либо и сортировать. Вопреки всеобщему мнению, это для меня увлекательно.
Когда с этим было бы покончено, то я придался бы своему любимому занятию – чтению. На досуге, как раз, нашёл несколько интересных произведений, которые можно было бы почитать. Вообще, я очень люблю читать, так что это действие заняло бы у меня всё время до обеда.
После самого обеда, я бы не отказался от просмотра телевизора. Выбрал бы какой-нибудь захватывающий боевик или передачу про космос. Они очень часто идут на одном из каналов, но я не жалуюсь – они интересные. Это отняло бы у меня пару часов. Возможно, после этого я бы сходил на прогулку. Так, чисто проветриться. Сделать круг вокруг района, не заходя слишком далеко. Возможно, купил бы что-то для дома или себя.
В целом, я не думаю, что сделал бы в свой выходной что-то необычное. Как я и сказал ранее, моя единственная цель – хорошо отдохнуть. Думаю, это бы удалось…
7 класс
<glav>Другие темы:</glav>← Мое положение в обществе↑ 7 классОписание внешности человека 7 класс → `
Описание действий
Популярные сочинения
- Сочинение Отец Базарова — Василий в романе Отцы и дети
Василий Базаров второстепенный персонаж истории. Он является отцом Евгения Базарова, одного из центральных героев.
- Сочинение Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина?
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина Кавказ несёт в себе довольно коварный сюжет и сохраняет интригу до конца повести. Главными героями являются любовник, молодая девушка и её муж.
- Сочинение Описание березы (про березу)
Когда речь заходит о берёзе, невольно вспоминаются знаменитые есенинские строчки: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». А сколько других известных поэтов
Опубликовано 15.12.2020 — 16:55 —
Урок развития речи. Описание действий человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_deystviy.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 2
Виды описаний предмета природы местности растения внешности животного интерьера
Слайд 3
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ДЕЙСТВИЯ 1. СОХРАНЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ОПИСАНИИ. 2. ЧЕТКОСТЬ, ТОЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ. (БЫСТРО, МЕДЛЕННО , ТОРОПЛИВО, СТАРАТЕЛЬНО, УВЕРЕННО, АККУРАТНО, ВЕСЕЛО, СПОКОЙНО).
Слайд 4
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ . 1. Подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы; поза) 2. Ход работы (последовательность описания всех операций от начала до конца). 3. Результат работы
Слайд 5
ВОПРОСЫ – ПОМОЩНИКИ: 1. Как человек готовится к действию? 2. Как он при этом выглядит? 3. Что он делает сначала? 4. Что делает потом? 5. Что изменяется в его внешности при этом? 6. Чем заканчивается действие? 7. Как человек оценивает результаты своего труда? 8. Какие наречия помогают передать характер человека, совершающего действие?
Слайд 6
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН «ЗОЛОТОШВЕЙКА» (1826 ГОД )
Слайд 7
СВЕДЕНИЯ О ХУДОЖНИКЕ Василий Андреевич Тропинин (1776год , с. Карпово, Новгородская губерния, Россия —1857год, Москва, Россия) — русский живописец, мастер портретов . Художник изображал на своих картинах представителей разных профессий, и в каждом портрете он стремился показать реалистичность. На портрете изображена обычная девушка — швея. Все детали портрета настолько тщательно прорисованы художником, что обычная молодая девушка выглядит настоящей моделью.
Слайд 8
ИСКУССТВО ШИТЬЯ ЗОЛОТОМ Искусство русских золотошвеек занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времён Древней Руси по памятникам материальной культуры и письменным летописным источникам XII века. Мастерская золотного шитья — традиция русских монастырей. Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания церковных облачений, богослужебных наборов. На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством. Мастерство рукоделия русских золотошвей достигло такого совершенства, что предметы шитья вывозились из России в другие страны . Умение шить золотом в прежние времена ценилось дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. На сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 7 классе по теме «Описание действий»
В папке представлен план-конспект урока по развитию речи для 7 класса по теме «Описание действий (трудовых процессов)» и презентация к данному уроку…
Урок развития речи «Описание действий»
Урок развития речи «Описание действий» в 7-ом классе по теме «Наречие» (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресу…
Презентация к уроку развития речи «Описание действий»
Презентация к уроку развития речи в 7-ом классе по теме «Наречие» (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского)…
Урок развития речи по теме: «Описание действия»
Урок развития речи по теме: » Описание действия» проводился в 6 классе. Учащиеся познакомились с историей создания дымковской игрушки, из пластелина попытались сами слепить игрушку,затем описали свои …
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока — закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи….
Развитие речи в 7-м классе по теме Описание действий
Цели урока:познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;пробудить интерес к текстам-описаниям;научить составлять текст с описанием действия и поз…
Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс…
- Мне нравится
Логинова ЕкатеринаВчера мы с мамой готовили пиццу. Сначала приготовили продукты, потом замесили тесто. Для него мы подогрели молоко, добавили сахар и дрожжи, а когда дрожжи подошли, влили растительное масло, всыпали муку и замесили тесто. Пока тесто подходило, мы приготовили начинку: вареную колбасу и соленые огурцы нарезали кольцами, лук и сладкий перец – полукольцами. Когда тесто подошло, раскатали его на столе и переложили на противень, смазанный маслом. Дно смазали кетчупом, разложили колбасу, потом лук, огурцы и перец. Добавили майонез. Посыпали сушеным базиликом и натертым сыром. Дальше выпекали в духовке примерно 30 минут. Когда пицца была готова, достали ее и оставили на столе остывать. Потом мы ее, конечно, съели. Было очень вкусно.ПожаловатьсяИспользуемые источники:
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/opisanie-deystviy.html
- http://5klassnik.ru/po-russkomu-yazyku/1166-sochinenie-opisanie-dejstvij.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/7-klass/opisanie-dejstvij
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/12/15/opisanie-deystviy
- https://vashurok.ru/questions/pomogite-pozhaluysta-sochinenie-na-temu-opisanie-deystviy