Взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы
Охранять природу значит охранять жизнь. Такой закон установился с появлением человека на Земле. В художественных произведениях, научных трактатах приходят к выводу: природу нужно оберегать. От ее состояния напрямую зависит жизнь человека. Все в природе с момента ее зарождения взаимосвязано, нет незначительных или лишних организмов. Человек является и причиной катастроф, вызывающих «болезнь» Земли. Можно привести несколько ярких примеров
:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Общество и природа
- 2. Воздействие человека на природу
- 3. Человек, природа, общество
- 4. Наше отечество наша родина матушка — Россия
- Чернобыльская АЭС. Авария нанесла вред окружающей среде. Земля превратилась в «мертвую» зону, где не может жить человек, где погибла природа.
- Сакское озеро. Уникальная целебная грязь, добытая из озера, помогала людям избавиться от тяжелых патологий. Разделение озера на части нарушило внутренние процессы, ценность утратилась.
- Вырубание лесов. Процесс называют «облысением» планеты. Многие виды животных обречены на гибель, их естественные условия проживания резко меняются.
Человек не должен постоянно заставлять природу работать на себя. Нужно научиться бережно относиться к природе, взять за основу правило: «Не навреди!».
Что значит Родину защищать?
Россия! Сколько величия и мощи соединили в себе эти шесть букв! Мои слова подтвердит история, события которой отличаются многочисленными испытаниями. Они на протяжении всего времени всё с большей силой проверяли стойкость русского народа. И ничто не сломило его. Самые горестные события прошлого — нескончаемые, казалось бы, войны. Но наша нация – прочная броня, которая защищала, защищает и будет защищать свое Отечество. И очень важно, чтобы наши современники в полной мере осознавали сущность этого понятия.Так что же значит Родину защищать? И какова цена этому? Защищать ее – значит охранять границы государства, историю, да и вообще – жизнь!
Война – это явление, многогранность проявления которого вводит в оцепенение. Не счесть погибших в тех многочисленных войнах, которые неизгладимо отпечатались в памяти предков и потомков. Не измерить всех пролитых слез, криков, молитв, порожденных горем и отчаяньем, что несла с собой любая война. Сложно представить, что явилось двигателем поступков и решений тех людей, которые стояли во главе когда-либо воюющих государств. Ведь ни под каким предлогом война не может называться тем средством, которое оправдывает цель. Смерть, разрушения, боль моральная и физическая, миллионы покалеченных судеб. Разве такое можно чем-то оправдать?!
На протяжении веков наше государство держало удары с различных сторон. Русский народ неистово сражался за Родину, защищая ее честь, культуру и традиции. За своих родных и дом. За светлое будущее потомков. Неисчерпаемое уважение и благодарность – это то, что мы, современники, должны хранить в своих сердцах по отношению к людям, защищавшим свое Отечество на полях сражений. Проявленный ими героизм – нечто неосязаемое, но неизмеримое в своей ценности.
В 2020 году мы отметили семидесятилетие со дня Победы в Великой Отечественной войне, одержанной неимоверными усилиями. Описание этого губительного периода представлено нам на страницах учебников истории, в произведениях писателей, в многочисленных фильмах, но никакие слова, никакие эпизоды не смогут донести до нас весь ужас и мрак тех четырех лет кровопролития. На этом фоне подвиг народа становится более значимым и ярким.
Я благодарна своим родным, которые с малых лет взрастили во мне нерушимую гордость за своих предков. Не передать то всеохватывающее чувство, которое забирается под кожу в тот момент, когда слушаешь рассказы о том, как твои прадедушки и прабабушки защищали свою Родину на фронте, ковали победу в тылу. Не описать словами ту дрожь и трепет, приходящие вместе с осознанием того, какие героические поступки, омытые кровью и болью, совершались людьми, которые являются тебе родными!
В итоге становишься обладателем бесценного понимания того, какой неизмеримой силой духа обладает твой народ. Русские люди отстояли свою честь, защитили Родину, не опустились на колени ни перед какой ужасающей мощью. Мы, молодые, обязаны хранить память побед, добытых нечеловеческими усилиями, и передавать ее поколениям. Это – наша история, наша слава, то, как ничто другое, характеризует нас, как нацию, защищавшую свою страну.
Защита Родины – это понятие многогранное. В этом определение нет каких-либо рамок. Я считаю, что защищать свою страну, честь нации можно не только с оружием в руках. Яркий пример тому – различные международные соревнования. Это и чемпионаты мира, Европы, и олимпиады. Каждый из нас хотя бы раз наблюдал на экранах телевизоров, какие усилия прилагаются нашими спортсменами, чтобы достойно представить свою страну. Колоссальное моральное напряжение, тягостное ожидание, волнение, дополненное эйфорией, – это то, что царит на спортивных состязаниях. Российские спортсмены всегда собирают нерушимую силу воли, жажду победы и стремление в такой «кулак», который зачастую становится непобедимым. Их выступления достойны уважения. Так они действительно защищают честь Родины, испытывая гордость за нее. Вы обращали когда-нибудь внимание на лицо спортсмена, который всходит на пьедестал? Эмоции неконтролируемы. Ведь он знает, что все изнуряющие тренировки, усилия не прошли впустую, ему это удалось, ожидания оправданы! Для него большая честь – защитить достоинство своей страны.
Не могу не вспомнить зимние Олимпийские игры 2014 года, которые два года назад были в Сочи. Невероятная по объему работа, проделанная сотнями людей, не прошла впустую. Чего стоит только организация! Открытие и закрытие игр – великолепные зрелища, которые приковывают взгляд и пробуждают восхищение. Задумайтесь, какой труд и силы приложены на пути к той цели, чтобы все было именно так, а не иначе. И почему? Да потому, что в тот момент олимпиада отражала лицо России: ее возможности, темперамент людей, которые проживают на ее территории. Вся страна, вся Россия переживала за своих спортсменов. Мы поддерживали их, как могли. Искренне радовались каждой победе, которая была на вес золота. Результат: наша великая страна, Россия – победитель! Вопреки всем трудностям, которые по-разному проявлялись в течение олимпиады, российские спортсмены – лучшие! Меня переполняет гордость и восхищение за страну! Вот они – современные защитники чести Отечества! Те, кто представляет Россию, свою страну на международном уровне.
Я уверена, что защита Родины и России в любых проявлениях – это святое дело. Что же помогает в его осуществлении? Я считаю, что основная сила, которая выступает в роли щита России, – сознание людей. Патриотизм – слово, имеющее огромный смысл. Это – проявление любви и преданности Родине не только в моменты, характеризующие страну с лучшей стороны, но и в самые тяжелые и упаднические периоды. Настоящий гражданин, преданный своему Отечеству, будет сражаться (в различных смыслах этого слова) за него всегда. Мне неприятно слышать насмешки и резкие негативные отзывы о русской земле и ее устоях с экранов телевизоров. Я считаю такое поведение русских людей унизительным прежде всего для них самих. А в глазах человека здравомыслящего подобные действия выглядят смешно и глупо. Мы должны быть достойными предков! В будущем наши дети должны осознавать, частью какого великого народа являются. Мы не имеем права пренебрегать историей своей страны. Так пусть основой нашего сознания станет гордость за то, кем мы являемся. Пусть в сердцах россиян хранится чувство настоящего патриотизма! Мы – опора нашей Родины, которая не может быть нелюбима, не может быть осквернена. До тех пор, пока русский народ сохраняет свою целостность, чтит историю, передавая ее потомкам, проявляет любовь к Отечеству, наша нация непобедима и свободна. «Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!».
Эти слова из Гимна звучат гордо и патриотично. Каждый из нас может стать достойным защитником своей Родины, ибо мы нерушимыми нитями связаны в единое целое, имя которому – Родина. А защищать ее – это священный долг, святое право и великая честь!
Авторская колонка сайта
Ответственность людей
Человек – часть природы. Можно сравнить природу с домом. Мы живем на планете, значит, это наш дом. Как должен житель относиться к тому, где живет? Конечно, ответственно. Можно привести примеры такого отношения:
- создание заповедных зон для сохранения популяций редких растений и животных;
- восстановление земельных угодий (после вырубки лесов);
- очистные сооружения при предприятиях, оказывающих природе;
- контроль за использованием химикатов.
Нельзя безрассудно тратить природные запасы. Каждый человек обязан думать и просчитывать результат своих действий. Не нанесет ли он вред окружающей среде. От стремления людей сохранить природу зависит будущее всей планеты.
Понятие «природа»
Природа – это среда, в которой живет человек. Многие века считалось, что необъятные естественные природные просторы и богатства не иссякнут. Деревья будут расти, реки течь. Люди научились создать сложные технические конструкции. «Чудеса света» покоряют и поражают воображение человека. Но следует понимать, что самое главное чудо природы – это сама наша планета. Вселенная, исследованная учеными, состоит из множества планет, звезд и других небесных тел, но только Земля оказалась местом, где смог жить человек.
Что такое природа? Основных значений, которые предлагает рассмотреть обществознание, два:
- Окружающий человека мир, многообразный и бесконечный по своим проявлениям.
- Биосфера планеты Земля, оболочка, в которой по своим законам идет жизнь.
Человек с научной точки зрения – часть природы. Чтобы жить, он должен охранять все, что создавалось до него.
Практически нет такого места, где бы ни было живых существ. Везде можно обнаружить присутствие жизни – бактерии, мельчайшие организмы. Все они оказывают влияние на природу и являются необходимым звеном в цепочке природных процессов.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа
Инсарского муниципального района РМ
Информационный проект
«Охранять природу – значит охранять Родину»
Выполнила: Иванова Дарья Николаевна
ученица 11 класса
Руководитель: Гордеева Ольга Ивановна
учитель биологии
с. Русская Паёвка
2013 год
Оглавление
Введение 3
1. Содержание проекта 6
Эколого-просветительская деятельность 6
Лесохозяйственная деятельность 10
Лесозащитная деятельность 11
Природоохранная деятельность 11
2. Результаты 14
3. Выводы 14
4. Рекомендации 15
Заключение 15
Литература 16
Введение
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Эти строки становятся для всего человечества горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос!
Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка, и жаворонок в голубом зените. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И задача подрастающего поколения – предотвратить это.
2013 год объявлен президентом страны В.В. Путиным Годом Охраны окружающей среды.
Актуальность.
В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку. Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас годы, хотя в то время не было ни Чернобыля, ни трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой воды, воздуха. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.
В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Практическая значимость.
Известный писатель М. М. Пришвин говорил: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки — я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы — я не поверю и воздуху. Лес без зверей — не лес…».
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России. В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников.
Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди в настоящее время, мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Цель: Все что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.
Задачи:
- Научиться собирать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее к практической, исследовательской работе.
- Изучить правила поведения на природе и меры по охране природы;
- Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.
Гипотеза – «Я считаю, что все люди, могут оказать посильную помощь, в деле охраны природы»
Методы:
- формулировка цели и задач проекта;
- выдвижение гипотезы и ее решение;
- систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».
Описание проекта
Тип проекта – учебно-практический, коллективный, долгосрочный.
Исполнители — коллектив школьного лесничества «Березка».
Характер проекта — информационный.
Доминирующая деятельность в проекте — учебно-практическая, творческая и поисковая.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
Собрать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее в практической, исследовательской работе.
2. Организационно-теоретический. Практический.
Формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы и ее решение, систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».
3. Заключительный. Вывод, рекомендации.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос «Кто, если не мы, будем беречь природу?
Проблемные вопросы:
1. Бороться сохранить нашу Землю в одиночку или вместе?
2. Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?
3. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу речку, наш лес, наш край и в конечном итоге нашу Родину?
4. Чем я могу помочь природе?
Содержание проекта
1. Бороться сохранить нашу Землю в одиночку или вместе?
Сохранять нашу природу, творить добрые дела, помогать живой природе я стараюсь вместе с коллективом школьного лесничество «Березка».
Краткая история школьного лесничества «Березка»
Днем рождения школьного лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы мы считаем день 8 февраля 2012 года. В этот день подписан приказ за № 6 «Об организации школьного лесничества» руководствуясь договором МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» с министерством природопользования Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года в целях экологического воспитания учащихся школы, формирования бережного отношения к природным ресурсам родного края. На школьной линейке учащихся школы получили информацию о создании школьного лесничества. В школе прошел конкурс на утверждение эмблемы, девиза, гимна школьного лесничества. 16 учащихся школы добровольно написали заявление о вступлении в его ряды. В феврале провели общее собрание, на котором, учащиеся были приняты в члены школьного лесничества. Выбрали Совет ШЛ, разработали устав, положение, план о дальнейший работы лесничества. Учащиеся единогласно проголосовали за название лесничества — «Березка». Ведь, именно, аллея из 25 берез, встречает каждого ученика у ворот школы. Это живописный уголок дарит всегда детям и взрослым много радости и необыкновенную красоту в любое время года, а также это живой уголок для фенологических наблюдений.
Краткая характеристика школьного лесничества «Березка»
Школьное лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы образовалось в феврале 2012 году.
В 2012 году было разработано нормативно-правовая база: Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» и ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», приказ, положение и устав о школьном лесничестве, определены основные формы направления работы, символика. Все это позволило перевести деятельность школьного лесничества на «законную работу».
За школьным лесничеством «Березка» закреплена территория лесного участка: квартал №80, выдела с 5 по 20, площадью 39 га Инсарского участка Ковылкинского межлесхоза Инсарского района. Лес расположен в 6 километрах на юг от школы, и учащиеся имеют возможность регулярно выезжать на велосипедах или на школьном автобусе для проведения лесохозяйственных и природоохранных работ. В первые дни работы школьного лесничества «Березка» была утверждена символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество имеет эмблему, гимн, клятву, устав, положение о ШЛ, план работы, а также форму с логотипами школьного лесничества. Форма предоставлена ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».
Девиз: Во имя жизни, красоты, гармонии, любви.
Нормативная база
Соглашение МБОУ «Русско-Паёвская СОШ» с ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество»
Приказ директора о создании школьного лесничества
Положение о школьном лесничестве
Устав школьного лесничества
2.Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?
Эколого-просветительская деятельность
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение — в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение — в экологической культуре. А важнейший признак экологической культуры — знание и выполнение экологических законов. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.
Эколого-просветительская деятельность
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы стараемся, выполнять и эти законы знает каждый член школьного лесничества.
Первый закон: «Всё связано со всем». Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Чтобы донести знания и выполнение законов природы до учащихся школы, их родителей, жителей села, мы изучаем литературу, вооружившись знаниями, проводим экологические занятия в младших и средних классах, организовываем природоохранные акции в своем селе, пропагандируя идеи охраны природы через выступления своих мероприятий. Главная тема – природоохранная и всегда остается основная идея: охрана природы – долг каждого.
За короткий период существования у нашего школьного лесничества «Березка» уже сложились свои традиции. Это праздник осени, птиц, викторины, конкурс рисунков, экскурсии и познавательные походы, ежемесячные советы лесоводов. Ребятами начата и исследовательская деятельность с последующей разработкой и защитой проектов.
3. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу речку, наш лес, наш край и в конечном итоге нашу Родину.
Лесохозяйственная деятельность
К сожалению, сегодня мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите.
Лесохозяйственная деятельность школьного лесничества в этом году была минимальной, из-за большого количества змей на данной территории леса. Учащимися школьного лесничества «Березка» проведен только уход за лесом, на площади 1 га леса. Территория леса убрана от сушняка и мусора. Руками школьников высаживались деревца и кустарники для озеленения улиц родного села, пришкольного участка.
Сбор семян лиственных пород происходил следующим образом: узнав о сборе семян березы, учащиеся разделились на три группы. Первая группа осуществила сбор семян в селе Русская Паевка. Место сбора семян: лесопосадки и березы, растущие около домов. Ответственная Королева Виктория. Вторая группа деревня Кульмеж. Ответственная Иноземцева Алина. Третья – село Ямщина. Ответственная Сухарькова Татьяна. Дособирали семена березы у школьной аллели берез.
Акция «Чистый лес»
Мы провели уход закрепленной территории леса и биотехнические мероприятия, направленные на привлечение и охрану птиц. Отрадно отметить, что мусора в лесу, стало меньше. Самым распространенным мусором в лесу, который порой оставляют после себя многочисленные отдыхающие в ходе нашего исследования были: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки. Хуже дело обстоит с лесопосадками, где мусора гораздо больше: пищевые отходы, различное тряпье, встречается металлический лом. Это можно объяснить полным безразличием некоторых людей к природе. Лечить это «безразличие» планируем в новом году разъяснительной работой о вреде мусора среди населения. Мусор, который нашли в лесу, закапали в ямы: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки.
Лесозащитная «Зеленый патруль»
Экологически чистые районы нашего леса служат источником лекарственного сырья, а повальное увлечение людей лечением всевозможных заболеваний дикорастущими лекарственными растениями приведет к тому, что многие из них будут просто уничтожены. Вырываются душица, зверобой и многие другие лекарственные растения, ломаются ветки цветущей липы. Исчезновение растений пагубным образом скажется и на животном мире, так как растения стоят в самом начале цепи питания, а душица в нашей местности уже становится редким видом. Необходимо направить все усилия на сохранение природного богатства нашего края. Мы ведем просветительскую работу среди подрастающего поколения и местного населения, с целью сохранения биогеоценозов нашей местности и эту большую работу по охране лесных культур провел «Зеленый патруль»- верный защитник растений, часовой леса, спас не одно растение.
Природоохранная деятельность.
В работе школьного лесничества «Березка» предусмотрена природоохранная деятельность юных любителей леса. Они пропагандируют определенные правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение природы, лесного сообщества, что воспитывает у каждого школьника чувство ответственности — постоять за нее.
Операция «Муравейник»
Ранней весной проводилась операция «Муравейник», в рамках которой мы выявляем муравейники на закрепленной нами территории участка леса. Выполняемые ребятами исследования носили преимущественно поисковый и учебный характер. Операция проводилась со специалистом Тюриной Г.В.
В этом году мы обнаружили 5 муравейников. Все муравейники оказались великанами, высота составила более 70 см. Но самое главное, что мы провели ограждение 2 муравейников, для сохранения от разрушения лесными зверями и человеком.
Бежит живой ручеёк, несет на себе листья, насекомых, хвою. И все это наши рыжие лесные муравьи, лесные санитары, трудяги. Трудятся из дня в день, строят свои терема. Но вот беда, слишком часто разрывают муравейники лесные звери. Тогда на помощь лесным муравьям приходят школьники, они огораживают муравейники, защищают их от разорения.
Акция «Наши зимующие птицы»
Зима самое суровое время для птиц, так как доступной для них пищи становится все меньше, а значит, почти все пернатые в суровое время года голодают, а некоторые из них даже погибают от голода.
Добрая традиция нашей школы — проведение акции «Наши зимующие птицы». Мы каждый год мастерим кормушки, развешиваем их и с удовольствием помогаем птицам.
В нашей школе работа состоит из трех этапов. Первый этап — акция «Птичья кладовая». Нами были собраны ягоды рябины, семена различных растений, семена арбуза, тыквы для подкормки птиц в зимний период. Дети приносят из дома кусочки несоленого сала – лакомство для синичек, нежареные семечки, пшено, семена подсолнечника.
Второй этап акция «Кормушка» — изготовление кормушек и регулярная подкормка птиц зимой. На территории школы подкормка птиц осуществляется на 10 кормушках по графику, составленным активом ШЛ «Березка», начиная с начальных классов, заканчивая 11. Частыми посетителями кормушек были воробьи и синицы. Прилетали к школьным березам и снегири, были замечены и свиристели. Ребята вели наблюдение за прилетающими пернатыми и фотографировали их.
В марте проводится заключительный этап — акция «Скворечник». Школьники изготовляют и развешивают искусственные гнездовья для птиц. Всего нами было развешено 21 домик и 3 синичника. Вывод: учащиеся нашей школы, активно участвуя в акциях, спасла не одну стаю лесных обитателей.
Акция «Чистый родник»
Работа по изучению и сохранению родников данной местности в настоящее время актуальна. Рациональное использование вод – одна из наиболее важных современных проблем охраны природы для всего человечества.
Ребята из школьного лесничества «Березка» в этом году изучили историю появления родника на территории села Засечная Слобода, совершили экскурсию, с целью ознакомления местонахождения родника, изучения ее вкусовых качеств. Также очистили родники, находящиеся на территории села Русская Паёвка. В ходе экскурсии, работы ребята получили знания об очистки вод, заряд энергии в общении с природой.
4. Чем я могу помочь природе? Учебно-исследовательская работа
Королев Артем провел исследования по изучению животного мира близлежащих лесных массивов. Цель исследования: изучить особенности животного мира нашего края. На исследуемой территории леса, Артем обнаружил следы кабана, лисы, зайца, барсука и его нору, популяцию рябчиков. Также он занимался фотографированием леса, лесных пейзажей.
Таказина Татьяна изучала продукт жизнедеятельности пчел – мед. Таня провела много опытов по изучению качества меда. Ее исследовательская работа называлась – «На пасеке у дедушки».
Зарубина Ирина в своих стихах воспевала красоту родной природы, своей малой Родины. В исследовательской работе «Челмодеевскому Майдану, посвящается» в номинации «Проба пера» Ирина представила стихи собственного сочинения.
Учащиеся нашей школы активные участники районного и республиканского конкурса — «Защитим лес», Всероссийского конкурса — «ЧИП», школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии.
Результат проекта: Больших проблем в деле охраны природы, нам учащимся, пока не решить, но мы смогли: посадить деревья, ухаживать за лесом, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, взять под охрану муравейник, полянку, лекарственные травы. Все это мы сделали от чистого сердца во имя сохранения нашей Родины. Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах наших сел и городов, и в естественных природных условиях.
Работа наша школьного лесничества «Березка» отмечена грамотой министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования республики Мордовия, в республиканском конкурсе школьных лесничеств, который прошел 25 марта в городе Саранске и подарком – электронной книгой.
Вывод: Мой проект представил вашему вниманию конкретные дела, в деле охраны природы. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.
И гипотеза в ходе проекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в деле сохранения природы и Родины.
Мой проект – это тот голос, который призывает вас всех в необходимости с детства создавать вокруг себя благоприятное жизненное пространство, научится сажать деревья, цветы, соблюдать правила поведения в природе, одним словом, понимать и любить окружающий мир, а значит охранять природу родного края – Родину.
Что нужно сделать, чтобы охранять природу? Наши рекомендации.
1. Изучать и соблюдать экологические законы. Соблюдать и выполнять правила поведения в природе.
2. Привлечь внимание жителей села к проблемам экологии.
3. Проводить экологические акции, создавать экологические тропы.
4. Проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе.
5. Создавать и организовать работу школьного лесничества.
6. Озеленять территории: сажать деревья, кустарники, цветы.
7. Помогать зимующим птицам и встречать перелетных птиц.
8. Совершать походы и экскурсии в живую природу.
9. Беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу.
10. Проводить праздники экологической направленности.
11. Все что нас окружает, научиться любить, беречь и охранять.
Заключение:
В дальнейшем мы продолжим работу школьного лесничества, тем самым внесем посильный вклад в дело охраны природы.
Так давайте же будем, беречь и любить нашу природу, приумножая ее природные богатства, повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого, нам, и не дано.
Наверное, Бог наш художником был,
Раз столько красот на планете.
Он создал для нас миллионы чудес
И мы за все это в ответе!!!..
Литература:
- В гостях у природы. Е.И. Леманская. г. Мытище. АО «Принт-экспесс».
- Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение, 1986г.
- Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М: Школьная пресса. 2003 г.
- Ресурсы Интернета.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
План
1. Человек – хозяин и защитник природы.
2. Сохраним и сбережем богатства Родины:
а) угроза растительному и животному миру;
б) экологическая обстановка.
3. Отношение к природе – один из показателей культуры человека.
Родина и природа – это понятия, которые неотделимы друг от друга. Символично то, что у этих слов один корень. Для многих из нас понятие Родины связано с домом, с родными, с речкой, где прошло детство. Мамины руки, игрушки, сказки, улица, трава, лес, облака в небе и многое‑многое другое – это наше первое представление о Родине, о сложном огромном мире. Мы – хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.
Велика наша Родина и богата. Необъятны ее богатства, но они не бесконечны. Их надо уметь беречь. Настала пора всем людям позаботиться о сохранении природы и восстановлении того, что использовано или загублено. Растительный мир нашей страны разнообразен, но в настоящее время растения подвергаются воздействию различных вредных факторов. В результате появляется угроза для жизни растений. Ученые подсчитали, что ежедневно на планете исчезает по одному виду животных и каждую неделю – по одному виду растений. Бездумно спиленный тополь, огромный букет цветов, принесенных из лесу – все это наносит удар по природным запасам, которые не безграничны.
Каждого из нас не может не тревожить тот факт, что экологическая обстановка в последние годы резко ухудшилась. И хотя мы не все знаем, не во всех тонкостях экологического кризиса разобрались, видим, чувствуем и ощущаем: пришла беда.
Сейчас часто говорят и пишут о фактах преступного загрязнения окружающей среды, обострении экологической ситуации в промышленных центрах. Особую опасность представляет загрязнение воды. Ряд продуктов питания тоже не безопасен для нашего здоровья. Газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают различные заболевания людей и гибель растений.
Отношение к природе – один из показателей культуры, воспитанности человека. Каждый обязан заботиться о природе и окружающей среде. Человек и природа связаны друг с другом. Разумное участие человека в жизни природы полезно как человеку, так и природе. Мы должны помнить, что чистые реки и богатые леса, звери и птицы, плодородная почва и чистая вода нужна не только нам, живущим в XXI веке.
Наша задача – сберечь богатства природы для будущего. Потребительского, бездумного отношения к природе не простят нам будущие потомки. Каждый должен задуматься о том, что природу можно спасти только тогда, когда осознаем простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.
Что важнее: кем быть или каким быть?
Человек должен быть умен, прост, справедлив и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек.
К. Паустовский
План
1. Мечты о будущем.
2. «Добрыми будем – тогда и выйдем в люди»:
а) сложность выбора профессии;
б) в любых ситуациях оставаться человеком.
3. Главное – найти себя.
Каждый из нас в определенные моменты жизни задумывается о своей будущей профессии, о том, какое место он займет в обществе. Мы мечтаем о карьере, о больших делах и открытиях, мечтаем быть счастливыми и хотим, чтобы счастье и удача были всегда рядом с нами. «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу», – так говорили древние. Наша судьба зависит от многого, что окружает нас: от того, как мы себя ведем, какой выбор делаем и, конечно же, от того, кем мы станем и какими мы станем.
От выбора профессии зависит дальнейшая наша жизнь. Если нравится дело, которым занимаешься, то получаешь удовольствие, и работа приносит пользу людям. Любимая профессия позволяет человеку познать радость труда. Нужно помнить о том, что любая работа требует самоотдачи. Но пользу эта самоотдача принесет в том случае, если человек работает не по принуждению, а по зову сердца. Тогда никакие нагрузки не страшны. Поэтому при решении вопроса «Кем быть?» важную роль играет личный интерес к профессии. Интерес – вот главное условие при выборе профессии.
Человеку не должно быть безразлично, что о нем думают окружающие. Каждый из нас хочет, чтобы его заметили, оценили, похвалили. Но в то же самое время нельзя думать только о себе. Самолюбие никогда не считалось самым лучшим качеством. Бывает и так, что человек добивается самоутверждения, думая только о себе, о своих интересах. Иногда хороший специалист, знающий свое дело, постоянно повышающий свое мастерство, в жизни может оказаться непорядочным человеком, который для достижения своей цели, карьерного роста не замечает никого и ничего. Тяжело с таким человеком поддерживать отношения.
Каждому из нас в любых ситуациях нужно оставаться человеком и к людям относиться с уважением и пониманием. Римма Казакова обращается ко всем нам: «Добрыми будем – тогда и выйдем в люди, добрыми будем – и будет добрым путь!» Человек может быть самолюбив, но это самолюбие должно сочетаться с повышенной требовательностью к себе, с уважением к другим. Человек, уважающий себя, не позволит себе никаких действий, от которых пострадают другие люди. Каждому хочется, чтобы с ним считались и прислушивались к его мнению. За что же уважают людей? Не только за умение работать, за какие‑то достижения. Да, это важно. Но все же главными остаются человеческие качества: справедливость, честность, доброта. Доброе сердце – это источник радости, заставляющий все вокруг расцветать улыбками. Счастливый человек – это не только тот, кто достиг высокого мастерства в той или иной профессии. Человек может занимать высокий руководящий пост, но думать только о себе и своих интересах. Может, он и считает себя счастливым человеком, но у окружающих людей мнение совсем другое. Наверное, способность радоваться за других, делать добро дарована далеко не всем людям.
Каждый из нас хочет многого достичь в жизни. Но для этого надо приложить определенные усилия. Выбирая профессию, мы должны учитывать свои интересы и способности. Но бывает так, что взрослый человек меняет профессию, проявив свои способности в другой деятельности, и другая профессия окажется именно той, где человек сможет себя реализовать. Главное – найти себя. Главное – делать все, чтобы стать настоящим человеком. Нужно почаще задавать вопросы, обращенные к себе: «Как я живу? Что доброго я сделал сегодня?» Ведь с поступка, нацеленного на добро, и начинается личность.
Легко ли быть Человеком?
Плохой ли, хорошей рождается птица –
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеком мало родиться.
Им еще нужно стать.
Э. Асадов
План
1. Что нужно для того, чтобы стать человеком с большой буквы?
2. «Человек – это звучит… гордо!»
а) что значит быть человеком;
б) спешите делать добро.
3. «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать».
Говорят, что человеком не рождаются, а становятся. Что же нужно для того, чтобы стать настоящим человеком? Прочитать какие‑то пособия, учебники? Может, есть специальные книги, которые помогут сформировать человека? Конечно, без чтения книг не обойтись. Чтение – важный путь познания жизни и людей. Именно книги являются источником духовного обогащения человека. Но чтобы стать человеком, нужно много работать над собой. И какие бы проблемы у нас ни возникли, как бы нам трудно ни было, нужно всегда оставаться человеком, всегда помнить о том, что рядом с тобой находятся люди, которых надо уважать. Каждый человек имеет право на уважение.
Человек не может жить один. Каждый день мы встречаемся друг с другом в школе, на улице. Мы смотрим друг другу в глаза, доверяем свои тайны, спорим, радуемся; бывает, огорчаемся. Это наша жизнь. Каждому хочется, чтобы с ним считались, прислушивались к его мнению, чтобы его уважали. Некоторые люди свои интересы, желания ставят выше других. Они могут унизить другого человека, посмеяться над ним. И при этом считают себя личностью. Но личностью называется не тот, кто способен на решительные поступки, не считаясь ни с кем, а тот, кто при всей своей решительности и силе характера не будет возвышать себя над другими людьми. И если человек не уважает другого человека, если он делает только то, что ему хочется, то настоящим человеком такую «личность» назвать нельзя. Быть настоящим человеком – это значит отдавать частичку своего сердца, души другим людям. Чтобы вокруг нас было больше добра, тепла, красоты. Чтобы в каждом человеке, с которым приходится нам общаться, осталось от нас и нашей души что‑то хорошее. Милосердие и доброта должны всегда согревать нашу жизнь. Злой, равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком, хотя он может достичь определенных высот в карьере.
В жизни больше всего ценится доброта. Добро начинается с малого – желания помочь своим близким: сказать доброе слово, поддержать, улыбнуться. Помните пословицу: «Доброе слово и кошке приятно»? Главное – не пройти мимо, не быть равнодушным, не отводить в сторону глаза и не делать вид, будто бы ты ничего не видел. Завтра понадобится тебе помощь. Наверное, любой добрый поступок оставляет след в нашей собственной душе, принося чувство удовлетворения.
В нашем непростом мире трудно быть настоящим человеком. Но без таких людей невозможно жить. Деньги, карьера, забота о своем благосостоянии делают людей жестокими, равнодушными, злыми. Кто‑то озлобился из‑за денег, кто‑то вырос в семье, где не было любви и взаимопонимания. А у кого‑то произошла трагедия. В жизни могут быть разные ситуации. И если мы не будем поддерживать друг друга, будем думать только о себе, наш мир превратится в сосредоточие зла. А ведь человек рождается для счастья, для того, чтобы реализовать себя, чтобы оставить свой след на планете Земля.
Настоящий человек – это честный, справедливый, благородный и бескорыстный человек, для которого понятие «совесть» стоит на первом месте. Это человек слова, на него всегда можно положиться. Такие люди нас никогда не подведут, с ними, как говорят, можно идти в разведку. Ведь часто бывает так, что мы что‑то обещаем, а потом не выполняем, сославшись на нездоровье, забывчивость или какие‑то свои проблемы. Для некоторых невыполненные обещания становятся привычкой, нормой поведения. Настоящий человек, если пообещал что‑то, всегда выполнит, даже если это и очень трудно. А кто говорит, что стать человеком легко?
Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире. В. Сухомлинский утверждал: «Ты рожден человеком, но Человеком должен стать». Мы можем обойтись без многого. Но доброта и милосердие, взаимопонимание и уважение, честность и порядочность – это то, на чем держится наша жизнь. Поэтому у человека не может быть иной цели, кроме как стремления стать настоящим человеком.
Роль знаний в жизни человека
Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны.
Эсхил
План
1. «Знание – сила» (Ф. Бэкон).
2. Что значит быть образованным?
а) потребность человека в образовании;
б) титаны эпохи Возрождения.
3. Стремитесь узнать больше!
Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно‑технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила».
Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Но знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что‑то делать. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. Со знанием должны быть обязательно связаны умения. Ведь зачастую бывает так, что человек обладает определенными знаниями, но этих знаний он нигде не применял, потому что не научился их применять. О таком человеке можно сказать, что он что‑то знает, но ничего не умеет. Мы, к примеру, можем выучить правила правописания, но быть безграмотными людьми, потому что не умеем эти правила применять.
Кого же можно считать образованным? Бывает так, что человек закончил вуз, но образованным его назвать нельзя. Такой молодой человек получил поверхностные, «удовлетворительные» знания, да и высшее учебное заведение ему нужно было только для получения диплома. А иногда встречаются люди, которые по каким‑то причинам не получили высшего образования, но намного эрудированнее, умнее специалиста с дипломом. Правы те, которые считают, что настоящее образование достигается путем самообразования. Если человек захочет, то он самостоятельно сможет овладеть многим, он сможет за короткое время изучить то, на что другому понадобятся годы. Человек может быть всесторонне развитым, а может быть хорошим специалистом только в какой‑либо области. Начитанность – одна из примет образованного человека. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких‑то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.
В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Вспомните эпоху Возрождения, давшую миру титанов мысли, энциклопедичность знаний которых никто до сих пор не превзошел. Кто не слышал об ученом, художнике, музыканте, скульпторе, архитекторе Микеланджело Буонарроти, который вошел в историю еще и как поэт, высоко ценивший Данте? А величайший живописец, скульптор, поэт Леонардо да Винчи был еще и гениальным инженером, ученым, который предвосхитил многие изобретения нашего времени. Перед талантом таких гениев будет преклоняться еще не одно поколение людей.
Жизнь не стоит на месте. Мы уверены, что завтра в области науки и техники откроются еще большие перспективы. Главное, чтобы великие научные достижения XXI века служили на благо человека. И если жизнь человека не вечна, то наука и знания переступают пороги столетий. Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что‑то узнать, расширить свои познания. Самое благоприятное время для учения – это молодость. Не будем терять время! К. Станиславский утверждал, что «каждый день, в который бы вы не пополнили своего образования, хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний… считайте бесплодно и безвозвратно для вас погибшим». Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».
Мое любимое время года
Сияет солнце, волны блещут,
На всем улыбка, жизнь на всем…
Ф. Тютчев
План
1. Лето – любимое время года.
2. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось»:
а) лето – это отдых;
б) наедине с природой;
в) вместе с любимыми книгами.
3. «У природы нет плохой погоды».
У каждого человека есть любимое время года. Одним нравится зима с ее пушистыми снегами, другим – весна, когда вместе с пробуждением природы как бы пробуждается вся жизнь. Прекрасным временем года является осень. Это любимое время года А. С. Пушкина. Именно осень давала поэту вдохновение для написания удивительных стихотворений. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» – писал он. Моим любимым временем года является лето.
Тепло, цветы, фрукты, каникулы, много свободного времени и, конечно же, отдых. Вот что такое лето. Сколько планов у каждого! Но, к сожалению, это время быстро проходит. Создается такое впечатление, что чем теплее дни, тем они быстрее пробегают, унося с собою прекрасные воспоминания о летних днях. Каждый день оставляет в памяти что‑то хорошее, о котором будешь потом вспоминать холодными зимними вечерами. Некоторые могут возразить, что лето быстро надоедает, что летом скучно, потому что друзья разъехались, заняться нечем. Но это совсем не так. Даже если ты остаешься в городе, ты можешь найти всегда возможность заняться тем, что тебе нравится: музеи, выставки, парк, речка, дача, чтение любимых книг, ремонт в своей комнате, помощь родителям и многое другое. Главное – найти себе дело по душе.
Я с нетерпением жду лета, потому что летом можно отдохнуть вместе с родителями или друзьями. Для меня лето всегда ассоциируется с морем, с незабываемыми путешествиями, с выездами на природу. Почти каждое лето наша семья отдыхает в Крыму. Неповторимая красота природы, целебность воздуха дарят нам незабываемые впечатления на целый год. Истинное удовольствие получаешь после посещения Никитского ботанического сада, потому что коллекция цветов никого не может оставить равнодушным. Запоминается и доставляет удовольствие все. Купание в море и прогулки по набережной, Бахчисарайский дворец и Ласточкино Гнездо… Крым – это особенное место: оно вдохновляет людей и дает заряд энергии на целый год.
Лето мне нравится еще и потому, что мы часто с друзьями и родителями выезжаем на природу, бываем в лесу. Лес меня привлекает в любое время года, но особенно он красив летом. Отдыхая в лесу, я всегда вспоминаю стихотворения русских поэтов о природе. Может быть, прогулка И. Бунина по летнему лесу вдохновила его на создание прекрасных строчек:
Тем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Воздействие красоты природы на душу человека можно сравнить с воздействием прекрасной музыки, которую я люблю слушать.
Я также люблю читать и много времени летом отдаю чтению любимых книг. Мне трудно сказать, какие книги нравятся больше: все зависит от настроения, от состояния души. Иногда хочется почитать исторические произведения или фантастику. Иногда с удовольствием перечитываю стихотворения о любви. Нередко записываю понравившиеся изречения в блокнот. Есть любимые книги, к которым обращаюсь неоднократно; книги, от чтения которых получаю истинное удовольствие. Среди таких книг могу назвать удивительный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Не могу сказать, что мне все понятно в этом произведении, но каждый раз, перечитывая отдельные главы, открываю для себя что‑то новое.
Лето проходит быстро. Но солнечные теплые деньки, хорошее настроение еще долго не будут покидать нас. Хотелось бы, чтобы лето никогда не заканчивалось. Впереди нас ждет осень. Но ведь осень – прекрасное время года, не зря же ее любил А. С. Пушкин. А Константин Паустовский считал, что «самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
В каждом времени года можно найти что‑то очаровательное, удивительное, то, что будет вдохновлять и радовать нас. И будем помнить о том, что
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать!
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
Раннее утро
Да будет жизнь ясна, как это утро!
В. Луговской
План
1. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
2. Утро начинается с рассвета:
а) здравствуй, солнце;
б) летнее утро;
в) наедине с природой.
3. Хорошее настроение – залог успеха.
Наверное, не многие из нас любят рано вставать. Мы любим понежиться подольше в постели, посмотреть телевизор. Мы вечно куда‑то торопимся, не успеваем. Нам никогда не хватает времени, мы устаем. Мы не обращаем внимания на то удивительное и радостное, что нам дает природа. И забываем о том, что увиденное однажды, никогда не повторится. А если мы и будем наблюдать подобное, то оно все равно будет другим, ведь все в природе неповторимо. Иногда бывают такие моменты, когда хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Такие слова хочется сказать тогда, когда любуешься восходом солнца. Конечно, жителям городов редко приходится встречать рассвет – высокие дома закрывают горизонт. Только за городом можно любоваться восходом. Поэтому, если вы окажатесь за городом, не упустите такую возможность – хорошее настроение будет гарантировано вам на целый день. В мире природы в этот миг все пробуждается и приветствует солнце. Последние звезды тихо гаснут в посветлевшем небе. Видя, как золотые лучи появляются из‑за горизонта, нам тоже хочется радостно улыбнуться и воскликнуть: «Здравствуй, солнце! Здравствуй, свет! Шлем тебе большой привет!»
Особенно приятно наблюдать рассвет. Воздух ранним утром чист и прозрачен. Иногда можно увидеть легкий золотой туман. Край неба, обращенный к востоку, начинает розоветь. На фоне светлеющего неба проступают силуэты деревьев, с которых ветер как бы осторожно сдувает туман. Вот показался краешек солнышка, и все вокруг заискрилось, засверкало тысячами разноцветных переливающихся огоньков. Солнышко помедлило, словно запуталось где‑то, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом со своими огненными лучами. Вместе с солнечным светом начинает оживать природа. Тихо веет теплый ветерок. Просыпаются птицы. Н. Языков очень тонко подметил: «Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса».
И если вы на даче или отдыхаете на природе, с восходом солнца можно побежать к реке и с разбегу броситься в розовую от зари воду. Но внимательно посмотрите вокруг. Вы обратили внимание, что крошечные капельки росы серебристые? Они повисли на листьях, цветах, стеблях травы. Это заметил и поэт И. Никитин:
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Роса холодная, хотя утреннее солнышко словно зажигает в капельках огоньки. Вода еще не успела совсем остыть после жаркого дня, и мы, купаясь, наслаждаемся тишиной, свежим воздухом и чуть прохладной чистой водой, которая заряжает бодростью и радостью. Но в течение нескольких минут лес заполняется веселыми птичьими голосами.
А восток все горит‑разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Улыбнитесь и вы! Пусть каждое ваше утро будет добрым и солнечным, и тогда хорошее настроение не покинет вас целый день. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Народная мудрость гласит: «Кто рано встает, тому бог дает». Но нужно помнить и то, что день будет успешным тогда, когда у вас будет с утра хорошее настроение.
Что значит быть счастливым?
Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
Д. Дидро
План
1. Мечты о счастье.
2. Быть счастливым – мечта каждого:
а) счастливого человека нельзя не заметить;
б) быть любимым – значит быть счастливым;
в) что важнее: быть здоровым или богатым;
г) человек с добрым сердцем – счастливый человек.
3. Счастьем поделись с другим!
Каждый человек хочет быть счастливым. Каждый человек мечтает о том, чтобы счастье и удача обязательно были рядом с ним. А если в данный момент счастья нет, то мы надеемся, что оно ждет нас за порогом. И стоит только открыть дверь – счастливые дни ворвутся в наш дом, в нашу жизнь.
Счастье… Какое оно? Какого человека мы называем счастливым? Во все времена люди задавали эти вопросы. Правы, наверное, те, кто считает, что счастливого человека можно сразу заметить. Это, наверное, тот человек, у которого от счастья светятся глаза. Счастливый человек всегда улыбается и во всем находит что‑то необычное, красивое, чего раньше просто не замечал или на что не обращал внимания. Даже холодный осенний дождь может порадовать счастливого человека.
Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою
Моряк определяет место в океане.
Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей‑то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.
Материальное благополучие, хорошая работа также играют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Некоторые люди считают счастливыми тех, кто имеет все: деньги, машины, шикарные квартиры, загородные дома. Да, об этом мечтают многие. Некоторые своей цели достигают. Но можно ли назвать счастливыми людей, для которых счастье состоит только в деньгах? Вопрос спорный. Действительно, в наше время деньги играют большую роль. С одной стороны, деньги дают свободу и независимость, но с другой стороны, большие деньги могут поменять человека не в лучшую сторону, сделать его подозрительным и недоверчивым. Кроме того, ни бедный, ни богатый человек не застрахован от болезни. И здоровья, как говорят, за деньги не купишь. Когда человек здоров, он способен быть счастливым. Здоровый человек – это счастливый человек. Правда, мы понимаем это тогда, когда начинаем болеть. И все же не нужно забывать, что здоровье – одно из составляющих счастья.
Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что‑то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
Быть счастливым хочет каждый из нас. Мы рождены для того, чтобы быть счастливыми и делать счастливыми других людей. И у каждого из нас свое представление о счастье. Каждая маленькая радость, небольшой успех, достижение чего‑то делают нас счастливыми. Но, как поется в песне, счастье должно быть таким: «когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим».
МИХАИЛ ПРИШВИН
К 140-летию со дня рождения
Михаил ПРИШВИН:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, – звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».
Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.
Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.
Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
Для таких мастеров как Пришвин мало одной жизни – для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе. А этих листьев падает множество. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя – те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!
Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наполнять природу окраской человеческих дум и настроений.
Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.
Простота говорит сердцу сильнее, чем блеск, множество красок, бенгальский огонь закатов, кипение звездного неба и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.
О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы.
Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».
Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!»
Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали труднообъяснимое, но явное, присущее только Пришвину очарование.
В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.
Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
Всё сверкает поэзией, как трава от росы. Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.
Я беру книгу Пришвина, открываю ее и читаю:
«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».
В этом поистине алмазном кусочке всё просто, точно и полно неумирающей поэзией.
Присмотритесь к словам в этом отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».
Но этого мало. Язык Пришвина – язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.
Несколько слов «Ночь прошла под большой чистой луной» – совершенно ясно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей страной. И «лег мороз», и «деревья обдались сильной росой» – всё это народное, живое, никак не подслушанное или взятое из записной книжки, а собственное, свое. Потому что Пришвин был человеком народа, а не только наблюдателем этого народа со стороны, в качестве материала для своих писаний, как это, к сожалению, часто случается с писателями.
У ботаников есть термин – разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.
Колдовство пришвинской прозы именно и объясняется его обширными познаниями. В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Поэтам давно надо было бы это понять.
Насколько более величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию.
Одно дело – ночь с безыменным и потому недостаточно выразительным небом, и совсем другое дело – та же ночь, когда поэт знает законы движения звездной сферы и когда в воде озер отражается не какое-то созвездие вообще, а блистательный Орион.
Примеров того, как самое незначительное знание открывает для нас новые области красоты, можно привести много. У каждого в этом отношении свой опыт.
Но сейчас я хочу рассказать об одном случае, когда одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным. И не только объяснила, но и наполнила его, я бы сказал, закономерной прелестью.
Я давно заметил в заливных лугах на Оке, что цветы местами как бы собраны в отдельные пышные куртины, а местами среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента сплошных одинаковых цветов. Особенно хорошо это видно с маленького самолета У-2, который прилетает в луга опылять от комарья мочажины и болотца.
Я годами наблюдал эти высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление. Да я, признаться, и не задумывался над этим.
И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашел это объяснение всего в одной строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»:
«Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов».
Я прочел это и сразу понял, что полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Это была как бы цветочная карта весенних потоков.
Невдалеке от Москвы протекает река Дубна. Она обжита человеком в течение тысячелетий, хорошо известна, нанесена на карты. Она спокойно течет среди подмосковных рощ, заросших хмелем, синеющих взгорий и полей, мимо старинных городов и сел – Дмитрова, Вербилок, Талдома. Тысячи людей перебывали на этой реке. Были среди этих людей писатели, художники и поэты. И никто не заметил в Дубне ничего особенного, достойного описания. Никто не прошел по ее берегам, как по неоткрытой стране.
Виктор Боков и Михаил Пришвин (30-е годы)
Сделал это Пришвин. И скромная Дубна засверкала под его пером среди туманов и тлеющих закатов, как географическая находка, как открытие, как одна из интереснейших рек страны – со своей особой жизнью, растительностью, единственным, свойственным только ей ландшафтом, бытом приречных жителей и историей.
У нас были и есть ученые-поэты, такие как Тимирязев, Ключевский, Кайгородов, Ферсман, Обручев, Мензбир, Арсеньев, как умерший в молодых годах ботаник Кожевников, написавший строго научную и увлекательную книгу о весне и осени в жизни растений.
И у нас были и есть писатели, сумевшие ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы, – Мельников-Печерский, Аксаков, Горький, Пинегин и другие.
Но Пришвин занимает среди этих писателей особое место. Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь. Они не лежат мертвым грузом. Они живут в нем, непрерывно обогащаясь его опытом, его наблюдательностью, его счастливым свойством видеть научные явления в самом их поэтическом выражении, на малых и больших, но одинаково неожиданных примерах.
Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.
Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния, даже шутки и, уж конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.
Только единомышленнику можно безнаказанно поверить мечту. Таким единомышленником безвестных наших мечтателей и был Пришвин. Вспомните хотя бы его рассказ «Башмаки» о сапожниках-«волчках» из Марьиной Рощи, задумавших сделать самую изящную и легкую в мире обувь для женщины коммунистического общества.
После Пришвина осталось большое количество записей и дневников. В этих записях заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своем отношении к природе.
Мне кажется образцовым по верности мысли рассказ Пришвина о простоте прозы. Называется он «Сочинитель». В рассказе идет разговор писателя с мальчишкой-подпаском о литературе.
Вот этот разговор. Подпасок говорит Пришвину:
– Если бы ты по правде писал, а то ведь, наверное, всё выдумал.
– Не всё, – ответил я, – но есть немного.
– Вот я бы – так написал!
– Всё бы по правде?
– Всё. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.
– Ну, как же?
– А вот так! Ночь. Куст большой-большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята – свись, свись, свись…
Остановился. Я подумал – он ищет слов или дожидается образов. Но он вынул жалейку и стал просверливать в ней дырочку.
– Ну, а дальше-то что? – спросил я. – Ты же по правде хотел ночь представить.
– А я же и представил, – ответил он, – всё по правде. Куст большой-большой! Я сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.
– Очень уж коротко.
– Что ты, «коротко»! – удивился подпасок. – Всю-то ночь напролет: свись, свись, свись…
Соображая этот рассказ, я сказал:
– Как хорошо!
– Неуж плохо, – ответил он.
В своем писательском деле Пришвин был победителем. Невольно вспоминаются его слова: «… Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, – и весна
останется тебе навсегда, одна весна, слава
победе».
Да, весна пришвинской прозы останется навсегда в жизни наших людей и нашей советской литературы.
Константин ПАУСТОВСКИЙ