Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
…из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.
161945 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало».
Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Многомудрый Литрекон предлагает два сочинения-рассуждения по литературе на темы «Почему Чацкий — умный человек?» и «Почему Чацкий — совсем не умный человек?». Вы можете выбрать то, что соответствует Вашим взглядам на поднятую тему. Приятного просвещения!
Почему Чацкий — умный человек?
(566 слов) Александр Чацкий — это главный герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Именно о его уме идет речь в названии произведения. Чацкий приставляет собой образцового человека будущего, по мнению писателя. Ведь герой честен, принципиален, образован и не боится вступать в спор с большинством. Однако в реалиях, описанных Грибоедовым, Чацкий оказался лишним, так как его добродетелям не нашлось применения в обществе, погрязшем в пороке. И все же далеко не все критики соглашались с тем, что горе Александру принес именно ум. Например, А.С. Пушкин утверждал, что в пьесе есть только один по-настоящему умный человек, и это автор. Чацкого он считал всего лишь молодым подражателем Грибоедова, тем, кто наслушался прогрессивных речей и стал повторять их. Эту точку зрения поддержали многие критики. Однако если мы проанализируем аргументацию Пушкина, то поймем, что с ним можно совершенно обоснованно не согласиться.
Пушкин объяснил свое мнение о Чацком следующим образом: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми». Если Александр не разбирается в людях, как его можно назвать умным? Начнем с того, что фамилия главного героя является говорящей. Как известно, сначала персонаж носил фамилию «Чадский», то есть от слова «чад». Это указывает на то, что персонаж постоянно находится в чаду своих чувств, надежд и иллюзий. Так, в комедии Грибоедов описывает личную драму своего героя. Чацкий ехал к Софье с определёнными мечтами, однако им не суждено было сбыться. Возлюбленная Чацкого выбрала Молчалина, который, несомненно, уступает главному герою по уму. Также персонаж чувствует себя неловко в том окружении, в котором оказался. Герою до глубины души обидно то, что судьба оказывается благосклонной к циничным и эгоистичным людям, однако к людям с высоконравственной душой она безжалостна. Таким образом, в начале повествования персонаж находится в чаду собственных иллюзий. А к концу пьесы Чацкий прозревает и начинает понимать суровую реальность. Это означает, что автор был готов к тому, что его героя сочтут недальновидным из-за его стремления открыть глаза толпе. И он заложил в его фамилию объяснение заблуждения: находясь в чаду чувств и иллюзий, Александр не мог критически оценить свое окружение. Увы, даже самый интеллектуально развитый человек под влиянием любви делает глупые поступки, и кому, как не дуэлянту Пушкину, это знать? Стремясь произвести впечатление на Софью и вернуть ее любовь, Чацкий попробовал разрушить магию неведения и лицемерия своим злословием. Это нам очевидна бесполезность его попыток, а он молод и влюблен, а потому не видит преград.
Вот и знаменитый писатель И.А. Гончаров полагал, что речь Чацкого отличается невероятным остроумием. Он защитил героя от нападок критиков и обосновал его интеллектуальное превосходство над людьми в статье «Мильон терзаний». По его мнению, Чацкий — предвестник перемен в обществе и их первый творец, а потому не признанный и гонимый.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
В заключение хотелось бы отметить, что за каждым героем стоит автор, и если мы будем приписывать персонажам личные свойства писателя, то вместо книги перед нами окажется любительская биография литератора. Если уж реплика принадлежит Чацкому, то и оценивать ее нужно в контексте образа самого героя. Автор тут не при чем, ведь он же пишет реплики Софьи и Скалозуба. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.С. Пушкина по данному вопросу. Чацкий умен, и в этом лишь его заслуга. А автору мы можем быть благодарны за то, что он разглядел и смог описать луч света в темном фамусовском царстве.
Почему Чацкий — совсем не умный человек?
(463 слова) Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.
С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон:
«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:
«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно?
Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:
«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…».
Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.
Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.
Цель: выяснить
понимание выражений «Один в поле воин» и «Один в поле не воин» и сформировать
ценностное отношение детей к себе и окружающим его людям.
·
сформировать
положительного отношения к базовым общественным ценностям;
·
развивать осознания каждым
участником своей роли, функций в группе, умения работать в команде.
Личностные (Л): самостоятельность в разных видах деятельности, навыки
самоанализа и самоконтроля;
умение высказывать своё мнение, выражать свои
эмоции; оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные (П): на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и
классифицировать по признакам;
выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью
учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные (К): нахождение
сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; коллективная
работа; речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами; учитывать
в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек
зрения.
Планируемые результаты:
систематизировать знания
учащихся о помощи друг другу,
толерантности;
устную,
диалогическую речь, внимание, рефлексивные способности, умение высказывать свое
мнение.
Формы организации
внеурочной деятельности: фронтальная,
коллективная.
Оборудование занятия: презентация PowerPoint, раздаточный материал, мультимедийный проектор,
экран, компьютер и др..
Ключевые понятия проводимого занятия: сплоченность, коллектив.
№ пп
Этапы учебного занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
формирующиеся
на данном этапе
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия
Руслановна.
Я рада видеть всех вас. Для того, чтобы приобрести
уверенность, я предлагаю вам встать, взяться за руки, улыбнуться друг другу и
всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»
Наша встреча посвящена одной очень, на мой
взгляд, интересной теме.
1. Вступление.
-Ребята, как вы понимаете данную пословицу? «Один
в поле не воин»
Выполняют указания
учителя.
—Обычно таким образом с сожалением
комментируют борьбу без шансов на победу одного человека с
превосходящими силами.
Личностные: выражать
свои эмоции.
2.
Мотивация деятельности.
Первичное тестирование.
-Если вы согласны с этой пословицей «Один в поле не воин», то я вам
предлагаю прикрепить зелёные квадратики под словом «да» на доске, а если вы с
ней не согласны и считаете, что «Один в поле воин», то прикрепите красный
квадратик под словом «нет».
Дети
выходят к доске и выполняют задание.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать и классифицировать по признакам.
3.
Погружение в тему
внеурочного занятия (формулирование темы и цели
занятия).
Рассматривание темы на примере художественных
произведений и случаев из жизни.
-Спасибо за ваше мнение, а теперь давайте узнаем мнение других людей
по этой теме.
— Как вы думаете о чем пойдем речь на нашем занятии?
— Очень много пословиц и поговорок подтверждают это высказывание. А сейчас
я прочитаю вам один случай из жизни, а вы послушайте, пожалуйста,
внимательно, чтобы потом ответить на вопрос «Какова его главная мысль?»
( играет мелодия)
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в
летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы
развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала
про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в
сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила
мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но
никто не отвечал на её приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о
том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла,
которыми дети могли порезать ноги…А на пляже снова появились битые стёкла.
—Это не
легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Какова её главная мысль?
-От чего оберегала одна маленькая бедная старушка большое количество
взрослых и детей?
-Можно ли сказать про неё, что «один в поле воин»?
-О сплоченности
коллектива, о помощи друг к другу.
Слушают учителя.
Высказывание детей.
-От
битого стекла и как следствие, от ран и порезов.
-Да.
Регулятивные: осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
4.
Раскрытие основного
содержания внеурочного занятия.
-Сейчас мы с вами немного поиграем.
Разминка
После вступительного слова ведущего каждый ребенок по
кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».
Слушают указания
учителя.
Продолжают фразу.
Коммуникативные: нахождение сходств у участников группы для улучшения
взаимодействия между ними .
5.
Закрепление основного
содержания внеурочного занятия.
Игра на сплочение:
Игра «Ветер дует…».
Играющие становятся в круг. Ведущий говорит:
«Ветер дует в сторону…» (например, того, у кого есть брат). Те играющие, к
которым относится это высказывание (т.е. у кого есть братья) – должны встать
в центр круга. Затем выбирается другое высказывание (например, про сестру,
про домашних животных и т.д.).
Играют в игру на
сплочение,
активно включаются
в игровую деятельность
Коммуникативные: коллективная работа.
6.
Итоги внеурочного
занятия.
-Итак, а сейчас, если у кого-то мнение поменялось, я вам предлагаю
переставить свои квадратики.
-Итак, мы видим, что мнение у некоторых ребят поменялось.
-Что нового вы для себя поняли на этом занятии?
Выходят, переставляют.
Высказываются.
7.
Рефлексия
— У меня к вам пожелание, всегда думайте о последствиях
ваших слов и действий, вдруг они могут кого-то обидеть, причинить боль! И как
приятно, когда ваши слова несут другим радость и хорошее настроение, давайте
пожелаем друг другу всего самого хорошего. Возьмите
в ваших файлах зеленые листочки и ручки, напишите пожелание соседу (пусть это
будет что-то приятное), написав, сложите записки и передайте их соседу
справа. Развернуть записки можно будет, когда вы будете свободны,
наедине, а от себя я бы хотела вам подарить на память символ дружбы и сплоченности,
чтобы ваш класс был самым дружным, нужно всегда помнить, что Вы- единое целое.
Прочитаете, посмотрите, улыбнетесь и вспомните это занятие. Спасибо, вам,
ребята, за работу. Молодцы!
Пишут
приятные слова своему другу и
получают конверты от учителя.
Это
первый класс, они не все умеют еще писать, можно нарисовать подарок соседу и
смайлик
Личностные: умение высказывать своё мнение,
выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой
ситуацией.
Учитель _______ _______
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума». «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: …Вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался, все о нем прискорбно поминают:Кузьма Петрович! Мир ему! -Что за тузы в Москве живут и умирают!..Образ Чацкого, напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! -раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого «Асудьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житьяподлейшие черты».Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимныеперсонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миромпоказана социальная интрига пьесы.Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига -любовная. И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое егослово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его конкурент: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете! -говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет… Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-»Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва»
.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Подготовка к итоговому сочинению
- Открытые тематические направления для итогового сочинения
- 2017-2018 учебного года:
- 1. «Верность и измена»
- 2. «Равнодушие и отзывчивость»
- 3. «Цели и средства»
- 4. «Смелость и трусость»
- 5. «Человек и общество»
Композиция и объем сочинения:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Вступление + заключение = 1/3 объёма работы.
- 2/3 – основная часть, включающая 1 – 2 литературных аргумента.
- Рекомендуемый объем – 350 слов, работа объёмом менее 250 слов не проверяется
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. ” width=”640″>
«Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Постройте ассоциативный ряд к слову «человек»
Ум, душа, доброта, любовь, язык, мужчина, женщина, дети, семья, уважение, вера, книга, дом, правда, счастье, наука, искусство, культура, жизнь, смерть, зло, война, обман.
ЧЕЛОВЕК…КТО ОН?
Человек – 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств (обычно с определением); личность.
2. Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
3. Любое лицо; всякий. // Некое лицо; кто-л.
4. устар. Дворовый слуга (в Российском государстве при крепостном праве). // Любой слуга мужского пола; лакей. // Официант в трактире, ресторане; половой.
5. см. также люди (1*). Люди – 1. Живые существа, обладающие мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и использовать их в процессе общественного производства. // Лица, принадлежащие к какой-л. общественной среде, группе и т.п.
- Живое существо, обладающее речью и умом.
- Всякое ли данное существо можно назвать человеком?
- Носитель каких-либо качеств и свойств.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы называться человеком?
- Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
Ум и душа. Что еще должно быть в человеке?
Человек
- Синонимы к слову «человек»
- Существо, индивид, индивидуум, индивидуальность, особа, персона, личность,
- хомо сапиенс
- Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .
- Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».
- Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .
- Иначе, можно сказать, что индивид – это «конкретный человек» от рождения до смерти.
Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность – это социальная сущность человека.
Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .
Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Индивидуальность – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
Образуйте однокоренные слова к слову «человек»
Человечек, человечище, человечный, человеческий, человекообразный, человекоподобный, человечество, человечно, по-человечески, «вочеловечить» (индивидуально-авторское слово; А.А. Блок «все сущее вочеловечить»)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Человек с большой буквы – настоящий, надёжный, с высокими нравственными качествами.
Будь человеком! – призыв к кому-нибудь вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, просьба получить помощь, проявить сочувствие.
Человек слова – умеющий выполнить обещанное. Человек дела – умеющий на деле выполнить обещанное.
Большой человек – значимая личность с высоким положением. Маленький человек – человек с незначительным социальным статусом.
- Человек в футляре – замкнутый в своём маленьком мире человек, обыватель.
- Желчный человек – язвительный, раздражительный.
- Чёрствый человек – бесчувственный, неотзывчивый.
- Человек за бортОм – человек, оказавшийся в стороне от жизни общества.
Человека ищу!
Иоганн Тишбейн «Диоген искал человека»
Постройте ассоциативный ряд к слову «общество»
Люди, отношения, законы, правила, единство, деятельность, культура, поведение, этикет.
Что такое общество?
- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей;
2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или средневековое, буржуазное, социалистическое, коммунистическое, рабовладельческое или античное общества);
3) как индивидуально-национальная форма такого этапа (скажем, древнекитайское, русское общество XIX в.);
4) как определенное сообщество, т.е. некая неформальная организация людей, объединенных по какому-либо одному существенному признаку (например, светское общество, или «высший свет», философское общество, научное общество, вообще сообщество профессионалов).
Что такое общество?
это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.
Взаимоотношения человека и общества
- Взаимодействие
- Противостояние
- Конфликт
Произведения, в которых поднимаются вопросы взаимоотношений человека и общества
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий и «фамусовское общество»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Онегин, по мнению соседей-помещиков, «опаснейший чудак», так как
Сосед наш неуч, сумасбродит, Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Всё да да нет; не скажет да-с Иль нет-с …
Фармазон – вольнодумец
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин и «водяное общество»,
Печорин и офицеры
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Раскольников и его индивидуалистический бунт против несправедливого устройства общества
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Конфликт Евгения Базарова
и Павла Петровича Кирсанова
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Понтий Пилат – Иешуа – Мастер – Маргарита
- Домашнее задание.
- «Прямота, честность являются, пожалуй,
- самым важным личным качеством
- человека, а единство и согласие – главным общественным благом. Однако
- стремление достигнуть одновременно
и того, и другого часто приводит к конфликту» (Н.И. Зибер)
Спасибо
за внимание и работу!
Сочинение на тему: «Человек и общество»
Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».
Сочинение на тему: «Человек и общество»
Человек взаимодействует с обществом в течение всей своей жизни. Именно поэтому к теме «Человек и общество» обращались, обращаются, и будут обращаться писатели.
Многие писатели пытались создать модель идеального общества, которое бы строилось на уважении, в котором бы раскрывался потенциал каждого человека. Так создавались общественные утопии. А. Сумароков написал повесть «Сон «Счастливое общество», в которой государь и органы управления в стране руководствуются принципом общей пользы. Каждый человек мечтает жить в таком обществе!
Мечты об идеальном обществе прекрасны, но реальность их рассеивает. Писатели приходят к написанию антиутопий, рассказывающих об обществе, в котором возобладали негативные тенденции развития. Одно из моих любимых произведений – роман Д. Оруэлла «1984».
В нём описана жизнь общества при тоталитарном режиме. Неудивительно, что в социалистических странах произведение не один раз становилось жертвой цензуры. На мой взгляд, это самая страшная книга: власть стремится контролировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей.
Живого человека власть делает роботом. Страшна судьба того, кто против этой системы!
Противоречие между обществом и личностью ярко описано в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – студент, и, как водится, с финансовыми проблемами.
Он решает убить старушку-процентщицу, которая для Раскольникова является олицетворением социальной несправедливости Петербурга XIX века. Он решает отнять у богатых и раздать бедным.
То есть, он стремился сделать жизнь лучше. Но оправдывает ли цель средства?
Раскольников мог продолжить обучение, найти работу. Стоило постараться, – и перед ним открылось бы нормальное будущее. Но он выбрал другой путь. Противоборство личности Раскольникова и общества завершилось поражением для личности поражением.
Человек и общество – неразделимые компоненты бытия. Человеку, выделяющемуся из общей массы всегда нелегко. К сожалению, именно толпа определяет характер общества.
Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом. Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты: • Гармоничная связь общества и человека.
Почему эта связь так важна? • Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы? • Конфликт человека и общества.
Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века? • В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы? • Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу? Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий.
Главная наша задача в том, чтобы как можно раньше понять принципы этих отношений и двигаться в нужном направлении. Ведь результат наших действий мы увидим не скоро. Пройдут года, и только тогда мы поймем, были ли мы правы или же все время ошибались. В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества.
Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом, с молодым парнем, который собирался жениться, с человеком, которого он сам подставил. Также в этом итоговом сочинении можно показать примеры того, когда общество было нездоровым и одному человеку приходилось идти против него.
В произведении Тургенева «Муму» мы наблюдаем за тем, как крепостной лад полностью коверкал нормальные отношения между человеком и обществом. Там не могло родиться что-то нормальное и адекватное. В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные.
А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей. Я думаю, что мы уже со школьного возраста должны задумываться над проблемой человека и общества. Только так мы сможем построить что-то сильное и мощное.
Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=13280
- ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
- ПРИМЕРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
- Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех пор ничего подобного создано не было.
Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует несколько путей.
Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д.
Дефо, показавший своим произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может совершить действительно многое, Дж.
Свифт, который романом «Путешествия Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути спасения, и другие.
Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии, пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.
В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников, чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности Петербурга XIX века.
Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна.
Но стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?
У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу, начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это потребовало бы слишком много труда и усилий.
Куда проще было бы убить старушку, ограбить её и начать творить добрые дела.
К счастью для Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте» (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества, вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе, сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.
Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр, но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего общества.
Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще наступит, ещё долгие, долгие годы.
Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения.
Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми.
В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло.
Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.
Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.
Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.
Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.
Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.
Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.
Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.
Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.
Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.
Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.
Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Итоговое сочинение: Личность и общество – возможна ли гармония?
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему: «Личность и общество – возможна ли гармония?», рассматривающие проблему с разных точек зрения на примерах произведений русской литературы.
Вариант 1
Между личностью и обществом складываются особые отношения. Общество состоит из личностей, и существовать друг без друга они не могут. Люди, образующие общество, вступают в общественные отношения. Гармоничные же отношения складываются далеко не всегда. Иногда отдельные люди конфликтуют с обществом. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображается конфликт между личностью и обществом. Главный герой Александр Андреевич Чацкий приехал в Москву после долгого путешествия за границей. Чацкий родился и вырос в России, здесь он получал образование. Он благородный, честный, прогрессивно мыслящий человек. В Москве живут его близкие люди.
В доме Фамусовых он воспитывался, когда остался без родителей. У него есть имение в России, с которого он получает небольшой доход. Приехав в Россию, герой вступает в конфликт с обществом. Фамусов и его знакомые живут по своим правилам. Их главными ценностями являются власть, деньги. Ради этого они готовы на все.
Фамусов приводит в пример своего дядю, который упал и ушиб затылок, чтобы заслужить милость императрицы. Фамусовское общество считает, что образование, университеты, книги приносят вред. Чацкий не согласен с ними. Он ценит знания, честь, ум превыше богатства и власти. Он готов служить, а не прислуживаться. С фамусовским обществом он не может найти общего языка.
Они обвиняют его в вольнодумстве, он их в чинопочитании и преклонении перед всем иностранным. Общество легко поверило в слух о сумасшествии Чацкого. Он парировал тем, что трудно не сойти с ума, подышав с ними одним воздухом. Конфликт личности и общества завершился тем, что герой уехал искать, «где оскорбленному есть чувству уголок». Нельзя сказать, что он проиграл в этом противостоянии. И.
А. Гончаров считает, что один в поле воин, если он Чацкий. Столкновение прогрессивно мыслящих людей и реакционеров неизбежно, согласия им не достичь.
Конфликт личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» складывается на другом уровне. Главный герой романа Григорий Александрович Печорин – личность противоречивая. Он умный, смелый, решительный человек. Герой постоянно анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за другими людьми.
Он достаточно хорошо разбирается в людях, в их психологии. К большинству своих знакомых он испытывает презрение за слабости и глупость. Это становится причинами конфликтов и даже трагедий. Сам он не способен испытывать ни сильных чувств, ни страстей.
По этой причине у него нет друзей, не складываются отношения с женщинами. Погибла Бэла, разбито сердце княжны Мери, несчастлива Вера. Печорин разрушает жизнь контрабандистов, убивает на дуэли Грушницкого. Герой часто ведет с собой внутренний диалог, пытаясь понять себя.
Он осознает свои большие способности, подозревает, что был рожден для высокой цели. В чем его предназначение, он так и не смог понять. Герой не в ладах с собой, не смог найти он и понимания с окружающими. Не вступая в открытый конфликт, герой все же не чувствует себя своим в обществе. Он очень одинок.
Печорин путешествует по миру, в итоге умирает, возвращаясь из Персии. Крайний индивидуализм, гордыня мешают личности находиться в гармонии с обществом.
Подводя итог, можно сказать, что гармоничные отношения с обществом невозможны, если личность выделяется талантами, способностями. Таких людей не принимают обыватели, да и сами они не тяготеют к обществу. Являясь самодостаточными натурами, они не стремятся к общению. Обычно такие люди опережают свое время, что делает их одинокими и отверженными.
Вариант 2
Личность и общество – понятия взаимосвязанные. Если «личность» понимать как субъект социальных отношений, то общество – это и есть множество личностей, объединенных местом жительства, гражданством и другими связями.
Между личностью и обществом отношения складываются по-разному: они могут быть конфликтными и гармоничными. Это во многом зависит от характера человека.
В художественных произведениях часто поднимается проблема социальных взаимоотношений, поэтому они могут служить аргументами к моему утверждению.
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» большое количество персонажей, но некоторые обращают на себя особое внимание. Среди второстепенных героев выделяется Платон Каратаев. Выходец из народа, Каратаев вместе со всеми встал на защиту Отечества в 1812 году. Его отличают добродушность, мягкость характера. Он всем своим видом напоминал солнце.
Круглоголовый, небольшого роста, с карими глазами и доброй улыбкой Каратаев излучал тепло и свет. Он не был старым, но обладал великой народной мудростью. Ко всему в жизни он относится позитивно. Толстой не идеализирует героя, и за ним водятся грешки. В частности, до войны в армию его отправили за вырубку чужого леса.
Каратаев знаком и с горем, и с несправедливостью, и с тяжелым трудом. Он ко всему происходящему в жизни относится философски, как к неизбежности. Он не гнушается любого труда, работать умеет и любит. Платон очень общительный человек, он со всеми находит общий язык. Его речь поэтична, наполнена пословицами, поговорками.
Он знает множество разных историй, умеет их доносить до собеседника. Герой отзывчивый, щедрый, бескорыстный человек. Встретившись с Пьером Безуховым, который чувствовал растерянность, оказавшись в чуждой ему среде, Каратаев поддерживает его физически и духовно. И делает он это не из желания выслужиться перед барином, просто он по-другому поступать не может.
Каратаев живет в гармонии со всем миром. В этом ему помогает народная мудрость, любовь к жизни и простота.
Похожий персонаж появился в литературе 20 века. Главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» бывалый человек, о чем говорит и его фамилия. Он молод, жизнерадостен, оптимистичен. Его голос перекликается с голосом автора, и порой трудно понять, кто из них говорит.
Теркин немолодой человек, выходец из трудовой крестьянской семьи. Он относится к жизни просто и спокойно. Твардовский ставит героя в разные жизненные ситуации, в которых часто оказываются люди. В Теркине проявляются лучшие человеческие качества. Он не завистливый, не гордый, добрый, отважный.
Чувство юмора часто помогает ему в жизни. Герой любит музыку, умеет играть на гармони. Он душа любой компании. Его любили не только те люди, с которыми он встречается в произведении, благодаря фантазии автора. Его любили все читатели, многие считали Теркина реально существующим человеком. Они были не далеки от истины.
Твардовский создал персонажа, используя типичные качества русского бойца: смелость, находчивость, душевность. В его душе нет места злобе, зависти, жестокости. Теркин никогда не сомневается, как поступить. Он не думает о себе, и все у него получается правильно.
Теркин любит людей, родную землю, готов отдать жизнь за то, чтобы была свободна родина и счастливы люди. Жизнь для людей устанавливает гармоничные отношения Теркина с обществом.
Таким образом, можно сказать, что гармония с обществом возможна тогда, когда человек находится в ладу с самим собой, когда он думает об окружающих его людях. Когда человек слишком заботится о своем благе, отношения с обществом складываются сложно. Простое, спокойное, мудрое отношение к жизни, к людям вносит покой в душу и гармонию в общественные отношения.
Дополнительные аргументы
Аргументы по направлению «Я и другие» помогут в формировании собственного мнения и окажут вам помощь в написании уникальных сочинений.